Автобиографический рассказ сына на конкурс "Расскажи свое слово о хоккее"
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazhi_svoe_slovo_o_hokkee.doc | 69.5 КБ |
ДНЕВНИК ОДНОГО МАЛЬЧИШКИ
Глава 1. Как мы оказались в детском доме
- Мальчики, пора вставать! – раздался громкий голос воспитателя. Я полежал немного с закрытыми глазами, затем встал, быстро оделся и пошел умываться. Потихоньку встали и другие мальчики. Одни заправляли кровати, другие одевались, третьи шли чистить зубы. Воспитатель, Ольга Владимировна, наблюдала за происходящим со стороны, иногда давала советы и делала замечания. Это было обычное утро. Одно из многих в моей жизни…
Так вышло, что я оказался в детском доме. Когда мне было два года, отец умер. А мать…Она просто не выдержала свалившихся на меня проблем…Мне было 5 лет, когда нас с братом забрали из дома. Это случилось…Было очень страшно от того, что впереди нас ждала неизвестность…Но мы были вместе, я и брат!
Первое место, куда нас привезли – «Школа-интернат» в поселке Карпогоры. Максим пошел там в школу, а меня отправили в детский сад. В силу возраста я не особо помню, что там было. Одно могу точно сказать: брат всегда был рядом и опекал меня.
Глава 2. «Солнышко» и его обитатели
Второе место нашего временного жилья – «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко»» в городе Северодвинске. Тут у нас совершенно не было знакомых. Нас везли в пустоту. Оставалось только мечтать, что там нам встретятся хорошие люди, и скоро все это закончится, и мы вернемся домой…К сожалению, этого не произошло. Мама не приезжала… За год она один раз послала посылку с карандашами и конфетами. И все… Мы понимали, что нашим мечтам о возвращении домой было не суждено сбыться. Ну по крайней мере сейчас…Мы все еще верили, что мама придет и заберет нас домой…
А пока нам нужно было учиться жить здесь, по своим правилам и законам. А были они и среди воспитанников центра, и в самом учреждении. Мы должны были строго соблюдать режим учреждения, участвовать во всех мероприятиях, убирать группу, чистить территорию, участвовать в спортивных соревнованиях.
Тут, в «Солнышке», нас с братом разлучили. Меня поместили в младшую, 4 группу, где были дети – дошкольники с 5 до 7 лет. Это был своеобразный детский сад. Нас водили на прогулку, мы играли и готовились к школе.
Тут были разные ребята. Особенно мне запомнилась маленькая девочка Роза. В свои почти 7 лет она практически ничего не умела делать сама, плохо говорила и все время чего-то боялась. Как я потом узнал, уже спустя время, ее держали на цепи родители, она в прямом смысле слова жила в будке с собаками. Иногда жизнь очень несправедлива, и даже по отношению к маленьким девочкам, правда?
Второго мальчика, которого я никогда не забуду, звали Даня. Он был чуть старше меня. По-моему, у него были какие-то странности. Однажды он ударил меня вилкой в голову, и ее пришлось зашивать. Помню, как брат тогда переживал за меня. И до сих пор этот шрам напоминает мне о случившемся.
Моего брата поместили во 2 группу, к старшим мальчикам. Там жили парни до 18 лет. Здесь царили свои, особые порядки. Самым старшим тут был Ваня. По-моему, его боялись даже некоторые сотрудники центра. Он учился в училище на плотника. Ваня был сложным подростком во всех отношениях: из-за непростых отношений в семье он сам пришел в центр, на момент 17-летия имел уже несколько судимостей, из-за демонстративного поведения стоял на городском учете.
Жили тут и два брата, Вова и Игорь. Гоша был одногодкой Максима, а Вовка – мой ровесник. Когда он улыбался, его большие карие глаза с длинными ресницами становились такие большие и смешные! Мы начали с ним дружить!
Также тут был невысокий светловолосый паренек Олег. После смерти жены его отец сильно запил и воспитывать сына вместе с младшей сестрой не смог. Так они оба, Олег и Алена, оказались тут.
Сильно выделялся среди остальных кучерявый парнишка Паша. Его родители вместе с двумя старшими сестрами жили в Архангельске и тоже не приезжали его навещать. Он сдружился с Олегом и Максимом.
Других ребят я особо не помню, слишком часто они тут менялись. Сюда, в центр, детей привозили органы опеки, или же приводили сами родители, которые не могли справиться со своими обязанностями по воспитанию. По своей воле дети приходили сюда крайне редко. И славу по городу центр имел дурную. Нас всех объединяло одно: все ждали решения суда, от которого очень многое зависело. Если родители не одумывались, их лишали родительских прав, и нас отправляли по детским домам. К сожалению, положительных случаев почти не было…
Здесь, в Северодвинском центре, мы с братом прожили год. Тут я пошел в первый класс в школу по соседству. К сожалению, это не было столь радостным событием, как это бывает у домашних детей. Максима определили в вечернюю школу (в разгар учебного года в общеобразовательных школах не было мест). Радовало одно: здесь, в центре, нам попались очень хорошие воспитатели. Дмитрий Иванович был похож на качка. Его устрашающий вид, лысая голова только сначала пугали, на самом же деле он оказался веселым и добрым. Алиса Владимировна была самой молодой воспитательницей. Ей был 21 год, когда она пришла работать в центр. Её сразу поставили на старших мальчиков, и, самое удивительное, у нее с легкостью получалось найти общий язык со всеми.
Глава 3. Наш новый «дом»
Дни шли за днями. И вот, спустя год, после решения суда было принято решение о нашем переводе в другой город. Это была очень печальная новость, очередной переезд, все новое и неизвестное. Но самым грустным был тот факт, что мы никогда больше не увидим ставших нам такими родными любимых воспитателей…
Нас перевели в детский дом в город Вельск. Это была тихая провинция. Тут по городу ходят всего 3 автобуса, в центре есть всего два центральных магазина, одно кафе, корт, один спортзал, остальная же часть города – деревянный частный сектор.
Здание детского дома было двухэтажным и располагалось за большим серым забором. Нас приветливо приняли сотрудники учреждения, выделили нам по кровати, по тумбочке и по полке в шкафу. Тут мы должны были жить до 18 лет, а затем нас, как и остальных ребят, выпустили бы в этот огромный мир, и мы, не знавшие толком той жизни, за стенами детдома, должны были бы построить свои, самостоятельные жизни. Но как это может сделать пусть 18-летний, но все же еще ребенок, у которого нет представлений о семье и семейных ценностях, и который еще столько всего не знает об этой «взрослой» жизни?
Детский дом…Вам, у которых были родители и семья, никогда не понять, что чувствует ребенок, оказавшийся тут….Никогда тут не будет тепло также, как дома. И стены везде будут холодными, и еда – пресной, пусть даже самая вкусная. Все, даже одежда, пропитано здесь насквозь запахом батера. «Что такое батер?» - спросите вы. Это другое название детского дома, условно применяемое в обиходе живущих здесь детей. Слово, которое впитало столько ненависти, обид, детских слез и разрушившихся надежд… И каждый ребенок здесь ждет и верит, что однажды к нему придут и скажут: «Одевайся, за тобой пришли мама и папа! Теперь у тебя есть дом!» И как же грустно становится в тот момент, когда, достигнув возраста 7-10 лет, дети начинают осознавать, что забирают или совсем крошечных, или чуть постарше, а взрослые дети, подростки, с их проблемами, детскими комплексами неполноценности и ощущением собственной ущербности (В чем я виноват? Почему я здесь? Чем я хуже других?) никому не нужны.
Глава 4.Один день из жизни
Моя короткая, но насыщенная событиями и людьми жизнь в один миг пронеслась у меня в голове. Вдруг я услышал доносившийся из коридора голос Ольги Владимировны:
-Паша, давай скорей, завтрак ждет! А то в школу опоздаешь!
Я подскочил с дивана и побежал в столовую. На завтрак давали овсянку на воде, чай и булку с маслом. Ну и противная же была эта каша! Я ел и думал, что когда вырасту, никогда не буду ее варить для своих детей!
Позавтракав, я быстро собрался в школу. Воспитатель уже ждала нас у дверей. Она окинула меня грозным и внимательным взглядом, а затем с одобрением сказала:
-Молодец, что аккуратно оделся! Постарайся в школе не испачкаться!
Я кивнул, и, надев портфели, мы вышли из детского дома.
Дорога в школу занимала примерно 10 минут. Мы сокращали путь через соседские дворы, шли по деревянным мосточкам через ручей и выходили на большую дорогу. По ней шли еще несколько минут, и вдалеке уже было видно здание школы, небольшое, в 3 этажа. Воспитатель обычно разводила нас по кабинетам и передавала учителю. Так было и сегодня.
Перед входом в класс Ольга Владимировна посмотрела на меня:
- Паша, помни, ты должен хорошо вести себя в школе! Иначе вечером не пойдешь смотреть, как играет брат!
Я кивнул и забежал в класс. Пока готовился к урокам, в голове проносился ворох мыслей. Не пойти смотреть, как Максим играет в футбол, для меня, 9-летнего мальчика, было равносильно смерти. На протяжении всего времени наших скитаний для нас с братом спорт оставался единственным, ради чего мы жили, он был нашей жизнью. Мы не представляли себя без спорта, грезили им, отождествляли себя с лучшими игроками, мечтали, что когда вырастем, будем играть в лучших командах, а может быть, нам улыбнется удача, и мы попадем в сборную страны…Мы не пропускали ни одного матча, знали наизусть всех игроков в хоккее и футболе, читали их биографии, я собирал наклейки с их фотографиями. Здесь, в детском доме, мы с братом тоже проявляли себя в спорте как могли: участвовали в спартакиадах между детскими домами, в соревнованиях по теннису, дартсу, баскетболу, флорболу и футболу. Над нами даже подшучивали, что братья С. – самые спортивные из всех!
Прозвенел звонок. Начались уроки. А я все думал о вечерней игре…
Глава 4. Максим и «Спарта»
Школьный день пролетел незаметно. Я очень старался, хотя никогда не отличался особой прилежностью. Но сегодня я точно знал, для чего мне это нужно!
После уроков нас забрала уже другая воспитательница. По дороге домой она спросила, что нового мы узнали и какие оценки получили. Быстро поев, я без напоминаний сел делать уроки. Особого желания их делать, конечно, не было. Но сегодня такой особенный день…
Вы в 9 лет о многом мечтали? Меня не отпускали даже гулять одного, тем более я и мечтать не мог о том, чтобы вечером идти и смотреть футбольный матч, тем более с участием брата. Он был моим главным героем, моим главным спортсменом! Я радовался его победам намного сильнее, чем своим. И сегодня мне выпал шанс увидеть его в игре…
Время не шло, оно попросту замерло. Особенно когда сильно чего-то ждешь… До выхода оставался час, и он, как назло, все тянулся и тянулся.
Максим собирался в соседней, старшей группе. Я подошел к нему и сел на кровать.
-Собираешься? Тебе уже пора?
- Да, нужно прийти пораньше, чтобы успеть на разминку.
- Ты ничего не забыл?
Брат посмотрел по сторонам. Аккуратно разложенная форма с гетрами была заранее приготовлена. Старенькие, потрепанные кроссовки были уже убраны в рюкзак. Я давно знал, что он мечтает о новых футзалках. Для него это была мечта, которая жгла сердце. Для 15-летнего парня, который о дорогих вещах мог только мечтать, кроссовки в несколько тысяч рублей оставались недосягаемой мечтой.
Уходя, Максим напомнил парням, во сколько и где будет игра, и попросил присмотреть за мелким (так он тогда меня называл).
Я остался ждать. Чтобы время летело быстрее, я решил нарисовать для брата рисунок. Мне хотелось придумать что-то такое, чтобы ему особенно понравилось. Я решил нарисовать брата в новых кроссовках! Взяв самые яркие фломастеры, я начал свой шедевр. Откровенно говоря, рисовать я совсем не умею, и, можно сказать, делаю это откровенно плохо. Но это было сейчас не важно. Главное – я старался для брата. И когда он увидит, ему обязательно понравится!
За важным занятием час пролетел незаметно. Меня передали под контроль старших парней и попросили отвести в спорткомплекс. Всю дорогу мне хотелось бежать бегом от радости!
Мы проходили мимо корта, и я обратил внимание на то, что в коробке проходила тренировка хоккейной команды. Молодые ребята с увлечением гоняли шайбу под чутким руководством тренера. Я так бы и остался за ними наблюдать, если бы меня не окрикнули ребята.
В спорткомплексе было много народу. Проходил какой-то турнир, я не запомнил. Сразу заметил брата и, усевшись, помахал ему рукой. Он сухо кивнул мне в ответ.
Команды поприветствовали друг друга. Прозвучал свисток. Началась игра. Я ловил каждое его движение, видел на поле только его. Вот-вот и он забьет…ведет мяч…У самых ворот противника, обводя игроков противоположной команды, бьет…Ура!!! Гол!
Я ликовал! Мой брат забил гол! Представляя себя на его месте, я мысленно вел мяч прямо в ворота соперников и тоже забивал гол! Перенимал каждый его поворот, атаку, финты, перехваты мяча…
Второй тайм. И снова брат ведет мяч…Да, это явно была его игра. Он жил здесь своей жизнью, и ноги слушались его, и мяч летел прямо в ворота, как «заколдованный».
Прозвучал свисток. Красная «Спарта» победила! И мой брат был лучшим!
По дороге домой мы все вместе обсуждали игру. Я шел с ним рядом, почти как взрослый, смотрел на него снизу вверх и гордился тем, что он у меня есть!
Этой ночью я долго не мог уснуть. В голове снова был рой мыслей. Я вспомнил про школьный день, вечернюю игру брата, даже про новые кроссовки. Но что-то еще не давало мне спать. И тут я вспомнил про корт. Вспомнил тех мальчиков, которые играли в хоккей. Вспомнил их азарт в глазах…И этой ночью у меня появилась мечта!..
Глава 5. Мой первый лед
Проснувшись утром, я первым делом, не обращая внимания на недовольные замечания воспитателей, побежал к брату. Он, как и все взрослые мальчики, еще спал. Я начал его толкать. Максим открыл глаза и недовольно-вопросительно посмотрел на меня.
-Ты отведешь меня сегодня на хоккей? Ну, пожалуйста! Я так хочу играть там, на коробке!
Видимо, я выглядел слишком жалобно и по-детски наивно. Брат кивнул и отправил меня в свою группу собираться в школу. Он всегда был очень сдержан в эмоциях.
Сегодня опять был один из многих дней в наших жизнях, ничем не отличающийся от остальных. Но для меня он опять был особенным. После школы я пришел раньше брата и ждал его в комнате. Как только он пришел, я кинулся к нему с вопросами:
-А когда мы пойдем? Скоро?
Максим успокоил меня, велел быстро делать уроки и собираться. Я знал, что брат поддержит меня в моих стремлениях заниматься спортом. Поэтому скорее побежал к столу.
Вскоре с уроками было покончено. Взяв меня за руку, брат повел меня на корт. У меня внутри все переворачивалось оттого, как сильно я хотел начать заниматься хоккеем. Я не понимал, что существуют различные причины, по которым мне смогут отказать. К сожалению, преграды очень часто встают на пути к мечте, и этим проверяется сила нашего желания. Так случилось и в этот раз. Поговорив с тренером, Максим узнал, что, во-первых, тренировки оказались платными, пусть и не очень дорогими, а форма была просто недоступна для детдомовского парнишки, а во-вторых, тренировки проходят вечером, и меня некому будет сюда водить. Расстроенный, он ничего мне не сказал, лишь позволил понаблюдать за тренировкой за пределами коробки.
В этот момент мне было все равно на все обстоятельства. Я стоял и смотрел на лед. Он манил меня словно магнитом…Дух захватывало от одной мысли о том, что я смогу надеть на себя эту форму, взять в руки клюшку и на коньках выехать на лед.
Я был простым парнишкой, ребенком, не по своей воле оказавшимся в детском доме. И я позволил себе мечтать…Брат стоял рядом и видел, как горели мои глаза…
Видимо, тренер тоже это заметил. После игры он подозвал меня к себе и спросил:
-Нравится эта игра, сынок?
-Вы даже не представляете себе, как…
-А ну, надевай коньки!
Я не верил своим ушам, но решил не упускать такую возможность. Быстро перескочив через бортик, я нашел коньки нужного мне 35 размера . Тренер принес мне клюшку с левым поворотом и попросил забить шайбу в пустые ворота. О чем он думал в тот момент, что оценивал – я не знаю. Я мельком видел, как внимательно он на меня смотрел. А я бежал по льду и в первый раз в жизни забивал гол, пусть и в пустые ворота. Это был мой первый гол, первый большой лед. В 9 лет.
Тренер разрешил мне посещать занятия бесплатно и подарил мою первую шайбу. И это была моя первая маленькая победа в хоккее!
Глава 6. «Заря» в моей жизни
Прошел месяц. Я ходил на занятия , не пропуская ни одного. Один. Это вызывало во мне бурю эмоций. Я чувствовал себя очень взрослым. С сумкой через плечо, которая была почти с меня, я шел по песчаной дороге, выходил на федеральную трассу, по обочине шел в центр города на лед. Мне, еще 9-летнему мальчику, хоккей казался очень взрослой игрой.
В команде «Заря», куда меня взяли, было 32 человека, по 9-10 лет.
До начала тренировки мы иногда могли себе позволить «подраться», поиграть в догонялки на льду. Тренер этого не поощрял, поэтому перед его приходом мы успокаивались. Тренировки начинались всегда с разминки. Нужно было проехать 8 кругов по льду, затем 5 раз сделать «восьмерочку». Затем для каждого игрока тренер давал свои задания. Мне всегда выпадало сделать 10 булитов, 3 челночных бега и 2 «восьмерочки». Если я не забивал хотя бы один буллит, тренер заставлял отжиматься по 10 раз прямо на льду. Сейчас я понимаю, что он делал это специально, чтобы мы стали выносливее и сильнее.
После всех комплексов мы переходили к общей эстафете. Первым трем мальчикам, которые побеждали, он давал по шоколадке. В этот день удача улыбнулась и мне! Я был этому очень рад!
Оставшееся свободное время мы играли в хоккей, разделившись на команды. Было очень весело!
Набегавшись после тренировки, мы вместе пили чай, чтобы не простудиться, обсуждали ошибки. Тренер рассказывал нам о большом хоккее и о своих историях из жизни тренера. Потом мы прощались и расходились по домам. Да, чуть не забыл, в нашей команде были даже девочки!
Больше всего за это время мне запомнилась игра с «Водником». Я забил там 2 свои первые шайбы! Это было непередаваемое ощущение! Мы выиграли со счетом 10:0!
Этим вечером, засыпая, я думал о хоккее, о забитых мной шайбах, о тренере, мечтал о своей новой клюшке… И как-то за всеми происходящими событиями почти забыл о том, что у меня была еще одна мечта… Мне все-таки было 9 лет. И я метал о семье и о маме, хотя никому этого никогда не говорил.
Глава 7. Мы едем домой!
- Паша, одевайся скорее! Ты едешь домой! – раздался громкий голос воспитателя. Ольга Владимировна приготовила мою сумку и ждала у двери. Я быстро вскочил и кинулся в раздевалку. Максим ждал меня тут.
-Ничего не забыл? – заботливо спросил меня он.
- Шайбу и медали я положил! А остальные игрушки оставил ребятам, пусть радуются. Им нужнее!
Я забежал в группу и обнял своих друзей.
-Ну, пока! Вы не расстраивайтесь и тоже верьте и мечтайте! И тогда все точно получится!- Я буду вам звонить!
С этими словами я навсегда вышел из стен детского дома! Вместе с братом! В нашу новую семью!
Вельск оставался позади. В поезде пахло едой. Колеса отстукивали свои привычные ритмы. Чух-хух, чух чух… Мы ехали в Северодвинск.
Глава 7.Спустя 4 года
- Мама, я дома! – радостно кричал я из коридора.
Мама вышла из комнаты и обняла меня. Я протянул ей конверт.
- Это тебе! Открой! Там подарок!
Она открыла конверт и улыбнулась. Достала фотографию и начала рассматривать. На ней была запечатлена наша хоккейная команда. Красивые, высокие 12-14-летние парни в форме и полном обмундировании, с клюшками, и тренер в центре.
-Какой ты у меня красивый! Такой взрослый стал! Максим будет тобой очень гордиться, хоть никогда этого и не скажет, ты же знаешь!
Мама опять улыбнулась и прикрепила фотографию на зеркало.
Дверь открылась, и домой зашел брат. Ему было почти 20, он стал совсем взрослым. Закончил техникум, стал работать на оборонном заводе страны. Но любовь к футболу взяла свое. Упорным трудом он попал в лучшую команду Архангельской области по мини-футболу, в «Северин». Это была его давняя мечта!
- Алиса, это тебе! – протянул он ей медаль, на которой сверкала цифра «один» и надпись за область.
-Я горжусь вами, мои мальчики!
Алиса обняла нас и поцеловала.
Та самая воспитательница, которая работала когда-то с нами в «Солнышке»! Оказывается, она искала нас почти 2 года после того, как перешла в другой интернат. Нашла. Несколько раз приезжала, посылала посылки с подарками. Мы вместе отмечали 16-летие Максима! Как я ждал ее приезда… Один раз даже просидел полдня, глядя на дорогу сквозь окно…Боялся отойти, чтобы не упустить, как она придет…
Алиса приняла решение забрать нас к себе. Прошла необходимую учебу, хотя сама была педагогом и несколько лет работала со сложными подростками и детьми-инвалидами. В 24 года у неё получилось! Она забрала нас к себе! Это был очень значимый поступок во всех наших жизнях!
4 года мы живем вместе. Сейчас уже представить невозможно, как мы раньше жили, через что прошли. Все, о чем мы мечтали – новые футзалки, теперь и не одни, клюшки, спортивная форма – все сейчас у нас есть! И самое главное: мы вместе, и у нас есть семья! Это заслуга нашего ангела-хранителя, моей мамы, нашей Алисы (Максим зовет ее по имени, слишком маленькая у них разница в возрасте).
Мы до сих пор дружим, уже всей семьей, с теми парнями из «Солнышка»: с Пашей, с Олегом, с Игорем, они часто приезжают к нам в гости. Даже у Вани в жизни тоже все сложилось хорошо. Частенько захаживает к нам и Дмитрий Иванович. Он по-прежнему работает там, в «Солнышке», но уже с другими ребятами.
Мама сейчас работает в северодвинском детском доме. Я часто там бываю, подружился со многими ребятами и надеюсь, что их тоже когда-нибудь заберут в семьи.
Глава 8. Про мечты
Мечты сбываются! Главное – не сидеть сложа руки, а делать пусть маленькие, но шаги в направлении своей большой цели. Мы с братом это точно знаем! Там, в Вельске, корт и спорткомплекс стали для нас стартовой площадкой. Сейчас, в Северодвинске, мы изо всех сил стараемся, работаем над собой, добиваемся своего успеха.
Но мы не перестали мечтать! Сейчас мы верим в то, что когда-нибудь в наш небольшой провинциальный город приедут тренеры из больших городов, и нас заметят! Нам это очень нужно! Ведь наша мама, наш главный болельщик, должна нами гордиться! И мы её не подведем! Обещаем!
14.03.16. Сауков Павел, 12 лет
Северодвинск
Записано Варгасовой Алисой Владимировной
"Морская болезнь" у космонавтов
Пейзаж
Рукавичка
Мороз Иванович
Неньютоновская жидкость