Актуальность выбранной темы объясняется тем, что сайгак – один из исконных обитателей степных просторов Евразии. Эта древняя антилопа сформировалась как вид около 2.5 млн. лет назад и обитала вместе с мамонтами, шерстистыми носорогами, саблезубыми тиграми. Сохранившись до наших дней, популяция сайгаков сейчас находиться на грани исчезновения. Природа сделала все возможное, наделив сайгака уникальной способностью к выживанию и воспроизводству. Но сегодня сайгак попал в настоящую беду. Целью нашей работы было привлечь внимание детей и взрослых к сохранению природного национального достояния России - популяции сайгака Северо-Западного Прикаспия. Удивительно как мудры и дальновидны были наши далекие предки. Мы, нынешнее поколение, считающее себя намного грамотнее их, на мой взгляд, неизмеримо беднее духовно. Чтобы стать истинными патриотами своей земли, нам необходимо постигать эту мудрость, знакомясь с богатым фольклором нашего народа, читая произведения писателей, размышляя над ними, встречаться и беседовать с людьми старшего поколения и с людьми занимающимися охраной окружающей среды.Сайгак, это уникальное достояние природы Калмыкии и всей России, может исчезнуть с лица земли в угоду чьим-то интересам. И сайгак не должен попасть в категорию ископаемых животных! По словам директора «Центра диких животных Республики Калмыкии» Арылова Ю.Н.: «Судьба этого уникального животного и благополучие степи в наших руках».Сайгак - это некрупная антилопа, высоконогая, легкая и подвижная. Ни с кем не спутаешь сайгака благодаря крупной голове с вздутой горбатой мордой, оканчивающейся как бы небольшим носом-хоботком. Для ученых до сих пор остается загадкой строение их носа, так как этот нос необычен тем, что приспосабливается к любой среде, благодаря ему их легкие остаются до глубокой старости идеально чистыми. Сайгак удивительное животное, и он не только отличный бегун, но и отличный пловец. Он может проплыть полкилометра и больше, так что без труда преодолевает широкие реки. У сайгаков хорошо развито обоняние: запахи играют большую роль в их жизни. По запаху мать находит своего детеныша, по запаху определяет съедобные растения, наверное, и приближение опасности они тоже узнают по запаху. Рога бывают только у самцов. Они служат оружием на поединках соперников. Живут сайгаки на равнине с плотными почвами. Они приспособлены к бегу по ровной поверхности, где развивают скорость до 70 км/час. Сайгаки очень выносливы, весной и летом продолжительное время могут не пить, получая влагу из зеленых сочных трав.
Вложение | Размер |
---|---|
сайгак | 867.13 КБ |
«Где бы ни был я,
Степь вспоминаю
И сайгачьи стада на бегу.
В сентябре ли,
В тюльпановом мае
Степь представить без них не могу»…
Е. Буджалов
Моя Калмыкия – это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая республика. Это Родина моя… Щедрой рукой разбросала Природа-мать на калмыцкой земле необъятные степи. Степь. Что представляет собой степь? Для меня это, наверное, где чистый и свежий ветерок, чистое небо, летом зеленая трава, а зимой белоснежная равнина, как в сказке. В степи можно увидеть многообразие творений природы - это птицы, грызуны, различные виды животных и, конечно же, одно из прекрасных проявлений природы - сайгака. Как говорят- степь полна жизни, надо только ее увидеть и услышать ее скромную прелесть. Бескрайние просторы, шелест листвы, свежий запах цветов, вот что значит калмыцкая степь. Солнце в степи чрезвычайно прекрасное, оно такое яркое, большое, отличающее от того пейзажа, который мы видим в городе. Особенно она хороша весной, когда её можно сравнить с юной красавицей из сказочной страны. Какое обилие цветов и трав, великолепным ковром прикрывающих неприглядную растительность, оставшуюся с прошлогодней зимы! А какой воздух, свежий и чистый. С высокого неба льются звонкие трели жаворонка, хотя сама птица кажется маленькой точкой на голубом фоне. Из- под ног вылетают роем насекомые, юркие ящерицы стараются скрыться в норках; суслики, стоя на задних лапках, вытягивают, следят, нет ли рядом опасности. Но с особым волнением всегда в калмыцкой степи можно наблюдать за сайгаками, этими уникальными животными. Сайгаки – самые древние кочевники необъятных степей Калмыкии. Огромные стада этих удивительных животных паслись бок о бок еще во времена ледникового периода с мамонтами и шерстистыми носорогами. С древних времен это животное было известно под названием «сайга». Это имя ему дал греко-римский географ Страбон, живший более 2000 лет назад.
Сайгак - это некрупная антилопа, высоконогая, легкая и подвижная. Ни с кем не спутаешь сайгака благодаря крупной голове с вздутой горбатой мордой, оканчивающейся как бы небольшим носом-хоботком. Для ученых до сих пор остается загадкой строение их носа, так как этот нос необычен тем, что приспосабливается к любой среде, благодаря ему их легкие остаются до глубокой старости идеально чистыми. Сайгак удивительное животное, и он не только отличный бегун, но и отличный пловец. Он может проплыть полкилометра и больше, так что без труда преодолевает широкие реки.
У сайгаков хорошо развито обоняние: запахи играют большую роль в их жизни. По запаху мать находит своего детеныша, по запаху определяет съедобные растения, наверное, и приближение опасности они тоже узнают по запаху. Рога бывают только у самцов. Они служат оружием на поединках соперников. Живут сайгаки на равнине с плотными почвами. Они приспособлены к бегу по ровной поверхности, где развивают скорость до 70 км/час. Сайгаки очень выносливы, весной и летом продолжительное время могут не пить, получая влагу из зеленых сочных трав.
На бегу сайгак не способен перепрыгнуть даже узкую придорожную канаву. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках еды проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов. Летом они предпочитают злаки, а зимой — солянки. В сухой период года выбирают те растения, влажность которых не менее 50—65%. Отыскивая сочные корма, огромные стада сайгаков кочуют по степям, и, чем больше сохнет трава, тем подвижнее становятся животные. В июне — августе, когда трава выгорает под лучами солнца и не бывает дождей, сайгаки подходят к озерам и рекам на водопой.Самцы живут около 4-5 лет, а самки дольше - до 8-9 лет.
С юга, в марте или начале апреля, подобно птицам, они устремляются к северу. В это время самки, которые должны принести потомство, отыскивают самые глухие уголки степи, где поблизости нет воды, а, следовательно, и нет волков. В начале мая у самок, собравшихся в таких «родильных домах», появляются новорожденные. После матери уходят пастись, навещая деток утром и вечером, чтобы покормить молоком. А на десятый день телята начинают сами щипать травку.
Калмыцкая популяция сайгака – единственная в своем роде, и если она погибнет, эта потеря будет невосполнимой. Оказывается, калмыцкая популяция сайгаков не только территориально никоим образом не пересекается с казахстанской. Специалисты утверждают, что они и генетически не скрещиваются.
В XVII — XVIII столетиях сайгак населял все степи и полупустыни от предгорий Карпат на западе до Монголии и Западного Китая на востоке. На север он доходил в те времена до Киева и Барабинской степи Сибири. Но и этот огромный ареал был остатком некогда еще большего. Во времена мамонта, гиппариона и шерстистого носорога сайгак населял всю Европу до Англии на северо-западе и реки Печоры на северо-востоке. В Азии он жил по долинам таких сибирских рек, как Иртыш, Енисей и Лена, проникая до Новосибирских островов в Ледовитом океане. Остатки его были найдены даже на Аляске. Однако во второй половине XIX столетия человек быстро заселял степи Европейской России, и сайгак почти исчез из Европы. Резко сократился ареал и численность сайгака и в Азии. В итоге в 1919 г., он сохранился в Европе только в самых глухих районах нижнего течения реки Волги, а в Азии — по Устюрту, Бетпак-Дала, в междуречье Или — Каратал, в котловинах западных озер Монголии и немногих других местах. На всем протяжении огромного ареала, который многократно разрывался, оставалось, вряд ли более нескольких сотен сайгаков.
В результате глобальных изменений климата и ослабления сельскохозяйственной (пастбищной) деятельности человека произошло заметное изменение среды обитания животных, которое сказалось на состоянии их популяций. Численность сайгака, ранее наиболее массового вида копытных на территории Прикаспийской низменности (более 800 тыс. особей в конце 50-х годов прошлого века), значительно сократилась.
Сайгак - современник мамонта, доживший до наших дней и его численность в руках человека!
Их численность на данный момент критически мала. В нынешнее время сайгак относится к числу животных, находящихся под угрозой. В 1996 году он вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП), а с 2002 года ему присвоен статус высшей степени угрозы, CR - вид, находящийся в критическом состоянии. Недавно правительство России и Калмыкии запретило охоту на сайгака. Этот запрет будет действовать в период до конца 2020 года.В конце 20-го века после распада Советского Союза в трудный экономический период вырос спрос на мясо и рога сайгака. В Калмыкии существует заповедник «Черные земли», его работа - это изучение степных, полупустынных и пустынных ландшафтов, а также охраны и изучения калмыцкой популяции сайгака. На нынешнее время, как уже упоминалось выше, происходит вымирание этих древних животных. Все это сказывается браконьерством, хоть и ввели запрет на охоту, этих людей не останавливает ничто. Они настолько эгоистичны, что ради своего благополучия убивают сайгаков. Всем известно, что сайгачьи рога объявлены очередной панацеей от всех болезней человечества, конечно, лекарства важны, может с помощью этого ингредиента готовят сыворотку от очень опасного вируса, но не таким же способом добывать их!
С одной стороны, имеем стремительно уменьшающееся стадо сайгаков (к 2001 году уцелело 6% от поголовья 96-го года), не слишком мощные природоохранные структуры и отдельных энтузиастов, стремящихся спасти от полного истребления удивительную российскую антилопу. С другой стороны имеем поставленную на коммерческую основу индустрию браконьерства, где техника, оружие, средства связи, организация «труда» - на самом высоком уровне. Кроме того, и браконьеры, и их подручные – люди юридически грамотные, знающие и о презумпции невиновности, и о всяких дырках и лазейках в законодательстве. Конечно, ведётся борьба с браконьерством, изымается оружие и транспортные средства, пишутся протоколы, возбуждаются уголовные дела. Только вот каков процент пойманных браконьеров от их общего количества?
Мне думается, что спасти сайгака может только наше неравнодушие. Чем больше людей осознают эту проблему как свою личную, тем громче будут звенеть колокола. Вот только пока это произойдет, боюсь сайгаки, останутся только на границе Калмыкии у шоссе Волгоград-Элиста, как памятник нашей недальновидности и нерасторопности.
У калмыков есть добрый идол - Белый Старец, повелитель земли и воды, гор и равнин, всех птиц и зверей. Поклонение ему восходит к тем далеким языческим временам, когда предки монгольских кочевников обожествляли силы природы. Белый Старец даровал людям условия для жизни и благоденствия, оберегал скот от зуда и источники от высыхания. Второй завет тоже прост: береги каждую пичужку. Здесь уже слышатся отголоски буддийского учения: «все живое должно жить». Убийство живых существ считалось тяжким грехом. От священной матери-природы, ее флоры и фауны совсем нетрудно сделать еще один шаг - к человеку…
Калмыки всегда считали сайгака священным животным, покровителем которого был Белый Старец. По древнему поверью нельзя было стрелять в сайгаков, когда они кучно стояли на одном месте, так как считалось, что их в стадо сбивает сам Белый Старец. Легенда гласит: один калмык охотился на сайгаков. В котловине меж двух бугров он увидел большое стадо степных антилоп. Подкрался он ближе к ним и начал стрелять, пули из ружья возвращались обратно и падали около него. Удивленный охотник стал присматриваться и увидел белого старика, который доил сайгу. Это был Хозяин Вселенной. Он пригрозил стрелку, чтобы тот больше не стрелял. В другой легенде рассказывается о том, как охотник подкрался к отбившейся от стада сайге, натянул тетиву, бормоча себе под нос: «У тебя вины нет, а у меня еды нет». Чуткая мать уловила шорох, увидела человека и замерла на месте. Заговорила она человеческим голосом: «Молю тебя, не убивай меня! У меня двое сайгачат! Пропадут они без меня! Но забыл он заветы предков: не отнимай мать у детенышей, не сироти беззащитного.
По калмыцкой традиции мясо сайгака нельзя было заготавливать впрок, делать из него средство для пропитания. Оно имело значение сакрального яства, аршана, который раздавали маленькими кусочками как целебный аршан и который должен быть съеден сразу.
Существует мнение, что такое поклонение сайгакам пошло с того давнего времени, когда, по преданию, Будда спустился на землю и стал читать свои проповеди. В это время из лесу вышли две лани, остановились невдалеке и замерли, слушая речь Будды. И никто их не тронул. С тех пор благословленные животные считаются священными. Также в народе считали, что убийство одного сайгака приравнивалось к убийству пятерых монахов. Неслучайно у ног Белого Старца, скульптура которого находится перед центральным входом в хурул «Золотая обитель Будды Шакъямуни», лежит сайгачонок.
Эти легенды и традиции подчеркивают благородное отношение наших предков к окружающему миру, понимание ими, что все живое вокруг должно жить.
Один из старейших поэтов нашей литературы Санджи Каляев в стихотворении «Сайгачье стадо» восхищается силой и мощью сайгаков. Поэт любуется ими, наделяя сильными, выразительными эпитетами: «ноги…стремительные, силой налитые», а рога мощные: «А поверни сайгак свои рога На волка, В силу их и крепость веря, - Увидел бы он только хвост врага. Да спину убегающего зверя»… Читая эти стихи, невольно окунаешься в первозданный мир природы, ощущаешь родство с этим миром, чувствуешь восторг и умиление…
Наиболее ярко и проникновенно стихотворение Д. Кугультинова «Смерть сайгака, или расстрелянное утро». Мироощущение свое поэт сформулировал в словах: «Весь мир во мне, и в мире я как дома». И этот мир поэта-это мир Добра. Композиция стихотворения основана на приеме антитезы, и в этих двух частях все контрастно: и краски, и действия, и чувства. В первой части поэт – часть этого мира. Жаворонку машет он рукой, суслик кажется ему давним приятелем, птица с пестрым опереньем сидит, нисколько не боясь, рядом с ним, и даже с сайгаком он способен заговорить на его языке. Всю эту гармонию отношений человека и природы испытывает лирический герой стихотворения. Но «добрый мир» Д. Кугультинова соседствует со злом. Грянувший из-за холма короткий выстрел, пропоров насквозь прозрачность утра, принес смерть красавцу сайгаку. «Все доброе исчезло в струйке дыма»: как будто какой-то рассудком нищий великан расплескал, смеясь, голубое озерко, что дышало в камышах струисто:
Как будто тот, кто за бедой беду,
За горем горе сеет повсеместно,
Ударом вышиб лучшую звезду,
Злорадно покалечив свод небесный…
И нет утреннего единения, нет гармонии, и в этом повинен человек.Вся цельность мира разрушена вмиг. Одна маленькая пуля, сотворенная разумом человека, уносит жизнь сайгака. Обрывается не просто жизнь одного животного, нарушается гармония мира.
В стихотворении Лиджи Инджиева «Сайгаки» мы видим нашу широкую степь, слышим запах родной земли. Как неотделимая часть этой раздольной степи - стадо сайгаков. « Но почему все время падал и отставал один сайгак»? А потому, что «в крови вся кожа - вцепилась проволока. В ней он запутался- то бился, лежа, то вновь бежал, топча пырей». Кто в этом виноват? Конечно, человек, с его бесхозяйственностью, с его бездумным отношением к окружающему его миру. Но поэт все же верит, что именно человек может и должен прийти на помощь природе, сохранить, уберечь ее: « Но человек кусочек соли Ему в ладони протянул. Потом нагнулся и распутал Колючей проволоки сталь»… У молодого поэта из Черноземельского района Александра Дагаева есть стихотворения, в названии которых звучит страстный призыв к людям: «Люди, сайгаков спасайте!», «Не тронь сайгаков ради Бога!».
Природа, по выражению Н. Доризо, «строгий бухгалтер». Люди должны помнить об этом, не забывать, что природные богатства не беспредельны. Они должны понять простую истину, что человек не может быть вне природы:
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить.
Ведь без нас прожила бы природа.
Без нее мы не можем прожить.
Жить только сегодняшним днем - безответственно и преступно. Мы, молодое поколение, должны сделать все для того, чтобы потомки не проклинали нас за безрассудство, жадность и недальновидность, связанные с истреблением животного и растительного мира:
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас. (М. Дудин)
Удивительно как мудры и дальновидны были наши далекие предки. Мы, нынешнее поколение, считающее себя намного грамотнее их, на мой взгляд, неизмеримо беднее духовно. Чтобы стать истинными патриотами своей земли, нам необходимо постигать эту мудрость, знакомясь с богатым фольклором нашего народа, читая произведения писателей, размышляя над ними, встречаться и беседовать с людьми старшего поколения и с людьми занимающимися охраной окружающей среды.
Сайгак, это уникальное достояние природы Калмыкии и всей России, может исчезнуть с лица земли в угоду чьим-то интересам.
И сайгак не должен попасть в категорию ископаемых животных! По словам директора «Центра диких животных Республики Калмыкии» Арылова Ю.Н.: «Судьба этого уникального животного и благополучие степи в наших руках».
И свой рассказ я хочу закончить словами молодого поэта М. Арманова:
Сайгаку нужен ареал,
Где б он свободою дышал,
Спокойно пасся бы в степи,
О Боже! Ты его храни.
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Номто Очирова»
Конкурс «Моя малая Родина:
природа, культура, этнос»
Публицистика в защиту природы и культуры
«Сайгак:
ускользающая красота»
Автор:
Максимова Даяна Алексеевна
9 класс
Учитель:
Лиджиева Елена Сергеевна
г. Элиста, 2015
Мастер-класс "Корзиночка"
Весенние чудеса
Ветер и Солнце
Лиса Лариска и белка Ленка
Просто так