Работа содержит личное отношение автора к М.К.Тенишевой и рассказ и её жизни и деятельности
Вложение | Размер |
---|---|
esse_na_temu_chelovek_s_bolshoy_bukvy_m.k.tenisheva.docx | 29.01 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Агибаловская общеобразовательная школа»
Улица Школьная, д.12, телефон
Эссе
на тему
«Человек с большой буквы»
Работу выполнила: Серегина Юлия Сергеевна, 26.06.1997. 10 класс, Смоленская область, Холм-Жирковский район, д. Агибалово, ул. Черемушки, д.8
Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много.
И.Билибин.
В жизни всегда встречаются люди, на которых хочется равняться, быть похожим, хотя бы в стремлении реализовать себя в жизни, добиться определенных высот, сделать что-то очень важное и полезное…
Для меня таким человеком стала М.К.Тенешева. Она была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Все это поражает воображение, позволяет говорить и о великолепном художественном вкусе, и о любви к искусству, и о служении отечественной культуре.
Работая над изучением личности Тенешевой, захотелось выяснить, в чем же она проявила в большей мере свой талант как общественный деятель или коллекционер, художник-эмальер или певица, историк или археолог, педагог или ученый, а может быть и писатель?
Этот вопрос, на мой взгляд, является актуальным и значимым для современного поколения. Во-первых, дает возможность прикоснуться к личности легендарного человека, а во-вторых – учит стремлению реализовать себя, проявив при этом самые лучшие нравственные качества.
Итак, «Настоящей Марфой – Посадницей» назвал ее Н.К.Рерих[1].
Откуда же мог появиться такой сильный характер, если знаем, что в детстве Тенешева не знала родного отца и была лишена материнской ласки? Что это? Детские мечты о другой, счастливой и благополучной жизни или желание вырваться из домашней «тюрьмы»? Скорее всего, и то, и другое. И это сделало удивительную женщину «Гордостью России».
Уже в 1881 году она уехала в Париж, где получила музыкальное образование, стала профессиональной певицей. А через одиннадцать лет зимним вечером в петербургском доме на Английской набережной решилась исполнить романсы П.Чайковского. Восторженный композитор кинулся к роялю, и сам стал ей аккомпанировать.
Еще одна дата - 1887 год. Это открытие талашкинского сельскохозяйственного училища для крестьянских детей, которое стало истоком будущей просветительской деятельности Тенишевой. Цель одна: не только дать крестьянским детям начальное образование, но повлиять на их жизнь в целом, научить новым приемам хозяйствования, обучить ремеслам.
Став женой В.А. Тенешева, князя, богатого человека, крупного предпринимателя, этнографа и социолога, Мария Клавдиевна получила возможность в полной мере проявить свои творческие способности, недюжинный талант художника и умного организатора - просветителя, одухотворенного идеей сохранения культурного наследия русского народа, собирания бесценных сокровищ народного творчества, предметов быта.
Главное: это дало княгине возможность удовлетворить ее страсть к коллекционированию. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизация которой была поручена А.Н.Бенуа, Тенишева устроила в 1897 выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею.
Человек разносторонне образованный, муж М.К.Тенишевой не разделял части ее увлечений и не одобрял ее дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все ее начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.
Заветной мечтой прекрасного художника было восстановление способа выемчатой эмали – одного из наиболее трудоемких и древних. Для этого она основательно изучила историю и технику эмали и специализировалась в этой области. Работы М. К. Тенишевой – декоративные бронзовые фигурки, стилизованные изображения птиц, ларцы, подсвечники, блюда, интересные и ценные эмали – получили европейскую известность и экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Праге.
В «Теремке»(Смоленск, Талашкино) можно увидеть самую капитальную работу М. К. Тенишевой – портал двери с эмалевыми вставками, над которым она работала несколько лет.
Чуть позже в Московском археологическом институте М. К. Тенишева защитила диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация», которая в 1930 году была издана в Праге отдельной книгой.
Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске.
Далекая от политики и осмысления социальных проблем, Тенишева видела свою «роль в том, чтобы поощрять таланты». Кроме того предоставляла возможность на собственные деньги проводить грандиозные мероприятия культурного значения.
Так, в Смоленске Тенишева финансировала раскопки Смядыни – древнейшего участка города, где стоял княжеский дворец, раскопки Гнездова – находившегося недалеко от Талашкина крупнейшего в Европе славянского курганного комплекса. На свои личные сбережения построила здание для музея “Русская старина”. Оказывала материальную и моральную поддержку молодым талантам, поощряла их творческие искания, приобретала для своей коллекции произведения их искусства. Благодаря ее пожертвованиям в России выходил один из лучших русских журналов начала двадцатого века “Мир искусства”.
Многое пришлось пережить М.К.Тенешевой: это и личные утраты, и непризнание, и ложные обвинения.
Изучая ее переписку с Рерихом, я нашла такие слова: «Трудно одинокой женщине пробиться. Трудно, даже невозможно, без сильной руки завоевать себе место. Все эти утопии феминизма — одни слова. Как бы ни была женщина идейна, но без опоры мужчины она до сих пор ничего!»[2]
В них, думаю, выражен и драматизм личной судьбы этого человека, и трагедия всего общества прошлого столетия.
Но… Удивительна натура Тенишевой. Что бы ни случилось, какие бы невзгоды ни пытались ее сломать, она снова и снова возрождалась к активной, наполненной жизни.
В очерке «Памяти Марии Клавдиевны Тенишевой» Н.Рерих писал: «Как спокойно и благополучно могла устроиться в жизни Мария Клавдиевна. По установленным образцам она могла надёжно укрепить капитал в разных странах и могла оказаться в ряду тех, которые вне человеческих потрясений кончают свою жизнь «на дожитие». Но стремление к знанию и к красоте, неудержимое творчество и созидание не оставили Марию Клавдиевну в тихой заводи. Всю свою жизнь она не знала мертвенного покоя. Она хотела знать и творить и идти вперёд»[3].
В книге «Впечатления моей жизни», впервые изданной в нашей стране только в 1991 году, русская просветительница и меценатка писала: «Я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направлять его силы и способности»[4].
Ему, народу, она посвятила всю свою жизнь, творческую деятельность, ставила добрый след на смоленской земле, в художественной культуре России.
Художники того времени пытались запечатлеть княгиню на своих полотнах – и у каждого из них она получалась столь разной. Душа этой великой женщины неуловима. И любой ее словесный портрет тоже всегда будет неоконченным. Но мы будем судить о ней по делам её.
А для меня она является тем Человеком, который может служить идеалом как общественный деятель, коллекционер, художник-эмальер, певица, историк, археолог, педагог, ученый, писатель и просто замечательная Женщина.
[1] ОР ГТГ, ф. 44/1391
[2]ОР ГТГ, ф. 44/1503.
3 ОР ГТГ, ф. 44/1563.
4 М.К.Тенишева. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство, 1991. С. 250.
Зимняя сказка
Спасибо тебе, дедушка!
Хрюк на ёлке
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Чья проталина?