Научная работа о лирике тарских поэтов, их биографии и творчестве.
Вложение | Размер |
---|---|
nou_po_literature_9_klass_grineva_olga_vadimovnaperedelano.docx | 330.26 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М.Луппова»
XLVIII
Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи
Тема: «Образ города в лирике Тарских поэтов»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: филология
Выполнила:
ученица 9 класса
БОУ «Тарская гимназия №1
им. А.М.Луппова»
Гринева Ольга Вадимовна
Научный руководитель:
учитель русского языка
и литературы
БОУ «Тарская гимназия №1
им. А.М.Луппова»
Нестеренко
Людмила Дмитриевна
Омск - 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
Глава1 Образ города в творчестве профессиональных Тарских поэтов... | 5 |
1.1 Провинциальная Тара в творчестве М.А.Белозерова……………........ | 5 |
1.2 Тихие улицы города Тары в лирике А.Н.Дерюшева........................... | 8 |
1.3 Город Тара – любимый друг в лирике Н.А.Кусковой……………....... | 11 |
1.4Город Тара - центр духовного бытия в поэзии С. В. Мальгавко.......... | 16 |
1.5 Старинная Тара в творчестве Т. В. Бурундуковой…………………..... | 19 |
1.6 Тара – самый любимый город в творчестве О.Г. Старинской………… | 20 |
Глава 2 Образ города Тары в стихотворениях молодых поэтов................. | 22 |
Заключение…………………………………………………………………….. | 25 |
Список литературы……………………………………………………………. | 27 |
Приложение 1……………………………………………………………......... | 30 |
Приложение 2..................................................................................................... | 32 |
Приложение 3..................................................................................................... | 33 |
Приложение 4..................................................................................................... | 34 |
Приложение 5..................................................................................................... | 35 |
Приложение 6..................................................................................................... | 37 |
Приложение 7..................................................................................................... | 39 |
Введение
Многие русские поэты и писатели в своем творчестве обращались к
теме города. А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» попеременно
показывает нам, то южную, то северную столицы России. Н. В. Гоголь в
поэме «Мертвые души» помогает читателю сформировать представление об уездном русском городе первой половины XIX века, а в «Петербургских
повестях» вместе с гоголевскими героями мы «прогуливаемся» по Невскому проспекту, заглядываем в дома героев произведений.
А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» подробно раскрывает нам образ Москвы и её жителей первой четверти XIX века.
В XX веке тема города находит своё продолжение в творчестве В. Я. Брюсова, А. А. Блока, М. А. Булгакова и других.
Несмотря на то, что Тара - это старинный провинциальный городок находится в глубине Сибири, но он мил, дорог нашим сердцам.
Город Тара образован в 1594 году князем Андреем Елецким и имеет богатую историю.
Образ города создается старинными архитектурными сооружениями, запечатлен на полотнах Тарских художников, воплощен в творчестве
местных поэтов.
Новизной и актуальностью данной работы мы считаем попытку
проанализировать и собрать воедино стихотворения Тарских поэтов разных лет, посвящённых нашему городу в трех номинациях: «Тара – любимый
город», «Тара в разное время года», «Город – труженик».
Цель работы – проанализировать образ города, опираясь на лирику Тарских поэтов.
Задачи исследования:
- Изучить научную и краеведческую литературу по теме исследования;
- Изучить биографию Тарских поэтов;
- Составить классификацию стихотворений, посвященных Таре, и описать их;
- Сделать выборку стихотворений об образе города и проанализировать их;
- Сопоставив стихотворения, выделить основные черты города, создающие его неповторимый образ.
- Выявить, какие литературные традиции продолжают местные поэты в
своем творчестве.
Объект исследования: образ города в лирике Тарских поэтов.
Предмет исследования: сборники стихотворений Тарских поэтов.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анкетирование,
сопоставление, классификация, художественный анализ.
Глава 1. Образ города в творчестве профессиональных тарских поэтов
Город Тара - старинный город, основан в 1594 году князем Андреем Елецким и отрядом служилых казаков. За свой век город Тара много
пережил, у него богатая биография.
Действительно, каждый период в истории города Тары знаменателен своими событиями и достижениями.
Сегодня Тара — второй по величине районный центр Омской области, крупный административный центр, выполняющий ряд функций для всего
севера Омской области.
Город Тара стал дорог, любим для многих людей, и местные поэты не исключение.
Нас заинтересовал образ города в лирике Тарских поэтов.
Обратившись к данной теме, мы изучили литературу по краеведению, выяснили, что в литературной среде города Тары существуют такие
литературно - краеведческие альманахи: «Расскажу о городке у Иртыша» (2004 г.) , «Тара плюс…» (2009 г.) , «Мне нравится жить» (2009 г.) и
«Таряне» 2 выпуска (2015 г.).
К сожалению, данные сборники не в полной мере представляют
читателю наш город в разных номинациях.
В исследовании образа города в лирике Тарских поэтов мы постарались сделать выборку стихотворений и классифицировать их по трем номинациям: «Тара – любимый город», «Город Тара в разное время года»,
«Город – труженик».
1.1. Провинциальная Тара в творчестве М.А.Белозерова.
МихаилАвдеевич Белозеров - многогранная и разносторонняя
личность. Он был не только прекрасным поэтом, но и журналистом,
директором кинотеатра Родина, но прежде всего, талантливым писателем.
Михаил Белозеров родился 16ноября 1935 г. в деревне Скатово
Тарского района. Когда началась самая кровопролитная война, ушел на фронт и не вернулся его отец. Все это повлияло на тематику творчества
поэта, посвятившего много стихотворений своему отцу, которого он очень любил.
Большое место в творчестве М. Белозерова занимают также стихи,
посвященные землякам, – известным и не очень. Эти стихи документальны, особенно ярко выражена гордость за своих земляков в стихотворении
«Воспоминания о газетчиках»:
В редакционном коллективе
Немного было нас совсем,
Но вдохновенно мы трудились
Над освещеньем важных тем.
Была работа наша дружной
И удивительной была!
Ночами делали, коль нужно,
Забыв про прочие дела
Ю.Галицкий, Д.Д.Беляев,
Г.Шабалин, В.Коршунов,
Е.Королева, А.Мамаев,
А.Пешков, Шахов, Горчаков…[4,С.1].
Много стихотворений у М.Белозерова посвящено родному краю,
городу. Для Михаила Белозёрова Тара- это провинциальный и трудящийся город.
Вспоминая наш суровый климат и обширные посевные поля, он
написал стихотворение «Иней»:
Нет, не зря приметой
Стало у народа:
Если крупный иней
Был в начале года,
-Значит, всё в порядке!-
Говорят мне люди.-
Значит, год пришедший
Урожайным будет! [3, С.25].
Тара не только трудящийся, но самый лучший и любимый город для поэта. Это чувство выражено в стихотворении «Рядом с детством», «Песня о Таре» и др.
…По тихим улочкам пройдусь,
Их занесёт снегами скоро,
И, как из родника, напьюсь
Душевным чьим-то разговором…[3, С.85].
Тара в разное время года у М. Белозёрова прекрасна по-своему:
Осенью город похож на чудесную сказку, словно укрыт золотой шалью:
Сентябрь развесил паутину,
Нежнее стала синь небес.
Нарядный, как на именинах,
Стоит под жёлтой шалью лес…[3, С.83].
Зимой город у поэта представлен спящим, завороженным тишиной:
Всю ночь бродила в небе хмуром
Лохматая, седая мгла,
И только перед самым утром
Зима, насмелившись, легла… [3, С.76].
С особым чувством восторга поэт описывал весенний город в
стихотворении «Песня о Таре»:
Город накинул на плечи
Белые шали черёмух,
И тополиной листвою
Шепчет хмельной ветерок:
«Здравствуй, наш город старинный,
Вечная молодость наша,
Тара, любимая Тара,
Милый, родной городок!» [5, С.3].
В стихотворении «Песня о Таре» М.Белозеров обращает внимание на особую красоту города во время цветения черемухи. По его мнению, город Тара становится молодым, он завораживает своей прелестью.
Действительно, поэта восхищает Тара в любое время года. Его манит Иртыш, пьянят закаты и восходы…
В стихотворении «С баяном шёл я по России» отмечаем, что автор
умеет и любит играть на баяне, в стихотворении передана широта души
поэта, народность:
С баяном шёл дорогами России,
Забыв уют и городской комфорт,
Пережидал в копнах дожди косые,
Одолевая речки чаще вброд.
Играл косцам, уставшим от покоса,
Всё, что просили, а играть всё мог. [3, С.98].
Поэт объясняется в любви своему городу с осознанием того, что всё хорошее в нём сделано общими руками и трудом, сообща и каждым в
отдельности.
Стихи Михаила Белозёрова навсегда останутся в наших сердцах,
потому что поэт - литературная гордость Тары.
1.2. Тихие улицы города Тары в творчестве А.Н. Дерюшева.
Имя Александра Николаевича Дерюшева, его поэтическое творчество хорошо известно всем тарчанам.
Родился поэт в Таре в 1963 году. Первые стихи принес в районную
Газету еще будучи студентом Омского медицинского института. Затем была защита диплома и возвращение в родной город Тару.
Сейчас А.Н. Дерюшев заведует отделением скорой помощи районной больницы, в короткие минуты отдыха пишет стихи. Печатался в журналах: «Москва», «Сибирские огни», коллективных сборниках. Автор пяти
поэтических книг. Член Союза писателей России.
В стихотворениях «Город готовился к лету…», «Творчество»
Александр Дерюшев представляет нам образ города-труженика:
Город готовился к лету,
Руки рубил тополям...
Благоустройством все это
Гордо для всех объявлял.
Сентиментальным стал что ли,
Я, запахнувши полы,
Чтоб тополя обезболить –
Влажные гладил стволы. [12, С.76].
Поэт в стихотворении, описывая свою улицу:не случайно использует такие выразительные эпитеты: («снежно-нежная тишина»). Он говорит в
стихотворении «Моя улица», что для него на свете нет улицы роднее и
дороже:
Эту улочку городка,
что особенно коротка,
на заснеженном берегу
близко к сердцу я берегу…[3, С. 79].
Свое признание землякам, городу поэт выражает во многих
стихотворениях, представляя город окраиной России, маленькой столицей:
Нет города уютней и красивей
И мужественней тоже нет его.
Такая небольшая часть России,
Большая часть от сердца моего. [3, С. 97].
Городок – окраина России
Снегом заметен, за ним – тайга.
Ни правители и не мессии
Не ступила никогда нога.
И на карте-то едва найдется
Захолустье – только-то всего…
Для меня же Родиной зовется
Каждая из улочек его! [3, С.95].
В разное время года город у Дерюшева представлен в стихах
своеобразно:
Вдохну весну, и ты попробуй!
Сегодня я не тороплюсь…
На умирающем сугробе
пишу я веткой «Тара плюс…»
В любви я городу признаюсь
пусть усмехнутся мне во след:
мол, откровенно дурью маюсь
в мои-то сорок с чем-то лет!
А рядом тоже веткой пишет
румяный чей-то карапуз –
к моим признаниям все ближе –
слова все те же «Тара плюс…» [11, С. 34].
Весенний городу поэта – это город надежд и мечты, преобразований.
В стихотворении «А по городу зима шествует…» город Тара у
Дерюшева зимой предстает как нежный, благодатный и чистый город, когда мир (город) становится светлее и добрее:
Присмирел под белым одеялом
Мир, что суетился и шумел…
И покрылся город мой инеем,
Даже небо вон замерло…[13, С. 32].
Золотой осенью город Тара преображается в стихах поэта, удивляет природа; улицы в городском парке выглядят, словно разноцветный ковер.
Среди стихотворений А. Дерюшева еще одной из составляющих
образа города является досуг жителей Тары, который помогает раскрыть
внутренний мир города, узнать, чем живут его жители:
Становятся привычные слова:
«Спектакли, репетиции и роли»
В судьбе у Тары новая глава –
Страна готовит тарские гастроли! [12, С. 48].
Призвание у Александра Николаевича Дерюшева не только спасать людей, изо дня в день воскрешать чьи-то жизни, оказывать своевременную помощь, но и радовать душу тарчан своими прекрасными и добрыми
стихами.
1.3. Город Тара – любимый друг в лирике Н. А. Кусковой.
Образ города значительное место занимает в лирике Натальи
Александровны Кусковой.
Сначала мы обратились к ее биографии.
Наталья Александровна Кускова родилась в Таре в 1960 году. Детство прошло в селе Екатерининском, там же началось и увлечение поэзией.
Н. А. Кускова работает медицинской сестрой в наркологическом
кабинете Тарской центральной районной больницы.
Н.Кускова – автор 4 книг для взрослых: «Весеннее тепло», «Изморось», «Наполню себя тишиной», «Мамина песня» и 3 книг для детей: «Сказка о солнечном зайчике», «Разноцветные стекляшки» и «Привет, одуванчик!».
Ее стихи печатались в газете: «Крестьянское слово», «Сибирское
время», «ТарскоеПрииртышье» и др., а также публиковались в нескольких коллективных сборниках: «Что сердцу дорого», «Муза в храме медицины», «Бабье лето»; антологии произведений омских писателей «Сегодня и вчера»; журналах «Москва», «Муза сибирских поэтов-медиков», «Литературный Омск», «Тревожное сердце», «Мне нравится жить».
Н. Кускова признана победителем конкурсов в Таре: «Расскажу о
городке у Иртыша»; конкурса, посвященного 400-летию первой пашни; «Женщина года» в номинации «Если душа рождена крылатой» в 2005 году. Член Союза писателей России. Руководитель Тарского отделения Омской общественной организации Союза писателей России, открывшегося в Таре в 2006 году.
В 2010 году в музее Ф. М. Достоевского состоялся вечер-презентация поэтического сборника «Наполню себя тишиной» Н. А.Кусковой.
Город в ранней лирике Н. Кусковой соединяет в себе черты реального города юности и зрелости поэта. Тары – и фантастического пространства, в котором возможны перемещения во времени, путешествия в другие миры. В образе города воплощается внешнее пространство:
На ладони поймы Иртыша
Звездочкой лежит мой городок.
Крыльями века над ним шуршат,
Бесконечен времени поток… [16, С.12].
Стихотворные сборники Н. Кусковой полны поэзии малого старинного городка, который недалеко ушел от быта сибирского села. Поэтому в ее
стихах живут домовые, лешие, таежные звери приходят в усадьбы на
окраинах.
Действительно, уклад жизни нашего городка, особенно на окраине, практически ничем не отличается от деревенского. Маленький город
в лесной зоне - и здесь, как и в таежных селах, не редкость прижившиеся
рядом с жильем человека животные. Частый гость на усадьбе на окраине
города - ласка.
Узкий, юркий и свирепый,
В яркой золотистой шубке.
Возле грядки с желтой репой,
И у клумбы с незабудкой
Этот зверь рассыпал перья
После своего обеда.
Знаю точно уж теперь я
Квартиранта – непоседу… [16, С. 15].
Поэтесса в своих стихах воспевает любимый город Тару, его тихие улицы, красивую природу в разное время года, особенно осенью.
Н. Кускова убеждает нас в том, что со словом «осень» связаны не
только дожди, слякоть, лужи, но и парчовые платья рябин, окрашенные
зарею облака, тихая, без дождей, «прозрачная и золотая» погода. У нее целая серия «осенних» стихотворений: «Вот и осень…», «Золотая осень…», «Осенний набросок» и др. Осень у поэтессы – художница. Она «окропила охрой лес», тонкой кисточкой рисует свой узор.
В зеркале себя я не узнала,
Блеск забытый молодой в глазах.
Женщина зеркальная кивала:
«Хватит думать только о делах.
Столько их, не переделать вовсе,
Ну а жизнь проходит. Погляди –
Не достанется опять, иди!»
В спешке, собираясь на работу,
Я забыла, кто же был не прав,
Шла и улыбалась отчего-то,
На ладошку желтый лист поймав. [18, С. 24].
В ее стихотворении «Город самый лучший…» используется
уменьшительно-ласкательная лексика и инверсия, что делает произведение близким к русскому фольклору.
С Тарой – теперь я навсегда.
На погосте мамина могила,
Загорелась здесь моя звезда,
Вера придала душевной силы.
Здесь крестила в храме дочерей,
Здесь любила, плакала, смеялась,
Череда весенних светлых дней
Черным невезением сменялась,
Здесь мой голос, развиваясь, креп,
Силой от землицы наливался.
И горит над куполами крест,
Чтобы каждый к дому возвращался. [19, С. 13].
Для Н. Кусковой нет в жизни большего счастья, чем с дороги
вернуться домой, потому чтонет родней перекрестка и двора, где растет
любимая липа, тополь под окном, а рядом милые и добрые соседи, хорошая работа.
… сердце мое вмещало
Землю, небо, работу, быт.
И с утра все опять сначала –
Жить, заботиться и любить! [18, С.10].
Также в ее поэзии отражён быт малого города, представлен образ
города-труженика.
Пахнет подоконник помидором –
Ждет рассада теплую погоду.
Только о прогнозах разговоры. [17, С.5].
Действительно, два раза в год, для женской половины населения,
Тара объединяется единым делом: весной – посадкой огородов, а осенью – уборкой картофеля.
В любой ипостаси, в любое время года малый город, как средоточие бытия, является первоосновой всего, тем неизменно надежным берегом, от которого можно оттолкнуться, получив новый заряд надежды и веры.
Видимо, в этом, по мнению поэтессы, и есть смысл существования
малых городов, каким и является Тара, и эта высокая миссия останется за нею навсегда.
1.4. Город Тара - центр духовного бытия в поэзии С. В. Мальгавко.
Яркая личность в городе Таре - участник многих фотовыставок,
лауреат и дипломант конкурсов художественной фотографии, член Союза фотохудожников России, журналист, член Союза писателей России – Сергей Владимирович Мальгавко.
Первые стихи печатались на страницах Тарской районной газеты
«Ленинский путь», печатался в газете «Омская правда», «Крестьянское
слово», альманахе «Иртыш», журнале «Литературный Омск». Редактор
бывшей газеты «Тарский курьер».
В 2002 году в Омском книжном издательстве вышла книга стихов
«Рябиновое вино».
Малый город в поэзии С.Мальгавко предстает как центр духовного
бытия, сохраняющий душу народа и России:
Утром праведно светятся крыши
В просветленном насквозь городке.
Вольно взгляду, и нет зданий выше,
Чем единственный храм вдалеке… [24, С. 56].
Приволье, широкое, ничем не стесненное, как русская душа. Стихотворение «Единственный храм в городке» выступает здесь, как символ цельности истинного духа народа и незыблемости бытия:
Серебрится он трижды крестами,
И летит снег, пророчески свят.
Натянув нити между веками,
Снег идет, как и сто лет назад.
Перед городом этим я грешен,
Мне ответить еще предстоит:
Отчего стая зябких скворечен
В холода терпеливо грустит? [24, С. 48].
Ответственность за судьбу города и народа, подчеркнуто буднично, обычно для духовно развитого человека, и это будничное, каждодневное,
непреходящее чувство усугублено названием: «Вид из моего окна». Великое, даже величественное, в обыденном, - это «изюминка» Мальгавко.
Лбом не бьюсь я у иконостаса,
Верю в святость лишь русских снегов,
Да молю еще именем Спаса
Из чужбины вернуться скворцов. [24, С.48].
В стихах С. Мальгавко не поэтизирует своих земляков. Он обладает редкой для творческой личности способностью трезво смотреть на
окружающий мир, его удел – не слезливое умиление, а исключительная
способность к сопереживанию, сочувствию. Лирический герой Мальгавко – человек с обнаженной душой, болеющий за людей, окружающих его: не
святых, грешных, но понимающий, что пороки этих людей, и даже не людей – а душ человеческих, есть только следствие беспросветной жизни. Поэт не оправдывает их, но верит, что душа человека способна к очищению и
возрождению, поэтому даже самые горькие его стихи внушают надежду:
Чья-то вина
В капле вина,
Той, что стекла
В зелень стекла.
Словно подарок,
Винная тара.
Бомж санитарит
В городе Таре. [25, С. 2].
В стихотворении «Выше сына куст рябины…» автор смешивает «в
одной палитре» быт, природу и жизнь:
Выше сына куст рябины,
дальше дали только даль.
Прошагал до середины
я свою горизонталь.
От сумы с тюрьмой зарока
не даю и не давал,
пел, когда в проемах окон
жар рябиновый пылал.
На миру живу, в старинном
городке, где испокон:
смерть – красна,
красна – рябина,
красный угол – для икон. [23, С. 56].
Город у Мальгавко хорош в любое время года, похож на
своеобразный пейзаж:
Отдымились костры в огороде,
Лишь морковь догорает в земле.
К нам, язычникам, осень приходит,
Чтоб гадать на огне и золе.
И рябина победное знамя
Развернула у окон моих… [23, С. 58].
Вся в снегу поленница,
В инее дрова,
Серебрит метелица
Тару с Покрова… [25, С. 2].
Воздух родных улиц, мельчайшие, греющие душу подробности
городского пейзажа неотделимы в поэзии С. Мальгавко от внутренней,
духовной жизни человека: это единое целое, неразделимое, как душа:
В предвечерье шуметь неприлично:
Между ночью и днем тишина
Так расслаблено обнажена.
Розовеют собора стены,
И – ликуют славянские гены! –
За Иртыш вдаль поплыл перезвон,
Память в нем,
И восторг мой,
И стон. [24, С. 76].
Таким образом, родной город в поэзии Мальгавко является «фоном» для разворачивания «событий», жизни его лирического героя, жизни,
деревни, России.
Все, что происходит в его стихах, происходит в рамке города, даже в его динамичной и яркой любовной лирике, в которой никогда нет простых и ясных отношений, они всегда трудны и мучительны.
1.5. Старинная Тара в творчестве Т. В. Бурундуковой.
Поэтическое имя, значимое для Тары, - Татьяна Викторовна
Бурундукова.
Татьяна Бурундукова родилась, выросла и работает в Таре, она
сотрудник районной газеты. Ее стихи печатались в областных газетах,
коллективных сборниках. Первый ее сборник «Насмешливое лето» вышел в
Омском книжном издательстве в 1990 году. Автор двух книг. Член Союза журналистов и член Союза писателей России. Ее совместная песня с В.
Шевелевым «Добро пожаловать!» стала визитной карточкой города.
Т. Четверикова отмечает, что для поэзии Т. Бурундуковой характерны подлинность чувств, бережное отношение к родному слову, гордость за свой таежный край, город, земляков: [7, С.2].
Ах, сибирские края!
Красота. И я довольна
Тем, что щедро и привольно
Здесь проходит жизнь моя. [8, С.24].
В поэзии о старинном городе Т.Бурундукову радует все: и природа, и люди, улицы и дома. Может быть, потому, что все это для нее – сама жизнь? А может, потому, что все это для поэтессы единое, вечное.
1.6. Тара – самый любимый город в творчестве О. Г. Старинской.
Ещё одно поэтическое имя, так знаменито в Таре – это Ольга
Геннадьевна Старинская.
Ольга Геннадьевна Старинская родилась и выросла в Таре. В 1984 году закончила Восточносибирский государственный институт культуры.
Работает в Тарской центральной районной библиотеке. Автор трех
сборников. Печаталась в коллективных сборниках: «Бабье лето – 3», «Бабье лето – 4», «Расскажу о городке у Иртыша», в сборниках стихов молодых
авторов «Весна – это всех касается», периодических изданиях:
«Литературный Омск», «Сибирь и я», «Складчина», «Тарское Прииртышье», «Омская библиотечная панорама».
Ольга Старинскаяв стихотворении «Признание в любви» говорит, что Тара – это «тихая окраина», это самый красивый и лучший город, поэтому не
полюбить его просто невозможно:
Миру настежь, словно ставенки,
Свою душу распахну.
Я люблю свой город старенький
За покой и тишину… [30, С.40].
Ольга Старинская утверждает, что у «деревянной» Тары «есть душа»:
У деревянной Тары есть душа.
В наличниках цветных, резных узорах
Под шепот волн родного Иртыша
Живет мой старый, мой любимый город.
По тихим, узким улочкам пройду
С осевшими от времени домами.
И ставенки знакомые найду.
Как хорошо домой вернуться, к маме! [30, С.43].
В метафоре «у деревянной Тары есть душа» поэтом выражено чувство восхищения и гордости за свой город, его историю, народ.
Также поэтесса переживает за утраченные старинные традиции города, его деревянные строения:
Не исчезай деревянная Тара,
С резным обрамленьем старинных домов,
Рябинок,зажженных осенним пожаром,
И редких в предзимье летящих дымов…
Как просто сегодня твой облик нарушить!
Мир хрупок, как хрупок осенний ледок.
Не исчезай! [30, С.42].
О. Старинскую восхищают в любимом городе добрые, трудолюбивые, простые, отзывчивые и милосердные люди, готовые в любую минуту прийти на помощь человеку, если вдруг его постигла беда.
Глава 2. Образ города Тары в стихотворениях молодых поэтов.
От опытных писателей не отстают и молодые авторы. Они также
яростно, ревниво и преданно любят свою малую родину.
Сергей Васильев в стихотворении «А я люблю гулять по
Таре…»выражает свои чувства к городу через, казалось бы, простую и
обычную прогулку. По его мнению, люди обязательно должны пройтись по Таре и полюбоваться её красотой, раз у них появилась такая возможность:
По доморощенным бульварам
Люблю бродить на склоне дня,
Попить чайку из самовара,
Погреться молча у огня… [29, С. 32].
Для таких поэтов, как Татьяна Комылина, Тара стала настолько родным и любимым городом, что даже когда им приходится уезжать куда-либо, они непременно возвращаются, так как разлука для них мучительна:
Знакомый вокзал объявляет прибытие.
Люди, нагруженные сумками, озираются по сторонам …
А у меня сегодня радостное событие!
- Здравствуйте, Тара! Я в гости к Вам! [29, С. 36].
В стихотворении «Я в этом городе живу» Т. Комылина говорит, что
город хоть и «с названием неброским Тара», но он всё равно очень дорог для неё.
Я в этом городе живу.
С названием неброским Тара,
Где по ночам шумят бульвары,
Где молодым почет и старым.
Я в этом городе живу. [29, С. 38].
В стихотворении «Город детства» автор утверждает, что облик Тары пробуждает в ней веру и надежду, воспоминания «родом из детства».
Вот сверкнет позолота на круче сосновой,
Вот в седом Иртыше заискрится как прежде вода,
Это Тара старинная мне улыбается снова,
И я верю, что мне не страшны ни нужда, ни беда [29, С.42].
Татьяна Комылина описывает зиму в нашей Таре в стихотворении
«Заблудилась в городе зима…». Чтобы оживить это «ледяное» время года, она использует олицетворение «заблудилась в городе зима, заплутала в
переулках мне знакомых; прихватила, чтоб повеселиться».
Заблудилась в городе зима,
Заплутала в переулках мне знакомых,
"Где в снегурочек наряжены дома,
Где полно тропиночек весёлых".
Как невеста, в свадебной фате,
Белизной крахмальною искрится.
И с собой проказницу-метель
Прихватила, чтоб повеселиться. [29, С.46].
Александр Милевский– молодой тарский поэт, сравнительно недавно окончивший школу, получивший медицинское образование и вернувшийся в родной город в качестве хирурга, в данный момент работает на севере
врачом.
В его поэзии Тара – это декорации, в которых проходит его жизнь, то есть, для него город выступает как неотъемлемая часть жизни человека:
Привет, высь моста у речного причала,
Разверзшая воздух над бурной водою!
Привет, Городок, до конца от начала
Проживший всё то, что случилось со мною! [21, С. 20].
Взгляд поэта на родной городок не лишён романтизма:
Тара. Любимые улицы детства,
Ласковый свет от родных фонарей,
Первая школа с рекой по соседству –
Город, где сердцу намного теплей. [21, С. 21].
Среди молодых поэтов литературной Тары имя Александра Тихонова также достаточно известное. Поэт считает Тару – тихим, спокойным городом, но в отличие от остальных поэтов не идеализирует её.
Желтеющие окна смотрят вслед,
И фонари подслеповато щурятся.
Не узнают, как будто много лет
Я не бывал на этих сонных улицах. [31, С.43].
Поэта удивляет, как весной преображается город Тара, а зимой, словно город спит, тишиной объятый. Чувствуется, что золотой осенью город
радует поэта своими красками природы. Поздней осенью А. Тихонов
изображает Тару сырой, холодной, серой и неприветливой.
Октябрь угрюмый и холодный.
Дождливо ветрено. В окне
Судьба бесцветные полотна
На влажных стёклах пишет мне.[31, С.49].
Подводя итоги об образе города в, мы пришли к следующим выводам:
Для того чтобы ярче показать свой любимый город и в полной мере выразить к нему свое отношение, местные поэты прибегают к художественным
средствам: эпитетам («милая сторона», «островок верный, надежный»,
«деревянная Тара», «руки счастливые» и др.), сравнениям (ты город, словно сказка», «ты, как ветка черемухи в мае», руки – улицы , как ручьи», город мой , словно деревянная сказка»; ( « улицы так нарядны, как весной сады», «снегирь, желанный, как яблочко в саду», метафорам («город молодости, страсти, любви», «просторная панорама», «островок он мой»).
Природа города занимает важное местов творчестве местных поэтов. Она не просто является фоном, на котором протекает жизнь города, а всё, чем живет, чувствует и мыслит сам поэт, переполненный радостью бытия.
Тара для всех поэтов – это не только самый красивый, старинный и провинциальный город в Омской области, но и всей России. Поэты верят в то, что люди должны быть счастливы, что живут в таком прекрасном месте.
Заключение
В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам.
Образ провинциального города в лирике Тарских поэтов: яркий и
незабываемый.
Часто в основу лирического произведения ложатся личные
воспоминания, опыт, конкретные факты биографии поэта. Свойственная провинции душевная близость людей, некоторая «общинность»
существования, когда все знают друг друга, когда «не уйти от придирчивых глаз», находит своё отражение в стихотворениях местных поэтов.
Поэты испытывают трепетные чувства, говоря о своей малой родине, в которой родились, выросли, научились видеть и понимать красоту родного, любимого и дорогого их сердцу провинциального городка.
Авторы стихотворений заставили нас по-новому взглянуть на
привычные с детства уголки природы, испытать чувство гордости к родному краю.
Главным же источником вдохновения авторов поэтических текстов о Таре стали природа и люди. Многие поэты олицетворяют город, обращаются к нему, как к живому существу. Например: «накинул на плечи; готовился к лету, руки рубил тополям, для всех объявлял; живёт город».
Создавая свои стихотворения, местные поэты, выражая свою любовь к городу, продолжали традиции русских классиков. А.С. Пушкин подобным образом признавался в любви к Петербургу в поэме «Медный всадник»: «Люблю тебя, Петра творенье,//Люблю твой строгий, стройный вид…»
Образ города Тары собирательный. Он включает в себя природу
окрестностей (тайга, роща, река), улицы и площади, деревянная Тара и
современная.
Город постоянно меняется не только во времени, в течение 422 -летнего своего существования, но и в разные сезоны года. Он, то грустный, дождливый, то летний, зеленый, то празднично украшенный.
Анализируя стихотворения, мы пришли к выводу, что в любое время года город Тара прекрасен по-своему.
Для города поэты нашли неповторимые образы, слова, средства
художественной выразительности: яркие эпитеты («красавец гордый»,
«город родной», «город мой милый», «город юности», «Тара деревянная», «любимый город наш красивый»), неповторимые метафоры («город спит под покрывалом ночи, спеленав дороги у дверей» и др).
Итак, для местных поэтов Тара стала родным и любимым городом, они гордятся тем, что живут в нем, и очень хотят, чтобы он стал значимым не только для каждого его жителя, но и для тех, кто случайно или по делу
оказался в нём.
Список литературы
худож.В.И.Пузанов. – Омск, 2001. – 193 с.
Белозеров // Тарское Прииртышье[Тара]. – 2002. – 19 апр. – С.1.
Письма. Статьи. Стихи. / Под ред. Проф. А. А. Асояна. – Тара, 2005. – С.59-60.
Тара, 1997.
образования Центральная районная библиотека.Расскажу о городке у Иртыша. [Текст]: стихотворения, посвященные 410-летию Тары. - Тара. 2004.- 67 с.
Библиографический список – Тара, 2008. - 30 с.
литературно-краеведческий альманах в двух частях. – Омск: Амфора, 2015. – 98с.
Электронные ресурсы:
Приложения
Приложение1.
Классификация стихотворений
детством», «По тихим улочкам пройдусь», «Город накинул на
плечи…», «Тарский вальс», «Песня о Таре».
вмещало…», «Тарянка», «Словно русская красавица…».
душа…», «Мой городок», Дорога – непрерывная строка…», «Не
исчезай, деревянная Тара…».
место Тара».
пожаловать!».
городке у Иртыша», «Ах, ты осень затяжная..», «И песня соснового бора…», «Листопад», «И снова зима в середине апреля», «Весенний город…».
яблоком счастье…», «Вдоль улицы скосили лопухи…»,
Распределив стихотворения по номинациям, мы отмечаем, что
стихотворения об образе города у Н. Кусковой, М.Белозерова, А Дерюшева, Т.Бурундуковой встречаются в 3 номинациях ; стихотворения С.Мальгавко – в 2 номинациях, А.Тихонова – в 2, Т. Комылиной - 2, О.Старинской – в 2,
А. Милевского – 1.
Это свидетельствует о том, что тарские поэты обращаются к образу
города не случайно, а хотят высказать свое отношение к нему с разных точек зрения.
Приложение 2
Сборники стихотворений о Таре
Приложение 3
Биографии тарских поэтов
Александр Дерюшев Александр Николаевич Дерюшев родился в Таре в 1963 году. Многим тарчанам хорошо известно его поэтическое творчество. Первые стихи он принес в «районку» еще будучи студентом Омского медицинского института. Затем была защита диплома и возвращение в родной город Тару. Сейчас А.Н. Дерюшев заведует отделением скорой помощи районной больницы, в короткие минуты отдыха пишет стихи. Печатался в журналах: «Москва», «Сибирские огни», коллективных сборниках. Автор пяти поэтических книг. Член Союза писателей России. Сборники стихотворений А. Н. Дерюшева Дерюшев, А.Н. Душа на ветру Тара, 2011. Дерюшев, А.Н. По обе стороны от грусти А.Н. Дерюшев. – Бийск, 2007. Дерюшев, А.Н. Карандашная сила А.Н. Дерюшев. – Тара, 2009. Дерюшев, А.Н. Встреча А.Н. Дерюшев. – Тара, 1996. Дерюшев, А.Н.. Вкус полыни А.Н. Дерюшев. – Тара, 2004. |
|
Наталья Кускова Наталья Александровна Кускова родилась в Таре. Детство прошло в селе Екатерининском, там же началось и увлечение поэзией. Наталья Александровна работает медицинской сестрой в Тарской центральной районной больнице. Член Союза писателей России. Возглавляет открывшееся в Таре в 2006 году Тарское отделение Омской Общественной организации Союз писателей России. Печаталась в коллективных сборниках, периодических изданиях, автор пяти книг. Сборники стихотворений Н. А. Кусковой Кускова, Н.А. Весеннее тепло. – Тара, 1997. Кускова, Н.А.Наполню себя тишиной. – Омск, 2001. Кускова, Н. А. Изморозь. – Тара, 2003. Кускова, Н.А. Привет, одуванчик! – Тара, 2006 Кускова, Н.А. Мамина песня. – Тара, 2010. |
Сергей Мальгавко
Сергей Владимирович Мальгавко родился в г. Омске в 1959 году. В 1983 году окончил Московский институт культуры. С этого же года проживает в Таре. Руководил фотостудией «Время». Участник многих фотовыставок, лауреат и дипломант конкурсов художественной
фотографии, член Союза фотохудожников России, журналист, член Союза писателей России. Первые стихи печатались на
страницах Тарской районной газеты «Ленинский путь», печатался в «Омской правде», «Крестьянском слове», альманахе «Иртыш», журнале
«Литературный Омск». В 2002 году в Омском книжном издательстве вышла книга
стихов «Рябиновое вино». Сейчас С. Мальгавко со своей семьей живет в Крыму.
Сборники стихотворений С.В.Мальгавко
Мальгавко, С.В. Рябиновое вино – Омск, 2002.
Мальгавко, С. В. Миг и век– Омск, 2004.
Мальгавко, С.В. Рождение театра– Омск, 2006.
Приложение 4
Ольга Старинская Ольга Геннадьевна Старинская родилась и выросла Таре.В 1984 году закончила Восточносибирский государственный институт культуры. Работает в Тарской центральной районной библиотеке. Автор трех сборников. Печаталась в коллективных сборниках: «Бабье лето – 3», «Бабье лето – 4», «Расскажу о городке у Иртыша», в сборниках стихов молодых авторов «Весна – это всех касается», хрестоматии по литературному краеведению для учащихся 3-х классов, периодических изданиях: «Литературный Омск», «Сибирь и я», «Складчина», «Тарское Прииртышье», «Омская библиотечная панорама». Сборники стихотворений О. Г. Старинской Старинская, О.Г. Зачем в апреле снегопад? – Тара, 2004. Старинская, О.Г. Душа распахнута для счастья. – Тара, 2009. Старинская, О. Г. Предзимье– Тара, 2011. |
Руководитель литературно -драматургической части Омского
государственного Северного драматического театра имени М.А. Ульянова.
Лауреат многих конкурсов стихов о Таре. Печаталась в газетах «Тарское
Прииртышье», "Четверг", "Ветеран"; в сборниках Тарских поэтов «Что
сердцу дорого» 1994 г.,«Расскажу о городке у Иртыша» 2004 г., "Палитра старого города" 2013 г.; в трехтомнике "Годовые кольца" 2012 г.(Омск);в сборниках "Можно коснуться неба" 2012 г. (Омск), "День сказки" (г.Ужгород, Украина) 2013 г.,"Когда сильна уверенность в тебе" (Омск) 2013; в журнале "Омская муза" (Омск) 2013 г., 2014 г.; Альманах "Таряне",
2014 – 2015 г. "Таряне".
Лауреат (I место) VI регионального поэтического конкурса "Омские мотивы" в номинации "Поэты-любители" 2013г. , Лауреат (II место) VII
регионального поэтического конкурса "Омские мотивы" в номинации
"Поэты-любители" 2014г.
"Лонг-лист" поэтического конкурса "Лужарскаядолночь" 2013 г.,
Лауреат международного творческого конкурса "Спасибо за Победу" в
номинации "Поэзия" (2015 г.)
Диплом "За верность традициям русской поэзии" в 3-м Международном поэтическом конкурсе «Россия, перед именем твоим…»
Организатор конкурса – бюро Московского отделения Петровской академии наук и искусств.декабрь, 2015.
Номинант на премию "Поэт года - 2015".
А. Тихонов родилсяв 1990 году в посёлке Большеречье Омской
области. Работал преподавателем истории в Тарском филиале ОмГПУ.
В настоящее время - заведующий научно-краеведческим центром им. А. А. Жирова Тарской центральной районной библиотеки.
Стихи и проза А. Тихонова публиковались в различных региональных и российских изданиях:
- студенческой газете «Универ+», районных газетах «Тарский курьер»,
«ТарскоеПрииртышье» (Тара), «Наша Иртышская правда» (Большеречье),
в корпоративной газете «Московский железнодорожник»;
- в альманахах: «Пегас» (Санкт-Петербург, 2012),
- «Решетовские встречи» (Березняки, 2013),
- «Черновики мира» (Санкт-Петербург, 2014),
- «Таряне» (Тара, 2015), «Москва поэтическая» (М., 2015).
- В литературно-художественных журналах: «Авторский стиль» (2012),
«Вокзал» (Санкт-Петербург, 2013), «Вольный лист» (Омск, 2013); «SFL» (2014), «Литературный Омск» (2014), «Север» (Петрозаводск, 2015),
«Русское эхо» (Самара, 2015) и др.
В 2014 году в Омске была издана первая авторская книга стихов
Александра Тихонова «Облачный парус», которая принесла автору победу в двух литературных конкурсах 2015 года.
А. Тихонов стал лауреатом Ежегодной областной молодежной
литературной премии имени Ф. М. Достоевского в номинации «Поэзия»
(г. Омск) и удостоен звания лауреата Всероссийской литературной премии имени М. Ю. Лермонтова (музей-заповедник «Тарханы», Пензенская
область). Кроме этого, книга была внесена в шорт-лист Открытой
Южно-Уральской литературной премии.
Александр Тихонов активно участвует в культурной жизни города
Тары, ведет большую культурно-просветительскую работу: является
постоянным автором молодёжных литературных сборников «Вдохновение молодости» и членом редколлегии (редактор раздела «Поэзия») литературно-краеведческого альманаха «Таряне».
СТИХИ ТАРСКИХ ПОЭТОВ
М. А. Белозёров
« И ты прости меня, мой город…»
И ты прости меня, мой город,
За то, в чём не моя вина!
Но я сказать тебе обязан,
Встречая праздничный рассвет,
О том, как я к тебе привязан
Не год, не два - десятки лет!
Ты для меня был царством в детстве!
Звездой, не гаснущей в ночи!
Ведь мы с тобою столько вместе,
Что нас уже не разлучить!
Благодаря тебя за это,
Я вряд ли вправе умолчать:
Здесь обретали крылья дети,
И здесь исток судьбы внучат!
«Рядом с детством»
По тихим улочкам пройдусь,
Их занесёт снегами скоро,
И, как из родника, напьюсь
Душевным чьим-то разговором.
Пойму ненужность громких слов,
Когда на всходе дня услышу
Оживший звон колоколов
И голубиный хор на крыше.
Но никуда не спрячешь грусть,
Что время движется к закату.
И не заката я боюсь,
А жаль, что день ушёл куда-то.
От одного в душе тепло,
Одно венчает грусть с улыбкой:
Здесь детство спряталось моё
За каждой старенькой калиткой.
Хочу, чтоб это был не сон,
И я не раз ещё услышуНад храмом колокольный звон
И голубиный хор на крыше…
«Песня о Таре»
Город накинул на плечи
Белые шали черёмух,
И тополиной листвою
Шепчет хмельной ветерок.
«Здравствуй, наш город старинный,
Вечная молодость наша,
Тара, любимая Тара,
Милый, родной городок»
«Сентябрь»
Сентябрь развесил паутину,
Нежнее стала синь небес.
Нарядный, как на именинах,
Стоит под жёлтой шалью лес…
«Зима»
Всю ночь бродила в небе хмуром
Лохматая, седая мгла,
И только перед самым утром
Зима, насмелившись, легла…
«Воспоминания о газетчиках»
В редакционном коллективе
Немного было нас совсем,
Но вдохновенно мы трудились
Над освещеньем важных тем.
Была работа наша дружной
И удивительной была!
Ночами делали, коль нужно,
Забыв про прочие дела.
Ю. Галицкий, Д. Д. Беляев,
Г. Шабалин, В. Коршунов,
Е. Королёва, А. Мамаев,
А. Пешков, Шахов, Горчаков…
«Иней»
Много знаю сказок,
Много знаю былей,
Но такой не слышал,
О которой иней
В тишине волшебной
Шепчет мне ночами
Серебристым звоном,
Белыми кудрями.
Под покровом звёздным,
В мягком свете лунном
Он один лишь знает
Про лесные думы,
Про печаль рябины
И про птичьи споры,
Будто он кудесник
Иль волшебник добрый.
Нет, не зря приметой
Стало у народа:
Если крупный иней
Был в начале года,
-Значат, всё в порядке!-
Говорят мне люди.-
Значит, год пришедший
Урожайным будет!
«С баяном шёл я по России»
С баяном шёл дорогами России,
Забыв уют и городской комфорт,
Пережидал в копнах дожди косые,
Одолевая речки чаще вброд.
Играл косцам, уставшим от покоса,
Всё, что просили, а играть всё мог.
И на ночлег в деревню шёл по росам,
Чтоб смылась пыль дорожная с сапог…
А.Н.Дерюшев
«Моя улица»
Эту улочку городка,
что особенно коротка,
на заснеженном берегу
близко к сердцу я берегу.
Пусть никто мне здесь не знаком,
но подкатится к горлу ком,
станет трудно дальше идти –
я сюда поверну с пути.
Постою и оставлю груз,
Выбирая будущий курс.
Душу грустную окуну
в снежно-нежную тишину…
«Тара+»
Вдохну весну, и ты попробуй!
Сегодня я не тороплюсь…
На умирающем сугробе
пишу я веткой «Тара плюс…»
В любви я городу признаюсь
пусть усмехнутся мне во след:
мол, откровенно дурью маюсь
в мои-то сорок с чем-то лет!
А рядом тоже веткой пишет
румяный чей-то карапуз –
к моим признаниям все ближе –
слова все те же «Тара плюс…»
«Город готовился к лету…»
Город готовился к лету,
Руки рубил тополям...
Благоустройством все это
Гордо для всех объявлял.
Сентиментальным стал что ли
Я, запахнувши полы,
Чтоб тополя обезболить –
Влажные гладил стволы.
Российских флагов гордоетрёхцветье…
Нет города уютней и красивей
И мужественней тоже нет его.
Такая небольшая часть России,
Большая часть от сердца моего.
Городок – окраина России…
Городок – окраина России
Снегом заметен, за ним – тайга.
Ни правители и не мессии
Не ступила никогда нога.
И на карте-то едва найдется
Захолустье – только-то всего…
Для меня же Родиной зовется
Каждая из улочек его!
Театр
«Спектакли, репетиции и роли»
В судьбе у Тары новая глава –
Страна готовит тарские гастроли!
А по городу зима шествует…
Присмирел под белым одеялом
Мир, что суетился и шумел…
И покрылся город мой инеем,
Даже небо вон замерло…
Н. Кускова
«Таре»
На ладони поймы Иртыша
Звездочкой лежит мой городок.
Крыльями века над ним шуршат,
Нескончаем времени поток.
В прошлом поле, что вспахал мой дед,
Будущее – тоже не со мной…
Только город через призму лет
Светлячковой звездочкой живой!
«Город самый лучший…»
С Тарой – теперь я навсегда.
На погосте мамина могила,
Загорелась здесь моя звезда,
Вера придала душевной силы.
Здесь крестила в храме дочерей,
Здесь любила, плакала, смеялась,
Череда весенних светлых дней
Черным невезением сменялась,
Здесь мой голос, развиваясь, креп,
Силой от землицы наливался.
И горит над куполами крест,
Чтобы каждый к дому возвращался.
«Сердце моё вмещало…»
«… сердце мое вмещало
Землю, небо, работу, быт.
И с утра все опять сначала –
Жить, заботиться и любить!»
«Осень»
В зеркале себя я не узнала,
Блеск забытый молодой в глазах.
Женщина зеркальная кивала:
«Хватит думать только о делах.
Столько их, не переделать вовсе,
Ну а жизнь проходит. Погляди –
Не достанется опять, иди!»
В спешке, собираясь на работу,
Я забыла кто же был не прав,
Шла и улыбалась отчего-то,
На ладошку желтый лист поймав.
О.Старинская
«Признание в любви»
Тары тихая окраина
Из бревенчатых домов.
Оглашает утро раннее
Звонкий хор колоколов,
Лай собак, коров мычанье,
Да сороки болтовня,
Сонной речки бормотанье
У прогнившего плетня.
Миру настежь, словно ставенки,
Свою душу распахну.
Я люблю свой город старенький
За покой и тишину.
«У деревянной Тары есть душа…»
У деревянной Тары есть душа.
В наличниках цветных, резных узорах
Под шепот волн родного Иртыша
Живет мой старый, мой любимый город.
По тихим, узким улочкам пройду
С осевшими от времени домами.
И ставенки знакомые найду.
Как хорошо домой вернуться, к маме.
Не исчезай, деревянная Тара…
Не исчезай деревянная Тара,
С резным обрамленьем старинных домов,
Рябинок, зажженных осенним пожаром,
И редких в предзимье летящих дымов…
Как просто сегодня твой облик нарушить!
Мир хрупок, как хрупок осенний ледок.
Не исчезай!
С. Мальгавко
«Вид из моего окна»
Утром праведно светятся крыши
В просветленном насквозь городке.
Вольно взгляду, и нет зданий выше,
Чем единственный храм вдалеке.
Серебрится он трижды крестами,
И летит снег, пророчески свят.
Натянув нити между веками,
Снег идет, как и сто лет назад.
Перед городом этим я грешен,
Мне ответить еще предстоит:
Отчего стая зябких скворечен
В холода терпеливо грустит?
Лбом не бьюсь я у иконостаса,
Верю в святость лишь русских снегов,
Да молю еще именем Спаса
Из чужбины вернуться скворцов.
«Выше сына куст рябины…»
Выше сына куст рябины,
дальше дали только даль.
Прошагал до середины
я свою горизонталь.
От сумы с тюрьмой зарока
не даю и не давал,
пел, когда в проемах окон
жар рябиновый пылал.
На миру живу, в старинном
городке, где испокон:
смерть – красна,
красна – рябина,
красный угол – для икон.
«Чья-то вина»
Чья-то вина
В капле вина,
Той, что стекла
В зелень стекла.
Словно подарок,
Винная тара.
Бомж санитарит
В городе Таре.
«Отдымили костры во дворе…»
Отдымились костры в огороде,
Лишь морковь догорает в земле.
К нам, язычникам, осень приходит,
Чтоб гадать на огне и золе.
И рябина победное знамя
Развернула у окон моих…
«Вся в снегу поленница»
Вся в снегу поленница,
В инее дрова,
Серебрит метелица
Тару с Покрова…
«Спасский храм в Таре»
В предвечерье шуметь неприлично:
Между ночью и днем тишина
Так расслаблено обнажена.
Розовеют собора стены,
И – ликуют славянские гены! –
За Иртыш вдаль поплыл перезвон,
Память в нем,
И восторг мой,
И стон.
Т. Бурундукова
Добро пожаловать!
Вы были хоть раз в нашем городе старом,
Вы были у нас, в нашем городе Тара?
Здесь летом жара, а зимою морозы,
Здесь буйны ветра и раскатисты грозы,
Росисты рассветы, а, впрочем, вы сами
Увидите это своими глазами.
Я вас приглашаю к себе в Прииртышье,
Поверьте, никто не окажется лишним,
Скорей приезжайте, летите, плывите,
А если хотите – пешком приходите
Зимою, весною, на лето, под осень,
Я двери открою-и милости просим!
Прикинете сразу, кому на охоту,
Кому по грибы, а кому на болото
За ягодой клюквой, а можно с успехом
Смотаться в тайгу за кедровым орехом.
Спешите в мой край – земляничный, клубничный,
Я липовый чай заварю преотличный,
Коль гость на порог, мелочиться не стану,
Брусничный пирог из духовки достану,
Пропыхнут в печурке сухие поленья,
И явится чудо кастрюлей пельменей,
И добрым теплом переполнится сердце,
Когда за столом станет шумно и тесно,
А первая встреча послужит основой,
Тому, чтобы в Таре мы встретились снова.
«Ах, сибирские края!..»
Ах, сибирские края!
Красота. И я довольна
Тем, что щедро и привольно
Здесь проходит жизнь моя.
Т. Комылина
«Знакомый вокзал объявляет прибытие»
Знакомый вокзал объявляет прибытие.
Люди, нагруженные сумками, озираются по сторонам …
А у меня сегодня радостное событие!
- Здравствуйте, Тара! Я в гости к Вам!
Но Тара встречает гостей настороженно
Сонными глазами пятиэтажек.
Вечером центр города выглядит ухоженным
И каким-то слишком опрятным даже.
А я иду туда, где начинаются Линии -
Первая, Вторая, Шестая и вот
За тем поворотом садик, весь в лилиях,
И домик, который по-прежнему меня ждет.
Тропинка дикой травой укрылась,
Словно зябко ей поздним июльским вечером
Или не верит, глупая, что это я возвратилась,
Шаль - печаль накинув на плечи.
Краска выгорела на палисаднике,
Тополь огромный давно превратился в пень.
Все это, как панорама на театральном «заднике»,
И как-то неестественно все теперь.
И почему-то тихо, так тихо, а раньше
Бабы соседские устраивали посиделки
В нарядных платьях, без всякой фальши
Пели до сумерек, а рядом резвились детки.
И, кажется, заботы все пополам делили
И жили со всеми соседями душа в душу…
И словно мне в подтверждение закивали лилии,
Как будто хотели сказать: «Говори, говори, мы слушаем…»
Но почему-то слова у меня потерялись,
Я не знаю, что говорить, я просто смотрю и думаю:
Хорошо, что хотя бы воспоминания остались
На радость мою или на беду мою.
«За что я город свой люблю»
За что я город свой люблю?
За красоту и старину,
За запах липовых аллей,
За шум высоких тополей,
За что я город свой люблю…
Я, бывало, не раз уезжала из Тары,
Полустанки мелькали, мелькали вокзалы,
Провожая меня в никуда, как и многих;
Только в Тару меня возвращали дороги.
Почему?
Просто… город люблю я до слез.
Возвращаюсь в свой край-
Край акаций, берез,
Край сугробов, морозов, заснеженных зим.
В город тот, что по-прежнему мною любим.
Только в Таре: на праздник – так городом всем,
И соседу помочь – не возникнет проблем,
Поделиться последним – бывает и так.
Журавлей необычный над Тарой косяк.
Запустив в небосвод озорных голубей,
Молодые мечтают рожать здесь детей,
Чтобы род продолжался, чтобы смех разливался.
Если горе какое, то Тара поможет.
Счастье, коль – в стороне не останется тоже!
Все на площадь! Гуляем! Горят фонари…
В Иртыше отражаются блики зари!
Все на площади, нету в домах никого!
Вот он смех – вот огромная польза его!
Чтобы город мой цвел, развивался…
Пусть бы чаще тот смех раздавался!
Пусть увидит случайный прохожий:
По дорожке идет не спеша
Поседевший мужчина, идет, чуть сутулясь,
И …держит за руку малыша.
Вот оно – неподдельное чувство,
Вот любовь где к истокам своим,
Вот мой город; то светлый, то грустный,
Но он мой!
Мой!
Он мною любим!
Я не стану сейчас говорить об истории,
Ведь не в этом, поверьте, не в этом, вопрос.
Стоит город меня, а я города стою?
Всяк пригоден ли там, где родился и рос?
Ты подумай о том на досуге и, может,
По-другому увидишь свой край и себя.
Ты подумай, что быть еще может дороже,
Чем твой город, что личностью сделал тебя?
«Город детства»
От дорог вдалеке, на могучей реке
Ты стоишь, и не хочешь с годами взрослеть…
Исчезает печаль, переполнена даль.
Позолотою всех куполов она будет гореть.
Вот сверкнет позолота на круче сосновой,
Вот в седом Иртыше заискрится как прежде вода,
Это Тара старинная мне улыбается снова,
И я верю, что мне не страшны ни нужда, ни беда.
Лист зеленый давно превратился в багровый,
Застучали по крышам янтарные капли дождя,
Это Тара старинная в облике новом
Улыбается мне, в глубь веков уходя.
И, быть может, с годами мы стали мудрее и строже,
И давно не встречаем рассвет, провожая закат.
Только Тара из всех городов мне милей и дороже.
Лишь для Тары зимою мелодии лета звучат.
«Я в этом городе живу»
Я в этом городе живу,
Где снегопады и бураны,
Где ветры дуют смело, рьяно,
Сметая старую листву…
Я в этом городе живу.
С названием неброским Тара,
Где по ночам шумят бульвары,
Где молодым почет и старым.
Я в этом городе живу.
Здесь так тепло, уютно мне,
Здесь запахом пьянят сирени,
И здесь в тетрадь, как по канве,
Ложатся строчек новых тени.
«Заблудилась в городе зима…»
Заблудилась в городе зима,
Заплутала в переулках мне знакомых,
"Где в снегурочек наряжены дома,
Где полно тропиночек весёлых".
Как невеста, в свадебной фате,
Белизной крахмальною искрится.
И с собой проказницу-метель
Прихватила, чтоб повеселиться.
Кружат, вьюжат в сладостной неге,
Весело им, только мне одиноко.
Всё замели, запорошили снегом.
Как отыскать мне к счастью дорогу?
Кружевной серебряный узор
Подмигнет сквозь тяжесть занавески
Шаль накинув, выбегу во двор
И сольюсь душой с морозом резким.
Я к зиме в подружки напрошусь,
Соберу снежинки на ладони
И с метелью в танце закружусь,
Так, что снежный вихрь не догонит.
Кружим, вьюжим вместе с метелью,
Вместе с зимою по тропкам плутаем.
Жизнь разукрасив цветной акварелью,
Сами мы тропки себе выбираем.
С. Васильев
«А я люблю гулять по Таре…»
А я люблю гулять по Таре,
По тихим улочкам пройтись,
Где в поздний час со струн гитарных
Аккорды сердца рвутся ввысь.
Пройтись по улице Советской,
Пьянящим воздухом дыша.
Недаром князь Андрей Елецкий
Дружину вёл «вверх Иртыша»!
По доморощенным бульварам
Люблю бродить на склоне дня,
Попить чайку из самовара,
Погреться молча у огня…
Люблю я Тару вот такую,
Где дядя Ваня гармонист,
Не глядя на руки, вслепую,
Исполнит ваш любой каприз.
А. Милевский
«Привет»
Привет, человек, мне идущий навстречу!
Привет, луч от Солнца, зрачок мне пронзивший!
Привет, заселивший иртышские плечи,
Мой Город, когда-то меня появивший!
Привет, разузнавший про все мои тайны,
Простор молодеющих зеленью улиц!
Привет, чьи глаза – совершенно случайно –
Строки, здесь написанной, мельком коснулись!
Привет, высь моста у речного причала,
Разверзшая воздух над бурной водою!
Привет, Городок, до конца от начала
Проживший всё то, что случилось со мною!
«Вся Тара»
Тара. Любимые улицы детства,
Ласковый свет от родных фонарей,
Первая школа с рекой по-соседству –
Город, где сердцу намного теплей.
Чистый и ровный асфальт тротуаров,
Шумные споры весёлой толпы
Жизнью своею живущих базаров,
Роща с ручьём проторённой тропы.
Тара. Легенды и звуки преданий,
Золото новых церковных крестов,
Свежесть недавно построенных зданий,
Тайна купеческих старых домов.
Ветер по зеркалу быстройАркарки:
Лента из бликов бежит меж полей,
А над дорогой – зелёные арки
Крепко сплетённых листов тополей.
Тара. Друг с другом знакомые люди,
Своды пролётов высоких мостов –
Город, в котором для каждого будет
Тёплый, уютный и бережный кров.
Тихий погост: здесь лежат наши предки…
Мудрый, могучий, широкий Иртыш,
Птицы, согнувшие тонкие ветки,
Листья которых касаются крыш.
В чьих-то глазах отражённый луч света,
В парке, на улицах, в окнах – цветы;
Звуки шагов и мелодия ветра.
Тара любимая, - это всё ты!
А. Тихонов
«В рабочем кабинете»
Октябрь угрюмый и холодный.
Дождливо ветрено. В окне
Судьба бесцветные полотна
На влажных стёклах пишет мне.
Их обрамляет пластик рамы
И метров, кажется, полста
До белокаменного храма
На фоне ветхого холста.
«Желтеющие окна смотрят вслед»
Желтеющие окна смотрят вслед
И фонари подслеповато щурятся.
Не узнают, как будто много лет
Я не бывал на этих сонных улицах.
Хотя бродил вчера при свете дня
По тротуару, к площади влекомому.
Один лишь светофор признал меня –
Подмигивает старому знакомому.
Сентябрятся в парках листья.
Мы идём с тобой вдвоём
Сквозь октябрь на поиск истин,
За небесный окоём.
А ноябрь, застывший в лужах,
Под ногой едва хрустит.
Не страшна любая стужа -
Нам отныне по пути.
Яблоко
Отчего синичка развеселилась
Зимний лес в вашем доме
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Солнечная система. Взгляд со стороны