Данная работа представляет собой исследовательский труд учащегося.
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazh_v_zhivopisi_i_poezii_lermontova_m.yu_.doc | 263 КБ |
КАВКАЗ В ПОЭЗИИ И ЖИВОПИСИ
МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА
1. ВВЕДЕНИЕ.
В 2006 году исполнилось 165 лет со дня трагической гибели Михаила Юрьевича Лермонтова. Этой дате посвящены многие выступления, творческие и научные работы. Познакомившись ещё в детстве на уроках в начальной школе с произведениями М.Ю.Лермонтова, навсегда оставляешь удивительное впечатление о восприятии поэтом мира, о его жизнелюбии, свободе и восхищении Кавказом.
Интересным для меня стало открытием то, что М.Ю.Лермонтов был не только поэт, но и ещё самобытный талантливый художник. Эта грань его творчества тоже достигла величайшего мастерства. Мне захотелось познакомиться с его художественным наследием, увидеть его не только как мастера слова, но и как мастера кисти.
Большой интерес вызвал тот период жизни Лермонтова, который он провёл на Кавказе и у нас на Кубани. Но пока мною не изучено произведение «Герои нашего времени» («Тамань» ), которое как раз посвящено одному из уголков нашего края.
Ярче всего, на мой взгляд, мастерство Лермонтова проявилось в создании пейзажа как в словесной, так и в художественной форме. В своей работе я уделила внимание именно тем пейзажам, в которых давалось описание гор Кавказа, его удивительной природы и гордого народа.
Ведя исследовательскую работу, я увидела необычайное сходство в изображении Лермонтовым пейзажей на полотне и в художественном тексте, которые он посвятил Кавказу.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.
Любовь к рисованию обнаружилась у Лермонтова с самого раннего возраста. А.П.Шан-Гирей вспоминает о детских годах Лермонтова: « …он был счастливо одарён способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины…»
Первые уроки рисования Лермонтову давал художник А.С.Солоницкий. Позднее серьёзные занятия живописью с художником П.Е.Заболотским дали свои результаты. Некоторое воздействие на формирование Лермонтова как художника – живописца и графика оказал Рембрандт.
Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаёт в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке «М.Л. 1825 год 13 июня. На Горячих водах». Горы по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом.
Почти все самые лучшие картины, рисунки акварелью поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых на « скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере.
Михаил Юрьевич Лермонтов счастливо сочетал дарование поэта с даром рисовальщика. Было время, когда он всерьёз готовил себя к поприщу художника. Лермонтову принадлежит 13 картин, свыше 40 акварелей, сотни рисунков карандашом и пером.
3.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
Большая часть лермонтовских полотен, написанных маслом, посвящена Кавказу, как и значительная часть его литературных произведений. Название одной из картин поэта – «Воспоминание о Кавказе» - передаёт характерную особенность творчества Лермонтова-живописца, писавшего свои картины не с натуры, а на материале впечатлений, которые хранила его цепкая зрительная память. Правдивости и точности в воссоздании конкретных уголков Кавказа поэт достигал, искусно используя беглые путевые зарисовки. Картину «Воспоминание о Кавказе» Лермонтов пишет во время пребывания в Гродненском гусарском полку, который стоял тогда в Новгородской губернии. « В свободное от службы время Лермонтов очень хорошо писал масляными красками по воспоминанию разные кавказские виды, виды на долину Кубани с цепью снеговых гор на горизонте при заходящем солнце и двумя конными фигурами черкесов» (А.И.Арнольди). Без сомнения, это имеется в виду картина «Воспоминание о Кавказе». Длинные закатные тени от фигур всадников на «кремнистом пути», беспокойный колорит, в котором преобладают тёмные и красноватые тона различных оттенков, контраст верхней светлой части картины, запечатлевшей высокое небо, с нижней, утяжелённой густыми тенями, нарочитая пространственная замкнутость полотна по горизонтали, которая внушает мысль о неясности, неопределённости будущей судьбы её героев, - всё говорит о настроении тревоги, которое свойственно «Воспоминанию о Кавказе».
Сравнивая описания гор на картине с описанием в поэзии, можно провести некую параллель:
Картина «Воспоминание о Кавказе» | Стихотворение «Люблю я цепи синих гор…» |
Горные цепочки синего и фиолетового цвета, освещенные последними лучами солнца | …Люблю я цепи синих гор, когда, как южный метеор, ярка без света и красна всплывает из-за них луна… |
Часть неба освещена солнцем, часть – покрыта мглой | …На западе вечерний луч ещё горит на рёбрах туч, и уступить всё медлит он Луне – угрюмый небосклон; Но скоро гаснет луч зари… |
На небе тучи и облака | …Высоко месяц. Две иль три младые тучки окружат его /месяц/ сейчас… |
Наступление ночи, сумерки в долине | …Кто не знавал таких ночей в ущельях гор или средь степей?.. |
Мчатся всадники на конях, ложатся длинные тени на дорогу | …Однажды при такой луне я мчался на лихом коне в пространстве голубых долин, как ветер, волен и один; туманный месяц и меня, и гриву, и хребет коня сребристым блеском осыпал… |
Вокруг степь, долина реки; всадники, не боясь темноты, движутся вперёд | …И вкруг себя я поглядел: всё та же степь, всё та ж луна: свой взор ко мне склонив, она, казалось, упрекала в том, что человек с своим конём хотел владычество степей в ту ночь оспоривать у ней! |
На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные
места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях. ( Это пейзаж окрестностей Пятигорска: «Бештау около Железноводска», «Развалины близ селения Карагач в Кахетии».) Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильным впечатлением от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме другу С.Раевскому: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух - бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».
Интересно сравнить эту картину с поэтическим описанием Кавказских гор «Синие горы Кавказа, приветствую вас!»
«Синие горы Кавказа, приветствую вас!» - опыт ритмической прозы Лермонтова, лирическое обращение, в котором некоторые места имеют характер стихотворения в прозе, другие представляют собой сочетание разнообразных трёхсложных размеров. В произведении, имеющем романтическую окраску, выразилась лермонтовская любовь к Кавказу, отразились воспоминания о его пребывании там в годы детства. Высказывалось предположение, что это не самостоятельное произведение, а заготовка для будущего стихотворения; это подтверждается тем, что многие образы повторены в начальных строках поэмы «Измаил – Бей», над которой Лермонтов работал всё это время. Фраза «воздух там чист, как молитва ребёнка» в изменённом виде включена в текст «Княжны Мери».
Картина «Крестовый перевал» | Поэтическая проза «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» |
Синева гор, преобладание голубого, холодного тона | Синие горы Кавказа, приветствую вас!.. |
Облака в небе, плывущие тучи среди величия гор | …Облаками меня одевали, вы к небу меня приучили… Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи… |
Одинокие вершины гор и утёсов, безлюдность и пустынность | …Вы носили меня на своих одичалых хребтах… |
Снеговые горы; снежные вершины отражают разные цвета: белый, голубой, лилово-розовый, подножия гор – тяжёлого тёмного тона | …Часто во время зари я глядел на снега и далёкие льдины утёсов; они так и сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу всё темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют… |
Ощущение опасности, ожидание | …Как я любил твои бури, Кавказ! те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. |
Ощущение хрустальной прозрачности и чистоты горного воздуха | Воздух там чист, как молитва ребёнка. |
Неприступность гор, их величие и гордость, непредсказуемость и тайная опасность | …И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия …И выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник…всё, всё в этом крае прекрасно. |
Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не только взволновали его, но и рождали новые поэтические образы. По существу для него это были памятные записки, ведь рисовались они раньше, чем поэт создавал свои литературные произведения. Хотя многие картины и рисунки Лермонтова могли служить иллюстрациями к его стихам и поэмам. На протяжении всей жизни Лермонтова художник в нём жил рядом с поэтом.
Человек военный, находясь на Кавказе, Лермонтов участвует в боевых действиях. Но привлекало поэта на Кавказе совсем иное. С.Раевскому он пишет (1837): «Ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское… Приехал на воды весь в ревматизмах… в месяц меня воды совсем поправили; я никогда не был так здоров…лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх…я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам…»
Вот ещё один пример, когда два совершенно самостоятельных произведения Лермонтова взаимно дополняют друг друга, и в то же время они совершенно разные: картина «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби» и отрывок из повести «Измаил – Бей» «Приветствую тебя, Кавказ седой!»
Картина «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби» | Отрывок «Приветствую тебя, Кавказ седой!» |
Изображение двух всадников, приблизившихся к горному ущелью | Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой… |
Седые вершины гор вдали, их величие и суровость. Горы окутывает сиренево-голубая дымка | Прекрасен ты, суровый край свободы, И вы, престолы вечные природы, Когда, как дым синея, облака Под вечер к вам летят издалека, Над вами вьются, шепчутся, как тени… |
Присутствие синего цвета, тон сине –голубой, лиловый. Синева горного воздуха. Ожидание опасных лавин. | …И луна По синим сводам странствует одна. Как я любил, Кавказ мой величавый,.. Твоих небес прозрачную лазурь И чудный вой мгновенных, громких бурь, Когда пещеры и холмы крутые, Как стражи, окликаются ночные… …В вечерний час дождливых облаков Я наблюдал разодранный покров; Лиловые, с багряными краями… |
Заснеженные вершины гор напоминают сказочные заколдованные замки. Ощущается призрачность этих замков. | …И над скалами Волшебный замок, чудо древних дней, Растёт в минуту; но ещё скорей Его рассеет ветра дуновенье!.. |
Растительность гор, отзывчивая на малейшее дуновение ветерка или луч солнца. Воспевание скудной горной растительности и восхищение ею. | …И вдруг проглянет солнце, и поток Озолотится, и степной цветок, Душистую головку поднимая, Блистает, как цветы небес и рая… |
Плывущие по небу облака | …Меж тем белей, чем горы снеговые, Идут на запад облака другие И, проводивши день, теснятся в ряд Друг через друга светлые глядят Так весело, так пышно и беспечно, Как будто жить и нравиться им вечно!.. |
Всадники в военной форме, горцы; движутся по узкой горной дороге | …Как я любил…твоих сынов воинственные нравы… …И дики тех ущелий племена, Им бог – свобода, их закон- война, Они растут среди разбоев тайных, Жестоких дел и дел необычайных;.. …Там поразить врага не преступленье; Верна там дружба, но вернее мщенье; Там за добро – добро, И кровь – за кровь, И ненависть безмерна, как любовь. |
Дарование Лермонтова – живописца раскрылось в полной мере во время и после первой ссылки. Почти все лучшие его произведения в области изобразительного искусства связаны с Кавказом. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ, трактуя эту тему в духе романтической живописи. По свидетельству самого Лермонтова, он привёз с Кавказа «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку». По-видимому, они служили ему материалом для живописных работ, большая часть которых была выполнена по возвращении с Кавказа. Изучение литературного наследия Лермонтова помогает понять, какое влияние оказало изобразительное искусство на формирование творческого метода Лермонтова-писателя. Автор смотрит на изображаемые события глазами художника и представляет их в виде картин.
Значительны по объёму и идейно-эмоциональному содержанию картины природы в зрелых произведениях Лермонтова. Природа разнолика: она свободна, красива, сильна, безжалостна, безразлична. В описаниях природы – преимущественно панорамных, архитектурно-живописных, стройных и величавых – звучит интонация простодушного восторга перед миром.
Картины Лермонтова живут сами по себе, своей самостоятельной жизнью. Они НЕ являются иллюстрациями к литературным произведениям поэта. Лермонтов представляется как вполне самостоятельный художник и поэт. Лермонтов целен, многогранен и талантлив в разных видах искусства: и в живописи, и в поэзии.
В своём творчестве он объединяет слово и цвет, объём, сюжет. Поэтому не случайно сходство его литературных и художественных произведений, его портретов, его пейзажей. Он мастерски владел как словом, так и кистью, используя при этом похожие приёмы описания.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. «Лермонтовская энциклопедия» под редакцией В.А.Мануйлова,
Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1981 г.
2. Л.М. Зельманова, Е.Н. Колокольцев «Развитие речи. Русский язык
и литература» Учебно- наглядное пособие. Москва, издательский
дом «Дрофа», 1998 г.
3. М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 2-х томах. Москва,
издательство «Правда», 1988 г.
«КАВКАЗ в поэзии и живописи
Михаила Юрьевича ЛЕРМОНТОВА»
Выполнила: ПРОКОПЕНКО
Анастасия Игоревна,
ученица 9 класса МОУ СОШ № 5
им. Г.И.Щедрина, г. Туапсе
Руководитель: ШАПОВАЛОВА
Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 5 им. Г.И.Щедрина
2006-2007г.
Люблю я цепи синих гор, Однажды при такой луне
Когда, как южный метеор, Я мчался на лихом коне
Ярка без света и красна В пространстве голубых долин,
Всплывает из-за них луна, Как ветер, волен и один;
Царица лучших дум певца Туманный месяц и меня,
И лучший перл того венца, И гриву, и хребет коня
Которым свод небес порой Сребристым блеском осыпал;
Гордится, будто царь земной. Я чувствовал, как конь дышал,
На западе вечерний луч Как он, ударивши ногой,
Ещё горит на рёбрах туч, Отбрасываем был землёй;
И уступить всё медлит он И я в чудесном забытьи
Луне – угрюмый небосклон; Движенья сковывал свои,
Но скоро гаснет луч зари… И с ним себя желал я слить,
Высоко месяц. Две иль три Чтоб этим бег наш ускорить;
Младые тучки окружат И долго так мой конь летел…
Его сейчас… вот весь наряд, И вкруг себя я поглядел:
Которым белое чело Всё та же степь, всё та ж луна:
Ему убрать позволено. Свой взор ко мне склонив она,
Кто не знавал таких ночей Казалось, упрекала в том,
В ущельях гор иль средь степей? Что человек с своим конём
Хотел владычество степей
В ту ночь оспоривать у ней!
Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..
Часто во время зари я глядел на снега и далёкие льдины утёсов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу всё темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.
Как я любил твои бури, Кавказ! те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник… всё, всё в этом крае прекрасно.
Воздух там чист, как молитва ребёнка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит; в дымной скале, землёй иль сухим тростником покровенной, таятся их жёны и девы и чистят оружье, и шьют серебром – тишине увядая душою – желающей, южной, с цепями судьбы не знакомой.
Приветствую тебя, Кавказ седой! В вечерний час дождливых облаков
Твоим горам я путник не чужой: Я наблюдал разодранный покров;
Они меня в младенчестве носили Лиловые, с багряными краями,
И к небесам пустыни приучили.- Одни ещё грозят, и над скалами
И долго мне мечталось с этих пор Волшебный замок, чудо древних дней,
Всё небо юга да утёсы гор. Растёт в минуту; но ещё скорей
Прекрасен ты, суровый край свободы, Его рассеет ветра дуновенье!
И вы, престолы вечные природы, Так прерывает резкий звук цепей
Когда, как дым синея, облака Преступного страдальца сновиденье,
Под вечер к вам летят издалека, Когда он зрит холмы своих полей…
Над вами вьются, шепчутся, как тени, Меж тем белей, чем горы снеговые,
Как над главой огромных привидений Идут на запад облака другие
Колеблемые перья, - и луна И, проводивши день, теснятся в ряд,
По синим сводам странствует одна. Друг через друга светлые глядят
Так весело, так пышно и беспечно,
Как я любил, Кавказ мой величавый, Как будто жить и нравиться им вечно!..
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь И дики тех ущелий племена,
И чудный вой мгновенных, громких бурь, Им бог – свобода, их закон – война,
Когда пещеры и холмы крутые Они растут среди разбоев тайных,
Как стражи окликаются ночные; Жестоких дел и дел необычайных;
И вдруг проглянет солнце, и поток Там в колыбели песни матерей
Озолотится, и степной цветок, Пугают русским именем детей;
Душистую головку поднимая, Там поразить врага не преступленье;
Блистает, как цветы небес и рая… Верна там дружба, но вернее мщенье;
Там за добро – добро, и кровь – за кровь,
И ненависть безмерна, как любовь.
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Сочные помидорки
За еду птицы готовы собирать мусор
Акварель + трафарет = ?
Астрономический календарь. Май, 2019