Исследовательская работа по литературному краеведению "Поэтическое наследие Забайкалья"
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskoe_nasledie_zabaykalya_issl.rab_.doc | 180 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Поэтическое наследие Забайкалья
Дисциплина: Литературное краеведение
Автор: Дербина Анастасия, ученица 8 класса
Научный руководитель:
Куприянова Анастасия Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Сбега, 2016 год
Аннотация
Литература Забайкалья имеет собственную историю. В школе творчество Забайкальских писателей рассматривается поверхностно, а многие писатели влияют на развитие литературы в целом. Поэтому заслуживают более детального изучения, чему и способствует данная работа.
Цель работы: привлечение внимания школьников к творчеству забайкальских писателей.
Данная работа отражает поисково-исследовательскую деятельность учащейся 8 класса МОУ СОШ№34 с. Сбега Дербиной Анастасии под руководством учителя русского языка и литературы Куприяновой Анастасии Михайловны, направленную на изучение литературного наследия Забайкалья. Мы решили подробно узнать о истории забайкальской литературы, рассмотрев истоки литературы Забайкалья, а также рассмотрев и проанализировав творчество ярких представителей забайкальской литературы разных периодов времени.
Также в работе представлен анализ литературных трудов наших земляков – жителей Могочинского района и наших односельчан. В этой главе мы хотели показать, что наша местная литература – это часть литературной истории края, которая привносит свой культурный вклад в развитие литературы Забайкалья. Что наша родная земля полна талантами.
В работе делается вывод о том, что у литературы Забайкалья есть будущее. Собранный материал интересен для прочтения и изучения. Считаем, что его с большой пользой можно применить на классных часах, литературных вечерах, мероприятиях, посвященных неделе литературы, выпусках газет и т.д.
Рецензия
Для исследовательской работы была выбрана тема «Литературное наследие».
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Вопросы, связанные с проблемами краеведения, являются актуальными для каждого школьника и могут интересовать каждого человека.
Работа отвечает выбранной теме, расширяет рамки программы общеобразовательной школы, может использоваться в факультативной практике для изучения практических заданий по литературному краеведению.
Содержание отвечает выбранной теме, которая полностью раскрыта.
В работе ученица проявила самостоятельность в изучении большого объема специализированной литературы, исследовательские качества, компьютерную грамотность в оформлении.
Исследовательская работа структурно выстроена правильно: логична, представлены цели и задачи, имеются исследования историко-культурного характера и выводы по работе. Ученицей исследован материал, выходящий за рамки школьной программы.
Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект Дербиной Анастасии может быть представлен на муниципальном этапе научно-практической конференции и заслуживает высокой оценки.
Учитель русского языка и литературы
Куприянова Анастасия Михайловна
«05» февраля 2016 год
Оглавление
Введение 5
Глава 1. История литературы Забайкалья 7
Глава 2. Голоса родной земли 17
2.1. Могочинский район. Культурный вклад в литературу Забайкалья 17
2.2. Сбега в поэзии забайкальцев 23
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Приложение
Введение
Забайкалье – моя малая родина. Мы из числа тех людей, кому интересно узнать что – то новое, необычное о своей малой Родине. О людях, которые жили и творили здесь. О людях, которые бывали в Забайкалье, и в жизни которых оно оставило неизгладимый след.
Литература Забайкалья имеет собственную историю.
У нас есть писатели, которыми мы гордимся: Н. Кузаков, Е. Куренной, К. Седых, Б. Макаров, Г. Шелест, А. Гордеев, А. Жамбалон и многие другие. Они воспели Забайкалье, Даурию. В их произведениях – история нашего края, суровая и поэтическая.
Тема исследовательской работы: «Поэтическое наследие Забайкалья».
Актуальность. Идея заняться этой проблемой возникла во время общения с учащимися разных возрастов. Стихотворения на слух кажутся им знакомыми, но на вопрос: «Кто автор?» ответить затрудняются. А некоторые на вопрос «Каких забайкальских поэтов и писателей вы знаете?» отвечают: «Никаких». Одновременно провели интервью с Башуровой Н.И. – школьным библиотекарем. Наталья Ивановна ответила на следующие вопросы: Много ли книг забайкальских писателей в фонде школьной библиотеки? (Есть, немного, не все книги). Как часто обращаются за данным автором? (В этом году с появлением выставки книг «Литературная карта Забайкальского края» стали обращаться чаще). Задаёт ли кто-либо из учителей работу по книгам забайкальцев? (Да, начальная школа).
Следовательно, какой-то процент учащихся читает книги забайкальских авторов, но как показало анкетирование, этот процент слишком мал. Необходима работа в этом направлении. Возникла необходимость в разработке новой концепции по данной проблеме.
Объектом исследования данной работы является творчество забайкальских писателей.
Предметом исследования является поэтическое наследие Забайкалья.
Цель проекта: привлечение внимания школьников к творчеству забайкальских писателей.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
В школе творчество Забайкальских писателей рассматривается поверхностно, а многие писатели влияют на развитие литературы в целом. Поэтому заслуживают более детального изучения, чему и способствует данная работа.
Данная работа была представлена учащимся 8 класса на тематическом классном часе, кроме того на внутришкольном этапе научно-практической конференции.
Возможность практического применения: привлечь внимание учащихся школы к творчеству забайкальцев через систему спланированных мероприятий (выпуск стенгазеты, классные часы, публичное выступление).
Условия реализации проекта:
Автор проекта: ученица Дербина Анастасия.
Руководитель: учитель русского языка и литературы Куприянова Анастасия Михайловна
Этапы выполнения:
1) Подготовительный. Выбор темы проекта, формулировка проблемы, цель, задачи, план работы.
2) Практический. Практическая работа по привлечению внимания к творчеству забайкальских писателей.
3) Итоги работы. Анализ результатов деятельности.
Методы исследования:
Глава 1. История литературы Забайкалья
1.1. Истоки литературы Забайкалья
«Познай свой край, чтобы полюбить свою Родину»
болгарская пословица
История Забайкалья тесно связана с политической жизнью. Долгое время это было местом каторги и ссылки. В разное время по сибирскому тракту проследовал целый ряд выдающихся людей. Среди них мятежный протопоп Аввакум, прадед А.С.Пушкина, Ганнибал, декабристы и другие. Эти исторические личности не только прошли по сибирскому пути, но и оставили на нем свой след.
Первым ссыльным за Байкалом был протопоп Аввакум. Изучение литературы Забайкалья связано именно с этим именем. Как говорят литературоведы, это – первый писатель, который освятил Забайкалье в художественном тексте во второй половине 17 века.
Протопоп Аввакум Петров был не только крупным идеологом религиозно-общественного движения второй половины 17 века, но и выдающимся русским писателем. Самое значительное его произведение — это «Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения». В «Житие» впервые представлено литературное описание сибирской природы, могучей стихии Байкала, воспроизведены тяготы похода в Даурию и панорама жизни первых русских людей в Сибири.
Многие его страницы посвящены тем местам, где его вместе с семьей держали в заточении. Темпераментное повествование о злоключениях, пережитых им в суровом и необжитом крае, о драматических встречах с местными воеводами и их подручниками-чиновниками, издевательствах и побоях во время принудительного путешествия с семьей по Сибири – на дощаниках по Ангаре, по Прибайкалью и Даурии представляет собой ранние и лучшие страницы о Сибири в древнерусской литературе.
В «Житии» сибирская природа предстает не только неотъемлемым фоном тяжелых, выпавших на долю автора произведения, испытаний, но и как их орудие. Так, повествует Аввакум, когда енисейский воевода А.Ф.Пашков сильно осерчал на него во время преодоления порогов на реке Ангаре (Тунгуске), велел дальнейший путь протопопу совершать по горам. «Горе стало! Горы высокие, дебри непроходимые; утес каменный яко стена стоит, и поглядеть – заломя голову. В горах тех обретают змеи великие, в них же витают гуси и утицы – перие красное; тамо же вороны черные, а галки серые, - изменено при русских птицах имеют перие. Тамо же орлы, и соколы, и кречета, и курята индейские, и бабы, и лебеди, и иные дикие, - многое множество птицы разные. На тех же горах гуляют звери дикие: козы, и олени, и зубри, и лоси, и кабаны, и волки, и бараны дикие; во очию нашу, а взять нельзя». (3; 16,17)
Аввакум красочно описал каменные утесы по берегам озера, вкус диких лука и чеснока, заросли конопли и благовонных трав. Но особое его восхищение вызвали байкальские птицы и рыбы. «Птиц зело много, гусей и лебедей по морю, яко снег плавают. Рыбы в нем - осетры, и таймени. Стерляди, и омули, и сиги, и прочих родов много... А рыбы зело густо в нем: осетры и таймени жирни гораздо, - нельзя жарить на сковороде: жир все будет. А все то у Христа тово-света наделано для человеков, чтоб успокояся хвалу Богу воздавал» .(3; 16,17)
Ссылку в даурские земли, в Забайкалье, сам протопоп Аввакум воспринимал как один из самых ярких эпизодов в своей жизни. В своем автобиографическом труде «Житие», написанном страдальцем уже под конец его земного пути в селении Пустозерск, Аввакум неоднократно мысленно и описательно возвращается к этому периоду своей жизни. И это не случайно. К тому времени за плечами у «непокорного» священника было 10 лет «стояния» за правду. Все то, что пришлось пережить Аввакуму в Сибири, оставило неизгладимый след в его судьбе. (2; 65)
«Житие» было переведено на европейские и восточные языки и стало одним из шедевров русской и мировой литературы, первоисточником о старом Забайкалье.
Нам – забайкальцам нужно гордиться, что в литературном памятнике 17 века выдающимся писателем – Аввакумом Петровым написана не одна страница о Забайкалье.
Вспоминая сегодня яркие имена поэтического Забайкалья, мы останавливаем свой взор на странном, далеком от местных имен - Бальдауфе. Фамилия немецкая, а носитель ее был уроженцем нашего края.
Федор Иванович Бальдауф – первый поэт Забайкалья, замечательный поэт пушкинской эпохи, яркий представитель романтической поэзии, автор поэмы «Авван и Гайро» - первого поэтического описания природы, бытовых картин народов Забайкалья.
В поэме рассказана печальная история любви русского юноши и девушки - тунгуски. Это произведение сравнивали с ранними поэмами А. Пушкина, особенно с "Цыганами". Тот же романтический сюжет, тот же высокий слог, те же яркие образы, но уже не кавказского и бессарабского плана, а забайкальского.
На рубеже Монголии степной
Мы вместе делимся кручиною с тобою.
Но ты волшебницей-мечтою
Воспламенил потухший гений мой. (1;13)
Интересны имена героев, где Авван (происходит от русского «Ивана») и Гайро воплощают тунгусские характеры молодых людей, преградой на любовном пути которых стало различие религий. В основу поэмы были положены реальные события, о которых поэту рассказал его сослуживец Иван Корнилов. Как и в «Цыганах» А. Пушкина, романтическое свободолюбие и сила духа более заметны в героине, а не в герое. Точный яркий стих отличает это произведение.
К сожалению, поэма не закончена. М.Е. Вишняков так отозвался о произведении первого поэта Забайкалья: «Настоящая жемчужина романтической поэзии 19 века. Ее звучание не уступает строкам кавказским поэм Лермонтова, но есть и новаторство, не замеченное при ярком сиянии звезды Лермонтова – это первое «поэтическое освоение» Забайкалья, ярко и зримо, и исторически точно».() Книжка издана в Чите в 1911 году с автографом издателя В. К. Эпова, это библиографическая редкость находится в фонде читинской библиотеки. (12)
В петербургском журнале «Соревнователь просвещения» Бальдауф начал печататься совсем молодым, ему было тогда 19 лет. Всех удивила его повесть о жизни забайкальских тунгусов «Кавиту и Тунгильби», написанная в духе романтизма об истории драматичной любви. А затем последовали другие произведения, в том числе «Пловец» - стихотворение, раскрывшее истинный талант молодого поэта, и «Певцам Хадабулака».
Одним из лучших стихотворений Ф.И. Бальдауфа считается стихотворение «К бурятке». Написано оно было в 1828 году, когда поэт жил около Борзи в Дайбасу-Нор у соляного озера, где наблюдал за добычей соли. С точностью знания о быте и нравах бурят автор рисует образ бурятки:
«Люблю я странный твой наряд,
Твои неловкие движенья,
Люблю я твой нескромный взгляд
И чуждой речи выраженье…». (14)
Это стихотворение написано с теплотой, вызванной у поэта при своей встрече с бурятами.
Его произведения распространялись рукописно и печатались в журналах Сибири. Его помнили и в Петербурге. Когда в 1873 году был издан сборник «Воспоминаний бывших питомцев Горного института», в нем нашлось место и забайкальскому литератору Федору Бальдауфу, которому были посвящены следующие строки: «Его вдохновляла муза солидная, и, пожалуй, его счастье, не закупорь его судьба в глушь, да не в Саратов, а в Нерчинские заводы, за семь тысяч верст от столицы, не только дюжинное, но и замечательное, много обещавшее дарование его, конечно, развилось бы, окрепло». (13)
Сегодня, обращая внимание на возрождение региональной культуры, мы памятуем о замечательных людях края, составивших его славу.
1.2 Литературная карта Забайкалья
Много в Забайкалье людей с поэтической душой. Даже больше, чем можно предположить. Немало славных имен дала щедрая забайкальская земля российской литературе. А задумывались ли мы – почему? Наверно вдали от центра, где сама природа скромная на первый взгляд, но могучая, когда к ней приглядеться более внимательно, дает ключ к ответу на этот вопрос. Именно скромность и величие природы нашего края расширяет творческий диапазон людей, населяющих его. В Забайкалье литературный процесс развивался в том же духе, что и в центральной России, но с небольшим опозданием.
Пребывание героев Сенатской площади в Забайкалье — одна из самых ярких страниц истории нашего региона. В разные годы специалисты неоднозначно оценивали роль этих людей в развитии общества. В настоящее время многие историки считают: их гуманитарный вклад просто бесценен.
Актуализация значительного вклада ссыльных декабристов в культуру Забайкалья, их заметного влияния на развитие края обусловлена рядом причин. В творческом наследии декабристов: научные и литературные труды, музыкальные произведения, живописные полотна, педагогические исследования, археологические раскопки, архитектурные замыслы, сельскохозяйственные опыты.
Первым поэтом «каторжной академии», возникшей в условиях забайкальской ссылки, был Александр Иванович Одоевский.
Поэзия Одоевского типизирует многие черты декабристской литературы в целом, она обращена к добрым чувствам и вызывает светлые ассоциации. Лирика Одоевского воспринималась как выражение чувств и дум «соузников-друзей», как завет будущим поколениям. Пушкинская простота и рылеевский пафос соединились в его стихах, несущих личностную и героическую окраску.
До 1825 года он мало печатался, его произведения выходили под инициалами «А.О.» в журнале «Сын Отечества». Почти все его творчество относится к периоду заточения. Широко образованный, поэт-романтик писал и переводил стихи на разные темы, среди которых любимыми были тема свободы и тема поэта.
Именно он, одаренный и мужественный, написал от лица всех забайкальских узников Читинского острога знаменитый «Наш ответ» на послание А. Пушкина «В Сибирь», которое привезла в Читинский острог жена Никиты Муравьева Александрина. Клятвой верности прозвучали строчки стихотворения А. Одоевского:
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли…
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.
Но будь спокоен, бард, цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями!
Наш скорбный труд не пропадет –
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей –
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей –
И радостно вздохнут народы! (4;98,116)
Талант Александра Одоевского созрел в забайкальской ссылке. Главный смысл своего поэтического дела он видел в том, чтобы поддерживать мужество своих товарищей. Декабрист Лорер называл его «главным поэтом» узников. Стихи поэта-декабриста воодушевляли его друзей. Его песни декабристами-музыкантами перелагались на музыку и хором распевались во время работы и прогулок. Неслучайно поэтому стихи Одоевского рождались как импровизация, которую он читал, но не записывал (тексты поэзии Одоевского сохранились благодаря записям его друзей). «Славянские девы», «Стихи на переход наш из Читы в Петровский завод», 1830, «Колыбельную».
Наряду с Одоевским среди декабристов было несколько замечательных поэтов, которые и в тяжелых условиях заключения продолжали писать, не отступая от традиций декабристского поэтического движения. Это Федор Федорович Вадковский и его произведение «Желание», Вильгельм Карлович Кюхельбекера «Пророчество» (1820), «К друзьям, на Рейне» (1821), «Поэты» (1820), «Участь русских поэтов» (1845)
Богатый краеведческий материал содержится в письмах братьев М. и Н. Бестужевых. Большая часть переписок хранится неопубликованной в фондах Института русской литературы, Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, отдельные письма – в других архивохранилищах. В делах Государственного Архива Иркутской области имеется переписка декабристов С.Г. Волконского, Н.М. Муравьева, В.Л. Давыдова и С.П. Трубецкого. (4; 105)
Георгий Рудольфович Граубин (1 июня 1929- 11 мая 2011) – коренной забайкалец. Он родился 11 июля 1929 года в селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области. Его жизнь и творчество тесно связаны с родным краем. О чём говорят его многочисленные стихотворения. Тот город особенно по душе, где ты начал свой трудовой путь, где у тебя много друзей.(14)
Вот как говорит о нём писатель и поэт Яков Аким: «Георгий Граубин – мой друг. Говорю об этом с гордостью. … Для мальчишек и девчонок Георгий Граубин - свой человек: в нём самом, хоть он уже давно взрослый, так много ребячливого, озорного!»
Пишет он не только для детей, но и для взрослых. Пробовал свои силы в драматическом жанре и написал пьесу «Жил в тайге медведь учёный», поставленную на сцене Читинского драматического театра. За свою творческую и общественную работу Георгий Рудольфович награжден званием «Заслуженный работник культуры РСФСР».
У Георгия Граубина есть о чём рассказать читателю. Его память хранит разные годы жизни, трудные и счастливые. Обо всём этом он честно, правдиво рассказывает детям. Любит и знает историю своей Родины, историю Сибири. Помнит о защитниках отечества. К примеру, его книги «Серебряный капкан», «Прежде, чем грянет выстрел» - своеобразное историческое повествование о Забайкалье. Это взгляд писателя на поучительные события прошлого, попытка воскресить эпохи и личности, уловить связь времён. Обилие фактического материала (документы, письма, рассказы очевидцев) придают книгам особую привлекательность, делают повествование живым и интересным.
Стихи Граубина – это окна, широко распахнутые в большой увлекательный мир, раскрывающий историю и жизнь человека и животных. Темы его стихотворений самые разные: здесь история нашей страны и родного края, трудовые будни забайкальцев и их обычаи, щедрая природа Забайкалья, времена года, лесные обитатели и забавные, озорные стихи о детях.
Как полотно простынное,
Пороша на полях.
А ели в шерстке инея,
Как в белых свитерах.
Под щит, морозом кованный,
Забился ручеек.
Ветрами утрамбованный,
Скрипит, скрипит снежок. (14)
Мастер на все руки, Граубин высоко ценит рабочее мастерство, и в своих стихотворениях раскрывает красоту труда. Его творческий мир – это мир кипучей, увлекательной деятельности, без которой жизнь немыслима.
Особая любовь Георгия Рудольфовича – богатейшая природа родного Забайкалья. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает с любовью, и оно особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется «Веселый год». Не только в стихах – другая, прозаическая книга Георгия Граубина «Четырёхэтажная тайга» полна настоящей поэзии, тонкая наблюдательность художника, его нежная любовь к природе подкреплена раздумьями путешественника, исследователя, знающего человека.
Михаил Евсеевич Вишняков (1945-2008) - великий российский и забайкальский поэт.
Михаил Евсеевич родился 2 сентября в селе Сухайтуй Шилкинского района Читинской области. С раннего детства писал стихи. Закончил с отличием Литературный институт имени А.М.Горького. Член Союза писателей СССР с 1978 года. Автор 14 поэтических сборников и 2 книг прозы. Произведения Михаила Евсеевича публиковались в ведущих российских журналах: «Наш современник», «Сибирские огни», «Новая литература» и других. Стихи переведены на многие языки мира. В течение 20 лет поэт перекладывал на современный литературный язык древнее произведение «Слово о полку Игореве». Переклад оценил академик Д.С.Лихачёв.В 2006 году за выдающиеся достижения в области литературы Михаила Евсеевича наградили Всероссийской премией имени М.Ю.Лермонтова. При активном участии поэта была основана газета «Чита литературная», которая просуществовала 11 лет (на смену газете пришёл журнал «Слово Забайкалья»). Скончался Михаил Евсеевич после долгой тяжелой болезни 5 июля 2008 года в городе Чите.
С 2009 года вручается литературная премия имени Михаила Евсеевича Вишнякова, учреждённая Губернатором Забайкальского края Равилем Фаритовичем Гениатулиным. (7)
На протяжении многих лет коренной забайкалец Михаил Вишняков является одним из самых ярких, талантливых сибирских поэтов, чьё имя известно в России.
Михаил Евсеевич – поэт самобытный, со своим мироощущением и отношением к жизни. Точность слова, мысли даются далеко не каждому. М.Е. Вишняков умеет простыми словами передать мысли, чувства, которые трогают, волнуют каждого своей колдовской силой. «Поэтическое слово Вишнякова сочетает в себе лиризм и драматизм, региональный колорит в разработке избранной темы, историзм, сочность языка и достоверность поэтического образа», – отмечала Ирина Куренная.
Его первые стихи появились в рукописном журнале «Шилка», потом в заводской газете «Вымпел». Сотрудничество в газете Сретенского района «Советское Забайкалье» пробудило в Вишнякове журналистский талант. Работал в газетах «Шилкинская правда», «Комсомолец Забайкалья». Пятнадцать лет жизни отдал Читинскому телевидению.
Первая поэтический сборник поэта «Славяне» из семнадцати стихотворений вышел в Иркутске в 1975 году. Через два года напечатал вторую книжку – «Багульник на северном склоне».
Творчество поэта – яркое и своеобразное явление общероссийского литературного процесса.
Вячеслав Вюнов родился 20.10.1953-го в Чите, поэт.
После службы в армии работал штукатуром-маляром, лаборантом, корреспондентом, кочегаром, шофёром, промысловиком-охотником, поваром, взрывником, кузнецом, лесником, литконсультантом, горняком и пр., всего – девятнадцать специальностей. В составе геологических партий объездил многие районы Забайкалья, Колымы, Чукотки. Учился в Иркутском геолого-разведочном техникуме, на факультете журналистки Иркутского университета, в Литературном институте имени М. Горького.
Первые стихи появились в областной периодической печати в 1969 году. Участник совещания молодых литераторов Читинской области (октябрь 1978-го), совещания молодых литераторов в Тынде. В 1980-х публиковался в газетах «Забайкальский Рабочий», «Комсомолец Забайкалья», «Забайкальская магистраль», «Литературная Россия» и пр. Печатался в журналах «Сибирь», «Байкал», «Наш современник», «День поэзии», «Сибирские огни», «Слово Забайкалья», а также в ряде изданий в Чите, Иркутске, Москве.
Первая подборка стихов в поэтическом сборнике «Начало» (Иркутск, 1979). Первая книга «Огни на дальней стороне» (Иркутск, 1984). В поэтический сборник «Осенней ночью у костра» (Иркутск, 1989) включены лирико-философские стихи. Главы из сатирического романа «Храм Александра Невского» опубликованы в газетах «Комсомолец Забайкалья» и «Чита литературная». Член Союза писателей России. (5; 19)
Его сборник стихов «Вечерний свет» был признан лучшим среди литературных произведений поэтов и писателей нашего края. В свою тихую и размеренную жизнь в селе Тасей поэт влюблен уже давно. Для Вьюнова нет ничего лучше, чем небольшой деревянный домик, золотистые сопки и бескрайние луга. «Здесь нельзя не сочинять стихов» - смеется поэт. И это у него получается. Также ему принадлежат стихи «Огни на дальней стороне», «Как бондарь за работою играет...». В тетради «НЕЗАМЕТНО КОНЧАЕТСЯ ЛЕТО» собраны стихотворения о времени, которого сначала было очень много, а потом, не успел оглянуться, его уже нет. Тетрадь «ПО ТУ СТОРОНУ» представлена всего одним стихотворением. Потому что по ту сторону – не самое лучшее место для поэтического вдохновения. Тетрадь «ЛИСТОК БУМАГИ БЕЛОЙ» – это стихи о стихах, о творчестве. Тетрадь «РУССКИЙ СВИТОК» содержит стихотворения о том, какое счастье родиться под русским небом и какое несчастье жить на русской земле. Тетрадь «СТИХИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ» – самая тоненькая. Потому что нельзя сесть и написать стих на заданную тему. Стихотворения последней тетради «СТРОКИ ИЗ ПАПИРОСНОЙ ПАЧКИ» можно было назвать поизысканнее, например, «Строки на салфетках».
В этой жизни, исполненной смысла,
Смысла нет.
И она оттого
Выше самого умного смысла.
Шире смысла. И глубже его.
Вячеслав Вьюнов (16)
К молодым представителям литературного наследия нашего края относится человек необычной судьбы. Андрей Бабожен родился, живет и работает в Чите. Инвалид первой группы, ДЦП. В 2011 году поступил в Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, на филологический факультет. Стихи пишет с детства, первое осознанное стихотворение написал летом 1999 года, но регулярно публиковаться стал с 2007 года.
В 2007 и 2008 годах принимал участие в Головатовских литературных чтениях. В 2008 году получил высокую оценку от председателей 2-х Головатовских литературных чтений Е.В. Вишнякова и Л.Г. Аверьянова. По итогам ГЛЧ был выпущен сборник литературных произведений самодеятельных авторов «Душа, что стремиться к звёздам…», куда в числе лучших произведений вошли и стихи Андрея Бабожена, которые сопровождались редакторским комментарием Е.В. Вишнякова и Л.Г. Аверьянова. Дословно: «Андрей Бабожен, можно сказать, состоявшийся поэт, хорошо знает законы стихосложения и обладает большой широтой мировоззрения…».
Второй из трёх авторских сборников талантливого забайкальского поэта Бабожена «Любви хрустальный свет» начинается со стихотворения «Любимая». Строчки этого произведения сегодня звучат по всей стране в песне популярного певца Бандеры: «Спи, любимая моя, пусть дарят тебе сны те звёзды, что во тьме горят лишь для тебя…». (16)
Так же в поэтический арсенал молодого поэта входят стихи «Не жалейте меня, не надо…», «Я заболел осенними ветрами» (Чита, 2009), «Любви хрустальный свет» (Чита, 2010), «Моя тридцатая весна» (Чита, 2011), «После дождя» (Чита, 2014), сб. «Душа, что стремится к звездам…» (Чита, 2008), сб. «На крыльях души…» (Чита, 2008).(16)
В этой главе мы рассмотрели лишь малую часть литературного наследия Забайкалья. Так же выдающимися забайкальскими писателями являются Арсалан Жамбалон, Макаров Борис Константинович, Кузаков Николай Дмитриевич, Гордеев Александр Николаевич, Димов Олег Афанасьевич, Юлия Ройс, Василий Иванович Балябин, Хавкин Эрнест Оскарович, Алла Георгиевна Озорнина и многие другие.
Место действия всех произведений, Забайкалье, описание природы, людей приобретает общечеловеческое звучание. Художественные произведения часто переходят в философские размышление о смысле жизни.
Можно уверенно сказать, что у литературы Забайкалья есть будущее.
Глава 2. Голоса родной земли
1.2 Могочиский район. Культурный вклад в литературу Забайкалья
У каждого человека есть Родина,
и каждому она пахнет по-своему.
В.Золотухин
Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Все силы своей души, знания и умения, самоотверженный труд и даже жизнь отдавали русские люди Родине, потому что право называться человеком получает лишь тот, кто по – настоящему любит свою Родину.
Много написано стихотворений, песен, картин о русской природе и родном крае. В этой главе мы познакомимся с творчеством наших земляков.
Могочинская земля… Для многих она стала малой Родиной. В ее истории, как две капли воды, отражена история страны и народа. Нет ни одного уголка в районе, где красота природы не радовала бы глаз, не рождала в душе поэтические строки.
Соколов Виктор Павлович (род. 20 марта 1936, ст. Могоча Читинской обл.), поэт, чл. Союза писателей СССР (1982). Окончил Высшие лит. курсы при Лит. ин-те им. А. М. Горького. В творчестве тяготеет к крупной форме: поэма, роман в стихах, отдает предпочтение социальной, историческим темам. Отец его был горным мастером. Виктор – единственный ребенок в семье, рос в глухом рабочем поселке, с детства его покорила сибирская природа. Поэтому стихи Виктор начал писать ещё в начальных классах. Он хорошо рисовал, играл на баяне, продолжал писать стихи и долго не мог решить, что для себя выбрать. (15)
Первое стихотворение было напечатано в 1955 году в районной газете «Утро» Новосибирской области. В 1956 году стихи опубликованы в районной газете «Могочинский рабочий». На страницах этой газеты увидела свет и первая рецензия, написанная редактором. За свою творческую жизнь Виктор Павлович выпустил 11 поэтических сборников. В 1962 году выходит в свет его первый сборник стихов «Солнечные чащобы», изданная Иркутским книжным издательством. Спустя четыре года, в 1966 году, появляется вторая книжка стихов «Предрассветное». В 1970 году – новая веха в творчестве молодого поэта, который выносит на суд читателей плоды своих раздумий о жизни, о современниках в сборнике стихов – «Верность». Далее выходят: «Вера, Надежда, Любовь» (1977 г.); поэма «Горислава» (1982 г.); «Верба бела» (1986 г.); «Господи, это мы»: книга стихов о Боге, Христе, России (1955 г.); «Мастерская Бога» (1966 г.); «Русское лето» (2000 г.). Последняя книга стихов поэта - «Пока дышу…» (2010 г.). Поэзия для Виктора Соколова – это открытие, религия, философия и даже судьба. Обладая поистине энциклопедическими знаниями, он создал поэтический мир, заселив его своими героями. А героев у него много: это люди рабочих профессий, металлурги и, конечно, прекрасная половина человечества – женщины В 1982 году Виктор Павлович Соколов был принят в Союз писателей России (СССР). С 1983 года по 1985 год учился в Москве на высших литературных курсах. На стихи Виктора Павловича Соколова написаны песни. (15)
В одном из своих сборников Виктор Павлович посвящает стихотворения родному городу Могоче:
По могочинским сопкам
Заплещется пламя багула.
Май к зеленым окошкам
Кудрявой прильнет головой…
«По могочинским сопкам»(5;5)
Сердце стремительней гончей.
В ушах от волнения шум.
Могоча…Могоча…Могоча…
Я слышу твой зов. Я спешу.
Раскинувшись в пади таежной,
На главном восточном пути,
Свои позывные даешь мне
И просишь, и просишь прийти.
«Могоча – 68»(5;6)
Также Виктор Павлович Соколов в своих стихах описывает несколько дорогих сердцу мест.
О, эвенкийские названья!
Как крылья сокола тугие.
Моя любовь, мое призванье –
Глухие дикие места.
Стою задумчиво-угрюмый
В забытых Богом Кендагирах,
На плесо Черного Урюма
Смотрю с железного моста.
В себя вобрав
Джилира воды,
Река
Вздымает грудь степенно.
Несет – качает волны-годы,
Мою баюкает судьбу.
И бьется, бедная, о камни,
И оседает желтой пеной.
А время, сжав мне грудь
Руками,
Гудит в прощальную трубу.
«Разъезд Кендагиры»
(5;8)
___________________________________________________________________
Улицы, заросшие крапивой,
Неба даль без дна
Над головой.
Ксеньевская,
Будь ты некрасива,
Мне до боли дорог
Образ твой.
«Ксеньевская»(5;9)
Это стихотворение автобиографично. Поэт с грустью, ностальгией рассказывает о тех местах, где провел свои детские годы, где рос, где учился, где «в Урюм нырял…рыбачил, и ночами с поля Огурцы с ребятами Таскал…» И, спустя годы, писатель признается:
Пусть года проносятся,
И все же,
Под каким ни жил бы
Небом я,
Ксеньевская,
Нет тебя дороже –
Родина моя.
«Ксеньевская»(5;9)
Меерова Оксана Владимировна - директор МОУ ООШ №94 с.Таптугары, учитель истории, очень творческий человек - её замечательные стихи нередко появляются на страницах газеты «Могочинский рабочий».
Родное, милое село.
Леса зеленые, река и сопки.
А небо – синь и чистота,
Как тайны, вьются узенькие тропки.
По тропкам этим хорошо идти,
Обдумывая жизни сложной нити,
Сплетая их в цветное полотно,
Мудрость постигая по наитию.
«Тропка»(5;2)
Среди наших земляков очень много неравнодушных людей, активных и творческих. Трепет и любовь к родному Могочинсому району они бережно хранят в своем сердце, а некоторые из них воспевают в своих стихах. И, наверное, для каждого уголка нашего района найдутся замечательные поэтические строки.
Пусть кто-то говорит
С иронией о городе,
Что чертом создан он,
В отличье от других,
В поэмах славят города,
Поют о дальней Вологде,
А я люблю лишь город мой,
Средь сопок и тайги!
(«Мой город» Галина Жаркова) (5;13)
Я подарю тебе зелень лесную.
Россыпи снежные зимней порой,
Золото осенью, песни весной –
Только прими это все, город мой!
Я помогу стать красивей и чище,
Чтоб по утрам любоваться тобой.
И соловей забайкальский засвищет
В парках и скверах твоих, город мой!
(«Тебе, город мой» Галина Жаркова)(5;12)
***
Ой, Давенда ты, Давенда,
Где ты поселилася?
Кругом горы и леса,
Я в тебя влюбилася.
Милая моя Давенда,
Без тебя нет хода,
За тебя, моя Давенда,
Я в огонь и в воду.
(Ликея Сафина) (5;40)
Олонгрушка, Олонгро, Олонгро –
Речки маленькой живое серебро,
Что петлею вьется в зелени трав.
Сколько летом здесь было забав!
«Олонгро» Наталья Баркова (5;19)
Умирает речка, умирает.
Ее сердце слабое – исток.
Меж камней тихонько протекает
Не речушка – просто ручеек.
«Олонгрушка» Галина Жаркова(5;11)
Ты – моя мечта, моя Могоча,
Юности, надежды высота,
Амазар, Раздольный, Хорогоча…
Золотые, славные места.
«Могоча» Алексей Русанов(5;10)
Многие жители нашего района уезжают в другие края, но светлые воспоминания о малой Родине не исчезают бесследно. Они остаются в памяти, в фотографиях — запечатленных мгновениях истории района, и, конечно же, в стихах. Из поколения в поколение, от сердца к сердцу передается любовь к родному краю, чувства к которому полно и глубоко.
Моя Родина, моя малая!
Островочек огромной страны.
О тебе тосковать часто стала я,
Видеть сны. О тебе вижу сны…
«Малая Родина» Галина Жаркова (5;15)
Амазар, Лыжеломка, Японка, коньки…
Уроки учить пацанам не с руки!
По наледи клюшки, ворота бросок,
И с Каменоломки с трамплина прыжок.
…………………………………………
Виденья и звуки далекой поры.
И многих уж нет из той детворы…
Ушли…Но все живы на этом листке.
Напомнить про них захотелось руке…
«Детство» Владимир Козин (5;24)
2.2 Сбега в поэзии забайкальцев
Сбега – наша малая Родина, наш родной дом. Всякий раз, выйдя из дома, мы обнаруживаем вокруг себя множество явлений окружающего мира. Вот, например, стоят различные по внешнему виду дома. Дома образуют собой улицу. Улица имеет определенное название. Неподалеку протекает речка. Вдоль нее растет кустарник, и оттуда слышится пение птиц. Можно, конечно, идти своей дорогой и не замечать ничего по сторонам. Но есть люди, которые во всем этом видят красоту и чувствуют природное и духовное родство с землёй.
Мало, кто задумывался о том, почему наш поселок называется – Сбега. Я узнала об этом, когда познакомилась с творчеством известного забайкальского писателя Эрнеста Хавкина. В поэтических строчках своего стихотворения «Станция Сбега» он повествует нам о двух гипотезах происхождения такого названия.
Там, где к Черному Урюму
Белый входит в берега,
У тайги, у скал угрюмых
Жмется станция Сбега.
Почему же так назвали?
Это имя кто изрек?
Кем он был?
Ни кто не знает-
Просто русский человек.
Было время - гнали страхи
В дальний край лихих людей.
Кто от петли, кто от плахи,
От клейма да от плетей.
Уходили, убегали.
Укрывала их тайга.
Поселились и прозвали
В шутку свой приют – Сбега.
И своей не зная силы,
Не гордясь, душой простой
Продолжением России
Утверждали нам Восток.
…Так не так ли было дело?
Разберись теперь, поди.
Два Урюма – Черный с Белым
Здесь сбегаются в один.
Тихо к Черному Урюму
Белый входит в берега.
И стоит у скал угрюмых
Просто станция Сбега
1969 г.(6;93)
Каждый автор в своих творениях рассказывает нам, как он глубоко чувствует красоту родной природы, улавливает тонкие ароматы тех мест, в которых побывал, как он трогательно хранит воспоминания из детства.
Давай сбежим в Сбега.
Там на лесных полянах –
Тяжелые стога и легкие туманы.
Там рано по весне
В густых накрапах смолки
На каждой на сосне –
По собственному солнцу.
Там пахнут молоком
Заречные стада
Там дышится легко,
Как в детские года.
Давай сбежим туда
Вдвоем – лишь я да ты.
Нам надо иногда
Сбегать от суеты.
Нам будут поезда
Трубить подъем – отбой.
И синяя звезда
Повиснет над водой.
Нас ждут там тихий лес
И светлые луга.
Как хорошо, что есть
У нас с тобой СБЕГА.
«Сбега» Борис МАКАРОВ
Современному человеку, который любит родной край, свою малую родину, считаю необходимым знать не только историю родного края, но и творчество односельчан, которые достойно живут на этой земле, скромно умалчивая о своем таланте.
Читая их стихи, понимаешь, что неизвестное их творчество должно быть представлено зрителям и открыто для читателя.
В нашей школе работают замечательные педагоги, которые являются не только профессионалами в своей педагогической деятельности, но это еще творчески развитые, с особым мироощущением, мировоззрением люди. Таким человеком является Сыраева Галина Анатольевна, автор стихотворения «А в наших Сбегах».
А в наших Сбегах сосны могучие.
И каждый здесь знает, что такое багул.
Берёзоньки стройные, ивы плакучие,
Подснежники синие и рек вешний гул.
Спешим насладиться мы летом коротким,
Радугой красок цветов полевых,
Запахом трав бодрящим и терпким,
Весёлою трелью птиц озорных.
Осень – рыженькая подружка,
Не заставит долго ждать себя.
Яркою листвою, как мягкою подушкой
Ляжет на земь уж в разгаре сентября.
А зима в Забайкалье очень суровая
Царица снегов на морозы щедра
Льдом голубым реки закованы
Деревья в снега нарядила она.
Всё в нашем мире загадочно, сказочно,
Всё будто летит куда-то,
Красиво, чарующе, сказочно,
А сказкам я верю свято.
«А в наших Сбегах» Сыраева Галина Анатольевна (март 2012 год)
Строки этого стихотворения показывают особую любовь Галины Анатольевны к дорогим сердцу местам. С каким восторгом и восхищением она описывает красоту родной земли в разные времена года. С какой теплотой автор создает поэтические образы бодрящего лета, осени – рыжей подружки и царицы снегов – зимы. Галина Анатольевна видит в нашей природе загадку и сказку, где исполняются мечты.
Также в стихотворениях наших земляков мы встречаем самые откровенные чувства. В них кроется душа человека, её страдания и радости. Таким стихотворением поделилась с нами Костюкова Татьяна Георгиевна. Её произведение своего рода – исповедь, где собеседником для неё является сама природа.
(см. приложение)
Сколько удивительных поэтических творений посвящено нашей земле! Авторов, которых мы представили, разных по возрасту и манере письма. Но всех их объединяет жизнеутверждающая вера в будущее, неразделимая связь с тем местом, которое полюбили душой и сердцем…
Заключение
В заключении сделаем вывод, что литература Забайкалья имеет собственную историю. У нас есть писатели, которыми мы гордимся. В их произведениях – историческое и литературное наследие нашего края. Поэзия Забайкалья представлена довольно широко. Много в регионе профессиональных поэтов, а также литераторов, чьи книги нашли своих читателей. Место действия всех рассказов - Забайкалье, описание природы, людей приобретает общечеловеческое звучание. Художественные произведения часто переходят в философские размышление о смысле жизни. Можно уверенно сказать, что у литературы Забайкалья есть будущее.
Собранный материал интересен для прочтения и изучения. Считаю, что его с большой пользой можно применить на уроках краеведения в школах. А для массового читателя поэзия– это своего рода, исповедь души.
Список использованных источников информации:
Периодические издания
Электронные ресурсы
Приложение
***
Я сегодня ходила по лесу
И гляжу – там березка стоит,
Распласталися ветки красиво,
А на ветках тех чудо висит.
Пригляделась – что это такое?
Это княжек сибирский висит,
Не цветет, но любуясь на чудо,
Тихо-тихо стою и молчу.
Я приду чуть позднее на чудо,
На цветы я на те погляжу.
Слышу: дятел стучит по деревьям,
И синица стрекочет в кустах,
«Тут кто бродит по лесу?» - я слышу,
Раздается у неё на устах.
И бродила я долго по лесу,
Все глядела, сидела, бродя.
Что несу я домой? Это радость,
На красу ту любуясь, моля.
Не гори ты в огне, уцелей ты,
Ты от грусти спасаешь меня,
Ты и лечишь, и кормишь, и поишь.
Берегись лишь горя-огня…
И опять я ходила по лесу,
К той березке я вновь подошла,
Улыбнулась она величаво:
«Что, Танюша, какие дела?»
Той березке я все рассказала
Про проблемы, успехи вчера.
А сегодня сижу, вспоминаю,
Ведь на мысли меня навела.
Нет на княжеке больше цветочков,
Где б не встретила –
Нет, не цветут.
Нынче лето – не лето, не осень.
Пышно травы, лишь пышно растут.
Дождь идет – он не в радость Растеньям,
Он всю землю уже промочил,
Червячок земляной захлебнулся,
Воздух ищет – и нет уже сил.
Забрала, унесла под картошку,
Там спасение будет его.
Унесла червячка под картошку,
Но ведь только всего одного.
Каково остальным – непонятно,
Кто сумел - тот уполз, кто погиб.
И сдается, что нынче в природе
Получился опять перегиб.
И виновны во всем только люди,
Нефть качаем и рубим леса,
Города-мегаполисы строим,
И земля исстрадалася вся.
Она мстит нам за все –
За пожары, за разруху,
Что мы же творим.
У земли мы не просим прощенья
И «спасибо» не говорим.
Мы – лишь гости на этой планете,
А хозяйкой - природа была,
Если б помнили люди об этом,
То природа добрее б была. (Костюкова Татьяна Георгиевна)
Любили тебя без особых причин...
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Загадка Бабы-Яги
Ледяная внучка
Астрономический календарь. Март, 2019