" К празднику Рождества Христова мы решили провести исследование произведений, рассказывающих об этом дне. Мы выбрали статью Василия Юдина «Рождество Иисуса Христа» из сборника «Дни величальные. Страницы народного христианского календаря» и проанализировали её. Для более удобного ознакомления с исследованием, мы размещаем данную статью в основной части работы и полужирным шрифтом даем свою оценку объектам исследования".
Вложение | Размер |
---|---|
lavrenova_elina.docx | 27.52 КБ |
Межмуниципальный дистанционный конкурс-фестиваль
«Рождественское чудо»
Исследовательская работа:
« Народные обычаи, обряды, приметы…
Как мы должны относиться к ним?»
(В. Юдин «Дни величальные. Страницы народного христианского календаря»)
Выполнила: Лавренова Элина,
обучающаяся 3 «А» класса
МБОУ СОШ № 3
г. Красноармейска
Саратовской области
Руководитель:
Карандина Галина Ивановна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
МБОУ СОШ № 3 г. Красноармейска
Саратовской области
2014-2015 уч.год
Оглавление
I Введение с.3
Тема исследования. Методика исследования.
II Основная часть
1. Изучение материала статьи.
2. Анализ материала.
3. Формулирование вывода.
с.3- 9
III. Заключение с.9-10
IV. Литература с.10
V Приложение нет
I.Введение
К празднику Рождества Христова мы решили провести исследование произведений, рассказывающих об этом дне. Мы выбрали статью Василия Юдина «Рождество Иисуса Христа» из сборника «Дни величальные. Страницы народного христианского календаря» и проанализировали её. Для более удобного ознакомления с исследованием, мы размещаем данную статью в основной части работы и полужирным шрифтом даем свою оценку объектам исследования.
II. Основная часть
«Появление на земле Иисуса Христа явилось началом новой эры для значительной части человечества. Это событие описано не только в священном писании, но и более подробно в других источниках, например, в «Иаковлевой повести»».
«Почувствовав приближение родов, Мария в сопровождении мужа своего плотника Иосифа отправилась в Вифлеем к своей родственнице Елизавете, матери Иоанна Крестителя, и там собралась разрешиться от бремени. Но в это время в Вифлееме по указанию римского цезаря Августа шла перепись населения. Старый плотник пришел в смятение, не зная, как записать Марию, которая не считалась его официальной женой. Тогда он решился утаиться от переписи и скрылся с беременной Марией в пещере, оставленной пастухами. Тут и родился у Марии ее единственный Богом данный сын.
В эти дни путеводная звезда привела в Вифлеем трех странствующих волхвов. Войдя в город, они были доставлены к царю Ироду и сообщили ему, что по указанию звезды пришли поклониться только что родившемуся царю Иудейскому. Ирод встревожился, усмотрев в Иисусе будущего соперника на царствие. Он приказал разыскать новорожденного и убить его. Стражники пошли по Вифлеему и принялись истреблять всех младенцев меньше двух лет. Услышав об этом, Мария спеленала своего сына и спрятала в воловьих яслях. Стражники не нашли Иисуса, и он остался жив.
В других апостольских сочинениях история рождения и спасения Иисуса Христа от злодейских рук Ирода изложена несколько иначе. Но тут важен факт: достоверность рождения Иисуса Христа как исторической личности.
До Октябрьской революции Рождество Иисуса Христа праздновали перед Новым годом, 25 декабря. Нынче этот великий христианский праздник отмечается после Нового года – 7 января. Впрочем, некоторые начинают праздновать со «старого» Рождества и заканчивают «старым» Новым годом. Так что рождественские «гулянья» растягиваются на три недели. Поэтому реальный Новый год оказался «в середине», и на него распространились обряды и обычаи, присущие когда-то лишь Рождеству Христову.
Трудно назвать эти празднования Рождественскими, автор правильно применяет слово «гулянья». Сочельник, Рождество и Святки – имеют глубокий духовный смысл, далекий от беспечного празднования.
Дню Рождества предшествует сочельник, с него и начинаются «рождественские святки», которые продолжаются 12 дней. Это время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным одухотворением. Человек словно бы и сам обновляется заново, вместе с рождением Божьего сына и наступлением Нового года.
Сочельник завершал длительный Филипповский пост, который начинался 27 ноября, на другой день после празднования памяти апостола Филиппа.
В канун Рождества, в Сочельник, весь день ничего не ели, до первой звезды на небе. До того разрешалось «вкушать» только «сочиво» - рисовый или ячменный взвар с медком и пшеничным хлебом. Поэтому канунный день Рождества и был назван «сочельником».
Вечером, перед тем как сесть за стол, на котором главным яством была медовая кутья, селяне всей семьей выходили на двор – «глядеть звезды». Высматривали путеводную звезду.
Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи выбрасывал в дверь на двор, угощая духов. И, широко открыв дверь, приглашал на кутью «мороз» и просил его не нападать весной «на жито, пшеницу и всякую пашицу», т.е. не губить посевы. Ели кутью из общей чашки. В недоеденной кутье оставляли ложки, символически – бедным странникам.
Данные обряды относятся к язычеству. В наше время церковь отрицательно относится к подобным действиям.
Этот игровой обряд, совершаясь вполне серьезно, творился как забавная сцена, внося в настроение обитателей дома оживление и духовную легкость. Кутейный вечер воспринимался как начало праздника, долгого и затейливого.
Непременной частью обряда были заклинания и поверья. Женщины в свят-вечер мотали тугие клубки пряжи, чтобы будущим летом уродились крупные кочаны капусты. Матери заневестившихся дочерей прислушивались: откуда в кутью лай собаки, оттуда и свахи будут. И задумывались: с которого двора? Разговоров хватало на весь вечер.
А в губерниях, где разводили лен, крестьянки устраивали гадание: под скатерть на столе прятали горстку злаковой соломки и затем наугад вытаскивали по одной. По длине вытащенной соломки определяли длину будущего льняного волокна. Вообще это гадание превращалось в веселую игру с серьезным, тем не менее, значением. Вслед за женщинами соломинки тащили мужчины. Если вытаскивали обмолоченный колосок, считалось: к богатому урожаю хлебов, а длинная тонкая былинка сулила хороший сенокос. Гадание «на соломке» обычно сопровождалось шутками и смехом.
Потом мужчины выходили о двор и поджигали наложенную загодя кучу сухого навоза: чтобы родителям на том свете тепло было.
Свои гадания были и у девушек. Юные селянки гурьбой ходили в полночь к запертым дверям церкви и подслушивали. Если которой чудился звон колокольчика, её ожидало скорое замужество, а глухой стук означал могилу. Тут уж не обходилось без слез.
Возвратившись, девушки гадали дома. В.А.Жуковский в поэме «Светлана» так описал одно из девичьих гаданий:
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны:
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны…
Гадания также идут с языческих времен. Неграмотные люди очень часто были беззащитны перед силами природы, жизненными обстоятельствами и поэтому обращались к потусторонним силам за помощью. Это прослеживается в обрядах и гаданиях.
С утра рождественского дня, после службы в церкви, начинались «колядования» - малые ребятишки, парни и девушки, да и взрослые, компаниями отправлялись по дворам «славить Христа». В деревнях и селах южных губерний малыши ходили со снопом в руках и пели такую колядку:
Я маленький хлопчик, принес Богу снопчик,
Христа величаю, а вас с праздником поздравляю.
Мне и самому в раннем детстве, в конце двадцатых годов, доводилось участвовать в этих торжественных и чинных обходах и испытывать чувство трепетного благоговения, когда мы переступали порог очередного дома и, сдернув шапки, дружно скороговоркой заводили:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия, мирови Свет Разума…
Песенка была короткая, но звучала она искренне и благолепно, и хозяева радушно и трогательно одаряли нас всех сластями и мелкими монетами. Помню, пятилетним малышом, уже умеющим считать «за сто», я в 1928 году в компании ребятни, много старше меня, «наславил» сто одну копейку, не считая груды сластей. То-то радости было.
Правда, куда потом израсходовались эти деньги, я не помню. А радовался я своему «равенству» с другими, хотя в группе был самым младшим, робким, неприметным. Наверное, первым чувством в душе каждого ребенка пробуждается чувство самосознания и самооценки собственной личности. А уж потом его натура наполняется всеми остальными нравственными достоинствами. Но первое чувство на всю жизнь так и стремится держать в характере человека доминирующую роль.
Мы видим, что не все дети понимали смысл праздника. Они реагировали не на славление Бога-Младенца, а на монетки, на формирование своей значимости среди сверстников, что греховно, неправильно.
Торжественные и веселые рождественские обряды получили распространение в России благодаря жизнерадостному и затейливому нраву Петра I. Английчанин Г.Брайн, посетивший Москву в начале XXVIII века, писал в своих заметках: «Московские государи с 1649 года посещают знатных из своих подданных и чужестранцев перед праздником Богоявления. В таком случае их угощают; и это называется славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами. Эта церемония началась 1702 года января 3. Первого боярина Петр I посетил в 9 часов утра: с ним приехало около 300 человек на санях и верхом. Столы покрыты были различными лакомствами. Сперва подавали холодные, а потом горячие кушанья. Веселость была непринужденная, и напитки лились щедрой рукой. Около 3 часов Его Величество со всем своим двором отправился к Лунсу, где было такое же угощение, а потом в другие места, наконец, вся его свита поехала отдыхать в домы, нарочно для этого построенные».
Настораживает фраза «напитки лились щедрой рукой». Она подводит к мысли, что славление превращалось в «гулянье».
Уклоняющихся от нововоддимых обрядов Петр I сурово наказывал. В «деяниях Петра I» зафиксирован факт: «Григорий Камынин бит плетьми за то, что быв написан в славление да не ездил».
Даже в то время «выбивалось» непослушание, отделение от коллектива. Хотя праздник Рождества Христова учит добру и милосердию.
Со следующего, после Рождества, дня начинаются «святки», которые продолжаются 12 дней. Делились они на два периода. От Рождества до Нового года шли «Святые вечера», а после Нового года – «Страшные вечера». Называли их так в память истребления царем Иродом всех младенцев в городе Вифлееме и его окрестностях в поисках Иисуса Христа. В тот трагический день по приказу Ирода было умерщвлено 14 тысяч младенцев. Их память в православной церкви ныне отмечается молебном 11 января.
У «святок» и «коледования» любопытная история. Слово «коляда» происходит от латинского слова «коларе» - выкликать. В Древнем Риме главный жрец выкликал первый день каждого лунного месяца. И каждые 10 дней месяца назывались «календами». Отсюда и произошло и слово «календарь». По поверьям древних славян в ночь под Новый год, когда «рождалось новое солнце», на землю с небес сходили духи предков, которые и назывались «святками». Чтобы задобрить духов, селяне устраивали общественные пиршества. Жрецы-волхвы ходили по дворам и собирали «коляду» - пищу для предков и варили кутью из немолотого зерна. Кутья считалась любимой пищей умерших. Этот обычай – угощать кутьей участников похорон на поминках незыблемо соблюдается и в наши дни».
Мы видим объяснение святок и коледования через языческое поклонение богам, духам. В наше время данные понятия трактуются иначе.
III. Заключение
Читая статью Василия Юдина, мы видим, что языческие праздники, обычаи, обряды имели место в жизни людей. Сейчас люди иначе воспринимают их. Мы знаем, что некоторые из них (гадания, общение с духами) выполнять нельзя. Многие наполнились более высоким духовным содержанием (сочельник, Рождество, святки).
Мы считаем, что смысл Рождества Христова заключается в рождении нового времени. Времени, когда человек может вести правильный образ жизни, наполненной верой в Бога, добротой, милосердием, отзывчивостью.
Данные произведения надо читать, исследовать со взрослыми, чтобы понять правильность – неправильность своего поведения и выработать истинное отношение к праздникам.
IV. Литература
Юдин Василий «Дни величальные. Страницы народного христианского календаря. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, хозрасчетн. ред.- издат. отд. – 1992.
V. Приложение
Рождественские подарки от Метелицы
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Сверчок
Кто чем богат, тот тем и делится!
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?