Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.
Исследовательская работа
« Отражение христианских заповедей и традиций в русских народных сказках»
Автор: Попова Марина,
учащаяся 5 класса
МБОУ «Инсарская СОШ №1»
Научный руководитель:
Попова Елена Александровна
ИНСАР
2016
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..5
I. Теоретическая часть
II. Практическая часть
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников…………………………………………..31
Введение
Устное народное поэтическое творчество - это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Фольклор, для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и конечно сказки. При изучении произведений устного народного творчества на уроках литературы мы познакомились с русскими народными сказками. Во многих сказках герои обращаются к Богу с молитвами, просьбами. Меня заинтересовала эта тема, и я решила обратить внимание на тему христианства в русских народных сказках.
В наше время люди перестают читать книги, меньше общаются друг с другом, разговаривают по душам, часто живое общение заменяет переписка через Интернет. В мире происходят конфликты, войны. Я считаю, что многие люди теряют такие человеческие качества, как доброта, милосердие, гуманность.
Я очень люблю читать и слушать сказки. Мне всегда было интересно узнать, как герой справится с трудными заданиями, как преодолеет все преграды, кто ему в этом поможет, чем закончится сказка. Меня заинтересовало: «Как русские народные сказки помогают воспитывать в людях общечеловеческие ценности?», «Какие христианские мотивы в русских народных сказках в этом помогают?»
Данная проблема и определяет актуальность исследования.
Объект исследования - русские народные сказки
Предмет исследования - отражение христианские заповедей и традиции в русских народных сказках.
Научная новизна работы состоит в комплексном исследовании русских народных сказок и выявление христианских мотивов, которые встречаются в сказках.
Цель работы:
Раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере известных произведений.
Задачи:
-прочитать русские народные сказки.
-изучить христианские традиции, законы, заповеди.
-проанализировать содержание русских народных сказок «Морозко», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка».
-провести анкетирование с целью выявления отношения школьников к русским народным сказкам.
Гипотеза исследования - если изучить поступки героев сказок, через христианские традиции, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Методы исследования:
- изучение литературы по теме исследования
- анкетирование,
- работа со словарями,
- поиск информации в сети Интернет
Материалом исследования послужили христианские традиции, законы, заповеди в русских народных сказках.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в исследовании изучены христианские мотивы в русских народных сказках, определено их значение в воспитании общечеловеческих качеств.
Практическую ценность исследования определяет возможность использования материалов работы на уроках литературы, русского языка, факультативных занятиях.
I.Теоретическая часть
1. Исторические корни волшебной сказки.
Волшебные сказки являются самым популярным видом народными фольклора, в них создается удивительный художественный мир, в котором раскрываются все возможности данного жанра в полном объеме. Когда мы говорим «сказка», то имеем в виду именно волшебную историю, которая завораживает детей с самых юных лет. Чем же она очаровывает своих слушателей/читателей? Попытаемся понять это и таким образом выделить основные признаки волшебной сказки. Самым главным признаком сказки является то, что ее мир и все события основаны исключительно на вымысле.
Перечисляя признаки сказки, следует начать с возможности оторвать читателя от обыденности и перенести в вымышленный мир, который не имеет сходства с реальным. Потому как в сказочном мире стираются грани пространства и времени, и тому есть немало примеров: тридесятое государство, которое находится за тридевять земель, или отсчет времени, который исчисляется в волшебной системе такими понятиями, как много и мало. Сказочное время представляет собой круг, который замыкается сам на себе. Возьмем, к примеру, самый распространенный и самый любимый прием, который используется в сказках, - троекратное повторение (которое по значимости занимает ведущее место в классификации «признаки волшебной сказки»). Обычно он используется в самом начале сказочных событий и позволяет замедлить развитие действий. Финал же, наоборот, ускоряется, он, всегда счастливый и зачастую завершается свадьбой.
Вывод: какие признаки волшебной сказки мы обнаружили? Она имеет особую композицию; в ней присутствует такой прием, как троекратное повторение; сказка имеет необычные, волшебные сюжеты, в которых нередко случаются чудесные превращения; также она имеет отрицательных и положительных героев, а добро обязательно побеждает зло. Выделить признаки сказки вовсе не сложно – это обязательное включение в содержание некой установки на вымысел, который будет определять поэтику сказки. В ней параллельно существуют два мира – реальный и волшебный, в который герой попадает из реального. В волшебной сказке прослеживается мотив путешествия, во время которого главному герою предстоит пройти немало испытаний и преодолеть препятствия. Также в сказке герою зачастую помогает какой-либо волшебный помощник или сопровождает его до заветной цели. Нередко главному герою за совершение благого дела отдают в дар различные волшебные предметы.
2. Сказка – энциклопедия народной жизни.
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь "возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями!
В детстве все мы верили в сказки, переживали приключения героев как свои собственные, жмурились от страха в самые опасные моменты и радовались счастливым чудесам. А главное - мы всегда знали, что всё закончится хорошо. Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нём заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины. Герои русских сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.
Что такое сказка, и какова ее роль в жизни практически любого человека? Кто из нас в детстве не слышал эти замечательные фантастические произведения из уст мамы или бабушки, не читал их в детском садике по слогам, не проходил, как литературу, в рамках школьной программы? А мультфильмы, а художественные фильмы по мотивам? Можно сказать, что сказка – это то, с чем выросло не одно поколение людей, и не только в нашей стране. То, что воспитывает и формирует личность каждого человека. Но не все однозначно смогут дать определение: «сказка – это...» А что, собственно, такое сказка? Начнем со всевозможных словарей. В них сказка – это, в первую очередь, произведение народного фольклора, устного творчества, повествование о героях и событиях, как правило, вымышленных, передаваемое из уст в уста. Но в последние два столетия подобные народные произведения активно публикуются и в книжках огромными тиражами, так что мы всегда имеем возможность их не только послушать, но и прочитать. Фольклорная сказка – это вымышленное произведение. Она может быть противопоставлена таким «достоверным» повествованиям, как былина, например. Если говорить о других значениях слова сказка, то можно отметить, что подобным термином в переносном смысле определяется нечто фантастическое и заманчивое, порою недостижимое в обычных жизненных ситуациях. А иногда так называют то, чему никто не верит: чистый вымысел, неправду, небылицу.
По свидетельству ученых, само слово появляется в обиходе не раньше XVII века и происходит от «казать», что означало «список» или «точное описание». В современном контексте слово «сказка» стало использоваться позже, а ранее употреблялось слово «баснь» для обозначения аналогичного понятия.
Большое значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855 - 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Он считал, что русские сказки, как и былины, восходят к древним мифам. А.Н.Афанасьев полагал, что христианская религия, принятая славянами- язычниками, породила двоеверие, которое скало элементом русского национального сознания. Язычество не умерло за тысячу лет существования христианства на Руси. По мнению ученого, оно продолжает развиваться. Так показывает, как культ Ярилы, бога Солнца у древних славян, переходит на почитание святого Георгия Победоносца, Макоши- на культ Богородицы. А христианские праздники сливаются с языческими (праздник Купалы совпадет с днем Иоанна Крестителя и т.д.) Большая их часть записана для А.Н. Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля.
Какой должна быть сказка в семье, где есть дети? В ней должны утверждаться ценности нашего народа. Она должна быть такой, чтобы, возрастая, ребёнок понимал, что в эпицентре повествования – он сам, его собственный духовный путь. «Великие произведения народного творчества провозглашают те же истины, которые исповедует Христианство - доброту, любовь к ближнему, верность супружескому браку. Все это есть в русском фольклоре. Это удивительные, ценные уроки, которые должен получить малыш»- протоиерей Евгений Соколов.
Вывод : абсолютно каждый человек, каждый из нас находясь в раннем детстве, слушал сказки. Их чаще всего рассказывают теперь (в последнее столетие) детям. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, Интернет и другие распространенные источники информации. Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего и даже, возможно, будущего.
3. Христианские мотивы в русских народных сказках
С давних времён русский человек соблюдал и чтил христианские заповеди. Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Рождение Христа озарило светом новой веры мир человеческий и стал мир чище, добрее, краше, сильнее. Свет Рождества Христова изменил жизнь и быт людей, подарил им возможность выбрать, построить и прожить правильную, счастливую жизнь. Вера во Христа и его защита не раз спасала нашу землю от гибели и порабощения. Издавна идеи православия вкладывали родители своим детям, рассказывая им русские народные сказки, наполненные главными человеческими добродетелями и ценностями. Маленького ребёнка воспитывали в духе христианина, учили соблюдать законы согласно евангельскому учению, учили быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым.
В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников - щуки, Сивки-Бурки, волшебных предметов…) и часто случайно уходило.
Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят к мысли о существовании в народной сказке противоречия - победы героя-дурачка, «низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, ведь только при этом условии чудеса возможны. Представления о дураке в сказке развиваются по следующей схеме: «Жили-были три брата: два умные, а третий глупый. Хотя он был и глупый, а ему все удавалось лучше, чем умным». Мудрость героя-«дурака» проявляется в том, что он ждет своего часа, своего места.
Иван – древнееврейское имя (Yohanan - Бог милует) и пришло в русский именослов с принятием православия как имя Иоанна-крестителя.
Следовательно, имя Иван подчёркивает, что герой является православным христианином. Особенностью Ивана является то, что в одних сказках он фигурирует как Иван-дурак, а в других - как Иван-царевич. В сказках позднего христианского времени Иван никогда не совершает поступков по злому умыслу. Все его чудачества – лишь от недоумия. Такими людьми в христианстве считались юродивые - умалишённые или увечные люди, вызывающие жалость. Их недееспособность сближала с детьми, которые подобно бездвижным калекам и умалишённым («дураки»), безгрешны и не могут сознательно творить зло.
Герой сказок Иван-дурак вовсе не «дурак», в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок это младший из трёх сыновей.
Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами. Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает. В - третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой.
Почему герой был наречён Иваном, вроде бы ясно, но как с ним связан образ царевича? Царевич - сын царя. Царь – помазанник божий (христианская догма). Сын царя всегда должен быть положительным и сильным; не случайно в русском языке сильные и положительные поступки называются благородными, и совершающий их человек считается "благородным" (благородное происхождение – из помазанников божиих). Поэтому Иван-царевич - народный положительный герой.
Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках - соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность - единство дела, мысли, чувства - противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: "Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…".
В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.
До христианства на Руси было язычество. С приходом христианства появляется новый этикет общения с Божеством, привычка призывать Божье благословение, по-иному обращаться за помощью. Так сказочный герой, отправляясь в путь, спрашивает благословения у родителей. Так же, как и в жизни православных христиан, мы не найдем в сказке жестких правил на то, когда следует спрашивать благословение. Практически все старшие могут благословлять младших именем Божиим в случае особого вдохновения (особенно имеющие на это право: родители, крестные, духовники). Волшебный помощник — добрая сила по отношению к герою, значит, и он должен благословить. Даже Баба-Яга, выступая советчицей, может сказать: «Поезжай с Богом!..»
Сказка говорит с обычным пафосом, что герой всем хорош: «Иван вошёл в царские покои, помолился на святые иконы, поклонился царю и вымолвил...». Герой отправляется в путь и, если встречает кого работающим, обязательно помолится, пожелает помощи Божьей. Один герой сказки советует другому герою: «Молись Богу да ложись спать. Утро вечера мудренее». Нетрудно понять, что речь идет о некоем вечернем молитвенном правиле героя – обыкновенном на все дни его жизни. Герой сказки как бы говорит, «успокойся, делай как всегда», а идеальный герой в православной сказке должен молиться.
Самосознание народа как «православного», «крещеного» входит в речевую норму, становится синонимом к «русский», «человеческий»: «Здесь живет ведьма, летает она по дорогам на соколе и ловит крещеный народ к себе на мытарства». Герой упрекает змея: «Крещеный народ поедаешь, а сыт не бываешь!». «Вздумали они задать пир на весь крещеный мир» - то есть пир для всех живущих.
Одна из наиболее ярких христианских традиций волшебной сказки – колокола и колокольный звон. Звучание колокола сопровождает все переживания жизни человека, и вполне естественно переносится на подземное царство: в подземных садах (медный, серебряный и золотой) звонят колокола, когда срывают яблоко. Отдают царскую дочь на съедение змею и город погружается в траур, звонят колокола, герой слышит этот звон и спрашивает, что же случилось. Когда герой спасает царевну, то радостный колокольный звон возвещает о всеобщем ликовании. Спящий город царь-девицы просыпается от колокольного звона: богатырский конь шнуры зацепил копытом «и зазвонили во всех церквях колокола». Кроме того, колокола эти – в церквях.
Сказка охотно использует христианские «чудесные средства». К ним следует отнести, прежде всего, чтение Псалтыри и окропление святой водой, замещающее образ живой/ мертвой воды: «сбрызнул раз тело святой водой – тело срослось, взбрызнул в другой – царевна ожила и сделалась краше прежней».
Важным христианским элементом является проявление героем жалости, сочувствия, сострадания к встреченным по пути персонажам.
Символично использование в сказках чисел: три, семь. Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3- это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Символика числа 7 характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа 3-божественного совершенства и 4 –мирового порядка. В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Семь бед – один ответ», «Лук от семи недуг» и т. д.
Выводы: таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла - глубока и неисчерпаема.
II. Практическая часть.
В ходе исследования было проведено анкетирование, в котором приняло участие 27 учащихся. Всем респондентам была предложена анкета с целью выявления их отношения к русским народным сказкам. (Приложение).
В результате проведенного анкетирования были получены следующие результаты.
На вопрос «Знаете ли Вы русские народные сказки?» и «Любите ли Вы читать русские народные сказки?» все школьники ответили «Да» (100%). Познакомились со сказками все ребята в раннем детстве, в основном им читали сказки родители и бабушка. Были названы сказки «Маша и медведь», «Морозко». К сожалению, не все ребята назвали христианские заповеди.
Вывод: современные школьники любят читать русские народные сказки, но не знают и не могут определить христианские мотивы в сказках.
1. Мотивы смирения и кроткости в сказке «Морозко».
Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное – это стараться жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым. И сказочные повествования ненавязчиво рассказывают о том, что добро и трудолюбие будет вознаграждено, а зло наказано.
В известной сказке «Морозко» говорится о девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха .
Нужно отметить, что для русской волшебной сказки характерно четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. То же самое и в сказке о мачехе и падчерице: семья с родной матерью противопоставлена семье с мачехой, мать – мачехе, падчерица – родной дочери мачехи.
И вот в доме появляется мачеха. Второй брак – нарушение законов христианской морали. Отсюда все несчастья. Сказка пытается оправдать отца (в редких случаях, но никогда не оправдывает мачеху): «Девочка осталась маленька, молоденька», ей нужна мать, т.е. отец, хотел, прежде всего, привести дочери новую мать, а уж потом - себе новую жену. Но семьи в христианском восприятии не получилось: сказка никогда не дает сведений об общих детях, а имеющиеся дети не воспитываются должным образом, а ведь
Православие главной целью брака считает, прежде всего, рождение и воспитание детей. Согласно концепции К.Д. Ушинского, основной признак русской семьи состоит в том, что в ней нет «отдельности одного лица … от другого». Но в семье падчерицы все разобщены, единства нет.
Мачеха нарушает все нормы поведения и воспитания по отношению и к падчерице, и к родной дочери. Именно это приводит к возникновению трагической ситуации. Христианство за грех считает следующее: «Заботясь о родных детях, холодно относиться к приемным».Сказка являет более чем холодное отношение: «Ну вот, а мачеха-то пришла да уж так и невзлюбила эту падчерицу-то, уж исть не дават»; «Дочь старуха не любила (она была ей падчерицей), рано будила, всю работу на нее сваливала».
С христианской позиции, нерадение о детях – больший из всех грехов. Мачеха совмещает в себе противоположные полюсы не-матери в воспитании родной и приемной дочерей (по существу, она нарушает христианские нормы воспитания). Да и сама она не воспитана по ним, ибо, как писал архиепископ Амвросий (Ключарев), «в душе религиозно воспитанного человека зло торжествовать не может», а в ее душе торжествует только зло.
Основная черта характера мачехи – ненависть, направленная на падчерицу. Эта героиня нарушает заповедь – возлюби ближнего своего как самого себя. Видит в приемной дочери врага – врага в ближнем своем. «Борьба ведется уже не со злом, а с теми, на кого это зло, не преодоленное духовно в собственном сердце, направлено». Нет ничего дальше от духа христианской любви. Мачеха раздражительна.
Грешит мачеха и перед родной дочерью, нанося ей большой вред чрезмерной любовью. И вновь вспоминается родная мать падчерицы: она учила свою дочь трудолюбию и доброте. «В доброй семье родители всегда следят за нравами своих детей, своими примерами и наставлениями созидают в них любовь и единство с братьями». Мачеха же чрезмерной любовью и потаканием портит свою дочь. Христианство считает за грех, если мать воспитывает детей в духе честолюбия, побуждает их к гневу, мести, пробуждая у них честолюбивые мечтания относительно их будущего. А именно это и делает мачеха по отношению к родной дочери. Ибо «не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание». Честолюбие и стремление к мести – основные качества мачехиной дочки
Падчерица – самый трогательный образ русской волшебной сказки, образ, воплотивший идеал добродетельной дочери и девушки. Восприятие этой героини шло, прежде всего через христианской мировоззрение.
Падчерица обладает множеством добродетелей, основная из которых – смирение, потому что через него открываются другие.
Она работящая (интересно, что сказка показывает работу падчерицы как подневольную, хотя отношение к домашней работе у русских таким никогда не было. Вероятно, это подчеркивает полярность мачехи и ее приемной дочери). «Падчерицу заставляла (мачеха) всю работу по дому и в хлеву делать». Падчерица смирилась со своей долей и не пытается противиться воли мачехи. Девочка-христианка понимает: «Нужно принимать то, что посылается, - искушения или испытания». И она покорно принимает испытание. Следует отметить: эта добродетель – следствие не бессилия, а силы духа. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».
Падчерица – образец кротости и жертвенности. Идея жертвы - одна из важнейших в христианском миропонимании. Когда ее родной отец отводит в лес, она лишь «бедненькая, трясется и тихонько молитву творит».
Именно в приятии Божьей воли человек уподобляется Богу.
Близко смирению и кротости терпение, которое соприкасается с идеей жертвы («Именно в жертвенном служении ... человек уподобляется Богу», с непротивлением злу ( «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, подставь левую» (Мф. 5:39)), со страданием (христианин понимает: счастье без страдания невозможно). Все эти добродетели присущи падчерице. Именно они противопоставлены ненависти мачехи. Это противопоставление, становясь противостоянием, с бытового уровня поднимается на уровень духовный: мачеха – падчерица = плоть – дух.
Православие считает уважение родителей основным качеством ребенка. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 1-3).
Почитание родителей считалось «ручательством здоровой, долгой и счастливой жизни». Вот почему, по православной традиции, девочка не противится воли родителей отвезти ее в лес (иначе бы это воспринималось как отход от нормы).
Еще одной важной чертой героини является жалость. Это качество христианство считает тождественным любви. Проявивший жалость достоин помощи. Хотя и зла мачеха, а посылает мужа в лес за замёрзшей девочкой, чтобы похоронить по-христиански .Падчерица, вернувшись с подарками, пытается наладить отношения с мачехой и ее дочерью – выражает неродной матери свое почтение. «Приехали домой, и девица бух в ноги мачехе», одаривает их подарками. Дар, согласно христианскому учению, «блаженнее давать, нежели получать». Это очередное подтверждение высоких моральных качеств падчерицы: она не помнит причиненного ей зла. Но у мачехи иное восприятие дара – языческое, он обязывает эту героиню. И в восприятии дара они вновь противопоставлены.
Мачеха в сказке не изменятся. Она все так же ненавидит приемную дочь, демонстрирует свою жадность и зависть: «Моя дочь два стада коней пригонит, два воза добра притащит», «Моя дочь пойдет, так еще не столько принесет». И сказка являет финал, печальный для мачехи и ее дочери.
В сказке «Морозко» мачехина дочка наказывается смертью, а ее мать, потеряв самое для нее ценное – собственное дитя – сходит с ума, разводится со стариком, сгорает в огненной яме или просто умирает. Т.е. стремление к материальному, полный отказ от богатства духовного приводит к гибели – духовной и физической.
Выводы: только трудолюбие и честность могут сделать человека благородным. Ибо, с христианской позиции, справедливость не оставляет никакой вины без наказания. Подтвердив духовное богатство, падчерица получает богатство материальное, которое открывает ей путь к человеческому счастью.
2. Путь от гордыни к послушанию в сказке «Гуси – лебеди»
Сказка «Гуси-лебеди» учит послушанию и смирению. Но что можно в
ней увидеть, если попытаться разглядеть, тот самый «намёк», который
«добрым молодцам урок?» По законам символизма, широко использовавшегося в русском фольклоре, образ брата – это образ противоположности, обратной стороны персонажа. То обстоятельство, что главные герои сказки не имеют даже имён, позволяет предположить, что Сестрица и Братец символизируют собой душу и тело.
Преслушание родителей, оставление без надлежащего контроля своего младшего братца, привело к разрыву тесной связи между сестрой и братом - душей и телом, к похищению младшего братца лукавыми птицами, прекрасно своим наименованием иллюстрирующими сущность бесовскую. Гуси-лебеди – имеют вид лебедей и создают образ благородных, возвышенных созданий, а, по сути – это гуси - злобные, коварные, злопамятные, крикливые и крайне нечистоплотные птицы.
Душа, которой была обещана награда Отцом и Матерью за послушание и заботу о братце, осознав, что нарушила волю родительскую, потеряла то драгоценное, что ей было доверено, испугалась наказания и решила скорее всё исправить.
Но гордыня, ставшая причиной всей этой истории (ведь детское
непослушание – это первое выражение повреждённости души гордыней – своё хотение ставится выше родительского), гордыня затрудняет спасение
пропавшего братца, и, лишь пройдя долгий и сложный путь, девочка находит
своего младшего брата (тело) в плену у той, кому служат лукавые птицы
(если птицы - бесы, ясно кто их хозяин).
Что же видит девочка в избушке Бабы-яги? Старушку, занимающуюся рукоделием, и Братца, увлечённо играющего серебряными яблочками. Серебряные яблочки в руках играющего брата – это очень интересный образ: яблоко – символ плодородия, здоровья, любви, красоты; эмблема брачного союза, здорового потомства, а вот серебро символизирует тленность человеческого существа, которое должно непрестанно бороться со своими негативными наклонностями, если желает достичь совершенства. По-моему всё понятно!?
Ничего нет страшного в избушке, бабушка идёт растопить баньку… Но оказывается, именно девочке грозит здесь смертельная опасность, именно
её, а не брата, хочет съесть баба-яга! Так и дьявол старается поглотить
душу человека, а тело – оно и так умрёт, с его помощью только удобно
улавливать душу и причинять ей страдания: «Я по мхам, по болотам ходила,
платье измочила». Девочка бежит с братцем из обиталища злобных сил, но силы эти не хотят расставаться со своей добычей. Тогда девочка понимает, что если не смирит гордыни своей, ставшей причиной всех этих несчастий, то погибнет. Обретя смирение, она получает помощь на пути к родительскому дому и вовремя успевает предстать с братцем перед Отцом и Матерью и получить награду. А лукавые Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Получается, что эта сказка схематично изображает путь человека в мире. Указывает на опасности этого пути и на средства их преодоления и предупреждения.
Сказка «Гуси – лебеди» рисует путь от страданий к радости. Страдания и лишения, желание искупить грехи, любовь к братцу помогли девочке смирить свою гордыню.
Выводы: грехопадение, очищение, путь от страданий к радости – такова логика развития сказочного сюжета. И именно в этом и состоит христианский смысл сказки. Ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание помогли девочке в трудную минуту. А за терпение и учтивость наградил ее Господь спасением: «Гуси – лебеди полетали – полетали, покричали – покричали и ни с чем улетели к Бабе – Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли».
3. Семейные традиции в сказке «Царевна-лягушка»
Сказка «Царевна-лягушка» посвящена верности людей своему слову и делу, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели. Иван-царевич соглашается взять в жёны не боярскую или купеческую дочь, а лягушку, тем самым для своих братьев и отца становится посмешищем. Иван-царевич проявил нетерпение и раньше времени сжёг лягушачью кожу, потому, что ему досадно было слышать насмешки братьев. Он думал о себе, а не о причинах, которые заставили Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он проявил нетерпение, он должен был долго скитаться, терпеть холод и голод, чтобы научиться думать не только о себе, но и об окружающих, жалеть и понимать их. После того, как он совершает ошибку, Иван-царевич мужественно отправляется в путь и преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю.
Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение. В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с тёмным миром, болезнью, смертью).
Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в рукава объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.
Василиса Премудрая в сказке очень внимательная, добрая. Она со смирением переносит все тяготы. Василиса заботится об Иване-царевиче, успокаивает его. Она не хвастает перед ним своей красотой и умением, а делает своё дело ночью, когда её никто не видит. Она трудится с любовью.
№ п/п | Традиция | Эпизод из сказки |
1 | Женитьба | 1. «Как стали сыновья на возрасте, собрал их отец и сказал: «Вот что, сынки, пора вам жениться». 2. Традиционная форма полного имени героя (Иван) характеризует его совершеннолетие. |
2 | Повиновение родителям | «Возьмите каждый по стреле, выходите в чисто поле, натяните туже луки и стреляйте в разные стороны. Куда чья стрела упадёт, там и ищите себе жену». Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы. А когда нашёл – хотел бежать и отступиться от своей находки. Подумал-подумал и взял лягушку-квакушку. Приказы отца (испечь каравай, соткать ковёр, явиться на пир). Иван печалится, но повинуется. Царь сказал: «Бери квакушу в жёны – ничего не поделаешь». Василиса Премудрая ослушалась отца (Кощея Бессмертного) – уродилась хитрей-мудрей отца своего. |
3 | Уважение к старшим | Братья смеялись над Иваном, когда он лягушку принёс и пришёл на пир один. Все три подарка царь принимал сначала от старшего, среднего сына, а потом только – от Ивана. Встреча со старичком, с Бабой-Ягой. |
4 | Правила поведения и общения | «Здравствуй, дедушка! (встреча со старичком). Встреча с Бабой-Ягой. Иван вежлив со всеми: с братьями, со старичком, с Бабой-Ягой. Речь лягушки: «Возьми, Иван-царевич, меня замуж, жалеть не будешь» (говорит ласково, негромко, нежно. В ее словах слышится внимание к человеку, спокойствие, мудрость, доброта. Возможно что Иван – Царевич угадал в ней Василису Премудрую, ведь речь является важнейшей характеристикой человека. |
5 | Обращение к Богу | «Молись Богу да ложись-ка лучше спать-почивать, утро вечера мудренее!». |
6 | Любовь к ближним (жалость) | Иван пожалел медведя, зайца, щуку, селезня, - не стал их убивать, хотя это было нелегко, потому что Ивану пришлось терпеть голод в течение трёх дней. Волшебство Василисы Премудрой на пиру удалось от вспыхнувшей жалости к тем лебедям, которых ели гости за столами, от её великой любви ко всему живому (не случайно же она впоследствии превращается в лебедя белого). |
7 | Знание обычаев гостеприимства | Баба-Яга начинает уважать Ивана за его смелость, знание обычаев гостеприимства («ты бы меня, Баба-Яга, прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала»). |
8 | Женщина – хранительница очага | Василиса Премудрая была не только красивая и мудрая, но и хорошая, удивительная хозяйка. Сама выполняла любую работу, рукодельничала. Заботилась о муже, была нежна и внимательна к мужу, замечала кручину («Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чём запечалился?») Василиса – это образ идеальной жены. |
9 | Слушать советы старших | «Зачем же ты лягушачью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и снимать было! – говорит дедушка. (счастье Ивана закончилось – нельзя идти против судьбы) |
10 | Советоваться жене с мужем, а мужу с женой | Иван-царевич делает страшную ошибку, сжигая лягушачью кожу. Он поступил необдуманно, эгоистично. В семье эгоистом быть нельзя. В любом деле нужно разобраться не торопясь, посоветоваться. |
11 | Бережное отношение к хлебу | Братья заворачивали хлеба в полотенца. |
12 | Сохранение семьи | Иван пошёл искать Василису Премудрую. Вернуть счастье тяжело, нужно много трудиться, добиваться. Он искупил свою вину, и Василиса Премудрая остаётся с ним: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду!». |
13 | Благословение отца | «И стали они жить дружно, в любви и согласии». Почему Иван, женившись на лягушке, всё-таки находит своё счастье? Да потому что царь благословил Ивана на брак. Значит, этот брак будет счастливым и долгим. |
Вывод: анализ сказки показал, что семья – это одна из основных ценностей человеческой жизни. С повествования о семье начинается любая сказка, как правило, в конце сказки говорится о создании новой семьи, построенной в соответствии с христианскими нормами. Счастье нашло героев сказки потому, что они женились по отцовскому благословению, были добры и милосердны к окружающим, были смелы и терпеливы, не отчаивались в трудную минуту.
Таким образом, в сказке «Царевна-лягушка» сохранены поучительные и нравственные народные представления о жизни, семейные традиции и отношения, народное мировоззрение о том, что семья – начало и конец всего, некая устойчивая основа.
Заключение.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.
Результатом проведения исследовательской работы стало достижение поставленной цели: проведено комплексное исследование русских народных сказок. Были определены:
- христианские традиции и заповеди в русских народных сказках;
- проведёно анкетирование целью определения отношения детей к русским народным сказкам.
Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства. И пока мы будем читать, слушать и рассказывать русские народные сказки, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.
Чем больше добрых дел, тем ближе к Богу.
Чем меньше зависти, упреков и обид,
Тем легче отыскать нам ту дорогу,
Где нас Господь спасет и сохранит.
Список использованных источников.
narodsobor.ru
Приложение
Результаты анкетирования
«Знаете ли Вы русские народные сказки» «Любите ли Вы читать
русские народные сказки?»
Кто Вас познакомил со сказками? Есть ли у Вас любимые сказки? Назовите их
Какие общечеловеческие качества
присутствуют в русских народных сказках?
Какие христианские заповеди Вы знаете?
Чему, по Вашему мнению,
учат русские народные сказки?
Сторож
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Алые паруса
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Сказка на ночь про Снеговика