Проектно-исследовательская работа на тему: «Кодекс чести гимназиста»
Понятие чести. Честь — комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.
Вложение | Размер |
---|---|
kodeks_chesti_v_russkoy_liter.doc | 286 КБ |
Проектно-исследовательская работа на тему: «Кодекс чести гимназиста»
Автор работы Мещерякова Лариса, ученица 9 Б класса ГБОУ Гимназии 1526.
Научный руководитель Птушкина Лилия Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназии 1526
Москва 2012 год
Цели:
Вступление.
Понятие чести. Честь — комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.
Девиз ордена св. Владимира:
«Польза, честь и слава».
Словарь В.И. Даля, отражая это разделение, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».
Высказывания о чести
Честь в религии
В христианстве существует термин: благочестие. Честь - создание сосуда, крепкое сдерживание себя в достойном, создание сосуда для достойного. Благочестие - созидание сосуда для благодати, для света. Святых в православии зовут подвижниками благочестия.
Честь - сосуд, покров души. Покров, под которым хранится душа живой. Незапятнанная честь - чистый, целостный покров, не имеющий пятен порочных дел.
Честный и благородный человек всегда был уважаем в обществе. Честь не имеет национальностей. Данная от Бога она вне времени и пространства, тем не менее, формируется моральный облик человека в определённой эпохе, в определённом обществе. Принято различать дворянскую, офицерскую и купеческую честь, а так же мужскую и женскую. Пушкин, защищая честь семьи, погиб на дуэли; солдаты, защищая честь Родины, погибали на полях сражений.
Понятие о чести в эпоху Просвещения.
Человек чести в эпоху Просвещения – это духовно богатая, воспитанная, благородная личность.
В России просветительские идеи оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества. Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему. В эпоху просвещения правительство активно способствовало развитию наук и искусств. Философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели, которая неразрывно связана у русского человека с понятием честь. Высокие требования предъявлялись к личности человека.
Высоким примером для всех русских людей может являться личность величайшего из русских ученых того времени Михайло Васильевича Ломоносова, который многое сделал в самых различных областях науки: естествознания, в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве, а главное, был гражданином и патриотом своей Родины. Удивительна была жизнь Ломоносова, прекрасно дело его жизни, незабываемы слова, обращённые к русскому юношеству, которые можно отнести и к современникам.
О, вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
Науки юношей питают,
Отраду старшим подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной – случай берегут.
В домашних трудностях потеха
И в дальних странствах не помеха,
Науки пользуют везде:
Среди народа и в пустыне,
В шуму градском и наедине,
В покое сладки и в труде.
Чему же учат нас, гимназистов, строчки из этой оды? Надо стремиться быть образованным и просвещённым человеком, не отставать от своего времени, примером этого может служить жизнь М.В.Ломоносова
2. И. А. Крылов, великий русский баснописец, принадлежал к кругу лучших российских литераторов, являлся поборником чести, обличителем пороков.
Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были.
Пока по-русски говорят:
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Кн. П. Вяземский.
Как просветитель Крылов считал, что искоренять пороки человечества следует смехом, поэтому в баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость.
В век Просвещения – век разума – невежество являлось самым главным пороком, недостойным благородного человека, поэтому во многих баснях Крылова высмеивается именно это качество, например, в басне «Свинья под дубом».
/////
Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных можно увидеть представителей различных социальных уровней. Для всех Крылов задает морально-нравственные нормы, формирует у читателя отношение к человеческим страстям. Цари, вельможи, чиновники, “маленькие люди” нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. “У сильного всегда бессильный виноват” — гласит мораль басни «Волк и ягненок». Человек чести никогда не обидит слабого. Образ ягненка использован не только как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ предстает и как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами. Примером может служить басня “Квартет”, где пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента:
Проказница-Мартышка, Осел, Козел
Да косолапый Мишка Затеяли сыграть
Квартет, Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
Государственные чиновники должны быть людьми чести, думать в первую очередь о пользе для государства и общества, быть достойными, честными гражданами своей страны.
Чему нас учат герои басен Крылова? Все эти мартышки, мишки, волки, ягнята учат нас быть сильными, умными, ответственными за себя и за других.
Писатели-реалистыХIX века.
А.С.Пушкин
В произведениях русских писателей всегда присутствует мысль, что личность человека формируется под влиянием среды и воспитания. Воспитание чести, достоинства – вот главная проблема, которая волнует таких писателей как: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой ,М.Булгаков Основу для философского размышления на эту тему заложил А.С.Пушкин.
19 октября 1811 года в Царском селе в 20 км от Петербурга открылся Лицей, учебное заведение для подготовки дворянских детей к важным частям службы государственной. В этот Лицей был принят будущий поэт.
Лицей для юного Пушкина и его товарищей стал школой воспитания гражданственности, мужества, чести. Здесь родились мысли о человеческом достоинстве, свободе, равенстве и братстве. Например в стихотворении, посвящённом Чаадаеву звучат такие строки:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь, взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
Среди лицеистов царит культ дружбы. Ничто не ценилось так высоко, как дружество. В письмах и дневниках Пушкина слова «товарищ», «друг», «друзья» встречаются сотни раз. Вспомним:
Мой первый друг, мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил,
пишет он Ивану Пущину.
Поэт воздаёт честь тем, кто воспитал лицеистов:
Наставникам, хранившим юность нашу,
Вам честию - и мёртвым, и живым,
К устам подьяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Поэт откликается и на грозу 1812 года. Армия Наполеона перешла Неман, началась Отечественная война. Военные события потрясли лицеистов.
Вы помните:текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались,
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать шёл мимо нас.
Уроком высокого понимания чести явилась судьба самого поэта. Он не позволил замарать ни семейной чести, ни поэтической чести России.
М.Ю.Лермонтов, восхищаясь жизненным подвигом поэта, написал стихотворение:
Погиб поэт- невольник чести,
Пал оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид.
Восстал он против мнений света
Один, как прежде, и убит.
Воспитание чести в семье
В русской классической литературе тема семьи звучит как одна из самых важных.
«Государство – это семейство семей», - так пишет в своём учении о семейной жизни учитель Церкви и выдающийся педагог святитель Филарет, митрополит Московский. Государство он сравнивает с деревом, а семьи – с корнями его. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надо, чтобы корень его был крепок», – учит святитель.
У дворянских семей составлялось родословное древо. И запятнать честь семьи- значило опозорить весь семейный род , как говорилось, от первого до последнего колена.
Прочные семейные союзы описаны в романе А.С. Пушкина в «Капитанская дочка». Семья Мироновых и семья Гринёвых как два прекрасных дерева, которых видно по плодам. Их дети: и Петр Андреевич Гринёв, и Мария Ивановна Миронова, воспитанные по заповедям Божиим, – видели постоянно пример родителей. «Вместе жить – вместе и умирать» – эти слова Василисы Егоровны, жены капитана Миронова, несмотря на смертельную опасность, не оставившей мужа во время приближения мятежников, можно отнести и к той, и к другой семье. Дети воспитывались в беспрекословном послушании родителям, им даже в голову не могло прийти спорить с отцом или матерью. Они твёрдо знали, что почитающие родителей «долголетны и благополучны будут на земле». Поэтому и были счастливы, соединив свои судьбы. Пётр Гринёв и Маша Миронова жили в семьях, которые дали обоим истинно православное воспитание и были для них идеалом семейной жизни. Супружескую верность и глубокое уважение родителей друг к другу они видели с самого детства. Как благословили их родители, так они и жили: берегли честь смолоду и во всём уповали на Бога
Благословение родителей во всех важных начинаниях для детей считалось очень важным. Вспомните, как Петруща Гринёв и Маша Миронова, не получив родительского благословения на свадьбу, проходят испытания судьбы, мужают , закаляются и
выходят победителями, в согласии с пословицей: «Береги платье снову, а честь смолоду»
А.С.Пушкин , задумав жениться, так же обращается к своим родителям в письме:
«Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу на всю оставшуюся жизнь.( Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год.)- м-ль Натали Гончаровой.(Я получил её согласие, а также благословение её матери).Прошу вашего благословения, не как пустой формальности, но с убеждением, что это благословение необходимо для моего благополучия…»
Залогом прочности семейного союза является любовь.
Поэт сравнивает Н.Н. с мадонной, матерью Христа и посвящает ей стихотворение «Мадонна»
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной : чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель-
Она с величием, он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Чистота любимой женщины, жены является залогом семейной чести.
Козлова М.
Связь отдельной личности и семьи со своим народом чрезвычайно важна для писателя Л.Н.Толстого.
В романах «Война и мир» и «Анна Каренина» параллельно развиваются две мысли: семейная и народная. Развитие характера главных героев происходит внутри семьи. Мы видим, как формируются характеры детей в семье Ростовых и Болконских. Всех Болконских характеризует особая талантливость, незаурядность, одухотворенность. Брат и сестра Болконские унаследовали страстность и глубину натуры отца. Они проницательны, они глубоко понимают людей, как и отец, но не для того, чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать. Необыкновенные, светящиеся глаза у всех Болконских - знак их одухотворенности. Любимые герои Толстого не представляют себе жизнь без семьи, без детей. У всех любимых героев писателя есть дети.
Настоящим героем Отечественной войны 1812 года является Андрей Болконский. Вот как описывает Толстой сцену прощания отца и сына Болконских перед отправлением на фронт:
«-Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его, - Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно! – взвизгнул он.
-Этого вы могли бы и не говорить мне, батюшка, - улыбаясь, сказал сын.»
Недаром Кутузов говорит однажды Болконскому, характеризуя его военный путь: «Твоя дорога – дорога чести.»
Марина Цветаева, поэтесса XX века, восхищаясь подвигом дворянских офицеров войны 1812 года, написала стихотворение под названием «Генералам двенадцатого года»:
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как блриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу,-
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань господня
И сердце матери,- вчера
Малютки-мальчики, сегодня-
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок самый чёрствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
Три сотни побеждалоо - трое!
Лишь мёртвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли!
Что так же трогательно-юно,
Как незапятнанная честь?
Вас златокудрая Фортуна
Вела на месть.
В кодекс чести гимназиста мы записали:
Люби свою семью, старайся сделать так, чтобы твои родные гордились тобой, а
Гимназия- наша общая семья,наш общий дом, который мы должны беречь.
Добровольцы чести, невольники совести..
Вадим Шарыгин
Ростов, январь 1918 года, спустя три месяца после большевистского переворота.
Красные обложили Ростов со всех сторон. В город отошёл последний заслон капитана Чернова, теснимый войсками Сиверса.
Уходили на защиту города редкие воинские колонны – офицеров, юнкеров, гимназистов и студентов. Кто в шинели, кто в штатском пальто, кто в сапогах, кто в рваных валенках…
Добровольческая армия истекала кровью.
Добровольцы чести и совести - как мало их оказалось тогда.
Ещё меньше - сегодня…
"Были улицы пьяны от криков.
Были солнца в сверканьи витрин.
Красота этих женственных ликов!
Эти гордые взоры мужчин!"
(Александр Блок)
"И никто не додумался
Просто встать на колени
И сказать этим мальчикам,
Что в бездарной стране
Даже светлые подвиги -
Это только ступени
В бесконечные пропасти
К недоступной весне."
(Александр Вертинский)
***
Добровольцы чести
Невольники совести –
Герои моей
Краткой повести.
Несогласные,
С судьбой клятой -
Гибнут первыми.
Остальные,
Жизни проклятой -
Остаются верными…
Оглянулся нынче, в пол-оборота,
Вижу - по Ростову шагает рота.
Добровольцев – сумрачные лица.
По кабакам – жизнь веселится.
На тротуарах – стоят с ухмылкой,
В ресторанах – по блюдам вилкой.
Прогнули скарбом полозья саней,
Свернули совесть до лучших дней.
Рота шагает – лица спокойны.
Идут офицеры, мальчишки-воины,
Там, в километре – фронта линия:
Белая, красная и небесно-синяя.
Ангелы Божьи, да будут с вами –
Рвётся шрапнель над головами.
Обыватели, ухватившись за добро,
Спасают шкуру и серебро!
…
Добровольцы чести
Невольники совести.
Как мало вас было
В те дни!
Среди,
Нахлынувшей горести -
Одни.
Одни.
Одни.
С тех пор, обыватели, те же, точно
В плоть свою – впаяны прочно!
Всегда с надеждой и позитивом –
Хоронят лучших в мире счастливом!
Хлещут потоки ненужных слов,
Сдали инстинктам Москву и Ростов!
Отдали сильным право на смерть,
И закрутилась - беды круговерть!
Приказали
каждому из нас
Строго:
Счастье ждать –
На своём месте.
Рядом стоящих,
Отныне – много,
И никого не осталось –
Вместе…
Эдуард Асадов стихи |
СТИХИ О ЧЕСТИ |
В. Высоцкий
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда — наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или — когда все время против шерсти,
Или — когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово "честь" забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены —
Я это никогда не полюблю!
Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов!
Сердца стучали на три счета вместо двух.
К тому же дамы приглашали кавалеров
На белый вальс, традиционный - и захватывало дух.
Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам,
Давно решился пригласить ее одну,-
Но вечно надо отлучаться по делам -
Спешить на помощь, собираться на войну.
И вот, все ближе, все реальней становясь,
Она, к которой подойти намеревался,
Идет сама, чтоб пригласить тебя на вальс,-
И кровь в виски твоих стучится в ритме вальса.
Белее снега белый вальс, кружись, кружись,
Чтоб снегопад подольше не прервался!
Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь,-
И ты был бел - белее стен, белее вальса.
Где б ни был бал - в лицее, в Доме офицеров,
В дворцовой зале, в школе - как тебе везло,-
В России дамы приглашали кавалеров
Во все века на белый вальс, и было все белым-бело.
Возведены на время бала в званье дам,
И кружит головы нам вальс, как в старину.
Но вечно надо отлучаться по делам -
Спешить на помощь, собираться на войну.
Вы слышите: грохочут сапоги,
и птицы ошалелые летят,
и женщины глядят из-под руки,
вы поняли, куда они глядят?
Вы слышите, грохочет барабан?
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман-туман-туман...
а прошлое ясней-ясней-ясней.
А мы рукой на прошлое -- вранье!
А мы с надеждой в будущее: свет!
А по полям жиреет воронье,
а по пятам война грохочет вслед.
И снова переулком -- сапоги,
и птицы ошалелые летят,
и женщины глядят из-под руки...
В затылки наши круглые глядят.
Родина, моя родина,
Белые облака.
Пахнет чёрной смородиной
Ласковая рука.
Тишь твоя заповедная
Грозами не обкатана,
Высветлена поэтами,
Выстрадана солдатами.
Выкормила, не нянчила
И послала их в бой.
Русые твои мальчики
Спят на груди сырой.
Вишнею скороспелою
Вымазано лицо.
Мальчики сорок первого
Выковались в бойцов.
Бронзовые и мраморные
Встали по городам,
Как часовые ранние,
Как по весне - вода!
Что по лесам аукают
Бабушки из невест?
Вот запыхались с внуками,
Памятник - наперерез.
Имени и фамилии
Можете не искать,
Братски похоронили
Ягоды у виска.
Кто-то венок оставил,
Может быть, постоял.
Кто-то опять прославил
Звёзды и якоря.
Знай же, что б ты ни делала,
Если придёт беда,
Мальчики сорок первого
Бросятся в поезда.
Сколько уж ими пройдено?
Хватит и на века!
Родина, моя родина,
Чистые берега!
Мальчики 41-го!.. Это они отстояли для нас нашу Родину. Это они приняли Эстафету Чести от прежних поколений защитников Отечества. Именно на полях сражений, в огне кровопролитных битв выковывалось и передавалось от поколения к поколению понятие чести. «Со щитом или на щите!» - так говорили в Древней Греции женщины, провожая на бой своих возлюбленных. Это означало, что они ждут их домой или погибшими в бою, или со щитом в руке, то есть вернувшимися живыми, сохранившими честь воина.
И когда рядом рухнет израненный друг
И от первой потери ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
От того, что убили его, не тебя…
Испытай, завладев
Ещё тёплым мечом,
И доспехи надев,
Что почём, что почём!
Разберись, кто ты – трус
Иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.
Каждый самурай должен помнить о смерти и делать все как в последний раз.
Если самурай помнит о смерти, значит, он готов к встрече с врагом.
Если самурай готов к встрече с врагом - он непобедим.
1. Каждый самурай достоин прихода утра. Если утро не приходит - значит, самурай еще спит.
2. Каждый самурай достоин своего обеда. Если самурая не приглашают к обеду - значит, самурай только окончил завтрак.
3. Каждый самурай должен убить своего врага. Если у самурая нет врага - значит, самурай еще не подпоясал меч.
4. Каждый самурай должен быть бдителен. Если меч самурая еще в ножнах - значит, враг хитер и ждет часа, чтобы напасть на самурая.
5. Каждый самурай верен своему начальнику. Если начальник делает харакири - самурай должен быть верен своему долгу.
6. Каждый самурай должен вырастить сына. Если жена самурая рожает дочь, значит, дочь самурая должна родить двух сыновей.
7. Каждый самурай должен владеть мечом лучше врага. Если враг не дает самураю показать свое мастерство - значит, самурай должен убить врага.
8. Каждый самурай должен отвечать за своих крестьян. Если крестьяне не помогут своему самураю - значит, у них будет другой самурай.
9. Каждый самурай должен любить свою Родину. Если самурай изменит Родине - его ждет тоска.
10. Каждый самурай должен быть храбрым. Если самурай бежит с поля боя, значит, он уводит погоню от других самураев.
11. Каждый самурай должен быть жесток к врагам и открыт для друзей. Если самурай пьет саке с врагами, значит, он желает их напоить.
12. Каждый самурай должен убить волка. Если самурай еще не убил волка, значит, храбрые самураи убили всех волков в округе.
13. Каждый самурай должен в одиночку забраться на Гору. Если никто не видел самурая на Горе, значит, самурай совершил восхождение ночью.
14. Каждый самурай при встрече с самураем должен поклониться первым. Если самурай не поклонился первым, значит, из уважения к другому самураю он предоставил ему право поклониться первым.
15. Каждый самурай сам себе самурай, если рядом нет других самураев.
16. Каждый самурай должен верить своему начальнику и императору. Если самурай им не верит, он должен логически доказать себе их правоту.
17. Жизнь самурая делится на две части: еще не самурай и уже самурай.
18. Каждый самурай должен выглядеть достойно в глазах других самураев. Если самурай не слышит возгласов одобрения, значит, жена самурая надела на него кимоно не по сезону.
19. Каждый самурай должен сам строить свое будущее. Если будущее еще не построено, значит, самурай еще не встретился со своим императором.
20. Каждый самурай должен молиться своему Богу. Если Бог не помогает самураю, значит перерывы между битвами слишком малы, чтобы Бог мог услышать молитвы своего самурая.
21. Каждый самурай должен воспитать ученика. Если ученик превзойдет своего самурая - будут помнить об ученике, а о самурае забудут. Если ученик окажется слабее самурая - скажут, что самурай до старости оставался сильнее молодых самураев.
22. Каждый самурай должен заботиться о своем мече. Если меч самурая не первый год лежит в ножнах, значит, самурай бережет свой меч от напрасных зарубок и зацепин.
23. Каждый самурай должен подавать пример гостеприимства. Если самурай не открывает гостям дверь, значит, он не желает создавать неудобств ранее пришедшим гостям.
24. Каждый самурай должен уметь пользоваться авторучкой. Если самурай не попал авторучкой в глаз врага с первого раза, значит, ему надо тренировать удар авторучкой.
25. Каждый самурай должен уметь читать и писать. Если самурай может отличить написанный текст от прочитанного, значит, он может разговаривать с министрами императора на равных.
26. Каждый самурай должен жить для своего императора. Если император умрет, самурай должен вынуть свой меч и во время восхода солнца поймать первые его лучи на клинке своего меча, думая при этом о своем императоре.
27. Каждый самурай должен состоять на довольствии у своего императора. Впрочем, никто его к этому не обязывает.
28. Каждый самурай должен ходить в караул охранять сон своего императора. Если самурай уснет в карауле, его сон может попасть в сон императора, и тогда самураю не сносить головы.
29. Каждый самурай должен по приказу своего императора выступить на войну. Если самурай остался дома, значит, его старые раны не дают ему покоя и он не хочет отбирать победу у молодых самураев.
30. Каждый самурай может быть награжден своим императором. Если император не наградил своего самурая, значит самурай настолько храбр, что об этом и так все знают.
31. Каждый самурай должен чтить традиции самураев. Если самурай не пришел вечером домой, его жена должна знать, что ее самурай в этот час верен традициям самураев.
32. Каждый самурай при встрече с гейшей должен снять меч. Если самурай не снимет меч, то гейша может подумать, что перед ней не самурай, потому что гейша знает, что при встрече с ней каждый самурай должен снять меч.
33. Каждый самурай при встрече с двумя врагами должен убить обоих. Если самураю не удалось убить ни одного, значит, врагам повезло.
34. Каждый самурай должен наносить удар мечом молниеносно. Если молния не блеснула в руках самурая, значит наступила ночь.
35. Каждый самурай должен быть честен. Если сказанное самураем не соответствует тому, что знают другие самураи, значит, самураи не знают всей правды.
36. Каждый самурай должен быть сильным. Если самурай уже не может нести свой меч, ему должна помочь жена самурая, иначе другие самураи, занятые уставшим самураем, могут тоже устать.
37. Каждый самурай должен посвятить свою жизнь служению Императору. Если высокое стремление самурая посвятить себя служению Императору разбилось от столкновения с повседневностью и превратилось в заурядное использование служебного положения в корыстных целях, значит, самурай перестал любить своего Императора.
38. Каждый самурай должен быть достоин своего меча, а меч самурая - достоин его врагов. Если самурай машет своим мечом как мухобойкой, значит, в его руках мухобойка.
39. Каждый самурай достоин заката и восхода Солнца. Меч самурая, вложенный в ножны в последних лучах вечернего Солнца, хранит в себе отблеск уходящего дня, принесшего Земле самурая благодать, Императору - доблесть и преданность его самураев, а Поднебесной - почитание ее предков. В утренний час Солнце вновь восстанет над Землей самурая, освящая силу и красоту его Императора, неся благодать его Земле, открывая взоры восхищения Поднебесной. И в тот же миг, с первыми лучами Солнца, самурай достанет меч из вечерних ножен и отраженные в мече вечерние лучи вчерашнего дня встретятся с утренними лучами Светила. И в миг их встречи в Поднебесной наступит новый день.
КОДЕКС ЧЕСТИ ГИМНАЗИСТА
КОДЕКС ЧЕСТИ - необходимые правила поведения, которые помогут стать каждому учащемуся достойным гимназистом.
ПРАВА ГИМНАЗИСТА:
- доступность и бесплатность полного общего среднего образования;
- выбор формы обучения, предметов вариантной части учебного плана, факультативов спецкурсов, внеклассных занятий;
- переаттестацию по учебным предметам;
- безопасные и безвредные условия обучения и труда;
- использование учебно-производственной, научной, материально-технической, культурно-спортивной, коррекционно-восстановительной, лечебно-оздоровительной базой гимназии;
- доступ к информации во всех отраслях знаний;
- участие в различных видах учебной, научно-практической деятельности, конференциях, олимпиадах, выставках, конкурсах;
- участие в работе общественного самоуправления гимназии;
- свободное выражение взглядов, убеждений;
- участие в добровольных самодеятельных объединениях, творческих студиях, кружках, группах по интересам;
- защита от любых форм эксплуатации, психического и физического насилия, от действий педагогов и других работников, которые нарушают права гимназиста, унижают его честь и достоинство.
ОБЯЗАННОСТИ ГИМНАЗИСТА:
- овладевать знаниями, умениями, практическими навыками в объеме, не меньшем, чем определено Государственным стандартом общего среднего образования;
- придерживаться требований Кодекса, правил внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать требования законодательства Украины, моральные, этические нормы;
- способствовать повышению имиджа гимназии;
- повышать общий культурный уровень;
- принимать активное участие в различных видах трудовой деятельности, не запрещенных действующим законодательством Украины;
- бережно относится к государственному, общественному и личному имуществу;
- исполнять приказы и распоряжения директора школы;
- придерживаться правил личной гигиены.
Кодекс чести гимназиста
Я, гимназист ___ имею право:
1. На уважение своего человеческого достоинства.
2. На открытое выражение мнения, касающегося жизни гимназии, в форме, не унижающей достоинства других.
3. На изложение классному наставнику, директору гимназии, учителям своих проблем и получение от них педагогической помощи, пояснений, рекомендаций.
4. На проявление собственной активности в приобретении знаний с использованием всех возможностей гимназии, в занятиях спортом и участии в общественной жизни гимназии, объединениях по интересам и детских общественных организациях.
5. На педагогическую помощь в приобретении знаний, в случае затруднения в освоении предмета при моем серьезном отношении к нему.
6. На индивидуальную программу обучения (по решению педсовета и при согласии родителей).
7. На помощь со стороны соучеников.
8. На свободное посещение занятий при условии отличной учебы по всем предметам (при обучении на второй и третьей ступени).
9. На своевременное уведомление о сроках контрольных работ (в течение дня может быть проведена только одна контрольная работа).
10. На перерывы для отдыха между учебными занятиями.
11. На досрочную промежуточную аттестацию по дисциплинам и курсам и на пересдачу с целью повышения оценки по итогам учебного года, семестра.
12. На получение необходимой и доступной информации, материалов в области образования и профессиональной подготовки.
13. На льготы, установленные законодательством Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, органами государственной и муниципальной власти, локальными актами гимназии.
Обещаю:
1. Достойно учиться и работать, готовить себя к служению Отечеству, знать и уважать Герб, Флаг и Гимн России.
2. Действовать на благо гимназического коллектива, заботиться о чести и поддержании традиций гимназии и ее авторитете.
3. Систематически прилежно готовиться к занятиям в гимназии, участвовать в выбранных мною внеклассных и дополнительных занятиях; посещать обязательные учебные занятия.
4. Заботиться о сохранении учебного оборудования, имущества гимназии.
5. Культурно и достойно вести себя в гимназии и за ее пределами.
6. Заботиться о красоте родной речи.
7. Проявлять уважение к старшим, к взглядам и убеждениям других людей.
8. Выполнять указания совета гимназии, директора гимназии, учителей и классного наставника, решения классного самоуправления.
9. Беречь свое здоровье, выполнять требования техники безопасности.
10. Быть всегда чистым, опрятным.
11. Способствовать эстетическому виду гимназии, чистоте и порядку в ней и на ее территории.
12. Не курить в гимназии и на ее территории, не употреблять алкогольных напитков и наркотических средств.
Если я нарушу свое обещание, готов получить взыскание, предусмотренное Уставом гимназии.
Кодекс чести гимназиста
Я, гимназист_____________________________________________,
Имею ПРАВО:
ОБЕЩАЮ:
Если я нарушу свое обещание, готов получить взыскание, предусмотренное Уставом гимназии.
В гимназии, где учился М.В.Ломоносов, существовало правило, говорящее, что каждому ученику при поступлении должны выдать напечатанный лист гимназических узаконений. Такой лист висел во всех классах и комнатах, где они жили, дабы никто не мог нарушить правила, сославшись на их незнание.
Кодекс чести Пушкинской гимназии
Кодекс чести гимназиста
“ Сотвори себя сам “
Гимназист – человек чести!
Истина, Доброта, Красота правят миром! Служить этим идеалам – дело чести каждого гимназиста.
Благородство, порядочность, обязательность – главные достоинства гимназиста.
Человек XXI века – человек высокой культуры, образованный человек. Таким призван быть выпускник гимназист.
Быть верным братству гимназистов.
Любить свою школу,
заботится о ней.
Чтить учителя своего.
Любовь к отечеству, России нести в сердце своём.
Помните: обучение в гимназии – высокая честь! Будьте достойными звания – гимназист!
Кодекс чести гимназиста
Честь - это комплекс поступков человека, не допускающих унижения своего достоинства и достоинства других людей.
Я, гимназист ___ имею право:
1. На уважение своего человеческого достоинства.
2. На открытое выражение мнения, касающегося жизни гимназии, в форме, не унижающей достоинства других.
3. На изложение классному наставнику, директору гимназии, учителям своих проблем и получение от них педагогической помощи, пояснений, рекомендаций.
4. На проявление собственной активности в приобретении знаний с использованием всех возможностей гимназии, в занятиях спортом и участии в общественной жизни гимназии, объединениях по интересам и детских общественных организациях.
5. На педагогическую помощь в приобретении знаний, в случае затруднения в освоении предмета при моем серьезном отношении к нему.
6. На индивидуальную программу обучения (по решению педсовета и при согласии родителей).
7. На помощь со стороны соучеников.
8. На свободное посещение занятий при условии отличной учебы по всем предметам (при обучении на второй и третьей ступени).
9. На своевременное уведомление о сроках контрольных работ (в течение дня может быть проведена только одна контрольная работа).
10. На перерывы для отдыха между учебными занятиями.
11. На досрочную промежуточную аттестацию по дисциплинам и курсам и на пересдачу с целью повышения оценки по итогам учебного года, семестра.
12. На получение необходимой и доступной информации, материалов в области образования и профессиональной подготовки.
13. На льготы, установленные законодательством Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, органами государственной и муниципальной власти, локальными актами гимназии.
Обещаю:
1. Достойно учиться и работать, готовить себя к служению Отечеству, знать и уважать Герб, Флаг и Гимн России.
2. Действовать на благо гимназического коллектива, заботиться о чести и поддержании традиций гимназии и ее авторитете.
3. Систематически прилежно готовиться к занятиям в гимназии, участвовать в выбранных мною внеклассных и дополнительных занятиях; посещать обязательные учебные занятия.
4. Заботиться о сохранении учебного оборудования, имущества гимназии.
5. Культурно и достойно вести себя в гимназии и за ее пределами.
6. Заботиться о красоте родной речи.
7. Проявлять уважение к старшим, к взглядам и убеждениям других людей.
8. Выполнять указания совета гимназии, директора гимназии, учителей и классного руководителя, решения классного самоуправления.
9. Беречь свое здоровье, выполнять требования техники безопасности.
10. Быть всегда чистым, опрятным.
11. Способствовать эстетическому виду гимназии, чистоте и порядку в ней и на ее территории.
12. Не курить в гимназии и на ее территории, не употреблять алкогольных напитков и наркотических средств.
Если я нарушу свое обещание, готов получить взыскание, предусмотренное Уставом гимназии.
Верить в Россию, любить Россию, помогать России.
Быть свободным гражданином свободной страны.
Учиться знанию, учиться памяти, учиться совести.
Стремиться действовать, добиваться успеха, но только за счет
собственного труда и ума.
Не ждать ничего от других, но самому давать им все.
Быть веселым и никогда не падать духом.
Точку Архимеда искать в себе самом.
Кодекс чести рыцаря:
Кодекс чести рыцаря.
1. Рыцарь должен быть мужественным - трусость является самым тяжелым обвинением.
2. Рыцарь должен уважать противника, не нападать на него сзади и не использовать его слабость для достижения победы. Убийство безоружного врага навек покроет рыцаря позором.
3. Рыцари не должны вступать в неравный бой, следовательно, не должны идти несколько против одного, и должны избегать всякого обмана и лжи.
4. Рыцарь должен быть великодушным.
5. Рыцарь должен любить своего сеньора и оберегать его достоинство и не имеет права: бросить сеньора в бою; оставить его на поле боя живым, но раненым; лишить чести или покуситься на честь дочери, невесты сына, внучки, сестры сеньора, если они были девицами воспитывавшимися в его доме; соблазнить жену или наложницу сеньора; сознательно выдать тайну сеньора.
6. Рыцарь повинуется начальникам и полководцам, над ними поставленным; и живет братски с себе равными.
7. Рыцарь должен заботиться о подданных, а также сиротах и вдовах. Но объектом заботы рыцаря не может быть обиженный судьбой мужчина. Рыцарь не может оскорблять женщин и не дозволяет никому делать этого в своем присутствии. Рыцарь не имеет права запятнать руки кровью женщины.
8. Настойчиво и гармонично развивать свою личность, способствовать в этом Рыцарям.
9. Рыцарь хранит верность долгу и своим обязательствам по отношению к равным себе; давая клятву, не нарушал ее ни при каких обстоятельствах. Честь - ведущий признак Рыцарского поведения. Каждое слово Рыцаря, написанное или сказанное, воспринимается безоговорочно. Слово рыцаря является законом. Рыцарь сохраняет непоколебимо это доверие ко всем, и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие.
10. Рыцарь должен был отомстить за обиду (реальную или мнимую), нанесенную ему или его близким, даже если обидчик - дружественный рыцарь.
11. Безукоризненное выполнение долга - важнейший признак поведения Рыцаря
12. Рыцари обязаны служить своему законному государю и защищать своё отечество, не жалея для него и самой жизни.
13. Да не обидят рыцари никогда и никого и да убоятся более всего злословием оскорблять дружбу, непорочность отсутствующих, скорбящих и бедных.
14. Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, да не руководят их поступками, но да будут они везде и во всем вдохновляемы честью и правдою.
15. Да не принимает рыцарь титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству.
16. Да сохраняет он под своим знаменем порядок и дисциплину между войсками, вверенными его начальству; да не допускают он разорения жатв и виноградников; да наказуется им строго воин, который убьет курицу вдовы или собаку пастуха или нанесет малейший вред на земле союзника.
17. Да блюдет он честно свое слово и обещание, данное победителю; взятый в плен в честном бою, да выплачивает он верно условленный выкуп или да возвращается он по обещанию в означенные день и час в тюрьму; в противном случае он будет объявлены бесчестными и вероломными.
18. По возвращении ко двору государей рыцарь должен дать верный отчет о своих похождениях даже и тогда, когда этот отчет не послужит ему в пользу.
19. Способности Рыцаря доказываются не разговорами, а действиями. Единство слова и дела, сражаться за веру, умирать, но не отрекаться от своей веры.
20. Требования Кодекса чести Рыцаря одинаковы для всех Рыцарей, независимо от титула, должности, срока службы и обстоятельств.
Кодекс чести российского офицера
Никакое воздаяние так людей не приводит к добру, как любление чести; равным образом, никакая так казнь не страшит, как лишение оной.
Петр Великий Офицер есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь — его внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение. Она является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности. Честь оберегает достоинство офицерского звания, обязывает совершать отличные поступки, великие дела, ратные подвиги, полагать «душу свою за други своя». Честь — это высшее духовное благо армии.. Армия, движимая чувством чести, является непобедимой силой, реальным гарантом государственного бытия и мирного преуспеяния России. Стремление к чести побуждает офицеров быть цветом нации, воплощением аристократизма, дворянского духа и рыцарства, руководствоваться нормами высшей нравственности, приобретать особо ценные и ценимые качества. Истинная честь заключается в самоотверженном, доблестном служении во имя высших государственных интересов и общего блага страны. Она выражается в преданности, готовности жертвовать жизнью во имя Отечества, в неколебимом мужестве, презрении к опасности, в правдивости, честности и скромности. Нет более почетной миссии, как быть офицером, носителем и защитником чести. Русский офицер — профессия идейная, ее основа — призвание. Офицерский корпус — особое воинское братство, сплоченное общими интересами и духовными ценностями, единым мировоззрением и доктриной, вековыми традициями, корпоративной солидарностью и этикой. Долг чести обязывает российского офицера: 1. Знать и любить Россию, быть благородным гражданином и патриотом, служить Отечеству верно, до последней капли крови защищать его от внешних и внутренних угроз, не падать духом ни при каких обстоятельствах, не останавливаться ни перед какими препятствиями. 2. Сохранять верность Присяге, Знамени, ни при каких условиях не допускать измены и предательства; сознавать личную ответственность не только за боеготовность вверенной части, но и в целом за оборону государства, за победы и поражения, состояние вооруженной силы, развитие военного искусства, совершенствование военного дела. 3. Постоянно искать и добывать себе честь по примеру и достоинству великих предков, опираться на их традиции и заветы; изучать военную историю и использовать ее уроки для укрепления армии, преемственного развития офицерского корпуса. 4. Неукоснительно следовать девизу «Честь и Родина», принципу «честь дороже жизни»; оберегать и защищать достоинство офицерского звания, личную честь, честь армии и государства; вкоренять у себя и своих подчиненных истинное и высокое честолюбие, побуждающее к преодолению трудностей и опасностей, к славе и подвигам; не позволять унижать себя, не раболепствовать, не прощать оскорблений. 5. Неустанно культивировать качества, необходимые военному человеку: честность, бескорыстие, правдивость, прямодушие, благонравие, скромность, терпение, постоянство, покровительство слабым, невинным и оскорбленным; воспитывать в себе дисциплинированность, решительный характер, волю к победе, «усердие к общему делу и верность к службе», прозорливость, самообладание, инициативу, мужество, храбрость, смелость, физическую ловкость и другие воинские добродетели. 6. Быть личностью творческой, самостоятельной в действиях и мыслях, благородной в поступках и намерениях; «чинить дело с рассуждением, а не держаться воинского устава, яко слепой стены»; постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, расширять культурный кругозор; уметь распознавать и развивать таланты своих подчиненных. 7. Ведать законы государственные и уставы воинские, глубоко знать военное дело, быть профессионалом, непрестанно совершенствоваться в предмете своей службы; всегда вести себя и поступать «как честному, верному и храброму офицеру надлежит»; обязанности свои исполнять ревностно и усердно, постоянно имея в виду пользу службы и государственный интерес — эгоизм и карьеризм противоречат существу государственной службы (неприлично офицеру «отзываться неопытностью», нарушать субординацию, избегать долга службы). 8. Учить войска тому, что необходимо на войне; овладевать военным искусством в суворовском духе; непрестанно себя образовывать, ибо «науки армию питают», воюют прежде всего не силой, а умом, побеждают не множеством, а разумом, умением, искусством; «немогузнайство» и невежество не могут быть терпимы в офицерской среде. 9. Добиваться побед «малой кровью», сражаться мужественно и храбро (не забывая о благоразумии); словом, делом и личным примером побуждать воинов проявлять стойкость в бою, не отступать без приказа, сражаться до последней возможности, умирать с честью и славой; не отчаиваться при поражениях, а обращать их на пользу будущих побед; в плену вести себя достойно, предпринимать все усилия для возвращения в строй и продолжения борьбы. 10. Предпочитать честный бой; соблюдать кодекс военной морали, законы и обычаи войны, руководствоваться военной необходимостью; проявлять человеколюбие и гуманность, милосердие к побежденному противнику, военнопленным, гражданскому населению; не допускать неоправданных разрушений, мародерства, грабежей. 11. Войска в бой водить, а не посылать; не жалеть себя, не избегать трудностей, проявлять личное мужество, презрение к опасностям и смерти — трусость и малодушие должны быть чужды офицеру; влиять на подчиненных личным примером, быть для них авторитетом и образцом. 12. Искусно управлять войсками, сочетать требовательность к подчиненным с заботой о них, строить отношения с ними на основе доверия и взаимоуважения, во всем поступать по справедливости и долгу порядочности; не использовать служебного положения в личных целях; служить, а не выслуживаться; не создавать атмосферы страха, подозрительности и холопства; не допускать формирования и переноса в гражданскую среду негативного образа армии. 13. Стремиться стать не просто военным специалистом, боевым вождем подчиненных, но их идейным вдохновителем, властелином солдатских сердец, тонким психологом и пропагандистом; уметь побеждать не только мечом, но и словом, владеть приемами красноречия; вести борьбу против разлагающих армию антигосударственных и пацифистских учений. 14. Крепить офицерское боевое братство, против неприятеля заодно поступать; ни словом, ни делом товарищам бесчестия не чинить, в неразрывной любви, мире и согласии пребывать, по достоинству респект (уважение) оказывать; проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков; почитать скорбной памятью и молитвой павших на поле брани и принесших таким образом жизнь свою на алтарь Отечеству, хранить воспоминания об их подвигах. 15. Неукоснительно соблюдать ритуалы и обряды, поднимающие престиж офицерского звания, содействующие воспитанию воинской чести: принятие присяги, посвящение в офицеры, торжественный вынос знамени, триумфальные шествия в честь побед, парады, отдание воинской чести, захоронение с почестями и другие; уважительно относиться к государственной и военной символике. 16. Свято чтить Боевое Знамя воинской части как «душу армии», символ чести и доблести защитников Родины, олицетворение связи славного прошлого с достойным настоящим и будущим, напоминание о долге; не забывать, что вручение знамен и штандартов — высшая награда, утрата Боевого Знамени — преступление и позор. 17. Почитать награды как отражение подвигов, боевых отличий и воинских заслуг; ревностно относиться к отданию воинской чести — символу единения военнослужащих, к мундиру и знакам отличия; гордиться формой одежды и принадлежностью к своему роду войск. 18. Соответствовать высокому этическому стандарту, заботиться о чистоте репутации личной и всей офицерской корпорации; дорожить своим добрым именем; говорить правду, не лгать, не давать опрометчивых обещаний; быть верным своему слову. 19. В гражданском обществе и в военной среде блюсти достоинство, приличие и правила этикета; не допускать бесчестных поступков; уметь вести беседу и спор; держаться просто, тактично, без фатовства, избегать скандалов; по отношению к дамам быть вежливым, внимательным, учтивым, галантным, как подобает офицеру — рыцарю и джентльмену. 20. Воздерживаться от отрицательных привычек, могущих набросить даже малейшую тень на офицерское звание; считать несовместимым с ним доносительство, клевету, распространение слухов, бахвальство; избегать распутства, пьянства, бранных слов, азартных игр, участия в финансовых спекуляциях, политической борьбе. 21. И в мирное, и в военное время руководствоваться бессмертными суворовскими заповедями: Субординация — послушание,
|
Кодекс мушкетерской чести
Кодекс чести гимназиста .
(гимназии № 1526)
1.Дорожи честью гимназии: настойчиво овладевай знаниями , береги материальные и духовные ценности школы, старайся быть просвещённым и образованным человеком.
2.Делай всё возможное для совершенствования своего разума и души.
3.Береги честь смолоду. Будь тактичен и деликатен, цени дружбу, уважай учителей,
одноклассников.
4.Помни, в какой великой стране ты живёшь, будь защитником своего Отечества
Держись с достоинством и честью в любой жизненной ситуации.
5.Люби свою семью, старайся сделать так, чтобы твои родные гордились тобой.
6.Знай-твой класс и твоя гимназия – тоже одна большая семья. Старайся сохранять в семье дружелюбную атмосферу.
Четыре художника. Осень
Рисуем подснежники гуашью
Сила слова
Прекрасное далёко
"Разделите так, как делили работу..."