Работа содержит отзыв о прочитанной повести Альберта Лиханова "Последние холода"
Вложение | Размер |
---|---|
otzyv._belyaeva_darya.docx | 79.45 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Всероссийский читательский конкурс «Читаем Альберта Лиханова»
Номинация: «У каждого времени своя жестокость. А доброта – одна, на все времена, или как минувшая война отзывается в моём сердце».
ОТЗЫВ О ПОВЕСТИ АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА
«ПОСЛЕДНИЕ ХОЛОДА»
Ф.И.О. участника | Беляева Дарья Сергеевна |
Возраст | 14 лет |
Домашний адрес, телефон | 393000 Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, ул. Полевая, д.4 тел.: 89158730317 |
Класс | 8 «Б» |
Наименование образовательного учреждения, полный адрес, телефон | МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» 393000Тамбовская область, Никифоровский район, р. п. Дмитриевка, ул. Мира, д.41в Тел.:30591 |
Адрес электронной почты | margarita.skvorsova@yandex.ru |
Ф.И.О. педагога - руководителя | Скворцова Маргарита Викторовна |
Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут.
Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны…
И может случиться, что новые малыши забудут наше горе,
нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!
Альберт Лиханов.
В нашей стране 2015 год объявлен Годом литературы. И, я считаю, не случайно. В этом году вся Россия готовится к празднованию 70 – летия Великой Победы. В русской литературе существует большое количество замечательных произведений, посвященных теме Великой Отечественной войны. Многие известные поэты и писатели обращались в своём творчестве к этой теме. Среди них Альберт Анатольевич Лиханов, который осенью 2015 года отметит свой восьмидесятый день рождения.
Альберт Лиханов родился в городе Кирове 13 сентября 1935 года. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до последних дней войны. Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. "Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдание”, – вспоминал А. Лиханов.
Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна: "Да, именно бабушка указала мне путь к книгам”. У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство Альберта Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном конкурсе для раненых.
Книги А. Лиханова решают важную задачу: как человеку остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и прекрасное. Писатель удостоен Государственной премии РСФСР, премии Ленинского комсомола, награжден орденом Трудового Красного Знамени, является президентом Международной ассоциации детских фондов, председателем Российского детского фонда, директором Научно-исследовательского института детства. В декабре 2010 г. Русским биографическим институтом Лиханов был назван «Человек года-2010» в номинации «Охрана детства». И это неслучайно. Главная тема творчества А. Лиханова — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых.
По совету учителя литературы, я прочитала повесть Альберта Лиханова «Последние холода» и не разочаровалась в своём выборе.
Много горя принесла война. А сколько детской печали. Но война не разъединила людей, а объединила детей и взрослых. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Обо всем этом повесть "Последние холода”, написанная в 1984 году, почти через 40 лет после войны. В произведении А. А. Лиханова "Последние холода” говорится не просто о военном детстве, о том, как дети переносят лишения военных лет, а о том, как эти лишения переносят в сложном возрасте – в одиннадцать – тринадцать лет, когда ребятам нелегко вести себя самоотверженно и достойно. В сложный внутренний мир подростка вводит читателя А. Лиханов.
В своём посвящении автор пишет: "Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства».
Повествование в рассказе ведётся от имени Коли – взрослого человека, который вспоминает свое военное детство. Рассказчик жил с бабушкой и матерью, отец его воевал. Дома его женщины «коконом обвивали», как он говорил, укрывали от любых бед. Он, в общем-то, не голодал, всегда был обут и одет, не пропускал уроки. Можно сказать, что он не ощущал в полной мере все тяготы войны. У Коли с мамой и бабушкой сложились доброжелательные отношения, он был послушный сын, привык, что о нем все заботились, боялись за него, думали о нем.
Коля начинает познавать сложную жизнь, ощущать по – настоящему беду, когда получил талон на дополнительное питание в столовую.
Подросток увидел воочию, какие страдания принесла война: голод, смерть, горе, шум, крики, длинные очереди за похлебкой. Коля видит здесь разных ребят: детей с обидной кличкой "шакалы”, хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Желтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку, тонкую, бледную, как бумага, невозможно забыть. Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность.
Особого внимания заслуживают двое детей, которым суждено было сыграть важную роль в судьбе Коли. Это Вадик и Маша – эвакуированные, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в больнице. Они живут вдвоем. А тут ко всем бедам и еще одна: Маша потеряла карточки, и они голодают. Никто не знает об их беде, дети никому не говорят, так как считают, что сами виноваты. Брат с сестрой были очень добрыми, любили друг друга и, конечно же, свою больную маму, бесконечно о ней заботились. Это помогло им выстоять, выжить, находясь в безвыходном положении.
Конечно же, во многом детям помогли люди, которые их окружали. Какое счастье, что рядом с Вадиком и Машей оказался Коля. По отношению к детям Коля, будучи тоже ребёнком, проявил доброту, сострадание, желание помочь (кусок хлеба завернул для них, домой к себе повел, куртку решил отдать, идет с Вадиком на "промысел”).
Коля не побоялся пойти в тифозный барак, сумев преодолеть страх. "У тифозных бараков я опять растерялся. На меня напал страх. Мама и бабушка всегда говорили, что именно к этой больнице даже приближаться опасно”. Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной. Его поступки заслуживают уважения и восхищения с моей стороны.
В свою очередь Вадик и Маша в жизни Коли тоже сыграли большую роль: он задумывается о таких важных нравственных качествах, как щедрость и жадность, доброта и злобность, бескорыстие, готовность помочь.
Многое Коля стал видеть и понимать по-другому. Теперь перед ним были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества и достоинства!
Но Вадик и Маша, к сожалению, не стали друзьями Коле, потому что горе сделало Вадика и Марусю очень взрослыми. Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя. А Коля считает так: "Не вышла дружба у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может, была другая причина, что мы не стали друзьями,– время”.
Название повести «Последние холода» я понимаю так. События, описанные в повести, происходят в конце зимы, в апреле 1945 года. У природы – конец зимы, в книге – конец войны. Последние холода - это трагические события в самом конце войны, перед началом новой эпохи в жизни страны (смерть матери друзей главного героя, их сиротское детство в детском доме). Заканчивается война, приближался особенный день. Первый день Мира… Но рядом безутешное детское горе – последствия войны.
Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Мы должны никогда не забывать войну и сохранять мир, самое дорогое и святое. Как важно нам помнить это сегодня, в наше напряженное время. Мы должны делать все, чтобы никогда не повторились ужасы войны, чтобы детство было счастливым.
История героев повести затронула меня до глубины души. Они достойны уважения и восхищения. Нам, детям, живущим в мирное время, есть, чему у них поучиться. Я получила массу впечатлений от прочитанного и советую познакомиться с повестью Альберта Лиханова «Последние холода» не только моим сверстникам, но и взрослым. А писателю А. А. Лиханову хочется сказать огромное спасибо за такие книги и пожелать дальнейших творческих успехов!
Притча о гвоздях
Развешиваем детские рисунки дома
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Городецкая роспись
Кто чем богат, тот тем и делится!