Целостный анализ поэтического текста. Стихотворение В.В.Набокова «Размеры».
Вложение | Размер |
---|---|
Целостный анализ поэтического текста. Стихотворение В.В.Набокова «Размеры». | 31.5 КБ |
Халиулина Юлия,
ученица 11 класса МАОУ СОШ №14
Учитель: Миронова Елена Владимировна.
Целостный анализ поэтического текста.
Стихотворение В.В.Набокова «Размеры».
С творчеством поэта Владимира Набокова я не знакома, но стихотворение «Размеры» доказало мне, что он очень талантливый человек.
Темой произведения становится многообразие способов стихосложения, размеров. Автор определил главные характерные черты каждого из размеров: «Люби тройные отсветы лазури эгейской – в гулком дактиле»; «мерный амфибрахий»; «в эоловом размахе анапеста – звон лютен и ветрил»; «хорей – все звонче, все острее»; «ямб – ликующий». После описания многих размеров автор употребляет умолчание, показывая этим, что о размерах можно писать очень много, эта тема неисчерпаема. В некотором смысле, Набоков предоставляет читателю продолжить его мысль.
Амфибрахий поэт представляет читателю спокойным размером, повествующим о чем-либо. «А хочешь петь – в эоловом размахе анапеста – звон лютен и ветрил», - пишет он, показывая этим протяжность этого размера. Для описания анапеста автор использует прием звукописи: «звон лютен». Для раскрытия характера «гулкого дактиля» Набоков, наоборот, применяет цветопись: «медь и мрамор». Многосоюзием: «и… - и…», - автор еще раз выделяет замедленность размера дактиля. «Затем: двусложных волн не презирай», - так поэт начинает описывать хорей и ямб. Хорей В.Набоков сравнивает со звучанием бубенцов и ласточек, что говорит о звонкости размера. Здесь автор вводит бессоюзие, что подчеркивает динамичность хорея. На мой взгляд, поэту ближе всех ямб: «А вот – созвучий рай». Само стихотворение написано размером пятистопный ямб, что еще раз это подтверждает. Такой размер добавляет ему динамики. Мне кажется, что произведение было бы намного оригинальней, если В.Набоков написал бы о каждом размере именно в нем.
В произведении «Размеры» есть антитеза (т.е. резкое противопоставление) между размерами амфибрахий и ямб. Амфибрахий – «спокойный», что противопоставлено «ликующему» ямбу. Это подтверждает и то, что при описании ямба есть восклицание, добавляющее повышенной интонации, а при описании амфибрахия умолчание…
В этом стихотворении автор использовал прием нарастание от спокойного состояния к более эмоциональному. Не случайно автор начинает повествование с амфибрахия, переходит к анапесту («Хочешь петь?»)… и заканчивает размером ямб («Играет блеск живой»).
В произведении есть риторический вопрос: «Что хочешь ты?» Что автор хотел этим показать? Я думаю, этим приемом Набоков подчеркивает разговорность, ведет некий диалог с читателем. Возможно, он начинающий поэт, и Набоков погружает его в прекрасный мир литературы.
В.Набоков использует инверсию. Такой прием необходим для создания рифмы и легкости чтения. Хочу отметить, что рифмовка опоясывающая во всех четверостишиях, т.е. автор не хочет особо выделять какое-то из них.
В восемнадцатом веке Михаил Васильевич Ломоносов в одной из своих гениальных работ описал 30 стихотворных размеров, ввел размер пиррихий и доказал, что самый подходящий для русского стихосложения размер – четырехстопный ямб с наращенной строкой. А неизвестный для меня поэт Владимир Набоков в своем произведении описал кратко, но великолепно основные размеры, и для меня это произведение также гениально.
Чайковский П.И. "Детский альбом"
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Щелкунчик
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Барсучья кладовая. Александр Барков