проект исследовательской работы «Образ Петербурга в русской литературе»
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_peterburg_v_russkoy_literature.doc | 107 КБ |
XIX – районная конференция членов школьных научных обществ
муниципальных общеобразовательных школ Туркменского района
Секция: Филология (литературоведение)
Название работы:
«Образ Петербурга в русской литературе»
Автор работы:
Денисенко Дарья, 11 класс
Место выполнения работы:
МКОУ СОШ №4
с. Малые Ягуры
Туркменского района
Ставропольского края
Научный руководитель:
Щербак Елена Владимировна,
учитель русского языка
и литературы МКОУ СОШ №4
2015
Содержание:
Анкета соцопроса (приложение 1)
Иллюстрации по теме исследования (приложение 2)
Видеорепортаж из МКОУ СОШ№4
Видеофильм о Санкт – Петербурге
Презентация
Л. Бетховена Симфония №7.( ч.2)
Рецензия на работу учащейся
Ι. Введение
Всё сильнее звучат в литературе, начиная с XIX века, городские мотивы. Как поэт, так и писатель – это чаще всего житель города, горожанин. Город таит в себе парадные улицы, площади и фасады дворцов, и тихие старинные закоулки. Увидеть город можно по-разному. Это могут быть взор приезжего, экскурсанта и глаза ребёнка или взрослого, влюблённого или одинокого; глаза человека, родившегося в городе и сроднившегося с ним всем существом, и глаза человека, выросшего в деревне и попавшего в город, как в ловушку. Один видит город из окна роскошного особняка, а другой из окна больницы или бедной наёмной квартиры. И картины эти будут различными. Поэты и писатели более других людей способны чуткой душой воспринимать город не просто как внешнюю среду обитания, а как одушевлённое, живое существо. Поэтому образ одного и того же города оказывается совсем не одинаковым у разных поэтов. Впервые в Петербурге я побывала два года тому назад. Трудно передать те прекрасные чувства, которые я ощутила: радость, восторг, удивление. Я влюбилась в него с первого дня пребывания там. Меня удивило то, что город никогда никуда не спешит, там нет суеты, которая присуща крупным городам. Петербург меня вдохновил, я наслаждалась этим городом все время пребывания там. И эти десять дней навсегда останутся в моей памяти самым счастливым и ярким воспоминанием за несколько лет. Прогуливаясь по Невскому проспекту, я много раз задавала себе один и тот же вопрос: почему у Н.В.Гоголя проспект иной, не такой, каким я его вижу? Чтобы ответить на этот и ряд других возникших вопросов, я поставила перед собой цель: рассмотреть на страницах прозаических и лирических произведений образ Петербурга, выяснить, как относились к нему поэты и писатели, а также побывать в тех местах таинственного Петербурга, которые показаны на страницах художественных произведений. Гипотеза данной работы – Петербург интересовал писателей на протяжении XVΙΙI - ХХ веков. Для раскрытия данной темы нам потребуется:
Данная работа подготовлена на основе произведений: «Евгений Онегин», «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Невский проспект» Н.В. Гоголя, «Размышление у парадного подъезда», «Петербургские улицы» Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», а также лирических произведениях XX века.
ΙΙ. Образ Петербурга в русской литературе
Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны. Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России». Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. Такая литературная слава Петербурга объясняется не только тем, что он является столицей на протяжении как Золотого, так и Серебряного века русской культуры. Сам город с его островами и каналами, белыми ночами, великолепными памятниками архитектуры необыкновенно привлекателен для писателей, поэтов и художников. В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом. Тема Петербурга как особая эстетическая и социальная тема была впервые выдвинута в русской литературе Пушкиным в «Домике в Коломне», «Пиковой даме», «Медном всаднике».
Маленького Сашу Пушкина впервые привезли в Санкт-Петербург в возрасте двух лет. Снова он появился в столице в 1811 г., когда поступал в Лицей. Тогда он познакомился с городом уже осознанно. Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву! (Много позже в письме к своей жене Н.Н.Гончаровой он напишет: “Не люблю я твоей Москвы!”) После пестрой Москвы Петербург поразил его своей величественной красотой, блеском вод и белыми ночами. Осенью 1811 года началась учеба в лицее, и на 5 лет Пушкин расстается с Петербургом. Наконец, наступил долгожданный июнь 1817 года: именно тогда Пушкин окончательно поселился в столице и прожил здесь 15 лет, исключая годы ссылки. Здесь поэт начинает самостоятельную жизнь взрослого человека. От ощущения свободы и независимости у него кружится голова, он не знает, куда броситься, с чего начать; ему теперь доступно всё – и театры, которые он непрестанно посещает, и балы, и «Арзамас».
Образ северной столицы, созданный Пушкиным в первой главе романа «Евгений Онегин», - это декабристский Петербург, Петербург высокой духовности, исполненный красоты, добра, жизни:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.[…]
Проснулся утра шум приятный[1].
Противоречивое отношение к столице – притягивание и отталкивание – сопровождает поэта на всем его жизненном пути. В «Медном всаднике» тема Петербурга приходит к логическому завершению. Петербург для поэта - воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит…[2]
Во введении к поэме – величественном гимне городу и его создателю Петру I – поэт порывает с традицией одического восхваления, характерной для XVIII столетия. Его «кумир на бронзовом коне» готов мстить «маленькому человеку» Евгению за бессильный бунт против несправедливости жизни. В гибели Евгения виновно не только наводнение, но и Медный всадник, сделавший «маленьких людей» заложниками своих величественных планов. И все же А.С.Пушкин далек от того отрицания, с которым относится к Петербургу Ф.М.Достоевский. Вступление к поэме завершается строками:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия…[3]
«Маленькие люди» умирают, но великий город остается жить – вот главный итог поэмы, в котором Александр Сергеевич сформировал свое отношение к Петербургу. В Петербурге А.С. Пушкин провел более трети своей жизни. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как «град Петров».
В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургских повестях» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
В повести «Невский проспект» (Невский проспект - своего рода символ Петербурга, его лицо-маска) Н.В. Гоголь пишет:
«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде»[4]. Мне кажется, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И всё это характерно для гоголевского Петербурга.
3) Петербург в произведениях Н. А. Некрасова
Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось жить голодным бедняком, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира - владельцев «роскошных палат» и обитателей подвалов, «счастливцев» и «несчастливцев».
С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где «каждый дом золотухой страдает», где «штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ», где мерзнут дети на «ложе своем». На улицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает «сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются»
В стихотворении «Размышление у парадного подъезда» роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов показывает глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.
Фрагмент из книги Н.А.Некрасова "Петербургские улицы":
«И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ. И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного».
4) Петербург в описании Ф.М. Достоевского
Если пушкинский Петербург блестящ и мрачен одновременно, то Петербург, созданный творческим воображением Федора Михайловича Достоевского, только мрачен. Причину этого можно найти в обстоятельствах биографии писателя. Он приехал в столицу в 16 лет и поступил в Главное инженерное училище. После окончания учебы были литературные кружки и первые произведения, восторженно принятые критиками. Затем в 1849 г. последовали арест за участие в кружке М.В.Петрашевского, ожидание расстрела на Семеновском плацу после объявления смертного приговора и девять лет сибирской каторги. В конце 1859 г. Достоевский вернулся в Петербург и прожил здесь до своей смерти в 1881 г.. Однако уже в первом произведении («Бедные люди»; 1846 г.) в его творчестве складываются «петербургские типы» - образы «маленьких людей», которые сопротивляются бездушному городу, но почти всегда оказываются побеждены «больным, странным и угрюмым Петербургом». Когда слушаешь Л. Бетховена Симфонию №7.( ч.2), в душе рождается чувство скорби, тоски, одиночества, обреченности. Примерно такое состояние испытывают герои Достоевского в таинственном городе. В более поздних произведениях писатель развивает образ Петербурга как «столицы страданий», где над людьми совершаются нравственные и физические насилия. Недаром он не описывает ни дворцов, ни прекрасных набережных. Место действия его романов – «чрево Петербурга», район Вознесенского проспекта и Сенной площади. Город у Достоевского прямо враждебен человеку: он то сырой и промозглый, то знойный и удушливый, полный отвратительных запахов. Это особенно заметно в романе «Преступление и наказание», где Петербург – наваждение и кошмар, которые прямо подталкивают Раскольникова к убийству, где мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами - колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского - это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он - соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, преступлений, человеческих трагедий. Причина этого, согласно автору, заключена в оторванности города от почвы, его «сочиненности». Если в юности писатель вслед за В.Г.Белинским видел в Петербурге будущее всей России, то к концу жизни он окончательно пришел к убеждению, что столица «духовно отделена» от России. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений. Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них - дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский. В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову. Роман Достоевского «Преступление и наказание» многие критики называют «петербургским романом». И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах романа автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия - города доходных домов, банкирских контор и лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного. В литературном наследии Достоевского можно выделить до 20 произведений, в которых Петербург выступает как фон для развития сюжета. Обычно Достоевский даёт точные топографические указания. Он любит отмечать отдельные места разнообразного в своих частях и цельного в своём единстве города. Петербург Достоевского – город бедняков, людей, забитых жизнью; город угрюмый, в котором «так скоро гибнет молодость, так скоро вянут надежды».
5) Сравнительная таблица: «Петербург в описании А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского».
У каждой эпохи свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина - Петербург предстает как «преславный град», «Северный Рим», «Северная Пальмира». Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование. Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Некрасова, Гоголя и Достоевского? По мнению критиков, одну из главных ролей в трагическом восприятии Петербурга сыграла легенда, появившаяся в эпоху петербургских реформ: «Петербургу быть пусту!»: «Еще во времена Петра I дьячок из Троицкой церкви спустившись с колокольни, впотьмах, увидел кикимору - худую бабу и простоволосую, - сильно испугался и затем кричал в кабаке: «Петербургу, мол, быть пусту», за что и был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно. Так с тех пор, должно быть, и повелось думать, что с Петербургом нечисто. То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду, сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец - мертвый чиновник. Много таких россказней ходило по городу. С унынием и страхом внимали русские люди бреду столицы. Люди говорили, что город, построенный на костях сотен тысяч людей - греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города». Поэты и писатели XΙX века по – разному представляли Петербург на страницах своих произведений. Подводя итог, составим краткую сравнительную таблицу.
А.С.Пушкин | Город трагической красоты и безумия. |
Н.В.Гоголь | Город – призрак. |
Н.А.Некрасов | Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков. |
Ф.М.Достоевский | Город - фон всего происходящего, в какой-то степени действующее лицо. Город бедняков, людей, забитых жизнью; город угрюмый, в котором «так скоро гибнет молодость, так скоро вянут надежды». |
6) Образ Петербурга в поэзии Серебряного века
Петербург стал родиной русского модернизма и символизма. В начале ХХ в. символистские поэты и прозаики печатались в журналах «Мир искусства» и «Новый путь», участвовали в религиозно-философских собраниях, встречались в салонах Д. С. Мережковского и Вяч. И. Иванова. В Петербурге жили и работали многие писатели и поэты, творчество которых связано с Серебряным веком русской литературы, - К. Д. Бальмонт, Вяч. И. Иванов, Л. Н. Андреев, Ф. Н. Сологуб. Здесь в 1904 г. вышла первая книга стихов А. А. Блока, вся жизнь которого была связана с Петербургом. Он описывал столицу как «всемирный город», трагичный и наполненный предчувствием неминуемой гибели. В поэме «Возмездие» Блок приписывает неминуемую гибель столицы року, тяготевшему над ней с Петровских времен. Петербург Блока - это «страшный мир», полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со своими реально-историческими чертами облика. Это город, где «богатый зол и рад» и «унижен бедный». И вместе с тем это город, полный революционной бунтарской энергии, город людей, «поднимающихся из тьмы погребов» на штурм старого мира. За его серой, прозаической внешностью сквозит иной, романтический облик «непостижимого города». В нем творится мистерия, и новая героиня блоковской поэзии - Снежная Дева – «ночная дочь иных времен» и иных, далеких стран, принимает этот прекрасный город, как свое царство в стихотворении «Снежная Дева»:
И город мой железно-серый,
Где ветер, дождь, и зыбь, и мгла,
С какой-то непонятной верой
Она, как существо, приняла.
В городских стихах Блока запечатлен также и другой облик Петербурга - облик рабочего Питера. Поэт разглядел в городской повседневности не только «магические» видения в «электрическом сне наяву», но и «самые реальные» томления «рабьих трудов», увидел, «как тяжело лежит работа на каждой согнутой спине». Петербург для Блока был неиссякаемым источником новых образов, тем, пейзажей. Город был как раз тем вдохновителем поэта, без которого он бы не просуществовал. Посвятив родному городу очень большую часть своего творчества, Блок показал тем самым, что Петербург занимал одно из первых мест в его жизни. Однажды, гуляя с В.Рождественским между старых лип у Инженерного замка, Блок сказал: «Люблю я это место. Вот, дичает город, скоро совсем зарастет травой, и от этого будет еще прекраснее... За этими руинами всегда новая жизнь. Старое должно зарасти травой. И будет на этом месте новый город. Как хотелось бы мне его увидеть!» Мне посчастливилось увидеть этот красивый новый современный город Санкт – Петербург. С нетерпением жду момента, когда вновь пройдусь по Невскому проспекту, побываю в доме – музее Ф.М. Достоевского, полюбуюсь новыми архитектурными постройками.
Интересно сопоставить образ Петербурга в поэзии А.А. Ахматовой и О.Мандельштама. Они живут в одно и то же время, бродят по одним и тем же улицам, принадлежат к одному и тому же литературному течению – акмеизму, но всё же Петербург в их творчестве – разный. У Мандельштама Петербург – чёрно-жёлтый (цвета императорского штандарта). В более позднем творчестве город Петра превращается в Петрополь – тонущий, погибающий. В стихах 1921-1925 годов Петербург поворачивается уже не имперским, а бытовым ликом ("шоколадные, кирпичные, / Невысокие дома"). В поздних стихах Мандельштама Петербург-Петрополь превращается в Ленинград и появляется мотив бездомности, незащищённости, обречённости. Петербург в стихах Ахматовой – город любви. Она не посвящает стихов отдельным зданиям, как Мандельштам. Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о себе и о любви. Петербург в поэзии Ахматовой – фон, декорация, он помогает лирической героине, переживающей боль и страдание, выйти к просветлению. Слово "Ленинград" заменит имя Петербурга в "Реквиеме" – как звук и знак, враждебный лирической героине. И лишь в стихах военных лет обретёт другое звучание, овеянное мученичеством и героизмом. Мне кажется, Петербург А.Ахматовой и О.Мандельштама очень разный. Но при всём различии есть в отношении двух поэтов к городу и нечто общее. Петербург воспринимается ими как сердце российской культуры и как символ близкого обоим уходящего века.
ΙΙΙ. Результаты социологического опроса. Заключение
Тема Петербурга не оставила меня равнодушной. Я решила пообщаться со сверстниками и выяснить, как к Петербургу относятся они. Мною проведено анкетирование среди старшеклассников (приложение 1), а также видеоопрос. Что же удалось выяснить? Очень мало сверстников были в Санкт – Петербурге. Благодаря писателям – классикам, каждый имел возможность совершить заочную экскурсию в этот двуликий город (приложение 2)
Больше всего Петербург запомнился им в «Медном всаднике», «Невском проспекте» и «Преступлении и наказании». У каждого из опрошенных свой образ Петербурга, свое видение. Вот как это было, смотрите сами (видеоопрос).
Петербург как самый мистический и таинственный город, город-призрак, город, живущий особой ночной жизнью, город, находящийся на краю, над бездной, противопоставленный России и особенно Москве,- эти и другие черты петербургского текста реализуются во многих произведениях классической литературы XIX века. Писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского? Несомненно, одну из главных ролей в этом сыграла петербургская легенда, появившаяся в эпоху петровских реформ: «Петербургу быть пусту!» Город, построенный на костях сотен тысяч людей, - греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города.
Итак, Петербург – трагический и фантастический город. На его улицах случается все что угодно: здесь может зародиться мысль о преступлении и найти свое завершение. Человеку трудно жить и дышать в этом городе, но, однако, ни у одного из героев не возникает мысль покинуть его: какая-то непреодолимая тайная сила влечет и заставляет остаться в этом «самом умышленном и отвлеченном городе на всем земном шаре». Побывав в Петербурге, работая с текстами художественных произведений о Петербурге, я представляю этот чудный город двуликим, свое мнение выразила в стихах:
В Санкт – Петербурге первый раз я,
Красотою каменной пьяна,
Этим городом чудесным, необычным
С восторгом восхищаюсь я.
Вдруг свернула в переулок узенький,
Словно в миг попала в мир иной:
Темный, пыльный, жуткий, пьяненький
Петербург предстал передо мной.
Я иду по Петербургу Достоевского,
Словно здесь была уже не раз:
Узкий переулок, темно-серенький,
Сырость, мерзость, уличная грязь.
Так какой же он: красивый иль убогий? У каждого ведь мнение свое. Для меня он самый необыкновенный, Загадочный и ласковый еще.
ΙV. Выводы
Подведем итог нашим исследованиям:
V. Библиография
[1] Пушкин А.С. Избранное, - М. «Просвещение», 1983г., стр. 147
[2] Пушкин А.С. Избранное, - М. «Просвещение», 1983г., стр. 124
[3] Пушкин А.С. Избранное, - М. «Просвещение», 1983г., стр. 125
[4] Гоголь Н.Повести – М. АСТ ОЛИМП, 1997г., стр.127
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Заповеди детства и юности
Неньютоновская жидкость
Заяц-хваста
Загадочная система из шести экзопланет