Научно-практическая работа по литературе: "Тема Родины в лирике А. А. Блока"
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_robota_blok_aa.docx | 32.09 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1526
Научно- практическая работа
по литературе
Тема Родины в лирике А. А. Блока
ученика 10 класса «А»
Гуминского Максима Сергеевича
Научный руководитель: Птушкина Л. Н.
Москва, 2016
Оглавление
План работы:
Введение
Глава I
Глава II
Глава III
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность: данная тема выбрана мной потому, что Александр Блок является одним из самых интересных писателей конца 19 века – начала 20 века.
Цель проекта:
Предмет исследования : лирика А.А.Блока
Методы исследования: постановка проблемы, описание, анализ теоретических источников, сравнение, обобщение, аналогия, дедукция.
Основная часть
Введение
«Сотри случайные черты и ты увидишь : мир прекрасен…»
(по поэзии А.А.Блока)
«Поэт – сын гармонии ; и ему дана какая-то роль в мировой культуре» ( А.А. Блок)
Александр Александрович Блок жил и творил на рубеже двух миров – в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был одним из последних поэтов старой , дооктябрьской России , завершившим в своём творчестве поэтические искания всего 19 века. И в месте с тем его имением открывается первая , заглавная страница истории русской советской поэзии.
Глава I
Биография
Родился Александр Блок в 1980 году (16 ноября по старому стилю) в городе Санкт-Петербурге. По происхождению этот поэт , сам назвавший себя в третьем лице «торжеством свободы» , принадлежал к кругу старой русской интеллигенции , из поколения в поколение свято служившей науке и литературе.
Вообще литература сыграла большую роль в жизни Бекетовской семьи. Все здесь , начиная с деда-ботаника, писали и переводили в стихах и прозе . Естественно , что и А.С. Блок начал сочинять с 5 лет. А немного позже он уже издавал рукописный журнал , с 16 лет стал писать всерьёз, но ещё долго не показывал своих писаний никому , кроме матери. Она на всю жизнь осталась ему самым близким человеком. И он часто повторял : « Мы с мамой - почти одно и то же».
В 1889 году он был отдан во Введенскую гимназию. Сам он был мальчиком тихим , молчаливым, росшим одиноко среди обожавших его женщин – матери , тёток и бабки. С гимназической средой он так и не сросся до конца учения.
В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве. Спустя много лет , побывав в Бад Нагуйме , он как бы заново пережил свою первую любовь и посвятил воспоминания о ней целый цикл стихов «Через двенадцать лет», одну из жемчужин своей лирики.
В 1898 году гимназия была окончена, и Блок «довольно безотчетно» поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года , убедившись , что совершенно чужд юридической науке , он перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета , которое и окончил в 1906 году. Университет , как и гимназия , не оставил заметного следа в жизни Блока. Духовные интересы и запросы его с ранней юности лежали совсем в другой плоскости. Сначала он пережил сильнейшее увлечение театром , мечтал о поступлении на большую сцену.Но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным.
Глава II
Блок символист
В начале 900ых годов Блок вступил в литературу , примкнув к символистам. Дебют его состоялся весной 1903 года в петербургском журнале «Новый путь» и московском альманахе «Северные цветы».
Символизм как направление в искусстве возник во Франции в 70—80-е годы XIX века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение и русские поэты.
Символисты использовали символику, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
Формирование , развитие и творческий рост Блока связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние Владимира Соловьева – воинствующего идеалиста и мистика , «углубившего» учение Платона о « двоемирии ». Самым серьезным образом Соловьев предсказывал «конец мира» , «конец всемирной истории», когда погрязшее в грехах человечество будет спасено и возрождено к новой жизни неким божественным началом –«Мировой Душой» ( она же « Вечная женственность») . Именно из его произведений А.А.Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане. А также любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:
Ты в белой вьюге, снежном стоне
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, вечном звоне
Церквей смешались купола.
«Я долго ждал — ты вышла поздно»
27 ноября 1901
Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она для него — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портрета — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать — значит определить, а определить — значит ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковском творчестве словно нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:
О, Святая, как ласковы свечи.
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
«Вхожу я в темные храмы...» 25 октября 1902
Читая эти строки, можно представить любимую, невесту, подругу, мать, родину.
Глава III
Россия в творчестве Блока.
Тема России является одной из главных в творчестве поэта. Особенно ярко она начинает проявляться в его лирике во время переломных событий в начале века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Стихотворение “Русь” было написано 24 сентября 1906 года. Родина в нём таинственная, сказочная, прекрасная страна . Родина рисуется непонятной, зачарованной, застывшей в дремоте. Это вполне реальная “нищая” страна с “утлым” жильем и ветром в “голых прутьях”. В пейзажных деталях явно запечатлены картины средней России, Подмосковья, где природа необычайно красива. Блок высказывает свою любовь к России, рассказывая об особенностях жизни её народа. Россию он представляет магической, с таинственным замыслом:
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
В своем стихотворении «Русь» написанным 24 сентября 1906 года Блок выражает веру в Россию, в торжество добра и свободы. Облик России он рисует через простор и волю. Неоглядные дали и свободолюбие - вольность людей, живущих на этой земле:
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Между тем, троекратная анафора усиливает сказочный символический пейзаж.
Тема Прекрасной Незнакомки продолжается в осмыслении Родины. Блок обращается к России как к живому человеку, он разговаривает с ней ласково и нежно, в его словах Россия, словно женщина, необычайна и загадочна.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.
«Русь» 24 сентября 1906г.
Если сравнивать юношескую лирику Блока с его зрелыми стихами , на первый взгляд может показаться, что перед нами два абсолютно разных поэта. Вот , к примеру, характерные ранние стихи, говорящие об интимных переживаниях :
Я их хранил в приделе Иоанна,
Недвижный страж, - хранил огонь лампад.
И вот – Она, и к Ней – моя Осанна-
Венец трудов – превыше всех наград..
«Распутья» (1902-1904)
А вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал он тринадцать лет спустя , думая о судьбах матери-родины:
Идут века, шумит война,
Встаёт мятеж, горят деревни, А ты Все та ж , моя страна,
В красе заплаканной и древней.-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
«Коршун» 1916г.
Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы подруги, возлюбленной, невесты, “светлой жены”, наконец,
таинственной незнакомки.
О, Русь моя!
Жена моя!
До боли
Нам ясен долгий путь!
«На поле Куликовом» (1908)
С течением времени образ России меняется. Если сначала поэт воспевал романтически “необычайную” и “талантливую” Русь — “нищую”, дремучую и колдовскую, то в дальнейшем эти сказочные мотивы заметно уступают место представлению о “живой и могучей юной России”.
3. Н. Гиппиус
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота — то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье,-
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие твое!
«Рожденные в года глухие» 1914 год
А. Блок мечтал о том, что будущий его читатель простит ему “угрюмство” и увидит в его поэзии торжество добра, света и свободы, что он сумеет прочесть в его стихах о будущем любовь и веру, сумеет почерпнуть в них силы для жизни:
Есть ответ в моих стихах тревожных:
Их тайный жар тебе поможет жить.
«О, Нет! не расколдуешь сердца ты» 1913 год
Так и случилось. Как и все истинно великое и прекрасное, поэзия Блока всегда помогает и будет помогать людям жить, любить, творить, бороться.
Заключение
В обществе символистов Блок занимает особое звено. Придерживаясь во многом их эстетических убеждений, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма, проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предыдущую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, жизнь России, чтобы навсегда
Список литературы
1) «Александр Блок. Избранное» (1969г.)
2) «Александр Блок. Очерки. Статьи. Речи. 1905-1921» (1982г.)
3) «Блок Александр Александрович» — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
4) Новиков В. «Александр Блок.» — М.: Молодая гвардия, 2010.
….
5) https://ru.wikipedia.org/
6) http://dic.academic.ru/
7) http://ruspisateli.ru/
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Сказка об осеннем ветре
Кто чем богат, тот тем и делится!
Мальчик и колокольчики ландышей