XI Республиканская научно-практическая конференция учащихся начальных классов «Первые шаги» Номинация: История родного края
Частушка – это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке. Частушка ужилась рядом с протяжной, "долгой", традиционной семейской песней, наследуя от нее образную систему и тематику. Отвергаемая народной культурой семейских еще в начале XX в., она с середины минувшего столетия стала неотъемлемой частью фольклорного репертуара. В исполнении семейских частушки отличаются многообразием, они могут быть и веселыми плясовыми, и озорными, и грустно-лирическими.
Особенной популярностью пользуются частушки плясовые, юмористические. Материалом для частушек служит окружающий мир обыденной жизни, а объектом для юмора – сами исполнители и их окружение.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Мухоршибирский район
МБОУ «Хонхолойская СОШ»
XI Республиканская научно-практическая конференция
учащихся начальных классов
«Первые шаги»
Номинация: История родного края
Тема: «Знакомство с культурой и бытом семейских через частушки»
Автор: Козлова Анастасия, ученица 4 класса
Хонхолойской СОШ, Мухоршибирский район
Домашний адрес: Мухоршибирский район
с. Хонхолой, ул. Механизаторов, д. 21, кв. 2
телефон: 89516260102
Руководитель: Коршунова Татьяна Фёдоровна
телефон: 9024534300
с. Хонхолой
2015 год
Оглавление
Частушка – это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке. Частушка ужилась рядом с протяжной, "долгой", традиционной семейской песней, наследуя от нее образную систему и тематику. Отвергаемая народной культурой семейских еще в начале XX в., она с середины минувшего столетия стала неотъемлемой частью фольклорного репертуара. В исполнении семейских частушки отличаются многообразием, они могут быть и веселыми плясовыми, и озорными, и грустно-лирическими.
Особенной популярностью пользуются частушки плясовые, юмористические. Материалом для частушек служит окружающий мир обыденной жизни, а объектом для юмора – сами исполнители и их окружение.
Тема проекта: Знакомство с культурой и бытом семейских через частушки.
Цель проекта: изучение истории, быта и традиций семейских через частушки.
Задачи проекта:
1) углубить знания об истории родного края;
2) способствовать развитию чувства патриотизма, любви к родному краю;
3) воспитание уважения к родным истокам, родной земле, языку, чувства гордости за свою малую Родину.
Актуальность: Отечество начинается с малой Родины, а малая родина – с дома, в котором ты живешь, с улицы, по которой ты ходишь, с села, в котором ты родился и вырос.
«Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего».
Гипотеза: Частушка – не просто веселая короткая песенка. Из ее слов можно узнать много интересного о том месте, где ты живешь.
Однажды я услышала от своей подруги интересную частушку про семейских. Подруга рассказала мне, что семейские носили красивые сарафаны из ярких тканей и украшенные лентами. А где же они сейчас? Почему никто не ходит в таких костюмах?
Я спросила у своей бабушки, где живут семейские? Оказалось, что моя прабабушка - настоящая семейская. Значит и я тоже семейская! Мне очень захотелось побольше узнать о них и их жизни. В этом мне помогли частушки. И вот что я узнала.
Светит полная луна
Огоньки погашены
Как семейский сарафан
Дома все разукрашены!
Семейские строили большие дома и очень любили их раскрашивать в яркие цвета. Они действительно походили на семейский разноцветный сарафан.
Я миленка провожала –
Села на сгородочку,
Долго-долго примечала
Я его походочку.
Семейские заборы назывались – сгородь, сгородка.
Как у наших у ворот
Заквакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки.
Оказывается, что на печке в семейской избе не только пекли и варили, но еще и спали, отгородившись занавеской.
Я удалая такая,
На груди – монисты.
Все девчонки любят Ваньшу,
А я – гармониста!
Самых трудолюбивых людей семейские называли удалыми, это звучало как похвала. И имена у них звучали по-другому, к мужским именам они добавляли частичку ша и получалось-Ваньша, Кольша, Петьша. А еще у каждой женщины должны быть бусы. Семейские их называли монисты. Бусы из янтаря или антари одевали от сглазу, из жемчуга – берегли от болезни.
Я качалась на качелях
Потеряла брошку.
Ну кому какое дело -
Я люблю Сережку!
В семейском костюме должна быть обязательно брошка, запонка и потерять ее было плохой приметой.
Через дом, через два
Крашено крылечко,
Милый носит пояс мой,
А я его колечко.
Все семейские носили широкие самотканые пояса, которые ткали на станке вручную. Пояс – был одним из самых дорогих подарков.
Был у милки я в гостях
Угощала тарками,
Она толчанки наварила-
Подавился шкварками!
Знаменитые семейские тарки – это вкусные булочки с разным вареньем.
Толчанка – это картофельное пюре, а называлось оно так, потому что картошку толкли.
Шкварки – это сильно зажаренные кусочки сала.
Меня милый провожал -
Килограмм муки давал!
А я - дура не взяла -
Какая б затирка была!
Затирка–это самое знаменитое семейское блюдо, делалось из муки и молока.
На самопрялке – круг,
У прялки – друг,
Сидит – не мешает,
Гармошкой потешает.
Самопрялка - это приспособление для изготовления пряжи из шерсти. Каждая семейская женщина умела это делать и свою самопрялку очень берегла, раскрашивала в разные цвета.
Благодаря частушкам я узнала, что члены моей семьи – настоящие семейские.
Из частушек я много узнала о истории семейских, их жизни и обычаях.
Гипотеза о том, что в частушке можно узнать много познавательного о истории своей малой Родины, подтвердилась.
IV. Список использованной литературы
Н.И. Дорофеева Русские народные песни Забайкалья.
Семейский распев. (М., 1989). Л.Е. Элиасов.
Бураева С.В. "Богодухновенные книги" старообрядцев (семейских) Забайкалья. Улан-Удэ, БНЦ, 2003, 100 стр
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://imk.msu.ru/
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Мухоршибирский район
МБОУ «Хонхолойская СОШ»
XI Республиканская научно-практическая конференция
учащихся начальных классов
«Первые шаги»
Номинация: История родного края
Тема: «Знакомство с культурой и бытом семейских через частушки»
Автор: Козлова Анастасия, ученица 4 класса
Хонхолойской СОШ, Мухоршибирский район
Домашний адрес: Мухоршибирский район
с. Хонхолой, ул. Механизаторов, д. 21, кв. 2
телефон: 89516260102
Руководитель: Коршунова Татьяна Фёдоровна
телефон: 9024534300
с. Хонхолой
2015 год
Оглавление
Частушка – это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке. Частушка ужилась рядом с протяжной, "долгой", традиционной семейской песней, наследуя от нее образную систему и тематику. Отвергаемая народной культурой семейских еще в начале XX в., она с середины минувшего столетия стала неотъемлемой частью фольклорного репертуара. В исполнении семейских частушки отличаются многообразием, они могут быть и веселыми плясовыми, и озорными, и грустно-лирическими.
Особенной популярностью пользуются частушки плясовые, юмористические. Материалом для частушек служит окружающий мир обыденной жизни, а объектом для юмора – сами исполнители и их окружение.
Тема проекта: Знакомство с культурой и бытом семейских через частушки.
Цель проекта: изучение истории, быта и традиций семейских через частушки.
Задачи проекта:
1) углубить знания об истории родного края;
2) способствовать развитию чувства патриотизма, любви к родному краю;
3) воспитание уважения к родным истокам, родной земле, языку, чувства гордости за свою малую Родину.
Актуальность: Отечество начинается с малой Родины, а малая родина – с дома, в котором ты живешь, с улицы, по которой ты ходишь, с села, в котором ты родился и вырос.
«Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего».
Гипотеза: Частушка – не просто веселая короткая песенка. Из ее слов можно узнать много интересного о том месте, где ты живешь.
Однажды я услышала от своей подруги интересную частушку про семейских. Подруга рассказала мне, что семейские носили красивые сарафаны из ярких тканей и украшенные лентами. А где же они сейчас? Почему никто не ходит в таких костюмах?
Я спросила у своей бабушки, где живут семейские? Оказалось, что моя прабабушка - настоящая семейская. Значит и я тоже семейская! Мне очень захотелось побольше узнать о них и их жизни. В этом мне помогли частушки. И вот что я узнала.
Светит полная луна
Огоньки погашены
Как семейский сарафан
Дома все разукрашены!
Семейские строили большие дома и очень любили их раскрашивать в яркие цвета. Они действительно походили на семейский разноцветный сарафан.
Я миленка провожала –
Села на сгородочку,
Долго-долго примечала
Я его походочку.
Семейские заборы назывались – сгородь, сгородка.
Как у наших у ворот
Заквакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки.
Оказывается, что на печке в семейской избе не только пекли и варили, но еще и спали, отгородившись занавеской.
Я удалая такая,
На груди – монисты.
Все девчонки любят Ваньшу,
А я – гармониста!
Самых трудолюбивых людей семейские называли удалыми, это звучало как похвала. И имена у них звучали по-другому, к мужским именам они добавляли частичку ша и получалось-Ваньша, Кольша, Петьша. А еще у каждой женщины должны быть бусы. Семейские их называли монисты. Бусы из янтаря или антари одевали от сглазу, из жемчуга – берегли от болезни.
Я качалась на качелях
Потеряла брошку.
Ну кому какое дело -
Я люблю Сережку!
В семейском костюме должна быть обязательно брошка, запонка и потерять ее было плохой приметой.
Через дом, через два
Крашено крылечко,
Милый носит пояс мой,
А я его колечко.
Все семейские носили широкие самотканые пояса, которые ткали на станке вручную. Пояс – был одним из самых дорогих подарков.
Был у милки я в гостях
Угощала тарками,
Она толчанки наварила-
Подавился шкварками!
Знаменитые семейские тарки – это вкусные булочки с разным вареньем.
Толчанка – это картофельное пюре, а называлось оно так, потому что картошку толкли.
Шкварки – это сильно зажаренные кусочки сала.
Меня милый провожал -
Килограмм муки давал!
А я - дура не взяла -
Какая б затирка была!
Затирка–это самое знаменитое семейское блюдо, делалось из муки и молока.
На самопрялке – круг,
У прялки – друг,
Сидит – не мешает,
Гармошкой потешает.
Самопрялка - это приспособление для изготовления пряжи из шерсти. Каждая семейская женщина умела это делать и свою самопрялку очень берегла, раскрашивала в разные цвета.
Благодаря частушкам я узнала, что члены моей семьи – настоящие семейские.
Из частушек я много узнала о истории семейских, их жизни и обычаях.
Гипотеза о том, что в частушке можно узнать много познавательного о истории своей малой Родины, подтвердилась.
IV. Список использованной литературы
Н.И. Дорофеева Русские народные песни Забайкалья.
Семейский распев. (М., 1989). Л.Е. Элиасов.
Бураева С.В. "Богодухновенные книги" старообрядцев (семейских) Забайкалья. Улан-Удэ, БНЦ, 2003, 100 стр
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://imk.msu.ru/
Почему Уран и Нептун разного цвета
Медведь и солнце
Лупленый бочок
Швейня
Усатый нянь