Объектом изучения данной работы является «Домострой» как историко-литературный феномен, национальная ценность и показатель русской ментальности, а предмет исследования: социально- экономические, правовые, педагогические стороны «Домостроя». Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, формулируются цели и задачи. Цель проектной работы - исследовать художественное произведения XVI века «Домострой» с позиции смысложизненных, мировоззренческих основ жизни русского человека, раскрыть концептуальное содержание домостроительства. Общенаучные методы исследования – метод анализа и метод синтеза. Гипотеза, выдвигаемая в работе: «Домострой» – сложное, многозначное историческое явление, руководство современному человеку или анахронизм.
Во введении показана и актуальность исследуемой проблемы: «Домострой» как сборник правил, законов важен для каждого человека на любом историческом этапе развития общества.
В первой главе рассмотрены социально-экономические аспекты «Домостроя»: исследование особого типа хозяйствования, национальных моделей хозяйственного устройства как предвестника современных экономических доктрин.
Во второй главе изучен правовой аспект «Домостроя» с точки зрения семейного права и ювенального права. В данной главе описано, как происходило регулирование взаимоотношений супругов, а также регулирование взаимоотношений детей и родителей в эпоху написания «Домостроя» и в XXI веке с точки зрения права.
В третьей главе рассмотрены педагогические аспекты «Домостроя»: воспитание детей в эпоху написания «Домостроя» и в XXI веке, положительные и неодобрительные, подвергающиеся критике стороны с точки зрения современной педагогики.
В четвертой главе приведены результаты опроса (статистические данные по Пансиону воспитанниц) подростков 16-17 лет, указывающие на целесообразность изучения проблемы, а также на то, что предлагаемая проблема хорошо воспринимается старшей возрастной группой и может способствовать более близкому знакомству с традициями и, как следствие, расширить кругозор и повысить уровень культуры. В основной части также использованы данные опроса специалистов об отношении их к заявленной проблеме и путях разрешения ситуации: психолога, преподавателя русского языка и литературы и преподавателя обществознания.
В заключении по результатам настоящей работы сделаны выводы:
-в «Домострое» отразилась вся жизнь Руси XV-XVI веков со своими особенностями и противоречиями;
-«Домострой» есть попытка создать определённый свод нравственных правил своего времени и дать практические советы по их претворению в жизнь;
-многие идеи: нравственные правила и житейская мудрость «Домостроя» для современного человека спасительны, т.к. способствуют лучшему пониманию смысложизненных позиций человека и в целом страны в эпоху XXI века, формирует ценностно-нравственные ориентиры в жизни человека.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sergeeva_darya_10g.docx | 532.01 КБ |
ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц
Министерства обороны Российской Федерации»
Секция: Филология
Тема проектной работы:
«Концептуальные основы «Домостроя»:
социально- экономический, правовой, педагогический аспекты»
Автор: Сергеева Дарья,
воспитанница 10 «Г» класса
Научный руководитель:
преподаватель русского языка
и литературы
Якимова Ирина Михайловна
Москва
2015
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………….4-7
1 глава
Социально-экономические аспекты «Домостроя»…………..……………………..7-13
2 глава
Правовой аспект Домостроя
2.1 Семейное право и «Домострой»: регулирование взаимоотношений супругов ………………………………………………………………………………………..13-19
2.2 Семейное право и ювенальное право и «Домострой»: регулирование взаимоотношения детей и родителей…..….……………………………………....19-20
3 глава
Педагогические аспекты «Домостроя»: воспитание детей…………………...….20-27
4 глава
4.1 Исследование………………………………………...….....................................27-28
4.2 Мнение специалистов…………………………………………………………..28-29
Заключение……………………………………………………………………........29-30
Список использованной литературы ………………………..…….……………….31
Объект исследования: «Домострой» как историко-литературный феномен, национальная ценность и показатель русской ментальности
Предмет исследования: социально- экономические, правовые, педагогические стороны «Домостроя».
Цель проектной работы: исследовать художественное произведения XVI века «Домострой» как смысложизненные , мировоззренческие основы жизни русского человека, с точки зрения социокультурологии, педагогики, юриспруденции, раскрыть концептуальное содержание домостроительства (на основании анализа «Домостроя») как системы и процесса реализации хозяйственной деятельности, права, воспитания, всеневещественных ценностей и «духовно-нравственного капитала».
Задачи:
Актуальность проблемы: «Домострой» как сборник правил, законов важен для каждого человека на любом историческом этапе развития общества, т.к способствует лучшему пониманию смысложизненных позиций человека и в целом страны в эпоху XXI века, формирует ценностно-нравственные ориентиры в жизни человека.
Гипотеза:
«Домострой» – сложное, многозначное историческое явление, руководство современному человеку или анахронизм.
Трудно предвидеть, каков будет человек
через тысячу лет; но отнимите у современного
человека этот медленно и трудно нажитый скарб
обрядов, обычаев, всяких условностей – и он
растеряется, утратит все свое житейское уменье,
не будет знать, как обойтись с ближним,
и будет принужден все начать сызнова.
В.О. Ключевский
ВВЕДЕНИЕ
Начало XXI века обусловлено колоссальными изменениями, которые коснулись всех сторон жизни российского общества. Многое подвергается сегодня переосмыслению и нередко реабилитируется то, что недавно отвергалось бесповоротно. Изменения, происходящие в обществе, коснулись главных институтов – семьи, воспитания, права.
Данная работа посвящена исследованию выдающегося памятника отечественной литературы и общественной мысли «Домострой». Велик круг вопросов, которые затрагиваются в этой книге, значительно её содержание. Мы же попытаемся рассмотреть его под таким углом: почему «Домострой» можно назвать энциклопедией жизни своего времени, в чём заключаются наиболее существенные, «корневые» черты жизни Руси своего времени по «Домострою», а также соотнесение жизни современного человека с устоями «Домостроя». Ведь можно утверждать, что нет ни одной книги, которая столь полно как «Домострой» отразила бы самые существенные и разнообразны черты жизни своего времени. В XV-XVI веках происходил процесс становления централизованного русского государства. И задача «Домостроя» как раз и заключалась в том, чтобы способствовать созданию этой рационально - жёсткой системы управления. Так выстраивалась эта значительная смысловая ось своего времени: Бог - Царь - Отец - Семья. Жёсткая иерархичность общества и регламентация поведения, которые отстаивает «Домострой» как раз и призваны структурировать всю жизнь крепнущего централизованного государства Россия и укрепить мощь государственного механизма. Государство, церковь и семья образуют общность. Этому учит «Домострой». Государство строится на надежной основе — семье. Подобно тому и как во главе государства находится царь - государь, так и в семье государь – глава семьи — голова всему дому. Слово «государь» в обоих случаях употребляется в едином значении.
Домостро́й (полное название — Книга, называемая «Домострой») — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.
По мнению исследователей С. М. Соловьева, И. С. Некрасова, А. С. Орлова, Д. В. Колесова и др., «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По утверждению этих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников. Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества.
Исследователи прослеживают связь «Домостроя» с более ранними сборниками поучений и «слов», как славянских — «Златоуст», «Златая цепь», так и западных — «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другими. Фактически, «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты.
В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного — протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. Однако некоторые исследователи (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают именно Сильвестра автором «Домостроя».
Обновлённая редакция «Домостроя» была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшего справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом — Карионом (Истоминым) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.
В XIX веке, из-за одиозных описаний наказания жены, «Домострой» широко цитировался в негативных тонах русскими разночинцами-публицистами, Н. А. Бердяевым и др.
Структура «Домостроя»: в сильвестровской версии «Домострой» состоит из предисловия, 63 глав и «Послания и наказания от отца к сыну», сгруппированных по следующим основным направлениям:
«Домострой» в момент своего сложения является, по мнению Д.С. Лихачёва, порождением самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. Перед нами не просто «экономия» (таково точное значение кальки – слова «домострой»), она проникнута нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которое составляет население Дома. Христианская мораль в отточенных определениях отцов церкви накладывается на бытовые подробности жизни – и тем самым как бы ограничивает возможности человека, подчиняя их общепринятым нормам этой жизни.
Литературная традиция, породившая «Домострой», идет от древних переводов на славянский язык христианских текстов нравственного характера, особенно почитавшихся в Новгороде. Именно здесь долго сохранялись и условия, способствовавшие тем отношениям церкви с властью, а их обеих – с подданным, которые отражены в «Домострое»: «справедливая», праведная вера, скрепляющая прерогативы власти своим авторитетом, «очищающая» ее. Духовность как «естественная потребность личности, живущей в жестоком мире средневековья».
Кроме назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни на Руси.
До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество трактовалось исследователями как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья с соответствующими атрибутами: авторитарностью, собственностью, субординацией и т.п.
Семья является объектом исследования многих наук – социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика – потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография – особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография – роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика – ее воспитательные возможности.
Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы.
1 ГЛАВА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ДОМОСТРОЯ»
Домострой как экономический порядок, хозяйственный строй, основанный на духовно-нравственных началах, прежде всего – справедливости, со своей доминантой и архетипом, - феномен. Домостроительство – это также всеобщая экономическая система, практическая и концептуальная. Из источников следует: «Попытки собирания и составления подобного рода житейских указаний и практических правил относительно домостроительства встречаются в самые отдалённые времена и у всех народов.
Историко-экономический анализ позволил представить домостроительство в двух основных смыслах. Во-первых, как процесс, то есть целенаправленное созидание целостной эффективной (с точки зрения самодостаточности, хозяйственной безопасности и конкурентоспособности) системы общественного хозяйства, способной обеспечить гармоничное включение всех членов и ячеек общества в реализацию совместного общежития, хозяйства и труда с учетом неоднородности и разнообразия социума, а также присущих ему социокультурных традиций. Во-вторых, домостроительство – это самобытная хозяйственная система, «внутренним строем», стержнем которой является домострой. Его принципами являются справедливость, самодостаточность, соборность, нестяжательство. Более конкретные формы реализации домостроя – это домашняя промышленность, артель, община. [1]
Помимо фундаментальных категорий в системе домостроительства есть три сущностные категории: это труд, богатство, собственность. В России данная триада: труд, богатство, собственность - находится в органическом единстве. У российского народа смысложизненные ценности оставались в течение многих веков исторически традиционными. Это – дом, семейное (домашнее) хозяйство, коллективные отношения артельного и общинного хозяйства, особое отношение к земле не как к институту частной собственности, а как «матушке – кормилице», священной основе русского хозяйства – «земле Божией», государству – «самодержавству» и др.
Домостроительство – это историческая и современная хозяйственная система, включающая в себя: во-первых, элементы хозяйствования, т. е. природные и вещественные ресурсы, а также людей в их роли производителей, потребителей и носителей человеческого капитала; во-вторых, социо-культурно-производственные отношения, т. е. хозяйственные отношения в рамках определенной культурно-исторической целостности и/или культурно-исторического типа взаимосвязи между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ (продуктов труда, товаров и услуг, вещественных и невещественных, включая т.н. «неземные»); в-третьих, хозяйственный порядок, «конституирующуюся» из обязательных для хозяйственного процесса правовых норм, правил, ценностей, мотиваций, «ментальных конструкций» и механизмов их реализации, т. е. институтов, а также преимущественно непосредственно-общественных отношений; в-четвертых, набором «быстрых», обычных экономических переменных (например, цена) и «медленных», к числу которых относятся самобытные категории домостроительства (например, соборность).[2]
«Домострой» обращен к горожанам среднего достатка, к купцам и дворянам («как дворъ строити»), к новым служилым людям, появившимся па Руси. По своему языку и стилю «Домострой» существенно практичнее всех предыдущих наставлений и поучений. При том, что в «Домострое» сохраняются средневековый традиционный жанр, назидательность и местами даже афористичный лаконизм изложения, потому что трактат ориентирован на совершенно другую социальную среду. «Домострой» нацелен на предпринимательскую аудиторию и в то же время он посвящен будничной жизни, ежедневному быту, управлению конкретным домохозяйством. Прагматизм, доводимый местами до чистого практицизма, подчеркивает основное предназначение «Домостроя» — не «знания», а порядок и умение управлять конкретными делами интересуют автора. Домострой содержит многочисленные советы о том, как следует вести домашнее хозяйство. [3]
Приведем названия и цитаты из некоторых статей «Домостроя», характеризующие уровень развития управленческой мысли в России XVI в. Например: «всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника» (ст. 21); «Каких людей держать и как о них заботиться во всяком учении и в божественных заповедях, и в домашней работе» (название статьи 22); «людей у себя держать хороших, чтобы знали ремесло, кто какого достоин и какому ремеслу учен» (ст. 22).[4]
Приведем полный текст короткой, но принципиальной ст. 26: «Как жить человеку, рассчитав свою жизнь»: «А во всяком своем имуществе: и в лавочном, и в любом товаре, и в казне, и в домах, или в дворовом всяком припасе, деревенском ли или ремесленном — и в приходе, и в расходе, и в займах, и в долгах всегда себе отмечать, тогда и проживешь, и имущество сохранишь, по приходу и расход».
А вот что будет с теми, «если кто живет, ничего не рассчитав» (ст. 27): «Всякому человеку: богатому и бедному, большому и малому — все рассчитать и разметить, исходя из ремесла и из доходов, а также и по имуществу; приказному же человеку все рассчитать, учтя государево жалованье и по доходу, и по поместью... Если же кто, не рассчитав своего и не разметив житья своего и ремесла и прибыли, начнет, на людей глядя, жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, такая честь его обернется великим бесчестием со стыдом и позором».
Бытовая повседневность предстает в нем очень детализированной, с мельчайшими подробностями. Сквозь хозяйственные разговоры выявляются деловые и житейские советы, характеризующие личностные постулаты общества определённого времени. Так каждый человек должен жить по своим доходам. «Всякому человеку, богатому и бедному, знатному и незнатному, надо в хозяйстве все считать и учитывать: и в промысле, и в прибыли, и во всем имении. Служивому человеку жить, рассчитав и учтя государево жалованье и доход от поместья и от вотчины, и по доходам себе дом держать и все хозяйство с припасами. По тому расчету и слуг держать, и хозяйство, по промыслу и по доходу глядя, по нему и есть, и пить, и одеваться, и государю служить, и слуг содержать, и с добрыми людьми общаться». Мы видим, что сословно-статусный подход здесь вполне сочетается с нормами поведения общими для всего феодального общества. Достойный хозяин, независимо от его статуса, а руководствуясь, в первую очередь, своими доходами; заранее делает запасы впрок, чтобы в случае неурожая или по иной причине не оказаться в невыгодном положении.
Домострой говорит о бережливости. Это выражается в подробных советах о том, как мыть, считать и убирать посуду, шить на вырост одежду, чистить её, чинить и сохранять поношенные вещи. Подобная бережливость, граничащая иногда со скупостью, может удивить нас. Но важно помнить, что человек того времени иначе относился к вещам. Их было меньше, они более ценились, передавались по наследству. Кроме того, трудно не признать правильности и актуальности некоторых советов: не выбрасывать старых вещей, а сохранить их, чтобы при необходимости вновь использовать их, предусмотреть заранее, что и в каком объёме нужно к зиме, сделав необходимые заготовки осенью, когда больше выбор и дешевле цены, очень важно и резкое осуждение пьянства.
«Домострой» говорит о быте и хозяйстве зажиточного горожанина, купца или ремесленника. Его двор не был таким уж замкнутым, отгороженным от всего мира. Он был связан с рынком в плане экономики, а в плане человеческого общения — с соседями. В «Домострое» предусматривалась помощь друг другу на правах ссуды.
Есть статьи, которые можно отнести к предмету управления запасами и маркетингом. К примеру, ст. 40: «Приказчику, дворецкому или ключнику, или купцу, кто из них облечен доверием, или самому господину на рынке всегда присматривать всякий припас... всякий товар, что со всех сторон идет; когда навезут всего или когда много чего у приезжих людей, — в те поры и закупить про запас, все с рубля с четверти недодашь, и с десяти рублей также, у перекупщика же купишь дороже, вдвое заплатишь да еще и не всякое купишь, если чего-то нет, а надобно. А какой товар или припас не портится со временем, да если еще он дешев, тогда и лишнего можно купить, чтобы в своем хозяйстве удовлетворить все нужды; лишнее же продать, когда вздорожает, и тогда запасы твои обернутся прибылью, как и водится то у хорошего хозяина, домовитого и смышленого в своей предусмотрительности и в умении».
Есть статьи, посвященные учету и контролю и мерам вознаграждения за работу: «А в погребах и на ледниках, и в житницах, и в сушильных, и в клетях, и в амбарах, и в конюшнях каждый день по вечерам в любую погоду самому господину проверить все питье и еду, и порядок, и всякий припас, и товар, и пожитки... и в любом владенье; и у ключника, и у повара, и у пекаря, и у конюха — все осмотреть самому, хорошо ли устроено, так ли, как написано в этой книге, и расспросить, сколько чего есть и всему ли есть мера и счет, и записи. Да все то приметить и самому размыслить: сколько чего сделано, сколько чего разошлось, кому что отдано» (ст. 58).
Есть в «Домострое» статьи, излагающие принципы работы с персоналом: «Во всяком деле кто хорошо, бережливо и бесхитростно служит, по наказу вес исполняет, того пожаловать и привечать его добрым словом, едой и питьем одарить, и всякую просьбу его исполнить. А чего без умысла или недогадкой или неразумием неловко натворил или испортил что — и в том только словом поучить его перед всеми: и все бы того остерегались, ему же вину простить. Но если в другой и в третий раз натворит чего или заленится — тогда, по вине и по делу смотря, поразмыслив, поучить и побить: была бы хорошему честь, плохому же наказание, а всем — наука» (ст. 59). «А кто глуп и груб, и вороват, и ленив, и ни на что не годится, ни поучении, ни ударов не воспринимает — того, накормив, со двора прогнать: тогда и другие, на такого дурака глядя, не испортятся!» (ст. 60).
В целом «Домострой» представляет собой конкретно-перечислительный свод наставлений рациональной организации «дома и себя устроивати во всем» на фоне нравственных характеристик в отношениях между домостроителями и домочадцами. Более того, принципы рационального управления хозяйством, изложенные в «Домострое», таковы, что можно говорить о некоторой их универсальности. Хотя начальным объектом рассуждений служит натуральное домашнее хозяйство потребительского, а не производственного или промышленного типа, в дальнейшем в «Домострое» появляются экономические модели более сложного порядка. Разрастание и усложнение семейной общины как в социальном, так и в хозяйственном плане выдвигают на первое место проблему стабильности семейного коллектива, его определенной внутренней сплоченности. Огромную роль в решении этой проблемы играет православная этика. Это и составляет своеобразное ядро хозяйственной организации и позволяет семейной экономике приспосабливаться к самым разным конкретным экономическим условиям и ситуациям.
В «Домострое» разворачивается вполне народнохозяйственное управленческое действо с частыми иллюстрациями положительных, добродетельных примеров. Это очень своеобразная форма управления и самоуправления, сочетающая глубокий традиционализм хозяйственного ядра организации с новизной ситуационного поведения. Такое домашнее хозяйство, несомненно, может накапливать определенный потенциал перехода к чисто предпринимательским формам.
Концептуальные подходы к осмыслению контура национальной модели хозяйственной системы России рассматриваются в домостроительном аспекте. Такой модели соответствуют трудовая основа богатства, материальное и нематериальное богатство как необходимый достаток и возможность полноценного бытия; приоритет духовно-нравственного богатства над вещественным; умеренности чрезмерному потребительству; справедливости наживе; общего благосостояния частному накопительству; приоритет общего интереса над индивидуальным, эгоистическим при уважении разнообразия интересов членов общества.[5]
Итак, «Домострой» активно освещает хозяйственные вопросы и даёт практические рекомендации на самые разные случаи жизни.
Для российского домостроительства была характерна православная идеология, обусловившая отношение к труду как к «спасительной обязанности» и «соработничеству с Богом», где труд и собственность – два взаимосвязанных элемента хозяйственной культуры, а справедливая собственность – функция труда; к богатству как к одному из средств спасения через «благотворение». Категория цели и совокупность приоритетов в домостроительстве не ограничивалась только материальными и земными координатами, но включала в себя духовные, «неземные» цели – ценностные цели. Такой целью является правда как справедливость и истина. Для эффективной реализации этих целей в Домострое использовались в качестве основных институтов управления Самодержавие и Народность (Соборность). Органическая взаимосвязь этих трех категорий: Православия, Самодержавия и Народности обусловили домостроительство как целостную систему хозяйства и жизнедеятельности России, своим содержанием далеко выходящую за пределы собственно экономики.
В XVIII в. Елизавета Петровна и Екатерина II Алексеевна Романовы продолжили реформы Петра Великого. Каждая из них претворила в жизнь свой имперский проект. Их объединяло то, что они придерживались русских традиций в экономике и одновременно ее модернизировали.
По сути домостроительными являются проекты экономических реформ П. А. Столыпина. Дискутируя с А. В. Кривошеиным он подчеркивал, что земле нужен хозяин. В первичную раздачу земли Столыпин не допускал ростовщика, спекулянта. Таким образом, даже в начале XX в. прослеживается теоретическая и практическая последовательность этого российского государственного деятеля в учении о домостроительстве, отрицавшего ростовщичество в живом хозяйственном организме России.
«Домострой», по мнению исследователя С.И. Таценко, является самым «обытовленным» памятником древнерусской литературы, редко склонявшейся к бытовой конкретности. Особенно насыщена этой конкретностью третья часть произведения, посвященная правильному ведению домашнего хозяйства: «А сеницах бы было сено устроено и не разрыто и не разволочено по леснице и по крыльцу и по двору не растаскано и всегда бы было убрано и подметено и в ногах и в грязи не затоптано, и не накапало бы, и не навъяло и не гнило, замкнуто а солома по тому же бы была в кровле, и прикладено и обрано и очищено…». Здесь намечается некоторое противоречие: наставление, носящее религиозный, христианский характер, имеет своей главной целью научить именно бытовой, житейской мудрости, причем такие христианские добродетели, как терпение, кротость, милосердие, рассматриваются автором как средства для приобретения выгод житейских: вслед за предписанием правильных, с точки зрения морали, поступков. Сильвестр сразу указывает на материальную выгоду, исходящую от этих поступков. Это можно объяснить тем, что во времена создания «Домостроя» главенствовал не дух христианской заповеди, а ее форма.
Можно с уверенностью утверждать, что ни один документ средневековой Руси не отразил характер быта, хозяйства, экономических взаимоотношений своего времени, со степенью достоверности «Домостроя». Это и дает повод называть «Домострой» «поваренной книгой» «русского быта».
II ГЛАВА
ПРАВОВОВОЙ АСПЕКТ «ДОМОСТРОЯ»
2.1 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И «ДОМОСТРОЙ»: РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ
Каковы же были внутрисемейные отношения в древнерусской семье и какую роль отводил Домострой в их системе женщине и мужчине? Термин семья в ее современной трактовке Домострой не знает. Для русских людей того времени семья – это дом. Во главе дома стоит хозяин – мужчина, муж, государь, но рядом с ним – его жена, государыня. Слово «дом» используется, обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся в отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.
В массовом сознании людей понятие «домострой» - свод правил, регламентировавших жизнь средневековой семьи, давно приобрело устойчивый негативный оттенок. Глава дома, государь своего «семейного государства», призван думать не о себе одном, а обо всех членах семьи, даже о слугах дома. Обязанность и ответственность перед Богом, царём и всем обществом за устройство домашней жизни давали хозяину огромные права, он волен был наказывать, учить и карать. Чтобы научить истинной жизни, он должен был держать всех домашних в строгости.
Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.
Большое место уделяет «Домострой» жене - подлинной хозяйке дома. Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье. Вся её деятельность в доме направлена на обеспечение домашнего мира, основанного на искренней любви, уважении к каждому члену семьи, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…».
Женщина в Домострое называется вовсе не рабой и не «другом человека», а Государыней Дома, женой домохозяина, и занимает особое место. Она должна была жить в страхе перед мужем, покоряться ему во всем, советоваться с ним. Но не следует абсолютизировать все рекомендации Домостроя, касающиеся супруги. Иначе может создаться мнение, что женщина не говорила ничего, кроме того, что ей велел муж, не выходила к гостям, не видела других людей, бывая в церкви или отдавая распоряжения по хозяйству, не веселилась, справляя праздники и или наблюдая скоморохов. На самом деле истинное положение жены это положение домоправительницы и опоры мужа в доме. Сферы деятельности хозяина и хозяйки различались: он создавал, она сберегала, на ее плечах лежала организация хранения припасов, работы и обучения слуг. Высоко мнение автора «Домостроя» о достойной жене. «Жена добрая — награда мужу, и благая милость тому, кто боится Бога. Ибо жена прибавляет чести мужу: первое, Божию заповедь сохранив, благословлена будет, а второе, хвалят ее и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая — венец мужу своему, если обрел муж жену свою добрую — только благо выносит из дома своего. Блажен такой жены муж, и лета свои исполняют они в добром мире. За жену добрую хвала мужу и честь».
В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами – женским и мужским – на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми. В домострое много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.
Прежде всего, Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами. О долге каждого человека в семье и в государстве. Про "мужскую тиранию" и "женское бесправие" тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они "равновелики". Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, - государыня над детьми и над слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо - бранит. Но самое важное, что касается роли женщины в семье, выражено так: "Если подарит кому-то Бог жену хорошую - дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится - добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена - награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора" (Домострой, гл. 23).
Именно высокая ответственность перед Богом за себя и свою семью даёт в первую очередь мужу и большие права среди родных и домочадцев. «Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по Боге ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, и он сам себя погубит в этом веке и в будущем, и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж о своем радеет спасении и жену и чад своих наставляет, также и слуг своих всякому страху Божию учит и законному христианскому жительству, как здесь написано, то он со всеми вместе в благоденствии и по-Божески жизнь свою проживет и милости Божией удостоится».
Старшинство мужа в доме - это не своеволие и не проявление мужской тирании, это явление вполне естественное для того времени. Это один из принципов мироустройства, залог порядка.
Каковы же полномочия хозяина? Прежде всего - опекать, учить членов семьи и домочадцев, заботиться об их благоденствии. Домочадцы - это и домашняя прислуга. О ней Домострой также неоднократно упоминает. Если слуги честно выполняют свои обязанности, следует сажать их за хозяйский стол, одаривать одеждой со своего плеча, всячески защищать. Хорошему слуге хозяин помогает устроиться в жизни: завести свое торговое дело, обустроить двор. Если же слуга нерадив, обкрадывает хозяев, сплетничает о них, увиливает от работы, необходимо его поучать, в том числе и самым популярным тогда средством - поркой. Но после этого обязательно нужно предоставить человеку новый шанс. И только если он снова и снова будет воровать, бездельничать, то следует накормить такого слугу и прогнать со двора.
В случае неповиновения его воле глава семьи вправе был применить и физическое воздействие в отношении членов своей семьи. В этой связи очень важно отметить несколько моментов. Автор «Домостроя» неоднократно упоминает о физических наказаниях как вынужденной мере. Оно применяется, если не подействовало слово. Кроме того, результат телесных мук - это душевное спасение - «человека страхом спасайте, поучая и наказывая, а то, рассудив, и телесно наказывайте».
Жестокость отношений в семье, о которой говорится в «Домострое», не выходила за рамки моральных норм средневековья и по существу не отличалась от аналогичных назидательных сочинений европейских авторов.
Вместе с тем, нельзя понимать взаимоотношения мужа и семьи в эпоху Средневековья как отношения его однозначного доминирования.
Удивительно то, что авторы Домостроя не знают современного разделения на «права» и «обязанности». У членов семьи, и женщин, и мужчин, по Домострою, нет прав, так что если бы исследователь задался целью изучить права мужчины того времени, он вынужден был бы сделать вывод о закабалении мужчины семьей.
Следовательно, трудно говорить и о правах женщины на Руси XVI-XVII веков.
Роль мужчины по «Домострою»: глава дома (государь) занимает господствующее положение, которое трактуется не как его право, а как обязанность-забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов.
Роль женщины по «Домострою»: жена (государыня) в семейной иерархии занимает место, близкое к главе дома. Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине, жена вместе с мужем принимает гостей.
Отношения жены и мужа: только лишь совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества. Поэтому «Домострой» требовал от женщины идеальных качеств. Если мужчина должен был быть строгим, справедливым и честным, то от женщины требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную. Если же жена порядка, как такового, не знает, то должен муж ее вразумлять, за вину и ослушание «великое и страшное» и при отсутствии раскаяния наказывать наедине, «с любовью», а наказав, «примолвить» и «пожаловать», главное, чтобы после наказания ни гнева не было, ни обиды, ведь именно так призывает строить отношения Домострой.
По Домострою телесные наказания способствуют духовному очищению и пробуждают совесть у женщин и у подрастающего поколения. Правда, учить расшалившихся родственников следовало, соблюдая благонравное спокойствие, а не прилюдно, дабы все видели, кто в доме хозяин. «Плеткою вежливенько побить, за руки держа, а гнев бы не был, а люди бы то не ведали и не слыхали».
Как любая форма жизненного устройства, домострой имел и негативные, и позитивные стороны. Прежде всего положительная стороной является расширение спектра социальных ролей женщины. И одна из главных проблем современного общества заключается именно в том, что, заимствовав у патриархального мира его худшие черты (начиная с тезиса об интеллектуальной неполноценности женщины и заканчивая архаическим распределением домашней работы), мы оставили в прошлом все по-настоящему ценное, что несла в себе тысячелетняя традиция. Отсюда гендерные стереотипы - один из главный изъянов современной модели семейных отношений. Требуя в общих чертах от женщины соответствия старозаветному «идеалу» – мягкости, покорности, жертвенности, отменного внешнего вида, умения выполнять на отлично всю домашнюю работу и т.д., эта модель максимально избавляет современного мужчину от груза ответственности: он уже не обязан ни содержать, ни защищать. Женщина по-прежнему «должна» - и уже не только семье, но и обществу.
Где следует искать корни этого социального инфантилизма? Психологи отвечают на этот вопрос однозначно - всё дело в...женском воспитании мальчиков. Давайте вспомним, кто занимается мужским воспитанием в наших семьях, в дошкольных учреждениях, в школах, в детских оздоровительных лагерях? Чаще всего это женщины.
Во времена Домостроя, как известно, мальчики получали сугубо мужское образование и воспитание, они с детства знали, что в будущем дом будет держаться на их плечах, а их женщина окажется «за мужем», а не «при муже» и не «для мужа». Таким образом, происходит развенчивание гендерного стереотипа.
Таким образом, правовое регулирование семейных отношений прошло значительный период исторического развития – от первобытной, патриархальной до современной моногамной семьи, от обычаев до актов, регулирующих семейные отношения. В большинстве государств семейные отношения регулируются гражданским законодательством, а также специальными законами, зачастую разрозненными, по вопросам брака, правового положения женщин, детей и опеки.[6]
Семейное право совокупность (система) норм, регулирующих семейные отношения.
Очень важно, что отношения, регулируемые семейным правом, возникают на основе брака, родства, усыновления, опеки и попечительства, принятия детей на воспитание.
В качестве своеобразного вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституция РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т.д.).
Среди основных начал семейного законодательства названы:
1) необходимость укрепления семьи;
2) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
3) обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;
4) обеспечение возможности судебной защиты семейных прав;
5) добровольность брачного союза мужчины и женщины;
6) признание только гражданского светского брака;
7) равенство прав супругов в семье;
8) приоритет семейного воспитания детей;
9) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
10) недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства (принцип равенства супругов воплощен в ряде статей Семейного кодекса (ст. 31–39 и др.), надо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему). Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения, т.е. один субъект не может повелевать другим.
Как представляется, в семейном законодательстве о равенстве супругов говорится в обоих значениях этого слова. Давно ушли в прошлое права личной власти мужа над женой (а также родителей над детьми, опекунов над опекаемыми). Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу, один супруг не может повелевать другим.
Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов (п. 2 ст. 31 СК): супруги равны в правах (и обязанностях) – равноправны.
2.2 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО и ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВО: РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
По общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип конкретизируется в ряде статей Семейного кодекса
(см., в частности, ст. 54, 55, 63, 121–123).
В целях реализации данного принципа в Семейном кодексе установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (ст. 65). Родители могут быть лишены родительских прав (ст. 69–70). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка
(п. 2 ст. 71) .
Основным критерием осуществления родительских прав и обязанностей является обеспечение интересов детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. За нарушение родителями обязанностей ответственность установлена семейным, административным и уголовным правом.
В число родительских прав и одновременно обязанностей в отношении ребенка входят:
1) право на воспитание ребенка;
2) право на образование ребенка;
3) право представлять интересы ребенка;
4) право на защиту ребенка;
5) право требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его не на законном основании.
Родительское воспитание не должно причинять вред физическому или психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
Современное ювенальное право говорит о личных правах и свободах ребенка. Эти права гарантированы Конституцией РФ. Положение несовершеннолетнего в рамках ювенальных правоотношений определяется, прежде всего, его правовым статусом.
Объем принадлежащих ребенку субъективных прав и свобод в правоотношении по общему правилу не должен быть меньше, чем в структуре правового статуса взрослого лица. Однако из этого правила имеется ряд исключений. В основном они, конечно, касаются политических прав и свобод, которые во многих случаях в соответствии с законодательством принадлежат только совершеннолетним членам общества и не могут быть переданы другому лицу. В отношении несовершеннолетнего не исключена возможность ограничения и других прав, например личных. Как частный случай такого ограничения можно назвать возможность родителей ограничить право несовершеннолетнего на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободное получение информации, если эти действия соответствуют интересам ребенка.
Семейное право и ювенальное право предписывают обществу охранять семью и ребенка, защищать права и интересы ребенка и супругов.
3 глава
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Во все времена всех людей волновало, кто придет им на смену, кого они оставят на земле после себя. Издревле дело воспитания подрастающего поколения считалось одним из важнейших. Естественно, что "Домострой" не обошел стороной эту тему. Более того, судя по тому, что и начинается, и заканчивается он текстами, по сути, на одну и ту же тему, разнящимися лишь объемом: "Наставление отца сыну" (гл. 1) и "Послание и наставление от отца к сыну" (гл. 64), этому аспекту в XVI веке придавали самое серьезное значение. Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.
Воспитательные рекомендации приведены в "Домострое" сразу же после наставлений духовных — что свидетельствует о том, как ответственно относились тогда к этому вопросу. Объединенные в четыре главы, они учат "Как детей своих воспитать в поучении и страхе Божьем" (гл. 15); "Как дочерей воспитать и с приданным замуж выдать" (гл.16); "Как детей учить и страхом спасать" (гл. 17); "Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем" (гл. 18).
Итак, что же лежало в основе детского воспитания и обучения?
На тех же принципах любви и прощения строится и воспитание детей. Нужно «и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию… И хранить их и блюсти чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу». (Домострой, Глава 19).
Хотя Домострой и составлен на основании многих сборников, в целом он простроен в рамках православной системы воспитания, для которой во главе угла стоит положительный пример. Сначала дается картинка идеального, а потом объясняется, что и ты, простой смертный, можешь этого достичь, живя по-христиански. У праведных родителей, «рассудительных и разумных», и дети «научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию».
Важнейший элемент воспитания детей в древнерусской семье – это строгое следование правилам поведения, обрядам, ритуалам и церемониям, коих в XVI-XVII веках было превеликое множество. Прежде всего, дети должны были усвоить религиозный образ жизни своих родителей.
Вслед за старшими дети усваивали и такие церемонии, как поклоны.
Особый стиль поведения внушался девочкам и девушкам. Как известно, дом был разделен на две половины, мужскую и женскую, и положение женщины в семье было строго определено. Боярыня при разговоре с мужчиной не могла смотреть ему в глаза. Размахивать руками ей тоже не разрешалось. Одну руку женщина держала около груди, а вторая была опущена вниз. Даже складывать (скрещивать) руки под грудью могла только простая женщина, но не боярыня. Праздная беседа тоже считалась грехом. Во время разговора женщина (или девушка) должна была заниматься делом, чаще всего – рукоделием: прясть, вязать или вышивать. На пиры женщины и девушки не допускались, так что познакомиться с молодым человеком девице не представлялось никакой возможности. Исключением был только свадебный пир, на котором веселились все вместе, и даже молодым девушкам – боярышням разрешалось плясать.
В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним». («Домострой», гл.17)
В противном же случае, «если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка…» и «если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. - то есть наказание постигнет и детей, и родителей. («Домострой», гл.15)
«Домострой» учит родителей обязательной заботе о чадах своих, – заботе как материальной, так и духовной: «Пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке…» Отцу и матери надлежит « учить детей страху Божию, и вежливости, и всякому порядку». А кроме того, в зависимости от возраста, и обучать их: мать обязана приобщать дочерей к рукоделию, а отец сыновей – к мастерству и разным ремеслам. Интересно, что «Домострой» делает здесь скидку на склонности ребенка, рекомендуя обучать детей именно тому, «кто в чем способен и какие кому Бог возможности даст».
Призывая родителей любить и беречь своих детей, «Домострой» в то же время обязывает их «и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». Вот она, классическая, передаваемая из уст в уста домостроевская догма: « Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей». В особой строгости воспитывались тогда сыновья: «Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». Что касается дочерей, то и их полагалось растить пусть не столь сурово, но без вольностей. Основой основ воспитания дочки было – беречь ее от греха и «блюсти ее чистоту телесную как зеницу ока и как свою душу». «Ибо если отдашь дочь свою беспорочной, будто великое дело совершишь и в любом обществе похвалишься». («Домострой», гл. 15)
Таким образом, основной домостроевский принцип воспитания ясен: «воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение». Иными словами, чем больше строгости, ограничений свободы, а со стороны детей – полного послушания, тем лучше. Должна быть и любовь обязательно. Однако «Домострой» остерегает родителей от любви открытой, явленной. Душевное тепло, ласку, нежность и прочие проявления чувств подобает прятать глубоко, на самом дне родительской души: «не улыбайся ему, играя: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою».
Впрочем, родителям не рекомендуется проявлять вообще никаких чрезмерных эмоций – как положительных (бурная радость, восторги, умиления), так и отрицательных (гнев, ярость). Умение сдерживать себя, скрывать свои чувства считалось важнейшим достоинством хозяина, главы семьи.
В другой главе читаем: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего … и в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее. Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение … И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет…» («Домострой», гл. 17). «Любя же сына своего, учащай ему раны — и потом о нем возвеселишься. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди злых им похвалишься, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Не смейся, играя с ним в младенчестве его, при младенчестве его веселился, а вырастет — скорбеть будешь, и в будущем, как оскомина для души твоей. Так не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребро, пока он растет, чтобы, возмужав, не провинился перед тобой и не стал тебе досаждением и болезнью души, и разорением дома, и погибелью имения, и укором соседей, и посмешищем перед врагами, и властям платежами, и злою досадой». Перед нами очень показательное для эпохи Средневековья понимание воспитания юного поколения, не знавшее понятия детства, когда на ребенка смотрели как на маленького взрослого и предъявляли к нему высокие требования, не делая скидок на возраст.
Таким образом, мы видим, что детей воспитывать рекомендовалось суровыми методами. Их можно и даже нужно было наказывать за любую шалость, держать в строгом послушании и всевозможных запретах.
Иными словами, если не соблюсти эти правила, то ребенок, по заветам «Домостроя», вырастет избалованным, испорченным, ни к чему не годным и принесет одно горе, печаль и позор своей семье. «Так не дай же ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей и злою досадой». А ежели дети будут воспитаны по всем правилам, то есть «в страхе божьем и в добром наставлении и научены всякому знанию, и порядку, и ремеслу, и рукоделию, - таких детей вместе с родителями Бог помилует, священники благословят и добрые люди похвалят». («Домострой», гл. 15)
Что же касается самих детей, то им строго настрого предписывалось любить, почитать и во всем слушаться отца и мать, помогать родителям в старости, как бы сурово и жестоко они не обращались со своими детьми: «Чада…любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и многие лета пребудете на земле». Иначе, если они осмелятся в чем-то перечить родителям или оскорбить их, Бог нашлет на таких нечестивых детей самые страшные проклятья и самую лютую кару. «Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери».
«Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; кто бьет отца и мать, пусть отлучат от церкви… и пусть умрет он лютою смертью… Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как они о вас…» («Домострой», гл. 18).
Непримиримо отношение автора и к тем детям, которые способны поднять руку на родителей: «Кто бьет отца или мать - тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: "Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит". Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери. Себе он кажется праведным перед Богом, но язычника хуже он, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: "Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы господней". Он назвал нечестивыми тех, кто обесчестит своих родителей. И еще сказал: "Кто насмехается над отцом и укоряет старость матери, - пусть склюют его вороны и сожрут орлы!" («Домострой», гл. 18).
И наоборот, все блага земные и неземные будут воздаянием детям, которые чтят и любят своих родителей, подчиняются им: «Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей, и в день печали спасет их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое. Утешающий мать свою творит волю божью и угождающий отцу в благости проживет. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: "Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно",- этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служи им, тогда и сами от Бога награду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.» («Домострой», гл. 18).
По словам исследователя Н.И. Костомарова «почтение к родителям считалось, по нравственным понятиям, ручательством здоровой, долгой и счастливой жизни» Как пишет исследователь В.В. Колесов, одна из сильнейших мыслей Домостроя такова: «любите родителей своих только за то, что они родили вас, ведь этим единственно вы им ответить не можете».[7] Подобные соображения и становились нравственным оправданием сильной отцовской руки.
В противовес сказанному выше, «Домострой» говорит и об обязанности родителей по отношению к детям, в частности, это касается рождения дочерей. Сильвестр, составитель «Домостроя», убежден, что любовь к детям должна проявляться исключительно в делах, а не на словах: в каждодневной заботе, в расчетливом ведении хозяйства, в умении родителей обеспечить будущее своим детям. По обычаю того времени, заботливый отец должен заранее позаботиться о приданом для дочери - это его прямая обязанность. Целая глава посвящена, например, тому, как правильно собирать дочери приданое. «У кого дочь родится, тогда рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и медную, и деревянную; добавлять всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток. И всего будет полно. Так дочери растут, страху Божью и знаниям учатся, а приданое их понемногу прибывает, только лишь замуж сговорят – тут все и готово». Если родители будут следовать этой разумной рекомендации, то и свадьба будет им в радость, а ежели «отец и мать незапасливы, для дочери своей…ничего не приготовили и доли ей никакой не выделили», то «впадут в печаль от свадьбы такой, ведь купить сразу все - дорого». («Домострой», гл. 16)
Также важно понять, что забота о воспитании детей - это всегда обязанность отца и матери. По мысли Домостроя, на их плечах полностью лежит ответственность за то, какими вырастут их дети, поэтому он и рекомендует наказывать их чаще. Ведь «если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня».
И наоборот, если родители хорошо воспитают своих чад, передадут им свой жизненный опыт, то и им будут дарованы все земные и неземные блага:
«Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию,- такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены…» («Домострой», гл. 15)
Конечно, строгость в воспитании детей важна. Однако при внимательном прочтении видно, что в тексте похвале уделяется гораздо больше внимания, чем брани. Кроме того, если сегодня, в XXI веке, мы воспринимаем телесные наказания как личностное оскорбление, то для средневекового человека это было самым распространенным средством вразумления. Домострой же вообще предлагает порку как самое последнее средство, если другие способы научить уже не помогают: «Если же этого не понимает, сурово ее накажи, страхом спасая, но не сердитесь, ты — на жену, а жена — на тебя». При этом Домострой вполне учитывает психологические особенности человека. «Учить» жену и детей следует так, чтобы никто из посторонних этого не видел и чтобы человек не чувствовал себя униженным. Цель наказания — вразумить, но не оскорбить. И если наказуемый уразумел, то сразу после порки нужно обязательно приласкать его и пожалеть: «Наедине поучай, а поучив — успокой, пожалей, приласкай ее; также и детей, и домочадцев своих учи страху Божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда». Получается, для своего времени Домострой предлагает очень осторожные, даже деликатные средства. Таким образом, и по « Домострою, и по современному праву дети нуждаются в защите, опеке и воспитании, где постоянный надзор и отеческие наставления играют ведущую роль. Телесные наказания, декларируемые в «Домострое лишь теоретически, в «практической» части предлагаются как мера крайняя.
4 ГЛАВА
4. 1 ИССЛЕДОВАНИЕ
Чтобы изучить глубину данной проблемы, мы решили провести исследование на предмет того, насколько воспитанницам интересна эта проблема, что они думают о системе взаимоотношений по «Домострою».
4.2 МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Как видят проблему психологи, педагоги, родители? Какое влияние оказал «Домострой» на регулирование взаимоотношений в семье и обществе?
Якимова И.М., преподаватель русского языка и литературы
Время идет, и то, что вчера представлялось нам архаичным, полузабытым, а то и реакционным, сегодня неожиданно предстает как эталон трудолюбия, честности, хозяйственной практичности и …. неизбывного романтизма, чистоты, наивности и доверчивости неискушенного человека. Этот документ нельзя воспринимать вне исторического контекста, ведь менталитет средневекового человека был совсем иным, чем в XIX веке, и тем более в XXI веке. И надо разобраться, в чём виделись тогда содержание и смысл человеческой жизни. Мы понимаем, что, целиком выражая идеи и чувства своих современников, авторы “Домостроя” хотели лишь одного: доступным им образом выразить вечную мысль — как жить по совести и умереть достойно. Ведь истинно русский способ познания мира – приведение его в ЛАД, достижение гармонии. Только человек, живущий в гармонии с собой и окружающими, может быть любящим и великодушным. Поэтому «Домострой» – это книга для человека по-настоящему русского. Чтобы строить будущее, мы берем с собой из прошлого самое ценное.
Кравченко Т.С., преподаватель обществознания
«Домострой» для своего времени был, безусловно, значимым достижением. В эпоху всеобщего падения нравов он стал действенной инструкцией, руководством правильной жизни. Однако стоит заметить, что современные консерваторы, превознося достоинства этого памятника средневековой этики и предлагая использовать его положения в современной жизни, не понимают, что Утопия не предназначена для непосредственной реализации. И "Домострой", так же как "Государство" Платона или "Город солнца" Кампанеллы, интересен по большому счету лишь как программа организации общества, которая никогда не будет осуществлена в чистом виде.
Соколова С.И., психолог
Для своего времени "Домострой" был важным, регламентирующим жизнь текстом, своеобразным кодексом. До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество трактовалось исследователями как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья с соответствующими атрибутами: авторитарностью, собственностью, субординацией. Основные правила "Домостроя" в современной семье оказались забыты. что привело к кризису современной семейных отношений, происходит "разложение духовных ценностей и нравственных ориентиров", в число которых входит ценность семьи и семейных отношений. ставят в центр всех социальных связей свободу личности и ее интересы. Сознание людей последовательно завоевывают идеалы индивидуализма, экономической независимости. Семья и брак часто рассматриваются как препятствие к достижению индивидуальной свободы и независимости. В действительности, все чрезвычайно просто: заботься о детях, люби и оберегай их, воспитывай на добрых примерах, приучай к вежливости, порядку. Но может быть, в этой гениальной простоте — непременный залог успеха, свидетельством чему служит многотрудная и многославная пятивековая жизнь России после "Домостроя".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В «Домострое» отразилась вся жизнь Руси XV-XVI веков со своими особенностями и противоречиями. Религия и быт, взаимоотношения между мужем и женой, воспитание детей, структура русского общества, хозяйственные, бытовые стороны - всё это и многие другие вопросы затрагиваются в нём.
В целом «Домострой» есть попытка создать определённый свод нравственных правил своего времени и дать практические советы по их претворению в жизнь.
По-разному оценивается «Домострой». Общеизвестны отрицательные отзывы о нём философов и идеологов революционного народничества. Но на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков намечается новая струя в оценке этой книги. "Сильвестр сделал попытку, значение которой не вполне осознано до сих пор. "Домострой" есть попытка создания грандиозного религиозно-нравственного кодекса, который должен был установить и внедрить в жизнь именно идеалы мировой, семейной, общественной нравственности. Задача колоссальная: ее масштабы сопоставимы с тем, что осуществил для своего народа Конфуций...". Так считал известный философ и писатель Д. Андреев.[8]
Крупные отечественные писатели двадцатого века - Б. Абрамов в романах «Братья и сёстры» и «Дом», В. Распутин в произведениях «Живи и помни» и «Прощание с Матёрой» запечатлели неприкаянность и одиночество человека своего времени, оторванного от корней своей культуры. В этом смысле идеи соборности и гармонии индивида и общества, которые трактует «Домострой», предстают перед нами как глубоко благие и спасительные.
Иными словами, этот сборник не просто собрание правил и условностей. Это вполне рациональная основа жизни, причем в обществе с иррациональной системой взглядов. В каком-то смысле Домострой даже опередил свое время. И, может быть, зря мы, люди XXI века, так скептически смотрим на этот памятник «темного средневековья»?
В наше время, разумеется, нельзя относиться к этому памятнику средневековья как к действующему своду правил: его миропонимание и практика отошли в вечность, и нет в современной России дома, где бы домостроевские нормы остались в быту. Но в первой половине XIX века, когда был опубликован текст «Домостроя», они еще жили, и не только у духовных лиц или в среде старообрядцев, но и в городском купечестве, и в зажиточном слое крестьянства. Вот почему интеллигенция того времени так ожесточенно реагировала на домостроевский быт, борясь со всяким проявлением отжившей, как тогда казалось, системы, отвергая вместе с тем и простые нравственные правила, и житейскую мудрость «Домостроя».
А.И. Герцен хорошо писал об этом: «...последовательно оглядываясь, мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе; всякий раз разглядываем в нем новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед...»
Таким образом, книга «Домострой» может служить путеводителем по жизни и нашим современникам.
Список литературы:
[1] Юдина Т.М. Эволюция учения о домостроительстве в контексте формирования экономической системы России.- МГУ,2009
[2] Юдина Т.Н. Домостроительство как историческая система хозяйства и жизнедеятельности человека. – Москва: МГУ, 2009
[3] Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1998.
[4] Маршев В.И.. История управленческой мысли: Учебник.- М.:Инфйра-М, .- 731с., 2005
[5] Юдина Т.Н. Домостроительство как историческая система хозяйства и жизнедеятельности человека. – Москва: МГУ, 2009
[7] Колесов В.В.. Домострой как памятник средневековой русской культуры.1996.
[8] Андреев Д. А. Роза мира, М.: Прометей, 1999, 19с.
В поисках капитана Гранта
Как нарисовать черёмуху
3 загадки Солнечной системы
Три орешка для Золушки
Как зима кончилась