Обзор и сравнение героинь Пушкина, вступивших в пору влюбленности
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin.doc | 99.5 КБ |
ГБОУ ДППО ЦПКС «Информационно - методический центр» Приморского района г. Санкт- Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №655
Приморского района Санкт-Петербурга
на конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ
Дай Вам Бог любимой быть
Подготовила ученица 9 «В» класса
Кисельникова Елизавета
Научный руководитель
Симоненко Надежда Евгеньевна,
Учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург
2016
СОДЕРЖАНИЕ
3.1. Типичные женские черты у барышень Пушкинской эпохи
3.2..Личностные черты Пушкинских барышень
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы:
1Раскрыть особенности женской психологии в произведениях А.С. Пушкина.
2.Изучить литературу по теме исследования
3. Провести аналитический обзор женских образов, выведенных в произведениях 19 века
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по теме исследования
2. Изучить изображение провести аналитический обзор женских образов, выведенных в произведениях 19 веков
Гипотеза: Писателям важно донести до читателя душевные качества своих героинь, сильных духом, способных на самопожертвование,
Методы исследования:
Актуальность
. В творчестве Пушкина заключена целая галерея замечательных художественных образов. Среди них ярко выделяются женские типы и характеры. Нужно сказать, что отношение писателя к женщинам всегда было особым, появилось, достаточно, исследований, в которых изучается этот вопрос, прослеживается какое место занимали женщины в жизни и творчестве Пушкина, какие взаимоотношения были у писателя с женой, как повлияли те или иные современницы писателя на его творчество.
Новизна работы состоит в том, что в ней рассматриваются и сопоставляются женские образы героинь примерно одного возраста в творчестве А.С. Пушкина, моих сверстниц.
Не так давно я провела опрос:
( смелость, языковая стильность, жизненная компетентность, коммуникативные навыки, умение анализировать и прогнозировать свое и чужое поведение.)
В опросе участвовало 30 респондентов.
По гендерному признаку:
Мужчин – 2
Женщин -25
По возрастному признаку:
15-18 лет – 15 чел.
18-30 лет – 5 чел.
12-15 лет -10 чел.
По уровню образования:
Высшее -1 чел
Среднее – 5 чел.
Неполное среднее - 24 чел.
Были получены ответы:
Б) Капитанская дочка
В) Ромео и Джульетта
2. а) Жанна Д,арк
Б) З. Космодемьянская
В) М. Тэтчер
3.Б) «языковую стильность» - 8 чел.
В) «умение анализировать и прогнозировать свое и чужое поведение» - 11 чел.
Г) «жизненную компетентность» - 18 чел.
Д) «коммуникативные навыки» - 26 чел.
Е) «смелость» - 27 чел.
Несомненно, что своеобразие отношения к женщинам, уважение к ним, поклонение им, а иногда и презрение к некоторым из них наложили свой отпечаток на образы героинь произведений Пушкина.. То же самое прослеживается и в работах В.Н. Бочкова (10), Ч.Н. Волкова (11), Ю.М. Лотмана (17), Е.А. Маймина (18), Н.Я. Соловей (23), Н.В. Фридман (27).- все исследователи так или иначе уделяют достаточно внимания женским образам в произведениях А.С. Пушкина. Наиболее частый образ, подвергающийся тщательному анализу, это образ Татьяны Лариной. Чуть реже – Маши Мироновой, Марии Троекуровой, менее всего уделено внимания в литературоведении образам героинь из «Повести Белкина».
Необходимо выделить работу американского исследователя Пола Дебрецени (12), где автор делает попытку проследить общие черты, встречающиеся в женских образах А.С. Пушкина: черкешенке из «Кавказского пленника», Зареме и Марии из «Бахчисарайского фонтана», Земфире из «Цыган»..
Цель исследовательской работы: провести аналитический обзор женских образов, выведенных А.С. Пушкиным в своих произведениях.
Цель работы предопределяет следующие задачи:
При выполнении работы применялись методы наблюдения, сравнения и описания.
Новизна работы состоит в том, что в ней рассматриваются и сопоставляются только женские образы в творчестве А.С. Пушкина
В Русском обществе женщины занимали в общество бесправное, второстепенное положение. В.Г. Белинский подчеркивал: «У нас не понимают и не хотят понимать, что такое женщина, не чувствуют в ней никакой потребности, не желают и не ищут ее, оттого, что у нас нет женщины. У нас «прекрасный пол» существует только в романах, повестях, драмах и элегиях» (6,336
А.С. Пушкин создал несколько женских типов, совершено новых, не имеющих аналогов в русской литературе до него. Образы А.С. Пушкина – это запоминающиеся, яркие героини, каждая из них – личность, они равны мужским образам и даже превосходят их по силе своего художественного изображения и по силе своих ярких характерных черт. Все женские образы А.С. Пушкина можно разделить на два типа – «барышни», сразу скажем, их большинство, и «светские дамы». Рассмотрим вначале героинь, входящих в тип «барышень».
Наиболее известные «барышни» А.С. Пушкина – это Татьяна Ларина в «Евгении Онегине», Мария Троекурова в «Дубровском», Марья Гавриловна из «Метели» и Лиза Муромская из «Барышни-крестьянки».
Итак, постараемся выявить вначале типические, обобщенные черты этих героинь, т.е. их характерные черты женщин определенного класса. Все названные героини принадлежат к дворянскому классу, все они провинциалки, получившие примерно одинаковое образование. Как мы видим, все они прекрасно изъясняются по-французски, зачитываются романами, проводя так свой досуг. Все они представлены автором в ту пору, когда приходит пора влюбиться, дать выход своим чувствам. Каждая из героинь – это романтическая натура, живущая чувствами, у каждой свой мир, границы которого очерчиваются книгами.
В отношении места жительства, воспитания, образования и досуга все героини типичные представительницы своего класса, о чем сам автор говорит, что это и является их особенностью, индивидуальностью, т.е. своих «барышень», как тип, А.С. Пушкин характеризует следующим образом: «Те из моих читателей, которые живали в деревне, не могут себе вообразить, что в прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение в них рано развивают чувства «страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам. Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, а посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание. Конечно, всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями, но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность (individuality) без чего, по мнению Жан-Поля, не существует и человеческого величия» (1,527).
Татьяна Ларина предстает перед нами совершено особенно девушкой, живущей в своем духовном мире.
Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной казалась девочкой чужой…
<…> Ей рано нравились романы; они ей заменяли все;
Она влюблялась в обманы И Ричардсона, и Руссо. (3,352-353)
Обратимся к следующей типичной черте «барышень», как называл ее сам автор, рано развившиеся чувства и страсти, что является результатом чтения романов. Названная особенность прослеживается у каждой из четырех девушек.
Встреча с Онегиным стала для Татьяны особенной – она влюбилась. Эта влюбленность была тщательно подготовлена романами.
Пора пришла, она влюбилась, давно ее воображенье,
Сгорало негой и тоской, алкало пищи роковой
Давно сердечное томленье теснило ей младую грудь,
Душа ждала… кого-нибудь. И дождалась…
Открылись очи; Она сказала: Это он!
Характерной чертой пушкинских барышень является и то, как страстно и глубоко они переживают свою влюбленность, которая толкает их романтические натуры на самые безрассудные поступки, эти поступки с точки зрения общества и семьи вызывающие и скандальные, но это и есть вызов героинь тем обстоятельствам, в которых они живут.
Татьяна переживает бурю чувств, она растворена в своей любви, ничто больше не волнует ее кроме предмета ее поклонения.
Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить,
Приподнялася грудь, ланиты мгновенья пламенем покрыта,
Дыханье замерло в устах, И в слухе шум, и блеск в очах… (3,365)
«Тоска любви» не дает Татьяне заснуть, и она же заставляет девушку совершить поступок, не позволительный для девушки с точки зрения общества, она первая признается в любви Онегину, пишет свое знаменитое письмо.
Мария Кирилловна в «Дубровском»тоже живет в своем мире, недоступном для других: «…она привыкла скрывать от него (отца) свои чувства и мысли Она не имела подруг и выросла в уединении… Огромная библиотека, составленная большей частью из сочинений французских писателей 18 века, была отдана в ее распоряжение. Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими» (2,652).
Подготовленная романами, отдает свое сердце мнимому французу Дефоржу, восхищенная его отвагой: «Воображенье ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоявшего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее. Между ими основались некоторые сношения. После того читателю уже не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь» (2,656). Марья Кирилловна тоже под воздействием сердечной страсти решается на поступок, достойный осуждения. Она соглашается на встречу с Дефоржем наедине, втайне от отца, а затем скрывает секрет «француза», несмотря на то, что он разыскивается как разбойник.
Марья Гавриловна из «Метели», «стройная, бледная и семнадцатилетняя девица» «была воспитана на французских романах», обладала «романтическим воображением» (1,502-503). И автор сразу же сообщает, что «и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейс кий прапорщик, находившийся в отпуске в своей деревне» (1,502). Девушка решается на еще более дерзкий поступок – тайное венчание с возлюбленным.
Романтична и Лиза из «Барышни-крестьянки» о чем свидетельствует ее «придумка» с переодеванием, и эта ее особенность вытекает, как и у предшествующих героинь, из того, что она «воспитана на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь», а знание жизни Лиза черпает из книжек» (1,527), живет чувством и страстью
. После первой встречи с Алексеем под видом Акулины она чувствует растерянность, мучение. Но любви не избежать:«не прошло еще и двух месяцев, а мой Алексей был уже влюблен без памяти, и Лиза была не равнодушнее, хотя и молчаливее его» (1,533). Лиза безрассудна, ее встречи в лесу наедине с Алексеем достойны порицания с точки зрения общества, тем более, что обман этот длится достаточно долго и они тщательно скрывали его.
Итак, как мы видим, в жизни и чувствах героинь много общего, автор тем самым подчеркивает самые типичные черты своих «барышень
Провинциальность, недостаточность образования в том плане, что родители предоставляют дочерям самим «образовываться» посредством чтения, круг которых тоже одинаков у «барышень» - французские романы. Исключение составляет лишь Лиза, читающая «Наталью, боярскую дочь». Чтение романов подготавливают героинь к тому, что все они рано отдаются чувствам, мечтают о любви, и порывы души их толкают на поступки в чем-то безрассудные, в чем-то скандальные с точки зрения общества, если бы о них стало известно. Таким образом, перед нами очень яркий тип. Женщины эпохи Пушкина, названные самим автором «барышни», в этом типе воспроизведены характерные черты определенной группы людей определенного общества
Но при все типичности «барышни» А.С. Пушкина являются яркими характерами, каждая героиня обладает определенными чертами характера, присущими только ей.
Итак, Татьяна Ларина. Это особый характер не только в русской, но и в мировой литературе. Наиболее глубоко проследил этот женский характер В.Г. Белинский в статье «Сочинение Александра Пушкина». Татьяна получает оценку, как «колоссальное исключение» в пошлом мире, как «существо исключительное», как свежая, неиспорченная натура, со всей силой незаурядного характера рвущая путы традиций и предрассудков, хотя критиком и отмечены эпичность воспитания и типичная оторванность от реального мира. В.Г. Белинский видит в Татьяне «тип русской женщины», и обличает общество, которое заковывает цепями долга чувства и любовь.
В своей статье В.Г. Белинский, раскрывая образ Татьяны, сравнивает ее с сестрой Ольгой. Если Ольга – существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало, которому все было ясно и понятно по привычке, то Татьяна, хотя и немногосложная натура, но глубокая и сильная. «Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения» (6,346). Никто из окружающих Татьяну не мог понять. Для них она была сложным, странным, лишенным чувств существом, но тем не менее Татьяна – натура глубокая, любящая, страстная. И живи она в других условиях, среди иных людей, возможно, судьба ее сложилась бы более счастливо.
А было ли в том обществе место истинной любви. Нашла ли она свое отражение в литературе? Вот какого мнения придерживается В.Г. Белинский: «Иностранные произведения все наполнены были любовными чувствами, любовными приключениями, и мы давай тем же наполнять наши сочинения. Но там поэзия жизни, любовь стихотворная была выражением любви, составляющая жизнь и поэзию общества; у нас любовь вошла только в книгу, да в ней и осталась» (6,350). Но в Татьяне, как в исключительной натуре, любовь проявилась со всей силой. В Татьяне «удивительно верно изображена русская барышня разгаре томящей ее страсти». Она решается написать Онегину, и письмо ее проникнуто настоящим чувством. И хотя в ответ получает лишь исповедь Евгения, пламя любви в ее душе продолжает гореть. «Несчастие дает новую энергию страсти у натур с экзальтированным воображением, - пишет Белинский. – Им даже нравится исключительность их положения; они любят свое горе, лелеют свое страдание, дорожат им. Может быть еще больше, нежели сколько дорожили бы они своим счастьем, если б оно выпало на их долю…» (6,361). Со временем Татьяна поняла, что у человека есть другие интересы, кроме страданий и скорби любви. И уже в объяснении Татьяны с Онегиным полностью раскрывается ее характер. «В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, - все: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной натуры, (6,363). Белинский также считает, что жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить – значит для неё жить, а жертвовать – значит любить. Для этой роли природа создала Татьяну; но общество пересоздало ее.
Ю.М. Лотман комментирует образ Татьяны как исключительный, начиная с имени. Само имя девушки выделяет ее особенность: «Имя Татьяны литературной традиции не имело» (17,604), что сразу указывает на новый облик женского образа. Характерные черты героини проявляются именно тогда, когда она совершает поступок непростительный во всех отношениях: «Посылая письмо Онегину, Татьяна ведет себя соответственно нормам поведения героини романа. Однако реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала 19 в. делали поступок немыслимым! И то, что она вступает без ведома матери в переписку с почти неизвестным ей человеком, и то, что она первая признается ему в любви, делало ее поступок находящимся по ту сторону всех норм приличия» (17,626). Именно то и заставляет видеть в Татьяне яркий характер, т.к. ее поступок требовал огромного мужества, концентрации сил, чтобы побороть в себе привитые с детства нормы поведения.
Своеобразную трактовку образа Татьяны дает американский литературовед Пол Дебрецен. Символ русской женщины, наиболее почитаемый женский образ в русской литературе, любимый многими, олицетворение чистой и яркой любви, святой и одновременно порочной, безрассудной, - все это Татьяна Ларина. Самая женственная из женщин в русской литературе по сей день, не имеющая по силе своего характера равных образов, названа П. Дебрецен «сентиментальной особой слабого пола» (12,97), которая «ищет любви в неподходящий для другого момент» (12,147). Подобной оценки этого образа еще не существовало, и с ним, конечно же, невозможно согласиться, чтобы дать правильную и глубокую оценку образу Татьяны, нужно знать характер русской женщины – сильный и слабый, одновременно романтичный и сугубо прагматичный, сила воли и мужества которого стоят много выше мужских волевых черт характера. Таков образ Татьяны, он превосходит во многом образ Онегина, и верно было замечание самого автора, что «Евгений ее не стоит» (12,31). Характерные черты в облике Татьяны – это ее открытость, искренность и честность, что берет свое начало не во французских романах, а в ее глубоком народном русском характере.
Обратимся теперь к образу Марии Кирилловны, который типичен, но при этом является ярким характером. Перед нами цельная личность, живущая по своим законам, закону своего сердца. Яркой характерной чертой Марии является скрытность ее натуры, глубокая углубленность в себя: «она привыкла скрывать свои мысли и чувства» (2,652), отсюда ее сдержанность, скромность поведения, ничем не выдающего ее страстную натуру. Нужно все же отметить, что из всех четырех анализируемых нами образов, Мария Кирилловна наименее всех раскрывает истинность и искренность чувств. В произведении нет прямо выражаемой ею любви, но она угадывается по поступкам Маши по отношению к Дубровскому: она хранит вою тайну ото всех, она вникает в глубину его души, она сумела понять его и его поступки. Но при этом Маша больше всех подчинена законам общества, в большинстве случаев прослеживается, что она не в силах противопоставить себя поведенческим нормам общества. Единственный решительный шаг продиктован не любовью к Дубровскому, а неприязнью к Верейскому, которая столь сильна, что девушка решается на протест – письмо к нему с просьбой отменить свадьбу. Этот поступок достаточно решителен, так как это не только протест против потенциального мужа, но и против отцовской воли, закона, позволяющего насильственным путем утраивать жизнь дочерей. Но отметим, что это единственный момент, когда девушка находит в себе силы протестовать. Слабость протеста, последующая бездейственность и подверженность законам обществ делают образ Маши слабым по сравнению с Татьяной. И если у последней все ее силы берут начало в глубоких чувствах, то у Маши не прослеживается равная сила любви. Иногда даже возникает сомнение, любит ли она по-настоящему или же эта любовь «обстоятельственная», т.е., говоря простым языком, лучшего претендента, чем Владимир Дубровский она не нашла, и только то, что он единственный подходящий ей по возрасту и взглядам, делает Владимира близким ей, но не пламенно любимым. Слабость образа Марии Троекуровой в том, что она не смогла освободиться от давящих на нее законов общества, она сочла приемлемым принять их, чем протестовать. Пол Дебрецени комментирует это так: «Мария Троекурова может считаться за мужем только в очень узком юридическом смысле, т.к. обет был произнесен священником, а не ей самой, у нее нет никаких оснований ни любить, ни уважать Верейского, а Дубровский не даст ей никакого повода сомневаться в своей честности. Ее решение играть роль верной жены слабо мотивированно и психологически и этически, скорее всего оно основано на литературной традиции» (12,172).
В данном случае я бы согласилась с американским исследователем. Если сопоставить Марию и Татьяну, то последняя отвергает любовь Онегина по очень веским причинам. Во-первых, она предполагает, что только ее новоявленная светскость стала причиной его любви, во-вторых, она ценит и уважает своего мужа и не желает причинить ему боль, сам отказ Онегину сопряжен у Татьяны с мучительными переживаниями. Всего перечисленного с Марией Троекуровой не находим, что и позволяет сказать о слабости ее образа в плане характера. Имеющиеся черты ее личности – скромность, порядочность, честность, доброта, не делают характером, более сильны в образе Маши типические черты – поэтому можно сказать, что она просто тип «барышни», не перешедший в характер, и тип этот проигрывает по сравнению с образом Дубровского.
Мария Гавриловна из «Метели» более решительна. Она решается на поступок, который с точки зрения общества и семьи сверхбезнравственен: она бежит из дома, чтобы тайно обвенчаться с возлюбленным, случайность делает это венчание роковым, что заставляет ее вернуться в родительский дом и тщательно скрывать произошедшее. Несостоявшийся жених проявляет себя в достаточно неприглядном виде. И здесь ярко видно, что образ Марии Гавриловны явно превосходит мужской. Она проявляет небывалую для женщины силу воли, с необыкновенным мужеством переносит отказ и отъезд бывшего возлюбленного, сломленного нелепостью своего положения, в которое он попал. А затем долгие годы расплачивается за свою ошибку одиночеством, и даже тогда, когда в ее жизни появляется скромный и порядочный Бурмин, она, при любовном признании открывается, что не может стать его женой. Здесь и проявляется глубина ее личности, сила ее характера. Она желает сохранить верность своему неизвестному супругу и ее действиями руководит ее глубокая порядочность – она не может переступить закон чисто нравственный – стать двоемужницей, ввернуть себя в грех она не может. И здесь не верность долгу, а верность самой себе, своей совести. По своим нравственным качествам она становится не только типом «барышни», она – яркий характер. Такие качества как чистота, чувство собственного достоинства, ответственность перед собой и умение отвечать за свои ошибки и безрассудные поступки являются характерными чертами, которые раскрывают и обрисовывают личность героини, как цельную и самодостаточную.
Лиза Муромская предстает перед читателем достаточно легкомысленной и авантюрной девушкой, хотя и способной на решительный шаг. Но, тем не менее, нельзя сказать, что она протестует против существующего закона общества, скорее всего, ее поступок – это дань себе, удовлетворение своего интереса, своей прихоти, который повлек за собой достаточно серьезные последствия, т.к. если бы все открылось, отец не был бы к ней столь лоялен и благосклонен. Лиза – это взбалмошная, избалованная «барышня», которая подвергает себя опасности порицания обществом только из любопытства, а не от избытка страсти и всепоглощающего огня любви. Все это и делает ее характером, личностью, т.к. настоящее чувство, пришедшее позже, меняет девушку, она становится более серьезна в поведении, в поступках.
Отмечу, что Дебрецен дает невысокую оценку последним двум женским образам. Сами повести П. Дебрецен причисляет «не более чем к игривым анекдотам» (12,91), все ситуации считает либо надуманными, либо заимствованными, а самих «барышень»: Машу и Лизу – находит внешним «воспроизведением» Татьяны, но внутренне не больше, чем «пародией» на сентиментальные романы (12,90-99). С этим, пожалуй, невозможно согласиться! Американский исследователь не сумел проникнуть в душу русской женщины начала 19 века; свои суждения строит только на чисто формальном анализе стиля, синтаксиса и при этом не учитывает национальные особенности героинь, эмоциональное своеобразие их души и сердца. А Пушкин смог уловить и ярко воссоздать не только сам тип «барышни», но и показать разнообразие характеров, своеобразие личностей
2.1.Анализ анкет и ответов на них учащихся 9- 11 классов.
1. На кого тебе хотелось бы быть похожей?
А) на Лизу
Б) на Машу Миронову
В) на Софью
2.На что бы ты могла пойти ради любимого?
А) Спасти его ценой личных неудобств – 18 чел.
Б) отдать за него жизнь - 2 чел.
Среди учениц 9-ых классов на ответили:
34% На Машу
30%-На Софью
20%-На Лизу,
16%- затрудняюсь ответить
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из целей исследовательской работы на основе проанализированного материала делаем следующий вывод:.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
29 .Кулыгина, Алла Гавриловна (кандидат филологических наук)
Поэтика портрета в "Повестях Белкина" А. С. Пушкина
Нижний Новгород, 2008
30.Зелинский, Василий Аполлонович (1853-)
Русская критическая литература о произведениях А. С. Пушкина. Ч. 6. Критика о Пушкине В. Г. Белинского
Москва, 1910
За чашкой чая
Сказка на ночь про Снеговика
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Рисуем зимние домики
У меня в портфеле