Научно-исследовательская работа ставит цель:осмыслить все богатство дагестанской литературы, особенно, поэзии, и ее вклад в российскую культуру.
Задачи:
1. в процессе работы приобщение к духовной культуре дагестанских народов, нравственно-этическим ценностям, развитие, расширение своего кругозора;
2. формирование интереса к фольклору и национальной культуре, создателям поэтических творений;
3. воспитание подлинного чувства интернационализма, основанное на знании, понимании и уважении к труду и таланту народа;
4. вызвать интерес к истории и культуре родной земли, сформировать нравственные чувства у своих одноклассников.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа по литературе | 57.5 КБ |
zula.ppt | 1.28 МБ |
Автор Муртазалиева Зульфия
Нравственные ценности народа в произведениях дагестанских поэтов
По национальности я-табасаранка. И хотя я родилась в Ставропольском крае, но родина моя-Дагестан. Живя далеко от родных мест, я тем не менее чувствую причастность к традициям, обычаям, обрядам моего народа. Широко известно кавказское гостеприимство, куначество-основа добрососедства, мирных отношений; почитание старших, взаимопомощь, отношение к женщине. И постигаю это все я на примере своих родителей. Воспитывают меня родители в строгости. И часто говорят, комментируя какие-то свои поступки, что так принято в Дагестане. А вот как в литературе, и, в частности, в поэзии Дагестана отражены нравственные ценности народа, я решила узнать самостоятельно. Ведь дагестанская поэзия во все времена была символом воли, любви и страданий народа, и она всегда шла с ним со всеми хорошими и плохими делами. По своей природе поэзия Дагестана всегда была молитвенной и служила добру, мужеству, достоинству, родному краю и его народу. А Дагестан живет в моей душе…
Цели: осмыслить все богатство дагестанской литературы, особенно, поэзии, и ее вклад в российскую культуру.
Задачи:
Основная часть.
Кирпич к кирпичу, кладка к кладке – так растут стены будущего дома. Литературное творчество тоже имеет свой фундамент, свои пласты. Зачинатели и продолжатели – это и есть закон преемственности, главный принцип художественного развития.
В знаменитых «Литературных мечтаниях» В. Белинский писал о том, что «первые действователи на поприще литературы никогда не забываются, ибо, талантливые или бездарные, они в обоих случаях лица исторические». «Первыми действователями» дагестанской поэзии являлись Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса, Эфенди Капиев, Абдулла Магомедов, Рабадан Нуров, Тагир Хурюгеский и другие. Это – старшее поколение, умом и талантом которого проложена поэтическая дорога народов Дагестана, и лучшие представители этого поколения остались в истории не только потому, что шли первыми, хотя идти первым трудно и благородно, а больше всего потому, что обладали громадным, неубывающим с годами талантом.
Сулейман Стальский своей первой песней «Соловей» сказал о том, что цена песни не в обаянии голоса, а в степени полезного людям. Так он с самого начала поэтической деятельности своей программой избрал служение большому делу, и поскольку большое дело всегда причастное к судьбе народа, то и народ и признал его своим певцом. Он имел моральное право сказать:
Я буду честен до конца
И волю своего отца
И славу скромного борца
Я пронесу сквозь жизнь страны.
Народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса, гневно бичевал старое. Итальянскому инженеру Анжелико Омедио поэт сказал: «Я – врач, но врачую не травами, которые горше трав и лекарств. Я говорю горькие истины своим землякам. Я не только врач. Я сторож при больнице. Излечив, я выметаю метлой старые обычаи и адаты… Я лечу от невежества и темноты».
Абулла Магомедов – поэт из кумыкского аула Айсай – до конца своих дней работал в родном колхозе.
И глубоко символично то, что С. Стальскому, Г. Цадасе, А. Магомедову в 1943 году первым присвоено почетное звание народных поэтов Дагестана.
Мусаиб Стальский, братья Митаровы, Багатыр Магомедов, Абдул-Вагаб Сулейманов, Хазгил Авшалумов мужественно откликнулись на зов Родины и храбро сражались фронтах Вликой Отечественной войны. Абуталиб Гафуров, Тагир Хрюгский, Казияу Али, Аткай, Шех-Эмир Мрадов, Анвар Аджиев – в жизни и творчестве каждого из них много поучительного.
Хочу особо сказать об Эффенди Капиеве. Это был незаурядный человек. Прозаик, переводчик, фольклорист, организатор литературных сил… Больше всего Эффенди был, конечно же поэтом. Эффенди Капиев – неутомимый искатель, вдохновенный первооткрыватель древних песен дагестанских горцев, произведений и жизнеописаний классиков дагестанской поэзии. Дагестанцы всегда будут благодарны Эффенди Капиеву и за книги «Песни гор» и «Резьба по камню», ставшие для них и для многих других настольными.
В годы Великой Отечественной войны дагестанские писатели Г.Цадаса, А.Гафуров, Э.Капиев, Р.Динмагомаев, Б.Митаров, А.-В.Сулейманов и др. сыграли большую роль в мобилизации дагестанских народов на борьбу с реальной опасностью оккупации стран немецко-фашистскими войсками. После войны в литературе на первый план выдвинулись темы мирного труда, борьбы за мир.
В целом в 40-50-е годы завершилось становление современных жанров дагестанской литературы (поэзии, прозы, драматургии, детской литературы, литературной критики). На поэтическую арену выдвинулся такой талантливый поэт, как Расул Гамзатов. Рядом с ним творили народные поэты Дагестана А.Гафуров, А.Аджаматов, А.Аджиев, Т.Хурюгский, Ю.Хаппалаев, Ф.Алиева, поэты Б.Рамазанов, М.Магомедов, О-Г.Шахтаманов, Д.Атнилов, Ш-Э.Мурадов, А.Саидов, Р.Рашидов, С.Рабаданов, М.Митаров, М.Гамидов, М-З.Аминов, Х.Хаметова, М.Атабаев, С.Увайсов и др., многие из которых впоследствии удостоились высоких званий.
Самым ярким поэтом Дагестана считают Расула Гамзатова, его творчество является сконцентрированным выражением потенциала духовной культуры народов Дагестана. Оно не только вывело поэзию народов Страны гор на новые более высокие позиции, но и оказало сильное и благотворное влияние на все сферы искусства. Расул Гамзатов был и остается любимым поэтом всего мира. Его поэзия, как и поэзия великого русского поэта Пушкина, останется всегда актуальной и никогда не потеряет своего значения.
Идут годы, с каждым годом, с каждым десятилетием меняются содержание и формы литературы, повышаются требования к ее идейно-художественному уровню. Поэзия наших классиков – сама жизнь во всем ее многообразии и изменчивости.
В начале творческого пути дагестанских поэтов были мудрые и добрые советчики. Они и теперь с ними. За каждую строку, за каждый поступок они в ответе перед ними. Время возложило на них такую ответственную миссию.
Ими накоплены несметные сокровища поэзии, мы не должны их транжирить, а должны обогащать духовное богатство народа. Географическая среда, природа, климат горного края оказали влияние на облик, характер горца, на сферы его жизнедеятельности, сформировали своеобразный этнический облик. Он проявляется в материальной и духовной культуре, созданной народом. Во всей этой культуре одна общая тенденция: придать всему, к чему соприкасается горец, наряду с прочностью, эстетичность и гармонию. Поэты Дагестана проповедуют простые истины: какие качества, черты характера надо воспитывать в себе, чтобы быть человеком, как говорят в народе. Это любовь родной земле, уважение к старшим, товарищество, дружба. Народное воспитание начинается (а это ярко прослеживается во всем творчестве Р.Гамзатова) с требования: «Будь человеком!». Такое короткое, но весьма емкое требование выдвигали перед ребенком, как только он начинал понимать. Дагестан - это родина более 100 равноправных народов. Многие из них с древних времен жили и живут в мире и согласии, никогда не ссорились между собой, никогда не давали себя в обиду.
Дружба между народами - самое дорогое и великое богатство, она построена и веками держится на прочной основе, имя которой - дагестанская культура - это опыт созидания дагестанских народов, который учит жить и трудиться, учит владеть древними языками, мудрыми народными профессиями, красотой родной речи, мелодиями и танцами, помогает дружить семьями, родами, аулами, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитания старших. Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов. Культура Дагестана - это слово и дело настоящего человека - настоящего дагестанца. А поэзия Дагестана берет начало в народных пословицах и поговорках, фольклор- это мудрость народа.
Дагестан, все, что люди мне дали
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Посвящу тебе громкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых! «Мой Дагестан» Расул Гамзатов
Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают его недостатки. Мудрость народная учит:
I. Первое достоинство человека - ум.
II. Второе достоинство человека - дружба.
III. Третье достоинство человека - совесть.
IV. Четвертое достоинство человека - хорошее воспитание.
V. Пятое достоинство человека - счастье.
Вот как об этом писал народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса:
Учили деды в старину
- Ты не поддакивай вруну,
А иначе тебе придется
С ним разделить его вину.
Оказывая помощь, не хвались
И не стремись о ней напомнить другу,
Но забывать при этом стерегись
Оказанную им тебе услугу.
Размолвки до вражды не доводи:
Обидчивость - дурная привереда.
При встрече словом «Здравствуй» устыди
Непоздоровавшегося друга.
Не наноси товарищу вреда,
Не ставь ему подножку никогда.
Кто друга предает тщеславья ради,
Тот сокращает сам свои года.
Такого друга заведи,
Чтобы в левой стороне груди,
Хранил бы верность этот человек,
Став правою рукою твоей навек.
Языков в Дагестане великое множество, но есть одно слово, которое является спутником человека, символом его жизни. Это - имя человека.
К имени человека - большого поэта, мыслителя, государственного деятеля, прославившего аул, республику, все Отечество, народ с уважением добавляет название села, аула, где он родился. Например: Гамзат Цадаса, Сулейман Стальский, Али-Гъажи Акушинский.
Имена начинателей получают благородные поступки, большие и малые события, например: Танец Шамиля, Сабля Шамиля, беседка Шамиля, школа борьбы Али Алиева, приз Али Алиева (олимпийский чемпион по вольной борьбе), схватка Алиева, танец Хочбара, меч Шарвели, песни Махмуда, посох Гамзата, чугун Сулеймана, музыка Мурада (Кажлаева), журавли Расула (Гамзатова), спектакли Барият (Мурадовой).
«Доброе имя - лучшее сокровище», - говорят народы Дагестана.
В стихотворении Фазу Алиевой – народной поэтессы Дагестана говорится:
Желаю дому твоему
Коль землю - то под пашню,
Коль весточку - то добрую,
Коль дерево - плодовое,
Коль дождя - то сильного,
Коль дочку - то красивую,
Коли цветка - пахучего,
Коль сына - то могучего,
Коль друга - друга лучшего.
Родителям желают вырастить здоровых и добрых детей. Детям желают, чтобы они сами выросли благодарными людьми, могли ценить своих родителей, свой род.
Дагестанцы говорят: «Добро добром отплатишь - молодец, зло добром отплатишь - ты мудрец». Желая человеку блага, принято учитывать его возраст, его состояние, условия его труда и отдыха. За любую услугу надо благодарить.
Человек рождается, растет, взрослеет в семье. У народов Дагестана принято создавать надежные семьи.
Слово «очаг» говорит о семейной дружбе и сплоченности. Семья - это домашняя школа, где обучают человека человечности.
В семье человек узнает свой пол, свой возраст, свое место среди людей, свои права и обязанности. Семья учит различать добро и зло, красоту и пошлость, порядок и беспорядок, мудрость и глупость, силу и слабость.
Семья учит видеть мир глазами родителей, уважать младших, почитать старших, мужчину и женщину, товарища, друга, соседа, гостя. Семья учит дружить по-братски, помогать, трудиться, радоваться жизни, сочувствовать по-человечески. И это отражено в фольклоре:
«Кто семью свою ценит, тот оценит и свой род, и аул, и свой народ».
«Кто семью бережет, тот и село сбережет».
Благополучие человека зависит от семьи, а благополучие семьи зависит от человека.
Под словом «Человек» горцы подразумевали носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе и быту. Знание этого кодекса не является привилегией кого-либо – его должен постичь каждый, ибо без знания этих правил невозможно жить в горах,- это первосуть представлений человека гор о чести, человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом, народом. Отсутствие в человеке хотя бы одного из этих представлений влекло за собой потерю уважения к нему как к личности…. Словом, чтобы беречь простое, но гордое имя Человека до последних дней жизни, горцы прибегали, прежде всего, к воспитательной силе слова Человек. Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: «Горец клянется: Человеком родился – Человеком умру!». Пожелание горцев: «Стань человеком», исходя именно из этих общенародных требований, неоценимы мудрые слова Р.Гамзатова, обращенные к молодежи: «Будьте, прежде всего, людьми – мой главный совет молодежи. Человек – первая драгоценность, необходимость и великое чудо».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литературное краеведение Дагестана глубоко связано с общероссийской литературой, с лучшими произведениями отечественной культуры в силу той исторической роли, которую Северный Кавказ играл в жизни России всегда. Художественное наследие поэтов Дагестана отражает не только картины природы, уникальные пейзажи гор, но и образы людей, обычаи и традиции, а также яркие исторические события, происходившие здесь. Нам, дагестанцам, нельзя не знать своих корней, нельзя не интересоваться современной культурой. Я надеюсь, что моя работа поможет учителям на уроках литературы для освещения регионального компонента, пробудит у моих одноклассников любознательность, воображение, вызовет интерес к истории и культуре родной земли, сформирует нравственные чувства. Ведь литература всегда была добрым и мудрым помощником человека. Очень надеюсь, что моя работа позволит расширить представления о родине, покажет красоту души и величие дел и мыслей дагестанцев. Страницы книг откроют тайны природы, ее красоту, обогатят, наполнят чувством гордости за родной край. Поэзия Дагестана, как живительная влага, напоит мудростью. Я для себя открыла кладезь мудрости - дагестанскую поэзию. Спешу поделиться счастьем с друзьями…
Слайд 1
«Нравственные ценности народа в произведениях дагестанских поэтов»Слайд 2
Дагестан - это родина более 100 равноправных народов. Многие из них с древних времен жили и живут в мире и согласии, никогда не ссорились между собой, никогда не давали себя в обиду. Это аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, ногайцы, таты, чеченцы - акинцы, ритульцы, цахурцы, агульцы и др. - это лишь те народы, на чьих языках сегодня в Дагестане выходят книги, газеты, говорит радио, учатся дети. Дружба между народами - самое дорогое и великое богатство, она построена и веками держится на прочной основе, имя которой - дагестанская культура - это опыт созидания дагестанских народов, который учит жить и трудиться, учит владеть древними языками, мудрыми народными профессиями, красотой родной речи, мелодиями и танцами, помогает дружить семьями, родами, аулами, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитания старших. Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов. Культура Дагестана - это слово и дело настоящего человека - настоящего дагестанца. А поэзия Дагестана берет начало в народных пословицах и поговорках, фольклор- это мудрость народа.
Слайд 3
Расул Гамзатов Дагестан, все, что люди мне дали Я по чести с тобой разделю, Я свои ордена и медали На вершины твои приколю. Я свои ордена и медали На вершины твои приколю. Посвящу тебе громкие гимны И слова, превращенные в стих, Только бурку лесов подари мне И папаху вершин снеговых!
Слайд 4
Общая земля, родственные языки, особый национальный характер, единая культура объединяют народы Дагестана. Свою культуру народы Дагестана называют «маданият» - в него входит все, что с древних времен до наших дней создали своими руками и умом народы Дагестана, добрые традиции дружного проживания, традиции братства, родства. Для обеспечения порядка и дисциплины среди людей народы Дагестана создали адаты (законы), кодекс человеческой горской чести, совести намус . Дагестанские мудрецы считают днем рождения человека тот день, когда он совершил первое в жизни доброе дело. Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают его недостатки.
Слайд 5
Мудрость народная учит: I. Первое достоинство человека - ум. II. Второе достоинство человека - дружба. III. Третье достоинство человека - совесть. IV. Четвертое достоинство человека - хорошее воспитание. V. Пятое достоинство человека - счастье.
Слайд 7
Дагестанские правила приветствия
Слайд 9
Фазу Алиева Желаю дому твоему Коль землю - то под пашню, Коль весточку - то добрую, Коль дерево - плодовое, Коль дождя - то сильного, Коль дочку - то красивую, Коли цветка - пахучего, Коль сына - то могучего, Коль друга - друга лучшего.
Слайд 10
Дагестанские мужчины Мелкой дрожью не дрожат Своей доблестью и честью Больше жизни дорожат!
Слайд 12
Спасибо за внимание!!!
Астрономический календарь. Март, 2019
Самый главный и трудный вопрос
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Рождественские подарки от Метелицы
Лавовая лампа