В данной работе рассматривается тема: "Идеи свободомыслия и просвещения в лирике А.И. Полежаева"
Вложение | Размер |
---|---|
210_let_so_dnya_rozhdeniya_a.i.polezhaeva.docx | 61.38 КБ |
«210 лет со дня рождения А.И.Полежаева»
Номинация: конкурс сочинений «Вся жизнь моя – гроза!» Тема: «Идеи свободомыслия и просвещения в лирике А.И. Полежаева»
Работу выполнила: ученица 10 «а» класса
МБОУ «СОШ №17» Сонина Юлия Сергеевна, 1998 г.р. Руководитель: учитель русского языка и литературы,
Нуварьева Олеся Кузьминична
«Что если средства нет спастись
От угнетенья и цепей,
То жизнь страшнее ста смертей -
И что свободный человек
Свободно кончить должен век…»
Александр Иванович Полежаев родился 30 августа 1804 года в селе Рузаевка, бывшего Инсарского уезда Пензенской губернии, ныне Рузаевского района республики Мордовия. Детство А. Полежаева прошло в людской, при господском доме. Огромное влияние на него имела общая атмосфера семьи Струйских, типичных крепостников, очень грубо и необузданно обращавшихся с дворовыми. Побои, самодурство - все это мальчик наблюдал ежедневно.
Однако, несмотря на все это, благодаря сохранившейся памяти о деде, Николае Еремеевиче Струйском, самозабвенно любившим литературу, литературные интересы были привнесены в семью, и не только Полежаев, но и его двоюродный брат Дмитрий стал поэтом.
По окончании частного Московского пансиона, в 1820 году Полежаев поступил вольным слушателем в Московский университет на словесный факультет. В университете Полежаев пробыл шесть лет. Это были годы, в которые определилось мировоззрение и литературное призвание поэта. Уже в университете Полежаев проявил большую политическую активность. Среди студентов им распространялись запрещенные стихи К.Ф Рылеева, и свои, поразительно смелые атеистические стихи в рукописях. Среди передовой части студенчества Полежаев приобрел симпатии не только как поэт, но и как пропагандист свободолюбивых идей.
Осваивая опыт предшественников, Полежаев ищет свой собственный путь в литературе. Как противопоставление только что вышедшей в свет первой главе «Евгения Онегина» А.С Пушкина, возникла поэма «Сашка». Полежаев противопоставляет своего героя, студента - разночинца, Сашку - герою пушкинского романа, дворянину, светскому человеку. Сюжетную линию поэмы «Сашка» составляет описание похождений студенческой молодежи. Однако идейный смысл поэмы, ее политическое звучание, в которой Николай I увидел «следы» и «остатки» декабризма, заключается в прямых высказываниях автора на политические темы. Затрагивает многие актуальные вопросы своего времени. Здесь и смелая критика самодержавного строя и сознание необходимости борьбы с ним. Здесь проявляется образ лирического героя - свободолюбивого, смелого разночинца - поэта. Большое значение в этом смысле имеет постановка Полежаевым вопросов просвещения в крепостной России. Поэт вспоминает о родных местах, об отсталой провинции - о мордовском крае, с его «несносными городишками» и «малыми селишками», где по вине самодержавия и крепостников - помещиков люди прозябают в невежестве, где нет школ, учителей, где даже полуграмотный самоучка - лакей из дворни считается «ментором – славным», где помещики - самодуры издеваются над своими крепостными.
И все это происходит в то время, когда экономическая и культурная жизнь страны нуждалась и требовала большого количества грамотных людей, когда в школу и университет все больше проникали разночинцы, встала насущная потребность в демократизации школьного дела в России. Полежаев сумел показать, что высшая школа в условиях монархического режима никак не могла удовлетворять растущие потребности России в образованных людях. Поэт подчеркивает страстное стремление к науке людей своей отчизны, разоблачал виновников застоя умственной жизни при крепостничестве, протестовал против сословных привилегий, телесных наказаний в школе и выступал с призывом:
Отринем, свергнем с себя бремя
Старинных умственных цепей,
Которых гибельное время
Еще щадит до наших дней.
Полежаев был не только обличителем самодержавного деспотизма, но и страстным певцом свободы.
«Свобода, - писал В.Г Белинский о Полежаеве, - было его любимым словом, его любимой рифмой».
Поэт рос и формировался в мрачные годы жестокой реакции, установившейся после казни декабристов. В этих условиях развивался и креп мужественный голос поэта - революционера. Его не сломили ни аресты, ни тюремные казематы, ни поднадзорная солдатская служба. В 1828 году, будучи в тюрьме, он написал поэму «Арестант». После тяжелых переживаний, находясь в тюрьме, поэт не сломлен: «Он смрадный воздух жизни пьет и самовластие клянет».
Темы, которые занимали поэта в этот период - это размышления о делах государства, изменение образа правления страной, невозможности народного благополучия при самодержавном строе. Поэт, обращаясь к царю заявляет:
Поймешь ли ты, что твой народ
Есть пышный сад, а ты - Ленотр,
Что должен ты его беречь,
И ветви свежие не сечь...
В поэме «Арестант» впервые у Полежаева появляются представители протестующего народа. Это солдаты, разделяющие антиправительственные настроения поэта. В основе поэмы жизнь и страдания самого поэта в «железной клетке» деспотизма времен николаевской реакции. Поэт вышел из тюрьмы еще более закаленным и убежденным борцом за свободу родной страны.
Кроме «Арестанта», в 1828 году Полежаев написал стихотворение «Провидение», «Песнь пленного ирокезца», «Песнь погибающего пловца», «Ожесточенный», «Осужденный» и другие.
В стихотворениях «Вечерняя заря», «Рок», «Цепи» Полежаев мечтает о мести царю, но не видя путей к ее осуществлению, приходит в отчаяние и говорит о роке, фатальности судьбы.
Вскоре Полежаеву пришлось принять участие в длительных походах и боевых операциях русской армии на Кавказе , в своих кавказских произведениях поэт высказывает свое видение, патриотические мысли, раздумья о тяжелой участи горцев, страстно выступал против врагов России, высказывал сочувствие людям труда, которые оказались в данной ситуации жертвами.
В этот период (1830 г) создается поэма «Эрпели», в которой показывает прогрессивное значение присоединения народов Кавказа к России. Русские войска обеспечили мирную жизнь этого края.
Далее создается поэма «Чир – Юрт», в которой еще ярче и реалистичнее, чем в «Эрпели», описываются события на Кавказе.
Особенно характерной чертой последнего периода творчества Полежаева являются более глубокие раздумья о роли народа в судьбах государства.
16 января 1838 года Полежаев умер.
Стихи Полежаева издавались редко. Некоторые наиболее сильные творения поэта, почти на столетия были погребены в архивах цензуры. А сколько произведений погибло, но благодаря советским исследователям В.В.Баранову, Н.И.Воронину, В.И Безъязычному и другим, проделана огромная работа по выявлению текстов произведений, новых фактов в его биографии и по установлению истинного значения для истории русской культуры поэтического наследия Полежаева, как одного из родоначальников разночинной, революционно - демократической литературы.
В процессе подготовки данного сочинения, я ознакомилась с книгами И.Д Воронина «А.П Полежаев. Жизнь и творчество», прочитала стихотворения и поэмы, которые оставили неизгладимый след в моей душе. И я хочу закончить свою работу словами поэта Полежаева:
«Что ж будет памятью поэта?
Мундир?... Не может быть... Грехи?...
Они оброк другого света...
Стихи, друзья мои, стихи...»
Машенька - ветреные косы
Рисуем ананас акварелью
Цветущая сакура
Лиса-охотница
Заяц-хваста