Творческая сочинение по литературе ученицы 10-го класса.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческое сочинение по литературе ученицы 10-го класса Еналеевой Регины | 28.84 КБ |
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
М. Ю. Лермонтов
Судьба одной из замечательных поэтов двадцатого века - Марины Ивановны Цветаевой – заставляет вспомнить строки Михаила Юрьевича Лермонтова, приведённые в качестве эпиграфа… К сожалению, жизнь нередко демонстрирует злые примеры того, как знаменитые поэты оказываются бездомными и брошенными на произвол судьбы. И однажды Цветаева приходит к выводу, что «жизнь – это место, где жить нельзя».
…Она родилась 26 сентября 1892 года. Родители её появлению на свет не особенно обрадовались, так как ждали сына. Через два года на свет появилась еще одна девочка – ее сестра Анастасия. Цветаевы были далеко не «простыми русскими девочками»: их отец был профессором-искусствоведом, создателем музея изобразительных искусств, мать - пианисткой, ученицей знаменитого А. Рубинштейна. Из-за чахотки матери Цветаевы подолгу жили в Италии, Швейцарии, Германии; получили прекрасное образование в пансионах Лозанны и Фрейбурга, то есть детство девочек прошло среди книг и музыки.
Одаренная пианистка, натура артистическая и чуткая, Мария Александровна имела большое влияние на маленькую Марину. «Четырехлетняя моя Муся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, – может быть, будет поэт?» – провидчески записала мать в своем дневнике. «После такой матери мне оставалось только одно: стать поэтом», – признавалась Марина впоследствии.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки). Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою “работу”. Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, “сделать это сама”. Нужно было самой найти рифму, самой записать что-нибудь... Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем — дневники и письма.
Бытует мнение, что книги – это окна, сквозь которые выглядывает душа поэта… Не знаю, чтобы развеять все сомнения, мне бы хотелось убедиться на примере первых стихотворений Цветаевой.
Стихи юной Мариной записывались в альбом (в традициях всех русских барышень 20 века), записывались вечерами в светлом круге от керосиновой лампы, в меркнущей тишине дома. Отсюда и название первого сборника стихов – «Вечерний альбом».
Вот ту книгу и отнесла осенью 1910 года восемнадцатилетняя гимназистка в типографию А.И.Мамонтова. Заплатив за печатанье 500 экземпляров, через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зеленой картонной обложке под названием «Вечерний альбом». Сборник посвящен памяти Марии Башкирцевой, рано умершей от туберкулёза талантливой художницы, творчество и личность которой произвела на Цветаеву сильное впечатление.
Надо отметить, что на сегодняшний момент, когда на дворе стоит 2015 год, сборник «Вечерний альбом» по праву считается книгой-юбиляром, ей исполняется 105 лет.
Книга сразу была замечена в русском поэтическом мире. Первым, кто сразу же прочитал «Вечерний альбом» и тотчас на него откликнулся, был Максимилиан Волошин. По его мнению, до Цветаевой никому в поэзии не удавалось написать о детстве из детства.
«Её надо читать подряд, как дневник, - пишет Волошин. - И тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Она вся на грани последних дней детства и первой юности…»
Благодаря выходу этого сборника Цветаева знакомится с Волошиным, и это знакомство во многом определяет её дальнейшую жизнь.
Одобрительно отозвался о «Вечернем альбоме» и Н. Гумилев. «Эта книга, - заключал он свою рецензию, - не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов».
Но Валерий Брюсов пытался "поставить на место" только что выступившую на поэтическое поприще Цветаеву. Прославленный мэтр русского символизма писал: «Несомненно талантливая, Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, •…•, растратить своё дарование на ненужные, хотя бы и изящные безделушки». На его пугающий отзыв Цветаева ответила стихотворением:
Улыбнись в мое «окно»,
Иль к шутам меня причисли, -
Не изменишь все равно!
«Острых чувств» и «нужных мыслей»
Мне от Бога не дано.
Нужно петь, что все темно,
Что над миром сны нависли…
-Так теперь заведено. -
Этих чувств и этих мыслей
Мне от Бога не дано!
Потом, в эссе "Герой труда", очерке о Брюсове, Цветаева вспомнит историю своего дерзостного юношеского неповиновения.
«Вечерний альбом» - книга о том, что по вечерам переживают юные души, когда вместе с дневной сутолокой отходит всё суетное, мелочное, наносное, «нарушаются запреты» и наступает царство грёз, воображения, которое «правит миром»:
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала…
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идёт из угла…
«В зале» , 1908 г.
В сборнике встречается немало инфантильных строк – впрочем, вполне оригинальных, ни на чьих не похожих. Это подтверждают два ниже приведённых отрывка из стихотворений:
Возвращаться опасной дорогою
С соучастницей вечной – луной,
Быть принцессой лукавой и строгою
Лунной ночью, дорогой лесной.
«Лесное царство»
«Кошку завидели, курочки
Стали с индюшками в круг…»
Мама у сонной дочурки
Вынула куклу из рук.»
«У кроватки»
Но некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь – безудержная и страстная «Молитва», написанная Мариной в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года:
Христос и Бог! Я жажду чуда…
•…• Я жажду сразу - всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень...
Чтоб был легендой - день вчерашний,
Чтоб был безумьем - каждый день!...
•…• Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть - в семнадцать лет!
«Молитва»
Как ни странно, она вовсе не хотела умереть в тот момент, когда писала эти строки; они — лишь поэтический прием. Наоборот, в стихотворении “Молитва” заметно скрытое обещание жить и творить: “Я жажду всех дорог!”. Марина была очень жизнестойким человеком («Меня хватит еще на 150 миллионов жизней!»). Как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто непомерные.
Но, кстати говоря, что это далеко не единственное упоминание о смерти на страницах «Вечернего альбома». Здесь и самовольно ушедшие из жизни, и умершие естественной смертью, и общение с ними живого человека всегда подёрнуто дымкой грусти. Но, к слову, у Цветаевой ни одна смерть не случайна, особенно в молодости.
Милые, ранние веточки,
Гордость и счастье земли,
Деточки, грустные деточки,
О, почему вы ушли?
•…•Смерти довериться, смелые,
Что вас заставило, что?
•…•— Правы ли на смерть идущие?
Вечно ли будет темно?
Это узнают грядущие,
Нам это знать — не дано.
«Жертвам школьных сумерок»
Следует иметь в виду, что эти стихи писались в эпоху эпидемии самоубийств, охватившей русское общество после поражения революции 1905–1907 годов.
Надо отметить, что еще в 17-летнем возрасте Марина Цветаева пыталась покончить жизнь самоубийством. Поэтесса даже написала прощальное письмо своей сестре Анастасии, которое попало к ней только спустя 32 года. Вот что написала её сестра в воспоминаниях: "Марина писала о невозможности жить далее, прощалась и просила меня раздать ее любимые книги и гравюры. •…• Затем следовала просьба в ее память весенними вечерами петь наши любимые песни.«Только бы не оборвалась веревка. А то недовеситься - гадость, правда?" Эти строки я помню дословно», - рассказывала Анастасия
Н. Гумилев, прочитав «Вечерний альбом», заметил, что слово «мама» почти не сходит с его страниц, действительно, об этом свидетельствуют даже сами названия стихотворений – «Мама за книгой», «Мама в саду», «Мама на лугу». А в стихотворении «Ricordo di tivoli»,например, Марина писала о сестре Анастасии, с «высоты» взрослого человека. Марина всё знала заранее…
Темная ель в этой жизни видала так много
Слишком красивых, с большими глазами, детей.
Нет путей
Им в нашей жизни. Их счастье, их радость – у бога.
Отрывок стихотворения «Ricordo di tivoli»
«Вечерний альбом» завершается стихотворением «Еще молитва», где героиня Цветаевой просит послать Спасителя только лишь простую, земную любовь.
Проанализировав и обдумав содержание первого сборника стихов, я пришла к выводу, что «Вечерний альбом» - это окно, сквозь которое выглядывает душа юной Цветаевой, тогда ещё полной страстным желанием насытить действием каждый миг, познать все соблазны.
Первый сборник Цветаевой заявили о Поэте Цветаевой как о самом ярком романтике, устремленном в окно Будущего, жаждущем нового светлого мира, не принимающем мира быта, серости и сытости.
И это ее главная черта будет ее особенностью на протяжении всего творчества.
…«Нищая элегантность, - так называли Цветаеву в последнюю пору её жизни. - С виду она была мышкой: серенькой, неброской, на низких каблуках, с огромным поясом и янтарными бусами, на запястьях - серебряные браслеты, с недлинной стрижкой. А глаза зеленые, как крыжовник. И походка - твердая, почти мужская.» Но только с виду! Как больно и сильно «кошки скребли на её душе», знала только она сама…
Потеряв мужа Сергея Эфрона, которого расстреляли за соучастие в заказном политическом убийстве, потеряв близость старшей дочери Ариадны, посаженной в сталинские лагеря на 16, потеряв доверие и уважение со стороны сына-подростка Георгия, Марина Цветаева, отчаявшаяся ждать «лучшую жизнь», покончила с собой. Это было 31 августа 1941 года в городе Елабуга… «Попала в тупик» - так она объясняла своё самоубийство в предсмертном письме к сыну.
Поэтесса ушла из жизни неотпетой. Спустя полвека, в 1990 году, патриарх Алексий II дал благословение на ее отпевание, тогда как отпевать самоубийц в РПЦ категорически запрещено. Что же позволило сделать для нее исключение? "Любовь народная", - ответил патриарх.
…Судьба М. Цветаевой трагична, и стихи её - не из лёгких. Читать их между делом, без глубокой внутренней сосредоточенности нельзя. Стихи Марины Цветаевой часто носили пророческий характер, в том числе и следующее, написанное ею в 1913 году:
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Действительно, спустя несколько десятилетий, несправедливо забытое в своё время имя Марины Цветаевой стало возвращаться к нам, а её произведения, наконец, начали печатать…
Марина Цветаева – неоплатная наша вина, но и любовь наша навечная.
Прекрасное далёко
Рыжие листья
Золотой циркуль
Ель
Неньютоновская жидкость