Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
shipitsyna_katya_literatura.doc | 70 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
_________________________________________________________________
Истоки творчества, малоизвестные факты биографии
сибирского писателя, фронтовика Николая Петровича Осинина.
Литература
Работу выполнила
Шипицына Екатерина,
обучающаяся 9 В класса
Руководитель: Лузан
Галина Владимировна,
учитель высшей
квалификационной категории
БЕРДСК – 2016
Оглавление
I. Введение
Новосибирская область, в которой я живу, удивительна и прекрасна. Бескрайние поля, густые широколиственные и хвойные леса, многочисленные, милые сердцу озёра, реки и речушки… Невозможно всё охватить и описать словами. Но главное богатство области – люди. Я люблю читать газету «Бердские новости», следить за судьбами и делами своих замечательных земляков. Посещая библиотеку, обязательно подхожу к полке с произведениями сибирских писателей и поэтов, в том числе и бердчан. На одной из выставок я совершенно случайно увидела книгу Николая Петровича Осинина (настоящая фамилия Апсит). В первую очередь меня привлекла простая и очень красивая, на мой взгляд, фамилия автора. Моё знакомство с писателем началось с книги о Великой Отечественной войне «Через все преграды». Когда я прочитала это произведение, то мне захотелось узнать о Николае Петровиче Осинине как можно больше. И я начала свою исследовательскую работу с изучения его жизненного пути, просмотрев материалы о нём в самом быстром и доступном источнике – Интернете. Его судьба показалась мне уникальной многими моментами, но не всё оказалось ясным. Например, где именно состоялся Осинин как писатель. Поэтому истоки творчества, малоизвестные факты биографии Николая Петровича Осинина стал объектом моего исследования.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что данный материал позволяет расширить представление об истории и людях нашей Новосибирской области, о писателях-земляках, о которых мы так мало знаем и чей талант, возможно, вдохновила наша малая родина. А также мне удалось в ходе исследования восстановить недостающую, на мой взгляд, информацию о том, где именно писатель начинает свой творческий путь. В книге А.В. Горшенина «Николай Осинин. Очерк творческой судьбы» и других материалах, основанных на работе этого же автора, очень быстро судьба переносит Николая Петровича со станции Посевная в Новосибирск, здесь же мелькают черепановское и болотнинское педагогические училища. А где именно он начал писать – не совсем ясно. Прочитанная мною повесть «Через все преграды» оказалась его первой книгой. Она была начата Осининым в 1949 году, а в 1951 году одно из новосибирских книжных издательств выпустило повесть.
Моя гипотеза – становление Николая Петровича в качестве писателя состоялось в рабочем посёлке Посевная Черепановского района, и я решила это выяснить. Желание познакомить других с талантливым мастером художественного слова и его произведениями обусловило актуальность данной работы. Я посчитала, что крайне важно знать имя Николая Петровича Осинина, так как он является сибирским писателем, чьё творчество начиналось в нескольких десятках километров от города Бердска, и его главная тема – тема Великой Отечественной войны.
Цель моей работы – через людей, знавших Н.П. Осинина, выяснить, где он состоялся как писатель, узнать новые факты его биографии
Задачи исследования:
Методы исследования: изучение литературы, периодической печати, архива, беседа и интервью, знакомство с личностью и творчеством писателя
II. Основная часть:
Судьба детского сибирского писателя Николая Петровича Осинина была и трагична, и счастлива одновременно. Если мы посмотрим на эту карту (приложение №1), мы увидим несколько городов, выделенных особой метой: Смоленск, Томск, Кемерово, Шауляй, Новгород, Рованьеми, Черепаново, Новосибирск… И это далеко не весь список географических названий. В Смоленской области он родился, в Томске он учился, а в Кемеровской области начал свой трудовой путь. С литовского города Шауляй начинается его фронтовая судьба, под Новгородом, в местечке Мясной бор, Николай Апсит попадает в плен (приложение №2). В финском городе Рованьеми находится в концлагере, из которого он бежит. Есть ещё много мест, связанных с именем этого человека. Но перенесёмся поближе, в Черепановский район Новосибирской области. Именно в нём, на станции Посевная, Николай Осинин (Апсит) состоялся как писатель, здесь он начал писать свою первую повесть «Через все преграды». За этим произведением последовали «Журавлиный яр», «Дорогие мои краснодонцы» и многие другие. После Посевной семья жила в Новосибирске, здесь же завершился жизненный и творческий путь писателя. В этом же городе живут дочери писателя, с одной из которых, Татьяной Николаеойна Апсит, мне удалось встретиться. Но это произошло не сразу. Нас разъединяли несколько месяцев увлечённых поисков.
Итак, начало моей исследовательской деятельности лежит от книжной полки городской детской библиотеки. Прочитав несколько произведений писателя и познакомившись с невероятной судьбой Николая Петровича , я задумалась над тем, что герои подчас живут рядом с нами. В полутора часах езды на электричке от нашего города находится станция Посевная Черепановского района. Туда я и направилась, надеясь на встречу с теми, кто помнит моего героя. Обратившись в школу и администрацию на станции Посевная, я исчерпывающей информации, кроме той, что размещена в Интернете, не обнаружила. Документов, подтверждающих, сколько времени он там жил, не нашлось, так как они были переданы в город Черепаново. А в Интернет-источниках скупо сказано, что жил он на станции, а потом вместе с семьёй переехал в Новосибирск. Из сказанного выпадает целый кусок биографии Николая Петровича. И я понимала, сопоставив некоторые факты и даты, что именно там, на станции Посевная, начинается его писательская судьба.
Тогда я обратилась в музей города Черепанова (приложение №3). Там информации было не больше, чем в выше перечисленных источниках. Но мне была предоставлена книга А. Горшенина «Николай Осинин. Очерк творческой судьбы», которую, как мне удалось выяснить, подарила музею Любовь Викторовна Сюткина. Через работников музея я связалась с дарительницей и узнала, что она бывшая ученица Н.П. Апсита. Любовь Викторовна поделилась некоторыми воспоминаниями об учителе Апсите (приложение №4) и помогла через дальних родственников, проживающих в Черепаново, выйти на дочь писателя Татьяну Николаевну Апсит, встреча с которой состоялась в школе №8 города Бердска 11 декабря 2015 года (приложение №5). Она рассказала о жизни своего отца, в которой было очень много по-настоящему страшных испытаний, но очень много встречалось хороших людей. Как рассказала наша землячка, Николай Осинин был с первого дня на войне: служил офицером связи на литовской границе. Был ранен, вернулся на фронт. И тут боец оказался в страшной ситуации: армия, в которой он служил, под Новгородом попала в окружение. Генерал Власов с частью армии перешел на сторону фашистов, стал предателем. А солдаты остались без боеприпасов и пищи, умирающие от голода и ран.
- Отец вспоминал: доходило до того, что им приходилось есть кору с деревьев, - рассказывала Татьяна Николаевна. - В этих условиях немцы постоянно проводили обстрелы. И отец был ранен в бедро. Он укрылся в небольшой воронке. Услышав, что солдат жив, молодая медсестра поспешила к нему на помощь. И в этот момент в нее, прямо в грудь, попал осколок снаряда. Почти двое суток они провели в этой яме, и сестричка молила отца, чтобы он ее застрелил, потому что боль была невыносимая. А он плакал, но не мог… Застрелили нашу медсестру уже немцы, которые пришли на это место. Отец не мог идти, и его вытащили из воронки такие же солдаты, как он: потому что знали, что если он не встанет, его застрелят. И, представьте, что люди, которые столько пережили, изголодались, несли раненого отца на носилках, на себе, двое суток.
- Так отец со своими соотечественниками оказались в концлагере в Финляндии, - вспоминала Татьяна Апсит. - В этом лагере он провел два года. А потом возглавил подпольную организацию, и в 1944 году, когда на озеро лег снег, военнопленные устроили побег. Они бежали в сторону Швеции, и бежало их всего более 300 человек. А дошло до Швеции всего 32 человека. Немцы пустили по их следу собак, здоровых, откормленных. Собаки накидывались на истощенных пленных, и большинство из них просто загрызли. Когда отец услышал лай собак, первое что он сделал, стал искать хорошую палку. И свою собаку он… убил. И потому остался жив. А самое удивительное состоит в том, что когда он был очень маленьким, ему цыганка нагадала серьезное испытание, связанное с животным. Мальчишку в детстве не подпускали к лошадям, а оказалось, что это собака…
Когда Николай Петрович вернулся домой, казалось, впереди – только счастливая жизнь. Он встретил супругу, с которой прожил 45 лет. В Кемеровской области он преподавал, и был очень хорошим учителем. Педагога даже решили представить к званию Заслуженного Учителя. И тут выяснилось, что он находился в плену. И вместо высокого звания, вынесли вердикт: работа в образовании закончена. (А в очерке А.Горшенина названа другая причина окончания преподавательской карьеры – преподавание запрещённого в то время Пришвина)
- Это так несправедливо, - считает Татьяна Николаевна. – Когда Власов перешел на сторону немцев, многие люди не выдерживали, так как у них был страшный выбор: воюешь за Гитлера, или концлагерь, смерть. Но папа решил тогда: «У меня в армии два дяди и два брата. Как я могу стать предателем? Ведь это все равно, что воевать против своих». И он отказался, прошел ад концлагеря, но его лишили любимой работы. Маму на то момент направили в Посевную. Она работала одна, папа, молодой мужчина, талантливый учитель, сидел дома, оказался не у дел… И тогда он решил писать. Отец мне рассказывал, что во время войны с ним случился эпизод, который оказал на него огромное впечатление. Осенью 41-го года он находился в доме у женщины, которая рассказала ему историю о мальчике, девятилетнем сыне советского политрука. Этого мальчика в Литве отдали в работники к местному богачу. И этот мальчик пытался бежать в Россию. Его поймали, страшно избили. Но он снова сбежал, поздней осенью женщина нашла его на своем в огороде. И хотя она его выхаживала, спасти ребенка не удалось: у него было воспаление легких. Но даже в бреду все время он повторял, что хочет домой, не хочет быть под фашистами… И этот мальчик стал прототипом Илюши – героя его повести. А потом появились другие персонажи и произведения: в них автор пытался сказать людям страшную правду о войне, на которой гибли и страдали дети.
III. Заключение
В результате своих исследований я пришла к выводу, что более пристальное и глубокое изучение, понимание литературного наследия родного края позволяет не только внимательно относиться и любить, но и знать свою малую родину. Выполняя работу, я достигла цели - выяснила, где Николай Петрович Осинин состоялся как писатель, узнала новые факты его биографии, например, за что он был лишён преподавательской деятельности в болотнинском педучилище, каким он был учителем в школе. Последний факт был интересен и неизвестен даже его дочери. Я нашла людей, близко его знавших, посетила места, связанные с началом творчества, расширила знания об истории своей области не только лично для себя, но и для других школьников. В этом мне помогла встреча с дочерью писателя, которая прошла на одном дыхании и развила у участников встречи желание прочитать книги Н.П. Осинина. Следовательно, я выполнила стоящие передо мной задачи. Моя гипотеза о начале творческого пути писателя со станции Посевная Черепановского района полностью подтвердилась.
У меня также есть планы на будущее относительно дальнейшей работы по изучению жизни и творчества Николая Петровича Осинина. Я хотела бы пройти его фронтовой путь, посетить Мясной бор, где Николай Апсит попадает в плен, финский город Рованьеми, где он находился в концлагере. И более приземлённые планы – оцифровать произведения писателя для массового прочтения, так как книг в библиотечных фондах очень мало. Очень надеюсь на то, что мои замыслы осуществятся
А ещё я считаю, что народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья». А что такое «корни и крылья?» Я думаю, знание истории своего народа и любовь к родному краю – это его корни. А крылья – это книги, потому что чтение книг окрыляет человека.
Хочется верить, что знакомство с книгами наших писателей приблизит современное поколение к литературному богатству сибирской земли.
Список использованной литературы:
Очерки:
Периодические издания:
Сайты Интернета:
Рисуем подснежники гуашью
Три орешка для Золушки
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Знакомые следы
Загадка старого пирата или водолазный колокол