Исследовательская работа, включающая исследование творчества А.С Пушкина и малоизвестного писателя Якова Буткова.
Вложение | Размер |
---|---|
pisetskaya_no382.docx | 57.35 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 382
Красносельского района Санкт-Петербурга
Исследовательская работа
«Трагедия личности на фоне величия Петербурга в произведениях
А.С.Пушкина и Я. П. Буткова»
Автор:
Писецкая Любовь,
учащаяся 7 «А» класса
Руководитель:
Кириллова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург
2015
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..стр. 3
Глава 1.Петербург начала XIX века………………………………………..стр.4
Глава 2. «Люблю тебя, Петра творенье...»………………………………стр.5-6
Глава 3
3.2.Петербургская повесть……………………………………………..стр.10-14
Глава 4.
4.1. Два героя одной судьбы…………………………………………...стр.15-17
Заключение………………………………………………………………...стр. 18
Список используемой литературы……………………………………….стр. 19
Вступление
Петербург в русской литературе является чем-то большим, нежели просто город, важнее, чем фон для раскрытия характеров героев произведения. Петербург не только одухотворен, он одушевлен. Это – живое существо. И у каждого писателя он свой, неповторимый, единственный. Города, как люди, имеют свое лицо. У Петербурга оно очень разное, часто меняющееся. То блистательное, величественное, то серое и мрачное.
Изображение Петербурга во многом влияет на само настроение читателя, оказывает влияние и на восприятие всего произведения в целом. Петербург – не только фон, он является полноценным героем произведений, имеющим свою внешность и свой характер, влияющим на судьбы других героев.
Петербург изображали много. Особенно много его стали изображать в начале XIX века, когда возник живой интерес к «жанру» - изображению повседневных предметов и лиц. В густой толпе талантливейших русских писателей на первый план сразу выступает Александр Сергеевич Пушкин, с которым в литературу вошел этот новый герой – Петербург, сразу ставший одним из самых значительных ее героев.
Современники Пушкина утверждали, что ему удалось творчески воссоздать облик любимого им города на Неве ярче, точнее и совершеннее, чем это могли сделать до него многие другие поэты и художники.
Меня заинтересовала судьба маленького человека на фоне такого большого и неоднозначного города. В творчестве многих писателей мы можем проследить эту тему или ее отголоски. Заслуженное место здесь, конечно, занимает Пушкин, как родоначальник этой традиции в русской литературе. Ее продолжали многие талантливейшие писатели, о которых мы знаем со школьной скамьи. Но есть в русской литературе и такие писатели, чье имя не столь известно нам, но от этого не теряет своей значимости для истории развития отечественной литературы, и для составления полноценного образа того самого «маленького человека», борца с системой, в одиночку бунтующего простив своего «медного всадника». С этой целью я постаралась проанализировать творчество малоизвестного петербургского писателя Якова Петровича Буткова.
Для того чтобы сложилась полноценная картина образа Петербурга, вернемся в начало XIX века.
Глава 1
Вплоть до 1830-х годов Петербург был строящимся городом – на это указывали пустыри и заборы в самом центре столицы. Но столицу уже достраивали. Именно в конце 1820-х и в 1830-х годах получили завершение архитектурные ансамбли центра Петербурга, возникшие в предшествующее десятилетие. Старожилы в это время еще помнили, как на месте Дворцовой площади простирался луг, поросший кустами, среди которых паслись дворцовые коровы. Еще в начале века часть стрелки Васильевского острова представляла собою пустырь. Еще в 1810-х годах на месте Михайловского дворца и соседних зданий пролегала «малопроезжая улица», за которой начинались огороды. Но вот на Дворцовой площади достроили Главный штаб и воздвигли Александровскую колонну, в то время высочайшее в мире сооружение такого рода. Невский проспект украсился зданием Александрийского театра. А за театром продолжили Театральную улицу , по сторонам которой встали два здания – каждое длиною двести двадцать метров. На Исаакиевской площади в сетке строительных лесов уже угадывались очертания огромного собора. В 1830-х годах архитектурный облик города обретает черты классической ясности и законченности.
Современники Александра Сергеевича Пушкина были в лучшем положении, чем мы, когда архитектурный облик Петербурга, перспективы его улиц и площадей, которые они видели собственными глазами, они узнавали воссозданными, претворенными в совершенных стихах, только что вышедших из-под его пера, или страницах его прозы. Для нас в облике города и с самих предметах многое сместилось, сдвинулось или исказилось, и только пушкинские творения служат надежным путеводителем по городу, каким он был при поэте и каким мы захотели бы его увидеть снова.
Глава 2
Оба писателя, А.С.Пушкин и Я.П. Бутков, жили и творили в Петербурге, хотя не были уроженцами этого города.
А. С. Пушкин увидел Петербург впервые в жизни, когда ему было около двух лет, но проживала его семья там всего около года. Осознанно Пушкин познакомился с ним в июле 1811 года, когда двенадцатилетним мальчиком приехал поступать во вновь открывающееся учебное заведение – Царскосельский лицей. Он приехал вместе со своим дядей Василием Львовичем Пушкиным и приятельницей В.Л Пушкина Анной Николаевной Ворожейкиной. Они жили в одной из самых лучших в Петербурге гостиниц - Демута. Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву. После пестрой Москвы Петербург поразил его своей величественной красотой, блеском вод и белыми ночами. Осенью 1811 года(19 октября) началась учеба в лицее, и на 5 лет Пушкин расстался с Петербургом.
В июне 1817 года наступил долгожданный день, окончив Лицей, Пушкин переезжает в Петербург (в квартиру родителей на Фонтанке у Калинина моста) и начинает самостоятельную жизнь взрослого человека. В столице поэт ведет активную светскую и литературную жизнь, посещает театры, балы, становится участником литературных кружков «Арзамас» и «Зеленая лампа». Большое влияние на поэта оказывают П.Я Чаадаев, будущий декабрист Н.И Тургенев, идеи французских просветителей. В Петербурге Пушкин пишет стихи гражданского содержания: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Сквозной мотив стихотворений – прославление политической свободы, протест против самодержавной власти и крепостнического рабства. Эти стихотворения были названы Александром Первым «возмутительными», за что поэт и был сослан в мае 1820 года на юг Российской империи.
Пушкин много работает в Петербурге, но частые ссылки разлучают его с любимым городом. Однако талант Пушкина мужал среди улиц, мостов и набережных Петербурга. Душевные силы и ум государственного мыслителя позволяли Пушкину жить, мыслить, страдать. Он глядел на окружающую его действительность глазами историка, но ему чуждо было бесстрастие летописца. Каждое новое поколение узнавало в произведениях Пушкина что-то ценное и близкое, потому что все его творчество было обращено к будущему. Петербург изображен не музейными картинками далекого прошлого, а реальным, поныне узнаваемым городом. Поэтому, говорят о Петербурге, мы воспринимаем его облик таким, каким видел и верно изобразил его Пушкин в своих произведениях.
Я. П. Бутков родился в Саратовской губернии в мещанской семье. Не получив никакого системного образования, самостоятельным чтением достигает определенного литературного развития. Мещанская обстановка уездного города становится для писателя тесной, и он решает пробраться в Петербург.
В начале 1840-х годов пешком и на попутках приезжает в Петербург и селится где-то на чердаке. Изредка публикуется как писатель «Натуральной школы»¹. Вскоре ему удается обратить на себя внимание своим дарованием редактора-издателя журнала «Отечественные записки» А.А Краевского, который начинает печатать Буткова в своем журнале. Краевский покупает для него рекрутскую квитанцию со встречным обязательством Буткова выплачивать долг из гонорара.
Бедный, забитый, застенчивый от природы, Бутков счел себя в кабеле у издателя и относился к нему, как ко всякому другому начальству, с подобострастным почтением. Живет в нужде, порой голодает, ходит в поношенном платье. Многие критики говорили о необычайном писательском таланте Буткова, который не смог раскрыться в полной мере из-за нищеты и ранней смерти писателя.
Писатель умер в больнице св. Марии Магдалины 28 ноября 1856 г., забытый всеми.
Он был автором рассказов, изданных под общим заглавием «Петербургские вершины», и нескольких повестей, напечатанных в «Отечественных записках». В сороковых годах сочинения эти пользовались успехом и вполне того заслуживали. В них видна была замечательная наблюдательность, знакомство с бытом и насущными радостями и печалями того бедного класса столичного населения, которому можно присвоить название чиновного и умственного пролетариата. Самый угол зрения автора на эту мелкую среду отличался оригинальностью, а в манере и тоне его рассказа наивное добродушие соединялось с каким-то своеобразным юмором. Одно то уже говорило в пользу самобытного дарования этого человека, что язык его легко можно было узнать по нескольким строкам рассказа. Но самая личность автора была едва ли не интереснее его сочинений.
Возможно, что образ его жизни, собственная нужда и являлась причиной избрания такой тематики для своих произведений. Попытаемся провести параллель двух писательских миров.
писатель «Натуральной школы»¹ - условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.
Глава 3
Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как «город Петров».
«Строгий, стройный вид» невской столицы Пушкин воспевает в «Медном всаднике». Он говорит о Петербурге как о символе новой России. Красота города для поэта - выражение его великой исторической значимости для судеб страны.
Красуйся град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…
Одной из многочисленных характеристик неповторимых особенностей Петербурга как северного города современники отмечали удивительные по совершенству отточенного слова описания белых ночей в «Медном всаднике»:
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменит другую
Спешит, дав ночи полчаса...
Но когда Пушкин говорит о том Петербурге, который видит каждодневно, о Петербурге 1830-х годов он уже говорит о городе полном двойственности. В стройной, пышной, Северной Пальмире, в гранитном городе под бледно-зеленом небом ютятся его обитателе – скованные рабы чувствующие себя в родном городе как на чужбине, во власти скуки и холода как физической, так и духовной:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид.
Свод небес зелено-бледный
Скука холод и гранит...
Если прежде стройность Петербурга казалась изящной, его строгость - величественной, то теперь стройность представлялась скучной, а строгость - холодной. В облике города виделись новые черты.
Два периода в истории пушкинского Петербурга, столь непохожие один на другой, разграничены трагическими событиями на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Труднее всего представить себе в первоначальном виде поток ежедневных житейских впечатлений Пушкина, которые получал он, живя в Петербурге. Для Пушкина существовал не только парадный Петербург, но и Петербург трудовой, окраинный с целой галереей образов из простонародья:
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтинка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открытый ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колцаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
Петербург юного Пушкина - город надежд, Петербург зрелого Пушкина - город разочарований. Там - восторженные порывы мечтателя, здесь - трезвый и проницательный взгляд мудреца. Там - праздничное ожидание, чаяние великих перемен. Здесь - темные будни, скучная, порой смешная, порой нелепая суета.
Поэтом Пушкина вдохновляют на звучные строфы не только «громады дворцов и башен», не только фигуры исторические, но и тихие пейзажи милой сердцу поэта Коломны - района Санкт-Петербурга, где он проживал на съемной квартире у родителей. О Коломне же Пушкин с теплотой вспоминал:
...Я живу
Теперь не там, но верною мечтою
Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову – и в воскресенье
Там слушать русское богослуженье...
Так же предметам его классических октав становится судьба кухарки Феклы, невзрачной вдовы-чиновницы, и дочери ее Параши:
Параша (так звалась красотка наша)
Умела мыть и гладить, шить и плесть;
Всем домом правила одна Параша,
Поручено ей было счеты весть,
При ней варилась гречневая каша
(Сей важный труд ей помогала несть
Стряпуха Фекла, добрая старуха,
Давно лишенная чутья и слуха).
Жизнь Петербурга была для Пушкина материалом художественного и философского исследования важнейших человеческих проблем. Пушкин глубоко любил Петербург, тосковал о нем, когда дорога туда была ему преграждена, и вряд ли представлял себе свою жизнь вне Петербурга. И однако тот же город давал ему много пищи для ненависти. Тот «свет», в котором он принужден был жить, фальшивое положение поднадзорного, постоянные стычки с представителями «света» в лице царя и Бенкендорфа вызывали в нем желание бежать из Петербурга:
Пора! в Москву, в Москву сейчас!
Здесь город чопорный, унылый,
Здесь речи - лед, сердца – гранит;
Здесь нет ни ветрености милой,
Ни муз, ни Пресни, ни хранит.
Поэт воспринимал Петербург и в его противоречиях, и в его историческом развитии; от «Петра творенья», прекрасного, дивного «юного града, до «свинского» Петербурга – николаевской столицы.
Но все же для Пушкина это был тот город, где поэт жил и в юности, и в зрелые годы, где январским днем 1837 года он был смертельно ранен на дуэли.
Подробнее остановимся на произведение А.С.Пушкина «Медный всадник». Поэма написана Пушкиным в 1833 году и представляет собой одно из самых глубоких, смелых произведений поэта.
3.2. Петербургская повесть
Во вступление к поэме говорится об императоре Петре который строил город не думая о простых людях, не думая о том, что жизнь в городе на болотах может быть опасной .Но для императора важнее было величие России. Под пером поэта возникла картина рождения Петербурга:
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно горделиво,
............................................
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен, корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся,
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темно – зелеными садами
Её покрылись острова.
В этом произведение Пушкин восхищается градом Петровым. Завершая вступление, Пушкин воспевает город, с восхищением и любовью рассказывает о нем:
Люблю тебя, Петра творенья,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,-
Береговой ее гранит.
Но давайте отойдем от вступления и посмотрим в глубину самого произведения, ведь красота и величие города не единственная тема. Медный всадник предстаёт перед нами как поэма и о прошлом, и о настоящем, и о будущем Российского государства. С эти произведением в русскую литературу входит тема маленького человека.
Юноша по имени Евгений, бедный житель столицы, мелкий чиновник, добродушный человек. Он хочет немного: спокойно жить своей обычной жизнью, и, не смотря на бедность, ему дороже всего независимость и честь. Он любит свою невесту и хочет жениться на ней. Евгений антипод Кумира на бронзовом коне. У него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа. Он способен мечтать, печалиться, страшиться за судьбу возлюбленной, изнемогать от мучений. Глубокий смысл произведения в том, что Евгений сопоставлен не с Петром человеком, а именно с кумиром Петра, статуей, в которой прослеживается некая символика: всадник – власть, конь – народ.
Сюжет поэмы «Медный всадник» типично петербургский. Действие происходит во время наводнения в 1824 г. В поэме торжественное описание сменяют трагические картины разрушения, под натиском разбушевавшейся стихии. Наводнение несёт за собой гибель и страдание, прежде всего петербургской бедноте. И нет равной, Пушкинской, по силе поэтического совершенства картины наводнения, в центре которой - образ Невы - словно одушевленное живое существо она врывается в город:
Плеская шумною волною
В края своей ограды стройной
Нева металась как больной
В своей постели беспокойной
...............................................
И вдруг как зверь остервеняясь
На город кинулась
.......................................................
Осада! Приступ! Злые волны
Как воры лезут в окно. Челн
С разбега стекла бьют кормой
.......................................................
И тяжело Нева дышала
Как с битвы прибежавший конь.
Интересно, что помимо Петра в поэме появляется и Александр первый. Он смотрит на наводнение с дворцового балкона и понимает: «с божьей стихией царям не совладать». Таким образом, Пушкин выстраивает иерархию: « император выше простого человека, но бог выше императора».
Но вернёмся к нашему герою, с сочувствием рисует Пушкин героя поэмы - обитателя Коломны, потерявшего во время наводнения свою невесту Парашу, которая жила у самого залива. Сам Евгений спасается на одном из мраморных львов на крыльце дома А. Я Лобанова – Ростовского:
Тогда на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С поднятой лапой, как живые
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный,
Евгений. Он страшился, бедный
Не за себя. Он не слыхал
Как поднимался жадный вал,
Ему подошвы подмывая.
Сидя на мраморном льве Евгений ясно видит кумира на бронзовом коне обращенного к нему спиною, ко всему, что делается с городом, с тысячами «маленьких людей» во время наводнения:
...обращен к нему спиною
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Евгений выжил после наводнения, но его рассудок не смог перенести гибель возлюбленной, он в помешательстве. Его безумие в поэме вызвано осознанием собственного бессилия перед стихией. Он начинает гневаться на императора, допустившего в городе своего имени такие беды, бросает гневные слова обвинения в лицо всемогущему монарху:
...И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
Добро, строитель чудотворный! -
Шепнул он, злобно задрожав,
Ужо тебе! ...
И тем самым гневит Петра: расстроенному воображению Евгения чудится, что Медный всадник сходит со своего постамента и гоняется за ним всю ночь по улицам Петербурга:
И он на площади пустой
Бежит и слышит за собой-
Как будто грома грохотанье –
Тяжело - звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник медный,
На звонко – скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы не обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал
После такого шока Евгений не выдерживает сильного потрясения, и, в конце концов, бедняга умирает. Заканчивается Медный Всадник скупым, сдержанным, прозаическим сообщением о гибели Евгения:
.......Наводнение
Туда, играя, занесло
Домишко ветхий ...
Его прошедшею весною
Свезли на барке.
Был он пуст
И весь разрушен.
У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.
В поэме Медный всадник образно отразились философские раздумья Пушкина о народе и власти. Символичность, недосказанность формулировок, трагический тон поэмы встревожили Николая первого. Царь усмотрел непочтительность, намек на тиранию ( чьей волей роковой , Россию поднял на дыбы, перед горделивым истуканом, и.т .д ). Он полностью выморил слово кумир и наставил значков N.B.
Таким образом, участь произведения была решена. Она увидела свет только после смерти Пушкина, и то в искаженном виде.
Созданный Пушкиным глубокий, сложный и противоречивый образ Петербурга с его белыми ночами, с черной взбунтовавшейся водой Невы и каналов оказал огромное воздействие на всю последующею русскую литературу 19 – 20 веков.
Глава 4
Очень интересно именно то, что герой Пушкина как бы становится прообразом многих литературных персонажей, изображаемых писателями, пишущими в Петербурге. Является ли это совпадением, или образы этих героев являются лишь прототипами реальных людей той эпохи? Задавленные системой, угнетенные вышестоящими, бессильные в своем немом протесте, они бродили по улицам этого города, были, возможно, знакомыми или друзьями тех самых писателей. Все чаще задаваясь этим вопросом, я решила найти ответ на него.
Изучая разнообразную литературу на эту тему, я и натолкнулась на малоизвестного в нашей литературе писателя – Я.П.Буткова, его биография и отзывы критиков о нем заинтересовали меня не меньше, чем его творчество, мне казалось, что в нем я узнаю многие черты столь известных нам персонажей. Его судьба была столь схожа с судьбой многих героев из произведений, которые я читала. Немало времени пришлось затратить на поиски тех самых совпадений и я, бесспорно, могу сказать, что в творчестве Достоевского, которому он приходился близким знакомым, можно найти немало схожего, не только в характере героев, но даже в самом их образе жизни. Но так как меня сейчас больше интересовало произведение Пушкина, я начала двигаться именно в этом направлении. Изучая творчество этого писателя, я находила все больше общего с нашим героем- Евгением, особенно меня заинтересовал его рассказ «Сто рублей». И я решила сопоставить две личности: уже хорошо известного нам Евгения из поэмы «Медный всадник» и Авдея из рассказа Я.П.Буткова.
4.1. Два героя одной судьбы
Рассмотрим персонажей двух произведений: Евгения из «Медного всадника» и Авдея из рассказа «Сто рублей», вошедшего в состав сборника «Петербургские вершины». Есть что-то общее в этих несчастных, забытых Богом и людьми героях произведений Пушкина и Буткова. И это сходство улавливается скорее на подсознательном уровне, нежели лежит на поверхности. Но можно сопоставить некоторые эпизоды и факты из их жизни, и тут не остается сомнений, что общего у них действительно много.
Начать можно с того, что оба героя мечтают лишь об уютном семейном счастье, но они не властны изменить что-либо, как-то помочь своим близким. В грезах Евгения мы слышим о семейном счастье с его возлюбленной Парашей. У Авдея - это мечты помочь своей матери и сестре, которые остались без гроша за душой после смерти отца. Но как в одном, так и в другом случае мечты их разрушаются. И несчастье их как будто происходит по воле какого-то страшного рока, вроде бы некого винить в этих событиях, но и в одном и в другом случае показано безразличие всего мира к этим «маленьким людям». Никто не слышит их немого протеста, никто не в силах помочь им, спасти положение. Окружающая действительность оказывается очень сурова, их просто сносит с пути, они умирают нравственно, остаются всего лишь их тени, как напоминание об их бренном существовании.
Также в этих произведениях прослеживается мотив осени, упоминание этого времени года начинает повествование в обоих произведениях. Так у Буткова главный герой «имел несчастие родиться в дождливый осенний вечер», у Пушкина же Евгений возвращается от гостей домой, когда «над омраченным Петроградом дышал ноябрь осенним хладом». Осень здесь выступает в роли мрачного ненастного фона разворачивающихся трагедий двух миров. Нам с первых строк становится понятно, что ничего хорошего такая мрачная и холодная пора не может сулить нашим героям.
Оба персонажа служащие на низкооплачиваемой должности, они бедны и еле сводят концы с концами. «Он поступил на службу и стал служить...» говорится об Авдее, и у Пушкина мы видим:
<…> Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит<…>
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы Бог ему прибавить
Ума и денег.<…>
Обоих очень гнетет их плачевное положение, они не в силах обеспечить себя и своих близких. Но, кажется, они смиренно принимают свою судьбу и свою бедность. Они покорно исполняют все, пока по воле какого-то рокового случая все не приводит к окончательной точке, событиям, которые ведут их к моральной смерти.
В одном случае это несчастье, случившееся с возлюбленной героя, в другом же все наоборот – это неожиданное везенье, которое сваливается на Авдея как снег на голову, после стольких лет фатального невезения и пренебрежения им вышестоящими чиновниками. Он не может поверить своему счастью, что-то происходит с ним, он ломается, не в силах принять неожиданный подарок судьбы. Но подарок ли это или насмешка, злой рок? Бутков пишет «И в том билете была странная для него особенность, поддерживавшая надежду: билет имел нумер шестьсот шестьдесят шестой, а известно, что это число для православного человека имеет большое значение, потому что число имени антихриста составляет, буквенным счетом, сумму шестисот шестидесяти шести». Билет и в самом деле оказался выигрышным, но по воле судьбы это-то и явилось катализатором несчастья.
Внедряется мотив сумасшествия, ситуации в двух этих произведениях приводят к тому, что люди теряют рассудок, растворяясь в своем бессилии перед системой.
В ситуации с Авдеем, которому всю жизнь отказывали в «ваканции», не могли ее предоставить и после его моральной смерти. В рассказе говорится о том, что «по Петергофской дороге, на одиннадцатой версте от достославного града Санкт-Петербурга есть уголок, где издавна приютилось абсолютное счастие, уголок, куда не проникают ни стихи, ни рубли; где нет ни друзей, ни лотерей, где каждый обитатель доволен самим собою и, созерцая видения иного, необъяснимого мира, проводит жизнь, не чувствуя жизни. Тот счастливый уголок называется "Больницею Всех Скорбящих".
Туда-то отправился Михей с горьким соболезнованием о жребии своего товарища и с надеждою, что искусство врачей скоро поможет бедному Авдею выйти из восторженного состояния по случаю рокового выигрыша.
Вообразите же, о сострадательные души, отчаяние Михея и глупую шутку судьбы, постоянно преследующую Авдея: главный доктор, выслушав рассказ Михея о причине своего прибытия, отвечал спокойно:
- Хорошо! Но для вашего пациента в доме сумасшедших нет ваканции!..»
Здесь как будто говорится об ином мире, за пределами мрачного и угрюмого Санкт-Петербурга, идеальном, утопичном мире, где царствует спокойствие и благодать, где нет всего того, что довело нашего героя до такого печального конца, но и в этом ему отказывают. Как по насмешке судьбы, ему говорят ту же фразу, что говорили во всех конторах, в которых он добивался рабочего места. Это как бы показывает безвыходность его ситуации, судьбы «маленького человека», которому не дают выбраться из тяжкой хватки мрачного и угрюмого города, который наложил на него это тяжкое бремя.
В своих произведениях Бутков с огромным сочувствием рисует отчаянное положение и быт «маленьких людей», чиновников и разночинцев, иногда поднимаясь до острого обличения социальных противоречий между «верхами» и «низами».
Заключение
Рассмотрев эти произведения, можно увидеть полноценную картину тогдашнего Петербурга и жизни в нем простого народа, до которого никому нет дела ни власть имущим, ни самому холодному и равнодушному городу.
Мы можем сделать вывод, что судьба маленького человека в русской литературе очень неоднозначна. Нам не совсем понятно, что приводит их к такому трагичному концу, но нам становится ясно именно то, что серый и холодный Петербург остается равнодушием к чувствам и желаниям простого обывателя, не оставляет им никакой надежды на светлое будущее.
Петербург с одной стороны выступает в роли блистательной и торжественной столицы, символом могущества Российской Империи, с другой стороны равнодушным творением Петра, который не задумывался о простом народе, творя город на болотах.
Для писателей, по-моему, важны судьбы тех героев, которые являются людьми “трудолюбивой души”. Не всегда они совершают героические поступки. Многим авторам интересны судьбы героев, которые в результате упорных нравственных поисков освобождаются внутренне. Я считаю, что судьба может подарить человеку шанс быть счастливым, а может и отнять.
Петербург - город, так давно тревоживший многих русских писателей. Он - символ той мощной силы, подавляющей задатки человечности, светлые стремления души. Он является как сосредоточием людского горя, так и символом великолепия, роскоши империи. Зеркало всей российской действительности, отражение которого мы видим по всей стране: в столице и на задворках провинциальных городков.
“Маленький человек” не способен выбраться на поверхность жизни и громко заявить о своем существовании. Но ведь и он – человек, заслуживающий не просто внимания, но и лучшей доли.
Поэтому тема эта всегда есть и будет жива в русской литературе.
Список используемой литературы:
Под редакцией П. А. Николаева. М., "Просвещение", 1990
12.Томашевский Б. В. Пушкин. Современные проблемы историко-литературного изучения. Л., 1925.
13. Харлап М. О «Медном Всаднике» Пушкина. — «Вопросы литературы»,
1961.
14. Щеголев П. Е. Мудрость Пушкина — «Книга и революция»,1920.
Новый снимок Юпитера
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Рисуем тыкву
Развешиваем детские рисунки дома