«АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА СВОДА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 18 ВЕКА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА «ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО»»
Вложение | Размер |
---|---|
yunosti_chestnoe_zertsalo_dlya_sayta._chernov.doc | 99.5 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1552»
XXII открытые научные чтения
Учебно-исследовательская работа
Тема: «АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА СВОДА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 18 ВЕКА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА «ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО»»
Автор: Чернов Александр Сергеевич
Дата рождения: 27.04.2004
Ученик 5 Б класса
Гимназии № 1552
ЮАО г. Москвы
Руководитель:
Петрова Мария Викторовна
Учитель истории и обществознания
Москва
2016 г.
План работы:
С детства мы слышим от родителей, потом от учителей, читаем в книжках и учебниках как правильно себя вести в семье, среди других людей. Что делать, чтобы окружающие люди считали тебя вежливым, хотели общаться. На уроках обществознания я узнал, что, оказывается, этот вопрос актуален не только в современном обществе.
4 февраля 1717 года была выпущена книга, которая стала первым учебным пособием по «житейскому обхождению» и была востребована на протяжении нескольких веков. Потом ей на смену пришли новые учебники и книги, которые содержат правила поведения в современном обществе. Эти книги очень важны сами по себе, но человеку, который интересуется историей своей страны и общества, историей возникновения того или иного явления, интересно обратиться к первоисточнику, понять, почему то, или иное правило поведения исчезло, а другое необходимо современному человеку до сих пор.
Как источник информации о быте и придворном этикете это издание интересовало и ученых – историков, филологов, таких как Лотман Ю. М., Горецкий В. Г., Черная Л. А. : «Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы.»1 Известный детский писатель Эдуард Успенский, взял это издание за основу для своей книги по этикету для современных ребят и, с присущим ему юмором, адаптировал правила 18 века к современности: «Юноша! То есть мальчик в районе тринадцати лет! Нам с тобой в руки попалась эта книга «Юности честное зерцало». Давай прочтем ее вместе от начала до конца. Может быть, мы чуть-чуть поумнеем, а может быть, узнаем что-нибудь новое».2 Именно подросткам – отрокам3, коим я и являюсь, эта книга была предназначена!
1 Черная Л. А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. — М.: Языки славянской культуры, 1999, стр 36
2 Эдуард Успенский. Общее собрание/ Юности честное зерцало, – М.: АСТ, 2008, стр. 8
3 Отрок — устаревший синоним слова подросток.
Гипотеза.
Считаю, что большинство правил и норм, изложенных в литературно-историческом источнике «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению» важны и применимы в воспитании подростков и в наши дни.
Объектом моего исследования является пособие для обучения и воспитания детей дворянского сословия «Юности честное зерцало». Предметом же исследования стало сравнение свода древних и современных правил поведения в обществе.
Цель исследования – выявить, какая часть норм и правил, изданных в 18 веке востребована в современном обществе и нашла отражение в книгах по этикету.
В процессе исследования были использованы следующие методы: изучение, сравнение, обобщение, анализ.
Петр I (Великий) - первый из русских царей провозглашенный Императором, родился 30 мая (9 июня) 1672 года в семье русского царя Алексея Михайловича, прозванного "Тишайшим". Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича.
С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. Это событие в жизни Петра стало важной вехой в жизни всего отечества. По возвращении из путешествия, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.
В течение первой четверти XVIII в. была создана целая сеть школ начального обучения. Петр I стремился создать в стране начальные школы, в которых в основном учили бы цифири (арифметике) и геометрии, ибо людей, имеющих такие знания, не хватало. В 1714 г. поступило распоряжение открыть в каждом губернском городе цифирную школу. В них должны были учиться мальчики от 10 до 15 лет и их собирали по всей губернии. Чтобы принудить семьи посылать сыновей учиться, было велено без свидетельства об окончании обучения "жениться не допускать и венечных памятей не давать". Широкое распространение получили епархиальные школы для детей представителей духовенства, начало которым было положено еще в XVII в. По Духовному регламенту такие школы стали в епархиях обязательными для подготовки «лучшего и исправного священства». К концу правления Петра I число таких школ достигло 46. Наконец, среди школ начального обучения заметное место заняли и гарнизонные школы для солдатских детей.
Первыми светскими школами, организованными Петром, были школы «Математицких» и «Навигацких» наук. В них принимали мальчиков от 12 до 20 лет всех сословий, кроме крепостных. Кроме Математической и Навигацкой школ, Петр I учредил в Москве еще Пушкарские школы, Инженерную школу, Госпитальную и школу Глюка.
Наряду с цифирными при Петре I появились и другие начальные школы. По инициативе В.Н.Татищева на Урале в 1721 г. были открыты горнозаводские школы, где, кроме грамоты и арифметики, изучали горное дело.
Автором известнейшего учебника «Арифметика» был Магницкий который долгое время работал в Навигацкой школе в Москве. Авторами ряда учебников были также В. Куприянов («Новый способ арифметики»), Г. Скорняков-Писарев («Наука статическая или механика»). Но, конечно, основная масса учебников была либо переводами, либо результатом работ иностранных педагогов.
Помимо учебников стали издаваться книги по естествознанию и технике. Это работы по астрономии, гидростроительству, медицине, фортификации, артиллерии, мореплаванию, кораблестроению, архитектуре. Появились книги и по гуманитарному знанию. Огромное значение в деле просвещения имела реформа гражданского шрифта. Словолитец Михаил Ефремов создал первые образцы букв гражданского шрифта. Окончательный их выбор (как и арабских цифр) был сделан в 1710 г. самим Петром I. Столь радикальная реформа способствовала более массовому потреблению книжной печатной продукции. Книги по истории («Синопсис» И. Гизеля, «Введение в гисторию европейскую» С. Пуффендорфа, «Феатрон» Стратемила и др.), переводы античных авторов (Иосифа Флавия, Юлия Цезаря, Эзопа, Овидия и др.) печатались тиражом не 200—500 экземпляров, а во много раз больше. Огромное значение имело издание печатной газеты «Ведомости», тираж которой первые годы колебался от 100 до 2500 экземпляров. Главной типографией страны был Московский печатный двор.
Именно Петр I заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение.
На Руси исстари существовали закрепленные в народных традициях правила поведения, были и письменные источники, дававшие наставления, как себя вести в тех или иных ситуациях. Наибольшую известность получил «Домострой», предписывавший патриархальный стиль поведения, которым руководствовались в течение нескольких веков.
Много внимания уделялось распространению в российском обществе европейских норм морали и этикета. В 1714 г. был введен ценз грамотности жениха и без достижения определенного уровня образованности брак не допускался. Обязательным становится изучение «Юности честного зерцала» — свода правил общежития, которое вышло 4 февраля 1717 года в России по указанию Петра I. В подготовке издания активное участие принимал Яков Брюс. Учебник «Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») состоял из двух частей.
Одна включала азбуку, цифры и духовные наставления. Ее можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введенными указом Петра I в. 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения. Вторая содержала правила поведения, отражающие основные принципы русского дворянского общества для «младых отроков» и девушек дворянского сословия.
Молодому дворянину вменялось учиться иностранным языкам, фехтованию, танцам и верховой езде, послушание родителям и старшим. Девицам должно было учиться смирению, трудолюбию, молчаливости, также с почтением относиться к родителям. Уделено в книге внимание правилам поведения на государственной службе, за столом, при общении с другими людьми.
«Юности честное зерцало» пропитано духом петровских преобразований, несло в себе призыв не кичиться роскошью и знатностью, а гордиться делами. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, и придерживающегося европейских светских манер. Фактически, это первый в России учебник этикета. По сути, книга являлась вольным пересказом правил поведения, заимствованных из различных европейских книг.
Пособие имело большой успех. Оно было переиздано дважды в 1717 году. Сколько же всего раз «Юности честное зерцало» переиздавалось в течение XVIII-XIX веков, теперь и подсчитать трудно. Популярность пособия не падала в течение всего 18-го столетия. Именно на этой книге было воспитано несколько поколений российских дворян.
Несмотря на следование европейским требованиям о соблюдении этикета, составители книги так и не смогли полностью отойти от российских патриархальных традиций. Практически вся книга посвящена поведению юношей, о девицах в ней вскользь упомянули в самом конце, дав несколько общих правил, в которых чувствовалось стойкое влияние «Домостроя». Для девиц во главу угла ставились набожность, смирение, молитвы, почтительное отношение к родителям и старшим, скромность, стыдливость и т. п.
Зато для юношей были подробно изложены нормы поведения при различных жизненных ситуациях. Начинались они с рекомендаций по поведению в семье: «В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга».
Любопытно, что авторы дополнили вполне европеизированные требования и российским колоритом: «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо».
Здесь же были изложены и требования к поведению за столом, так как закладываться они должны были в семье с детства: «Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть».
Не могли составители обойти вниманием и проблему пьянства: «Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаяваться было. И дабы иногда новой побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается повод и способ к потерянию своея чести, так, что иной принужден побратеника своего устыдиться. А особливо когда оной отречется или нападет несносными поносительными словами».
Видимо, с навыками поведения у молодых дворян было не ахти, поэтому в наставлении не преминули упомянуть, что «младые отроки не должни носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить, да бы от издевки не учинилось в правду повадки и обычая: ибо такия принятая повадки, младаго отрока весьма обезобразят и остыжают так, чтоб потом в домах, их посмехая, тем дражнят... Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях».
Петру требовались надежные и умелые исполнители его воли, поэтому акцент делался на образование и подготовку молодых дворян к службе: «Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает... Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник... Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранным языком, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорил, случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать».
Особое место в наставлении отводилось службе молодых дворян, пожалуй, именно эти разделы были написаны наиболее развернуто и подробно. «Имеют младыя отроки всегда начальствующих своих как при дворе, так и вне двора в великом почтении и чести содержать. Подобно как сами себе хотят, чтоб они в такой службе превознесены были. Ибо честь какову они ныне оным показуют, со временем и им такая ж показана будет. Когда при дворе, или в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в которых напредь того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в том те поступают, которым оное дело приказано. И примечать, похваляют ли их или хулят, и хорошо ль они в том поступали или плохо. Слушать же и примечать, в чем оныя погрешили или что просмотрели... Еще же отрок да будет во всех своих службах прилежен, и да служит с отою и радением. Ибо как кто служит, так ему и платят. По тому и счастие себе получает».
Любопытно, что религиозные качества в наставлении упоминаются только изредка и явно не входят в число важных достоинств молодого дворянина. «Должно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело».
В книге дано много наставлений для различных жизненных ситуаций. В том числе и такие, как себя вести на свадьбе или на ассамблее с танцами; куда можно, а куда не следует ходить без приглашения; как строить взаимоотношения со сверстниками и слугами; как выглядеть при любых обстоятельствах весело и приятно.
От юношей не требовали ничего сверхъестественного, обычные советы по поведению более-менее воспитанного человека. Обращает на себя внимание другое – образный, сочный, доступный язык, которым написано «Зерцало». Это не нудное наставление, которое и читать-то скучно, а легко запоминающиеся советы, подкрепленные образами, буквально впечатывающимися в память. Не зря же «Зерцало» было настольной книгой молодых дворян в течение почти полутора веков. Впоследствии в России издавалось немало книг по этикету, но, пожалуй, столь образной и запоминающейся, как «Юности честное зерцало», больше не было.
Петр I, проводя всеобъемлющие реформы в стране, не мог оставить вне своего внимания проблему взаимоотношений и поведения своих подданных, которые по естественным причинам существенно отличались он сложившихся к тому времени в Европе. Царь усиленно насаждал в стране европейские порядки и манеры, лично участвовал в подготовке и проведении различных акций и мероприятий, направленных на привитие дворянству, купцам и горожанам новых принципов и правил поведения.
В первую очередь монарх озаботился воспитанием молодых дворян, которым предстояло стать активными исполнителями его планов. Немаловажно, что значительное количество молодых дворян получало высокие должности в армии и административных структурах, направлялось для обучения и с различными поручениями за границу. Естественно, что именно им Петр стремился привить хотя бы начальные навыки европейского этикета.
Столь заметные новшества в быту коснулись главным образом высшего столичного слоя дворянства. Мало изменений наблюдается в среде провинциальных дворян и горожан. В очень слабой степени изменился и быт крестьянства.
В целом все эти преобразования отражали как объективные потребности страны в приобщении ее к достижениям европейской цивилизации того времени, так и стремление самого Петра I резко отделить новую Россию XVIII в., которую он создавал и строил, от прежней России XVII в.
Понятие отрочества объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый возраст. Отрочество — этап между детством и ранней юностью, охватывает период от 10—11 до 14—15 лет. Отрочество характеризуется стремлением к общению со сверстниками и появлением в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию.
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно, чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.
Современным подросткам необходимо соблюдать правила этикета и учиться хорошим манерам, им следует проявлять учтивость, уважение и толерантность к окружающим людям, чтобы завоевать уважение к себе и подготовиться к будущей взрослой жизни в социуме. Основным примером корректного поведения служат родители и педагоги, также дети могут почитать соответствующую литературу или посетить развивающие курсы.
Этикет и манеры:
Согласно основному определению, этикет диктует правила вежливого поведения в обществе. Манеры - это способ поведения человека в ситуациях в социальной среде, который ориентирован на традиции и нормы конкретной группы людей в определенное время. Данные традиции и нормы могут изменяться в разных социальных группах, а также с течением времени. Например, опоздание на полчаса на дружескую вечеринку не считается оскорбительным, в то время как опоздание на те же 30 минут на деловую встречу серьёзно подорвёт ваш авторитет и создаст неудобства для всех участников социальной группы.
Почему хорошие манеры важны?
Подростки постоянно сталкиваются с новыми незнакомыми ситуациями в обществе, и хорошие манеры помогают достойно пройти через них. Кто-то может оценивать вас по внешнему виду, а большинство делает выводы о вашем воспитании и социальных навыках, опираясь именно на ваши манеры. В критических ситуациях отсутствие знаний о корректном поведении приводит к насилию и жестокости. Некоторые люди проявляют своё недовольство невежливым и даже опасным для окружающих образом, вместо того, чтобы уважать окружающих и внимательно относиться к собственным поступкам.
Начинать нужно с малых лет:
Подростки, которым прививали хорошие манеры и этикет с детства, гораздо успешнее справляются с новыми социальными задачами во взрослом возрасте. Родители могут начать воспитание ребенка в сфере социального этикета за столом во время обеда или ужина. Взрослым следует учесть, что дети могут ещё не знать всех правил поведения, а в случае неверного шага могут расстроиться и разозлиться. Нельзя критиковать своего ребенка за ужином, детям должно нравиться изучать новые социальные правила, они должны осваивать их осознанно в комфортной атмосфере. Для младших детей лучший пример верного поведения - социальные роли родителей.
Курсы и литература для подростков:
Подросткам может понравится обучаться хорошим манерам у профессионального педагога в компании сверстников. Курсы по этикету успешно подготовят ребёнка к самостоятельной жизни в обществе. Занятия затрагивают такие темы, как запоминание имён, контакт на уровне взгляда, рукопожатие, ведение беседы, язык жестов и тела. Для подростков выпущено много литературы о социальной психологии, включающие такие важные темы, как "свидание" или "как отказать и остаться друзьями".
Современная тенденция:
Современный технический прогресс диктует новые формы этикета и хороших манер в сфере электронной коммуникации. Подростки активнее всех пользуются социальными сетями, sms-сообщениями, мобильными телефонами и планшетами. Поэтому сегодня также актуально объяснять подросткам, что невежливо использовать мобильный телефон за ужином или то, как общаться на интернет форумах. Самое главное, что подростку стоит научиться уважать окружающих настолько, насколько он ждет уважения в свою сторону.
Структура современных книг по этикету:
Правила речевого поведения при знакомстве, прощании, поведении за столом, вежливой просьбе.
Правила поведения в общественных местах, кафе, офисе. Отношение к природе и человеку, отношение к себе. Человек – часть природы.
Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, он одинок, ему плохо). Слова одобрения, поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребенку. Как помочь словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным ситуациям. Правила поведения в гостях, прием приезжих гостей.
Обращение к знакомому и незнакомому взрослому. Правила знакомства и представления. Умение говорить и слушать других, деловая и светская беседа, публичное выступление. Вежливая просьба, вежливый отказ. Правила делового разговора по телефону. Этикетные выражения в ситуации поздравления, преподнесения подарков, написания писем, приглашения на торжества и приемы.
Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды. Соответствие типа личности и его стиля одежды. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера человека.
О женственности и мужественности. Хорошие и плохие привычки, соблазны. Как сформировать хорошие привычки и избавиться от ненужных привычек.
Структура «Юности честное зерцало»
Отношения с родителями:
Почитанию старших посвящено немало пунктов свода правил.
«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга»
Во время танцев:
«Непристойно на свадьбе в сапогах и острогах быть, и тако танцевать, для того что тем одежду дерут у женского полу и великий звон причиняют острогами, к тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов» (
При дворе:
«Прямый придворный человек имеет быть смел, отважен, и не робок, а с государем каким говорить с великим почтением. И возможет о своем деле сам предъявлять, и доносить, а на других не имеет надеятися. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдливо бывает, оный с порожними руками от двора отходит»
В церкви:
«В церкве имеет оной очи свои и сердце весма к Богу обратить и устремить, а не на женской пол, ибо дом Божий, дом молитвы, а не вертеп блудничен, но увы коль часто случается, что тем другия соблазняются и подают злой пример».
На улице:
«Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно, с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит <…> Должно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело»
Советы девушкам:
«Украснение девиц<…> есть признак к благочестию <…> Стыдливая <…> девица, не токмо в лице краснеет, но и стыдливыя имеет уши. Устрашится, когда что безстудное слово услышит, <…> потупит лице свое, яко бы она того не разумеет, или востав отходит далее.
Итак, для юношей подробно изложены нормы поведения: в семье, за столом (столовый этикет), навыки гигиены, духовное развитие, проблемы пьянства и, даже, взаимоотношения с врагами. Гостевому и речевому этикету посвящено большое количество пунктов. Так же отдельная часть пунктов посвящена общению со слугами, незнакомцами. Пункт о важности изучения иностранных языков еще раз иллюстрирует направленность политики Петра I на преемственность культуры Европы.
Отдельной статьей в книге расположены советы девушкам. Правил немного. Для девиц во главу угла ставилась набожность, благочестивость, скромность и целомудренность. Таким образом, девушки должны были обладать тем набором качеств и умений, чтобы стать хорошим домашним тылом для формирующегося сословия.
Таким образом, в результате исследования было выявлено, что современные правила этикета можно разделить на несколько групп: столовый этикет, гостевой, речевой и этикет поведения в общественных местах. Источник «Юности честное зерцало» имеет схожую структуру, однако большее внимание в нем уделяется правилам поведения за столом. Следующий большой блок правил содержит указания к особому почитанию родителей и этим выгодно отличается от современных источников. Так как основной целью создания «Юности честного зерцало» была подготовка молодого поколения к дворянской службе, формирование особого этикета на европейский манер, поэтому большое внимание уделено поведению юношей в общественных местах, манере общения, знанию иностранных языков, умению танцевать, трудолюбию. То есть, свод правил можно условно поделить на придворный, дипломатический, воинский и общегражданский блоки. Так как эти правила были сформулированы и востребованы определенной группой населения, они содержат ряд советов, как общаться со слугами. В изложенном ракурсе эта часть правил не может являться актуальной для современного подростка. Практически весь источник содержит указания для юношей и только небольшая его часть нацелена на девушек, в отличии от современных книг по этикету. Добродетель, вера, самопожертвование-вот ключевые слова этого раздела. Так как женщины в современном обществе обладают несомненно большими правами и задействованы в тех же сферах жизни, что и мужчины, эта сторона «Юности честного зерцала» кажется мне абсолютно не актуальной. Сам процесс изучения древнего источника был связан с рядом трудностей, которые касаются вопросов понимания текста, так как он содержит много незнакомых мне слов и понятий. Эти трудности удалось преодолеть с помощью словарей и различных поисковых систем в интернете, а в некоторых, особо сложных случаях, обращаясь к уже адаптированным текстам.
В процессе изучения данного источника, осмысления исторических условий его появления и сравнения с современными изданиями, я сделал вывод, что сейчас подросток так же, как и триста лет назад нуждается в правилах поведения в различных областях своей жизни, чтобы вырасти полноправным членом общества, быть приятным собеседником, востребованным сотрудником, стать разносторонне развитой личностью. В этом источник «Юности честное зерцало» полностью оправдывает свою актуальность и в наши дни.
Однако, некоторые нюансы и деформированная направленность правил на ограниченную часть общества не позволяют рассматривать этот документ как полноценный свод правил для современного подростка. Тем не менее, его историческая значимость заслуживает особого интереса и побуждает исследовать его с точки зрения изучения особенностей развития российского общества.
8. Библиография:
1. Юности честное зерцало: Репринтное издание / Выполнено с факсимильного издания 1976 г.- М.: Издательство «Планета», 1990
2. Эдуард Успенский. Общее собрание/ Юности честное зерцало. – М.: АСТ, 2008
3. Успех выбирает воспитанных. Этикет для подростков. – М.: «Эксмо», 2014
4. Максимовский М. В. Этикет делового человека. – М.: «Дидакт», 1994
5. Горецкий В. Г., Горецкий Г. В., Карпюк М. От азбуки Ивана Федорова до современного букваря. — М.: Просвещение, 1974.
6. Лотман Ю. М. Беседы по русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начала XIX века). — СПб.: Искусство, 1996
7. Черная Л. А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. — М.: Языки славянской культуры, 1999
8. История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Ребята и утята
3 загадки Солнечной системы
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Астрономический календарь. Февраль, 2019