Сегодня общество с большой надеждой смотрит на школу, как на спасательный круг, дающий возможность выплыть из моря проблем, образовавшихся с социальной сфере. Нарушение норм морали, этики, права влекут за собой создание напряженной обстановки в обществе и потерю уважения друг к другу. Соблюдение этих норм заключает в себе демонстрацию принадлежности к цивилизованному обществу и готовность следовать его требованиям. Как же быть? Ответ есть. Именно Основной закон государства способен расставить все приоритеты по местам. Но начинать нужно именно со школы, которая воспитывает в учащихся те качества гражданина, рассматривает те общественные ценности, которые не может в полном объеме воспитать семья и объяснить средства массовой информации
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz.docx | 27.66 КБ |
Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации
Конкурс рассказов: «Мы - граждане Российской Федерации» среди учащихся 5-7 классов.
Рассказ «20-летию Конституции Российской Федерации посвящается»
Автор:
Петров Илья, 6 «б» класс,
МБОУ «СОШ № 33», г. Нижнекамск
Руководитель: Петрова Елена Евгеньевна,
учитель истории и обществознания первой квалификационной категории.
Телефон: 8-987-207-60-81
e-mail: celen.10@mail.ru
423570, Нижнекамск, ул. Химиков 13
МБОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка»
Директор: Галиев Азат Тахирович
Нижнекамск, 2013.
20-летию Конституции Российской Федерации посвящается.
преамбула
Сегодня общество с большой надеждой смотрит на школу, как на спасательный круг, дающий возможность выплыть из моря проблем, образовавшихся с социальной сфере. Нарушение норм морали, этики, права влекут за собой создание напряженной обстановки в обществе и потерю уважения друг к другу. Соблюдение этих норм заключает в себе демонстрацию принадлежности к цивилизованному обществу и готовность следовать его требованиям. Как же быть? Ответ есть. Именно Основной закон государства способен расставить все приоритеты по местам. Но начинать нужно именно со школы, которая воспитывает в учащихся те качества гражданина, рассматривает те общественные ценности, которые не может в полном объеме воспитать семья и объяснить средства массовой информации.
2 сентября в школах России объявили урок посвященный двадцатилетию Конституции Российской Федерации. Вот как он прошел в одном из классов.
Николай Иванович вошел в шестой класс на первый урок обществознания. В руках у него не было привычного для всех учебника, он держал маленькую книжку, на которой было написано «Конституция РФ».
- Сегодня мы будем изучать Основной закон нашего государства,- сказал учитель.
- Разве это интересно? – послышалась реплика из класса, и самый шустрый мальчик по имени Сергей с недоверием посмотрел на Николая Ивановича.
- Дело в том, что записанные в Конституции законы – это крепкие сваи, на которых держится всё общественное здании.
- Крепкие сваи в такой маленькой книжке? – и глаза в очках отличницы Даши ещё больше округлились.
- На этих сваях можно выстраивать и создавать новые законы. Если фундамент окажется непрочными, то есть конституционные нормы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается.
- А что если не будет вообще Конституции в государстве, то и жизнь там не сложится? – не унимался Сергей. – Ведь жили же люди, к примеру, в Древнем Египте без Конституции и все было у них в порядке.
- Это спорный вопрос – все ли было у них в порядке. Вот в современном мире без Конституции в государстве уже не обойтись. Вот послушайте одну историю, и вы все поймете.
И Николая Иванович начал свой рассказ.
«Представьте себе, что в одном государстве, где у власти находился выбранный народом президент, и где все люди соблюдали принятую ими же Конституцию, случился переворот. Группа заговорщиков во главе со своим лидером, поддерживаемая иностранными экстремистами, стала устанавливать жесткие порядки в стране. Правду говорят, что от того кто во главе государства зависит судьба страны. Став во главе государства, армии и запуганного народа, диктатор ввел цензуру и приказал всем забыть о прежних правовых нормах, а Конституцию страны объявил вне закона. Приказав именовать себя Философом, диктатор постоянно рассуждал о правильности своих политических решений, о значении крепкой власти основанной на беспрекословном подчинении, о беззаветной преданности своему правителю. «Задача единоличной власти в том, чтобы она сделала для народного блага то, чего не в силах сделать сам народ»,- так объяснял Философ людям свое правление.
Создав мощною систему карательных органов и обширную агентуру доносчиков, Философ упрочил свою власть. Появившаяся в обществе подозрительность приводила к тому, что любого человека запросто обвиняли в измене и предательстве. Боязнь за свою жизнь сделала людей покорными. При этом положение населения в стране становилось все более бедственным, а уровень жизни низким.
Надо сказать, что создав такую атмосферу, Философ и сам стал находиться в состоянии страха. Окруженный многочисленной охраной, он постоянно переезжал из города в город, не задерживаясь нигде подолгу. Страх и насилие стали верховодить в государстве.
Прошло пятьдесят лет. Постарел Философ. Выросло поколение людей при установленном им режиме. Однажды Философ приехал в маленький городок в самом дальнем уголке свой страны. Толпу людей вывели ему навстречу. Шпионы так и снували среди народа. Один мужчина из шахтеров спросил у другого, сколько же лет Философу. Тут же нашлись доносчики, которые истолковали слова мужчины как повод к смещению Философа с поста главы государства. Якобы он слишком долго его возглавлял. Шахтера арестовали, а его семье пришлось прятаться от шпионов и карателей. Жена рабочего и его сын скрывались по чердакам и подвалам, боясь показаться на улице. В одном из таких укромных мест юноша нашел перевязанную веревкой пачку книг. Это были остатки тех «вредные» книг, которые успели спрятать люди от полицейских, сжигающих их на кострах. Все книги были о политике. Среди них была маленькая книжка, которая называлась «Конституция». Юноша прочитал ее полностью и был изумлен тем, что, оказывается, раньше люди жили при других порядках.
- Это очень хорошая книжка,- сказал он матери. – Такую книжку не читал еще никто в нашем городе, потому что сюда не приезжал Философ. Он обязательно должен прочитать ее. Я пойду, отнесу книгу Философу. Он прочтет ее и поймет, что мой отец ни в чем не виноват. Ведь если все устроить, как здесь написано: людям даровать права и свободы, создать систему разделения властей, местные органы самоуправления - то жизнь изменится к лучшему.
- Что ты,- проговорила мать. - Тебя не пустят к нему, арестуют, так же как и отца. Философ даже не увидит эту книгу, а я больше не увижу тебя.
- Я отдам книгу правителю в собственные руки,- сказал юноша.- Он же Философ, он должен ее прочитать и понять, что нужно делать в нашем государстве. Не бойся за меня, не век же нам прятаться по подвалам. Тем более я хочу, чтобы освободили моего отца.
Мать больше не спорила с ним. Она знала, как упрям ее сын. К тому же его слова внушили ей надежду.
Юноша улыбнулся. Он всегда улыбался, когда ему удавалось найти удачное решение. «Конечно же, я не пойду к нему во дворец через главный вход. Отец рассказывал, что в городе есть подземный ход во дворец, где остановился Философ. Я обязательно его найду».
Так он и сделал. Пробираясь подвалами ко дворцу правителя, он думал только о том, что поможет выйти на свободу своему отцу. И, отдав книгу Философу, он принесет пользу своей стране.
Пробираться было сложно, но юноша нисколько не жалел, что избрал эту сложную дорогу. Ему не было страшно. Он знал, что идет верным путем и был озарен идеей о светлом будущем.
Вот последняя дверь, отделяющая его от дворца. С силой толкнув ее, юноша ввалился в просторную комнату, завешанную красивыми занавесками. Поднявшись с пола, он увидел прямо перед собой старца, который, сгорбившись, сидел за столом. Юноша узнал его. Это был Философ. Но его нахмуренный взгляд остановил юношу, который, уже было, собрался подойти поближе. Старик вскрикнул.
- Философ, я принес тебе книгу, - проговорил юноша. Он стал торопливо раскрывать, но нечаянно уронил ее на пол. Старик вскочил и попятился назад.
- Это Конституция, - как ни в чем не бывало, продолжал юноша. – Я принес ее, чтобы ты ее прочитал. Ведь ты же Философ.
Диктатор коснулся рукой стены и нажал кнопку на ней. Через несколько мгновений отворилась входная дверь, и охрана вбежала в зал.
Юноша стоял со своей книжкой в руках, не понимая, откуда сразу взялось столько людей.
Философ начал успокаиваться. К нему возвратился дар речи.
- Что это за человек? – спросил он.
- Это здешний житель,- проговорил охранник.
Но этот ответ не удовлетворил Философа.
- Как он сюда попал? – повысил голос диктатор. Охрана стояла растерянная.
- Мы его не видели, - сказал охранник, по-видимому, старший по званию.
- Но кто-то же должен знать, как во дворец проходят посторонние, - произнес Философ. В его голосе чувствовалось напряжение.
Юноша понял, что нужно все объяснить.
- Я пришел по потайному ходу. Это было не просто. Но вот книга….
Почему-то никто не посмотрел на книгу, все смотрели на Философа.
- Если этот человек пробрался сюда по потайному ходу, его примеру могут последовать другие, - медленно проговорил диктатор. – Они могут принести сюда оружие.
Все молчали. Философ считал себя здесь в безопасности. А тут такое…
- Никто не придет, - добродушно ответил юноша.- Они не знают хода. Про него мне рассказывал отец, которого арестовали по недоразумению. Я хотел попросить отпустить его, он ни в чем не виноват.
Философ облечено вздохнул. Сделав знак рукой, он отвернулся к окну. И тут же охрана скрутила руки юноши, и его быстро выволокли из зала. Лишь на полу осталась лежать книжка, которую выронил юноша. Философ взял ее в руки, открыл ее на главе «Права и свободы человека и гражданина», начал читать. Чем дольше он читал, тем сильнее мрачнело его лицо. Темная сила власти давно убила в нем все человеческое. И он, пятьдесят лет запугивавший народ в своей стране, впервые сам себе задал философский вопрос: «А правильно ли я управлял все эти годы своей страной?»
Николай Иванович закончил рассказ и внимательно осмотрел класс.
- Да, такая жизнь не понравится никому, - договорила за учителя Даша.
- Николай Иванович, я слышал, что Конституция РФ была принята еще в 1993 году. Но, к сожалению, она до сих пор является в большей степени «декларацией о намерениях», чем реально действующим Основным законом. Можно ли, все-таки, говорить, что наше государство живет в соответствии с Конституцией? – задал вопрос Сергей.
- Ты прав, Сережа, Конституция действительно идет как бы впереди жизни. И так оно и должно быть. Но говорить, что построение демократичного общества, которое определено в Конституции, находится только в начальной стадии, и что для его строительства кроме чертежей ничего нет, было бы неверно. Государство российское существует, и оно, безусловно, демократическое. И оно правовое, ибо и глава государства, и парламент, и субъекты федерации действуют в соответствии с правовыми нормами. Хотя у нас очень много серьезных недостатков, государственная жизнь все же базируется на фундаменте Конституции. В стране существуют конституционные законы - иное дело, что они, порой, не соблюдаются в полной мере. Но это, между прочим, свойственно многим государствам, и Россия здесь не исключение. Признаком демократического правового государства является реальное обеспечение прав и свобод человека. У нас есть свобода слова и свобода средств массовой информации. Действует легальная оппозиция. Кроме того, в России создана независимая судебная власть.
Диалог принимал все более познавательный характер. По реакции ребят было заметно, что рассказ действительно взволновал их.
- Многие россияне плохо знают свои права, не так ли? Вы сами сказали, что правовая культура у нас находится на крайне низком уровне. Значит и у нас есть опасность прихода к власти диктатора? – поинтересовалась Даша.
- Знаешь, Даша, Россия – огромная страна, ее население разбросано по гигантской территории, и оно исторически привыкло жить в бесправии. А центров распространения правовых знаний пока еще недостаточно. Хотя, надо признать, в последние годы юридическое образование и правовая активность наших соотечественников все же повысились. Появилось много новых юридических учебных заведений, приток туда студентов велик, и это само по себе свидетельствует, что у людей есть тяга к правовым знаниям и правовой культуре в целом. Что касается диктатора, то и здесь многое зависит от народа. Знание основ Конституции не даст случиться в обществе бесправию. А сейчас я хочу вас попросить выполнить одно упражнение. Давайте все вместе дадим характеристики нашему государству, опираясь на каждую букву в слове «конституция».
И учитель написал слово на доске.
- Какая наша Россия, живущая по нашей Конституции?
Ребята активно начали предлагать свои варианты слов, и вот, что получилось на классной доске:
Культурная;
Образованная;
Научная;
Спортивная;
Театральная;
Историческая;
Творческая;
Универсальная;
Целеустремленная;
Инновационная;
Яркая.
- Молодцы ребята, это тот эталон, к которому мы все, весь наш народ должен стремиться.
- Но, Николай Иванович, я слышала, что в последнее время звучат предложения политиков, доказывающих, что необходимо переписать нынешнюю Конституцию. Есть ли такая необходимость?
-Действительно, Даша, сейчас очень многие говорят об этом. Но я не вижу в этом необходимости. Если рассуждать о том, что предпочтительнее, то я бы сказал: прежде всего, стабильная Конституция. Конституции существуют десятилетиями, а некоторые и столетиями, пока они входят в кровь и плоть народов, когда люди начинают если не любить, то хотя бы уважать их. Очень важно, чтобы был механизм, способный приспособить, ставшие архаичными, конституционные тексты и формулировки к новым условиям. Таким механизмом является суд. Он имеет права толковать, приспосабливать Конституцию применительно к современным реалиям. Он всегда будет стоять на страже Конституции, служить конституционному порядку, который и гарантирует законность и согласие в нашем обществе. Что поразило лично меня из историй конституций разных государств - это то, что создавая свой Основной закон деятели этих государств сумели предугадать те ценности, которые будут востребованы и другими поколениями людей. А механизм внесения поправок в документ позволяет сделать Конституцию рациональной в современном мире. К такой практике перешла и Россия.
Звонок с урока прервал беседу ребят с учителем. Надежда на то, что знание устройство государства, своих прав и обязанностей, а самое главное, готовность действовать в рамках закона и содействовать укреплению законности и правопорядка в стране - будут основными ориентирами юных граждан России, осталась в душе Николая Ивановича.
Астрономический календарь. Март, 2019
Какая бывает зима
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Пчёлы и муха
Сила слова