Введение
Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.
Почему же многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии? Что интересно читать моим сверстникам и
читают ли они вообще? Какие литературные герои сегодня являются кумирами детей моего возраста? Как возродить интерес школьников к литературе?
Чтобы ответить на эти волнующие меня вопросы, я попытался изучить читательские интересы учащихся своего класса.
Актуальность поднятой мной проблемы подтверждают данные о состоянии читательской культуры школьников, найденные мною в журнале «Школьный библиотекарь»:
1. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие – 17%
2. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие – 17%.
3. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
4. Читают на досуге развлекательную литературу - 40% учащихся.
5. Читают познавательную литературу – 21%
6. Читают для самообразования – 10% школьников.
Эти цифры говорят о снижении интереса к чтению от младшего школьника к старшему.
Цель исследования – выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье класса.
Для достижения поставленной цели я поставил перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.
2. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.
3. Составить перечень «Любимых книг моего класса».
4. Провести анкетирование.
5. Представить полученную информацию одноклассникам в виде презентации.
Объект исследования – учащиеся 3 «б» класса.
Предметом исследования – читательские интересы учащихся 3 «б» класса нашей школы.
В ходе работы я опирался на
Методы:
- анкетирование
- тестирование
- устный опрос
Вложение | Размер |
---|---|
gabitov_i.-chtenie-luchshee_uchenie-.doc | 59 КБ |
IV республиканская научно - практическая конференция школьников
«От школьного проекта к формированию интеллектуальной элиты РТ»
Секция: начальные классы
Тема: «Чтение – лучшее учение»
Габитов Инсаф Ильдусов,
ученик 3-б класса
МБОУ «СОШ имени
академика Р.З.Сагдеева»
г. Буинска РТ
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Габитова Фарида Фаритовна
Буинск 2015 г.
Введение
Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.
Почему же многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии? Что интересно читать моим сверстникам и
читают ли они вообще? Какие литературные герои сегодня являются кумирами детей моего возраста? Как возродить интерес школьников к литературе?
Чтобы ответить на эти волнующие меня вопросы, я попытался изучить читательские интересы учащихся своего класса.
Актуальность поднятой мной проблемы подтверждают данные о состоянии читательской культуры школьников, найденные мною в журнале «Школьный библиотекарь»:
1. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие – 17%
2. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие – 17%.
3. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
4. Читают на досуге развлекательную литературу - 40% учащихся.
5. Читают познавательную литературу – 21%
6. Читают для самообразования – 10% школьников.
Эти цифры говорят о снижении интереса к чтению от младшего школьника к старшему.
Цель исследования – выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье класса.
Для достижения поставленной цели я поставил перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.
2. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.
3. Составить перечень «Любимых книг моего класса».
4. Провести анкетирование.
5. Представить полученную информацию одноклассникам в виде презентации.
Объект исследования – учащиеся 3 «б» класса.
Предметом исследования – читательские интересы учащихся 3 «б» класса нашей школы.
В ходе работы я опирался на
Методы:
- анкетирование
- тестирование
- устный опрос
Основная часть
Состояние чтения современных школьников
Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Сейчас, к сожалению, между человеком и книгой властно встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув главный источник знаний на второй план. А ведь печатная книга существовала с середины 15 века.
Бытует мнение, что современного ученика, кроме мобильного телефона, Интернета и общения со сверстниками ничего не интересует и книг они совсем не читают.
Возможно, ученики читают, не в том объеме, что читали их родители в детстве, но это и понятно - ведь источников информации сейчас великое множество, но КНИГА, обычная, с шелестящими страничками, находит свое место в жизни школьника.
Анализ анкетирования
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Дени Дидро. Наверное, это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где, правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают нам понять себя. Иногда чтение приносит радость и умиротворение, иногда гнев и возмущение. Всё зависит от того, какие книги мы читаем. Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. «Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса.
Какие же книги предпочитают читать мои одноклассники? Им было предложено из перечня выбрать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты распределились следующим образом:
Юмористические произведения – 3 человека.
Познавательные – 6 человек.
Приключенческие произведения – 4 человека.
Стихотворения – 3 человека.
Рассказы о животных – 2 человека.
Сказки – 4 человека.
Среди самых любимых книг в читательском списке моего класса:
Таким образом, выявилось переплетение интереса к классической литературе с современными литературными жанрами.
Вопрос «Твой любимый литературный герой» выявил большое разнообразие пристрастий моих одноклассников. Любимыми литературными героями признаны:
Своим любимым писателем и поэтом ребята считают:
Сколько же времени уделяют чтению мои одноклассники и как часто они читают?
67 % из них читают от 1 до 3 часов,
21 % уделяют чтению 4-5 часов,
8 % - более 5 часов в неделю.
На вопрос: «С какой целью ты читаешь?» - ответы ребят тоже неоднозначны.
Исследование позволяет сделать вывод о том, что познавательная роль чтения сегодня отошла на второй план. Это подтверждает ответ на вопрос «Чтение для тебя – это…» :
Заключение
В своей работе я ставил цель выявить круг читательских интересов моих одноклассников, составить читательское досье своего класса. Выглядит оно следующим образом: в круге чтения третьеклассников присутствует литература всех родов и жанров. Среди книг, наиболее часто выбираемых одноклассниками, оказываются юмористические произведения. Интересна моим одноклассникам и познавательная литература. Много ребят увлечены поэзией и рассказами о животных. Третьеклассники любят читать книги об их сверстниках.
Таким образом, читатель – третьеклассник в нашем досье предстаёт с очень разнообразным кругом чтения.
В целом, ребята моего класса очень положительно относятся к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем 2-3 часа в неделю, любят читать и выбирают книги по своему вкусу.
Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.
Результаты моих исследований убеждают в том, что читательский интерес моих одноклассников достаточно высок. Однако пока мои одноклассники читают литературу «для души», а не «для ума и сердца». Но есть и положительные стороны: это использование новых информационных технологий, независимость в формировании круга своего чтения. Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.
Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение снова заняло своё лидирующее место среди форм досуга моих одноклассников.
И это лишь малая часть того, что нужно сделать для возрождения культуры чтения. Заканчивая работу, хочу обратиться к своим одноклассникам со словами: «Чтение- это лучшее учение».
Список литературы
1. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от «А» до «Я».
2. Словарь юного книголюба. – М., «Книга», 1982 г.
3. Человек читающий – М., «Прогресс»,1989 г.
4. Полозова Т.Д. Всем лучшем во мне я обязан книгам. – М., «Просвещение», 1990 г.
Приложение 1
Анкета
«Читательские интересы»
- юмористические произведения
- познавательные книги (энциклопедии)
- приключенческие произведения
- стихотворения
- книги о моих сверстниках
- рассказы о животных
- сказки
2. Твое любимое произведение (указать название и автора): _______________________________________
3. Твой любимый писатель:____________________________________________________________________
4. Твой любимый поэт:________________________________________________________________________
5. Как часто ты читаешь?
- каждый день
- 2 раза в неделю
- реже двух раз в неделю
6. Сколько времени в неделю уделяешь чтению?
- менее 1 часа
- от 1 до 3 часов
- от 3 до 5 часов
7. С какой целью ты читаешь?
- люблю читать
- заставляют родители
- нужно читать к уроку литературы
- больше нечем заняться
- не люблю читать
8. Чтение для тебя – это…
- отдых, развлечение
- познание нового
- помощь в учебе
- другое (указать)
Почему Уран и Нептун разного цвета
Юрий Алексеевич Гагарин
Лист Мёбиуса
Пока бьют часы
Рисуем пшеничное поле гуашью