Природа и судьбы людей в повести В. Распутина « Прощание с Матёрой» и кинофильме « Прощание»
Произведения талантливого и самобытного писателя Валентина Григорьевича Распутина по праву входят в сокровищницу русской литературы. В своих произведениях, таких , как: « Уроки французского» , « Живи и помни», « Прощание с Матёрой», писатель раскрывает самобытные характеры, сформированные вековыми традициями, нравственными заповедями и глубокой любовью к родной земле , к родному краю. В. Г. Распутин в своих немногочисленных интервью подчеркивал, что истоки его произведений - сибирская земля, где он родился и вырос. Писатель очень болезненно переживал одно из противоречий современной жизни: неизмеримые научно-технические возможности человека и его духовно-нравственная недостаточность. Любое произведение В. Г. Распутина- это предупреждение нам, потомкам: человек жив, пока не утратил связи с родной землёй и природой, пока он не разучился ПОМНИТЬ!
В этом смысле очень актуальной остаётся повесть « Прощание с Матёрой», в которой мы видим противопоставление памяти и беспамятства, временного и вечного. Это противостояние говорит о разрушении общинных ценностей, разрыве связи между поколениями, духовном обнищании.
Судьба Матёры - ведущая тема произведения. «…Первый мужик, который триста с лишним лет назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший ,что лучше этой земли ему не сыскать.» Три века на Матёре кипела жизнь, « но теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода.» Вот в этих последних днях существования островной деревни и раскроется сущность каждого живущего здесь и пришедшего разрушить то, что казалось незыблемым ,вечным.
Матёра для всех её жителей родная, первоосновная .Она живоё существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Она - стержень, на котором держится жизнь « старинных старух» и стариков. Главная героиня повести, Дарья Пинегина ,и Тунгуска, и Настасья – все понимают, что затопление Матёры уничтожит их связь с природой, родной землёй. Предчувствуя эту беду, Дарья осознаёт себя будто виноватой: «…а ить они с меня спросют. Спросют, как допустила такое хальство. Куды смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая.» Эти слова Дарьи, пронизанные болью и горечью, открывают простую истину: перед лицом природы все едины и все за неё ответственны. Только вот мера ответственности, к несчастью, всеми понимается по- разному… Люди, не утратившие связи с землёй, с древними традициями, наделённые личной и родовой памятью, показаны не только в книге В. Распутина, но и в кинофильме, снятом в 1981 году.
Фильм был задуман и начат Ларисой Шепитько, а после её смерти продолжен кинорежиссёром Элемом Климовым. Он же изменил и название ленты: « Прощание с Матёрой» стало «Прощанием». В драме подобран великолепный актёрский состав: Лев Дуров, Майя Булгакова, Алексей Петренко, Вадим Яковенко. Главную героиню сыграла замечательная белорусская актриса Стефания Станюта.
То, что конкретная жизненная ситуация (предстоящее затопление Матёры) приобретает обобщенно-символическое значение, понятно уже с первых черно-белых кадров фильма. Будто из небытия, из тумана высаживается на берег спящей деревни бригада пожогщиков. Туман редко бывает спасителем для людей, чаще он предвестник беды. Так и в начальных кадрах эти «санитары» будто крадутся средь тумана, предчувствуя, что и жители Матёры, и сама природа не простят им этого вторжения. В одном из эпизодов фильма, когда пытаются уничтожить «царский листвень», одновременно показано, как беззащитна природа перед человеком и в то же время сильна. Ни рёву бензопилы, ни огню не поддалось дерево, осталось «неповалимым» ,израненным, но живым.
Коренные жители Матёры, понимая, что прощаются с родной землёй, будто бы старались облегчить расставание и себе, и родным местам. Ярким, праздничным показан эпизод последнего сенокоса , когда все объединились и , казалось, забыли о скором исчезновении этого уголка земли. Все работали со страстью и радостью, каких уже давно не испытывали. Люди и природа слились воедино , когда «Матёра ожила пускай не прежней…,но всё-таки похожей на неё жизнью…» Очень трогательным в фильме показывается момент, когда Дарья Пинегина, возвращающаяся с погоста, прощается с родными местами .Каждое деревце, каждый кустик, каждая былинка- ничто не ускользает от её взора . Как молитва звучат в этот момент её слова: « Мать-сыра земля! Ты благословенна!» Дарья понимает, что с потерей Матёры закончится и её прежняя жизнь, потому она готовит к смерти родной очаг. Параллель между убранством дома ,который будет сожжён, и покойником очевидна. Неслучайно создатели фильма именно в этом эпизоде, на мой взгляд, приглушают краски и музыка А. Шнитке звучит особенно печально. Героиня « омывает» и белит своё жилище, украшает его пихтой - всё, как полагается при прощании с умершим. Она видит в своём доме живую душу и обращается к нему , как к самому дорогому человеку. Выполнив свой долг, утром Дарья ушла из деревни . На этом кончалась её жизнь, потому что вместе с Матёрой была сожжена и её душа. Все поступки Дарьи, уклад её жизни служат подтверждением мысли, что человек на земле должен быть не временным жильцом, а вечным её хранителем.
Последние кадры фильма вновь обращают внимание зрителя на вековое дерево Матёры, которое стоит не обугленное, а покрытое зелёной листвой. «Царский листвень» оказался символом стремления к жизни и в повести, и в фильме. Одним дано «заблудиться в тумане» (как Павлу, искавшему Матёру, или Петрухе ,самолично поджёгшему дом), а другим -видеть эту жизнь в единении с родной землёй и природой.
На мой взгляд, и писатель, и создатели фильма сумели донести до нас мысль: любые преобразования в жизни должны соотноситься с особенностями души человека, его жизненного уклада. Иначе многое может стать губительным для людей. Как напутствие нам звучат слова Дарьи: «Душа человека в тебе держит. Чтоб человеком ты родился и человеком остался. Благость в себе имел.»
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_sudby_lyudey_v_povesti_v.docx | 18.52 КБ |
Природа и судьбы людей в повести В. Распутина « Прощание с Матёрой» и
кинофильме « Прощание»
Произведения талантливого и самобытного писателя Валентина Григорьевича Распутина по праву входят в сокровищницу русской литературы. В своих произведениях, таких , как: « Уроки французского» , « Живи и помни», « Прощание с Матёрой», писатель раскрывает самобытные характеры, сформированные вековыми традициями, нравственными заповедями и глубокой любовью к родной земле , к родному краю. В. Г. Распутин в своих немногочисленных интервью подчеркивал, что истоки его произведений - сибирская земля, где он родился и вырос. Писатель очень болезненно переживал одно из противоречий современной жизни: неизмеримые научно-технические возможности человека и его духовно-нравственная недостаточность. Любое произведение В. Г. Распутина- это предупреждение нам, потомкам: человек жив, пока не утратил связи с родной землёй и природой, пока он не разучился ПОМНИТЬ!
В этом смысле очень актуальной остаётся повесть « Прощание с Матёрой», в которой мы видим противопоставление памяти и беспамятства, временного и вечного. Это противостояние говорит о разрушении общинных ценностей, разрыве связи между поколениями, духовном обнищании.
Судьба Матёры - ведущая тема произведения. «…Первый мужик, который триста с лишним лет назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший ,что лучше этой земли ему не сыскать.» Три века на Матёре кипела жизнь, « но теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода.» Вот в этих последних днях существования островной деревни и раскроется сущность каждого живущего здесь и пришедшего разрушить то, что казалось незыблемым ,вечным.
Матёра для всех её жителей родная, первоосновная .Она живоё существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Она - стержень, на котором держится жизнь « старинных старух» и стариков. Главная героиня повести, Дарья Пинегина ,и Тунгуска, и Настасья – все понимают, что затопление Матёры уничтожит их связь с природой, родной землёй. Предчувствуя эту беду, Дарья осознаёт себя будто виноватой: «…а ить они с меня спросют. Спросют, как допустила такое хальство. Куды смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая.» Эти слова Дарьи, пронизанные болью и горечью, открывают простую истину: перед лицом природы все едины и все за неё ответственны. Только вот мера ответственности, к несчастью, всеми понимается по- разному… Люди, не утратившие связи с землёй, с древними традициями, наделённые личной и родовой памятью, показаны не только в книге В. Распутина, но и в кинофильме, снятом в 1981 году.
Фильм был задуман и начат Ларисой Шепитько, а после её смерти продолжен кинорежиссёром Элемом Климовым. Он же изменил и название ленты: « Прощание с Матёрой» стало «Прощанием». В драме подобран великолепный актёрский состав: Лев Дуров, Майя Булгакова, Алексей Петренко, Вадим Яковенко. Главную героиню сыграла замечательная белорусская актриса Стефания Станюта.
То, что конкретная жизненная ситуация (предстоящее затопление Матёры) приобретает обобщенно-символическое значение, понятно уже с первых черно-белых кадров фильма. Будто из небытия, из тумана высаживается на берег спящей деревни бригада пожогщиков. Туман редко бывает спасителем для людей, чаще он предвестник беды. Так и в начальных кадрах эти «санитары» будто крадутся средь тумана, предчувствуя, что и жители Матёры, и сама природа не простят им этого вторжения. В одном из эпизодов фильма, когда пытаются уничтожить «царский листвень», одновременно показано, как беззащитна природа перед человеком и в то же время сильна. Ни рёву бензопилы, ни огню не поддалось дерево, осталось «неповалимым» ,израненным, но живым.
Коренные жители Матёры, понимая, что прощаются с родной землёй, будто бы старались облегчить расставание и себе, и родным местам. Ярким, праздничным показан эпизод последнего сенокоса , когда все объединились и , казалось, забыли о скором исчезновении этого уголка земли. Все работали со страстью и радостью, каких уже давно не испытывали. Люди и природа слились воедино , когда «Матёра ожила пускай не прежней…,но всё-таки похожей на неё жизнью…» Очень трогательным в фильме показывается момент, когда Дарья Пинегина, возвращающаяся с погоста, прощается с родными местами .Каждое деревце, каждый кустик, каждая былинка- ничто не ускользает от её взора . Как молитва звучат в этот момент её слова: « Мать-сыра земля! Ты благословенна!» Дарья понимает, что с потерей Матёры закончится и её прежняя жизнь, потому она готовит к смерти родной очаг. Параллель между убранством дома ,который будет сожжён, и покойником очевидна. Неслучайно создатели фильма именно в этом эпизоде, на мой взгляд, приглушают краски и музыка А. Шнитке звучит особенно печально. Героиня « омывает» и белит своё жилище, украшает его пихтой - всё, как полагается при прощании с умершим. Она видит в своём доме живую душу и обращается к нему , как к самому дорогому человеку. Выполнив свой долг, утром Дарья ушла из деревни . На этом кончалась её жизнь, потому что вместе с Матёрой была сожжена и её душа. Все поступки Дарьи, уклад её жизни служат подтверждением мысли, что человек на земле должен быть не временным жильцом, а вечным её хранителем.
Последние кадры фильма вновь обращают внимание зрителя на вековое дерево Матёры, которое стоит не обугленное, а покрытое зелёной листвой. «Царский листвень» оказался символом стремления к жизни и в повести, и в фильме. Одним дано «заблудиться в тумане» (как Павлу, искавшему Матёру, или Петрухе ,самолично поджёгшему дом), а другим -видеть эту жизнь в единении с родной землёй и природой.
На мой взгляд, и писатель, и создатели фильма сумели донести до нас мысль: любые преобразования в жизни должны соотноситься с особенностями души человека, его жизненного уклада. Иначе многое может стать губительным для людей. Как напутствие нам звучат слова Дарьи: «Душа человека в тебе держит. Чтоб человеком ты родился и человеком остался. Благость в себе имел.»
Агния Барто. Сережа учит уроки
Прекрасное далёко
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Лиса-охотница
Как нарисовать лимон акварелью