Данная работа была приготовлена на областной конкурс "Дети войны" в 2010 году. Материал работы представляет особую ценность, так как собран по крупинкам от людей военной поры.
Вложение | Размер |
---|---|
deti_voyny.doc | 201.5 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования администрации г. Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска
Средняя общеобразовательная школа №67
«Воспоминания «Детей войны»
Выполнила:
Данилова Ольга,
ученица 8 В класса
МБОУ г.Иркутска СОШ № 67
Руководитель: Каверзина
Алёна Викторовна,
учитель русского языка
и литературы.
Иркутск– 2010г.
План
Введение
Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В этом году исполняется 65 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов - одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Эта война принесла много горя не в одну семью, а точнее сказать, вряд ли можно найти семью, которую бы эта страшная война обошла стороной. У кого-то на это войне погиб отец, брат, муж. В это нелегкое время тяжело приходилось женщинам, которые остались без опоры и справлялись со всеми трудностями сами. Но нельзя забывать и о детях этого времени. Можно сказать, что у детей этих не было детства. Стать взрослыми им пришлось очень рано. И дело даже не в том, что им приходилось работать наравне со взрослыми. Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись.
Тема моего реферата «Воспоминания «Детей войны»»
Как же жили тогда дети войны?
Мне захотелось побольше узнать об этом и составить цельное впечатление о
детях военной поры. Это и является целью моей работы.
Исходя из этой цели, я поставила перед собой задачу, выяснить, какова роль детей в годы войны.
Для этого я определила пути достижения поставленной цели:
1. Работа с документами из школьного архива.
2. Встреча с очевидцами.
Я провела опрос среди своих сверстников, учащихся 8 класса МОУСОШ №67 г.Иркутска. В опросе участвовало 23 человека. Моим одноклассникам было предложено ответить на 4 вопроса:
1.Волнует ли вас проблема войн и участие в ней детей?
2. Назовите героев – сверстников участников Вов.
3. Приведите примеры помощи детей фронту.
4.Знаете ли вы о том, как жили ровесники во время Вов?
Проанализировав результаты опроса, можно сделать следующие выводы.
Тема эта действительно актуальна.
Из диаграммы видно, что 89% моих сверстников волнует проблема войны и участие в ней детей. 86% учащихся не назвали героев – сверстников участников ВОВ.
Только 26% смогли привести примеры помощи детей фронту. 80% опрошенных затрудняются ответить на вопрос, как жили ровесники во время Вов.
Следовательно, необходимо обратить внимание на более внимательное изучение данной темы. Поэтому и была проведена мною эта работа
Новизна избранной темы очевидна и определяется отсутствием исследовательских работ, посвященных изучению жизни детей войны, проживающих в Ленинском районе г.Иркутска.
Структура и основное содержание:
Научно– исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, новизна, цель, задачи. Основная часть содержит воспоминания очевидцев – детей военной поры. В заключении подводятся итоги. В конце работы приводится приложение, материал которого представляет особую ценность, так как собран по крупинкам от людей военной поры. Это фотографии, воспоминания.
Практическая значимость:
Представленный материал можно использовать при проведении классных часов, подготовки публикаций в школьную газету. Считаю, что материал может пополнить фонд краеведческого музея школы.
1. Воспоминания Щелкуновой Людмилы Васильевны
Эта память верьте, люди,
всей земле нужна.
Если мы войну забудем,
вновь придет война.
Память... Человеческая память бережет и сохраняет то, чего уже нет, что давно прошло, и воспроизводит в сознании прежние воспоминания. Даже самые страшные, самые жуткие.
Война... Жестокое слово, лишающее людей сил, но не сломившее их веры и надежд. Война, которая оставила родным лишь письма с фронта, боевые награды и ту самую частичку, которая до сих пор соединяет нас с прошлым - память. Но со временем медали теряются, письма желтеют, а память остается, ведь она вечна.
Вот что о войне вспоминает Щелкунова Людмила Васильевна, с которой мы познакомились на встрече с ветеранами Вов, состоявшейся в нашей школе в 2009 году. Когда началась война, ей было всего 7 лет.
« Однажды утром, проснувшись, мы услышали тревожный голос диктора, фамилия которого была Левитан. Он извещал:
- Внимание, внимание, сейчас прозвучит важное известие.
Мы, дети, притихли, нас было четверо. Мы поставили скамейки у печки, уселись на них и уставились на радио. Через несколько минут мы услышали голос председателя Совета Министерств СССР товарища Михаила Калинина, который сообщил:
- В 4 часа утра, 22 июня, Германия вероломно напала на СССР.
Бомбили города: Брест, Киев, Воронеж и другие населенные пункты. Началась жизнь, полная тревог, голода, холода и трудностей.
В августе 1941 года мой отец, Смаленинов Василий Семёнович, ушёл добровольцем на фронт. Нас осталось четверо. Старшая сестра 22 июня должна была быть на выпускном бале. Она окончила 10 классов. Моему брату было 10 лет, второй сестре -12, а мне – 7. Мы остались без кормильца, так как мама была неграмотная и нигде не работала. Все мы стали жить, чтобы выжить и помочь фронту».
Старшая сестра Людмилы Васильевны пошла работать на авиазавод, все остальные учились, помогали по дому, так как было небольшое хозяйство: куры и корова.
«Моя бабушка работала прачкой в госпитале, а мама ходила с ней за грязным бельём и помогала относить чистое. Пока мама собирала грязное бельё, я, как могла, развлекала раненых: читала стихи. Меня ставили на табурет, чтобы все раненые видели. Потом раненые мне давали кусочки сахара, но я их не брала, понимала, что раненым они нужнее. А так хотелось взять эти кусочки, что я потом их видела во сне.
Когда я пошла учиться в школу, то вместе с другими ребятами ходила развлекать раненых. Мы даже научились делать пирамиду: снизу мальчики, а на их плечи вставали девочки. Также собирали посылки раненым. Однажды выпросила у мамы кусок мыла, сшила носки – всё это принесла в школу. Другие ребята тоже принесли: кто что мог. Сколотили ящик и послали посылку на фронт, в посылку положили письма с просьбой побольше бить фашиста. И однажды в школу пришёл ответ. Радость была неописуема. Бойцы писали, что они храбро сражаются, а нас просили учиться на 4 и 5. Папа тоже слал письма и наказывал слушаться маму».
Также в годы войны Людмила Васильевна помогала старым людям, у которых ушли на фронт сыновья и мужья. Она копала картошку, носила дрова, подметала дворы. Вот так в свои семь лет помогала фронту. Осталась свежа память и о самых близких людях, дед Людмилы Васильевны погиб в 1945 году при штурме Берлина, а её дядя (Коновалов Николай Филиппович) – Герой Советского Союза, погиб в 1942 году на Ленинградском фронте. Он один разгромил 5 немецких танков. Последний танк он взорвал таким образом: обвязал себя гранатами и кинулся под него.
А ещё Людмила Васильевна рассказала о Дне Победы: « Я очень хорошо помню этот день. Знакомые и незнакомые люди обнимались. Нас отпустили с уроков, и мы пошли в больничную ограду. Тогда там был ухоженный лес. Росли лесные цветы: жарки, колокольчики, ландыши».
Всё свежо в памяти, хотя Людмиле Васильевне уже 77 лет. Гордость испытываешь за этого человека, рассказы Людмилы Васильевны окунули в мир доброты, трудолюбия. Слушая их, учишься уважать старших, гордиться своей Родиной.
2.Воспоминания моей бабушки (Даниловой Клары Алексеевны)
Я часто бываю в гостях у моей бабушки, которая живет в нашем городе. Мы о многом разговариваем вечерами, и вот я решила расспросить бабулю о её военном детстве. Ей было всего пять лет, когда началась война, но тяготы этого времени легли и на её плечи. Жила она вместе со своей мамой, братьями и сёстрами в деревне Арефьево Братского района Иркутской области. Дом их находился вблизи тайги, на берегу Ангары. Детство было голодное. Для того чтобы прокормить семью бабушкина мама сама ловила рыбу, ставила петли в тайге на дичь. «А мы, маленькие дети, помогали маме: собирали колоски в поле, из которых мама варила нам пшеничную кашу. Кто быстрее и больше принёс колосков, тому мама накладывала первому кашу, да побольше. Летом ходили в лес за грибами да ягодами, а весной выкапывали мёрзлую картошку. Соли и сахара не было», - вспоминает бабушка. Семья моей бабушки разводила кур, коров и овец, но молока, яиц и мясо видели мало, так как все продукты отправляли на фронт. А в восемь лет и моя бабушка помогала фронту, она научилась вязать перчатки из овечьей шерсти с двумя пальцами (чтобы удобно было держать оружие) и носки.
«Трудным было детство, тяжёлым, - продолжает свой рассказ бабушка. – Одежду нам мама шила сама: садила канаплю, затем срезала, вымачивала, сушила, чесала, из этого делала пряжу, пряла веретеном нить, ставила «прясла» (самодельный ткацкий станок), ткала ткань и шила одежду. А вот стирать эту одежду мы ей помогали. В корыто сыпали золу и заливали водой. Когда зола оседала, вода становилась мыльной и мягкой, пригожей для стирки. Обувь у нас тоже была самодельная. На зиму мама шила нам черки (носки со шнурками) и клала в них, вместо стельки, солому или сено. А летом босые бегали».
Мне сейчас даже страшно представить, что этим можно прокормиться, в такой одежде можно ходить. Не было игрушек у детей: девочки играли самодельными куклами в «дочки – матери», а мальчишки палками да камнями в «войнушку».
Со слезами на глазах вспоминает бабушка военное время. До сих пор помнит бабушка, как на лодках увозили людей на фронт. Хотя в то время ей было всего пять лет. «На тех лодках у меня уехали две тетки: Людмила Васильевна (находилась на поле боя, работала мед.сестрой) и Евдокия Васильевна (работала акушеркой в госпитале). Они были добровольцы и пришли с войны с наградами. А вот дядьки мои – Михаил Васильевич и Иван Иванович - погибли на фронте. В войну страшно было за семью, за друзей, за Родину», - тут бабушка замолчала, из её глаз потекли слёзы.
И в конце нашего разговора бабушка сказала: «Война - это очень страшно! Пусть никогда и нигде на земле не будет войны!» Я присоединяюсь к этим словам, потому что не хочу испытать и пережить то, что испытала моя бабушка и ее поколение. Я хочу счастливо жить в мирной стране!
По соседству с моей бабушкой живет её подруга Храмова Ленина Николаевна. Сколько помню себя, столько знаю этого замечательного человека, которому 28 июля этого года исполнится 83 года. Поседела давно голова Ленины Николаевны, передвигаться стало сложно, но память её по-прежнему свежа.
И вот она сидит передо мной и неторопливо рассказывает о своём детстве:
« Отец мой назвал меня ЛенИной в честь Ленина, погиб он ещё до войны, в 1838 году в тюрьме. После ареста отца мы с матерью скитались по городам и сёлам, боясь ареста матери. Питались очень скудно, стояли в очередях, чтобы получить 400 грамм хлеба».
Когда началась война, Ленина Николаевна со своей матерью жили на Золотых приисках в городе Хабаровске, у родственников отца. В то время ей было14 лет, она окончила 7 классов и поступила в Хабаровскую школу военных техников железнодорожного транспорта (ХШВТ).
«Эта школа была для нас армией, - вспоминает Ленина Николаевна, - нас готовили на фронт, нагрузка была большая, для встреч с родителями нам давали увольнительные.
Кормили нас плохо: на завтрак и обед давали по 200 грамм хлеба, вечером 150 грамм хлеба. Иногда давали «затируху» (муку растворяли в воде с какой – то приправой, подавали горячим супом). Из-за голода парни часто падали в обмороки, девушки были крепче и устойчивее.
Однажды на первом курсе нас увезли за Хабаровск, в лес, на отработку. Мы круглые сутки копали ямы, при этом ничего не ели и пили из луж. По окончании работ мы хотели уехать в ХШВТ на пароходе, но опоздали, поэтому нам пришлось идти пешком. Было 2 курса мальчишек и 1 курс девчонок. В дороге парни чувствовали себя очень плохо, поэтому приходилось оставлять их в попутных домах, а девушки дошли полным составом.
Когда мы шли, у меня была галлюцинация, так как очень хотела есть. Мне почудилось, что на небе стоит часовой с винтовкой и вот – вот выстрелит в меня. Было очень страшно, я закричала и заплакала, но наш командир помог мне дойти благополучно.
Дойдя до вокзала, мы от усталости и голода упали на пол и уснули. Все были грязные, мокрые. На поезде мы добрались до ХШВТ, где нас накормили».
Эта школа для Ленины Николаевны была домом. Здесь её учили стрелять, защищаться от врагов, учили разрушать и восстанавливать железные дороги, здесь же помогала на земельных работах в колхозе, ходила за ягодами в лес, где впервые встретилась с медведем. «Мне посчастливилось, - вспоминает Ленина Николаевна, - медведь меня не тронул, видимо сыт был». Посчастливилось, наверное, Ленине Николаевне, что она не встретила фашиста, ведь в те времена он показался бы страшнее медведя. «Хоть и далеко от нашего местонахождения разворачивались военные действия, но мы войну боялись», - закончила свой рассказ соседка моей бабушки, Ленина Николаевна Храмова.
Заключение
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!
Пусть птицы щебечут и пчёлы гудят,
И дети на мирное небо глядят.
Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает
внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь.
Дети войны – это одна из мало раскрытых страниц минувшей войны.
Я постаралась осветить наиболее важные аспекты темы. Попробовала
показать большой вклад детей в победу над фашизмом, рассказать, почему они это делали.
Передо мною, как в строю, прошли лица детей, которые в силу
сложившихся обстоятельств были маленькими защитниками Родины. Пусть в те страшные годы они не брали в руки оружие, но они понимали, что над Родиной нависли тёмные тучи, и в силу своих возможностей помогали ей. Гордость испытываешь от знакомства с каждым из них. Как не восхищаться теми, кто в 15 лет готов был встать на защиту Родины. Какими только военными профессиями не овладели маленькие герои Великой Отечественной! Они и окопы рыли, и за ранеными ухаживали… Дети, как и взрослые, делали всё во имя Победы. Они ни в чём не уступать взрослым, дедам, отцам, матерям, старшим братьям, сёстрам в их борьбе с фашизмом в тылу.
К сожалению, мне не удалось познакомиться с воюющими ребятами. Наверное, их было немного. Война не детское занятие. Но по рассказам моих героев я узнала, что, оказывается, в десять лет можно перенести все ужасы пыток в гестаповском застенке и не выдать местонахождения партизанского отряда! Или спать после смены у токарного станка, чтобы сэкономить время на путь от дома к заводу
Минуло уже 65 лет с того дня. Шестьдесят пять раз выпадали и таяли снега. Шестьдесят пять лет расцветали яблони. Главным за шестьдесят пять минувших лет был тот далекий теперь уже день в мае, когда человеческое сердце готово было разорваться от счастья - Победа! Много воды утекло, заросли окопы, исчезли пепелища, выросли новые поколения. Все мы сейчас находимся в ожидании Великого праздника радости, праздника светлой памяти о миллионах усопших. За голубое небо над головой, за розовые, нежные рассветы, за счастливое и спокойное детство мы обязаны не только тем, кто в сорок первом - сорок пятом отдал свою жизнь, защищая нашу Родину, кто в шинели встретил Победу, но и тем «маленьким» героям, которые по сей день живут рядом с нами, чья память возвращает нас ко всему пережитому - горькому и счастливому.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Щелкунова Людмила Васильевна, (1-ая слева). Май 2009 год. Встреча учащихся МОУ СОШ №67 с ветеранами ВОв
Медали и отличительные значки Храмовой Ленины Николаевны
Храмова Ленина Николаевна (2 ряд, 1 –ая слева). 1 курс ХШВТ, 1942 год
1 фото. Храмова Ленина Николаевна ( 1-ая справа) в лагере ХШВТ
2 фото. Храмова Ленина Николаевна ( 2 ряд 2-ая справа) на практике, ст. Ушумун, 1945 год, ХШВТ
3 фото. ХШВТ, 1943 год. Здесь училась Храмова Ленина Николаевна.
Сказка на ночь про Снеговика
Снег своими руками
Ледяная внучка
Груз обид
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?