Во все времена родители желают детям всегда самого лучшего. Они хотят в будущем гордиться своим ребенком, выбирая разные способы воспитания, определяя при этом, что поможет добиться поставленной цели, что в жизни главное, а что маловажно. И отпрыск будет стараться следовать наставлениям предков. Возможно, такие же советы он даст своим детям... А всегда ли следует прислушиваться к мнению старших, несмотря на их опыт? Может, стоит пойти своим путем? Набить свои шишки?
Актуальность темы исследования заключается в том, что сейчас, когда уже приближается окончание школы, все чаще мои сверстники размышляют над этой проблемой, которая требует от каждого из нас обдуманных действий, серьезных решений, выбора дальнейшей жизненной дороги. Как поступить в конкретной ситуации, решаешь ты сам, имея в качестве примера литературный опыт. Для проверки гипотезы: какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? – были определены цель, задачи, а также объект и предмет исследования.
Методами исследования стали анализ, изучение, совмещение информации из разных источников, сопоставление одинаковых ситуаций, сопоставление поведения героев; беседа со сверстниками, их анкетирование.
Выявлены также теоретическая и практическая значимость работы.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 9
города Кинеля городского округа Кинель Самарской области
ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 2015/16 УЧЕБНЫЙ ГОД
Секция «Общественно-гуманитарные науки»
Предметное отделение: Литература
Тема: «Береги честь смолоду»
(Какое влияние старшие могут оказать
на выбор человеком жизненного пути)
Выполнил Тюрин Данил Владимирович, учащийся 10 класса «Б»
Руководитель Кондрашова Татьяна Николаевна, учитель высшей квалификационной категории
Работа допущена к защите: «__» ____2016 г.
Количество баллов: ______
Самара 2016 год
Содержание
Введение …………………………………………………………..……….…..3
I. «Цель, достойная человека»…………………………………….…….…….6
II. «Береги честь смолоду» (Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути)………………………………….………….9
2.1. «Дав клятву, никогда её не нарушайте» …………………….…………..9
2.2. «…доброму подражай, лукавых и закон в любых делах преступающих не привечай…» ………………………………………………………………….10
2.3. «Когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким прилежанием…»…………………………………………………………………11
2.4. «Вот злонравия достойные плоды»…………………………………….12
2.5. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»……………………………13
2.6. «Береги платье снову, а здоровье и честь смолоду»…………………..14
2.7. «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»………………...15
2.8. «…таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать …»…………………………………………………………………….....15
2.9. Толстовская «мысль семейная»…………………………………….......16
2.10. «Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами»……………………………………………………………………………...18
2.11. Результаты практической части ……………………………………....18
Заключение………………………………………………………….………..21
Список использованной литературы…………………………………..........22
Приложения ………………………………………………………………….24
«Береги честь смолоду»
(Какое влияние старшие могут оказать
на выбор человеком жизненного пути)
Ребенок учится тому,
что видит у себя в дому -
родители пример ему.
Себастьян Брандт
Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…
Николай Островский
Человек состоит из души и тела, а потому и жизненный путь его должен состоять из действий телесных и душевных - из деяния и созерцания.
Серафим Саровский
Введение
Во все времена родители желают детям всегда самого лучшего. Они хотят в будущем гордиться своим ребенком, выбирая разные способы воспитания, определяя при этом, что поможет добиться поставленной цели, что в жизни главное, а что маловажно. И отпрыск будет стараться следовать наставлениям предков. Возможно, такие же советы он даст своим детям... А всегда ли следует прислушиваться к мнению старших, несмотря на их опыт? Может, стоит пойти своим путем? Набить свои шишки?
Актуальность темы исследования заключается в том, что сейчас, когда уже приближается окончание школы, все чаще старшеклассники размышляют над этой проблемой, которая требует от каждого из нас обдуманных действий, серьезных решений, выбора дальнейшей жизненной дороги. Как поступить в конкретной ситуации, решаешь ты сам, имея в качестве примера литературный опыт.
Гипотеза: Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? Помогают ли поступки, поведение и решения литературных героев осознать важность наказов родителей?
Цель: доказать значимость роли семьи, наставлений старших в формировании нравственных качеств, в выборе молодыми людьми жизненного пути.
Задачи:
- провести анализ эпизодов художественных произведений, выяснить, насколько важны советы, получаемые персонажами различных книг, какую роль эти наказы сыграли в их жизни;
- провести анкетирование старшеклассников;
- систематизировать и обобщить данные по теме;
- убедить данными примерами сверстников в необходимости прислушиваться к советам старших в принятии важных решений в своей жизни.
Объектом исследования являются произведения русской литературы («Поучения Владимира Мономаха», «Домострой», «Юности честное зерцало», Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Н.В.Гоголь «Мертвые души», Л.Н.Толстой «Война и мир», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»).
Предмет исследования – выявление влияния наставлений старших на страницах художественных произведений, в которых герои принимают важные решения в своей жизни.
Методами исследования являются анализ, изучение, совмещение информации из разных источников, сопоставление одинаковых ситуаций, сопоставление поведения героев; беседа со старшеклассниками, их анкетирование.
Теоретическая значимость проявляется в том, что полученные результаты расширяют представления учащихся о важности родительских наказов, убеждают в необходимости прислушиваться к советам старшего поколения. Практическая значимость заключается в возможности использования данного материала на уроках литературы, русского языка, истории, МХК, на классных часах, при подготовке к выпускным экзаменам.
I. «Цель, достойная человека»
Размышляя о будущем, каждый из нас пользуется разной информацией, слушает интервью с известными людьми, ищет ответы на вопросы в интернете, газетных и журнальных публикациях, книгах, советуется с родителями, учителями. Решение, как поступить в итоге, принимает человек сам: или идти на поводу старших, или пройти самостоятельно выбранный путь. Старшеклассники имеют хоть и небольшой жизненный опыт, но могут сопоставить, сравнить, сделать выводы. Подсказать, что делать в той или иной ситуации, смоделировать ее, посмотреть перспективу, поможет художественная литература. Готовясь к итоговому сочинению по направлению «Дом», найдешь немало примеров того, как поступали в подобной ситуации герои разных эпох, узнаешь, к чему это привело, начиная от фольклора (сказки, пословицы, поговорки) и заканчивая современными авторами. Эта тема была актуальной во времена Владимира Мономаха («Поучения…»), Иоанна Грозного («Домострой»), Петра Первого («Юности честное зерцало»), Д.И.Фонвизина («Недоросль»), А.С.Грибоедова («Горе от ума»), А.С.Пушкина («Евгений Онегин», «Капитанская дочка»), Н.В.Гоголя («Мертвые души»), Л.Н.Толстого («Война и мир»), И.С.Тургенева («Отцы и дети»).
Как может проявляться влияние взрослых на решение молодого человека в выборе жизненного пути? Это не только беседа о дальнейших самостоятельных шагах, но и советы, наставления, которые призваны помочь в различных ситуациях. Что же такое наказ? Как его выполнение способствует формированию твоего доброго имени? В современном русском языке существует несколько синонимов к слову «наказ»: благое слово, завещание, наставление, завет, совет, скрижаль, благословение. В словаре русского языка С.И.Ожегова слово «честь» имеет такие толкования: «1. Достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Почет, уважение».
В значительной мере главные ценности в жизни любого человека определяют семья и отношения, складывающиеся между людьми. Именно в семье закладывается фундамент личности ребёнка, здесь он получает первые уроки нравственности, включается в сложную систему взаимодействий с окружающими людьми. Родительское благословение, как и родительский пример, всегда играло большую роль для молодого поколения. Вот почему русская литература так настойчиво обращается к изображению семейных отношений, ведь постичь глубину и многообразие личности, понять мотивы поведения можно, только узнав суть его отношений в семье.
Проблема воспитания всегда была одной из актуальных для всех народов. О необходимости указать подрастающему поколению верный путь в жизни и повлиять на принятие решения родители всегда считали своей обязанностью. Но всегда ли эти наставления были услышаны и приняты? О недовольстве плодами воспитания можно прочитать в различных источниках. Например, мудрейший из греков Сократ еще в V веке до нашей эры писал: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями… и изводят учителей». Да, молодое поколение должно сказать свое слово, руководствоваться новыми теориями, принципами, потому что без этого в обществе, в искусстве, в науке невозможен прогресс. Но история показала, что ни в коем случае нельзя отказываться бездумно от того, что создано предшественниками, иначе будет нарушен закон преемственности поколений, снова придется изобретать колесо…
Русская литература вписала в мировую свои страницы о важности наставления старшими юных. Опираясь на этот опыт, Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» так определил цель каждого из нас: «По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека»[1].
II. «Береги честь смолоду» (Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути)
Насколько важно воспитать своего ребенка достойным человеком, задумались еще наши предки. Пословицы и поговорки (как мы называем их – народная мудрость) содержат немало таких примеров: «Родная земля и в горсти мила», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Береги платье снову, а честь смолоду» и другие. О великой силе сказочного повествования в воспитании подрастающего поколения замечательно сказал Александр Сергеевич Пушкин в «Сказке о золотом петушке», по его мнению, сказка, содержащая намек, всегда служит хорошим уроком для «добрых молодцев».
Читаем про Василису Премудрую, умеющую колдовать, но обращаем внимание на ее мастерство, трудолюбие, про Ивана - крестьянского сына и восхищаемся его патриотизмом, мужеством, стойкостью, смекалкой. Проходили века, молодежь училась, как жить, каким быть, на славных примерах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других богатырей русских. Образцом для подражания стал также великий князь Александр Невский, причисленный за свои деяния к лику святых.
Чтобы привить детям духовные истины, показать большую роль именно нравственных ценностей, наставники обращались к заповедям Божиим: почитай отца твоего и мать, «да будешь благословен на земле и долголетен»; не убий; не укради; не лжесвидетельствуй; не пожелай ничего чужого.
2.1. «Дав клятву, никогда её не нарушайте»
Кроме житий, особым жанром древнерусской литературы являются поучения, в которых давалась модель поведения для правителей и простых людей, обличались пороки, прославлялись добродетели. Важную роль в литературе XI-XII веков играет «Поучение Владимира Мономаха», внесенное в Лаврентьевскую летопись под 1096 годом. Незаурядным человеком для своего времени, государственным деятелем русского средневековья, который заботился в первую очередь о славе и чести родной земли, мудрым и смелым правителем предстает Владимир Мономах в истории России.
Можно сказать, это советы старшего, имеющего большой жизненный опыт благородного человека, всегда думающего о благе своего государства. Таким наставлениям можно доверять и следовать им (Приложение 1).
Перед нами высокие нравственные заветы, имеющие непреходящее значение и ценные по сей день. Они заставляют нас совершенствовать свои нравственные принципы, задумываться о взаимоотношениях между людьми. «Поучение» – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Выходящее за узкие рамки семейного документа, оно приобретает большое общественное значение. Считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве, Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка. Междоусобные распри, по его мнению, подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира. А это уже наставления для наших политиков. Для тех, у кого в руках власть.
2.2. «…доброму подражай, лукавых и закон в любых делах преступающих не привечай…»
«Домострой» явился первой книгой на Руси, в которой отражался родительский наказ в качестве духовного напутствия своим детям. В окончательном виде «Домострой» сложился в эпоху Иоанна Грозного, в середине XVI века. Это было время великих обобщений, собирания национального опыта, объединения и консолидации. Автором книги (точнее составителем и редактором) стал известный церковный и государственный деятель того времени священник Сильвестр. «Домострой» содержит рекомендации для семейной и бытовой жизни русских людей.
В этом памятнике русской литературы XVI века, своде житейских правил и наставлений, отражались принципы патриархального быта, домашнего уклада. По «Домострою», родительский наказ должен был в первую очередь воспитывать через добрый пример жизни самих родителей. На принципах любви и прощения строится воспитание детей. Нужно «и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию... И хранить их и блюсти чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу». «Живи, чадо, по христианскому закону – во всех делах без лукавства, без всякой хитрости во всем, да не всякому духу верь: доброму подражай, лукавых и закон в любых делах преступающих не привечай…»[2] - послание и наказ отца сыну. Конечно же, нельзя этот документ воспринимать вне исторического контекста, ведь менталитет средневекового человека был совсем иным, чем сейчас. Но то, что родители, как бы ни были строги, все равно обязаны опекать, наставлять детей, а наследники выполнять, это четко прослеживается здесь.
2.3. «Когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким прилежанием…»
Другой памятник русской литературы - «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» -состоял из двух частей: в одной были учебные пособия по азбуке, цифрам, а также наставления духовные. А вот вторая часть состояла из правил поведения порядочных молодых людей дворянского сословия. Книга должна была воспитать молодого человека нового типа, соблюдающего светский этикет, сдержанного, деликатного, европейского склада ума. Пособие быстро стало популярным и только в 1717 году пережило два переиздания. Некоторые «пропагандируемые» нормы были приняты еще в допетровской Руси, но некоторые идеи морали могли появиться только в условиях реформы Петра (поощрение личных заслуг молодого дворянина, стремление к службе, пропаганда наук).
Среди различных наставлений хотелось бы выделить совет, актуальный во все времена о том, что «когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким прилежанием, а отнюдь на своих добрых приятелей не надейся и ни на кого не уповай». Имея под руками различные гаджеты, современные школьники зачастую не обременяют себя выполнением домашних заданий, написанием сочинений, часами «зависая» на различных социальных и игровых сайтах.
Но, оказывается, и в петровскую эпоху многие молодые дворяне подвержены были различным соблазнам: в те годы пьянство, карты и распутство были распространены, а те, кто не знал меры, обычно разорялись и навлекали на семью позор. Дворян нового типа книга пытается от этого предостеречь. Общаться с людьми авторы советуют вежливо и учтиво, просьбы свои излагать, как будто общаешься с высоким иностранным гостем. Говорить много дворянину тоже не рекомендуется, ведь мнение своё нужно представить достойно. Скромность — ещё одно качество, которое создатели пособия ценят. Говорить только хорошее нужно даже о тех, кто не нравится. Особенно не приветствуются сплетни и подслушивания. Несмотря на время, многие советы этого произведения важны и сейчас, стоит прислушаться к ним и взять на вооружение (Приложение 2).
2.4. «Вот злонравия достойные плоды»
Своеобразным учебником для подрастающего поколения во времена Фонвизина должна была стать его комедия «Недоросль» (1782 год). Воспитанием и образованием сына госпожа Простакова особо не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нем. Пьеса открыто осуждает традиционное дворянское воспитание и «злонравие», «дикость» провинциального дворянства. Имена Митрофана и Простаковой стали быстро нарицательными. Слово «недоросль», обозначавшее тогда молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя, получило негативную окраску. Недорослей не принимали на службу, им не давали так называемых венечных памятей – документов, разрешающих вступление в брак. Митрофан же, не желающий учиться, как все помнят, собрался жениться на Софье.
Дворянин Стародум представил своеобразный кодекс чести порядочного гражданина своего Отечества. Его взгляды актуальны и сейчас, а высказывания стали афоризмами, своеобразными правилами поведения в обществе, где Митрофанушкам нет места (Приложение 3).
К сожалению, даже познакомившись с этим бессмертным творением и узнав в недоросле себя, многие учащиеся не следуют советам старших, не стараются измениться.
2.5. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»
Главный герой произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы в Москву в дом Павла Афанасьевича Фамусова с решением жениться на Софье. Молодой дворянин готов выслушать советы старшего и опытного человека, друга своих родителей. Но то, что он слышит, вызывает у него возмущение. Да и Софью отец наставляет, учит уму-разуму, объясняя принципы жизни светского общества. Далеко не сразу Чацкий поймет, что избранником любимой девушки за это время стал Молчалин, «жалчайшее созданье», не достойное любви Софьи Павловны, не умеющее любить пылко и самоотверженно. Кроме того, Чацкий презирает секретаря Фамусова за старание угодить каждому, ведь этому учил его отец (Приложение 4).
Да, в обществе, где главными достоинствами являются знатность, богатство, количество крепостных, можно жить только по данным принципам, чтобы достичь «степеней известных». Для Молчалина, наверняка, образцом является незабвенный Максим Максимыч, оступившийся на куртаге. Но не случайно прообразом Чацкого стал Чаадаев, а герой выражал взгляды передовых дворян того времени – «служить делу, а не лицам». Позиция автора комедии становится ясна, и она созвучна с мыслями А.С.Пушкина, обращенными к Чаадаеву, в которых звучит призыв – «отчизне посвятить души прекрасные порывы».
Разве это не наказ великого поэта нам, молодым? Разве можем мы не последовать его наставлениям, чтобы стать достойными гражданами нашей страны?
2.6. «Береги платье снову, а здоровье и честь смолоду»
Проблема нравственного воспитания молодого человека глубоко волновала А.С.Пушкина. Писатель ощутил настоятельную необходимость сопоставить нравственный опыт разных поколений, показать тесную связь между ними. Представителям «новой знати» в своей повести автор противопоставляет людей, нравственно цельных, не затронутых жаждой чинов, орденов и наживы. Читая произведение, сразу обращаешь внимание на то, что пословица, взятая Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести, указывает на идейно-нравственное содержание: одна из важнейших проблем «Капитанской дочки» - проблема нравственного воспитания, формирования личности Петра Андреевича Гринева.
Полностью пословица звучит так: «Береги платье снову, а здоровье и честь смолоду». Писатель выносит в эпиграф только ключевую тему чести, но прячет между строк повествования второй и третий элементы пословицы. То, что автор использует все три составляющих русской народной пословицы, подтверждает сюжет повести: Гринёв последовательно рискует своим имуществом (азартная игра с Зуриным), жизнью (поездка в буран), здоровьем (дуэль со Швабриным), честью (взаимоотношения с мятежниками) (Приложение 5).
И здесь читатель видит большой авторитет отца. Андрей Петрович Гринев (премьер-майор в отставке, старый воин, отмеченный многими наградами и вниманием государя) отличается строгим отношением к вопросам морали и внушает сыну, уезжающему на военную службу, высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении. Офицерскую службу старший Гринев считает не средством для устройства карьеры, а святым долгом перед державой. Следуя наставлениям отца, Петруша преодолевает все жизненные преграды.
Но в повести А.С.Пушкина звучит еще один родительский наказ - капитана Миронова при прощании с дочерью (Приложение 5). Поражаешься тому, что девушка, названная матерью «трусихой», обладает сильным, стойким характером и, несмотря на выпавшие на ее долю испытания, не теряет чести и достоинства. Несомненно, эта героиня может стать образцом для наших современниц, ведь даже собственного счастья и любви, по ее мнению, можно достичь только с родительского благословения.
2.7. «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»
Русская литература дает объяснение тому, почему в нашем обществе наряду с мужественными, порядочными, образованными людьми есть лицемеры, взяточники, подлецы, предатели. Галерею таких героев продолжает Павел Иванович Чичиков. Провожая сына на обучение, отец, вручив ему полтинник, дает жизненный урок (Приложение 6).
Павел Иванович следует наставлению своего отца: он учится угодничать перед начальством, доносить на своих товарищей. Подросток Павлуша стал любимчиком своего учителя только потому, что умел быть подхалимом. Свято выполнил и другой отцовский завет: берег копейку, с детства умел, благодаря разным ухищрениям, ее заработать. Но его аферы, предпринятые в жизни, терпят крах. Вот только Чичиков не останавливается на этом: он, как птица феникс, возрождается из пепла и замышляет новый проект…
Становится понятно, почему так живучи проблемы, представленные Гоголем еще в XIX веке. Далеко не всем нравятся советы «Домостроя», «Юности…», жизненные позиции героев Грибоедова, Пушкина, Толстого.
2.8. «…таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать …»
И.С.Тургенев умел уловить изменения в обществе и в романе «Отцы и дети» изобразил героя своего времени, но выводы читатель должен сделать сам, их автор не навязывает никому. Хотя Базаров и считает родителей добрыми людьми, но ему безразличны их мелкие радости, раздражает навязчивое внимание и забота, «глупая жизнь отцов» вызывает презрение. Убеждения не позволяют ему проявлять свои чувства. Но духовные связи между отцом и сыном не совсем утрачены. Ведь именно отец подавал пример трудолюбия, стремления к знаниям, упорства в достижении цели. В конце концов Евгений приходит к пониманию этого. Только умирая, он признает, что «таких людей, как они, …днем с огнем не сыскать». Как бы ни противостоял Базаров в своем стремлении нигилиста отрицать все, но жизнь расставляет все по местам. Читатель понимает, что родительский пример и родительское слово оказали и на него большое влияние.
2.9. Толстовская «мысль семейная»
«Мысль семейная», высказанная Л.Толстым в романе «Война и мир», заключает в себе главный секрет жизни человека на земле. Л.Н.Толстой убежден, что духовная связь отцов и детей, родительские пример и благословение, взаимопонимание способствуют формированию личности, помогают разобраться в себе, обрести гармонию с окружающим миром.
Так, в семье Ростовых царят мир, взаимопонимание и уважение. Все члены семьи очень близки друг другу. Только Вера холодная и чуждая. Не случайно она вскоре выходит замуж за расчетливого Берга. Граф и графиня - добрые и простые люди. Они своим примером показывают, каким нужно быть, что важно ценить в жизни. Дети чувствуют родительскую любовь и ласку, поэтому безгранично доверяют им, а те, в свою очередь, уважают их желания и принципы. Например, Николай Ростов против воли отца хочет оставить университет и стать гусаром. Илья Андреевич ему не препятствует, хотя решение сына «стоило ему много горя». Как ни тяжело было графу Илье Андреевичу отпускать шестнадцатилетнего Петю в армию, он сам хлопотал за сына, чтобы тот попал не в штаб, а в действующий полк. Честность и порядочность определяют взаимоотношения и поведение всех членов семьи.
Снисхождение к слабостям, ошибкам родного человека проявляется в сцене предполагаемого Наташиного побега с Анатолем. Тетка успела предотвратить беду, только потом Наташа сможет оценить ее поступок, понять всю горячность своего решения. Как часто бывает, что и мы, не видя за первыми впечатлениями перспективы, делаем поспешный выбор, не желая прислушаться к советам старших.
Примером такого поступка является проигрыш Николая: сумма грозила Ростовым разорением. Собственная честь и честь детей для графа Ростова превыше всего. Урок душевной чуткости и доброты Николай запомнил на всю жизнь. Приученные думать не только о себе, дети благодарны родителям.
На первый взгляд, отношения между членами семьи Болконских лишены сердечности и взаимопонимания. Николай Андреевич Болконский изводит свою дочь бесконечными придирками, уроками геометрии. Князь Андрей вынужден отложить женитьбу на Наташе Ростовой на целый год по его требованию. Однако внутренне эти люди очень близки друг другу: их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Николай Андреевич, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. Не позволяет себе судить его и не желает, чтоб и другие это делали, княжна Марья. Хотя князь Андрей не обмолвился ни словом о своих отношениях с женой, старик Болконский сразу увидел, что сын несчастлив в браке, но не позволяет себе судить его личную жизнь. Они хорошо понимают друг друга (Приложение 7).
Уехав на войну, Андрей Болконский пишет письма отцу каждый день. Ему очень важно знать, что отец разделяет его мысли, оценивает его поступки. Он по-прежнему ценит советы отца, живет по его принципам.
Роман Льва Николаевича Толстого, оставшегося сиротой еще в детстве, прожившего долгую жизнь, - это прямое доказательство того, как важна для ребенка поддержка семьи, насколько нужны наставления старших, как наказы помогают молодому человеку проложить свой жизненный путь.
2.10. «Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами»
Не менее значимыми для того, чтобы человек осознал, какие нравственные ценности должны быть у него, являются книги И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе», А.И.Солженицына «Крохотки», а также одна из самых задушевных книг академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва (российского ученого-литературоведа, историка культуры) – «Письма о добром и прекрасном». В ней он щедро делится с читателями, в первую очередь молодыми, своими размышлениями о том, что кажется важным ему самому: о смысле жизни, о мудрости, красоте, совести, справедливости, дружбе, любви, культуре. Читатель найдет в книге ответы на свои сегодняшние и завтрашние вопросы: как не быть смешным? как справиться с завистью? как прожить долгую и счастливую жизнь? (Приложение 8)
Публицист и общественный деятель дает советы молодежи, как состояться в жизни. Д.С.Лихачев наставляет читателя, приводя веские доказательства, и убеждает в необходимости прислушиваться к словам старших, учиться на их примере: «Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни - оглядывать прошлое и заглядывать в будущее»[3].
Таким образом, произведения русских писателей дают образец ситуаций, в которых на своем жизненном пути обязательно оказывается любой человек. Причем приведенные примеры показывают не только положительные, но и отрицательные стороны создавшегося положения. Кроме того, мы осознаем, что наставления старших очень часто помогают найти выход, принять верное решение.
2.11. Результаты практической части
В общении со сверстниками неоднократно обсуждалась данная тема: слушать ли советы родителей, помогают ли они в жизни. При работе над исследованием было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов ГБОУ СОШ № 9 г.Кинеля (всего было опрошено 128 человек), включавшее следующие вопросы:
Как вы считаете, нужно ли следовать наставлениям старших или "набивать свои шишки" самим?
- считаю, что нужно следовать советам родителей – 63 %;
- считаю, что всего должен добиться сам – 26 %;
- затрудняюсь ответить – 11 %.
На вопрос, важно ли чтение книг для вас, как часто ли вы читаете, ребята дали такие ответы: 22 % - да, часто; 51 % - по настроению; 17 % - редко; 10 % - вообще не читаю.
Интересны ответы на вопрос: считаете ли вы, что литературный опыт во многом упрощает жизнь? 73 % - да; 21 % - нет и 6 % затруднились ответить.
Об актуальности «Домостроя», «Юности честное зерцало» старшеклассники отозвались следующим образом: - там содержится множество и сейчас полезных вещей – 14 %; - давно устарели – 79 %; - затрудняюсь ответить – 7 %.
Подводя итог анкетирования учащихся 9-11 классов, хотелось бы отметить, что проблема влияния старших на выбор жизненного пути волнует учащихся: многие из них следуют советам родителей, взрослых. Отрадно, что русская литература оказывает воспитывающее воздействие на подрастающее поколение. К сожалению, читательский опыт у многих очень мал, часто ограничивается только рамками изучаемых на уроках произведений, да и то поверхностный.
Заключение
Усиленно набирает обороты XXI век. Далеко вперед шагнул технический прогресс. Уровень жизни значительно изменился, человечество за время своего существования приобрело колоссальный опыт. Но духовные ценности человека остаются неизменными, которые, однако, утрачиваются.
Исследования по теме показали, что в наше время очень не хватает добрых дел, слов, мыслей. К сожалению, многие не хотят признать, что в жизни опасны ложь, вражда, зависть, лицемерие и лесть. Добро, правда, ответственность, милосердие, взаимопомощь и взаимопонимание делают нас счастливее. Ответственность за сохранение и передачу нравственных ценностей и обычаях, почитаемых предками (как доказывают русские писатели в своих произведениях), лежит на родителях. Воспитывать «разумное, доброе, вечное», духовное в человеке необходимо с самого рождения. В процессе воспитания можно и нужно использовать уже созданные и проверенные методы, которые помогут воспитать не только образованного, умного и талантливого, но и культурного, интеллигентного человека.
Изображение важнейшего периода в жизни человека, получающего напутственное слово или наказ от родителей, провожающих своё дитя во взрослую, самостоятельную жизнь традиционно в русской литературе являлось наиболее символичным. Читая произведения, мы должны понять, какими качествами должен обладать человек XXI века, чтобы шагать в ногу со временем. Советы старших могут выступать как в качестве положительного, так и отрицательного примера, ведь именно через семью формируются ценностные ориентации ребенка, его отношение к Родине, общественному долгу, семье, религии, труду, искусству, природе, любви, собственной личности.
Главное, что выделяет человека из всего окружающего мира — его духовная и нравственная составляющая, а потому, заботясь о развитии гармоничной личности, мы не должны забывать об этом.
Список использованной литературы
Приложения 1
Отрывок из «ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»
Перевод Д.С.Лихачева
…Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, - это ведь начало всякого добра.
Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей.
Паче же всего гордости но имейте в сердце и в уме… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите…
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее,
Приложение 2
Советы из «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»
Об алкоголе и «побратениках»
Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаиваться было. И дабы иногда новой побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами, что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное даётся повод и способ к потерянию своея чести.
От клятвы чужеложства (блуда), играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто иное не вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от того рождается и погибель дому его, и разорение пожиткам.
Об общении
Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицом говорить случилось.
Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды. Но всё, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего.
Ежели случиться дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну и являть себе весела с весёлыми.
Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать всё выговорить и потом мнение своё, что достойно, предъявить.
О скромности и деликатности
Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамота, и ниже дела своего возвеличивая, расширяй более, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай… А особливо в той земле, где кто знаком, весьма не надлежит того делать.
Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори.
Младому человеку не надлежит быть резву и ниже доведыватся (выведывать) других людей тайн. И что кто делает — ведать не надлежит. Так писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать, но когда усмотришь, что двое или трое тихо между собою говорят, к ним не ступать, но на сторону отдалиться, пока они между собою переговорят.
Приложение 3
Афоризмы Стародума из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
- Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
- Наличные деньги - не наличные достоинства.
- По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
- С великим просвещение можно быть мелкому скареду.
- В большом свете водятся премелкие души.
- Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану.
- Без знатных дел знатное состояние ничто.
- Угнетать рабством себе подобных беззаконно.
- Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.
- Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
- Душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.
- Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
- Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну.
Приложение 4
Отрывок из действия I, явления 4
Наставление Фамусова дочери Софье:
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем,
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведеньем!..
Отрывок из действия IV, явление 12
Наставление отца Молчалина:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Приложение 5
Отрывок из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Наставление отца П.А.Гриневу
Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»
...Матушка в слезах наказывала мне беречь моё здоровье...
Наставление капитана Миронова дочери Маше
«Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну, прощай, Маша».
Приложение 6
Отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Наставление отца Павлу Ивановичу Чичикову
Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: "Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибешь на свете копейкой". Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сороке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.
Приложение 7
Отрывок из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
Сцена прощания отца с сыном
– Ну, теперь прощай! – Он (старый князь Болконский) дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Приложение 8
Советы Д.С.Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном»
- Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.
- Жизнь - это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.
- Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место.
- Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость… Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
- В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
- Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами.
- Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга.
- В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!
- Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.
- В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.
- Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».
[1] Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1988, с. 28.
[2] Домострой / Сост., вступ.ст., пер. и коммент. В.В.Колесова. – М.: Сов.Россия, 1990, с.118.
[3] Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1988, с. 237.
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Дымковский петушок
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Растрёпанный воробей
Пчёлы и муха