Цель исследовательского проекта - раскрыть нравственный облик Учителя на примере произведений русской литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_literature._2016.docx | 54.08 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИВАНТЕЕВКА
Исследовательский проект
Образ Учителя в произведениях русской литературы
Авторы: Васильева Татьяна Игоревна,
Иванова Юлия Сергеевна,
ученицы 10 класса
Руководитель: Малюкова Вера Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
2016
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ ……………………………………………………………………. Стр.
I. ОГЛАВЛЕНИЕ …………………………………………………………… 1
II. ВВЕДЕНИЕ
О проекте: тема, цель и задачи проекта; материал и предмет
исследования; актуальность и новизна, реализация проекта ……………. 2-4
III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………….5-14
1. Учитель XXI века. Каков он?.............................................................5-8
2. Образ Учителя в произведениях русской литературы……………..9-14
2.1. В. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»……………………9
2.2. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»…………………………10
2.3. В. Распутин. «Уроки французского»…………………………………...11
2.4. Л. Нечаев. «Ожидание друга, или признание подростка»…………..12
2.5. А. Иванов. «Географ глобус пропил»………………………………..13
2.6. Е. Гришковец. «Начальник»………………………………………….14
IV. ВЫВОДЫ …………………………………………..................................15
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ……………16
VI. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОЕКТА……………………………. .17
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ (фотографии, иллюстрации, диаграмма)
VIII. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
II. ВВЕДЕНИЕ
Каждый твой поступок, учитель, отражается на других людях: не забывай, что рядом с тобой человек».
В.А.Сухомлинский
ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА:
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность нашего проекта продиктована временем. Меняются эпохи, меняются требования к образованию и учителю, но во все времена именно учитель является важнейшим элементом в структуре образования. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. И литературный образ Учителя – этому подтверждение.
Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным, ибо любые его действия оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т. д.
«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», - писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Современное общество должно проникнуться уважением к учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. А настоящий Учитель (с большой буквы) должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Нам захотелось обратиться к произведениям русской литературы, раскрывающим нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учениками.
Цель исследовательской работы – раскрыть нравственный образ Учителя на примере произведений русской литературы.
Понимая, что «объять необъятное» мы не сможем, мы определили несколько главных, на наш взгляд, задач.
Задачи исследовательской работы:
Мы не случайно делаем акцент на нравственном аспекте. Нельзя не согласиться с высказыванием Н. Г. Чернышевского, что «воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника, по крайней мере, должен искренне и умилительно желать быть таким и всеми силами к тому стремиться».
ГИПОТЕЗА
Настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей.
МАТЕРИАЛ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Материал исследования – произведения русской литературы.
Предмет исследования – нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учащимися.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретический:
Практический:
Методика обработки полученных данных:
III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ.
ОБЗОР ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Выбор темы проекта не случаен. В конце 2015 года нам было предложено поучаствовать в областном социальном проекте «Здравствуй, учитель XXI века!»
Участие в социальном проекте нас очень заинтересовало, и мы решили продолжить исследовательскую работу, но уже несколько в ином русле.
Прежде чем обратиться конкретно к произведениям литературы, мы хотели бы очень коротко рассказать об этом проекте.
Цель и задачи:
Выводы исследования.
На основе опроса участников образовательного процесса и в соответствии с требованиями Профстандарта педагога, мы «нарисовали» образ Учителя XXI века.
Современная школа может развиваться и быть востребованной только при хорошем учителе. Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Именно от его деятельности во многом зависят результаты обучения и воспитания. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами.
Учитель – это друг по отношению к детям, их помощник, советчик, союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути, способный изменить свою точку зрения, делающий добро и учащийся у своих учеников.
На слайде презентации - основные требования, которые предъявляет XXI век к учителю:
Итак, XXI век предъявляет к педагогам определённые требования. А готовы ли учителя измениться?
Мы провели устный опрос учителей начального, среднего и старшего звена (3, 7 и 5 человек соответственно приняли участие в опросе):
«Готовы ли Вы измениться в соответствии с новыми требованиями?».
Результаты опроса – в диаграмме.
(80% процентов опрошенных учителей, ответили, что они не только готовы измениться в соответствии с новыми требованиями, но уже давно работают в данном направлении. Они активно используют информационные технологии, постоянно расширяют свои знания.
15 % наших учителей ответили, что они не совсем уверены в том, что необходимо кардинально изменить своё отношение к преподаванию.
И только 5% опрошенных преподавателей вообще не готовы измениться, считая, что «старые» методы преподавания более эффективны.)
Проанализировав наши наблюдения и неоднозначные результаты опроса, мы задумались.
А нужны ли изменения в образовании? Что говорит нам об этом литература? Статичен или динамичен образ учителя? Каков нравственный облик учителя? Каковы его взаимоотношения с учениками?
И чтобы найти ответы на вопросы, мы обратились к произведениям, раскрывающим образ учителя и отражающим разные периоды нашей жизни.
2. ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» (1968)
Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Автор подчёркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах». [3; 144]
В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.
В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника.
Взрослые люди также разделяли эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…». [3; 149]
2.2. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964)
В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф. Искандером, у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей.
События в рассказе происходят в военные годы. В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе юмор может быть очень действенным. Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда её результатом может стать конфликт ученика и учителя.
В анализируемом рассказе дети каждую шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину.
Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда». [4; 49]
Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя, прежде всего, оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым.
2.3. В.Г.Распутин. «Уроки французского» (1973)
Так происходит в рассказе «Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка. События происходят в послевоенное время.
В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную задачу.
Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность: «Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел». [5; 26]
Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.
Проанализировав эти значимые, на наш взгляд, произведения об Учителе, можно сказать, что образ педагога в литературе характеризуется положительно. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.
К сожалению, в литературе встречаются и другие образы учителей. И это тоже отражение реальной действительности.
2.4. Л.Е. Нечаев. «Ожидание друга, или признание подростка» (1987)
В повести Л.Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка» учительница представляет собой человека, для которого успехи детей служат, прежде всего, средством подъёма по карьерной лестнице.
«У меня показательный класс, - сказала учительница. – Я буду ориентироваться на сильных учеников, буду работать с сильными…». [6;212]
Учительница беспокоится за внешнюю успеваемость класса. Она стремится выделиться, ей нужно, чтобы её заметили, поэтому она не считается с мнением ребят. Ученик не интересует её как личность со своими желаниями, стремлениями, переживаниями.
Особенно ярко эта особенность проявляется в эпизоде подготовки к 23 февраля: «Пусть папы придут не двадцать третье февраля с наградами, орденами и медалями. Мы будем их славить». Так сказала она, а я подумал: «Что-то она не то говорит.… Как же она не подумала, что у половины класса нет пап! Папы – в разводе…» Мало того. Тот же Рудой встал и сказал: «А у моего папы нету наград». Тогда она заявила: «Что же это за папа – без наград!». [6; с. 212]
Подобное отношение к детям вызывает у них сначала недоумение, а затем неприятие учителя.
2.5. А.Иванов. «Географ глобус пропил» (1995)
Отношения ученика и учителя в наше время подчас характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Ученик сосредоточен лишь на собственных правах и желаниях, это вызывает соответствующую реакцию учителя. Отражение такой действительности можно увидеть в современном романе «Географ глобус пропил» Алексея Иванова.
События происходят в 90-годы прошлого века. Главным героем романа является Виктор Служкин. Для нас этот образ интересен, прежде всего, тем, что учителем он становится не по призванию, а из-за безвыходности.
Из-за отсутствия опыта работы в школе, знания методического и психологического характера он не может грамотно построить отношения с учениками. Причиной этого также служит нежелание со стороны учащихся признать авторитет учителя: «Служкин ждал, пока все рассядутся. Школьники орали, деля парты. Наконец сплошной гвалт перешёл в сдержанный гомон, и весь класс ожидающе уставился на учителя. Служкин поднялся:
- Что же, здравствуйте, 9в, - сказал он.
- Привет! - запищали с задних парт.
- Я вижу класс у вас развесёлый, - заметил Служкин. – Давайте знакомиться». [8;22]
Отсутствие взаимоуважения приводит к постоянным конфликтам с учащимися, а также с завучем.
2.6. Е.Гришковец. «Начальник» (2007)
В другом современном произведении, рассказе «Начальник» Евгения Гришковца, центральным героем становится Владимир Лаврентьевич – преподаватель фотокружка.
Это учитель не по статусу, а по призванию. Он мастер своего дела, и на свой кружок он берёт не каждого, а детей с определёнными способностями к этому виду деятельности, которые тоже нужно разглядеть.
Чтобы определить статус каждого ученика в своём кружке, Владимир Лаврентьевич придумывает прозвища, такие как «дядя» или «начальник». Каждый ученик в этом кружке старается раскрыть свои способности и тем самым заслужить уважение и право называться «дядей»:
- Ты что сделал? Дядя! – почти кричал он. – Ты же угробил такой кадр! У тебя руки откуда растут, а? Ты же его поцарапал! Всё! Ты же погубил его!
- Да ладно, Владимир Лаврентьевич! Не ругайтесь! – бубнил юный фотограф. – Это же мой кадр.
- Твой, да? А я тут на фига бьюсь? Твой?! Он не твой! Это был просто хороший кадр! [9; 112]
Это другой тип учителя-человека, популярного среди подростков, но не кратковременной популярностью «своего» человека. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – он воспитывает в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.
IV. ВЫВОДЫ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
В соответствии с целью и задачами, поставленными нами, мы постарались раскрыть образ Учителя на примере конкретных произведений русской литературы, написанных в разное время и отражающих события разных исторических эпох.
Мы увидели, что личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с учениками зависят от условий исторической действительности, что и нашло своё отражение в литературе.
Мы доказали верность гипотезы, что настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей. А это означает, что изменения в образовании и в отношении учителя к педагогической деятельности просто необходимы!
Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить её, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.
Считаем, что наш проект имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Что общего у травы и собаки?
Как я избавился от обидчивости
Снеговик
3 загадки Солнечной системы
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца