Памяти В.Высоцкого.
Вложение | Размер |
---|---|
shulgin_dmitriy_10.docx | 272.94 КБ |
Всероссийский литературный фестиваль-конкурс
«Вселенная под названием КНИГА»
Номинация «Звучит повсюду голос мудрых книг…»
(литературная)
Сочинение
«СЛОВО О ЛЮБИМОМ ПОЭТЕ»
(к 35-летию со дня смерти Владимира Высоцкого)
Автор:
ученик 10 класса
МБОУ СОШ №9 города Татарска
ШУЛЬГИН ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Руководитель:
ОСИПЕНКО ЮЛИЯ ГЕННАДЬЕВНА
ТАТАРСК – 2015
Они уходят вдаль, но никогда не умирают,
И в песнях, и в стихах своих живут.
И. Тальков
Поэт и Время. Проблема вечная, неразрешимая. Поэту открыта тайна прошлого, настоящего и будущего, но именно Времени дано судить, станет ли он Поэтом. Я хочу рассказать о Владимире Семёновиче Высоцком, моём любимом поэте.
Высоцкий ушёл из жизни в тысяча девятьсот восьмидесятом году. С тех пор прошло тридцать пять лет, но его стихи по-прежнему актуальны.
Так в чём же особенности лирики Высоцкого? В чём особенности всего его творчества? А его творчество интересно и многогранно. Им написано более шестисот песен и стихов, сыграно более двадцати ролей на сцене театров, тридцать ролей в кинокартинах и телефильмах, восемь — в радиоспектаклях. Свой жанр на эстраде он чаще всего называл авторской песней. Первое своё стихотворение он написал в 1961 году. Начал Высоцкий писать свои песни только для друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании. Поэтому первые песни были уличными и даже немного хулиганскими.
Можно сказать, что творчество Высоцкого − биография нашей страны. В своих стихах он затронул, по-моему, все важные моменты современной истории. Он рассказал о войне, о трудном послевоенном времени, когда он сам был ещё мальчиком, рассказывал о больших делах и стройках, о тяжких днях и ночах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, моряках, альпинистах, солдатах, пограничниках, поэтах. Высоцкий, как истинный поэт, пропустил время через своё сердце.
Непостижимо, откуда он, молодой, так много и так точно знал обо всём? Про войну − хотя сам не воевал. Про тюрьмы и лагеря − хотя сам не сидел. Про деревню – хотя сам коренной горожанин.
Как успел он прожить столько жизней? И каких! И как невероятно много может сделать один человек
К сожалению, мне не пришлось жить в одно время с этим талантливейшим человеком. Но я много читал о нём, смотрел фильмы и спектакли с его участием, слушал его песни и, конечно же, читал стихи.
Можно по-разному относиться к поэту: любить или не любить его самого,
признавать или не признавать его творчество. Но вот только равнодушным имя Владимира Семёновича Высоцкого оставить не может никого. О нём можно говорить много, потому что Высоцкий − неординарная личность и одарённая натура.
Известен такой факт из жизни поэта, что в январе 1980 года, когда Высоцкий делал запись для «Кинопанорамы», пел песню «Мы вращаем Землю», было сделано четыре попытки. Но ни один из вариантов его не устроил, и лишь пятая попытка его немного удовлетворила. Вот уж кто не берёг, не щадил себя ради слушателя.
По-моему, это было не единственный раз, и каждую свою песню он пел на последнем пределе сил человеческих. А сколько у него таких песен и сколько раз он так их пел? Какими трудами и нервами они создавались?
Его способность самоотдачи феноменальна. Чтобы так отдавать, надо это иметь, но надо иметь и удивительную способность слушать, брать, видеть, впитывать – везде, всегда, от всех.
Слушая В.С. Высоцкого, я впервые понял, что знаменитый персонаж древнегреческой мифологии Орфей, играющий на струнах собственного сердца, − это не выдумка красивая, а правда.
Высоцкий был талантливым певцом-бардом. Я не могу представить его без гитары. И когда я читаю его стихи, то слышу его хрипловатый голос.
Песня − самое главное в его жизни. По этому поводу он говорил: «Если на две чашки весов бросить мою работу: на одну театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую – только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит!» Писать по заказу Высоцкий не мог и не хотел, писал только о том, что его волновало, интересовало, о чём болела душа и сердце. В песне «Я не люблю» полностью раскрыты его взгляды на жизнь, показано его отношение к людям, к себе, что ему было дорого, и что он ненавидел:
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
В которое болею или пью.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и ещё –
Когда чужой читает мои письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда на половину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или – когда всё время против шерсти,
Или – когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово «честь» забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья –
Нет жалости во мне, и неспроста.
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в неё плюют.
В его песнях ощущаешь, будто он сам всё время прислушивается, боясь пропустить чей-то сигнал бедствия. Это он сам мчится кому-то на помощь, боясь опоздать. Это он сам справляет виноватые поминки по павшим, боясь кого-нибудь из них позабыть, не понять…
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше −
Наш SOS всё глуше, глуше,
И ужас режет души
Напополам.
Он бьёт в набат, будит память, совесть. У каждого человека − свой голос, своя песня, но как мало мы знаем об этом, как поздно, банально, бессильно спохватываемся. В этом-то и состоит, быть может, самая первичная трагедия всех трагедий:
Кто-то высмотрел плод, что неспел, неспел,
Потрусили за ствол — он упал, упал...
Вот вам песня о том, кто не спел, не спел
И, что голос имел, не узнал, не узнал.
Может, были с судьбой нелады, нелады
И со случаем плохи дела, дела —
А тугая струна на лады, на лады
С незаметным изъяном легла.
Он начал робко — с ноты "до",
Но не допел её, не до...
Не дозвучал его аккорд, аккорд
И никого не вдохновил.
Собака лаяла, а кот
Мышей ловил...
Смешно, не правда ли, смешно! Смешно!
А он шутил — недошутил,
Недораспробовал вино
И даже недопригубил.
Я уже говорил о том, что мир стихов В. Высоцкого огромен и многоголос. И среди этого разнообразия, конечно же, есть тема любви. Ведь любовь − это чувство, которое Высоцкому довелось испытать в полной мере. Не случайно все его стихотворные произведения буквально «светятся» и «искрятся» от пережитых их автором эмоций.
Уже в расцвете сил и лет Высоцкий встретил настоящую подругу жизни, свою судьбу и музу, Марину Влади. Своим творчеством данного периода он даёт понять читателю, что всё написанное им в стихах пережито и выстрадано не раз. Сила любви поэта не знала границ. «Живые» строки наглядно демонстрируют необыкновенную силу характера их автора и вместе с тем − его необыкновенную чуткость:
Я дышу − и, значит, я люблю!
Я люблю − и, значит, я живу!
Большая любовь вдохновляла Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально-поэтических произведений, которые обогатили своими мелодиями, содержанием, формой его песенное творчество:
Дом хрустальный на горе для неё.
Сам, как пёс бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи.
Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвящал ей всё новые и новые стихи:
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно…
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно.
Греет душу и подкупает та искренность, с которой Высоцкий выражает и передаёт нам свои самые сокровенные мысли.
Песни Владимира Семёновича о Великой Отечественной войне оставляют сильное впечатление. Память и боль о пережитом отдельно взятых людей становятся общей памятью и болью.
Моя любимая песня, которую я часто слушаю, – «Он не вернулся из боя». Ужасное одиночество чувствует человек, потерявший друга. Эта песня − крик души:
Почему всё не так?
Вроде всё, как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух
И та же вода,
Только он не вернулся из боя…
Сила творчества В.С. Высоцкого − в его честности. Его песни – не просто мысль, облачённая в стихотворение – музыкальную форму, но состояние души. Он считал: «Неважно, кто и как исполняет, в какой форме! Важно – что! И интересно это людям или нет».
Закончить свою работу я хотел бы словами Роберта Рождественского: «Лучшие песни Владимира Высоцкого — для жизни. Они − друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, − есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А ещё в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память...»
Сказка "Колосок"
Позвольте, я вам помогу
Браво, Феликс!
Рисуем крокусы акварелью
Усатый нянь