Поклонимся же Степину Петру Григорьевичу и Тихоновской (Степиной) Юлии Павловне! Петр Григорьевич - участник Великой Отечественной войны, трижды ранен, награжден орденами и медалями.
Юлия Павловна внесла свой вклад в Победу своим упорным трудом, как миллионы других тружеников тыла. Они оба одни из основателей Даниловской школы.
Вложение | Размер |
---|---|
kiekbaeva_zarinaoosh_d.danilovka_meleuzovskiy_r-n_respublika_bashkortostan.doc | 790 КБ |
Филиал МОБУ СОШ д. Корнеевка им. Б. Рафикова -
ООШ д. Даниловка Мелеузовский район
Республика Башкортостан
тема: «Героический путь наших ветеранов»
Выполнила : Киекбаева Зарина, ученица 9 класса
ООШ д. Даниловка Мелеузовского района
Республики Башкортостан
Руководитель: Хасанов Венер Фазлыевич-
учитель истории и обществознания ООШ д. Даниловка Мелеузовского района Республики Башкортостан
2016 г.
День Победы - это самый светлый праздник для нас!
В этом году наш народ отметил 71 годовщину со Дня Великой Победы. Это очень важная дата для нас. Мы стараемся осмысливать события 1941-1945 годов, источники победы нашего народа. И в этом нам помогают вернувшиеся из этой войны фронтовики, сейчас уже ветераны. Они нам могут поведать о том, что в этой войне победило не только железо и порох, или боевая техника, а горячо любящие нашу Родину люди – солдаты, офицеры, труженики тыла, подпольщики – весь наш народ.
Поклонитесь же в пояс тем, кто шел сквозь стальные метели и свинцовые шторма; тем, кто не кланялся пулям. А они не кланялись, потому что закрывали собой тех, кто оставался в тылу. И для них не было важно, кто это был– матери, сестры, соседи или совершенно незнакомые люди. Важно, что это были СВОИ. И всех их надо было защитить, спасти, уберечь от ЧУЖИХ, что незваными пришли на нашу землю, пришли убивать.
Поклонимся же Степину Петру Григорьевичу и Тихоновской (Степиной) Юлии Павловне! Петр Григорьевич - участник Великой Отечественной войны, трижды ранен, награжден орденами и медалями.
Юлия Павловна внесла свой вклад в Победу своим упорным трудом, как миллионы других тружеников тыла. Они оба одни из основателей Даниловской школы. В нашей школе часто проходили встречи с их участием.
Аудио и видео материалы с выступлениями Петра Григорьевича и Юлии Павловны - это документы о той войне. Так вот, используя их выступления, воспоминания попытаюсь раскрыть их вклад в Великую Победу. Петр Григорьевич и Юлия Павловна поженились сразу после войны, в сентябре 1945 года, духовно были очень близки, не представляли себя друг без друга, знакомы были еще со школьной скамьи. В 1940 году Петр Григорьевич работал в Ишимбае электромонтером. В августе месяце он получил повестку для отправки в армию. Настала пора расставания, надо было проводить Петра Григорьевича в армию. А в это время Юлия Павловна работала в ночное время на зернотоке в Даниловке. Она попросила подругу поработать вместо себя. Итак, Юлия Павловна провожала Петра Григорьевича в армию. Все годы войны они переписывались, поддерживали друг друга. Их такое трепетное отношение вселяло им надежду, уверенность, придавало сил. Когда я читаю стихотворение К. Симонова «Жди меня», как будто лучше понимаю их переживания и долгие годы, дни, минуты ожидания. Какими счастливыми и волнующими моментами были в их жизни события - День Победы 9 мая 1945 г., приезд Петра Григорьевича в отпуск в мае 1945г, а потом – сентябрь 1945, когда они соединили свои судьбы на всю жизнь. А до этих счастливых мгновений они прошли все испытания, которые выпали на их долю. Об этом человеке можно говорить очень много теплых слов. Учитель, воин, защитник, патриот своей Родины, мужественный, порядочный, добрый, добросовестно выполняющий свое дело.
Как начался его боевой путь, как он готовил себя к защите любимой Родины? В 1940 году Петр Степин учился на 3 курсе Ишимбайского нефтяного техникума. Будучи одним из тех студентов, который и хорошо учился, и в общественной работе успевал проявлять себя, понимал, что происходит в стране и в мире. Это были действительно тревожные предвоенные годы. В один прекрасный день в аудиторию зашли преподаватели, офицеры и предложили учиться в летном училище. И его выбор доказывает искреннее желание защищать нашу страну при возможной, то есть уже предстоящей войне. Петр Григорьевич начал посещать Стерлитамакский аэроклуб, потом получил знания в Уфимской авиашколе. В дальнейшем он учился в Костроме в летном училище, которое окончил в октябре 1941 года. И вот война…
Начал он воевать в Подмосковье, в составе 50-й армии на усовершенствованном самолете У-2. В очередной раз получил приказ- вылететь за линию фронта с целью агитации немцев для перехода их на сторону нашей армии. С ним был и подполковник. Во время полета немцы обстреляли их самолет из крупнокалиберного пулемета. Самолет получил множество пробоин, подполковник погиб. Петр Григорьевич, несмотря на полученные ранения и сильные ожоги, смог посадить самолет на нейтральной полосе. Ведь не растерялся, нашел в себе силы управлять самолетом! Как вышел из кабины, как оказался на земле – не помнит. Так и лежал на земле без сознания. И только на вторые сутки его обнаружили наши солдаты. После этого он 6 месяцев лечился в госпитале. После ранения ему уже запретили летать на самолетах. Петра Григорьевича направили для учебы в Златоустовское военно-инженерное училище.
Продолжил обучение в Иркутске в таком же училище, который окончил в начале 1942 года. Присвоили ему звание лейтенант. И вот начался новый этап в его боевой биографии. Начал он воевать в составе 1095 полка 392 стрелковой дивизии командиром саперного взвода. А 392 дивизия занимала позиции на центральном фронте в составе 50-й армии. Как известно, 5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии под Москвой, которое в январе 1942 года перешло в общее наступление по всему фронту. Оно продолжалось до апреля 1942 года. Петр Григорьевич со своим взводом (а он был командиром этого подразделения) участвовал в сражениях, которые происходили в те месяцы. Его взвод саперов выполнял ответственные задания –минирование, разминирование и т.д. Не надо забывать и о поговорке «минер ошибается только один раз», подтверждающий тот факт, что работа минера подвержена большому риску. За выполнение заданий командования в вышеуказанных сражениях он в 1942 году получил свою первую награду- орден Красной Звезды. Как мы знаем, 5 июля 1943г. началось грандиозное сражение на Курской дуге. Петр Григорьевич - участник битвы на Курской дуге, где завершился коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Коренной перелом – это совокупность достижений, которые коренным образом изменили ход войны, стратегическая инициатива в планировании и осуществлении операций окончательно перешла к Советской Армии. Наши солдаты стали более организованнее, офицеры уже лучше знали свое дело. Например, в ходе Курской битвы взвод Петра Григорьевича проводил открытое минирование. Когда танки противника появлялись на горизонте, наши саперы начинали минировать те направления, по которым могли пройти вражеские танки. Многие из них нашли там свое последнее пристанище. Уже упоминание о том, что он участник этой битвы, побуждает нас относиться к нему с глубоким уважением. Впрочем, предоставим слово Петру Григорьевичу : « Я – участник Курской битвы.
Одержанная победа в ней была исторической. Если бы удалось немцам пробить тут нашу оборону, то опять немецкая армия была бы у стен Москвы. Но мы стояли насмерть. Четыре дня шли кровопролитные бои. У наших были 3 линии обороны, 2 линии обороны фашисты все - таки захватили, оттеснили нас. В этот критический момент всем, кто мог держать в руках автомат, приказали занимать позиции, стоять насмерть, не допустить дальше прорыва. И вот еще три дня шли бои. Затем на помощь к нам с Москвы направили 1200 танков, которые шли своим ходом. И вот завязался танковый бой у Прохоровки. Фашисты бросили в бой свои отборные танковые дивизии – « Мертвая голова», «Рейх», «Адольф Гитлер».
Им противостояли выдвинутые из резерва гвардейские армии – танковая генерала П.А. Ротмистрова и общевойсковая генерала А.С. Жадова. Боевые порядки перемешались. Все горело, как будто земля сама горела.… Наши потери были очень большими, к тому же потеряли, т.е. были подбиты 1250 танков, потому что немецкие танки «тигры» и «фердинанды» имели более мощные пушки, чем 76- миллиметровая пушка советского танка Т-34. Позже она была усилена. Однако потери немцев тоже были большие. Под Курском были разгромлены лучшие бронетанковые войска Германии.
Из 30 разбитых дивизий 7 были танковыми. После этого германская армия отступила до Днепра. За проявленное личное мужество и умелое командование своим взводом в ходе Курско – Орловской битвы он был награжден орденами Отечественной войны 2 и 3 степеней. Десятки тысяч наших солдат в этой битве дрались как львы, сумели сломать хребет сильнейшему противнику. Среди них – Петр Григорьевич. Нас интересует рассказ Петра Григорьевича: «И мы пошли вслед отступающему противнику. Дошли до города Думиничи. Этот город небольшой был, мы его с ходу захватили. И что мы увидели?!.
Видели мы злодеяния, которые совершили фашисты. По величине этот город примерно как Мелеуз. На окраине были колхозные постройки, фермы. Раньше карды делали так: ставили колья и огораживали плетнем. Так на этих кольях колхозной фермы мы увидели посаженных на них детей от 3-х до 11 лет. И все они наклоненные были, смертные были, все умерли. Детей этих было - 736 человек, а других жителей города, которых было 25 тысяч человек, загнали всех в сарай и подожгли, все они сгорели. У нас волосы дыбом встали». Это чудовищное злодеяние подтверждает, как фашисты осуществляли свой зловещий план «Ост», который предполагал уничтожение большей части захваченных территорий. А в книге А. Дюкова «За что сражались советские люди» приводятся сотни и сотни фактов геноцида, преступлений фашистов. Этого не должно повториться! Война продолжалась.
Впереди был Днепр, довольно широкая река, форсировать ее было очень тяжело, к тому же фашисты хорошо подготовились. Взвод Петра Григорьевича готовил плоты, лодки, паромы для переправляющихся частей, в т. ч. артиллерии. Можно представить, насколько ответственную работу выполняли солдаты его саперного батальона. (К тому времени Петр Григорьевич был заместителем командира батальона). Во время этой очень сложной операции по форсированию Днепра он был ранен. Днепр в течение нескольких дней был красным – настолько много наших солдат погибло при ее форсировании.
После лечения в госпитале Петр Григорьевич вернулся в свою часть и участвовал в одной из крупнейших операций лета 1944 г. по освобождению Белоруссии. За участие в этой операции Петр Григорьевич получил следующую боевую награду – орден Отечественной войны 1 степени. Он участвовал в освобождении Минска. Для выполнения этого задания выбрали опытных бойцов. Из состава дивизии сформировали отряд преследования. В этом отряде было 200 человек.
Особенность поставленной перед отрядом задачи была в том, что не ввязываясь в крупные столкновения с немцами, пройдя по их тылам, до прихода основных частей Красной Армии захватить Минск. И отряд это задание блестяще выполнил. Они ворвались в город, немногие из немцев смогли спастись бегством. В ходе этой операции из тюрем Минска были
освобождены находившиеся там узники. И вовремя это сделали, ведь фашисты перед отступлением арестованных обычно расстреливали. Всех освобождённых людей накормили, вооружили и они вместе с нашими бойцами начали отражать яростные атаки фашистов. Ярость фашистов можно понять, ведь они отступали, теснимые нашими войсками. А Минск, находившийся у них в тылу, был освобождён нашими бойцами. 11 дней Пётр Григорьевич вместе со всеми отражал атаки фашистов. И блестящее выполнение этого задания показывает пример массового героизма наших солдат. А ведь это один из источников победы нашего народа.
Он в дальнейшем участвовал в форсировании реки Одер, где был тяжело ранен. Его отправили на лечение в госпиталь в г. Кулибак Горьковской области. В госпитале он находился с октября 1944 г. до конца апреля 1945г. После выздоровления Петра Григорьевича направили в Москву в резерв командования. Так сложились обстоятельства, что до прибытия в назначенное место ему удалось съездить домой - он побывал в своей родной деревне. После стольких лет войны, где он проливал кровь, терял своих боевых друзей, видел страшные картины войны - и вот, встреча с родственниками, с родной землей и с любимым человеком – Юлией Павловной. Дней через 10 он поехал в Москву. И в столице он оказался в гуще праздника – народ ликовал в связи с Днем Победы. Он увидел этот праздник – и салют, и веселье, и слезы, когда люди по-разному выражали свою радость. И в этот момент он находился на Красной площади (Право, он этим мог гордиться!). Сколько лет вместе с миллионами советских людей он приближал Победу. И вот, он среди этих победителей. Вечная им Слава! Вечная им память! К сожалению, Петра Григорьевича и Юлии Павловны уже нет среди нас.
Наверное, все, кто разговаривал с Юлией Павловной, обращал внимание на ее доброе, светлое лицо. Видимо, светло оно еще и из-за того, что Юлия Павловна всю жизнь совершала только добрые дела. Эти необходимые стране, народу дела приходилось выполнять и в очень тяжелые годы войны. Вот что рассказывала нам Юлия Павловна об этом тяжелом времени: «Мы старались изо всех сил. Учителя вели всю агитационно-массовую работу. Выпускали боевые листки, молнии. В годы войны учителя вместе с односельчанами все лето работали на полях, а учебный год начинался с октября месяца. Начальные классы занимались 2-3 урока, а потом собирали колоски после того, как пройдут комбайны. В этом деле участвовали все начальные классы. А 5-7 классы выполняли более тяжелую работу. Они и сено готовили, и пахали, и бороновали - выполняли много других работ. Самое главное - эти ребята вырабатывали норму. Им было всего 12-14 лет. Одним из них является Васильев Михаил Борисович». Мы невольно заставили вспомнить ее те тяжелые времена. И она продолжила свой рассказ: «Как трудно было, трудно было.… И, тем не менее, какой настрой был на выполнение всех работ! (Эти слова она произносила с восторгом!). Для нас, учителей, никаких отпусков не было. Мы были все мобилизованы».
Юлия Павловна в 1941 году начала работать комбайнером. Во время следующей беседы она об этом рассказывала подробнее: « Комбайнером в нашем звене был дедушка Замир Гильметдинович. Так вот, Ямилев З.Г. ведет комбайн, а Юлия Павловна и Савчук Н.М. (учитель биологии, химии), находясь на комбайне, на ходу (т.е. комбайн работает) наполняли мешки, завязывали и быстро передавали мешок за мешком тому, кто ехал рядом на лошади. Сколько мастерства, сноровки нужно было при выполнении этих работ! Тем более тот, кто ехал на лошади, должен был успевать и управлять лошадью, и мешки складывать. Ведь потеряй бдительность, можно попасть под колеса комбайна. И так они работали до 1945 года. Мы представляем, какую тяжелую, напряженную работу они выполняли. А ночью их ждала другая работа- они скирдовали солому. «Ведь скотину надо было кормить» -говорила Юлия Павловна. Когда они успевали отдыхать?
И зимой жители деревни вносили свой вклад для приближения Победы. Собирали шерсть, масло, вязали варежки и носки, отправляли на фронт. Среди них одними из первых были учителя. Юлию Павловну направили в д. Ждановку собирать масло. Итак, труженицы тыла своим упорным, героическим трудом вносили вклад в приближение Победы. Это они дни и ночи работали под лозунгом «Все для фронта, все для Победы». Мы должны знать и помнить один из источников Победы – это единство фронта и тыла, которое означает, что усилия солдат, офицеров и тружеников тыла были направлены только на приближение Победы.
В военное тяжелое время песни им тоже оказывали помощь. Юлия Павловна со своими подругами песни пели под гармонь, балалайку, когда вместе вязали варежки, или просто на улице. Любили петь русские народные, протяжные и военные песни. Например, « Два бойца», « На побывку едет молодой моряк», «Священная война». Также нравились им и частушки, многие из которых сочиняли сами. Так, когда вязали варежки, сочинили частушку и вместе с посылкой отправили на фронт.
Юлия Павловна
Тихоновская-молодая учительница
1. Может в Колпино, может в Рязани, 3. Получил командир батальона,
Не ложилися девушки спать. Эти варежки-пуховички
Много варежек теплых связали Пишет - нежно и ласково греют
Чтоб потом их на фронт отослать. Как пожатие женской руки.
2. Вышивали их ниткой цветною
Дружно спорился девичий труд.
И гадали порою ночною
Кому варежки эти попадут.
Эту частушку можно рассматривать как один из документов того сурового времени. Труженицы тыла отправили на фронт не только предметы первой необходимости, но и частушки. Такие послания сближали солдат и тех, кто оставался в тылу, крепло их духовное единство, они становились очень близкими друг другу. Что и говорить, и учителя, и учащиеся, и вообще жители деревни сделали очень много для приближения Победы, внесли свой вклад. Юлия Павловна как учитель также работала добросовестно, отдавала все силы для того, чтобы у ребят были хорошие знания. В 1954 году ее наградили медалью «За доблестный труд в педагогической работе».
Петр Григорьевич Степин на уроке Мужества с учениками
ООШ д.Даниловка, посвященного Дню Победы
Хочу подвести некоторые итоги. Во-первых, изучение литературы и материалов про семью Степиных помогло мне лучше изучить некоторые события Великой Отечественной войны, понять, какой ценой завоевана Победа. Во-вторых, я прониклась большим уважением к тем, кто защищал Родину. В-третьих, не только мы, но и будущие поколения должны помнить тех, кто погиб, защищая нашу Родину и всех нас. Иначе мы перестанем ценить жизнь. Так же убедилась в том, что именно наш народ внес решающий вклад в победу во Второй мировой войне.
ПОМНИТЕ! Какою ценою завоевано счастье – помните!!!
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Пока бьют часы
Сорняки
Муравьиная кухня
Ель