Проект, выполненный ученицами 7 класса, содержит презентацию и краткое выступление на школьной конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
otrazhenie_voennoy_deystvitelnosti_v_hudozhestvennoy_literature_i_kinematografe.pptx | 898.22 КБ |
proekt_po_literature_vystuplenie.docx | 18.8 КБ |
Слайд 1
Отражение военной действительности в художественной литературе и кинематографе. (на примере повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» и её экранизации) Ученицы 7 «А» класса Смирнова Анастасия и Кубраковская АлинаСлайд 2
Выбор данной темы не является случайным. Мир не должен забывать ужасы войны, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед будущим. В.Г.Распутин, размышляя о судьбах народов, убеждённо сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека».
Слайд 3
Цель исследования: Рассмотреть особенности содержания и идейной направленности повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» и одноименной киноленты С.Ростоцкого .
Слайд 4
Задачи исследования Кратко осветить творческий путь Б.Л.Васильева; Рассмотреть идейно-художественное своеобразие повести «А зори здесь тихие…»; Рассмотреть «жизнь» данной повести в фильме С.И.Ростоцкого .
Слайд 5
Борис Львович Васильев «Мне захотелось написать о «своей» войне – не о масштабных сражениях и громких героях, а о «тихих» подвигах, когда у человека за спиной нет никакого прикрытия…»
Слайд 6
Станислав Иосифович Ростоцкий (1922 - 2001) Режиссёр-постановщик известных фильмов: «Дело было в Пенькове » «Герой нашего времени» «Доживём до понедельника» «Белый Бим Черное ухо» «А зори здесь тихие…»
Слайд 8
Старшина Федот Евграфович Васков «Шёл май 1942 года»
Слайд 9
«Первое и второе отделение третьего взвода пятой роты Отдельного зенитно-пулемётного батальона»
Слайд 10
Старшина Федот Евграфович Васков Актер Московского драматического театра на Малой Бронной Андрей Леонидович Мартынов
Слайд 11
«Не засмеётся никогда, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются» Рита Осянина
Слайд 12
«…Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские:зелёные , круглые, как блюдца» Женя Комелькова
Слайд 13
«…Всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении» Галя Четвертак
Слайд 14
«…Уж больно девка-то своя была, лесная…» Лиза Бричкина
Слайд 15
Соня Гурвич Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. А.Блок
Слайд 16
Заслуженная артистка РСФСР Елена Григорьевна Драпеко Лиза Бричкина
Слайд 17
Соня Гурвич Заслуженная артистка России Ирина Валерьевна Долганова
Слайд 18
Заслуженная артистка Украины Ирина Борисовна Шевчук Рита Осянина
Слайд 19
Народная артистка РСФСР Ольга Михайловна Остроумова Женя Комелькова
Слайд 20
«У войны не женское лицо»
Слайд 21
Использованные материалы: 1. Г.В.Цветкова «Проектная деятельность по литературе», «Учитель»: 2010. 2. Материалы Интернет-сайтов: -www.researcher.ru -www.mtdata.ru -www.playcast.ry
Тема «Отражение военной действительности в художественной литературе и кинематографе» (на примере повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» и одноименного фильма Станислава Ростоцкого).
Выбор данной темы не является случайным. Мир не должен забывать ужасы войны, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед будущим. В одном из последних интервью писатель Валентин Григорьевич Распутин, размышляя о судьбах народов, убеждённо сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека». Искусство стремится отражать действительность, поэтому так велика его роль в сохранении исторической памяти.
Цель нашей исследовательской работы – рассмотреть особенности содержания и идейной направленности повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» и фильма с таким же названием режиссёра Станислава Ростоцкого.
Задачи исследования:
1. Кратко осветить творческий путь Бориса Васильева.
2. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие повести «А зори здесь тихие…»
3. Рассмотреть «жизнь» данной повести в фильме Станослава Ростоцкого.
Борис Львович Васильев
Писатель и публицист, представитель офицерской династии, Борис Львович Васильев родился в Смоленске в 1924 году. Со школьной скамьи добровольцем он ушёл на фрон, участвовал в боях под Смоленском, не раз выходил из окружения. Воевал в воздушно-десантных войсках. После Великой Отечественной войны в 1948 году Борис Львович окончил Военную академию бронетанковых войск, был инженером испытателем боевых машин.
Литературный дебют писателя состоялся в 1955 году, когда была опубликована его пьеса «Офицер», которая была экранизирована в 1971 году, за ней последовали и другие.
Борис Львович говорил: «Мне захотелось написать о «своей» войне – не о масштабных сражениях и громких героях, а о «тихих» подвигах, когда у человека за спиной нет никакого прикрытия – ни артиллерии, ни танков, а есть только он сам и враг». Так появилась повесть «А зори здесь тихие…» - трагическая история о женщине на войне.
В 1969 году повесть была опубликована, а в 1972 году на экраны вышел фильм под этим же названием, имевший огромную популярность и ставший классикой советского кинематографа. Экранизировал фильм известный режиссёр Станислав Иосифович Ростоцкий, тоже участник Великой Отечественной войны. Сергей Иосифович – режиссёр постановщик многих известных фильмов, таких как «Дело было в Пенькове», «Герой нашего времени», «Доживём до понедельника», «Белый Бим Черное ухо». Сценарий к фильму «А зори здесь тихие…» написан Ростоцким совместно с Борисом Васильевым, поэтому расхождений в трактовке событий и характеров героев в экранизации повести нет.
Повесть Бориса Васильева подчёркивала трагизм, жестокость, чудовищность войны, потому что вместе с мужчинами плечом к плечу в ряды бойцов встают и женщины, что противоречит самой человеческой природе.
События повести происходят в мае 1942 года в карельской глуши, где расквартировано подразделение женских зенитных войск под началом старшины Федота Васкова, немногословного, малообразованного, но опытного воина.
Именно на его воспоминаниях и строится вся повесть. Это играет важную роль в идейном восприятии произведения, придёт ему большую правдоподобность и эмоциональность.
Под начало старшины Васкова прибывают части зенитно-пулеметного батальона для охраны железнодорожного разъезда. Трагические события начинаются, когда одна из девушек обнаруживает поблизости двух немецких диверсантов. Васков, взяв с собой на разведку пять зенитчиц, наталкивается на целый отряд фашистов, столкновение с которыми оборачивается для девушек гибелью.
Герой осознаёт свою вину перед девушками-зенитчицами за то, что «мужики со смертью их оженили». В скорби этого простого человека заключён высший гуманизм.
В фильме эту роль блестяще исполнил актёр Московского драматического театра на Малой Бронной Андрей Леонидович Мартынов. Ему удалось вжиться в роль простого солдата, который, несмотря на все ужасы войны, сумел сохранить лучшие человеческие качества. В 1975 году за роль Федота Васкова в этом фильме артист получил Государственную премию.
В повести перед нами пять совершенно разных девичьих характеров. Психологически точно отражены разные типы женщин.
Рита Осянина – строгая, редко смеющаяся девушка. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, где встретила своего будущего мужа – старшего лейтенанта Осянина. Рита вышла замуж, родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но началась война, и счастье семьи было разрушено: муж погиб, а Рита, решив отомстить за смерть мужа, пошла на фронт.
Полная противоположность Осяниной – Женька Комелькова. Сам автор не перестает любоваться ею: «…высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца». Семью Женьки убили немцы. Несмотря на личную трагедию, Комелькова осталась озорной, жизнерадостной и общительной.
Галя Четвертак жила в придуманном ею мире, сказочном и прекрасном. Она «всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении». Но война, у которой «не женское лицо», не пощадила хрупкий мир девушки, разрушив её.
Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба с детства не пожалела её, заставив самой вести хозяйство, так как мать сильно болела. Первая любовь её оказалась безответной. Желание поступить в техникум с общежитием разрушила война.
Ещё одна героиня повети – Соня Гурвич, впечатлительная и романтичная, любительница поэзии Блока.
Разные характеры и судьбы у этих героинь. Но в одном они всё же схожи: всё сломала, изуродовала война.
Роль Лизы Бричкиной была первой для студентки-третьекурсницы института культуры Елены Драпеко. Она принесла ей всенародную известность. Страшной оказалась смерть её героини. Лиза гибнет, желая поскорее перейти болото и привести подмогу.
Образ впечатлительной Сони Гурвич воплотила на экране Заслуженная артистка России Ирина Долганова. Соня погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. Вроде бы случайна эта «негероическая», нелепая смерть от ножа диверсанта, но на войне любая смерть связана с самопожертвованием, потому и является подвигом.
Роль Риты Осянниковой в фильме «А зори здесь тихие…» сделала неизвестную студентку ВГИКа Ирину Шевчук звездой первой величины. В образе Риты соединились строгость и уверенность в своём желании пойти на фронт, с одной стороны, постоянное беспокойство за сына и стремление его увидеть, с другой стороны.
С оружием в руках гибнет Женя Комелькова, которую сыграла известная уже актриса Ольга Остроумова. Игру актрисы отметили и критики: актрисе удалось передать «удивительный сплав тонкости и шокирующей дерзости, хрупкой женственности и вызывающей экстравагантности, мягкости и дикой неукротимости, ранимости и ожесточенности».
Фронтовик Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» со светлой печалью о своем поколении, унесенном войной, не прожившем отмеренный ему срок. Бесчеловечность войны и её противоестественность подчёркиваются образом тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие ниточки женских жизней.
В фильме используется контраст между цветным и чёрно-белым изображением. Цветным даны воспоминания о мирной жизни, а черно-белым – война, бесчеловечная и трагическая в своих последствиях.
Прочитав произведение Бориса Васильева и посмотрев фильм Станислава Ростоцкого, каждый из нас задумается о том, как обыкновенные девушки в одночасье становятся героями. Страшна и в то же время возвышенна смерть каждой из них, поэтому и вызывают не только горечь и боль, но и восхищение и гордость.
Ценность данных произведениё ещё и в том, что созданы они авторами-фронтовиками, которые опирались на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. Они знали, что такое нравственная стойкость и способность к самопожертвованию ради спасения Отечества.
Петушок из русских сказок
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Самодельный телефон
Бабочка
Разноцветное дерево