Из истории Великой Отечественной войны. Семейные реликвии.
Вложение | Размер |
---|---|
Из истории Великой Отечественной войны | 6.97 КБ |
История одной скрипки.
Тонкая скрипичная шейка, охваченная простой веревочкой и зацепленная за гвоздик на стене... Всегда на одном и том же месте она висела с краю, и , когда входили в комнату, она никогда не попадала в поле зрения, поэтому казалась незаметной, малозначимой для окружающих. Корпус изящный, темно-коричневого цвета с потухшим лаком, небольшими царапинами на деке и еле заметной трещиной от края деки до эфы …
Такой я впервые увидела скрипку, живущую в нашем доме. Этот предмет в скромном убранстве провинциальной комнаты с простой типовой мебелью, казалось, диссонировал с окружением. Но нет, была еще одна вещь в большой комнате, которая, я понимала, сочеталась в особом своем предназначении с этим изящным и, казалось, забытым инструментом. Это было большое черное пианино.
Учиться на нем стали я и моя старшая сестра.
А скрипка висела и ждала папиных рук...
На скрипке он научился играть на фронте. У сослуживца была скрипка, тот умел играть и научил папу. Их рота противовоздушной обороны аэродрома не вела активных боев. Из-за быстрого наступления врага, их часть то и дело перебрасывали в глубь страны. Чаще пешком по пыльному бездорожью, бывало и на машинах, иногда перебрасывали в эшелонах... Сохранился тетрадный листок желтый от времени и затертый от кармана гимнастерки, где простым карандашом папиным почерком написаны пункты следования их части: Великие -Луки (22 июня 1941 года) — Торопец — Торжок — Андреаполь — Кашин — Москва — Рязань — Касимов — Смоленск — Рославль — Белосток — Allenstein (9 февраля 1945 года) . Папа рассказывал, что в бой они вступили уже только после Москвы, когда Красная армия изменила ход военных событий и перешла в наступление. Между переправами боями и обстрелами два солдата, два бойца занимались «обычным военным» делом — играли на скрипке... А действительно, если даже в блокадном Ленинграде голодные дети учились, а концертные бригады в госпиталях раненым бойцам давали концерты, а в тылу работали ученые, если в окруженном городе звучала музыка Шостаковича, почему бойцы красной армии в минуты передышки не могли играть на скрипке? Просто потому, чтобы сохранить в своих душах и мыслях что-то мирное, человеческое... Так как, то, что происходило вокруг было очень далеко от этого...
Я не помню, какого цвета были у папы волосы, я его помню совсем седым... А еще, он то и дело глотал таблетки, когда астма перехватывала дыхание, и потирал ноющие суставы рук. Мне было очень жалко папу. Мама говорила, что все болезни у папы от сырости окопов и блиндажей...
Держал смычок папа, как я теперь понимаю, совсем не так, как учат в музыкальных школах, он держал его за самую середину, да и ноты знал едва ли, но это вовсе не мешало ему играть народные мелодии по слуху. Папа прижимал подбородком к плечу скрипку, наклонял голову, сдвигал густые брови и, как будто бы вспоминая, несмело начинал играть какой-то наигрыш:
Парень я молодой,
А хожу с бородой.
Я не беспокоюся —
Пусть растёт до пояса!
А, когда прогоним Фрица,
Будем стричься, будем бриться,
Мыться, бриться, наряжаться
С милой целоваться...
Потом он переходил на венгерские мелодии... Очень нравился ему Венгерский танец № 5 Брамса. Страстная песенная мелодия вырывалась из под его смычка, волновала, брала за душу... Вместе с музыкой накатывались военные воспоминания... Папины глаза увлажнялись, он чаще сбивался, а потом и вовсе переставал играть, ссылаясь на то, что плохо помнит мелодию... И скрипка отправлялась на свое место, на стену, перехваченная за тонкую шейку простой веревочкой.
Эту скрипку папа привез с войны. Желание играть прочно оставил в нем боевой товарищ. Папа нашел эту скрипку в одном из разрушенных домов, наверное, города Алленштейна, что под Кенигсбергом, где для папы и закончилось наступление советских войск. Тогда, в феврале сорок пятого, их часть срочно перебрасывали на второй - восточный фронт. Дорога была длинная, через всю страну, на Дальний Восток. Ехали в эшелонах... Пока ехали, война закончилась...
Вернулся папа домой … Семьи нет... Зато сохранился дом..., а, главное, с ним была скрипка... Можно строить новую жизнь...
Когда я стала взрослой, я решила в память о папе оживить голос нашей семейной реликвии. Я снесла скрипку мастеру... Он осмотрел ее со всех сторон... заглянул внутрь... там на нижней деке виднелась пожелтевшая бумажная бирка «1936, Deutschland». «Скрипка фабричная, но хорошая и звучать будет хорошо, потому что время хорошо высушило дерево», - сделал заключение мастер. Мы ее чуть-чуть подклеили, подшлифовали, поменяли струны.
И вот раздались первые волшебные звуки папиной скрипки под маленькими пальчиками моей дочери. Труден путь музыканта, тут и смычок не слушается, и руку надо выворачивать как-то неестественно.
Но вот уже первые шаги позади. И скрипка поет голосом Моцарта, Вивальди, Дворжака, Брамса... Льются волшебные звуки музыки из под смычка. Путешествует скрипка вместе со своей маленькой хозяйкой. На каникулы к бабушке — и скрипка вместе с нами. Побывала скрипка и в Греции — школьный ансамбль ездил туда на летний отдых. Тогда наша скрипка получала паспорт для пересечения границы, даже с цветными фотографиями в фас и профиль.
Время бежит, и вот уже позади выпускной экзамен в музыкальной школе. Музыка, увы, не стала профессией. Но со скрипкой моя студентка расставаться не спешит. В промежутках между зубрежкой латыни, нет-нет, да и зазвучит в домашних стенах скрипичная мелодия.
А тут еще родилась мечта с поучиться в Германии. Есть такое поверье — если чего-то очень-очень сильно захотеть, и постараться, то, скорее всего, мечта сбудется. Три года ушли на овладение немецким языком, еще год на подготовку к экзаменам и вот, снова первый курс, но теперь уже в Майнце, что на западе Германии.
В университете есть любительский симфонический оркестр.
— Меня берут в оркестр, я возьму с собой скрипку, мам?
В аэропорту все вещи погрузили на тележку. Небольшую пирамиду из сумок венчал знакомый черный футляр... Всего три часа перелета и ты в Германии... А какой долгий путь возвращения на родину был для нашей скрипки!...
Mit der Rückkehr in die Heimat !
"Портрет". Н.В. Гоголь
Зимний лес в вашем доме
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Осенняя паутина
Иван Васильевич меняет профессию