Вложение | Размер |
---|---|
stantsionnyy_smotritel_novaya_versiya.pptx | 2.19 МБ |
Слайд 1
К постижению повести А . С. Пушкина «Станционный смотритель» Выполнили у ченики 7 класса А МАОУ СОШ №3 Бажанов Артем, Ротанов Сергей, Усенина Полина Руководитель учитель Лазарева В. А. Балаково 2015Слайд 2
К постижению повести А . С. Пушкина « Станционный смотритель» Цель экскурсии: 1.Увидеть истинное лицо «маленького человека», пробудить уважение к человеческой личности. 2.Показать , что трагедия Вырина не только в том , что его дочь увез «бравый гусар», но и в его понимании того, каким должно быть счастье дочери. 3.Постараться понять многозначность повести, сложный мир героев, используя произведения искусства.
Слайд 3
Маршрут экскурсии: В географическом плане: Выра – Петербург - Выра; в событийном: Вырин – Дуня - Минский ; в искусствоведческом : М . Добужинский - Д. Шмаринов - С. Соловьёв – Томас - Ман-Картни
Слайд 4
Начать нашу экскурсию мы хотели бы со знакомства с главным местом действия повести. Это деревня Выра . На верстовом столбе близ деревни надпись: «От Санкт-Петербурга - 69 , до Пскова - 239 ». Выра-значит, не случайна и фамилия главного героя - Вырин , а вот имя – удивительно - Самсон , так звали богатыря греческой мифологии (ирония автора)
Слайд 5
Какое отношение к этой третьего разряда станции имел А . С. Пушкин ? Известно, что он, много ездивший по России, посетил Выру тринадцать раз. А жители деревни даже были уверены: история, описанная А . Пушкиным в «Станционном смотрителе», произошла на их тракте.
Слайд 6
1830 год - появляется первое прозаическое произведение А. С. Пушкина - « Повести покойного И. П. Белкина ». Почему Белкина? Настоящий автор как бы скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, что дает ему большую свободу повествования . Кто такой Белкин? Почему мы должны ему верить ? А. Пушкин ответил: «Кто бы ни был, а писать повести надо вот этак: просто, хорошо и ясно ». Больше того, даже составил его биографию.
Слайд 7
Главное на нашем пути - понять , каков он, Самсон Вырин ? Читаем эпиграф: «… почтовый станции диктатор». Вырин - диктатор ? Да он «сущий мученик четырнадцатого класса». В табеле о рангах это самый униженный и бесправный, молча сносящий обиды, унижения и даже побои. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый…
Слайд 8
Далее наш путь - дом Вырина , войдем в него: незатейливая обстановка, цветы на окнах. Обратим внимание на картинки на стенах, иллюстрирующие библейскую притчу о блудном сыне. Роль их в повести значительна: история блудного сына и история дочери Вырина Дуни тесно переплетены.
Слайд 9
Вглядимся в Вырина в начале повести. Это «человек свежий и бодрый… с видом довольного самолюбия»: у него дочь - красавица , ею и дом держится. Одно её присутствие делало Вырина счастливым.
Слайд 10
Мы не покидаем Выру, ибо здесь происходят события, изменившие привычный образ жизни дома Вырина и превратившие смотрителя в дряхлого старика. Какая же беда сломила его? Одна из причин - появление «бравого гусара» Минского, который увёз Дуню. Иллюстрация М . Добужинского
Слайд 11
Дальнейший наш путь-Петербург, холодный , безразличный . Здесь теперь живет Авдотья Самсоновна. Сюда-то и пришел Самсон Вырин, надеясь вернуть дочь. Две встречи: Первая встреча- Вырин -Минский. “Она будет счастлива… зачем тебе ее? Она меня любит?”-говорит Минский и пачкой ассигнаций пытается загладить свою вину. Вторая встреча- Вырин -Дуня-Минский психологически очень сложная. Почему Дуня падает в обморок? От стыда при виде отца? Или есть другие причины? Художники-А . Добужинский и М . Шмаринов помогают понять суть этой второй встречи. У Добужинского Дуня какая-то театральная, дочь еще не видит отца, всё её внимание - к Минскому. Вырин на картине - случайный гость. Выбор дочери уже сделан. «Бедный смотритель!». У Шмаринова более чётко обозначено одиночество и унижение отца. Мы видим, что в мире Минского и Дуни нет места Самсону Вырину . Картина говорит о том, что отец больше не властен над дочерью, что их отношения разорваны.
Слайд 12
Критика по - разному объясняет трагедию Самсона Вырина . Одни считают - поступок Минского, другие - мировоззрение станционного смотрителя, имеющего своё представление о счастье дочери. Какова точка зрения автора? А . Пушкин сочувствует Вырину , но в то же время видит его ограниченность, которая является результатом условий его жизни. Человек, привыкший к брани и притеснению, и мыслит как «мученик 14 класса ».
Слайд 13
Мы вновь возвращаемся в Выру, где повествователь был трижды. Осень, заброшенное сельское кладбище и «прекрасная дама», лежащая на могиле отца. Вспомним вновь притчу о блудном сыне. Тот вернулся к отцу и был прощен. Дуне же возвращаться не к кому. Какое запоздалое раскаяние. Последние строчки повести рождают много вопросов. “Я не жалел уже ни о поездке , ни о семи рублях, мною истраченных ”, - заключает автор - повествователь . Рассказ о судьбе Дуне, начатый Выриным, теперь ведется повествователем. Почему такое окончание повести?
Слайд 14
Перекличка времен: 1972 год. Теперь уже мы посещаем Выру, где открыт единственный музей, посвящённый литературному герою - «Домик станционного смотрителя», где хранится копия подорожной А . С. Пушкина от 5 мая 1820 года. Обстановка музея воскрешает в памяти пушкинские строки. Кажется, сейчас войдет хозяин и произнесет знакомое: “Эй, Дуня! Поставь самовар да сходи за сливками”- и из - за перегородки выйдет голубоглазая красавица 1978год-режиссёр С.Соловьёв снял фильм по повести А.Пушкина. Актёры Н.Михалков-Минский, Н.Пастухов-Вырин, очень точно передали главную мысль повести: Вырин - « маленький человек» в общественном положении но не в нравственном. 2003 год - американский режиссёр Томас – Ман - Картни в своем фильме «Станционный смотритель» сумел показать расхождение природы человека и роли , навязанной ему обществом.
Слайд 15
Итак, мы прошли путь к познанию повести А . С. Пушкина и поняли: «Станционный смотритель » - это не только рассказ о «маленьком человеке», который не должен быть игрушкой в руках судьбы или других людей, но и утверждение человеческого в человеке. В то же время увидели и обусловленность мышления “ маленького человека” средой обитания, а произведения искусства позволили глубже понять авторский замысел. В заключение хотим привести в пример слова Л . Н . Толстого о “Повестях Белкина”: “Их надо изучать и изучать каждому… Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение ”
Слайд 16
Библиография 1. Пушкин А.С. Полн. собр. Соч. В 10 т. Л. , 1978г. Т.6. 2. Добужинский М. Живопись. Графика. Театр. М. , 1982 г. 3. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М. ,1982 г. 4. Домик станционного смотрителя. Л. , 1985 г. 5. Гейченко С. [ Вступ. ст. ] / Болдино. Осень. 1830. М. , 1982 г. 6. Сокровища Эрмитажа / Под ред. Пиотровского Б. Б. / Л. , 1969 г. 7. Путеводитель. Пушкинские места. М. , 1988 г.
Рисуем зимние домики
Сорняки
Калитка в сад
5 зимних аудиосказок
Никто меня не любит