Эссе-размышление об исчезнувшем селе Подрелье Орловского района Кировской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе-размышление об исчезнувшем селе | 106.5 КБ |
Эссе-размышление
Ученицы 10 класса
Червоткиной Екатерины
Не исчезай, мое село, –
Твой берег выбрали поляне,
И ты в него, судьбе назло,
Вцепись своими тополями…
Дмитриев Н.Ф.
Как это ни печально, деревенская Россия уходит в прошлое. Одна за другой исчезают русские деревни, уходят в небытие даже когда-то крупные сёла. Тихо и незаметно уходят они из жизни, но не уходят из нашей памяти. Иногда так складывается жизнь, что и помочь деревне нельзя, спасти её некому. И всё же боль потери сильна. Ведь с каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, милосердия, нравственности народа, изменяется исторический образ Родины! Исчезает крохотная частичка нашей огромной страны.
Человека хоронят – даты рождения и смерти пишут. А деревни и сёла стояли века! Их защищали, за них дрались, в них жили, любили, рожали детей… А уходят они при полном молчании, словно провинились перед нами. Но мы не должны похоронить вместе с ними свою память.
Больно осознавать, что на территории нашего Цепелёвского поселения Орловского района Кировской области в последние годы обезлюдело шестьдесят восемь деревень. А какие красивые названия своим деревням давали вятские жители! Веснинское, Заовраг, Вересенки, Вершинята, Кашкины… Эти деревеньки уходили из жизни одна за другой. Уходили молча. И только оставшиеся на их месте когда-то посаженные заботливой рукой жителей рябины да одиноко стоящие тополя как будто вопрошают нас: почему так случилось? кто виноват в смерти деревни?
Одно из исчезнувших сёл – это село Подрелье, которое было когда-то крупным центром не только нашего Орловского района, но и всего Вятского края. Сегодня село есть лишь на старой карте области да в памяти тех, чьи жизни и судьбы были с ним связаны.
Древнюю и богатую историю имеет это село. Более шестисот лет назад облюбовали новгородские поселенцы высокий берег красавицы Вятки. И здесь, на правом берегу, несколько вдали от реки, основали своё селение и назвали его Подрельем. Название села происходит от слова "рель": на Руси так называли длинные песчаные косы, намытые речными потоками, то есть буквально «Подрелье» означает «село, расположенное по реке ниже рели».
О древней жизни села нам рассказывают материалы раскопок Подрельского городища: осколки глиняной посуды, железные, бронзовые, костяные изделия, пряслица, костяные лопатки и гребни, рукоятки ножей. Наши предки занимались охотой и рыбалкой, выращивали урожай, разводили домашних животных и птиц. Удачное расположение села привлекало к нему людей, население постепенно увеличивалось, село росло.
В XVII веке Подрелье становится крупным торговым центром. Здесь проходили ярмарки, которые собирали жителей со всей округи. Чего только не было на этих шумных и веселых ярмарках! Даже заморские товары не были редкостью, потому что река Вятка была удобным торговым путём. А как умели красить местные мастера! Подрельский красильный промысел был известен даже за пределами Вятской губернии.
Славное прошлое имеет село. Гордостью наполняется сердце, когда мы читаем о судьбе Савватия Ивановича Сычугова. Этот известный в России врач-просветитель родился в Подрелье, здесь прошли его детские годы, а Подрельская школа дала ему путёвку в жизнь.
Судьбы многих талантливых людей Вятской земли связаны с этим старинным селом. Среди них такие известные деятели, как доктор ветеринарных наук, профессор Николай Петрович Краснопёров, артист, член Союза художников Степан Петрович Лаптев, основатель знатной на Вятке династии промышленников и купцов Николай Лаптев, герой гражданской войны Сергей Захарович Зонов… С этим селом связана судьба известного священнослужителя Михаила Тихоницкого, принявшего в 1918 году мученическую смерть и причисленного церковью к лику священномучеников Российских.
Все эти люди вписали своей жизнью, деятельностью, творчеством яркие страницы в историю не только Вятского края, но и всей России.
Настоящим украшением села Подрелье была Введенская церковь, названная так в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. Каменная, высокая, она стояла на самом берегу – на возвышении, и видно её было отовсюду. От церкви открывался редкий по красоте вид на широкую, плавно изгибающуюся реку, на заливные луга и леса, простирающиеся на много километров вокруг. Больше двух веков стояла в зелени эта белая красавица, настоящая жемчужина вятской архитектуры. Много-много раз видела она, как всходит и заходит солнце, полоскали её дожди, заносили снега… А она – стояла всем на радость. Увенчанная крестом, символом победы жизни над смертью, Введенская церковь была украшением села, его гордостью и символом на сотни лет. Она служила ориентиром, так как купол с крестом далеко был виден со всех сторон. О церкви знали во всей округе. Церковный колокол торжественно звучал на праздники, как набат, в дни бедствий народных, колокол провожал христиан своим звоном в последний путь…
Введенская церковь прекратила своё действие в сталинскую эпоху, в 1939 году, когда гонения на церкви были особенно сильными. Храм был разрушен и разграблен, церковные книги сожжены и уничтожены, деревянные кресты распилены.
Еще раньше в селе одну за другой закрыли школы: сначала земские, затем и церковно-приходскую. Постепенно жизнь в селе начинала угасать.
С тех пор прошло уже более семидесяти лет… Разрушено и разграблено святое место, уходит в небытие и само Подрелье, живописный уголок родного края. Село, покинутое всеми, превратилось в одинокий заросший холм, где хозяйничают ветер, царствуют тишина и запустение.
Сейчас на месте села – пустырь, где никто не проживает, и только полуразрушенный храм, сиротливо стоящий на высоком берегу Вятки, напоминает о старинном селе, где жили люди, играли свадьбы, растили детей, сеяли, пахали, убирали урожай, торговали на ярмарках…
Нам даже трудно представить, что на месте пустыря, заросшего высокой крапивой и густым малинником, когда-то были три школы. Не одна, а целых три! Здесь никогда не стихали детские голоса, всегда было шумно и весело.
А сегодня вокруг стоит тишина, которую иногда нарушают посещающие это красивое место туристы да прилетающие на высокий берег реки птицы. Легкое перешептывание березок и осин, поскрипывание вековых лип и тополей, неожиданный крик птицы навевают робость и грусть и напоминают о том, что не нужно торопиться порывать корни, связывающие с родной землей, с местом, давшим жизнь, взрастившим не одно поколение вятичей.
Сейчас села нет, но оно живёт и будет вечно жить в нашей памяти, как и люди, прославившие Подрелье. Только память, простая человеческая память на какие-то мгновения вновь и вновь возрождает и будет возрождать это село.
Я часто бываю на берегу Вятки, на том месте, где было когда-то старинное Вятское село Подрелье. Когда стоишь у разрушенного храма, стараешься представить и школу, где работала учителем моя бабушка, и школьный сад, от которого осталось несколько фруктовых деревьев, и столовую, и медпункт, и жилые дома, утопающие по весне в цветущей черемухе и сирени. Много рассказывала мне о Подрелье моя мама. Она хорошо помнит последние годы села, а восьмой класс, в котором она училась в 1975 году, стал последним выпуском Подрельской восьмилетней школы.
Сиротливо и одиноко стоит сегодня полуразвалившийся храм… Живопись, украшавшая стены храма, до наших дней не сохранилась, старинные фрески уничтожает время и человеческая рука. Но даже полуразрушенный, этот храм кажется чудесным видением. Стоящий на крутом берегу Вятки, он словно парит над окружающим его пейзажем и виден издалека. Это древнее здание, построенное три столетия назад, поражает и сегодня своим величием и красотой.
Без всякого сомнения, этот памятник истории и архитектуры мог бы служить неким символом нашего Вятского края. И он служит — разрушенный, заброшенный, осиротевший…. Служит символом забытой Родины, символом забвения и опустошенной человеческой души.
Жизнь села Подрелье сегодня уже история. Почему так случилось? Почему исчезают частички нашей Родины? Исчезают с лица земли. Исчезают навсегда. Болью наполняется сердце, когда на месте вчерашних сел и деревень видишь чертополох и крапиву. Кто в этом виноват?
Что нужно сделать, чтобы стыдливо не отворачивались от руин храма одни, чтобы не смотрели горестно другие, чтобы, наконец, не были эти руины прямым укором нашей совести, которая осталась жить в сердцах многих людей. «Мерзости запустения» должен прийти конец. Когда же наконец наступит время не разбрасывать, а собирать камни.
Пусть не гаснут огни в окнах сел и деревень. Пусть слова: «Не исчезай, село родное!» будут для всех живущих в нем не просто лирическим вздохом, а делом жизни, делом чести, и только тогда мы никогда не разорвем ниточку, связывающую нас с малой родиной, с родным Вятским краем.
О, вещая птица, поруганной красоты!
Что с нами сегодня творится,
Что с Родиной завтра случится,
Быть может, поведаешь ты?
Иль ты ощутила, что с нами
Расстаться настала пора? -
Взмахнёшь безнадежно крылами
И нам не оставишь пера. Д. Захаров
Ах, родное Подрелье ,
Белокаменный храм!
Кто придумал, зачем же
Разорение там?
Опустела окрестность,
Вырос чертополох,
Не стекается в церковь
Православный народ.
Все повыбиты стекла,
Нет чугунных оград
И чугунной решетки,
Ограждающей сад.
В окруженье крапивы-
Не нужна никому,
Как сиротка тоскливо
Смотрит в Вятку-реку.
Ф. Булатова
Здесь когда-то стояла школа…
О селе напоминает единственный дом
Цветок или сорняк?
Учимся ткать миленький коврик
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Загадочная система из шести экзопланет
"Разделите так, как делили работу..."