Исследовательская работа по литературному краеведению.
Вложение | Размер |
---|---|
ya_o_razdole_salskom_toskoval.docx | 756.53 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №78 п.ГИГАНТ
«Я о раздолье Сальском тосковал…»
(Тема родного края в поэзии учителей-ветеранов Великой Отечественной войны Кутахина Кима Ивановича и Матушкина Петра Петровича).
Выполнила:
учащаяся 9 а класса
Скрипникова Алина.
Руководитель:
Филимонова Н.Ю.
п. Гигант
2013 г.
Содержание:
Стр.
Великой Отечественной войны: 4 - 10
А) учитель и поэт Кутахин К.И. и его творчество;
Б) учитель и поэт Матушшкин П.П. и его творчество.
Приложение № 1. Ветеран Великой Отечественной войны Кутахин Ким Иванович.
Приложение № 2. Встречи с учащимися школы.
Приложение№ 3 Ветеран Великой Отечественной войны Матушкин Петр Петрович Приложение № 4. Встречи с учащимися школы.
«Жизни я служил самозабвенно
Ради светлой радости людей».
(К.И. Кутахин «Спор с судьбой»)
Родиной является для нас земля, где мы родились. Эту землю не выбирают, как не выбирают родителей. Это сокровища, подаренные Богом. Любить свою землю, значит каждым своим поступком, каждым помыслом верно служить ей. Мало говорить, что ты патриот, – надо патриотом быть. Для кого-то – это улица, где прошло детство, для кого-то – большой двор, где по вечерам звучала гитара, и мелодичный голос пел о первой любви, для кого-то – это обычная сельская хата с кустом калины под окном, с бархатцами, которые посеяла мама. Родная земля дорога для нас и тем, что жили здесь наши предки – гордые и вольнолюбивые, которые не отдали свой край чужеземным захватчикам-завоевателям. Кровью своей, своей жизнью защитили его, передали нам в наследство как драгоценное сокровище, сохранили для нас родной язык – певучий, неповторимый и волшебный.
Сквозь бои и бомбёжки, и военный нервоз
Образ Родины милой в сердце юном пронёс.
И когда я в смертельный уходил смело бой,
Образ Родины милой оставался со мной.
На груди у Отчизны синь просторов и рек.
Образ Родины милой не забуду вовек.
В жизни трудных немало исходил я дорог.
Образ Родины милой меня всюду берёг.
Друг без друга не можем мы минуты прожить.
Как же верой и правдой мне стране не служить?!
(К.И. Кутахин «Образ Родины»)
В современном мире Интернет все больше вытесняет человеческое общение, а книгам молодежь предпочитает фильмы и компьютерные игры. Бывает люди, живя на одной лестничной площадке, даже не знают, кто их соседи. И часто оказывается, что нас окружают удивительные творческие люди с интересными судьбами. Общение с ними делает нас духовно богаче, возникает чувство гордости за своих земляков и ещё больше укрепляется любовь к родному краю.
Цель моего исследования – познакомиться с творчеством педагогов - ветеранов нашей школы, посвященном теме родного края.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
Объектом исследования выступают мои земляки, ветераны Великой Отечественной войны и педагогического труда Кутахин Ким Иванович и Матушкин Петр Петрович.
Предметом исследования являются биография и творчество учителей – ветеранов Великой Отечественной войны.
Хронологические рамки охватывают период конца XX века – начала XXI века.
Практическая значимость определяется возможностью использовать материал на уроках краеведения и истории, классных часах в своем классе, передать работу в краеведческий музей.
Поселок Гигант, в котором родилась я, мои близкие и друзья, имеет свою небольшую, но полную событий историю. А, как известно, историю творят люди. Они прославляют родной край своими делами и поступками. Проживают на нашей родной земле знаменитые учителя – ветераны войны и педагогического труда Кутахин Ким Иванович и Матушкин Петр Петрович. Особой гордостью наполняется сердце, когда ты понимаешь, что такие люди живут рядом, что в той же школе, которой ты учишься сейчас, они совсем недавно обучали твоих родителей. Они оба защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, работали в нашей школе, но и, выйдя на заслуженный отдых, продолжают активно жить и заниматься творчеством. Любовь к родной земле Ким Иванович и Петр Петрович выражают в стихах. Об этих людях хотела бы я рассказать.
Кутахин Ким Иванович имеет богатую событиями биографию. Родился он 25 июля 1924 года в селе Песчанокопском Ростовской области в крестьянской семье. Интересно происхождение имени Кима Ивановича. Оказывается, родители его были истинные патриоты рабоче – крестьянской революции, даже сына назвали в честь Интернационала. Дело в том, что Ким – это аббревиатура от коммунистического интернационала молодежи. Так рассказывает о происхождении своего имени Ким Иванович. Трудное голодное детство ему выпало. Родители, Кутахин Иван Иванович и Харитина Ивановна, переехали в хутор Терновой Песчанокопского района, где среди степных просторов, и прошли его детство и юность. Отсюда в 1942 году был призван на военную службу. В боях за Северный Кавказ Ким Иванович был тяжело ранен и с декабря 1942 года по январь 1944г. находился на лечении в 3-х госпиталях г.Тбилиси. Много стихов посвятил ветеран Великой Отечественной войне.
Глухо стонет земля,
И гремит канонада.
«Мессершмитты» на бреющем
Метят в солдат.
Не укрыться юнцам
От свинцового града –
Так на зрелость война
Нам вручала мандат.
(«Память»)
В октябре 1945г. был демобилизован. И начались годы учебы и выбора профессии. Он долго искал свой путь. Работая в разных местах. И наконец, в 1954 г. Поступил на очное отделение Ростовского – на - Дону Государственного педагогического института и окончил полный курс в 1959 г. по специальности русский язык и литература. Наконец-то Ким Иванович нашел свое призвание: заниматься любимым предметом литературой и отдавать свои знания детям. Почти тридцать лет проработал он учителем русского языка и литературы Гигантовской школы № 78 Сальского района. (Приложение №1). Привязанность и любовь к Донской земле поэт выразил в стихотворении «Донская земля».
На просторах России есть край величавый –
Это наша родная Донская земля.
Здесь с друзьями мы счастье свое повстречали,
Где в разливе бескрайнем поля и поля…
Я навеки привязан к любимому дому,
Моя милая Родина мне дорога.
Выйдя на пенсию, Ким Иванович и по сей день продолжает активно работать: пишет стихи, издает один за другим свои сборники, является председателем совета ветеранов поселка Гигант. И, конечно же, он всегда долгожданный гость в школе: приходит на линейки, встречи с ребятами, выступает с воспоминаниями о войне, и читает свои стихи. (Приложение №2). Красной лентой через все его творчество проходит любовь к родному краю. И в стихах о войне:
Где-то ухали бомбы и рвались снаряды,
И над Сальском уже завязались бои.
На восток отступали в порядке отряды,
И меня провожали родные мои….
Я в долгу пред Отчизной своей не остался,
Я стремился фашистов изгнать поскорей…
(«Трудные годы»)
И в стихах о любви:
Тюльпан любви, тюльпан надежды,
Он царь цветов в моем краю,
И я люблю, люблю, как прежде,
Мечту далекую свою.
Мои тюльпаны полевые
С восторгом принимала ты,
Они свидетели живые
Моей несбывшейся мечты…
(«Тюльпан»)
Ким Иванович выпустил несколько сборников своих стихов. Даже в их названиях чувствуется безмерная преданность родным местам: «Горькая полынь» (2003г.), «Журавлиная песня» (2005г.), «Лебединая верность» (2006г.), «Рассветный звон»(2007г.) Звенит и льется музыкой
Симфония полей,
Что называю ласково
Я родиной своей.
Иду тропой проселочной
Или по трассе мчусь,
Любить отчизну милую
До старости учусь.
(«Симфония полей»)
С раннего детства и юности подсознательно впитывалось и запоминалось то, что стало самым дорогим и значимым в жизни. Это вылилось в поэтические строки - запах степи, лица родных, победы и поражения военных лет, беды и радости мирной жизни.
Читая его стихи о родном Гиганте, сердце наполняется гордостью за отважных хлеборобов, покоривших целину:
Над степью от зноя чуть выцвело небо.
Когда-то лишь ветер гулял тут лихой.
Здесь раньше крестьяне не видели хлеба,
И земли не тронуты были сохой.
А нынче гляди …
Эту степь не узнаешь!
Просторы совхозных полей широки!...
Совхоз тут заслуженно назван «Гигантом».
Он в пух распахал целину – нищету…
И первенец славный Советской Отчизны
Здесь фабрикой стал золотого зерна.
Началом счастливой и правильной жизни.
Наградой отметила подвиг страна.
Как песня льются строки стихов, посвященные великой России, родному краю с его необозримым степным простором.
Красавица в косынке - дымке синей -
Глядится в зеркало морей и рек.
Здесь царствует великая Россия,
Которой предан сердцем я навек.
Я полюбил простор необозримый,
Здесь на всю жизнь нашел я свой причал,
Людей, простором вольным одержимых,
Я на степной дороге повстречал.
(«Моя судьба-судьба России»)
Ярко, эмоционально, выразительно Ким Иванович передает возникшее ещё с детства и укрепившееся годами войны и разрухи чувство любви к степным просторам в стихотворении «Степь»:
Окрыляет тело и мысли
Этот вольный простор земли!
В небе жаворонки повисли,
Ястреб камнем упал вдали.
Я стою, а пшеница с поклоном
Катит волны к ногам моим,
И поет над степным простором
Мелодичным звоном своим.
И ей вторит погожим летом
Песнь задорных колхозных девчат.
За комбайном - машины следом
Над лесной полосою мчат.
От картин, мне знакомых с детства,
Чаще сердце в груди стучит.
Мне отец завещал в наследство
Этот, Родины край, любить.
И я неба любуюсь синью,
Аромат вдыхаю степной,
Я по ним узнаю Россию!
Край отцовский - навек родной!
А сколько стихов, пропитанных любовью и нежностью, написано о родной природе:
Бабье лето в саду шаловливо
С веток листья срывает прочь,
Над лесной полосой горделиво
Идет в яснозвездную ночь…
(«Бабье лето»)
Дышит ветер северный, гонит тучи прочь.
Выходил уверенно ясный месяц в ночь.
Тропкой запорошенной пробежал русак.
В эту ночь хорошую не сидит, чудак….
(«Чудо-ноченька)
В багряном пламени леса России,
И уж от них занялся неба край,
И в этот омут золотисто-синий
Шагнул безумно я, как инок в рай….
(«В багряном пламени»)
Я шагнул в березовую рощу,
В бело-голубой волшебный храм,
Где-то птицы одиноко ропщут,
Одуванчик льнет к моим ногам….
(«Березовый рассвет»)
Читая стихи Кима Ивановича о родных просторах, невольно проникаешься любовью ко всему живому. Вместе с автором наблюдаешь и размышляешь, и самое главное - размышление твое продолжается и после прочтения. Хочется оказаться среди бескрайних полей зреющей пшеницы, или прогуляться по березовой роще, любуясь набухшими почками, и послушать звуки пробуждающейся от зимнего сна природы. Привычное и обыкновенное становится милым и дорогим. Думаю, что лирика Кутахина К.И. не оставит равнодушными ни взрослых, ни детей.
Я не первый поэт деревни.
Много их на родной Руси.
Я работник её примерный,
А не веришь, у нив спроси.
Они помнят меня от рода.
Я встречался с ними не раз.
С ними схож я в любую погоду
Синевою небесной глаз.
(«Я НЕ ПЕРВЫЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ...»)
Хочется рассказать еще об одном замечательном творческом человеке - это наш знаменитый односельчанин Петр Петрович Матушкин. Он так же, как и Кутахин Ким Иванович, прошел тяжелыми дорогами Великой Отечественной войны, и долгие годы проработал в нашей школе учителем труда.
Петра Петровича все знают,
Поэт он, виноградарь, музыкант.
Его за это уважают
Гордится Сальск им и родной Гигант.
Он увлеченный самородок.
Создал поющий автомат.
В войну он пел не для девчонок,
А чтоб поднять дух у солдат.
Покоя он нигде не знает:
На грядке, в поле и в саду.
Стихотворенья сочиняет
Он всюду, даже на ходу.
Хоть жизнь и трудная досталась,
Но лишь удачи его ждут.
Пусть не берет его усталость,
А счастье и мечты зовут!
Это стихотворение посвятила ему Агафонова Л.Г. Действительно, Петр Петрович Матушкин - настоящей кладезь истории и культуры Сальска и родного поселка Гигант. Он - фронтовик, служил в зенитной артиллерии, прошел дорогами войны до Германии. До 1948 года воевал с Японией, имеет много правительственных наград. Родился в селе Песчанокопское, в конце 30-х годов он с семьей переехал в Гигант. Тяга к прекрасному определила его профессиональное будущее: закончил культпросветучилище, а затем исторический факультет Ростовского пединститута.
Долгие годы работал в Целине: директором Дома культуры, районного парка, который заложил с нуля, потом - в Ростове, во Дворце офицеров. Получил высшее образование на истфаке РГУ, преподавал в гигантовской школе № 78, откуда и ушел на заслуженный отдых.
Казалось бы, сделано многое: воевал, много работал; пора и отдыхать. Однако это единственное, что Петр Петрович не умеет. Никогда не умел. Отдых для него - творчество. Даже война, страх перед смертью не сломили тягу Петра Петровича к прекрасному. Идея сыграть на боевом оружии возникла у молодого солдата в 43-м. Тогда, сидя в окопе, подумал он, глядя на автомат: «А что еще ты умеешь, кроме как убивать?». К железному диску ППШ резинкой прикрепил алюминиевый котелок, получился резонатор звука. Затем вдоль автомата протянул провод - струну. Прижал ложкой, задел щепкой - возник звук. А слух у него сызмальства был отменный. Так и стал играть: сначала «Катюшу», потом «Сулико», « Про Стеньку Разина», « Синий платочек», дальше - больше: полонез Огинского, « Турецкий марш». И сейчас на встречах с учащимися школы Петр Петрович, конечно же, рассказывает эту удивительную историю. Ведь «поющий» автомат прославил его на всю страну.
Длинная созидательная жизнь за плечами нашего земляка. Учитель музыки в прошлом, сегодня он и великий виноградарь, и высокопрофессиональный дизайнер, и талантливый литератор, и разносторонний открыватель - рационализатор, и поэт, и, вообще, большой оптимист по натуре, настроенный прожить не мене 100 лет, уверенный, что меньше – это просто преступление перед природой. «Своим здоровьем можно управлять. Я хочу сам управлять своим собственным здоровьем. Я ищу дорогу к свету, силе, любви и свободе». По его словам долголетие находится в собственных руках.
Петр Петрович не издавал сборников своих стихов, но на встречах с ребятами частенько звучит его поэтические произведения о войне, о родных местах, о стремлении к долголетию.
Прожить 100 лет, конечно, сложно,
Но эту жизнь удвоить можно.
А мы боимся сотню взять,
Спешим скорее смерть обнять.
Все, кто умрет до сотни лет,
Получат в ад прямой билет.
И в честь своего боевого музыкального друга тоже стихи сложил:
Я нот не знал, на нем душа играла,
И жизнь над смертью в звуках ликовала….
Среди его стихов - поэтическое признание в любви своей малой Родине, которое Петр Петрович так и назвал «Любимому совхозу Гигант»
Люблю тебя, родной совхоз,
Люблю красу твоих лесополос,
Красу полей- хлебами полных,
Красу комбайнов самоходных.
Люблю початки кукурузы,
Люблю за сладкие арбузы,
За Пухляковский виноград,
За груши, яблоки – подряд.
Особенно люблю горох и чечевицу
И маршала полей - озимую пшеницу,
Дыханием весны согретые сады
И в скверах свежые цветы.
Люблю воскресник молодежный,
Когда в строю весь Комсомол,
И я лечу в свой парк совхозный,
Как пробудившийся орел.
Люблю зарей я песни слушать
Твоих прекраснейших людей,
И видеть крепкий сон детей,
Боясь покоя их нарушить.
Люблю тебя и в дождь, и в бурю,
В ненастье, в грязь. За что – скажи?
За что терзаешь душу ты?
Я не глотал любви пилюлю.
Россия с её многовековой историей, огромной территорией и разнообразной природой собрала на своих просторах много разных народов. Все мы должны жить в мире и согласии. Нужно любить свою страну и с гордостью нести почетное звание РОССИЯНИН. К этому нас призывает Петр Петрович в своем стихотворении «Я – Россиянин!»
Ушла пора разделяй - властвуй,
Сегодня время целуй - здравствуй,
Борьба за Мир - вот цель России,
Довольно властвовать стихии!
Россия - гром! Россия – буря!
Россия – творческий народ!
Россия, бровь свою нахмуря,
Не терпит спившихся господ.
Россия - это люди мира,
И Пушкин - царь ее эфира,
Хотя не русский, мещанин,
Но он Росси гражданин.
Любовь сплотила все народы,
Они пошли одной тропой.
Россия - это хороводы,
Сцепившись крепкою рукой.
Россией правит Россиянин
И любит Родину хозяин,
Ведь в ней живут народы Мира,
Она все нации сплотила.
Здесь все равны! Здесь все миряне!
И общий стол здесь на поляне,
На блюдах вишни, сливы, груши
И настежь все открыты души!
В своей исследовательской работе я коснулась только небольшой части творческой деятельности моих земляков – ветеранов войны и педагогического труда.
Мы - будущее нашей страны, должны всегда помнить, чтить и уважать людей, которые отдали столько сил и тепла родной земле! Я считаю, что все учащиеся нашей школы: и нынешние, и будущие; обязательно должны узнать об этих увлеченных творческих людях. Нам выпала уникальная возможность побеседовать с ними, услышать их стихи и рассказы о Великой Отечественной войне. Ведь с каждым годом все меньше остается свидетелей тех страшных событий. А Кутахин Ким Иванович и Матушкин Петр Петрович – уникальные люди, настоящие учителя с открытой душой и огромным желанием передать молодежи частичку своего творчества, зарядить нас своей энергией познания.
Литература:
Приложение № 1
Ветеран Великой Отечественной войны Кутахин Ким Иванович.
Педагогический коллектив средней школы № 78
Приложение №2.
Встречи с учащимися школы.
Приложение № 3
Ветеран Великой Отечественной войны Матушкин Петр Петрович.
Педагогический коллектив средней школы № 78
Приложение №4.
Встречи с учащимися школы.
Проказы старухи-зимы
Госпожа Метелица
Как нарисовать лимон акварелью
Отчего синичка развеселилась
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца