Работа посвящена творчеству известной писательнице Мэри Уолстонкрафт Шелли. В этом произведении создана интересная метафора – автономного существования искусственного существа. Монстр не только существует помимо профессора Франкенштейна, он сам открывает для себя возможности существования, сам обучается говорить, пользоваться плодами человеческого труда, но не может быть полезным человеку.
Мэри Шелли утверждает неисчерпаемость безмерность мироздания, показывает творческие, созидательные возможности человека. Она полемизирует с Руссо на самом высоком философском уровне. Естественный человек в условиях современного общества оказывается утопией, ибо он помимо своей воли и воли своего создателя вовлекается в круговорот событий, свойственных определённому историческому периоду. Произведение Шелли можно рассматривать как своеобразную художественную историю, где монстр представляет собой пародию на Адама, а Франкенштейн – на бога, причём они часто друг другу противопоставляются как абсолютно чужие и даже чуждые существа.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №9"
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ, ПРЕДСКАЗЫННЫХ В РОМАНЕ «ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ»
Выполнил Долгушин Ярослав Валерьевич,
ученик МАОУ СОШ №9
научный руководитель:
Иконицкая Лидия Николаевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №9
Тамбов 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...………..................3
1. Обзор литературы……………………………………………………………………….5
2. Мэри Шелли – автор романа «Франкенштейн, или современный Прометей»……………………………………………….………………………………………..5
3. Как появился «Франкенштейн»………………………..………………………………5
4. «Франкенштейн, или современный Прометей» - начало научной фантастики в литературе………………………………………………………………...……………………...6
5. Философия добра и зла в романе………………..……………………………………..7
6. Противопоставление романтических образов в романе……………..…………….....8
Заключение………………………………………………………………………………….…..11
Источники.……………………………………………………………………………….……...12
Глоссарий……………………………………………………………………………………….13
Приложения……………………………………………………………………………….…….14
ВВЕДЕНИЕ
В истории мировой литературы есть имена и названия, которые у всех на слуху. Таков роман “Франкенштейн, или Современный Прометей” (1818) английской писательницы Мэри Уолстонкрафт Шелли (1797–1851). Судьба швейцарского учёного Франкенштейна, создавшего живое существо из неживой материи и превратившегося в конце концов в жертву и одновременно палача собственного изобретения, стала особым знаком, который с течением времени охватывает всё более широкие культурологические слои, далеко уходя от обозначенной писательницей проблемы.
XVIII век не был веком только разума и здравого смысла. Это было время, когда воображение, фантазия по праву стали считаться существенным качеством интеллекта, расширяющим представления о мире, природе, взаимоотношениях человека и вселенной. Темные, подспудные, не поддающиеся рациональному объяснению импульсы все чаще стали провозглашаться если не основной, то значительной линией поведения и творчества. Но уже в то время в литературе можно было найти образцы элементов научных открытий, активно обсуждаемых не только в мировых научных кругах. К таким открытиям можно отнести клонирование человека и депривацию (приложение 1). Эти явления, а также нравственную деградацию образованного человека и быстрый шаг от грубого, необразованного существа до Человека с тонкой душевной организации познавшего горе и унижение, и наоборот деградацию личности в погоне за славой (приложение 2). Позднее эти явления будут описаны в работах психологов.
Сегодня, когда вопрос о клонировании человека является уже реальным фактом, роман может стать яркой иллюстрацией опасности искусственного человека.
В массовом сознании ХХ столетия Франкенштейн начинает воплощать демонические черты, трансформировавшись в монстра, которого он сотворил. Естественно, что произведение, будучи результатом авторского вдохновения, отделяется от писателя и начинает жить самостоятельной жизнью, но в данном положении внедрению представления, не совпадающего с замыслом творца, во многом способствовал кинематограф: за восемьдесят лет было предпринято более тридцати попыток экранизации романа, его кинематографического “дописывания”, “переписывания” и пересоздания первоисточника .
Из немалого творческого наследия писательницы только первый роман так притягивает и массового читателя, и искушённого ценителя, хотя другие её произведения, например “Последний человек” (1826), по художественным достоинствам не уступают “Франкенштейну”. Дело в том, что в первом романе Мэри Шелли затронула важнейшие вопросы человеческого бытия, которые пронизывают философские, научные и эстетические искания на протяжении столетий: может ли человек выступать в роли Бога, продуцируя себе подобного, имеет ли он право на вмешательство в загадки природы, каким образом происходит сотворение жизни, была ли создана Ева из ребра Адама.
Проблема, затронутая в работе, очень актуальна: моральная ответственность учёного за своё открытие.
Целью данной работы является показать безнравственность эксперимента над человеком против воли Создателя.
Задачи:
- философское осмысление нравственной стороны романа «Франкенштейн, или Современный Прометей»;
- влияние романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» на зарождение и развитие научной фантастики как литературного жанра и на развитие науки в целом;
- определение философских проблем романа «Франкенштейн, или Современный Прометей».
Гипотеза: «Сохранение гармонии в природе при безнравственном подчинении её человеческим прихотям невозможно».
Интерес к готической литературе в наши дни можно объяснить только модой на иррациональное, свойственное буржуазной культуре, тем более, что она находится в условиях сложного затянувшегося кризиса. Если обратиться к Англии середины XVIII в. и к теперешнему состоянию духовной атмосферы, легко можно выявить их родство и общие типологические параллели.
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
Первая книга начинающего автора, которому к тому же исполнилось лишь 19 лет, весьма редко становится достоянием национальной литературы и приобретает мировую известность. Однако судьба повести Мэри Шелли `Франкенштейн, или Современный Прометей` сложилаь именно так. Написанная почти два века назад, она оставила глубокий след в европейской и американской литературе. Сегодня можно смело сказать, что `Франкенштейн` стоит у истоков жанра научной фантастики. Это, обладающее мрачной, но необыкновенно сильной энергетикой повествование об ученом, уникальное изобретение которого обернулось трагедией для него и окружающих, предвосхитило пессимистические мотивы ряда современных научно-фантастических произведений. Не случайно уже в XX веке к этому сюжету обращались многие писатели, а сама повесть была многократно экранизирована. Имя же самого Франкенштейна, человека, создавшего злую силу, с которой он не смог справиться, сделалось нарицательным.
2. МЭРИ ШЕЛЛИ – АВТОР РОМАНА «ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ».
Мэри Шелли (1791-1851) – дочь философа и писателя, деятеля корреспондентского общества Уильяма Годвина и Мэри Уолстонкрафт, романистка, страстной защитницы прав женщины. Мать Мэри умерла при рождении дочери. Девочка воспитывалась в доме отца, являясь свидетельницей бурных политических и философских споров. Женитьба отца и присутствие в доме детей чуждой по характеру и привычкам матери сделали сложной обстановку в семье. В 16 лет Мэри встретила 22-летнего поэта П.Б.Шэлли, который предложил ей гражданский брак. Смерть двоих детей М.Шелли глубоко потрясла молодую женщину. Свою жизнь она посвятила воспитанию третьего ребёнка – сына Перси. После смерти мужа постоянно бедствуя, Мэри написала несколько романов. Наиболее известен «Франкенштейн» (1818).
3. КАК ПОЯВИЛСЯ «ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМТЕЙ».
Летом 1816 года Шелли приехали в Швейцарию. Их соседом оказался Байрон. Из-за «дождливой и ненастной погоды, стоявшей почти все лето, они вынуждены были большую часть времени проводить дома. Чтобы развлечься, Байрон предложил, чтобы каждый из них – Шелли, Мэри, сам Байрон и его лечащий врач Полидори – сочинил какую-нибудь страшную историю. Кроме Мэри, никто из них условий игры не выполнил. Впрочем, и у Мэри поначалу ничего не получилось. А как выкристаллизовалась у нее счастливая идея „Франкенштейна“ она рассказала пятнадцать лет спустя, готовя книгу для серии „Образцовые романы“.
«Лорд Байрон и Шелли часто и подолгу беседовали, а я была их прилежным, – но почти безмолвным слушателем. Однажды они обсуждали различные философские вопросы, в том числе секрет зарождения жизни и возможность когда-нибудь открыть его и воспроизвести „…“ Пока они беседовали, подошла ночь; было уже за полночь, когда мы отправились на покой. Положив голову на подушки, я не заснула, но и не просто задумалась. Воображение властно завладело мной, наделяя являвшиеся мне картины яркостью, какой не обладают обычные сны. Глаза мои были закрыты, но я каким-то внутренним взором необычайно ясно увидала бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некоей силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось.
И тут меня озарила, мысль, быстрая как свет и столь же радостная: «Придумала! То, что напугало меня, напугает и других; достаточно описать призрак, явившийся ночью к моей постели.
Она этот призрак успешно описала. Да так ярко и впечатляюще, что с 1818 года, когда «Франкенштейн» был впервые опубликован, человечество поражается ему.
4. «ФРАНКЕНШТЕЙН» - НАЧАЛО НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В ЛИТЕРАТУРЕ.
В этом произведении создана интересная метафора – автономного существования искусственного существа. Монстр не только существует помимо профессора Франкенштейна, он сам открывает для себя возможности существования, сам обучается говорить, пользоваться плодами человеческого труда, но не может быть полезным человеку.
Мэри Шелли утверждает неисчерпаемость безмерность мироздания, показывает творческие, созидательные возможности человека. Она полемизирует с Руссо на самом высоком философском уровне. Естественный человек в условиях современного общества оказывается утопией, ибо он помимо своей воли и воли своего создателя вовлекается в круговорот событий, свойственных определённому историческому периоду. Произведение Шелли можно рассматривать как своеобразную художественную историю, где монстр представляет собой пародию на Адама, а Франкенштейн – на бога, причём они часто друг другу противопоставляются как абсолютно чужие и даже чуждые существа.
5. ФИЛОСОФИЯ ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ.
Монстр в романе не универсальный вневременной архетип. В нём много идей, свойственных веку, свойственных веку, к которому относилась Шелли: так, в частности, идея преступления и его нравственной оценки. По мнению писательницы, преступления совершаются не потому, что монстр или человек к ним склонен, они вызваны определёнными, независимыми от них причинами. К монстру плохо и даже враждебно относятся, он платит тем же. Чудовище никому не принадлежит, раз от него отрёкся его творец. Оно не имеет места в жизни. У него нет даже имени. Этические категории для него переоцениваются: зло постепенно превращается в добро, так как у него нет предпосылок для того, чтобы быть добрым, а злым его вынуждают стать сами же люди. Когда он становится добрым, люди его не понимают, делают ему зло и причиняют боль. У монстра есть свои жизненные принципы, как есть они и у Франкенштейна. Но для Франкенштейна наука превращается в бессмыслицу, он творит ради любопытства, стремясь доказать неограниченные возможности человеческого разума. Монстр доказывает бессмысленную искусственность своего появления и невозможность абстрактного существования ради существования. Франкенштейн выступает в роли первооткрывателя новых путей, исследователя неизвестных сил, демонстрирующих глубинные тайны созидания. Многие современники Шелли считали, что ребёнку нужно естественное воспитание. Это значит, что дав ему жизнь можно подобно свёртку передавать его из рук в руки без губительных последствий. Шелли же утверждает необходимость ответственности. Ответственность выше, если идёт от лица подобного ученому Франкенштейну, ибо его творения принадлежат человечеству. Писательница создаёт обобщённый образ учёного-энтузиаста, погружённого в свой особый мир, недоступный другим, достаточно эгоистичного, вспоминающего о своих близких лишь в трудную минуту.
Создание человеческого гения, представленное в романе, оказывается внешне отвратительным, но внутренне богатым, человечным и добрым. Учёный Франкенштейн сам боится своего изобретения и бежит от него, но чудовище постоянно напоминает ему об ответственности перед людьми, о тесной связи между человеческим интеллектом и обществом, которому этот интеллект служит. Это философское произведение, имеющее в своей основе миф о современном Прометее.
Продукт человеческого мозга оказывается могучей разрушительной силой, ибо его создатель не задумался о перспективах и целях такого существа. В силу данного утверждения основные мысли этого произведения необыкновенны по своей актуальности и значимости. Наука должна быть обращена во благо, а не во зло людям. М.Шелли утверждает, что независимое существование невозможно, ибо человек вовлекается в определённую систему связей, симпатий и антипатий. Она провозглашает необходимость ответственности, так как она идёт от лица учёного, а его творения принадлежат человечеству.
В этом произведении особенная повествовательная структура. Историю монстра обрамляют несколько различных по характеру рассказов. Мы наблюдаем взаимоотношения живой и неживой природы, приложимость законов естественных к законам общества, сложнейшие переходы от мечты к реальности и опасность этих переходов.
6. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ.
М. Шелли (как позднее Стивенсон), видимо, пыталась изобразить две половинки расщепленного сознания одной личности. Виктор Франкенштейн — видимая часть сознания человека, монстр — невидимая. П. Б. Шелли склонен был считать, что здесь изображены две личности самого поэта — та, которая открыта миру, ибо о нем так говорят в обществе, и та, что заключена в его произведениях. Данное явление в настоящее время широко распространено в обществе и в психологической науке называется “психологическая депривация”.
Мне представляется возможным рассмотрение идейно-тематического уровня романа Шелли в контексте тех изменений, которые имели место в романтическом романе Годвина 1799—1817 гг. М. Шелли, несомненно, испытала глубокое личностное и идейное влияние, впитав эти идеи с детства в той атмосфере, которая ее окружала в доме Годвина и Уолстонкрафт.
Философский смысл романа Шелли значителен. Здесь ставится вопрос об освобождении человека от самого себя. После смерти Франкенштейна монстр выпущен в ничто, в бездну. Ему ни от кого нечего требовать, связь с человечеством разорвана, он свободен даже в своём передвижении:
«Скоро,— воскликнул он с грустной и торжественной энергией,— я умру и, что я сейчас чувствую, я уже не буду чувствовать. Скоро эти жгучие несчастья прекратятся. Я поднимусь на свой погребальный костер с восторгом и буду ликовать в агонии мучительного пламени. Огонь этого большого пожара померкнет, мой прах ветры унесут в море. Мой дух обретет покой, и сознание мое погаснет». Когда он кончил говорить, он выпрыгнул из каюты корабля на ледяной плот, стоящий рядом с судном. Вскоре его подхватили волны, и он затерялся во тьме и дали"'. (Цит. По кн. [1. С. 184]).
Взаимоотношения живой и неживой природы, приложимость законов естественных к законам общества, сложнейшие переходы от мечты к реальности и опасность этих необдуманных переходов оставались предметом споров и не только учёных, но и поэтов.
Метафора и аллегория были доступными и перспективными приёмами для отражения творческого процесса.
Длинный монолог, который произносит монстр, обращаясь за помощью к своему создателю, отражает сложный, логически стройный, продуманный ход его мыслей, оформленных в хорошо сконструированные предложения с эмоционально окрашенными ораторскими оборотами, фразами, идущими из глубины его истерзанного одиночеством сердца. Шелли удалось передать своему читателю, что это уже не речь искусственно созданного робота, холодного рассудочного, бесстрастного. Это исповедь существа с высокоразвитой душевной организацией. Патетический стиль воззвания, почти молитвенный, чередуется с простыми, тонко прочувствованными фразами, рассчитанными на понимание:
Ты ошибаешься,— ответил дьявол,— я не угрожаю, а убеждаю тебя. Я злобный, потому что несчастный. Разве меня не избегает и не ненавидит все человечество? Ты, мой создатель, готов разорвать меня на части и торжествовать; помни это и скажи мне, почему я должен жалеть людей больше, чем они жалеют меня? Ты не назвал бы это убийством, если бы ты смог втолкнуть меня в одну из этих ледяных расселин и уничтожить меня, создание рук твоих. Стану ли я уважать человека, если он меня презирает? Пускай он живет со мной на правах дружбы и доброты, и вместо вреда я дарую ему благо со слезами благодарности, когда он примет его. Но этого не может быть; человеческие чувства — непреодолимые барьеры для нашего союза. Но я не подчинюсь презренному рабству. Я буду мстить своим обидчикам; если я не могу вызвать любовь, я вызову страх и прежде всего у тебя, моего первейшего врага, ибо ты — мой создатель, и к тебе я клянусь питать неистребимую ненависть. (Цит. По кн. [1. С. 105]).
Есть несколько аргументов в пользу того, что монстр и его создатель являются двумя половинками одного «я», двумя гранями раздвоенного сознания. Несомненно, оба исключительные личности и как таковые воспринимаются окружающими. Один – естественный человеческий индивид, другой – его создание. Оба страдают чувственным сердцем. Сентиментальны при виде страданий и горестей других. Оба неравнодушны к природе и тонко понимают её и чувствуют. Радость жизни и бытия доступны и тому и другому. Величественные картины природы – полярной и южной – оттеняют гордость, независимость, величие их душ, открытых красоте и истине.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История эволюции человека от первобытного состояния в романе передана метафорой темноты – сознание рождается в монстре не сразу, а, возникнув, заставляет его сначала различить свет и тьму, отдельные предметы, обнаружить огонь, а потом самому научиться добывать его.
М.Шелли пророчески предсказала обнищание духа у человечества, способного создавать существа более разумные и добрые, чем оно само, более достойные жалости и сожаления. Но с романтической конкретностью и добросовестностью М. Шелли показала, что причины этого процесса в том, что творец и его произведение отрываются друг от друга, чистая наука существует ради себя самой, человек не несет ответственности за открытия, сделанные им лишь для подтверждения огромных возможностей, способствующих проникновению в тайны вселенной.
М. Шелли показывает творческие, созидательные возможности человека, индивидуалистического при конструировании своих дерзновенных планов, ощущающего в себе качества супермена, но потом растерянного, разбитого, раздавленного грузом своего открытия. Встреча с собственным творением не только не возвышает его над миром других людей, но делает его рабом страстей, игрушкой в руках некоей высшей силы, обуздать которую ему так и не удалось, как не удалось человечеству добыть философский камень и эликсир долголетия.
Монстр не дух, не дьявол в облике отвратительного гиганта-вампира, а продукт науки, творение человека, осознающего свою полную несостоятельность при условии разрыва связей с обществом себе подобных, а вернее, искусственно лишенного этих связей. Монстр должен был, видимо, открыть какие-то свои особые понятия, ибо он создан по законам природы и одновременно вопреки им. Но он одинок и несчастен именно потому, что не может самостоятельно создать себе модель жизни, существования, не скопировав ее с людской. Нарушение гармонии в природе, безнравственное подчинение ее могущества людской прихоти связаны с активным воздействием на того, кто осмелился так бесцеремонно поступить с ней.
Проведя исследования, я пришёл к выводам, что в данном произведении автор вольно или невольно предсказала следующие научные открытия: клонирование человека и депривация.
ИСТОЧНИКИ
1. Шелли М. Франкенштейн, или современный Прометей: Роман /Пер.с англ. – М.: «Комсомольская правда», 2007
2.Соловьёва Н.А. У истоков английского романтизма.// ст. «Готический» роман и поиски возможностей жанра. М., 2000
3. История английской литературы. Сборник в 3 томах. Том 3. М.,1978
4. Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1992
5. Краткая литературная энциклопедия. /Под ред. А.А.Суркова. М.Советская энциклопедия.// ст. М.Шелли. Том 8. М.1975
6. dic.academic.ru/dic.nsf/en
9. ru.wikipedia.org
ГЛОССАРИЙ
АЛЛЕГОРИЯ
(греческое allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории однозначен и отделен от образа.
АРХЕТИП
(от греческого arche - начало и typos - образ), в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры.
ДЕПРИВАЦИЯ
(от лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.
ПАТЕТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
(ит. — «сладостная новая манера письма») — литературное направление, возникающее на грани средних веков и Возрождения в крупных торговых городах Тосканы и Романьи — Флоренции, Ареццо, Сиене, Пизе, Пистойе, Болонье и других.
Патетический — прил. 1. Преисполненный пафоса; приподнято взволнованный. 2. Выражающий взволнованность, воодушевление…
МОЛИТВЕННЫЙ СТИЛЬ
молитвенная, молитвенное. Прил. к молитва; предназначенный для молитвы.
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
(от _el. phatastike искусство воображать) жанр в литературе и кино, где события происходят в мире, отличающемся от современной или исторической реальности по крайней мере в одном значимом отношении.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица научных открытий
Явления | Пример из книги | Научные открытия и кем сделаны | Дата открытия |
Депривация | Виктор Франкенштейн — видимая часть сознания человека, монстр — невидимая. П. Б. Шелли склонен был считать, что здесь изображены две личности самого поэта — та, которая открыта миру, ибо о нем так говорят в обществе, и та, что заключена в его произведениях. | Термин, ставший широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве испытывают в эмоционально, физическом или интеллектуальном развитии. | Начиная с 1936г. Боулби принимал участие в работе с трудными детьми. В 1950-х гг. убеждение укрепилось в результате исследования макак-резусов, проведённого Гарри Харлоу. |
Клонирование | С мучительным волнением я собрал все необходимое, чтобы зажечь жизнь в бесчувственном создании, лежавшем у моих ног. Я увидел, как открылись тусклые желтью глаза; существо начало дышать и судорожно подергиваться. Члены его были соразмерны… Желтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью черного рта. | Искусственное клонирование – новый вид человеческой деятельности, возникший в конце XX-го – начале XXI-го века. Овца Долли – первое клонированное млекопитающее животное, которое было получено путём пересадки ядра соматической клетки в цитоплазму яйцеклетки. | Попытки создать полноценные клоны теплокровных животных предпринимались ещё до успеха с Долли. Статья о них была опубликована в журнале Nature в 1996г. Долли родилась 5 июля 1996г. в Шотландии. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сравнительная таблица развития и деградации монстра и учёного
Сказочные цветы за 15 минут
Юрий Визбор. Милая моя
Самодельный телефон
Мать-и-мачеха
Как зима кончилась