Что значит Л.Н.Толстой детям? Мне кажется - это его педагогическая деятельность, это написанная им «Азбука», это многочисленные произведения для детей.
Уже признанный, большой писатель, он полностью посвящает педагогической деятельности, одно время даже думает совсем отказаться от занятий литературой.
Что его побудило к занятию педагогики?
Конечно, сплошная неграмотность крестьянских детей. Л. Н. Толстой считал, что каждый ребенок талантлив и утверждал, что способного можно научить грамоте за три - 4 занятия, а неспособного за 10-12 занятий. По мысли Л. Н. Толстого надо стремиться развивать в детях творческие способности, умение самостоятельно мыслить. Он утверждал, что излагаемый учителем материал должен быть понятен, доступен, что обстановка в школе должна быть доброжелательной, что учеба-это процесс непростого усвоения знаний.
Эти свои взгляды он воплотил как педагог, открыв в 1859 году в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем 27 таких же школ были открыты в соседних деревнях. (Занятия вел сам Л. Н. Толстой, а затем у него появились помощники)
Вложение | Размер |
---|---|
5a_tolstoy.docx | 23.53 КБ |
Межмуниципальная научно – практическая конференция учащихся
«Интеллектуалы 21 века»
Лев Николаевич Толстой – детям
Исследование учеников 5 А класса
МАОУ СОШ № 3 г. Балаково
Саповой Дарьи и Валикова Дмитрия.
Руководитель Лазарева В. А.
г. Балаково. 2016
Лев Николаевич Толстой - детям
Что значит Л.Н.Толстой детям? Мне кажется - это его педагогическая деятельность, это написанная им «Азбука», это многочисленные произведения для детей.
Уже признанный, большой писатель, он полностью посвящает педагогической деятельности, одно время даже думает совсем отказаться от занятий литературой.
Что его побудило к занятию педагогики?
Конечно, сплошная неграмотность крестьянских детей. Л. Н. Толстой считал, что каждый ребенок талантлив и утверждал, что способного можно научить грамоте за три - 4 занятия, а неспособного за 10-12 занятий. По мысли Л. Н. Толстого надо стремиться развивать в детях творческие способности, умение самостоятельно мыслить. Он утверждал, что излагаемый учителем материал должен быть понятен, доступен, что обстановка в школе должна быть доброжелательной, что учеба-это процесс непростого усвоения знаний.
Эти свои взгляды он воплотил как педагог, открыв в 1859 году в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем 27 таких же школ были открыты в соседних деревнях. (Занятия вел сам Л. Н. Толстой, а затем у него появились помощники)
Когда стало известно, что Граф Толстой открывает бесплатную школу, по деревне начались сходки, ибо крестьяне опасались, а вдруг тут какой-то подвох, что это за школа , чему и как в ней учили?
Занятия шли с 8.00 до 12.00 часов утра, а потом с 3.00.до 6.00.часов вечера.
Кроме начальной грамоты и азов арифметики, раз в неделю был класс ботаники, 4 раза- пение, 6 раз – рисование.
С каждой новой четвертью занятия усложнялись. Четвертей было три: зимняя, весенняя, летняя. Уроков не пропускали, хотя никто и не следил за посещаемостью.
Не похожи и сами комнаты для занятий на наши классы, да и уроки шли иначе. Какая-то группа сидит вокруг учителя в совершенно свободных и удобных позах для каждого. Кто-то пишет на доске, кто-то на лавке у стены, слушая что-то мастерит
Был даже класс «гуляющих»- это ученики, кто обогнали своих сверстников, они помогали тем, кому что-то не совсем понятно.
Вечерние занятия- особенные. За окном уже сумерки, в школе зажигаются свечи. Ученики рассаживаются вокруг учителя на лавках, столах, подоконниках и начинаются коллективные чтения. Иногда читает сам учитель, а иногда старшие ребята. Потом начинают обсуждать прочитанное, а если сюжет не нравится, придумывают свой.
Сочинения в Яснополянской школе на вольную тему пишут особенно охотно, потом читают вслух, критикуют. Достается и учителю, его рассказы обсуждаются наравне со всеми другими. Впоследствии Л. Н. Толстой вспоминал: «Не только я учил крестьянских детей, но и учился у них».
Любовь к книге Л. Н. Толстой старался привить ученикам. Они во всякое время могли прийти к нему домой за книгами, выбирали сами, что нравилось. Были и особые уроки- на природе. Все свободное время Л.Н.Толстой проводил с ребятами. Вместе ходили в лес, на реку. Зимой расчищали каток и носились друг за другом. Догнать л . н.Толстого было трудно, он очень хорошо катался.
Л.Н.Толстой заботился не только о том, чтобы обучить ребят грамоте. Он стремился воспитать в них любовь и уважение к труду. Он учил детей , как правильно обрабатывать землю, выращивать сады , засеевать поля рожью и пшеницей.
Откуда такое тонкое понимание детей? Думаю , это шло и из собственных детских воспоминаний, которые он хранил всю жизнь и считал, что именно в детских играх и переживаниях возникали вопросы, над которыми он размышлял всю жизнь. Поэтому он легко понимал детей и не играл с ними в дружбу, а жил ею.
Помним как он с братьями пытался найти «зеленую палочку», которая сделает людей счастливыми.
Толстому-педагогу в то время было 32 года.
Чтобы учить детей по программе, которая соответствовала-бы его педагогическим взглядам, нужны были новые книги, поэтому в 1872 году Л.Н.Толстой пишет «Азбуку», но она не имела успеха. В ноябре 1874 года Л.Н.Толстой взялся за переработку «Азбуки», назвав ее в печати «Новая азбука», а материалы, входившие в отделы для чтения, решил выделить в самостоятельные «Русские книги для чтения». Для «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения» было создано еще более 100 произведений, среди них такие известные, как «Филиппок» и «Три медведя». Над «Азбукой» он работал 15 лет. Родным и друзьям его казалось, что за это время он мог бы написать большие книги. Л.Н.Толстой писал : « Я же положил на нее труда и любви больше, чем на все, что делал, и знаю, что это дело для моей жизни важнее».
Какова была структура «Азбуки», ведь это пособие для обучения крестьянских детей. Согласно замыслу Л.Н.Толстого книга состояла из нескольких разделов: «буквосослагательность», арифметика и «наставление учителю». Книг было 4. Первая книга открывалась алфавитом, где каждую букву иллюстрировала картинка: «А»- арбуз, «Б»- бочка. В качестве примеров для обучения чтению по слогам используются пословицы и поговорки.
А что же такое « Книги для чтения»
Хотим сказать, что Л.Н.Толстой упростил написание букв, убрав украшательные элементы. Буквы стали выглядеть проще.
В первую книгу вошли и небольшие рассказы нравоучительного характера, например «Черепаха и орел», «Тонкие нитки».
Есть и раздел, который знакомит с жителями других стран, отрывки из летописи.
2,3,4 книги построены так, как и первая, но так как Л.Н.Толстой сам учил детей арифметике, физике, он эти разделы расширил.
Эта «Азбука» 1872 года была встречена недоброжелательно. Л.Н.Толстой признал некоторые замечания и переработал свою книгу. В 1875 году он написал «Новую Азбуку». Она была встречена восторженно и рекомендована к школьному обучению.
К «Азбуке» прилагались 4 тома «Русских книг для чтения». Хочется сказать, что Л.Н.Толстой написал для детей 629 произведения различных жанров. Это рассказы, сказки, были. были очерки. Есть рассказы в несколько строк: «Спала кошка на крыше», «Таня знала буквы».
Особый интерес вызывают научно-популярные произведения: «Отчего потеют окна», «Куда девается вода из моря», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья».
Писатель знакомит маленьких читателей с явлениями природы, дает элементарные сведения из области физики, химии.
Главный персонаж рассказов Л.Н.Толстого- крестьянский ребенок. («Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок», «Девочка и грибы», «Пожар»). Крестьянские дети в рассказах писателя умны, догадливы, отзывчивы, трудолюбивы. Один из привлекательных образов- мальчик Филиппок.Он преодолевает все трудности и достигает цели- его принимают в школу.
Л.Н.Толстой не прощает человеку, такие недостатки, как лень, обман. В рассказе «Лгун» он наказывает лгунишку, погубившего своей ложью все стадо овец.
В рассказе «Воробей и ласточки» наказанным остается воробей, захвативший гнездо ласточек. Стайка ласточек, поддерживая родную им птичку, замуровывает воробья в гнездо.
Много у Л.Н.Толстого и рассказов о животных и птицах : « Мильтон и Булька» «Черепаха», «Зайцы»,. Особенно запоминается рассказ «Волк и собака» о необыкновенной дружбе этих животных.
Есть в книге и рассказы-были в поучительной форме. Например, рассказ «Подкидыш», как девочка Маша на пороге своего дома обнаружила грудного ребенка и спасла его.
Или рассказ «Камень». В одного бядняка, которому надо было помочь, богач кинул камень. Когда жизнь богача изменилась и его повели в тюрьму, бедняк мог бросить в него камень, который он сохранил, но злоба давно прошла, и на смену ей пришла жалость.
Многие рассказы л.н.Толстого вызывают у нас глубокое сопереживание, это «Акула», «Прыжок», «Котенок».
В рассказе «Акула» за двумя плавающими в океане мальчиками погналась акула. Выручает героев находчивость, самообладание одного из мальчиков, четко выстрелившего из пушки в акулу.
В рассказе «Прыжок» находчивость капитана, приказавшего своему сыну прыгнуть в море, тоже спасает жизнь мальчику.
Не менее трогает и рассказа «Котенок», где герой прикрывает своим телом от разъяренных собак любимого котенка.
Во многих рассказах Л.Н.Толстого изображена правдивая картина сурового быта крестьянских ребятишек- это «Корова», «Пожар».
Значительно реже Л.Н.Толстой обращается к жанру сказки. Большинство сказок носят познавательный характер: « Волга и Вазуза» «Царь и работник», «Три подводы», «Три медведя» « Липунюшка».
Есть у Л.Н.Толостого и басни написанные прозой.Это «Муравей и голубка», «Черепаха и орел», «Лягушка и лев», «Осел и лошадь».
Особенно интересные басни «Муравей и голубка», в ней говорится о том, что добрые поступки влекут за собой хорошие ответные действия.
Таким образом мы увидим ,что «Русские книги для чтения» Л.Н.Толстого были для детей как бы первой маленькой энциклопедией, окном в мир и в самих себя. Прошло много времени, изменился мир и наши знания о нем, но мы продолжаем читать детские книги Л. Н. Толстого.
Мы увидели . что Толстой – учитель в истории педагогики – явление яркое , значительное. Его педагогические идеи о том , что надо возбуждать интерес к учению, развивать творческие способности ученика важны и сейчас, поэтому в современной « Азбуке» для учеников 1 класса помещены его рассказы , и по ним ученики проходят школу мудрости, нравственного воспитания. Эти книги при жизни Толстого издавались 28 раз , переиздаются они и сейчас.
Задачи
1 осмыслить взгляды Л. Н, Толстого – педагога .
2 понять,что такое «Азбука» , о которой сам Толстой писал : « Я положил в неё всю душу.
3 увидеть не только жанровое своеобразие 9 книг для чтения) , но и стающую за ними жизни детей и взрослых, мир природы.
Цель
Увидеть , что Л. Н. Толстой не только большой писатель , но и талантливый педагог.
Что его «Азбука» и « Книги для чтения» - это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир и воспитывающие в них добрые чувства.
Кто самый сильный?
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Мост из бумаги для Киры и Вики
Этот древний-древний-древний мир!
Медведь и солнце