Работа выполнена в рамках IV Областной студенческой научно-практической конференции, посвященной году кино. Проект направлен на исследование творчества Анны Андреевны Ахматовой. В работе анализируются романсы на стихи Анны Ахматовой, которые использованы в современных фильмах и сериалах, таких как "Приходи на меня посмотреть", "Капитанские дети" , "Жизнь одна".
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekta_.pptx | 1.54 МБ |
doklad_proekta_afoninoy_k.s.doc | 66.5 КБ |
романс в исполении Е.Камбуровой "Приходи на меня посмотреть" | 647.47 КБ |
Слайд 1
" О, жизнь без завтрашнего дня..." (Романсы на стихи Анны Андреевны Ахматовой в современных фильмах) Проект Выполнила ученица 11 класса МОУ СОШ № 5 г.Егорьевска Афонина Ксения Научный руководитель: Костюнина Л.В.Слайд 3
О, жизнь без завтрашнего дня!…» Анна Ахматова О, жизнь без завтрашнего дня! Ловлю измену в каждом слове, И убывающей любови Звезда восходит для меня . Так незаметно отлетать, Почти не узнавать при встрече, Но снова ночь. И снова плечи В истоме влажной целовать.
Слайд 4
«Жизнь одна» — российский художественный фильм 2003 года . Несчастный брак героини ( Татьяна Яковенко ) с мужем-бизнесменом ( Сергей Безруков ), позволяющим себе интрижки. Бесконечные обиды на него и свою судьбу выливаются в безрадостный диагноз — рак ( глиобластома ). Врачи утверждают что у неё и синдром хронической усталости . Знакомые настоятельно советуют отдохнуть. Этот отдых оборачивается для неё новым витком в жизни: надёжный мужчина, полное прощение всех обид мужу и как награда - долгожданный ребёнок и здоровье.
Слайд 5
Тебе я милой не была, Ты мне постыл. А пытка длилась, И как преступница томилась Любовь, исполненная зла. То словно брат. Молчишь, сердит. Но если встретимся глазами — Тебе клянусь я небесами, В огне расплавится гранит.
Слайд 7
Приходи на меня посмотреть. Приходи. Я живая. Мне больно. Этих рук никому не согреть, Эти губы сказали: "Довольно!" Каждый вечер подносят к окну Мое кресло . Я вижу дороги. О, тебя ли, тебя ль упрекну За последнюю горечь тревоги! «Приходи́ на меня́ посмотре́ть » — художественный фильм, поставленный в 2000 году Олегом Янковским и Михаилом Аграновичем по мотивам пьесы Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Картина — победитель конкурса «Выборгский счёт» кинофестиваля «Окно в Европу» (2001 год). Татьяна — женщина средних лет — живёт со своей больной матерью Софьей Ивановной, которая последние десять лет не ходит и очень переживает, что её дочь осталась старой девой. Матери представляется, что в этом есть только её вина — в её желании удержать Татьяну около себя.
Слайд 8
Не боюсь на земле ничего, В задыханьях тяжелых бледнея. Только ночи страшны оттого, Что глаза твои вижу во сне я. Приходи на меня посмотреть. Приходи. Я живая. Мне больно. Этих рук никому не согреть, Эти губы сказали: "Довольно!" «..Приходи на меня посмотреть..»
Слайд 10
По мотивам романа Анны Берсеневой "Гриневы". В центре фильма — большая московская семья Гринёвых, представители её разных поколений, которые переживают непохожие, но в одинаковой степени головокружительные любовные истории. Это люди порядочные, надежные, которым свойственна глубоко скрытая, но очень сильная душевная отзывчивость, врождённое благородство. Многие события фильма разворачиваются в необычных обстоятельствах, порой даже экстремальных. Здесь и работа спасателей МЧС, и чеченский плен, закулисная жизнь телевидения и шикарный зарубежный курорт, якутское алмазное "королевство" и приключения на необитаемом острове… 2006 год
Слайд 11
Еще весна таинственная млела, Блуждал прозрачный ветер по горам, И озеро глубокое синело — Крестителя нерукотворный храм. Ты был испуган нашей первой встречей, А я уже молилась о второй, И вот сегодня снова жаркий вечер, — Как низко солнце стало над горой... Ты не со мной, но это не разлука: Мне каждый миг — торжественная весть. Я знаю, что в тебе такая мука, Что ты не можешь слова произнесть .
Слайд 13
Список использованной литературы Аманда Хейт . Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Дневники, воспоминания… издания: 1991 Издательство: «Радуга» Анна Ахматова Лирика .Год издания: 2014Издательство: « Эксмо » В. Виленкин В сто первом зеркале . Год издания: 1990 Издательство: «Советский писатель» Вл. Орлов Гамаюн . Год издания: 1980 Издательство: «Советский писатель. Ленинградское отделение» Людмила Бояджиева . Анна Ахматова. Гумилев и другие мужчины "дикой девочки… Издательство: «АСТ» , « Астрель » , «ВКТ» http://www.aif.ru/culture/person/sudba_kassandry_pochemu_anna_ahmatova_boyalas_svoih_stihov https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C_%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C http://www.kinopoisk.ru/film/414577/
«О, ЖИЗНЬ БЕЗ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ...» (РОМАНСЫ НА СТИХИ АННЫ АНДРЕЕВНЫ АХМАТОВОЙ В СОВРЕМЕННЫХ ФИЛЬМАХ)
Автор: Афонина К.С., ученица 11 класса
МОУ СОШ № 5 г.Егорьевска
Научный руководитель: Костюнина Л.В.
Один из самых значимых русских поэтов XX века. В детстве ее называли “дикой девочкой”[5.25] , после первых сборников стихов – “русской Сапфо”, "Потомок ордынского хана" - так называла она сама себя, но в историю русской литературы она вошла как царствующая особа - «Анна всея Руси».[3.2] .
Анна Андреевна Ахматова… Она появилась в литературе не просто как поэт, но и как женщина. Два первых сборника ее стихотворений – “Вечер” и “Четки” – чистая женская лирика. Блок говорил, что «она пишет стихи как бы перед мужчиной, а надо как бы перед Богом»[4.32]. Но суть не в том, что Ахматова придумала женскую лирику. В начале XX века сам факт того, что любовные страдания обычной женщины могут быть поэтичными, казался смелым, почти революционным.
Ахматова сделала предметом поэзии любовь земную, чувственную, поэтому ее стихотворения актуальны и в наше время. Сегодня мы можем не только прочитать эти творения в печатных сборниках, но и услышать их в прекрасном сочетании с красивой музыкой. А некоторые романсы на стихи Анны Андреевны даже стали саундтреками к популярным современным фильмам и телевизионным сериалам.
Стихотворение “О, жизнь без завтрашнего дня…”, написанное в 1921 году и фильм “Жизнь одна”, созданный в 2003 году, объединил прекрасный романс. Чудесная музыка Алексея Рыбникова и лирическая исповедь Ахматовой вызвали к жизни прекрасное творение, способное не оставить равнодушным никого, кто его услышит. При знакомстве с фильмом мы понимаем, что не случайно именно это стихотворение Анны Ахматовой режиссеры выбрали для музыкальной темы своей картины. Главные героини обоих произведений испытывают похожие чувства и эмоции. Семейная жизнь Марины (героини фильма) не заладилась, как и семейная жизнь Ахматовой с Николаем Гумилевым, что и вызвало к жизни в итоге это трогательное, способное проникнуть в самые глубины человеческой души стихотворение. К моменту развода два талантливых человека уже успели пережить по несколько романов на стороне, хотя вынуждены были создавать видимость благополучного и вполне счастливого брака:
О, жизнь без завтрашнего дня!
Ловлю измену в каждом слове,
В жизни обеих женщин (и фильма, и стихотворения) были и измены, и предательство, и отчаяние. Несчастный брак героини фильма Марины с мужем-бизнесменом, позволяющим себе интрижки. Страшный диагноз-рак, о котором она еще не знает.. Любви нет уже ни в жизни Ахматовой , ни в жизни героини фильма. За какие именно грехи этот великий дар был отнят у них, остается лишь догадываться. Однако Ахматова открыто заявляет: «Ты мне постыл». Последние годы совместной жизни Гумилева и Ахматовой превратились в настоящую пытку, и вместо любви в ее сердце поселилась злоба. Героиня фильма испытывает такие же чувства.
Тебе я милой не была,
Ты мне постыл. А пытка длилась,
И как преступница томилась
Любовь, исполненная зла..
Для Ахматовой Николай Гумилев был человеком, с которым существовала сильная духовная связь. И разрушить ее могла только смерть. В первых числах августа 1921 года он был арестован, а через несколько недель расстрелян. Анна Ахматова ничего не знала о судьбе Гумилева, однако 29 августа, находясь в Царском селе, под воздействием некоего спонтанного порыва за несколько минут написала стихотворение, желая поставить точку во взаимоотношениях[1.36].
Но если встретимся глазами —
Тебе клянусь я небесами,
В огне расплавится гранит,-
эти слова можно по праву считать эпитафией Гумилеву. А строки «и убывающей любови звезда восходит для меня» можно трактовать, как огромное желание обеих героинь: и фильма и лирики, переживших несчастный брак, расстаться с «больным» прошлым, чтобы обрести свое настоящее счастье, которое не состоялось бы без пережитых печалей.
Но снова ночь. И снова плечи
В истоме влажной целовать.
Романс на стихи Ахматовой «О, жизнь без завтрашнего дня», исполненный главной героиней фильма «Жизнь одна» Мариной, как бы символизирует этапы её жизни. Это любимый ее романс, помогающий многое понять в жизни. Ахматовой удалось передать и боль, и большое страдание, и страстное желание женщины быть любимой, и надежду на счастье, затронуть все струны женской души. В итоге она встретила человека, которого полюбила, а любовь способна творить чудеса. Марина выздоровела, родила сына.
Доброе, немного печальное и вместе с тем вселяющее надежду стихотворение и такой же фильм объясняют нам, что ЖИЗНЬ у нас действительно ОДНА и надо дорожить ею. Принимать ее как подарок. Не растрачивать себя по пустякам, не держать обиды.
Тема несчастной любви, несостоявшегося счастья, разлуки, расставания, разлада между влюбленными звучит в стихотворении Ахматовой “Приходи на меня посмотреть”, написанном в 1912 году. Это тяжелые воспоминания об утраченных чувствах:
Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно, -
эти строки звучат не как мольба, а как просьба одинокой, но гордой женщины, еще способной любить, жить и верить.
В 2000 году Олегом Янковским и Михаилом Аграновичем по мотивам пьесы Надежды Птушкиной «Пока она умирала» был поставлен художественный фильм «Приходи на меня посмотреть», названный так же, как и стихотворение Ахматовой. И это не случайно, ведь именно романс композитора Вадима Бибергана на эти стихи Ахматовой, написанный специально для фильма, стал любимым романсом героинь фильма : немолодой женщины Татьяны и её престарелой матери. Они исполняют его в фильме неоднократно. Кроме того, романс звучит на протяжении всего фильма в исполнении певицы Елены Камбуровой, подчеркивая сходство героини лирического стихотворения и героинь фильма. Героине фильма Софье Ивановне (так увидели режиссеры), видимо, очень близок внутренний мир героини стихотворения Ахматовой. Она отчасти становится как бы «иллюстрацией» к нему : уже десять лет не встает со своего кресла, целыми днями смотрит в окно, клеит из бумаги трогательные фигурки и слушает Диккенса, которого читает ей вслух единственная дочь Таня:
Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги,-
Эти строки из стихотворения как бы подтверждают чувства и мысли героини фильма. А какие мысли и чувства испытывает героиня стихотворения (сама Ахматова)? Она сама об этом говорит ясно и открыто:
Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Отождествляя себя со своей героиней, Ахматова хочет подчеркнуть, что за кажущейся холодностью и неприступностью скрывается ранимое и беззащитное существо, которое нуждается в любви, понимании и преклонении:
Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Вот почему этот романс на стихи Ахматовой в исполнении Елены Камбуровой стал неотъемлемой частью фильма. Благодаря романсу мы лучше понимаем героинь фильма, да и героиня стихотворения становится нам более понятной. Мы явно видим свойственное Ахматовой достоинство, с которым лирическая героиня примиряется с болью утраты:
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!
Стихотворение заканчивается тревожными мыслями –воспоминаниями: о былом счастье, об ушедшей любви, острее чувствуется утрата любимого человека:
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.
Но героиня подчеркивает, что это происходит только ночью, а днем она справится с болью. В этом вся Ахматова: гордая, несломленная, независимая. В фильме же все заканчивается счастливо и даже отчасти сказочно. Как будто история, начатая в стихотворении Ахматовой, обрела свое чудесное, благополучное завершении в фильме. Сказке былью помогло стать истинное раскаяние матери перед дочерью и решительность самой дочери, одно из качеств героини стихотворения Ахматовой «Приходи на меня посмотреть». И хотя эмоции всех героинь различны: это и разочарование, и досада, и раскаяние, но их объединяет главное качество– достоинство, с которым они живут, переносят жизненные испытания ,за что в финале получают вознаграждение - счастье и любовь.
Хотелось бы верить, что героиня стихотворения Ахматовой так же, как и героини фильма, обретет свое счастье, так долго и мучительно ожидаемое.
Поэзия Ахматовой неисчерпаема. Каждый человек найдет в ней что-то свое, близкое. Возможно, утраченное когда-то чувство любви и нежности, гордость и достоинство, честность по отношению к себе и другим. Одним словом, то, чего не хватает нам сейчас. Вот почему последние годы режиссеры включают романсы на стихи Анны Андреевны Ахматовой в свои работы. Например, в сериале “Капитанские дети” 2006 года использованы такие музыкальные произведения на стихи Ахматовой, как “Я сошла с ума” и “Еще весна таинственная млела”. Герои сериала - порядочные, надежные люди, которым свойственна глубоко скрытая, но очень сильная душевная отзывчивость, врождённое благородство, чувство любви и страсти - всё, что свойственно героям лирики Ахматовой. Вставленные в нужные моменты фильмов музыкальные композиции играют важную роль – они позволяют более полно передать весь спектр чувств героев, создать крепкую связь между лирической героиней и героями фильма, персонажем и зрителем.
"Великая земная любовь" нашла отражение в лирике и на экране, и это доказывает, что интерес к творчеству «Анны всея Руси» не утратился ни в годы перестройки, ни в «лихие» 90-е, ни в наше переломное время. А значит, Она была права, называя любовь :
То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это - любовь.
Очень интересно наблюдать за удивительной схожестью героев лирики Анны Андреевны Ахматовой и героев современных фильмов и сериалов, где звучат романсы на стихи великого поэта-Женщины с большой буквы. И нельзя не увлечься поиском других музыкальных творений, которые стали саундреками к нашим фильмам и дополнили их своим присутствием…
Список использованной литературы
Соленая снежинка
Какая бывает зима
Твёрдое - мягкое
Мальчик и колокольчики ландышей
Лупленый бочок