Проект "Вдохновение Крымом..."
Вложение | Размер |
---|---|
tema_kryma_v_tvorchestve_mnogih_russkih_pisateley_i_poetov_znachima_i_inogda_yavlyaetsya_tochkoy_otscheta_dlya_bolshogo_vdohnoveniya.docx | 32.77 КБ |
a.s.pushkin.pptx | 288.19 КБ |
aleksey_tolstoy_krymskie_ocherki.pptx | 325.86 КБ |
ivan_bunin.pptx | 206.22 КБ |
krymskoe_tvorchestvo_bunina.pptx | 226.51 КБ |
pushkin_a.s.pptx | 507.3 КБ |
МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа»
Хомутовского района Курской области
ПРОЕКТ
«Вдохновение Крымом…»
Исполнитель проекта:
Миронова Оксана Николаевна
Руководитель проекта:
Бернацких Ольга Николаевна
с. Калиновка
2015г.
Аннотация к проекту
Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Проект, который способствует воспитанию духовно-нравственных ценностей, способствует повышению интереса к литературе, возрождению читательского интереса к книгам.
Одна из проблем - ученики читают мало, без интереса. Российская школа, снискавшая нашей стране лавры «самой читающей в мире», обернулась очередным мифом. Мониторинг, проведенный авторитетной международной комиссией Организации экономического сотрудничества и развития в 2004 году, показал, что мы занимаем 27-е место среди 32 развитых стран, пропуская в первые ряды финских, канадских, новозеландских и многих других учащихся. Как привлечь внимание школьников к изучению художественной литературы, как научить их воспринимать классику, как заинтересовать творчеством современных русских писателей? Безусловно, путем применения различных форм организации учебных занятий, как традиционных (внеклассная работа, внеурочная работа, экскурсии, факультативы), так и использование лекционно-семинарской системы (семинары, зачеты, практикумы и т.д.)
Цели проекта:
развивать творческие способности школьников, помогать в самовыражении каждому, стимулировать интерес к духовному богатству России и мировой культуры, развивать эмоциональную сферу ребенка как основы формирования культуры чувств, приобщать к миру искусства, воспитывать эстетический вкус, формировать исследовательские умения и навыки общения в разных ситуациях, познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей, рассмотреть основные литературоведческие термины (применительно к изучаемым в школе произведениям и произведениям, находящимся вне школьной программы).
Задачи проекта:
1. Выявление и проектирование оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих формированию основ читательской компетенции школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения: технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений.
2. Развитие увлечённости чтением, потребности в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной деятельности.
3.Создание единого читательского пространства на основе взаимодействия: ученик - учитель - родитель - библиотекарь.
4.Определение путей использования данного проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей.
План реализации проекта
I этап – Подготовительный
I этап – Реализация проекта
III этап – Анализ и подведение итогов
Влияние полуострова Крым на поэтов и писателей
XVIII – начала XX вв.
«Прекрасны вы, брега Тавриды…»
А.С.Пушкин
Тема Крыма в творчестве многих русских писателей и поэтов значима и иногда является точкой отсчета для большого вдохновения. Красота и неповторимость природы Крыма, драматичность исторических событий, которые происходили на берегу полуострова еще в древние и средние века, героические битвы, бушевавшие на берегу и Чёрном море, нашли своё отражение в стихах, рассказах, поэмах известных русских писателей.
В 2014 году «Крым вернулся в родную гавань». Значение этого события велико не только для истории нашей страны, но и для развития культуры и искусства.
Если говорить об истории Крыма под властью Российской империи, нельзя не упомянуть о том, что полуостров неразрывно связан с эпохами Золотого и Серебряного веков русской культуры. Свое участие в обороне Севастополя описал Л.Н. Толстой в знаменитых «Севастопольских рассказах», а замечательный поэт А.К. Толстой посвятил этой земле лирический цикл «Крымские очерки». В Феодосии жил и творил выдающийся художник – маринист И.К. Айвазовский, подаривший лучшие написанные им картины городу. Полуостров занял прочное место в жизни деятелей литературы и искусства как непременное место отдыха, встреч, разнообразных путешествий. В Ялте провел свои последние годы А.П. Чехов, куда к нему приезжали И.А. Бунин, С.В. Рахманинов,
И.И. Левитан, написавший в Крыму немало картин. Знаменитая поэтесса Марина Цветаева в Коктебеле познакомилась со своим мужем Сергеем Эфроном на даче, где в начале ХХ столетия поселился поэт Максимилиан Волошин.
Путешествие в Крым вдохновило А.С. Пушкина на сочинение поэмы «Бахчисарайский фонтан». В начале сентября 1819 г Пушкин и Раевские снова в пути: верхом, через Ялту, Алупку, Симеиз, они отправились сначала к развалинам Георгиевского монастыря, а потом в Бахчисарай, где осмотрели Ханский дворец, посещение которого стало толчком к рождению замысла одной из самых пленительных поэм – «Бахчисарайского фонтана»:
Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я поселил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
Постараюсь разобраться в том, что вдохновило поэта на написание этой поэмы. Есть замечательное произведение поэта Александра Пушкина "Бахчисарайский фонтан". Есть легенда о женщине, вдохновившей поэта.
В одном из первых стихотворений "Платонизм",
посвящённых Софье Киселёвой (Потоцкой) , Пушкин посвящает следующие строки:
Восторги нежные к тебе
Нашли пустынную дорогу.
Я понял слабый жар очей,
Я понял взор полузакрытый,
И побледневшие ланиты,
И томность поступи твоей...
Пушкин знал Софью Станиславовну еще по Петербургу. Гроссман указывает, что именно Софья Станиславовна была вдохновительницей „Южной поэмы " Пушкина „Бахчисарайский фонтан".
Совершив двухмесячное путешествие по Кавказу с семьей генерала
Н.Н. Раевского (героя войны 1812г.), ссыльный Пушкин 15 августа 1820 года, вступил на крымскою землю, переправившись через пролив из Тамани в Керчь. На другой день путешественники отправляются в Феодосию, где останавливаются в доме бывшего градоначальника С.М. Броневского. 18 августа Раевские и Пушкин на бриге «Мингрелия» отплыли в Гурзуф. «Всю ночь не спал», - напишет позже поэт. Природа Южного берега Крыма произвела на него такое впечатление, что спустя три года в Кишиневе на полях черновиков первой главы «Евгения Онегина» он по памяти нарисует Золотые ворота Кара-Дага. В Гурзуфе поэт провел «счастливейшие минуты жизни». Его окружали близкие и дорогие ему люди. Сыну Раевского – Н.Н. Раевскому – младшему он посвятит позднее поэму «Кавказский пленник». Пушкин наслаждается покоем и независимостью, много работает. Именно в Крыму он увлекается Байроном и изучает английский язык. Здесь поэт начинает реализовывать замыслы, родившиеся ранее, в частности работает над поэмой «Кавказский пленник». О Крыме Пушкин будет вспоминать в стихотворном романе, «Евгений Онегин» сюда приведет он своего Онегина, описывая путешествия героя. Если обратиться к роману А.С. Пушкина, то можно найти «Крымские следы» его главного героя. Это можно доказать строками: роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - одно из самых удивительных произведений мировой литературы, показывающее такую картину мира, подобного которому больше не увидеть нигде.
Таким образом, мы убедились в том, что этот полуостров вдохновлял великого Пушкина на создание легендарных произведений.
И.А. Бунина крымская тема тоже не оставила равнодушным. Авторская позиция относительно пейзажей полуострова просматривается во многих его произведениях. Для меня было интересно узнать тот факт, что же вдохновило Бунина на отражение крымской темы в своих произведениях?
Именно Иван Алексеевич Бунин является наиболее значительным преемником А.С. Пушкина в развитии крымской темы в поэзии.
И.А. Бунин приезжал в Крым многократно и хорошо его знал, особенно южный берег. Поездки стали регулярными с тех пор, как в Ялте обосновался Чехов, в доме которого поэт нередко останавливался. Бунин регулярно навещал его там. Стихи, связанные с Крымом, не образуют формально какого-либо цикла, но по существу это удивительная по точности, наблюдательности и выразительности поэтическая книга. В ней нашлось место всему: философским раздумьям о смысле жизни это стихотворения «Кипарисы», «Вино», теме любви и женской красоты («К прибрежью моря длинная аллея, «Купальщица», «Последние слезы»). С точностью естествоиспытателя Бунин передает разные состояния моря, погоды, времени суток («Штиль», «Зной», «Сумерки»), набрасывает пейзажные зарисовки.
Например, о стихотворении «Сумерки» я узнала следующую историю.
В 1900 году Иван Бунин создает небольшой цикл стихов, посвященных Одессе, в который и вошло стихотворения «Сумерки». Правда, следует сразу же отметить, что в этих строках поэт рассказывает не об одесском море, а о Крыме, в котором очень любил бывать вместе с семьей. Один из вечеров поздней осени, проведенный на морском побережье, особенно запомнился автору, и он попытался рассказать то, что чувствует, глядя на бушующую стихию. Крымские мотивы поэт введет в свой автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», не раз будет возвращаться к их разработке в рассказах, написанных за границей.
Мы видим, что посещение полуострова не оставило И.А. Бунина равнодушным. Ему хотелось донести до читателя красоты Крыма, передать ощущения, которое он испытал, глядя на море.
Толстой А.К. (1817-1875), граф, русский писатель, путешествовал по Крыму в мае-июне 1856г. Он объехал южный берег, побывал в Севастополе. Поэтическим дневником этого путешествия стал цикл «Крымские очерки» включающие 14 стихотворений.
Толстой путешествовал вместе с Софьей Андреевной Миллер, ставшей впоследствии женой писателя, которая, не считаясь с мнением света, приехала в Одессу выхаживать больного тифом возлюбленного. Из Одессы они поехали в Крым, в Мелос. На полуострове А.К. Толстой побывал еще трижды после этого. Последний раз – в октябре 1869 г. – в Ливании. Наиболее известные стихотворения из «Крымских очерков» - «Растянулся на просторе…», « Туман встает на дне стремнин», «Тяжел наш путь»…
(Из цикла «Крымские очерки»)
Туман встает на дне стремнин,
Среди полуночной прохлады
Сильнее пахнет дикий тмин,
Гремят слышнее водопады.
Как ослепительна луна…
В этом цикле отразились впечатления, полученные во время поездки по Крыму вместе с женою в мае - июне 1856 года, вскоре после окончания Крымской войны. Южный берег «Очерков» — это край темнолиственных лавров, черных кипарисов и пурпурных роз, сказочно-прекрасных лунных ночей, особенно любимых Толстым.
2015 год объявлен годом литературы в России, поэтому создание данного проекта актуально и своевременно.
Проведенные исследование, проект и творческая часть показали неисчерпаемость творческого вдохновения природы Крыма. Есть большие надежды, что в будущем этот удивительный край будет источником вдохновения многих людей.
В своем сочинении я попыталась рассказать о том, как писатели и поэты, вдохновленные красотами полуострова, отражали их, используя изобразительно-выразительные средства в своих произведениях.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Библиография
«Алые паруса»
Произведения Александра Грина проникнуты тонким психологизмом, гуманны и поэтичны. Это романтическая и красивая сказка. Она совсем небольшая, но очень насыщенная событиями и героями - не по количеству, а по качеству. Сказка о том, как можно воплотить мечту в жизнь! О том, что нам всем всегда следует верить своим мечтам и идти к ним. В образе Ассоль Грин создал такую девушку, какая остается идеалом для мужчин романтического склада до наших дней, несмотря на то, что книга была написана в 1922 году. Произведение, которое можно читать в любом возрасте.
«Дама с собачкой»
Чехов повествует нам в своем произведении о великом чувстве любви. Гурову (одному из главных героев) было довольно странно, что он, уже старый человек, способен на любовь. Женщин он считал низшей расой, он был самым настоящим дамским угодником, пока не встретился с Анной Сергеевной. Эта нежная женщина пробудила в нем искреннее и сильное чувство, он по-настоящему влюбился в эту женщину. Она была очень искренняя женщина, главный герой отвечал ей взаимностью. После их встречи в его сознании все меняется. Все переворачивается! Он понимает насколько ограничено он жил до этого. Ему нравились эти новые для него чувства и эта новая для него жизнь.
«Севастопольские рассказы»
«Севастопольские рассказы» Льва Николаевича Толстого (1828–1910) посвящены героической обороне Севастополя во время Крымской войны. В течение нескольких месяцев Толстой находился в осажденном городе и принимал участие в его защите. За храбрость молодой офицер был награжден орденом «Святой Анны», медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853—1856 гг.». В рассказах писатель показал войну «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем», а «в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти...». «Севастопольские рассказы» были опубликованы в 1855–1856 гг. в журнале «Современник» и упрочили репутацию Толстого как яркого, талантливого писателя, на которого, как писал Н. А. Некрасов, возлагались все надежды русской литературы.
«Жизнь Арсеньева»
Роман «Жизнь Арсеньева» написан великим русским писателем на чужбине, памятью сердца о самом сокровенном. Мало кому из писателей удавалось достичь плотности текста, такой изобразительной силы и одухотворенности, какими отличается эта книга. Почему сегодня мы вновь предлагаем читателю роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»? Потому, что эта книга о главном – о родине и о любви. А точнее – о торжестве любви над забвением. Сегодня стоит перечитать эту замечательную книгу, чтобы еще раз осмыслить слова ее автора: «Жизнь, может быть, дается нам единственно для состязания со смертью, человек даже из-за гроба борется с ней: она отнимает от него имя – он пишет его на кресте, на камне, она хочет тьмой покрыть пережитое им, а он пытается одушевить его в слове».
«Бахчисарайский фонтан»
Лучшее в истории книгопечатания издание произведений А.С. Пушкина. Несмотря на роскошное оформление с трехсторонним золотым обрезом и переплетом с оригинальным тиснением 7-ю цветами фольги, книга выглядит очень живо и естественно, как и само творчество любимого поэта России. В настоящем томе опубликована поэма "Бахчисарайский фонтан", драматические произведения и потрясающие сказки Пушкина.
Список используемой литературы
Слайд 1
А.С. Пушкин в Крыму ТАВРИДА Друг милый, ангел мой, сокроемся туда, Где волны кроткие Тавриду омывают, И Фебовы лучи с любовью озаряют Им древней Греции священные места! Мы там, отверженные роком, Равны несчастьем, любовью равны, Под небом сладостным полуденной страны Забудем слезы лить о жребии жестоком, Забудем имена фортуны и частей…Слайд 1
Алексей Толстой «Крымские очерки» Туман встает на дне стремнин, Среди полуночной прохлады Сильнее пахнет дикий тмин, Гремят слышнее водопады… Край вековых горных лесов, где Зубчатый клеи, и гладкий бук, И твердый граб, и дуб корнистый Вторят подков железный звук Средь гама птичьего и свиста …Слайд 1
Иван Алексеевич Бунин - первый русский писатель, ставший лауреатом Нобелевской премии. Его роман "Жизнь Арсеньева" - одно из лучших произведений русской литературы - многие до сих пор считают автобиографическим, хотя сам автор это отрицал. Бунин - непревзойденный мастер словесного портрета, под его пером оживают люди с их неповторимой индивидуальностью, особенностями характера и психологии, с мельчайшими подробностями, ускользающими от обычного взгляда.Слайд 1
В крымских степях Синеет снеговой простор, Померкла степь. Белее снега Мерцает девственная Вега Над дальним станом крымских гор. Уж сумрак пал, как пепел сизый, Как дым угасшего костра: Лишь светится багряной ризой Престол Аллы — Шатёр-Гора. Ноябрь 1903 Крымское творчество БунинаСлайд 1
Покинув север наконец, Пиры надолго забывая, Я посетил Бахчисарая В забвенье дремлющий дворец. Среди безмолвных переходов Бродил я там, где бич народов, Татарин буйный пировал И после ужасов набега В роскошной лени утопал. .. Александр Пушкин « Бахчисарайский фонтан»Заколдованная буква
Просто так
Выбери путь
Есть в осени первоначальной...
Две снежинки