Это отзыв ученицы 10 класса на 1 главу повести В. Катаева "Сын полка". Данное произведение мы не изучаем сейчас в школе, но тем не менее, оно актуально на все времена, потому что темы в нём вечные.
Вложение | Размер |
---|---|
otzyv.docx | 16.91 КБ |
Из предложенных текстов, я не могла оторваться от чтения первой главы повести Валентина Катаева «Сын полка». Она произвела на меня неизгладимое впечатление. Композиционно я разделила бы эту главу на три части: описание леса, путь разведчиков и встреча с мальчиком. Каждая часть неразрывно связана с главной темой произведения - Великая Отечественная война. Да, на эту тему написано немало произведений, но эта повесть рассказывает именно о детской судьбе в военное время, о тех трудностях и преградах, которые пришлось преодолеть ребенку в одиночку.
С самого начала перед нами предстаёт подробное описание «сказочной» природы. Среди «глухой» ночи, в «сыром и холодном» лесу, который окружают «чёрные» болота, где даже «сильный лунный свет» не смог пробить туман, а превратился в «космы болотных испарений» происходит, невероятное событие.
В начале главы красочные сравнения «черный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем» и «на фоне белого, лунного неба, распавшегося на куски, как простокваша», погружают читателя в «древнюю, дивную красоту полесской чащи», и заставляют воображение рисовать сказочные картины. В первой части главы присутствует большое количество сложных предложений с обособленными и однородными членами, что позволяет заметить то, как медленно тянулось время для разведчиков, висевших на волоске от смерти. Подробное описание природы, выразительные средства языка помогают в полном объёме представить картину той холодной осенней ночи. У читателя складывается ощущение того, будто он вместе с опытными разведчиками пробирается сквозь густую чащу и выполняет особо важное задание.
Но автор резко прерывает описание, когда начинает рассказ о трех солдатах, выполняющих боевое задание. Сказка заканчивается, и наступает суровая реальность, где «луна … сильно мешала». Война! Писателю удалось зримо передать ощущения, желания, а главное - мысли солдат в те страшные минуты: «Но самое тяжелое было то, что ни разу не удалось покурить. А, как известно, солдату легче обойтись без еды и без сна, чем без затяжки добрым, крепким табачком». Катаев блестяще изобразил момент передвижения бойцов среди глухой, мертвой тишины. Описывая путь разведчиков, он использует более простые и короткие предложения, чтобы передать атмосферу войны и того страха, который испытывают даже бывалые вояки. Писатель правдиво описывает ужас, происходящий вокруг: «сломанный снарядом ствол столетней сосны», «брошенный противогаз», «громадная воронка от авиабомбы», «несколько немецких трупов с желтыми лицами и синими провалами глаз». Что может быть лучше сравнения: «похоже, что лес вокруг встал на ходули», даже природа содрогается и привстает, чтобы не касаться этой грязи и уйти от этих ужасов войны. Но, видимо, автор решил изобразить войну такой, какая она есть, без прекрас. Она издевалась не только над лесом, который «встал на ходули», над молодыми людьми, которые были вынуждены в 25 лет стать «уже бывалыми» солдатами, война коснулась самого ценного – детства.
Далее нам представляется «простая и вместе с тем ужасная картина». «В окопчике спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые, темные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зеленой вонючей луже и тяжело бредил во сне». Ком к горлу подступает, когда читаешь об этом. Катаев будто боится упустить что-то очень важное в описании мальчика и передаёт всё в точности до мельчайших подробностей: «голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами», «веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета», «на переносице – сгусток запёкшейся крови». Даже во сне ребёнка не покидали кошмары реальности и только «когда он впадал в беспамятство, улыбался жалкой, совсем детской и по-детски беспомощной улыбкой». Но вот он проснулся, вскочил и «выхватил …большой отточенный гвоздь». Что мог сделать ребёнок с этим гвоздём, если бы вошли враги?! Но, мы знаем, он смелый. Вместе с мальчиком рассматриваем солдат, наклонившихся над ним: шлемы, плащ-палатки, лица «тоже русские, родные».
Первая глава этой повести реалистична, но, вместе с тем, есть в ней что-то сказочное: красота полесской чащи, три солдата, как три богатыря, стоящие на страже спокойствия нашей Родины. Это произведение не может не заинтересовать. Я с удовольствием продолжу читать эту книгу и надеюсь - эта история не оставит меня равнодушной. Ведь первая глава сама по себе -совершенство. Она дает надежду на то, что с мальчиком теперь всё будет хорошо, потому что рядом «Наши …».
Как нарисовать ветку ели?
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Прекрасное далёко
Сказка об осеннем ветре
Зимний дуб