Сергий Радонежский - заступник села Мастюгино
Вложение | Размер |
---|---|
Сергий Радонежский - заступник села мастюгино | 24.01 КБ |
Сергий Радонежский – заступник села Мастюгино.
Русь. Какое маленькое, но вместе с тем емкое слово. « Матушка – Русь»,- с любовью называем мы свою Родину.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка – Русь, - пишет о ней русский поэт Н.А.Некрасов.
Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения… и прошлое «оживет» перед нашими глазами.
Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле светлые, душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали там от зари до зари и слагали о ней песни. Но предки наши умели не только песни петь, но и землю свою от врагов защищать. А их-то у нашего народа было немало.
С древних времен богатство Руси привлекало иноземных захватчиков.
Представим себе год 1237. Монгольский хан Батый собрал огромную армию и перешел Волгу. Захвачены и разорены многие русские города и поселения. Несколько веков подряд Русь была порабощена Золотой Ордой. Долгим и мучительным было время монголо-татарского ига, и потому чтит наш народ тех безвестных героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом.
Пока монгольский хан Батый собирал на юго-востоке свою армию, шведские и немецкие феодалы на севере тоже решили захватить наши прекрасные русские земли. Однако им это не удалось, их тоже с позором прогнали. Также были разбиты немецкие рыцари, французы во главе с Наполеоном, немцы во главе с Гитлером.
Но, кто б ни нападал на мою Родину, все терпели поражение. Ведь в необъятных просторах Руси множество героев, которые поднялись на защиту своей страны. Разные у них были имена и разные национальности. Но все они стали братьями и сестрами по крови, потому что проливали ее на одном великом поле битвы. Проливали ее за спасение одной общей своей Родины!
Есть у русской земли и святые заступники, которые своими молитвами помогают нашему народу выстоять в тяжелых испытаниях и победить. Одним из таких заступников является Сергий Радонежский. С его именем связано освобождение нашего народа от татаро-монгольского владычества.
Более двухсот лет русский народ находился в рабстве, так что уже и потерял надежду на свое освобождение. Но Преподобный Сергий вселил в него веру, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам. И благодаря его молитвам и милости Божией освободился русский народ.
Каким был этот человек, более шести веков почитаемый на Руси, как никто другой? В летописях говорится, что имел нрав смиренный, был милостивым, добрым, целомудренным, любил нищих и странников. О его отношении к людям сказано: «Одинаково любил всех, всем добро творил, ко всем любовь имел».
Преподобный Сергий родился в 1314 году в семье богатого и почитаемого боярина Кирилла и его жены Марии. Еще до его рождения свершилось чудо, когда в церкви младенец трижды прокричал в утробе матери. Да и после его рождения чудеса не прекратились. В детстве Варфоломею плохо давалась грамота. Мальчик плакал и молился, чтобы Господь помог ему, и после явления ему таинственного инока, он узнал грамоту. Похоронив родителей в Покровском монастыре, Варфоломей ушел жить в леса, окружавшие Радонеж, и в 15 километрах от него нашел место для обители. Помолившись, он начал рубить лес и носить бревна, соорудил келью, построил церковь и освятил ее во имя святой Троицы. Вскоре Варфоломей был пострижен в монахи с именем Сергий.
Скудость и нужда сопутствовали ему во всем. Порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения. Некоторые из них стаями выли и с ревом проходили, а некоторые близко подходили к святому, окружали его и даже обнюхивали. В глухой чаще один медведь завел привычку приходить к Сергию. Он, сочувствуя оголодавшему, клал кусок хлеба на пень. Иногда хлеба не хватало, и косолапый, не найдя его, долго слонялся около хижины. Если у монаха была лишь маленькая корочка, он делил ее на двоих. Бывало, что отдавал последний кусок истощавшему зверю. Несмотря на лишения, Сергий благодарил Бога, и Господь послал ему помощников: святого стали навещать монахи. Известно, что первых отшельников было не более двенадцати. Каждый построил келью и стал жить, подражая блаженному. Сам святой четыре кельи построил, дрова из леса носил и, наколов, разносил по кельям, хлеб пек, обувь и одежду шил, воду в ведрах в гору носил и каждому у кельи ставил. Жизнь здесь была суровой: посты, жажда, бдение. Одежду носили бедную. Главным условием были чистота душевная, молчание, смирение и всеобъемлющая любовь.
Много бед принесла нашему народу вражда князей. Второе столетие страна страдала от набегов татар. Вместо того чтобы объединиться, удельные князья шли войной друг на друга.
1380 году ордынский князь Мамай собрал огромное войско для набега на Русь. Народ охватила паника. Великий князь Дмитрий, веривший в пророческую силу старца, спросил его, идти ли ему против Мамая. Святой благословил его: «Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Вдохновленный, Дмитрий выступил против Мамая. Из-за горизонта на Куликово поле надвигались несметные полчища. Князь остановился в сомнении, предчувствуя гибель своих воинов. Многих охватил страх. Никогда прежде Русь не одолевала столь сильного врага. В тот момент, когда дрогнуло сердце Дмитрия, на поле брани появился гонец с посланием от святого: «Без сомнения смело вступай в бой, нисколько не устрашаясь. Обязательно поможет тебе Бог». Многие пали в том бою, но пришла победа. Дмитрий пришел к Сергию с благодарностью и внес большой вклад в монастырь. Все время сражения простоял старец в молитве, а потом поименно поминал убитых.
25 сентября (8 октября) 1392 года светлая душа Сергия вознеслась к Богу. В одном из своих пророчеств Преподобный предсказал, что обитель будет сожжена, но восстановлена из пепла. Так и случилось. Во время нашествия татар на Москву в 1408 году Троицкая обитель была сожжена, однако игумен Никон, возглавивший ее после смерти святого, восстановил монастырь. Четвертая часть всех русских монастырей связана с именем Сергия Радонежского, основана им или его учениками.
В нашем селе церковь была построена в 1791 году и освещена 8 октября в честь Преподобного Сергия Радонежского. Храм был очень красивым. Можно только предположить, как величественно он возвышался среди низких, крестьянских хаток. Церковь играла основную роль в жизни села. Под звон колокола мастюгинцы провожали в 1812 году десять рекрутов на войну против «…поганых французов». Обучение детей велось в церковно – приходской школе, которая открылась в 1893 году. Ни одно событие в селе не обходилось без благословления священника. По большим и маленьким праздникам в церкви собирались все жители.
В середине двадцатых годов наше село и церковь посетила слепая прозорливая Матрена. Из Воронежа ее привез один местный житель, у которого она и жила целых десять дней. Именно Матрона и предсказала, что церковь эта «взлетит на воздух».
В 1937 году Мастюгинский храм остался без батюшки, которого арестовали. Но церковь продолжала быть действующей. Жители приглашали на праздники священников из соседних сел, за церковным инвентарем присматривал церковный совет. Власти не устроили в храме складов, как это было сплошь и рядом. Что спасло нашу святыню? Возможно, что храм был учтен как памятник архитектуры 18 века, а может то, что его оберегал наш святой заступник – Сергий Радонежский. И церковь продолжала радовать мастюгинцев своей красотой до оккупации села немецко-фашистскими войсками. С начала Великой Отечественной войны жители шли в церковь, зажигали свечи у святых образов и просили защиты и спасения родным, ушедшим на фронт. Не имея священника, совершали моления по чину, который был разрешен для мирян. В июле 1942 года в село вошли венгерские части. А в конце августа жители были выгнаны в Курскую область в эвакуацию. Уходя из села, все молились на кресты древнего храма, просили заступничества у Бога в трудные дни испытаний, не зная о том, что видят свой храм, построенный предками, в последний раз. Первое варварство, которое учинили фашистские захватчики, было уничтожение могил вокруг храма, в которых были похоронены мастюгинцы. На их месте они устроили захоронения своих погибших солдат. Затем они разграбили и взорвали церковь. Когда местные жители возвращались из эвакуации, то первое, что они заметили: не возвышается над селом купол церкви, который был виден издалека. Холодок пробежал по спине, слезы потекли по лицам женщин. Куда пойдут они со своими бедами? Ведь у многих уже были погибшие на фронте родственники. И где же они будут их отпевать? Когда вошли в село, то увидели на месте церкви груду щебня. По улице валялись изорванные церковные книги. Многие жители собирали их и несли домой, затем хранили долгие годы, как память о своем храме.
Фашисты подорвали церковь в октябре 1942 года. Из кирпича они клали печи в блиндажах. Думали надолго расположиться в наших краях, но Бог не дал. В январе 1943 года наши войска вошли в село.
Жителям, после возвращения из эвакуации, удалось собрать под развалинами храма некоторые книги, иконы. Несли домой даже куски металлической ограды от солеи с изображением ангелов. Думали, что после войны начнут отстраивать новый храм, но мечты не сбылись. На месте храма в 1955 году построили дом культуры. Простоял он до конца девяностых годов и сгорел. Теперь на том месте стоит недостроенное здание.
Плачет Ангел Божий
Горько над святыней:
Храм весь уничтожен
И поруган ныне.
Плачет Ангел Божий
Жгучими слезами:
Храм весь уничтожен
Вместе с ним - мы сами.
Без святыни этой
Русь не возродится.
Так давайте, люди,
Каяться, молиться.
Трудно жилось людям без церкви, молились они своему заступнику Сергию Радонежскому, просили его о помощи. И не оставил он нас в беде, в 2002 году в селе началось возрождение храма.
На месте, где ранее была церковь, установили памятный знак в виде креста. А недалеко от этого места начали строительство нового храма. Под него местные власти отвели старую котельную.
8 августа 2002 года в селе по благословлению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия состоялось освящение и закладка Алтаря храма в память Преподобного Сергия Радонежского.
Когда церковь была построена, и там началась служба, Мастюгино как бы возродилось заново. И снова по большим и маленьким праздникам в храме стали собираться жители со всего села.
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Я думаю, что чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла стать речка, лес, поле, то, что особенно нам дорого. Для меня таким зернышком стала наша церковь. Мне нравится ходить в храм, так как во время службы там забываешь обо всем, хочешь стать добрее, милосерднее. Мне горько, что наше село столько лет было без церкви. Дух захватывает, как подумаешь, каким был этот храм, пока не заложили под него взрывчатку! Но одно радует , что не русские люди уничтожили нашу святыню, как это было во многих местах. Я думаю, что в этом нам тоже помог наш святой заступник – Сергий Радонежский.
11 октября 2014 года в нашем селе встречали епископа Острогожского и Россошанского Андрея. Что такое архиерейское служение я еще не знала, пока не побывала на нем.
Ранним утром у сельского храма собрались прихожане, гости, ученики нашей школы и священнослужители. Все волновались. Вдруг, как по команде, построились и пошли в сторону дороги. Мы остановились у места, где раньше стояла церковь. Встречали епископа Андрея хлебом- солью. Потом он приложился к ларцу с мощами Преподобного Сергия Радонежского, оставленному нашему храму в дар, в честь празднования Дня села и в связи с 700-летием со дня рождения Преподобного. Все священники запели величание святому Сергию, и шествие направилось к храму.
Началась Литургия. Особенно мне запомнилось пение церковного хора, торжественность и убранство церкви и множество священников, которые были одеты в красные ризы, как на Пасху.
Преподобный Сергий очень любил и почитал своих родителей. Именно поэтому такое торжественное мероприятие проводилось в День памяти Кирилла и Марии, родителей Преподобного. «Кто чтит отца и матерь свою, тот будет жить вечно»,- говорил Сергий Радонежский.
Этот святой, являясь покровителем нашего села, охраняет его. Перед учением дети обращаются к Преподобному Сергию за благословением на учебный год. Провожая детей в армию, матери просят его о заступничестве и защите. В радости благодарят своего заступника, читая акафист, а в горе просят помощи и покровительства.
И сейчас, как встарь, над селом Мастюгино возвышается купол с крестом – символом терпения и возрождения. А перед мощами Преподобного Сергия всегда горит лампада, и читаются молитвы.
Снег своими руками
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Хитрый коврик
Этот древний-древний-древний мир!
Как нарисовать черёмуху