Диана ученица 4 класса любит выступать на различных мероприятиях школы, в жизни клубов.По теме частушка она упорно трудилась. Она очень любит устное народное творчество
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 593 КБ |
V республиканская научно-практическая конференция школьников
«От школьного проекта к формированию интеллектуальной элиты РТ»
Секция:
Русский язык и литература.
Тема:
«Частушки родного края»
Курмышова Диана Эдуардовна, ученица 4 класса
МБОУ «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ»
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Юнусова ЛюцияАсхатовна
Буинск 2016 г.
Оглавление.
1. Введение.
2. Основная часть.
1) Что такое частушка?
2) История появления частушки.
3) Тематика частушек.
4) Фольклорная группа села.
3. Заключение.
4. Использованная литература.
5. Приложение.
1. Введение.
В селе Альшихово, Тингаш, М.Вахитовоработниками культуры проводятся различные праздники, как «Масленица», «Воронья каша», «Новогодние посиделки», «Бабушкины посиделки» и так далее. На эти праздники собираются сельчане. Онипоют песни, частушки, играют в игры, участвуют в конкурсах. Я тоже со своими друзьями стараюсь не пропускать такие праздники. Во многих из них и сама участвую. Я очень люблю слушать и петь песни устного народного творчества. Много раз слышала их на различных праздниках, но особенно мне нравятся частушки. Там поют такие интересные частушки! Поэтому мне захотелось узнать, что же такое частушка, когда она появилась, кто исполнял их, какова тематика этих коротеньких песенок.
Для этого познакомилась со специальной литературой, которую нашла в нашей библиотеке. Спрашивала и записывала частушки. Оказывается, частушки сопровождают нас по жизни с детства. Русская, татарская, чувашская частушка – уникальный жанр народного словесно-музыкального творчества. Во всей мировой литературе не найти такого жанра! Поэтому необходимо к ней особое отношение и внимание.
Цель моей работы: знакомство с частушками на разных языках наших сел, выделение основных тематических групп собранных частушек.
Для этого передо мной были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать и изучить литературу о частушках.
2. Выяснить, что такое частушка.
3. Узнать историю происхождения частушки.
4. Выделить основные тематические группы частушек.
5. Начать оформление альбома «Частушки».
2. Основная часть.
Частушка (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора сложившийся к 1870-х годам. Термин «частушка» был введён писателем Г.И.Успенским. Он в своём очерке «Новые народные песни» (1889 г.) характеризовал народные стишки. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки , свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, неожиданность метафор и рифм, напевный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.
По версии А.А.Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другое название — «то, что часто повторяют». Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения.Частушка – один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения.
Обратимся к этимологическому значению слова частушка: «Частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая».Значение слова помогает нам понять, как надо исполнять частушки. Именно в частушках «ярко выраженная установка на исполнение перед слушателями».
Как отмечено в книге Кравцова Н. И., Лазутина С. Г. «Русское устное народное творчество», возникновение и формирование жанра частушек относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центральной России в 50-60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивался очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.
Первые частушки были записаны в уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, в местах строительных работ, куда стекалось много народу. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца 19 века частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора. В XX веке острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре. Сейчас частушка живет полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской, чувашской, татарской национальной песенной культуре.
3.)Тематика частушек.
Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические, деревенско-колхозные будни с колхозной производственной тематикой и с участием трактористов-механизаторов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Содержание исследованных частушек позволяет выделить пять основных тем:
1. Частушки о любви и любовных страданиях.
2. Частушки о балалайке, гармони и гармонисте, частушки плясовые.
3. Частушки на военную тему, ветеранские частушки.
4. Частушки о жизни в колхозе.
5. Заключительные частушки.
1. Самой широкой темой является тема любви и любовных страданий. В этих частушках в одного влюбляются сразу две девушки или появляется соперница.
Я не буду из-под дуба
Ключевую воду пить.
Я милого не забуду,
Буду до смерти любить.
Картошку варить,
Надо переваривать.
Девчонку любить –
Надо уговаривать.
2.Многочисленной является и группа частушек о балалайке, гармони и гармонисте. Эти частушки рассказывают о мастерской игре на балалайке и гармони, о чувствах, которые они вызывают.
Уж я пела и плясала,
Пела, да и сбилася.
Балалаечник хороший,
Я в него влюбилася.
Гармонист какой хороший,
Сердце беспокоится.
Разрешите, гармонист,
С вами познакомиться.
3.Частушки на военную тему полны грусти, а ветеранские, наоборот, излучают энергию и оптимизм.
Перед вами ветераны,
Как один все на подбор.
Мы живем, не унываем,
Все мы пляшем и поём.
У германца силы много,
Он войной на нас пошел.
Но Победа-то осталась
За советской стороной.
4.Частушки 4-ой группы отразили жизнь в колхозе и взаимоотношения людей.
Были колхозные поля,
Колхозные поляночки,
Теперь сеют очень мало,
Выросли бурьянчики.
5.Пятую группу составили «заключительные» частушки, исполняемые в самом конце частушечного выступления. Выступление зрительно и интересно на слух, поэтому заключительная частушка готовит слушателей к достойному оцениванию.
Пойдем, девушки, домой
Пойдемте, ягодиночки,
Дадим хозяевам покой,
Закончим вечериночку
До чего мы доплясали,
Стали ноги уставать.
Постороннему народу
Стали мы надоедать.
Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши. Частушки пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. У нас тоже есть фольклорная группа.Фольклорная группа села существует давно. Здесь участвуют разного возраста женщины, все женщины – любительницы попеть и поплясать. Эта группа со своими выступлениями-концертами побывали во многих клубах района.Гармонистка группы Дубова Татьяна Владимировна.
Руководит группой талантливый и энергичный человек – Дубова Розалия Васильевна.
Они поют на трёх языках: чувашском, татарском, русском.
В результате проведенного исследования, я много узнала о частушках. И чтобы этот отдельный вид народного искусства нашего района, наших сел не утратил свою актуальность, необходимо многое восстанавливать, фиксировать и воссоздавать в практической работе Домов Культуры, воспитательной системе школ и других образовательных структур. В связи с этим мы со своим учителем по татарскому языку и литературе Юнусовой ЛюциейАсхатовной провели внеклассное мероприятие на тему «Народные жемчужины», где я пела частушки на разных языках. (И вам их хочу спеть) А также мною начато оформление альбома «Частушки».
4.Использованная литература.
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
2.Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие / Под ред. Проф. Н. И.Кравцова. – М. : «Просвещение», 1971 г.
3.Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983 г.
5.Приложение.
Школьное мероприятие «Народные жемчужины».
Северное сияние
Новогодние гирлянды
Четыре художника. Осень
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Три загадки Солнца