Вложение | Размер |
---|---|
romanov.zip | 14.11 КБ |
Философ В. И. Мильдон пишет, что человек потому и есть человек, что располагает способностью переживать в душе весь мир как свой. Продолжая эту формулу, можно сказать, что художник потому и художник, что способен воплощать в своем творчестве весь мир по-своему, то есть так, как он видит и переживает его. Через этот художественный мир и открывается жизнь, её сокровенные глубины...
В художественном мире произведений живут и действуют его герои, здесь происходят драмы, комедии, возникают грезы и осуществляются мечты. Здесь, особым образом, как в фокусе, отразившем человека и жизнь, происходит наше прозрение. Мы начинаем глубже видеть, слышать, чувствовать и понимать то, что нас окружает, то, что в нас самих, в нашей душе, в нашем сознании...
Для русской литературы характерно проникновение во внутренний мир человека, лучшие русские писатели прежде всего были великими психологами. Психологизм — отличительная черта нашей литературы.
Цель данной исследовательской работы — показать своеобразие трактовки вечной темы "Мужчина и Женщина" в психологических рассказах П. Романова.
Содержание работы составляет анализ рассказов писателя, посвященных темам любви, семьи и показывающих сложный мир отношений между мужчинами и женщинами.
В современном литературоведении нет цельной монографии о творчестве П. Романова, а существуют только небольшие статьи, раскрывающие в основном смысл социально-бытовых и сатирических рассказов.
Поэтому в работе предпринята попытка самостоятельного осмысления лирических произведений прозаика, при этом основное внимание обращено на психологические моменты, характеризующие мужчин и женщин и их отношения.
Выбор рассказов определен темой работы и соответствует ее основной идее: мужчины и женщины необходимы друг другу, несмотря на все сложности их взаимоотношений.
II. Основное содержание
Мужчина и Женщина в рассказах П. Романова
2.1. Рассказы П. Романова «Без черемухи» и «Большая семья»
Мужчина и Женщина-это две ноты,
без которых струны человеческого сердца
не дают правильного и полного аккорда.
Д. Мадзини.
Я человек, и человек со страстями.
Я хочу быть с женщиной, иначе я замерзну
и превращусь в камень...
В. Ван Гог.
Мужчина и Женщина... На первый взгляд, два самых обыкновенных, привычных для нас слова. Но когда их произносят, то вспоминаются пленительные сцены рыцарских турниров, красивые замки, стихи поэтов и картины великих художников. Эти слова завораживают нас своей тайной. Недаром столько веков люди разгадывают её, пытаясь проникнуть в её глубины, в самую сущность понятия.
Ещё древние философы пытались узнать секрет этой притягательности. Они искали ответы на вопросы, кто такой мужчина и кто такая женщина, каковы их особенности, различия, отношения.
Философы создавали свои теории, писали трактаты. Одна из них принадлежит Платону, который предполагал, что некогда существовал человек, вмещающий в себя два этих начала — мужское и женское. Он не нуждался ни в чем, был сильным и могущественным. Но ему захотелось власти, и он посягнул на власть самих Богов. Верховный Бог, рассердившись на своеволие человека, разделил его на две части, и с тех пор эти две половинки стали приобретать различия: физиологические, психологические, нравственные.
Если физиологию изучают анатомы, биологи, то привилегия писателей проникать в глубины человеческой души, разгадывать тайны мужчины и женщины. Порой они создают такие ситуации, которые передают весь драматизм нашей жизни. Один из таких писателей — Пантелеймон Романов.
Романов как крупный художник создал свою, новую форму — небольшой рассказ, миниатюру, где автор совсем не виден, где говорят персонажи и их голоса воссоздают и человеческие характеры. И речь персонажей, и авторская речь чрезвычайно просты, и кажется, что вовсе не рассказ читаешь, а воспринимаешь кусочек жизни.
Композиционно большинство рассказов Романова построены одинаково, фабула их проста. События в них разворачиваются в короткий отрезок времени, и, как правило, мы о них узнаем из диалога или монолога. Но это цельное законченное произведение, лаконичное и емкое по содержанию, чрезвычайно обобщенное и вместе с тем поражающее своей конкретностью, богатством интонаций. Рассказы П. Романова одновременно и просты, как сама жизнь, и сложны, как сама жизнь.
Летом 1928 года в журнале “Молодая гвардия” был напечатан небольшой рассказ П. Романова под неброским названием “Без черемухи”. Этот рассказ принес автору чуть ли не скандальную известность и на долгие годы стал одним из наиболее читаемых произведений. Слова “без черемухи” обрели нарицательный смысл.
В газете “Правда” в то время отмечалось, что это произведение, “посвященное вопросам половой морали современной молодежи, встречало резко отрицательное отношение в литературной критике и в комсомольской студенческой среде”.
На первый взгляд, это действительно так. Но это только на первый взгляд...
Рассказ этот создан в виде письма неизвестной девушки, и эта форма придает произведению необыкновенную чистоту, искренность. Исповедь героини, чувствующей вину перед Верушей (видимо, подругой), перед Ним, которого любила, перед самой собой: “Я далека от всяких сентиментов, как он любит говорить; далека от сожаления о потерянной невинности, А тем более от угрызения совести за свое первое “падение”. Но что-то есть, что гложет меня, неясно, смутно и неотступно”. Это что-то, может быть, “смятая веточка черёмухи” на окне её общежития?
Она стремится найти в своей собеседнице (если она вообще существует на самом деле, а не выдумана “романтичной” героиней!) близкого человека, который так же, как она, считает, что “в первый праздник... весны оскорбительно...ходить в нечищеных башмаках, в грязной или разорванной кофточке! “ Это, конечно же, метафора. Наверное, она просто мечтает о чистой красивой любви, и ей очень обидно, что все, что случилось с ней, произошло в грязном общежитии, в чужой комнате, среди чужих вещей. “Мы, женщины, -рассуждает она, - даже при наличности любви, не можем относиться слишком прямолинейно к факту. Для нас факт всегда на последнем месте, а на первом - увлечение самим человеком, его умом, его талантом. его душой, его нежностью”. Когда же этого нет, появляется чувство “неприязни к мужчине”, “омерзительное ощущение чего-то нечистого”.
Самое ужасное для неё, наверное, то, что она стала (пусть невольно, ”подчинившись случайному угару голой чувствительности!”) такой, как все, которые стыдятся “изящества и благородства манер”, которые привыкли жить без любви, “без черемухи”. Не случайно она так испугалась, когда он положил в её руку шпильки: а вдруг это не шпильки, а деньги!..
Автору жаль свою героиню, он вместе с ней ищет причины этой беды, пытаясь если не оправдать, то хотя бы понять: “...ты не осудишь меня, — мне было невыносимо чувствовать себя среди этого весеннего праздника природы какой-то отверженной, выброшенной из общего хора”. Может быть, она просто устала, что на неё “смотрят с насмешкой, как на убогую и умственно поврежденный субъект”.
Почему она выбрала его, ведь сама же говорит, что ничего в нем особенного не было: “обыкновенный студент, в синей рубашке с расстегнутым воротом, в высоких сапогах”. Такой же, как все. Но она сумела в нем увидеть и другое: он привлек её своими глазами, в которых она, с её чувствительным сердцем, смогла увидеть “большую серьёзность” и “большое спокойствие”.
Романов считает, что любовь не сводится к одной физиологии, не случайно он пишет продолжение — рассказ “Большая семья”.
Их встреча в парке не так уж случайна. Любовь обязательно должна найти выход, женщина “при наличности любви” научить мужчину чувствовать “аромат яблоневого цвета, черемухи и травы”. Рассказ заканчивается его отъездом, они снова расстаются, но теперь он уже, задержав её руку в своей, “испытующе близко" смотрит на неё. Он ведет себя как настоящий мужчина, понимающий, что жить “без черемухи” нельзя. Несмотря на прощание героев, остается надежда на их встречу, на их общую семейную жизнь, ведь и рассказ назван “Большая семья”.
2.2. Рассказ П. Романова «Один час»
“Тайна сия велика...” — мы любим произносить эту известную формулу любви. А ведь действительно у любви есть огромное количество тайн, и одна из первых — это встреча двоих людей - Его и Её.
Какой-то светлой грустью, глубокой лиричностью проникнут рассказ "Один час".
Он вновь написан в жанре письма, исповеди. Это рассказ о случайной встреч двоих людей. Но так ли уж она случайна?
Она, героиня рассказа, "почему-то заметила, что у него свежий пробор над красивым лбом, тоненькое кольцо на руке и на шее шрам". Все дело в этом маленьком слове "ПОЧЕМУ-ТО", появление которого объяснить иначе, чем судьбой, нельзя. Никогда раньше с ней, уверенной в своем браке и любви к мужу, такого не происходило. А сейчас она сразу же сопоставила незнакомца с мужем и отметила его преимущества, потому что "у мужа нет ран, а есть бронхит".
Как часто мужчины после нескольких лет семейной жизни забывают проявлять хотя бы капельку нежности к своей избраннице. И чем дальше, тем глубже засасывает рутина повседневности. А как мало Ей надо: всего лишь три заветных слова, ласковый взгляд и крепкие, но нежные объятия, дающие женщине жизненно важную уверенность в том, что ее любят, ею дорожат. Как необходимо ей, женщине, почувствовать себя маленькой беззащитной девочкой, без проблем и забот.
Она, героиня рассказа, не смогла бы этого понять, не смогла бы почувствовать себя по-настоящему счастливой, если бы не эта встреча с незнакомым мужчиной, имени которого она даже не знала. Да и важны ли имена, если в этот "один час" соединились их души!
"Я чувствую, что подошла к чему-то новому, что совершенно перевернуло мой взгляд на любовь и все мои понятия о ней," — пишет она, боясь вначале признаться самой себе в том, что ее действительно посетила любовь, которая для нее как "мимолетное блаженство", как "вдохновение художника", изменившее в одно мгновение всю последующую жизнь.
Они сидели, обнявшись на диване, накрывшись ее шубой, и тепло их тел еще больше ощущалось на фоне холодной комнаты гостиницы. Они обязательно сохранят это тепло в своем сердце.
Это была действительно странная история, больше они никогда, наверное, не увидятся. Но теперь они будут жить этой удивительной встречей. Что может быть прекрасней, таинственней и длительнее этого "одного часа"!
Но не все мужчины П. Романова способны понять женскую душу, а может быть, понять и себя.
2.3. Рассказ П. Романова «Родные души»
Герой рассказа "Родные души" — тридцатипятилетний художник, мечтающий встретить "на своем пути женщину, которой не нужны будут развитые мускулы, ни уменье вести пустые, внешне блестящие разговоры." Он сам лишен "дара слова", стеснялся большого общества, не мог похвастаться физической силой и всегда считал, что красивые женщины, которые обращают внимания на ярких молодых мужчин, "безнадежно пустые".
И вот судьба, казалось бы, дарит ему исполнение его мечты — он получает письмо от таинственной незнакомки. Нежные её слова, "изящный почерк" западают глубоко в его душу — и вот уже он пишет ей слова о любви. Он рисует её образ в своем воображении (и он прекрасен!), ищет её в каждой молодой привлекательной женщине! Но она отказывается от встреч...
Этот рассказ П. Романова, как и многие другие, психологически точен. Если женщина может любить на расстоянии, то мужчине это, конечно, значительно труднее. Поэтому герой придумывает, как устроить встречу с таинственной незнакомкой, совершенно не обращая внимания на ее слова: "Чем внутренне значительнее и потому интереснее и дороже для меня человек, тем больше я избегаю встречаться с ним, чтобы материя не оказала влияния на то невесомое, что связывает нас”.
Он не может ничего с собой поделать, “власть материи” берет верх над желанием найти “родную душу”. О душе, может быть, даже уже забыто...
Страшен конец рассказа. Жаждущий встречи с прекрасной женщиной, художник видит вместо неё ужасную горбунью “с длинными, как у обезьяны, руками. Её страшный горб какой-то пирамидой возвышался над ее платьем на спине...” И эта “материя” привела художника в такой ужас, что он не увидел ни “больших серых глаз, полных глубокой печали”, ни слез на этих глазах, он “бросился в другую сторону, с тем, чтобы никогда больше не встречаться и не писать”.
Кто-то может пожалеть героя: уж слишком страшной показана героиня, можно понять его испуг. Но, скорее всего, сам П. Романов осуждает малодушие художника: его мгновенное, но твердое решение “никогда больше не встречаться и не писать” говорит о нем как о предателе, и не только женщины, в сердце которой он поселил надежду на то , что “злая судьба”, возможно, повернется к ней другой стороной, но и своей мечты о “родной душе”. Ведь вот она была рядом, а для него важнее оказалась "материя"... Но таков мужчина. Во всяком случае, герой этого рассказа.
2.4. Рассказ П. Романова «Розы»
Как истинно тонкий психолог П. Романов анализирует отношения между мужчиной и женщиной в семье. Не изменяя своему излюбленному жанру письма, писатель позволяет исповедаться молодым супругам.
Письма, адресованные старому профессору, очень похожи друг на друга: композицией, лексикой, синтаксисом. Оба супруга говорят о духовном равенстве, о понимании, заботе и розах… Казалось бы, это действительно два близких человека, живущих общим домом, семьей. И рассказывать они должны о своем семейном счастье. Но, к сожалению, впечатление от рассказа как раз обратное — от счастья нет и следа.
Некогда Он, герой произведения, был "трогательно влюблен" в Нее, был ревнив и даже "упрекал ее в изменчивости и отсутствии любви к нему". Но уже "через два месяца после брака", как только он почувствовал, что она полюбила его "глубокой, самоотверженной любовью", так все женщины ему стали казаться "более интересными, возбуждающими", чем его жена. С этого времени и начинаются его постоянные, ежедневные измены, злость на жену за то, что она весь вечер его знакомого вместо Алексея Ивановича называет Иваном Алексеевичем, за то, что, "идя зимой с ним по улице в своих ботиках, постоянно поскальзывается"…
Он явно несчастлив в семье. Тем более у него есть другая женщина, другая любовь… Правда, назвав свои новые отношения любовью, он как бы начинает сомневаться, так ли это. Женщина, с которой он встречается, "не способна к постоянной любви и самопожертвованию", он не может быть уверен в ней…. Но, наверное, именно это и привлекает его (собственно, то же самое было и в период его первой влюбленности, когда Она "величественно спокойно принимала его любовь" и мучила иногда "загадочными улыбками и туманными словами", когда Ее привлекало общество, а не уединение с Ним!).
Почему же он не уходит от своей жены и даже не собирается этого делать (ведь он сообщает профессору, что "совершенно невозможно", чтобы она узнала о том, о чем он пишет). Секрет очень прост: ему так удобно жить. Он боится что-либо менять, потому что другая за обедом не подает и не приносит, не бежит среди ночи в аптеку, за доктором, "куда угодно", не забывает мгновенно о своей усталости не исполняет его "личного дела".
Именно поэтому он разыгрывает время от времени ревнивца, а "по субботам и в предпраздничные дни" приносит своей жене большие, пышные розы… Может показаться странным, что он выбрал именно эти цветы, символ любви, нежности, преданности… Но в этом и заключается трагизм ситуации: торжественные красивые цветы хорошо скрывают его неискренность, чудовищную ложь. Простые полевые цветы не смогли бы выдержать этого "предпраздничного" маскарада…
Поступок мужчины кажется ещё страшнее после того, как прочитаешь письмо его жены, уверенной в своём “безмерном счастье”; принимающей игру своего мужа за “наивное ребячество”, а его “большие пышные розы” за истинную любовь.
Парадоксально, но эта семья держится на обмане и самообмане!
Кто виноват в этом? П. Романов, как настоящий исследователь человеческой души, задумывается и над этим вопросом, но не даёт однозначного ответа, а оставляет возможность додумать, довершить его мысли каждому читателю по-своему. Ведь именно в этом заслуга великих классических произведений.
2.5. Рассказ П. Романова «Верность»
Трогателен и вместе с тем высоко драматичен рассказ П. Романова “Верность”. Его героиня - умная, красивая, верная женщина. Но, как это часто бывает в жизни, она одна. Брошенная,... покинутая,... ненужная...
У неё есть собака Том — существо, безгранично её любящее и преданное ей. Она это понимает. Делится со своим другом своей болью, говорит красивые слова о собачьей верности, подчёркивая, что человек не способен на такое самопожертвование. Она рассказывает Тому о мужчине, предавшем её. Он долго её добивался, а, добившись, просто ушёл, потеряв к ней всякий интерес.
И, как это бывает в обычной жизни, “роли переменились” и началось с его стороны охлаждение, а с её - унижение: “И до какого унижения может дойти женщина... Ты помнишь этот случай, когда он ударил меня... и помнишь, что я сделала?... Я взяла этот хлыст, подала и сказала: “Бей, но не гони...”
Ей больно от своего собственного унижения, но ещё больнее от одиночества... Может быть, она и не признается в этом и решает "замкнуться в своем одиночестве и никого не допускать к себе". Но это только вначале, когда еще сильно чувствуется обида… А потом "долгие одинокие ночи" делают свое дело — и вновь появляется Он, "человек в серой шляпе и весеннем пальто с белым кашне, небрежно брошенном на шею". Мужчина, тот, который становится хозяином ее сердца… И сегодня он любит, он нежен и ласков, а завтра… Что будет завтра, может быть, известно только Тому, безропотно принесшему хозяйке собачий хлыст… А она об этом сегодня не думает, потому что счастлива.
Этот рассказ — исповедь Женщины, написан от женского лица, но он о Мужчине, об ожидании Мужчины. Видимо, в этом смысл человеческой жизни: Женщина ждет встречи с Мужчиной, а Мужчина — с Женщиной. Не случайно знаменитый художник, тоже своеобразный психолог, Винсент Ван Гог писал: "Я человек, и человек со страстями. Я хочу быть с женщиной, иначе я замерзну и превращусь в камень..."
Великий философ древности Платон называл половинки людей "получеловеками". Человеком они становятся только тогда, когда находят друг друга. Может быть, именно в этом и заключается притягательности той тайны, которую классическая литература будет разгадывать всегда.
III. Выводы
IV. Литература:
1. Никоненко С. Пантелеймон Романов. — В. кн.: П. Романов Рассказы и повести. — М., 1989.
Филимоновская игрушка
Спасибо тебе, дедушка!
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Зимний лес в вашем доме
Рисуем подснежники гуашью