В этом году фильму "Вий" по одноименной повести Н.В.Гоголя исполнилось 40 лет. Много разных мнений было по поводу первого российского фильма ужаса. Но через 40 лет фильм не утратил своей актуальности, прелести и уникальности. Ученица размышляет о прочитанной книге и фильме "Вий".
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_sochineniya.doc | 34 КБ |
Помню в далёком-далёком детстве, смотря вместе с папой непроглядными зимними вечерами фильм «Вий», я дрожала как осиновый лист и совершенно не понимала того восхищения, которое испытывал мой родитель по отношению к этому фильму. С меня было достаточно и того, что «Вий» был моим ночным кошмаром.
Прошло время, я повзрослела, познакомилась с творчеством Николая Васильевича Гоголя и, наконец, снова пересмотрела тот старенький советский фильм о прекрасной панночке-ведьме и недотёпе-философе. И что я могу после этого сказать? Гениально!
«Вий» — художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноимённой повести Н. В. Гоголя. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года многократно упоминается как единственный советский фильм ужасов.
Однажды ночью главный герой, бурсак Хома Брут, избил ведьму, после чего она умерла и обратилась после смерти в очаровательную девушку. Вскоре его вызывают читать Псалтирь в течение трёх ночей у гроба молодой панночки, которая оказывается той самой ведьмой, желающей теперь отомстить Хоме. Брут пытается сбежать, однако этому мешает отец панночки, пообещавший выполнить предсмертную просьбу дочери. Пан сотник ставит Хому перед выбором: если семинарист доведёт обряд до конца — его ожидает щедрая награда; если же Хома попытается увильнуть от отпевания — он, волею сотника, будет жестоко наказан. Реальность и воплощения народных верований переплетаются, когда Хоме предстоит молитвами три ночи обороняться против разной нечисти: покойной панночки ведьмы, упырей, вурдалаков и, наконец, самого ужасного Вия.
Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом. Он не может ничего видеть, но если несколько силачей смогут поднять ему брови и веки, тогда ничего не может утаиться перед его грозным взглядом: своим взглядом Вий убивает людей и разрушает всё вокруг себя.
В фильме, как и в самом творчестве Н.В.Гоголя, стирается грань между вымыслом и реальностью. Герой Хома Брут живет как бы в двух измерениях: реальная жизнь с её горестями, бедами, к которой Хома Брут относится «как истинный философ», и мир фантазии, легенды (линия Панночки), вторгшийся в эту обыденную жизнь. Но вся сложность начинается именно здесь. Фантастическая линия Панночки связана со злом. Но по внутренней логике повествования оказывается, что именно ведьма-панночка, само олицетворение зла, открывает Хоме ранее невидимое им: позволяет услышать пение цветов, восхищаться красотой русалок, пробуждая в герое дар седьмого чувства. Иными словами, пробуждает его к новой жизни, но при этом, в конечном счете, лишая его жизни земной.
Путь «Вия» 21 века до зрителей, по моему мнению, очень тернист и сложен даже, чем тропа, по которой Хома Брут пытался убежать из злосчастного хутора. Нынешнего зрителя сегодня сложно чем-либо поразить. На смену занимательным сюжетам приходят невероятные спецэффекты. Да и этим нас не удивишь! Меня, несомненно, восхищают последние технические достижения, без которых сейчас редко какое кино обходится. Но ловлю себя на мысли, что гораздо ценнее мною воспринимаются фильмы, где трюки выполнены людьми, где катастрофы показаны без применения компьютерной графики и вообще видна конкретная работа актёров, режиссёров, операторов, каскадёров.
Конечно, просмотр фильма по литературному произведению не может заменить собой вдумчивого и внимательного чтения книги, но порой — и достаточно часто — помогает нам взглянуть на известную книгу совершенно по–другому, а обязательное школьное чтение по программе сделать увлекательным занятием. Талантливая игра актёров позволяет преодолеть временные барьеры, отделяющие нас от эпохи создания литературного произведения, и помогает ощутить глубину, вневременную актуальность той или иной повести, романа или поэмы.
В этом году этот старый и добрый фильм празднует свое 40-летие, но до сих пор он остается самым ярким, лучшим и запоминающимся фильмом в своем жанре и может гордо носить звание Первого и по сей день непревзойденного российского фильма ужасов. Пересматривать можно бесконечно!
Сторож
Весёлая кукушка
Три загадки Солнца
Ручей и камень
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев