" Тема моего исследования:
«Как праздновали Рождество Христово на Руси?»
Цель:
1) Узнать, как праздновали этот праздник на Руси.
2) Открыть для себя этот праздник. Праздник – терпения, милосердия, мира".
Вложение | Размер |
---|---|
vedernikova_darya_.docx | 33.42 КБ |
VII Межрегиональные Мартыновские чтения
Исследовательская работа:
« Как праздновали Рождество Христово на Руси?»
(Клавдия Лукашевич «Рождественский праздник»;
народный православный календарь
Э.О.Бондаренко «Праздники христианской Руси»)
Выполнила: Ведерникова Дарья,
обучающаяся 4 «А» класса
МБОУ СОШ № 3
г. Красноармейска
Саратовской области
Руководитель:
Карандина Галина Ивановна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
МБОУ СОШ № 3 г. Красноармейска
Саратовской области
2015-2016 уч.год
Оглавление
I Введение с.3 - 4
Тема исследования. Цель. Задачи. Гипотеза. Методы исследования. Этапы исследования.
II Основная часть
1. Опрос. Анализ опроса.
2. Чтение рассказа К.Лукашевич «Рождественский праздник». Впечатления о прочитанном произведении.
3. Анализ текста по вопросам руководителя исследования.
4. Чтение статей Э.О.Бондаренко « 6 января. Навечерие Рождества Христова. Рождественский, или первый, сочельник», «Рождество Христово». Анализ статей.
5. Сравнение описаний праздников.
6. Вывод.
с.4- 11
III. Заключение с.11
IV. Литература с.11
V Приложение -
I. Введение
Тема моего исследования:
«Как праздновали Рождество Христово на Руси?»
Цель:
Задачи:
1) Расспросить взрослых и детей о празднике Рождества Христова.
2) Понять, почему этот праздник им дорог.
3)Прочитать рассказ Клавдии Лукашевич « Рождественский праздник». Поделиться своими впечатлениями о прочитанном произведении.
4)Проанализировать текст произведения по вопросам руководителя исследования.
5) Прочитать статьи из сборника Э.О. Бондаренко «Праздники Христианской Руси»
6) Сравнить описание К.Лукашевич с описанием праздника в русском народном православном календаре Бондаренко Э.О. «Праздники христианской Руси»
7) Прийти к выводу, что значит праздник Рождества Христова для верующего человека и какие традиции празднования актуальны в наши дни.
Объект исследования: православный праздник Рождества Христова, восприятие, понимание праздника людьми.
Предмет исследования: произведения литературы: рассказ К.Лукашевич « Рождественский праздник» и научно-познавательные статьи из сборника Э.О.Бондаренко «Праздники христианской Руси».
Мы предположили, что о празднике Рождество Христово можно узнать у взрослых и у детей, найти информацию в различной литературе, так как это один из самых почитаемых праздников Руси. А также, и это самое главное, что традиции празднования Рождества сохранились достаточно полно в наши дни.
Мы выбрали следующие методы исследования:
Опрос взрослых и детей. Анализ опроса. Вывод.
Изучение материала в различных источниках: детской литературе, справочной литературе.
Сравнительный анализ информационных источников.
Вывод.
Анализ результатов исследования.
Выводы. Обобщение.
Этапы исследования:
1. Беседа со взрослыми и детьми.
2. Выбор других источников. Планирование.
3. Аналитическое чтение. Сравнение. Вывод.
4. Анализ всего материала. Формулирование вывода. Обобщение.
5.Подготовка презентации исследования.
II. Основная часть.
Меня зовут Ведерникова Дарья. Я ученица четвертого класса. Тема моей работы «Как праздновали Рождество Христово на Руси?». Вместе с руководителем работы Карандиной Г. И.мы решили провести данное исследование, так как считаем, что знание данного праздника важно в наше время. Это показатель знания нашей истории, культуры. Праздник Рождества Христова является показателем нашей веры, пониманием смысла веры, а, значит, и смысла жизни.
Мы решили расспросить взрослых и детей о празднике Рождества Христова. Мы задали несколько вопросов:
1.Какой праздник отмечают в нашей стране 7 января?
2.Какому событию посвящен этот праздник? Что известно о празднике?
3.Как празднуют этот праздник?
4.Отмечают ли этот праздник в вашей семье?
В опросе приняли участие 20 человек.
Вопрос | Полный ответ. | Частичный ответ. | Нет ответа. Ответ «нет», «не знаю» |
1.Какой праздник отмечают в нашей стране 7 января? | 10 чел. | - | 10 чел. |
2.Какому событию посвящен этот праздник? | 2 чел. | 8 чел. | 10 чел. |
3.Как празднуют этот праздник? | 2 чел. | 5 чел. | 13 чел. |
4.Отмечают ли этот праздник в вашей семье? | 3 чел. | - | 17 чел. |
Анализ опроса показал, что участники опроса знают название праздника. Исходя из названия праздника, сообщают, чему он посвящен, но не могут рассказать об этом событии подробно. Не понимают суть праздника.
К сожалению, мы увидели, что знания об этом празднике поверхностны и этот праздник частично забыт россиянами.
Мы решили найти материал об этом празднике в справочнике. Мы узнали, что праздник Рождества Христова отмечают в нашей стране 7 января. К его празднованию верующие готовятся шестинедельным постом.
Рождество Христово – это великий христианский праздник. В библии это событие описывают так: «Однажды праведный Иосиф и святая Мария отправились из Назарета, где они жили в город Вифлеем. В путь их погнал указ кесаря Августа, решившего учинить перепись населения Римской империи и приказавшего всем её жителям собраться в своих родных селениях. Пешком пришли Иосиф и Мария в Вифлеем, а все дома в городе были уже заняты. Пришлось им искать ночлега в небольшой пещере, куда в дурную погоду прятались пастухи. И здесь пришло Марии время рожать. «И родила Сына своего первенца, и спеленала его, и положила его в ясли…» - читаем в Евангелии. Так, первой кроватью Младенца стали выдолбленные в диком камне ясли для скота, постелью – солома. Недалеко от пещеры у костра сидели пастухи. Вдруг слетел к ним с неба сияющий ангел и объявил: «Великую весть вам возвещаю: ныне в граде Давыдовым родился Спаситель мира Христос. И вот вам знак, в яслях вы найдете Младенца». И раздалась с неба песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Пастухи побежали к пещере и там, в убогих яслях, увидели Божественного младенца и поклонились ему.
Ведомые воссиявшей на небе Вифлеемской звездой, пришли к пещере и языческие мудрецы – волхвы, поклонившись Младенцу, и принесли в дар золото, ладан, смирну. Так язычество уступило свою власть христианству».
Мы поняли, что Рождество Христово – это день рождения Христа.
Перед нами возник второй вопрос, как праздновали этот день на Руси?
Остановимся на изучении этой темы и поиске ответа на этот вопрос. Для этого я и руководитель исследования прочитаем и проанализируем произведение Клавдии Лукашевич «Рождественский праздник», а также статьи Э.О.Бондаренко «Праздники христианской Руси».
Я самостоятельно прочитала рассказ К. Лукашевич «Рождественский праздник». Данное произведение меня перенесло на несколько лет назад. Я поняла, что в то время было иное отношение к празднику Рождества Христова, чем сейчас. Этот праздник отмечали во всех православных семьях. Праздник был направлен на воспитание себя. Это было обязательным условием для взрослых. К этому стремились и дети. (К празднику готовились постом. Накануне праздника был строгий пост. Во время праздника – служба, рассказывающая о празднике. И только потом – праздничный прием пищи, славление, виршевание. Атрибутом праздника была елка. Смысл праздника – славление Бога, милосердие, доброта).
Я еще раз перечитала текст произведения и попыталась ответить на вопросы руководителя исследования:
Чтобы представление о праздновании Рождества Христова было более полным, мы прочитали несколько статей из сборника Э.О.Бондаренко « Праздники христианской Руси» и провели сравнительный анализ этих произведений. У нас получилась такая таблица.
К. Лукашевич «Рождественский праздник» | Э.О.Бондаренко «Праздники христианской Руси» |
«Далекий Рождественский Сочельник. Из окон видно, как белый, пушистый снег покрыл улицы, крыши домов и деревья. Ранние сумерки. Небо синеет. Мы с Лидой стоим у окна и смотрим на небо. - Няня, скоро придет звезда? – спрашиваю я. - Скоро, скоро, - торопливо отвечает старушка. Она накрывает на стол. - Няня, смотри, вон уже звезда пришла на небо, -радостно говорит Лида. - Эта не та. - Почему не та? Посмотри хорошенько. - Та будет побольше… Эта очень маленькая, - говорит няня, едва взглянув в окно. - Ты сказала до первой звезды, - плаксиво замечает сестра. -Ведь мы проголодались. Очень есть хочется, - говорю я. - Подождите, детушки… Теперь уже скоро… Потерпите. | «В свят-вечер не едят до звезды» - такой завет твердо выполнял русский народ». «Для вечерней трапезы готовилась каша, а из зерен пшеницы и ячменя – кутья сочельницкая. Важнейшими блюдами на сочельник были кутья и взвар. Кутью обычно приготовляли из вареных зерен пшеницы или ячменя, позднее – из риса; взвар состоял из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Кутья и взвар имеют символическое значение: кутью едят при похоронах и поминовении умерших, а взвар – при рождении ребенка. Соединение этих блюд как бы соединяло воспоминание о рождении и смерти Христа». |
«А тут ещё является она – зеленая стройная елочка, с которой сохранилось столько легенд и воспоминаний… Привет тебе, милая любимая ёлочка!.. Ты несешь нам среди зимы смолистый запах лесов и, залитая огоньками, радуешь детские взоры, как по древней легенде обрадовала Божественные очи Святого Младенца» | «Церковь украшали еловыми ветвями. Наряженные ели становились и в церквях, и в домах и сохранялись в течение святок» |
Нет описания этого обряда. | Отмечая свят-вечер, люди проводили обряды: коляда. Коляда – старинный рождественский обряд прославления праздника песнями, а также сама песня. Вечером под Рождество колядники пели песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники. Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. «Поздно ночью начиналась рождественская служба в церкви, которая заканчивалась в пять часов утра. Церковь обычно украшали еловыми ветвями». «за стол садятся только после утомительной ночной службы в церкви». «стол, на котором располагалась трапеза, устилался соломой и сеном. Это делало стол и лавки похожими на те ясли, в которые был положен Спаситель». |
В тексте произведения есть слова: «Вставайте, барышни – сударыни. Сейчас «христословы» придут… «В то далекое время был обычай «Христославам» ходить по квартирам «со звездой» и петь рождественские песни. Обыкновенно в каждом доме собиралась местная беднота: мальчики-подростки выучивали рождественские песни, делали звезду и шли по квартирам славить Христа» «Мальчики встанут перед образами и запоют «Рождество Твое» и «Дева днесь»… Затем громко поздравят с праздником» | «Согласно обряду, утро проводили в славлении и виршевании. Славление на Руси заключалось в хождении с вертепом, звездою, виршами. В вертепе – маленьком ящике, оклеенном цветной бумагой, - с помощью кукол, укрепленных на оси, разыгрывались сцены из сказаний евангелистов о Рождении Христа». «Звезда делалась из бумаги величиною в аршин, раскрашивалась красками и освещалась свечами, то есть подразумевалась та звезда, при помощи которой волхвы направились в Вифлеем, а она двигалась перед ними, пока не остановилась над местом, где находилась Мария с Младенцем». |
Далее, в произведении описывается праздник у рождественской ели. | В книге «Праздники Христианской Руси» такого материала нет. |
Сравнивая данную информацию, мы пришли к выводу: праздник Рождества Христова был более значимым для людей, жившим в 19-20 веке. Они с детства готовились к нему, правильно праздновали его: соблюдение поста, знание о празднике были более точными и глубокими.
Каждый человек думал больше о душе, душевном спокойствии, которое выражалось в почитании Бога, обращении к нему, жизни ради другого. Важно было увидеть одинокого, больного, бедного, а не думать только о себе.
Я увидела общее и различное в описании праздника в разных произведениях. Это мы показали в таблице.
Нам кажется, что праздник Рождества проходить должен следующим образом: пост, сочельник – строгий пост, постная трапеза, служба, святки -рассказ о Рождестве Христове и о событиях тех далеких дней, сближение с людьми – больными, бедными, оказание им своей поддержки и помощи, праздник у Рождественской Ёлки.
Очень жаль, что сейчас многие люди стесняются говорить об этом празднике, посещать храм, проявлять милосердие и сострадание.
Мы пришли к выводу, что надо чаще знакомить ребят с произведениями о Рождестве, что через обсуждение этих книг будет легче подвести ребят к пониманию веры, традиций Руси, истории.
III. Заключение
Рождество – великий праздник христианской Руси.
Это праздник, который напоминает нам о смысле нашей веры.
Рождество Христово - праздник сострадания, милосердия: «в рождественские дни царили радушие и хлебосольство, каждый старался проявить доброту и милосердие, щедро угощая всех и одаривая, угощали знакомых, соседей, не обижали даже незнакомцев, странников, бедняков».
Сейчас великий праздник – Рождество Христово – возвращается в Отечество. Он становится признанным и для всех открытым праздником.
Мы надеемся, что многие из нас с наступлением вечера в сочельник зажгут огни на елке, посетят храм, проявят сочувствие, милосердие, встречая один из самых значительных праздников человечества, веруя и надеясь.
IV. Литература
1. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси: русский народный православный календарь: справ. изд.- Калининград: кн. изд-во, 1993.
2.Клавдия Лукашевич «Рождественский праздник».
V. Приложение -
Лепесток и цветок
"Портрет". Н.В. Гоголь
Сказка на ночь про Снеговика
Развешиваем детские рисунки дома
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)