Творческая работа «Провинциальная литература в истории России»
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_provintsialnaya_literatura_v_istorii_rossii.docx | 704.92 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пыщугская средняя общеобразовательная школа
Пыщугского муниципального района
Костромской области
Творческая работа
«Провинциальная литература
в истории России»
Работу выполнила обучающаяся
9 класса Жезлова Юнесса
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Попова Валентина Николаевна
Литература российской провинции как особый культурный феномен обратила на себя внимание критиков и филологов-теоретиков еще в конце ХIХ- начале ХХ века. Именно тогда Н.К. Пиксаков развивал теорию «областных культурных гнезд», а Г.Н.Потанин в письмах Н,М.Ядринцеву неоднократно упоминал о значимости «местной беллетристики» в общем литературном процессе.
Провинциальность, как некая отграниченность и удаленность от какого-либо центра (административного, научного, культурного), навешивает ярлык «отсталости, наивности и простоватости». По сей день житель периферии в глазах столичного обывателя человек немодный, отстающий от современных идей, веяний и умонастроений.
Однако в трудах ученых-гуманитариев гораздо чаще встречаются размышления о самобытности, уникальности провинциальной культуры, нежели о ее отсталости или наивности.
Резкий подъем научного интереса к проблемам провинциальной культуры наметился в девяностые годы ХХ века, когда началось стремительное отдаление двух российских столиц от регионов. Основным тезисом в работах многих исследований провинции стало мнение, что границы между столицей и регионами никогда не будут преодолены годами отношений. Обусловлено это как географическими, экономическими реалиями, так и отсутствием объективной потребности в изменении сложившихся годами отношений.
Показательна в этом плане статья О.А. Славниковой «Урок географии», опубликованная в рубрике «Литературная критика» журнала «Октябрь». Автор размышляет над состоянием провинциальной литературы в первые годы ХХI века: «Одаренный человек, проживающий в областном городе или в поселке городского типа, оторван от актуальной информации, от книжных новинок, не имеет полноценной развивающей среды. Писатель, живущий в провинции, по «жизни» имеет дело главным образом с этой провинцией».
Велика роль провинциальной литературы. Вот и ветхие страницы костромских газет и журналов хранят бесценные сведения о возникновении и развитии молодой костромской литературы после 1917 года, а также огромное количество стихов, рассказов, очерков и других произведений. Можно с уверенностью сказать, в настоящее время Костромской край может гордиться тем, что у нас замечательные авторы, настоящие мастера пера.
Кто-то из известных справедливо сказал: у России есть великая провинциальная литература! Мне кажется, что слова эти были произнесены с оттенком грусти, ибо эта великая литература до сих пор не проявлена в полной мере. Почему? Причин много: стесняются заявить о себе, трудно подчас напечатать свой сборник.
Наш Пыщугский край богат на людей одаренных, талантливых, настоящих патриотов малой родины. Это авторы разных поколений и разного уровня таланта и популярности. Но всех их объединяет главное – судьба так или иначе связана с нашим Пыщугским районом. Одни здесь родились, другие трудились, третьи живут и работают в нем в настоящее время.
Николай Владимирович Харинов родился в деревне Гаревая Пыщугского района. Окончил среднюю школу, затем служба в Советской армии. Вся его жизнь связана с родным селом Пыщуг. В далеком 1960 году пригласили работать в редакцию газеты «Призыв». Здесь и произошло становление его как автора замечательных стихов, лирических миниатюр. Он - человек талантливый, состоял членом Союза журналистов России, был участником первой областной фотовыставки «Наш край», «Фото – 68», где был отмечен призом областного комитета комсомола, награжден грамотой и денежной премией.
Как тонко он мог замечать моменты нашей обыденной жизни, красоту природы, мог увидеть в обычном необычайное. Его стихи, рассказы, очерки о людях родного края, лирические миниатюры, короткие зарисовки о природе пыщужане всегда читали с интересом. Они регулярно печатались в районной газете. Материалов накопилось много, и Николай Владимирович мечтал об издании книги. Но, увы… Мечта его осуществилась уже после кончины. К годовщине со дня смерти Н.Харинова вышла в свет книга стихов и коротких рассказов «Я вернусь…». Издать книгу удалось благодаря бывшим коллегам, при участии депутата Государственной Думы. Не зря говорят, что мало быть писателем, нужно, чтобы тебя еще и напечатали.
Сборник открывает стихотворение «Мое Пыщуганье». В каждой строчке, в каждом слове чувствуется любовь к родному Пыщуганью – своей малой родине:
Мое Пыщуганье – России частица!
Цветы полевые и ситец берез,
И елей мохнатых густые ресницы,
И россыпи радужных рос.
Автор уверен, что все ему дорого, мило в родном краю:
Все дорого сердцу – река и увалы,
Рассветы, закаты и песнь соловья.
Тропинки и просеки, поля и перелески, деревеньки, разбросанные по взгорьям – все родное. И разлюбить невозможно. Открытие мира начиналось здесь. А как трогательны стихи, обращенные к учителям и одноклассникам: « Здравствуй, школа!», «О друге». Школа для многих есть и остается маленькой родиной, которая манит к себе, чтобы щедро согреть теплом.
Снова мы у школьного порога,
Снова приглашает школа нас
Окунуться в дальнее далеко,
Вспомнить свой веселый, дружный класс.
Автор ценил дружбу, приходил на помощь, когда другу больно:
Если трудно мне было порой,
Приходил он на помощь всегда.
Если что-то случалось с ним,
Не был я в стороне никогда.
Собирал и хранил все, что связано с историей своего края. Отсюда, наверное, и боль о том, что гибнут деревни, уходят в прошлое. Об этом и стихотворение «Забытый очаг»:
Деревенька моя забытая,
Ты по пояс в снегу стоишь,
И глазницами окон печальных
С грусть-тоскою на мир глядишь.
Н.Харинов сожалеет, что забывают люди святое – отчий дом, односельчан, родные просторы:
Много в жизни терять мы стали,
Забывая родной порог,
И добрее уже не стали
Среди тысяч путей-дорог.
Свою деревеньку автор помнил, и, наверное, сжималось сердце, когда приезжал в родные места на тихую охоту. Никак иначе и не называл, как «деревенька моя, труженица милая». Родительский дом… Он постоянно зовет к себе малым, привязывает большим, удерживает рядом, даже когда совсем далеко. Только человек, по-настоящему страдающий, любящий, мог так написать:
Тихо бреду вдоль дорожной обочины,
Сердце все громче стучит.
Окна отживших домов заколочены,
Скорбно округа молчит.
Тема родной природы – это особая страница в творчестве Н. Харинова. Вслушаемся в лирическую миниатюру «Лесное солнце»: « Вдруг, словно ярким светом полыхнуло от лесной чащи. На фоне темнеющей зелени вековых дубов желтым солнечным диском высветилась шляпка подсолнуха. Чудо, да и только!» Из оброненного ягодником семечка выросло лесное солнышко. И что удивительно - никто не сломал. Вот уж действительно «природа учит добру».
Николай Харинов вернулся к нам своими стихами, новеллами, рисунками.
Стихи Екатерины Каргопольцевой публиковались в областной газете «Молодежная линия», районной газете «Призыв», часть из них вошла в литературные альманахи «Московский парнас» и «Кострома литературная», вышел сборник «Бессонница». Тетрадку со стихами носит всегда с собой, чтобы можно было записать то, что вдруг родилось, в буквальном смысле, на ходу. У нее есть стихи, посвященные своим близким, маме, есть о любви, о зарождающемся чувстве.
В небе лебеди – песнь далекая,
Силуэты забытых слов.
Мне бы с ними , по нотам окая,
Спеть к заутрене про любовь.
Молодая поэтесса в творческом поиске своей главной темы, своего голоса. Но уже можно с уверенностью сказать, что в литературе появилось новое имя – несомненно талантливого интересного автора.
Рисуем "Осенний дождь"
Домик зимней ночью
Пятёрки
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Музыка космоса