Диминутивы в речи
Вложение | Размер |
---|---|
diminutivy.doc | 36 КБ |
В средствах массовой информации очень активно обсуждают проблему уместности использования уменьшительно-ласкательных форм речи (диминутивов) в речи. Каждую пятницу подтверждение актуальности этой темы появлялось в виде интервью в рубрике «Слово и антислово» в газете «Московские новости». Сначала телеведущая Татьяна Лазарева сказала, что за фразу «человечек пришел за денежкой» может по лицу съездить; потом писатель Денис Драгунский поведал, как в гневе ушел из кафе, увидев в меню «кофеек со сливочками». Наконец, пресс-секретарь «Наших» Кристина Потупчик заявила, что всех, кто говорит «девонька» или «кисуля», надо принудительно лечить.
Мне стало просто интересно, почему эти безобидные и даже, как следует из самого названия, «ласкательные» формы, вызывают такое неприятие и даже некоторую агрессию, заставляют не просто внутренне возмущаться, а даже совершать некие действия, давать отпор. Любопытно, что при этом противоположная сторона испытывает к подобным словам такие же сильные чувства. Середины тут нет, либо любовь, либо ненависть. И любовь другой части носителей языка настолько сильна, что заставляет их прибавлять уменьшительные суффиксы не только к чему можно, но и к чему нельзя.
Я просмотрел несколько телепередач на разных каналах и выяснил, что в авторских передачах ведущие довольно часто используют диминутивы, даже в тех случаях, когда их употребление неуместно. Например, в телепередаче «Контрольная закупка» ведущий использовал следующие уменьшительно-ласкательные слова: остаточки, стеночки, морковка, хорошенько, кислинка, минутка.
Я считаю, что использование диминутивов на телевидении, радио, газетах недопустимо или должно быть ограничено.
Во-первых, лингвисты негативно относятся к подобному употреблению уменьшительных форм и считают, что именно по частоте употребления диминутивов можно отличить образованного человека от невежды. Так, известный журналист и многочисленных книг по телевизионному мастерству Нина Зверева рассказывала, как писала свое первое литературное произведение — детскую книжку о собаке «Скайпик». Когда рукопись была готова, она отправила ее знакомому профессору литературы. Первое и главное, что тот посоветовал сделать, это убрать все уменьшительные суффиксы и заменить «хвостик, носик, лапки и ушки» на «хвост, нос, уши и лапы». «Я сама удивилась этому эффекту, но книга сразу стала совершенно другой, как будто все встало на свои места», — призналась автор.
Во-вторых, слушать человека, который постоянно, а тем более публично, использует диминутивы, трудно, рано или поздно это начинает раздражать. Например, было бы удивительно, если бы преподаватель на лекции использовал такие слова, как «докажем теоремочку», «аксиомка», «интегральчик», «уравненьице». На мой взгляд, подобное использование диминутивов помешало бы понять тему лекции, так как сначала бы вызвало недоумение, а потом - раздражение, и в конечном итоге – невозможность сосредоточиться на материале лекции.
В-третьих, диминутивы можно использовать только в ограниченном количестве в близком кругу друзей, знакомых в неформальной обстановке. Например, глупо требовать от ребенка забыть навсегда слова «ножка» и «ботиночек», которые являются прямым обозначением размера: у папы — нога, а у малыша — именно ножка.
Таким образом, при использовании диминутивов в речи нужно проявлять большую осторожность, чтобы наша речь не превратилась в пошлое «сюсюкание». Желательно употреблять их только в ограниченном количестве в близком кругу друзей или знакомых, в неформальной обстановке.
И хочется привести строки из стихотворения Ивана Бунина:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Павлов Александр, ученик 9 кл.
Мастер-класс "Корзиночка"
Два морехода
Швейня
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Весенняя сказка