Работа, посвященная сбору и анализу детского фольклора.
Вложение | Размер |
---|---|
Описание проекта | 57.5 КБ |
Сборник | 30.24 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Советского района, ХМАО – Югры
г.п. Пионерский, улица Ленина 13
телефон/факс 4-02-01
Районный конкурс научно- исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «ПЕРВЫЕ ШАГИ» 2015-2016
Направление: творческие проекты
Проектная работа
Тема
«Детский фольклор»
Возрастная категория: 1 - 6 классы.
АВТОР:
Танаева Карина,
учащаяся 5 «в» класса МБОУ СОШ п. Пионерский.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Попова Ирина Игоревна,
учитель русского языка и литературы.
Д/а: п.Пионерский, ул.Коммунистическая, 17-14,
89825887202
п. Пионерский
2016
Содержание:
Введение………………………………………………………………....3
Ход работы……………………………………………………………….4
Предполагаемый результат и возможность развития……………..… 5
Заключение ……………………………………………………….…… ..5
Приложение
Актуальность проблемы
Меня зовут Танаева Карина, я ученица 5 В класса Пионерской средней школы. У меня большая крепкая семья, где царят уважение и поддержка. В нашей семье есть традиции, которые устанавливались десятилетиями. Одна из таких традиций – мамино пение колыбельных песен.
Меня всегда волновало живое творческое наследие. Мама мне пела колыбельные песни. Ее пение наполняло мою душу теплотой и нежностью. И однажды я задалась вопросом: откуда она знает эти чудные песни. С этим вопросом я решила обратиться к своим братьям и сестрам, но они не смогли мне дать ответа. Тогда я отправилась к источнику живого слова – моей маме, и она мне поведала, что свой «фольклорный» багаж получила от своей мамы, моей бабушки. Таким образом, фольклор объединяет мир взрослых и мир детей.
На уроках литературы я узнала, что жанров фольклора очень много, но меня заинтересовал детский фольклор, потому что он отличается чистой и наивностью. Произведения детского фольклора созданы либо взрослыми для детей, либо самими детьми.
К сожалению, многие исследователи отмечают, что интерес к живому слову угасает. Русские люди потеряли интерес к народному творчеству, стали забывать свою культуру, уникальные обряды, самобытную музыку, песни, танцы.
Этой работой мы хотим привлечь внимание детей и взрослых не только к прошлому, но и к живому детскому слову-фольклору. Исследовать: как он развивается и меняется вместе с жизнью людей.
Мне захотелось собрать фольклорное наследие свой семьи, попытаться издать сборник детского фольклора, познакомить с ним своих одноклассников.
Я верю, что мой сборник заставит задуматься взрослого и ребенка о том, что семья – основа, которая формирует личность. Мой сборник поможет сохранить и приумножить традиции.
Цель
Собрать и систематизировать детский фольклор.
Задачи
Данная цель будет реализована посредствам решения следующих задач:
Этапы работы над проектом
Формы и методы работы
Ход работы
Каждый из нас в определенный период жизни был носителем детского фольклора. Чтобы исследовать преемственность поколений, необходимо опросить все возрастные группы.
Для анкетирования я предложила поучаствовать в проекте членам моей семьи, опрос проводился в форме интервью.
Вопрос для всех один:
Какие жанры детского фольклора вы помните и можете рассказать из вашего детства?
Собрав материал, я задалась вопросами: в какой форме это представить? Как систематизировать собранный материал? Для решения этого вопроса я выбрала следующий путь: всех опрошенных я поделила на три группы:
Таким образом, данная классификация поможет проследить преемственность поколений.
Я подготовила сборник детского фольклора и сделала презентацию в программе Power Point 2007, добавила звуковое сопровождение.
Презентацию планирую показать своим одноклассникам, также выступить на классных часах в начальной школе.
Предполагаемый результат и возможность развития
Издать сборник детского фольклора.
Сборник может стать основой проведения литературного вечера в школе, тематических мероприятий в школьном музее, в Доме культуры, на уроках литературы.
Заключение
Я cобрала детский фольклор нескольких поколений своей семьи и провела своё исследование.
По полученным результатам видно, что детский фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Народное творчество помнят и чтят люди третьей возрастной группы (старше 30 лет). Большую художественную ценность, на мой взгляд, имеют колыбельные песни. Я постараюсь донести их до своих детей.
Также мне удалось проследить преемственность поколений. Подогрела интерес к народному творчеству. Привлекла внимание одноклассников не только к прошлому, но к живому слову-детскому фольклору.
Муниципальное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа п.Пионерский
Сборник детского фольклора
Автор:
Танаева Карина,
ученица 5 в класса
п.Пионерский, 2016
Первая возрастная группа, до 15лет
Шишки ела, нам велела, а мы шишки не едим,
Мы их Таре-Маре отдадим. (Танаева Карина, 11 лет).
Промочили в луже ноги,
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей. (Танева Валерия, 10 лет)
И несла в руках корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть различные цветы:
Роза, ландыш, незабудки,
Голубые васильки. (Танаева Виктория,7 лет).
Считал свои булавочки:
- Раз, два, три,
В этот счет выходишь ты! (Танева Валерия, 10 лет).
Не нашел,
Шишел, вышел,
Вон пошел! (Танаева Виктория,7 лет).
Рубашку шьёт.
Курочка в сапожках
Избёнку метёт. (Танаева Карина, 11 лет).
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька - кот,
Разобьёт весь хоровод. (Танаева Карина, 11 лет).
Вторая возрастная группа, от 16 до 30 лет
Полевала всю рассаду
И кричала "Ку- ку- мак ,
Отжимай один кулак! (Лагойко Анастасия, 20 лет).
Русы косоньки плела.
Кто те косы расплетет,
Первый кон водить идёт! (Лагойко Анастасия, 20 лет).
Другой взял,
Трое сели -
Песни пели.
Кому книжку читать?
Кому письма писать? (Танаев Степан, 22 лет).
Пригласила восемь чаек:
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек отвечай? (Танаев Степан, 22 лет).
(Лагойко Анастасия, 20 лет).
(Лагойко Анастасия, 20 лет).
(Лагойко Анастасия, 20 лет).
(Лагойко Анастасия, 20 лет).
И голова из плюша. (камыш)
(Лагойко Анастасия, 20 лет).
Третья возрастная группа, старше 30 лет
Живут гномы старики.
У них колокол висит, позолоченный звонит
Диги-диги-диги-дон. Выходи скорее вон! (Танаева Елена , 42 года).
Царь, царевич, король, королевич.
Сапожник, портной -
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей! (Танаев Олег, 46 лет).
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила ,
Бух! (Танаева Елена ,42 года).
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке -
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебя искать! (Танаева Елена ,42 года).
А Фома – простота, купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд и поехал в огород.
Зацепился за пенёк, простоял весь денёк.
Зацепился за кочку, простоял всю ночку.
(Танаева Елена ,42 года).
Съел мышонка без хвоста
И сказал: «Как вкусно!» (Танаева Елена ,42 года).
На полу валяется – никто его не ест! (Танаева Елена ,42 года).
Поскорей давай мириться:
-Ты мой друг! – И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем! (Танаева Елена ,42 года).
Поймал перепёлку, пошёл продавать.
Просил полтинник – получил подзатыльник.
Просил прощенья – получил пачку печенья! (Танаева Елена ,42 года).
По травке и по росе, по чужой стороне.
Собирали орешки, медок, сахар и молчо-о-ок! (Танаева Елена ,42 года).
Варила варенье.
Увидала паука,
Потеряла зрение.
Умба-умба, тури-тури,
Умба-умба-турия. (Танаева Елена ,42 года).
Говорят, что ростом мал.
А я в садике Иринку
Десять раз поцеловал. (Танаев Олег, 46 лет).
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.
У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его. (Танаева Елена, 42 года).
Прилетели журавли,
Прилетели журавли –
Сказку Маше принесли. (Танаева Елена, 42 года).
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.
Только звездам, только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: «Баю-баю!»
А конец: «Баю-баю!» (Танаева Елена, 42 года).
Как зима кончилась
Сторож
Агния Барто. Сережа учит уроки
Пчёлки на разведках
В какой день недели родился Юрий Гагарин?