Было бы неправильно отделить историю и литературу. Ведь литература идет рука об руку с историей, решает те же задачи исторического познания, но иными, свойственными только ей, средствами – средствами образного, картинного отображения действительности.
Произведения художественной литературы являются одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним и эффективных средств нравственного и эстетического воспитания.
Вложение | Размер |
---|---|
взаимосвязь истории и литературного произвдения | 62.25 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №30
Реферат
«История Отечества в русской литературе»
Работу выполнила: Гущина Анастасия
Ученица 9 класса
2016 г.
Г.Комсомольск-на-Амуре
План
Введение | |
1. | Золотое слово русской литературы |
2. | Наша страна к концу XVIII века |
3. | Россия в начале XIX века (Отечественная война 1812 года и ее историческое значение) |
4. | Русская история глазами А.С. Пушкина |
Заключение | |
Список использованных источников |
Введение
Было бы неправильно отделить историю и литературу. Ведь литература идет рука об руку с историей, решает те же задачи исторического познания, но иными, свойственными только ей, средствами – средствами образного, картинного отображения действительности.
Произведения художественной литературы являются одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним и эффективных средств нравственного и эстетического воспитания.
Развитие древнерусской и современной литературы всегда шло в ногу с историей и в тесной связи с русской исторической действительностью, с реальной жизнью. Основной темой выдающихся русских писателей всех времен была тема Русской земли, ее укрепление и созидание, непрестанная борьба с врагами Родины за независимость и свободу. В конце XVII века в русской литературе появилась новая тема – описание жизни и проблем представителей средних слоев общества того времени.
Изображая в своих произведениях исторические события, русские писатели стремились их осмыслить и всегда сделать выводы, которые имели бы воспитательное и поучительное значение.
Актуальность избранной темы исследования определяется, прежде всего, тем, что среди школьников значительно возрос интерес к истории, культуре, искусству, духовным ценностям прошлого. Художественные произведения на историческую тему остаются значительной составной частью содержания по литературе. Исторический роман, историческая драма, историческая поэма и т.п. способствуют развитию не только эстетической культуры школьников, но расширению их кругозора, познавательного интереса к прошлому, более глубокого понимания настоящего, т.е. эти произведения во многом формируют мировоззрение учащихся.
Предмет исследования - формирование представлений учащихся о связи литературы и истории.
Гипотеза исследования: формирование представлений учащихся об истории и литературе в их взаимосвязи и взаимопроникновении.
Цель работы, какая роль принадлежит художественному образу при изучении истории и литературы.
1.Золотое слово русской литературы
Древнерусская литература появилась не на пустом месте. Ее основой стало богатое культурное наследие восточных славян.
Устное народное творчество дает наглядное представление о жизни, быте и культуре древних славян, когда отсутствовала письменность.
О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место в нем занимала календарная поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни, являющиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включает в себя также свадебные песни, похоронные плачи – причитания, песни на пирах и тризнах. Распространены были и мифологические сказания, и такие формы фольклора, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни:
Уж мы сеяли, сеяли ленок,
Мы сеяли, приговаривали,
Чеботами приколачивали:
«Ты удайся, удайся, ленок.
Ты удайся, мой беленькой!
Не крушись, мой миленький!»
В коротком отрывке мы находим приметы родовой общинной жизни восточных славян: «мы» сеем лен; язычества: ко льну, растению, певцы обращаются как к живому существу, уговаривая его, вырасти.
С трудовыми песнями тесно связаны заговоры, которые предваряли важные события в жизни, например, уборку урожая – жатву. Каждая женщина, срезав серпом колосья, делал себе из колосьев пояс и приговаривала: «Как матушка – рожь стала год, да не устала, так моя спинушка жать не стала». Здесь мы видим проявление язычества, а точнее веры в магию - необыкновенные действия, с помощью которых можно добиться желаемого.
Пословицы и поговорки в краткой, афористичной форме фиксируют многовековой опыт обыденной жизни народа:
«Из одного дерева икона и лопата»,
«Вольно черту на своем болоте, а боярину над своим холопьем»,
«И скоморох ину пору плачет».
С особой силой художественная одаренность русского народа проявилась в былине. Былина – синтетический, литературно – музыкальный жанр фольклора. Она повествует о том, что «было» - об исторических событиях, о важных моментах государственной жизни, о подвигах героев – богатырей. Записи былин относят к более позднему времени (XVIII в.). былины – не исторический документ. В ней сильны элементы фантастики, вымысла. Среди сказочных образов древних былин особенно запоминаются Змей Горыныч, дикий Соловей – разбойник, властный Морской царь…
В центре былины – главные герои, которые попадают в необычные ситуации, проявляя при этом чудеса храбрости и находчивости. Так, киевские богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, «не щадя живота своего», защищают родную землю от врагов. Но не только героические события земли Русской были предметом изображения в былине. Гусляр – новгородец Садко прославился дальними путешествиями, да еще тем, что покорил сердце Морской царевны игрой на «гусельцах яровчатых». В былинах рассказывалось и о повседневной жизни: о работе на пашне, сватовстве и союзничестве, об увеселениях и кулачных боях. Былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился сокровенными думами о том, как жить.
В былинах отразилось представление о Руси как едином государстве. Главная их тема – борьба с иноземными захватчиками, они проникнуты духом патриотизма и гордостью за свою родину. Идея единства и величия Руси, служение родине сохранились в былинах и во времена раздробленности и золотоордынского ига. На протяжении столетий эти идеи, образы героев – богатырей вдохновляли народ на борьбу с иноземными захватчиками, что и предопределило долговечность былинного эпоса.
Первыми литературными произведениями были летописи. Летописи – это не просто памятники литературы и исторические мысли. В них воплотился широкий круг представлений и понятий того времени, отразилось многообразие явлений общественной жизни.
Летописи возникают на заре русской государственности с появлением письменности и монастырских центров, а вместе с ними и летописной культуры. Из развитие идет вместе с ростом церковных владений и укреплением государства, в свою очередь, заинтересованного в создании исторической легенды своего происхождения, а в последствии использовавшего такие исторические источники в политических целях.
Древнейшая из дошедших до нас летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево – Печерского монастыря Нестором. Она была найдена в составе более поздних летописных сводов (XIV – XV вв.).
Используя работы своих предшественников, различные документы, в том числе, договоры Руси с Византией, Нестор воссоздал широкую картину исторических событий.
Нестор начинает «Повесть» с ответа на вопрос, откуда пошла Русская земля, и обращается к далекому историческому прошлому, временам библейского потопа и вавилонского столпотворения. Историю славян Нестор связывает с историей других народов, изображает русскую историю как часть истории всемирной.
Нестор подробно описывает, где расселялись различные славянские племена, объясняет, почему они стали называться моравами, чехами, поляками и т.д.. особое внимание Нестор обращает на славянские племена, населявшие территорию Киевской Руси – древлян, полян, северян, полочан, славян и т.д.:
«… По многим временам осели славяне по Дунаю, где ныне Венгерская земля и Болгаррская, (и) от всех славян разошлись по земле и назывались именами своими, где кто осел на каком месте….»;
«… славяне селятся в лесах, у непроходимых рук, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними… необходимые вещи зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах… опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей…» - описывает знаменитый путь из варяг в греки, излагает легенду об основании города Киева.
Рассказ о предыстории Русской земли завершается легендой о предсказании хазарских старцев. Хазары покорили полян, которые должны были платить дань своим победителям. Поляне дали в качестве дани «от дыма по мечу». Хазарские старцы, увидев дань, сказали «не добрая дань эта, княже, мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Станут они когда-нибудь собирать дань и с нас и с иных земель». И сбылось сказанное ими.
История Руси IX – X веков восстанавливается в «Повести временных лет» на основе устных легенд и преданий. Первые русские князья предстают мудрыми полководцами, смелыми воинами.
Олег Вещий
Под 907 годом в «Повести временных лет» рассказывается о походе Олега на столицу Византии Константинополь, в Древней Руси ее называли Царь – градом. Олег взял с собою «множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов…». Этим перечислением участников похода летописец вызывает ощущение силы и мощи русского войска. Когда Олег подступил к Царь – граду, то греки «замкнули Суд, а город затворили». Суд – это залив, на берегу которого расположен город. Вход в залив во время опасности перегораживали цепями, так что вражеские корабли не могли подойти к стенам города. Но настойчивого и решительного Олега не сотановили эти хитрости греков, он «вышел на берег и начал воевать». Летописец не умалчивает о жестокости Олега и его воинов – они разрушали дома, жгли церкви, взятых в плен убивали или топили в море. «И много другого зла сделали грекам, как обычно делают враги».
Испуганные греки просили Олега не воевать города, обещая любую дань. Не смотря на жестокие поступки князя, он вызывает у нас гордость: за свою мудрость и проницательность, его настойчивость и упорство, мужество и находчивость.
Князь Игорь и княгиня Ольга
Правдиво и честно пересказывает летописец «преданья старины глубокой», с гордостью описывая славные дела и подвиги первых русских князей, с горечью повествуя об их ошибках и слабостях.
Под 945 годом в «Повести» рассказывается, как Игорь пошел собирать дань с подвластного ему племени древлян, и дружинники творили насилие над ними. Он уже возвращался с данью в Киев, но, «желая большего богатства», Игорь с малой частью дружины повернул назад, надеясь собрать дань повторно. Древляне мудро рассудили: «Если повадился волк к овцам, то всех нас погубит». Древляне пытались образумить князя, но Игорь не послушал их, и тогда древляне убили князя и перебили дружину его. Так бесславно умер князь Игорь, его погубила собственная жадность, ибо захотел он «большего богатства».
Ольга сумела отомстить за смерть мужа. Легенды о четырех отмщениях Ольги вызывают противоречивые чувства. Восхищает мудрость, решительность княгини, но ее поступки порой очень жестоки.
Последующие рассказы «Повести» изображают Ольгу мудрой правительницей, которая не оружием и силой, а умом устанавливает порядок на Русской земле. Мудрая княгиня стала первой христианской в русском княжеском роду, крестившись задолго дот крещения всей Русской земли.
С гордостью повествует летописей о Вещем Олеге и мудрой княгине Ольге. И мы понимаем, что ум, мудрость, смекалка ценились в Древней Руси так же высоко, как и мужество, сила, отвага.
Память князя Владимира «чтут русские люди, вспоминая святое крещение», благодарны ему как «Заступнику страны» и «кормителю бедных».
Нестор отбирал из устной истории те сюжеты и факты, которые не противоречили взглядам на русскую историю.
Славным временем в истории Руси было правление Ярослава Мудрого. Он заложил храм Святой Софии и Золотые ворота в Киеве, основал монастыри. Собрал книжников, которые переводили с греческого на славянский и переписывали книги. Похвала Ярославу переходит в похвалу книгам, этим «исходищам мудрости». Как бы предвидя будущее несогласие и распри между своими сыновьями, Ярослав перед смертью завещает жить в мире и любви.
«Вот я покидаю мир этот, сыновья мои: имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И если будите жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будите мирно жить…».
В словах Ярослава ясно выражена одна из основных идей «Повести» - идея братолюбия и единства русских князей, внуков славных дедов, которые трудом своим великим обустроили Русскую землю, а теперь ее слава гибнет в распрях и ссорах.
Основная цель автора «Повести» - рассказать о происхождении и развитии Русского государства в неразрывной связи с историей киевской княжеской власти, единства Русской земли.
Русская литература XIV века унаследовала от древнерусской литературы острую публицистичность, поэтому одним из распространенных жанров стала воинская повесть. Эти повести важны для нас как исторический источник: из них мы узнаем о конкретном событии – Куликовской битве, взятии Рязани, осаде Пскова.
Читая воинские повести, мы не только узнаем, как развивались события в половецкой степи или на Куликовом поле, но и услышим звон мечей и свист стрел, плач жен и матерей, увидим прекрасные русские города, осажденные врагами, и русских воинов, гибнущих на поле битвы, увидим и сами поле, залитое кровью, и почувствуем, какой скорбью. И печалью была охвачена земля в годину тяжких испытаний. Мы постепенно начнем понимать, что значили для наших предков доблесть, верность, отвага, достоинство, честь и долг.
Выдающийся памятник повествовательной литературы воинского жанра – «Повесть о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии и разорении Рязани и о трагической судьбе княжеской семьи.
«Был город Рязань и земля Рязанская, и исчезло богатств ее, и отошла слава ее, и нельзя было увидеть в ней никаких благ ее, только дым и пепел… Не стало в городе ни пения, ни звона: вместо радости – плач непрестанный».
В повести осуждаются феодальные раздоры как основная причина поражения русских и в то же время происходящее оценивается как Божье наказание.
Борьба против шведских и немецких феодалов отразилась в светской дружинной повести об Александре Невском, в которой содержалось подробное описание Невской битвы и Ледового побоища. Но эта повесть до нас не дошла. Она была переработана в житие Александра Невского и получила религиозную окраску.
События Ледового побоища нашли отражения не только в житие, но и в произведениях современных поэтов:
… Уже смешались люди, кони, мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно следил за битвою с горы.
… И только выждав, чтоб ливонцы, смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце, повел дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали, нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали новогородские полки.
По льду летели с лязгом, громом, к мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на кроне огромном в немецкий строй врубился князь…
Ярким литературным памятником эпохи, изображающим жизнь своего времени, является «Слово о полку Игореве», написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака.
Историческая ситуация XII века была связана с феодальными усобицами, враждою потомства Мономаха и Олега Святославовича. И те, и другие использовали в своей борьбе половцев, которые, в свою очередь, объединились под власть Кончака. Игорь вначале вступает в союз Кончака, но постепенно понимает, что раздор не на благо русской земле, кается. В 1184 году объединенными усилиями русские князья под предводительством Святослава половцы разбиты.
Игорь из-за гололедицы не успевает вовремя и не принимает участия в битве. По этому поводу князь переживает и, «не сдержав юности своей», бросается очертя голову на половцев один, взяв лишь своего брата Всеволода, сына Владимира Путивльского и князя Святослава Ольговича из города Рыльска. Войско Игоря разбито, все четыре князя взяты впервые в плен. половцы перестают бояться русских князей. Это имеет страшные последствия для всей давнейшей русской истории, и поэтому так опечален великий Святослав Киевский.
Подлинный смысл призыва автора «Слова о полку Игореве» заключается не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князями личной «славы», «чести». Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.
Упадок политического единства Руси не был связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени «Слова» ярко свидетельствует архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию.
«Повесть…» проникнута идеей единства Русской земли под властью киевских великих князей. Тема героической борьбы с внешними врагами проходит через всю летопись.
На сегодняшний день летописные источники являются главными, и наиболее ценным источником по истории Древней Руси XI – XIV веков, в основном потому, что они наиболее полно, из всех дошедших до нас документов, отражают события, происходившие в то время.
В древнем периоде истории Руси зародилось понимание красоты природы, чувство сопричастности ко всему сущему, состоялось художественное обобщение образов окружающего мира. Все стало питательной почвой для художественной литературы России, унаследовавшей поэтические открытия дохристианской Руси.
Произведения фольклора отражают мировоззрение наших предков. В половицах, поговорках нашло свое отношение людей к окружающему миру, в песнях, играх – традиции, обычаи, обряды.
2.Наша страна к концу XVIII века
К концу XVIII века Россия являла собой огромное по территории государство, располагавшее природными ресурсами. Его населяли 35 миллионов жителей различных национальностей, проживавших в 47 губерниях и 5 областях. Россия была аграрной страной. В ней все еще господствовали феодальные отношения, стеснявшие развитие промышленности и торговли.
Изучение отечественной истории XIX века начинается с вводной темы «Россия на рубеже XVIII – XIX веков», которая содержит краткий обзор экономического и внутри политического состояния России.
Художественная литература с должной долей выразительности иллюстрирует наиболее типичные явления этого времени. Тексты, подобранные в работе, показывают в контрастном противопоставлении хозяйство помещиков и крестьян, социальное расслоение внутри крепостной общины. Этим целям соответствуют отрывки из семейных хроник русских писателей - дворян С.Н. Терпигорева, известного под псевдонимном С. Атаева и С.Т. Аксакова, а также извлечения из романа – хроники «Пошехонская старина», написанного в конце жизни М.Е. Салтыковым – Щедриным.
Из романа взят фрагмент «Крепостные крестьяне», где можно найти сравнения жизни дворовых и барщинных крестьян с оброчными.
«… Крестьянам (имеются в виду оброчные) при крепостном праве дышалось гораздо легче, нежели дворовым… он имеет между односельцами родню, друзей, что остерегает от чересчур резких проявлений произвола… имели свое хозяйство, в котором самостоятельно распоряжались, и свои избы, в которых хоть на время могли укрыться от взора помещиков и уберечься от случайности.
… Что касается дворни, то существование ее… представлялось более чем завидным. Труд этот, состоявший преимущественно из мелких домашних послуг, … считался не только легким, но и даже как бы отрицанием действительности труда. Казалось, что люди не работают, а суетятся, «мечутся как угорелые». Отсюда – эпитеты, которыми так охотно награждали дворовых: лежебоки, дармоеды, хлебогады. Сгинет один лежебок – его без труда можно заменить другим, другого – третьими т.д.. Во всякой помещичьей усадьбе этого добра было без счету. Исключение составляли мастера и мастерицы. Ими дорожили больше … мужской прислуге жилось все – таки сноснее…
Но так называемая девичья положительно могла назваться убежищем скорби. По всему дому раздавался оттуда крик и гам, и неслись звуки, свидетельствующие о расходившейся барской руке. «Девка» была всегда на глазах, всегда под рукой и притом вполне безответна. Поэтому с ней окончательно не церемонились. Помимо барыни, ее теснили и барынины фаворитки…
Кормили всех вообще дворовые очень скудно, и притом давали пищу, которую не всегда можно было назвать годною для употребления. Когда в девичью приносили обед или ужин, то не только там, но и по всему коридору чувствовался отравительный запах… Хлеб отпускался с весу и строго учитывался. Словом сказать, было настолько голодно, что даже безответные девушки и то от времени до времени позволяли себе роптать».
Произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» в полной мере раскрывает такое постыдное явление России как крепостное право.
Написанная на русской исторической почве, была кровно связана с русской действительностью последней трети XVIII века. В своей внутренней политике Екатерина II отстаивала, прежде всего, интересы дворянства, затем купечества. Имея в виду «Манифест о вольности дворянства», Радищев писал, что «крестьянин в законе мертв». Действительно, подобными указами правительства крестьянин отдался в полное распоряжение помещика, порабощение крестьян становилось все более бесчеловечным. Не существовало никакого закона, определяющего размеры крестьянских повинностей – барщина и оброк. Именно об этом и говорит Радищев в Главе «Лобани».
« - Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?
- Нет, барин, я прямым крестом крещусь, - сказал он… - в неделе – то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…
- Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?
- Не один праздник, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет».
После разговора путешественник грозно предупреждает крепостников:
« - Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».
С каждой новой главой «Путешествия из Петербурга в Москву» развертываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразия, неправд и произвола, безнаказанно свершающихся в самодержавно - крепостнической стране. Обыденно и спокойно творятся вопиющие несправедливости; государственная служба является неприкрытым орудием классового угнетения. Подрядчики хищничают, вельможи грубо и цинично попирают закон, крепостники – помещики грабят и мучают своих крестьян. Безбрежное море страданий закрепощенного крестьянства разлито почти по всем страницам радищевской книги.
Картины «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком», тяжкой крестьянской неволи начинают развертываться с главы «Лобани», при описании крестьянской пахоты в воскресенье. С потрясающей силой скорби, негодования и гнева картины крепостного угнетения и насилия рисуются в главах «Зайцово» (зверское обращение с крестьянами отставного чиновника, начавшего службу в должности придворного истопника и дослужившегося дол дворянского чина), «Вышний Волочок» (рассказ о помещике, добившемся «цветущего состояния» своего имения ценою полного разорения крестьян), «Медное (продажа крестьян с публичного торга), «Городня» (рекрутский набор), «Пешки» (описание скудного крестьянского быта, нищей, убогой крестьянской избы).
В «Путешествии из Петербурга в Москву» «благополучных деревень» не существует. Время от времени на страницах мелькают положительные образцы «добрых дворян». Однако их личные качества не способны изменить существующего положения вещей.
Тема восстания народа, порабощенного крестьянства против «алчных зверей, пиявиц ненасытных» и «злодея злодеев всех лютейшего» - царя – проходит через все произведение. Радищев оправдывает крепостных против помещиков, более того, он призывает их к решительной борьбе с крепостничеством и самодержавием.
В художественном историческом произведении научная достоверность преломляется через призму авторского видения и вымысла. Но в этом заключается не слабость яркого и основательного произведения, а его сила. Подлинный мастер исторического жанра в советской литературе А.Н. Толстой высказал однажды следующую мысль: «В каждом художественном произведении, в том числе – в историческом романе, в исторической повести – мы ценим, прежде все, фантазию автора, восстанавливающего по обрывкам документов, дошедших до нас, живую картину эпохи и осмысливающего эту эпоху».
3.Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 года и ее историческое значение
Центральной темой России в начале XIX века составляют события Отечественной войны 1812 года. От урока к уроку в строгой логической последовательности выясняются причины войны, честолюбивые планы Наполеона и состояние России, соотношение сил к началу войны, вынужденном отступлении русских войск и тяжелых сражениях за Псков, Могилев, Смоленск. Особое место занимает рассказ о Бородинском сражении, его исходе и историческом значении. Затем о Военном совете в Филях и драматическом решении Кутузова оставить Москву. Эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого позволяет постигнуть глубокий стратегический замысел полководца, принесшего великую победу России. Картины позорного отступления агрессора внушают мысль о торжестве справедливости.
Тема примечательна яркими характеристиками полководцев и героев войны, которые поражают своим благородством и силой характеров: Барклай, Багратион, Кутузов, Ермолов, Платов, Денис Давыдов.
Рассказ о начале войны содержит фрагмент из романа Льва Рубинштейна «Дорога победы». Он назван «Нашествие». Через все его содержание проходит образ Наполеона.
«… Все зависело от маленькой фигурки в треугольной шляпе и сером сюртуке, которая тяжело сидела на белом коне. От нее ждали знака идти на русскую сторону.
Но Наполеон не давал знака… эта война не была похожа на обычные войны.
Наполеон готовился к ней тщательно. Огромное, небывалое количество людей, пушек, лошадей, обозов должно было двинуться на Россию. Двенадцать европейских стран участвовали в этом походе. Триста тысяч солдат у Ковно, семьдесят восемь тысяч у Гродно и тридцать четыре тысячи на Буге. Полторы тысячи орудий.
- Я иду на Москву, - сказал наполеон в Варшаве, - и в одно или два сражения все кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу с ее оружейным заводом и обезоружу эту страну. Москва – сердце России.
Наполеон много говорил об этом великом походе:
- Я пришел, чтобы раз и навсегда покончить с колосом северных варваров. Шпага вынута из ножен. Надо отбросить их во льды, чтобы в течении 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы. Балтийское море должно быть для них закрыто… Цивилизация отвергает этих обитателей севера. Европа должна устраиваться без них…
Человек в маленькой треуголке поднял руку с перчаткой и опустил ее вниз жестом…
Тяжело громыхнула пушка.
- Поздравляю вас, господа, - тихо произнес Ней, - мы вошли в Россию».
Русские войска оказали самоотверженное сопротивление разбойничьему нашествию. Героизм был массовым. Памятен подвиг генерала Н. Раевского и его сыновей при защите Москвы. В подборку вошло стихотворение В. Степанова, посвященное этому подвигу.
… Металась битвы злая ярость,
Как вихрь, на запад и восток…
В единый грохот все слилось, сплеталось все в один клубок.
… К отцу поспешно подбежали
Два сына, два богатыря.
От сло, взволнованных и резких, солдаты замерли на миг.
- В атаку! –
И отряд Раевских
Пошел на недругов своих.
И все бойцы, блестят штыками,
За ними ринулись вперед,
Как за орлами – вожаками
Орлята в дерзостный полет.
В одном ряду – отцы и дети.
Описание сражения за Смоленск заимствовано из воспоминаний его участников Ф. Глинки, отважного офицера и писателя, будущего декабриста. Оно очень эмоционально и заслуживает особого внимания.
«4 числа неприятель устремился к Смоленску и встречен, под стенами его, горстью неустрашимых россиян. Русские не уступали на шаг места; дрались как львы. Французы в бешеном наступлении лезли на стены, ломились в ворота, бросались на валы и в бесчисленных рядах теснились около города по ту сторону Днепра. Наконец, утомленный противоборством наших, Наполеон приказал жечь город, которого никак не мог взять грудью. Тучи бомб, гранат и чиненных ядер полетели на дома, башни, магазины, церкви. Все, что может гореть, - запылало!... Толпы жителей бежали из огня; одни спасали жизнь, другие несли ее на жертву. Длинный ряд подвод тянулся с ранеными.
В глубокие сумерки вынесли из города икону Смоленской Божьей Матери.
Смятение людей было так велико, что многие выбегали полунагими и матери теряли детей своих. Казаки вывозили на седлах младенцев из мест, где свирепствовал ад. Наполеон отдал приказ, чтоб Смоленск был взят непременно 5 числа; однако ж русские отстояли его грудью, и 5 числа город не был взят.
Третьего дня дрались, сегодня дерутся и завтра будут драться! Злодеи берут одним многолюдством. Вооружайтесь все, вооружайся всяк, кто только может. Гласит главнокомандующий в последней прокламации своей. Итак – народная война!»
Важным моментом в войне явился приезд в действующую армию Кутузова в качестве главнокомандующего. Фрагмент из исторической хроники Н. Задонского «Денис Давыдов» изображает это событие.
«… Войско встречало его с неописуемым восторгом. И Денис, в тот день увидевший прославленного русского полководца, вполне разделял общее чувство.
Кутузов в сюртуке без эполет, в белой фуражке, с шарфов через плечо и с нагайкой через другое, ехал на гнедом иноходце. Массивная фигура Кутузова, крупные черты лица, пухлые щеки, мягкий голос и добродушная улыбка создавали благоприятное впечатление…»
По мере раскрытия народного характера войны получаем представление о партизанском движении, с ростом которого сливаются воедино героические усилия армии, народного ополчения и массового движения крестьян.
Текст «Партизанская война» из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» иллюстрирует своеобразие партизанской войны.
«… Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собачонку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдов, и вслед за него отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличилось число этих отрядов…»
Отрывки: «Перед бородинским сражением», «Великая битва», «Последний бой Багратиона» - воссоздают волнующие подробности главного сражения. Они заимствованы из произведений двух участников войны и из романа советского писателя С. Голубова.
«Еще до полудня армии подошли к Бородину и начали втягиваться на позицию. Здесь Кутузов решился дать бой. Наголову разбить Наполеона и отбросить его от Москвы Кутузов не наделся. Когда Кутузов и Багратион говорили о неизбежности победы над французами, они оба были уверены в этой победе. Багратион мечтал сразу уничтожить «великую армию». Кутузов же рассчитывал лишь непоправимо подорвать ее наступательную мощь, откладывая уничтожение на зиму…»
«… Никакими человеческими словами нельзя изобразить ужасные мгновения, когда на пространстве одной квадратной версты грянул гром семисот орудий; но батареи, пожиравшие вдруг тысячи жертв, еще не могли остановить бешеного стремления неприятеля; нужно было противопоставит ему опору, несравненно сильнейшую всех батарей: русскую грудь и русский штык. Вся линия наших колонн двинулась ему навстречу.
«Конная артиллерия длинной цепью скачет по мостовой из трупов. … нет языка, чтобы описать эту свалку, этот сшиб, этот протяжный треск, это последнее сорение тысячей!
Тысячи расшибались на единицы, и каждая кружилась, действовала, дралась! Это личная, честная борьба человека с человеком, воина с воином, и русские склонили чашу весов на сторону французов. Мы вдруг стали терять наших предводителей. После целого ряда генералов ранен и сам князь Багратион».
Кровопролитное Бородинское сражение оказалось в войне решающим. Сохраняя превосходство в силе, наполеон назвал его «страшным», теряя уверенность в близкой победе. Командование русской армией стало перед вопросом, как действовать далее. Всех волновала судьба столицы. Кутузов принял на себя ответственное решение оставить Москву, чтобы спасти армию и массы беззащитного населения. В этом решении он видел залог победы. Оно было принято вопреки настоянию многих генералов и офицеров во время Совета в Филях.
«…В просторной, лучшей избе мужика АНДРЕЯ Савостьянова в два часа собрался совет.
Беннигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?». Последовало долгое и общее молчание все лица нахмурились, и в тишине слыхалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова.
- Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он сердитым голосом, повторяя слова Беннигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собрать этих господ, этот вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасение России в армии. выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения?» вот на такой вопрос я желаю знать ваше мнение».
Ярко, правдиво, в тонком психологическом аспекте изобразил заседание Совета Л.Н. Толстой. Размышляя об итогах Бородино, Толстой писал: «Прямым следствием сражения было беспричинное бегство наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисот тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции».
Напрасно ожидал Наполеон, что русские запросят мир. Русская армия покинула Москву, вслед за ней ее оставила большая часть населения. французы, вступившие в полупустой, молчаливо сопротивляющийся город, предали его разрушениям и грабежу. В городе начались пожары. Наполеон и его генералы обвиняли в поджогах русских, учинив массовые расстрелы случайно схваченных людей. В армии завоевателей наблюдался упадок и разложение. Эти события художественно изображены в отрывке «наполеон в горящей Москве» из романа Г.П. Данилевского «Соженная Москва».
«… Картина пылающего Замоскворечья развернулась теперь перед ним во всем ужасе. То было море сплошного огня и дыма, над которым лишь кое-где виднелись нетронутые кровли домов и церквей…
- Русские нас жгут, это доказано. Вы это передадите герцогу Экмюльмкому! – произнес скороговоркою наполеон, небрежно подавая пакет Бертье. – Утверждаю! Расстреливать десятками, сотнями!...»
Драматическую развязку военных событий художественно иллюстрируют отрывки: «Тарутинский маневр» из исторического романа известного украинского поэта и писателя Н. Рыленкова:
«Тарутино… Совсем недавно это было заурядное владельческое село, принадлежавшее Анне Никитишне Нарышкиной…
… Знаменитый план контрнаступления у Кутузова в общих чертах сложился. По всей вероятности, сразу же после Бородинского сражения. Для осуществления его необходимо было занять такие ключевые позиции, которые позволяли бы, во-первых, расположить армию в непосредственной близости к людским и продовольственным резервам, а также к промышленным центрам, таким как Тула и Брянск, снабжающий войска вооружением; во-вторых, закрыть пути в Петербург ив южные плодородные губернии, куда наполеон непременно должен был попытаться проникнуть, и в-третьих, держать под контролем все сообщение неприятеля с его тылами.
Всем этим требованиям отвечал Тарутинский лагерь».
Завершая подборку по всей теме глубокое по смыслу высказывание о войне А.И, Герцена. Оно способно побудить учащихся к размышлениям, а вместе с тем подготовить их к лучшему пониманию новой обширной темы о начале революционного дворянского движения в России.
«… Вскоре после войны в общественном мнении обнаружилась большая перемена. Гвардейские и армейские офицеры, храбро подставлявшие грудь под неприятельские пули, были уже не так покорны, не так сговорчивы, как прежде… В то же время дурное управление, продажность чиновников, полицейский гнет стали вызывать всеобщий ропот…
Люди энергичные и серьезные… Удовлетворились смутным недовольством и постарались воспользоваться им по-иному. Они задумали создать большое тайное общество. Это общество должно было заниматься политическим воспитание молодого поколения, распространять идеи свободы и тщательно изучать сложный вопрос радикальной и полной реформы образа правления в России. Не удовольствовавшись одной лишь теорией, они в то же время организовали свое общество таким образом, чтобы воспользоваться первым удобным случаем и поколебать императорскую власть».
4.Русская история глазами А.С. Пушкина
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность, дают возможность довести до сознания содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению изучаемого исторического материала. Например, очень ярко представлена тема петровских преобразований в повести «Медный всадник», строительство Петербурга и значение этого города для исторического будущего России.
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великим полн,
И вдаль глядел…
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все влаги в гости будут нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощный стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над волами;
Темно – зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва…»
Поэма «Медный всадник» стала вечным гимном городу – красавцу, отмеченному славными традициями. Здесь каждый дом, улица, площадь напоминает о недавней истории города.
Красуйся град Петров и стой
Неколебимо, как Россия.
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия.
Поэма «Медный всадник» свидетельствует о философском подходе Пушкина к освещению истории. Фигура Петра символизирует государственную мощь, а конь под ним – вздернутую державной уздой Россию.
Пушкин славит историческое дело Петра, олицетворенное в красоте и величии созданной им новой столицы.
Но в набросках письма к Чаадаеву Пушкин упрекает Петра не только в самовластном уничтожении патриаршества, но и в расправе над дворянской аристократией. Петр «уничтожил, укоротил» дворянство, опубликовав «Табель о ранга» и допустив в дворянское сословие людей случайных, неродовитых, лишенных высоких нравственных достоинств и укрепляющих патриотизм фамильных преданий. Самодержавие без державной опоры и духовного контроля катастрофически вырождается в самовластии.
Здесь Пушкин опирается на историко – философские взгляды Карамзина в «Истории государства Российского»: как только самодержавие склоняется к самовластию, неминуемо и неотвратимо, провидение наказывает властителя подъемом стихийных народных мятежей.
Каким же предстает Петр в «Медном всаднике»?
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А сем коне какой огонь!
Восхищение здесь граничит с ужасом, гордость державного властителя с гордыней, так как Россия вздернута им над бездной. И теперь для Пушкина не ясно, куда скачет конь, взнузданный Петром государственности и какова его дальнейшая судьба.
Очень ярко и образно описывает Пушкин решающий момент сражения в «Полтавской битве».
«И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон».
Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии «Борис Годунов» поэт воскресил «минувший век во всей его истине». Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.
В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона. А здесь еще пролилась кровь царевича Дмитрия. Все в этом обвиняли Годунова, и Шуйский, посланный расследовать это злодейство, обнаружил тому подтверждение, но в то же время спасовал при встрече с царем Борисом, так он объясняет свою слабость Воротынскому:
… Я в Углич послан был
Исследовать на месте дело:
Наехал я на свежие следы;
Весь город был свидетель злодеянья;
И, возвратясь, я мог единым словом
Изобличить сокрытого злодея.
Александр Сергеевич Пушкин придерживается исторической версии, что убийство царевича Дмитрия, наследника престола, необходимо было Борису Годунову, жаждущему власти. Шуйский с сарказмом говорил:
Борис не так-то робок!
Какая честь для всей Руси!
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха…
Бояре бояться сказать правду Годунову, опасаясь за свое положение, но юродивому нечего терять, и он открыто говорит царю, что думает большинство в Российском государстве:
Борис, Борис! Николку маленькие дети обижают…
Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
Пушкин показывает истинные взаимоотношения власти и народа. Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен быть справедливым, заботящимся о благе государства.
Это основная мысль трагедии. России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах – таков неумолимый закон жизни.
Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ «безмолвствует», так как не в силах что-либо изменить самостоятельно.
Можно сделать вывод о том, что цари, простой народ играют не последнюю роль в событиях, происходящих в истории.
В произведениях художественной литературы находим конкретный материал, отсутствующий в учебных пособиях: обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики, детали быта, яркие факты и описания облика людей прошлого. Таким примером может служить произведения Пушкина «капитанская дочка».
Это произведение положило начало русскому историческому роману. В нем Пушкин воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Эта эпоха переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков.
Роман повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева.
Особое место в романе занимает образ Пугачева. Чтобы ясно представить его облик, Пушкин дает нам его образное описание:
«… мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательная: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…»
Особое место в творчестве Пушкина занимает роман в стихах «Евгений Онегин». «В «Онегине», - писал Белинский, - мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества…»
Роман располагает объективно точным, реалистическим изображением общества 1820-х годов. Картина жизни русского общества 1820-х годов раскрывается в романе не только в своей хронологической завершенности и определенности, но и в глубинных связях с общим ходом русской истории.
Здесь картины светского Петербурга, оттененные жизнью Петербурга трудового; здесь и патриархально – дворянская Москва и поместная деревня с ее нравами и обычаями, здесь и общественная, публичная жизни балы, театры), и частный, семейный быт, и великосветский раут, и народные святочные гадания; здесь кутящая в модном столичном ресторане «золотая молодежь» и крестьянин, едущий в поле по первопутку…
Перед нами панорама всей святой Руси с ее градами и весями, морями и реками.
В емких характеристиках – определениях предстает история русской и мировой литературы, театра. В романе совершается эстетическое открытие русской природы с энциклопедическим охватом ее жизни от весны к лету, от лета – к осени и зиме.
Пушкинские герои дают нам наиболее точные представления об обстановке и колорите эпох, в которых они жили и действовали. Картинное описание сражений, обстановки помогают живее представить события прошлого ссылаясь на конкретный образ, эпизод в художественном произведении, этим ссылки оживляют внутреннюю наглядность изложения, обогащают восприятие исторического материала, облегчают его осмысление.
Заключение
Иллюстрируя научный материал истории, литература комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывает эмоциональные переживания.
При изучении истории используются разнообразные по форме и жанрам произведения литературы: романы, повести, рассказы, драмы, поэмы , стихотворения.
Художественный образ отличается меткостью и убедительностью. Это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует всесторонне: на ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.
Художественные исторические произведения содержат много выражений из лексики народо - эпического творчества, слов, вышедших из употребления или изменившихся к нашему времени свое смысловое значение, слов иностранного происхождения, незнакомых для детей терминов и понятий. Словарная работа расширяет эрудицию, учит чуткому отношению к слову, к богатствам родного языка.
Картинное описание сражений, обстановки помогают живее представить события прошлого. Ссылаясь на конкретный образ, эпизод в художественном произведении, эти ссылки оживляют внутреннюю наглядность изложения, обогащают восприятие исторического материала, облегчают его осмысление.
Список использованных источников
1. | История Отечества в литературе XIX века. Составитель А.В, Шестаков. – М., Просвещение, 1991 год |
2. | Д. Благой Писатель – революционер XVIII века. – М., «Советская Россия», 1983 год |
3. | Л.А, Рапацкая Художественная литература России. – М., «Вентана – Граф, 2000 |
4. | В.И. Охотникова Древнерусская литература. – М., Просвещение, 2002 год |
5. | Ф. Глинка Письма русского офицера. – М., 1987 год |
6. | Л.Н. Толстой Война и мир. – М., 1974 год |
7. | С. Голубов Багратион. – М., 1958 год |
3 загадки Солнечной системы
Снежный всадник
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Груз обид
Неньютоновская жидкость