Проблема воспитания волнует человечество не одно тысячелетие, ее пытались разрешить лучшие умы античности, Средневековья, Возрождения. В последние столетия эта проблема привлекает особое внимание философов, психологов, литераторов, общественных деятелей. И в третьем тысячелетии она остается актуальной.
Автор работы рассматирвает эту проблему, обращаясь к творчеству зарубежных авторов XVIII века, ищет сходства и различия в подходе к теме воспитания в русской и зарубежной литературе.
Исследователь приходит к выводу, что передовые люди XVIII века считали, что целью литературы является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый, живущий в этом мире. Но разные писатели освещали эту проблему по-разному, поскольку имели свои литературные предпочтения, а также – индивидуальный взгляд на закономерности, принципы построения и результат воспитательного процесса,
Вложение | Размер |
---|---|
nou_tema_vospitaniya_v_zarubezhnoy_literature_xviii_veka.docx | 59.09 КБ |
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №36
Исследовательская работа по литературе
«Тема воспитания в зарубежной литературе XVIII века»
Выполнил: ученица 8б класса
Тирская Карина Юрьевна
Руководитель: Власова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
г. Нижний Новгород
2015
Содержание
Введение………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1 18 век – эпоха Просвещения………………………… 4
ГЛАВА 2 Тема воспитания в произведении Жан-Жака Руссо «Эмиль или о воспитании» ………………………………………7
ГЛАВА 3 Филип Честерфилд «Письма к сыну»…………………
ГЛАВА 4 Тема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Выводы …………………………………………………………
Введение
Свою работу я хочу начать с ответа на вопрос: чем меня привлекла эта тема? Меня всегда интересовало, как жили люди раньше? Какие у них были взаимоотношения, как происходил процесс воспитания, чего ждали от подрастающего поколения.
Проблема воспитания волнует человечество не одно тысячелетие, ее пытались разрешить лучшие умы античности, Средневековья, Возрождения. В последние столетия эта проблема привлекает особое внимание философов, психологов, литераторов, общественных деятелей. И в третьем тысячелетии она остается актуальной.
После изучения комедии Дениса Ивановича Фонвизина я решила узнать, а что думали о воспитании зарубежные авторы в XVIII веке. Отличалось ли представление русского человека о воспитанности от…
Из дополнительных источников, которые я использовала для подготовки к урокам, я узнала, что передовые люди XVIII века считали: целью литературы является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конечно же, конфликт между чувствами, эмоциями и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый, живущий в этом мире.
Разные писатели освещали эту проблему по-разному, поскольку имели свои литературные предпочтения, а также – индивидуальный взгляд на закономерности, принципы построения и результат воспитательного процесса,
Цели работы:
Для достижения поставленных целей я ставлю следующие задачи: сопоставить мнения Руссо и Честерфилда по вопросам воспитания в зарубежной литературе; сравнить их с произведением русской литературы (на примере комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина)
В соответствии с поставленными целями и задачами работа состоит из введения, трех глав и выводов.
ГЛАВА 1
18 век – эпоха Просвещения
Что такое эпоха Просвещения?
Эпо́ха Просвеще́ния ключевая эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум».
В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.
Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий, в которых теперь могли принимать участие даже те, кто раньше был лишен возможности учиться — женщины.
Латынь перестала быть научным языком. На её место приходит французский язык. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. Основным стремлением эпохи было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок и т. п.).
Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения1, в особенности это коснулось христианства, которое считается первоисточником ошибок и суеверий. Вследствие чего выбор пал на деизм2, как естественную религию, отождествлённую с моралью.
Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера. Под влиянием идей просвещения были предприняты реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм).
Эпоха просвещения в литературе
Новые идеи, развивавшиеся в произведениях мыслителей XVIII в. — философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, — жадно вбирались эпохой, получали дальнейшую жизнь в литературе. Значение литературы — «орудия просвещения» — по сравнению с другими эпохами необычайно выросло. Интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жёсткие рамки стиля.
Именно тогда стал обсуждаться вопрос: а не заключает ли в себе культурное общество больше опасностей, чем нецивилизованное?
Литература впервые поставила вопрос о цене прогресса.
Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731) «Робинзон Крузо». Общая направленность его политической и литературной деятельности даёт все основания называть Дефо просветителем. Популярность книги о Робинзоне надолго пережила круг идей, породивших её. Это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию.
Главным художественным языком Просвещения был классицизм, унаследованный от XVII века. Этот стиль отвечал рационалистической природе просветительского мышления и его высоким нравственным принципам. Они прославили силу человеческого разума. Все, что не отвечало принципу разумности, что не содействовало благосостоянию народа, осуждалось.
Крупные писательские имена: Дефо, Лессинг, Стерн, Руссо, Бомарше, Шиллер, Сумароков, Фонвизин, Крылов, Державин и др.
Сентиментализм — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление в XVIII и в начале XIX века. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Условием формирования идеальной личности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Филип Честерфилд (Англия), Жан-Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия). Таким образом в литературе 18 века существовало два течения: классицизм и сентиментализм. Идеал писателей-классицистов – гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями «злонравия и тирании». Такому человеку необходимо подчинить свои чувства долгу. Сентименталисты все подчиняли чувствам, всевозможным оттенкам настроений. Язык их произведений становится подчеркнуто эмоциональным.
ГЛАВА 2
Тема воспитания в произведении Жан-Жака Руссо «Эмиль или о воспитании
О Жан-Жаке Руссо
За философию «Эмиля» был осужден Парижским парламентом, но сбежал в Швейцарию. Оттуда же снова переехал по причине осуждения своих произведений. После возвращения в Женеву отношения Руссо и Вольтера обострились из-за нового произведения Руссо «Письмо о зрелищах». В биографии Жан-Жака Руссо снова наступил период бегств: на этот раз он укрылся в Англии. Позже вернувшись во Францию, находился в тяжелом психическом состоянии. Скончался Руссо 2 июля 1778 года.
Выбор жанра
Тракта́т — одна из литературных форм, соответствующих научному сочинению, содержащему обсуждение какого-либо вопроса в форме рассуждения, ставящего своей целью изложить принципиальный подход к предмету. К этому жанру обращались Вольтер ("Трактат о веротерпимости"(1763)), Монтескьё (трактат «О духе законов» (1748)), Лессинг (трактат «В защиту трогательной комедии» (1751)) и другие.
Жанр трактата был популярен в эпоху Просвещения, так как это было время размышлений на вечные темы. Просветители старались изложить свою точку зрения в убедительной форме. Руссо ставил перед собой цель не просто поделиться мыслями о воспитании, он стремился написать программу воспитания, потому и обратился к жанру трактата
Почему трактат называется «Эмиль»?
Почему Руссо назвал книгу «Эмиль»? Эмиль – это вымышленный герой, приёмный сын Руссо. Эмиль служит примером идеального ребёнка, и на его примере рассматривают идеальные способы воспитания.
Трактат называется «Эмиль, или трактат о воспитании», так как автор приводит на примере воспитания Эмиля, как должен был воспитываться ребёнок восемнадцатого века. Хотя сам автор имел 5 детей, которые все были отданы в воспитательный дом. Руссо оправдывался тем, что не имел средств их вскормить, что они не давали бы ему спокойно заниматься. И что он предпочитает сделать из них крестьян, нежели искателей приключений, каким был он сам.
Программа воспитания Руссо
В «Эмиле» Руссо обрисовывает целую программу, названную им «негативным воспитанием», которая, он убеждён, покончит с поклонением ложным богам. Наставник (ясно, что это идеальный портрет самого Руссо) воспитывает Эмиля в уединении, дабы ему не привились пагубные понятия, и обучает по методу, обеспечивающему развитие заложенных в нем способностей.
В своем трактате Руссо декларирует следующие принципы воспитания.
Так, он считает, что на ребёнка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребёнка. Задача воспитателя - обобщить действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Жан-Жак полагал прежде всего самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретён к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек, как свободная личность, может стать полноправным членом общества. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизмом процесс, когда ребёнок живёт в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.
Контакт с природой должен был физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает необходимость искусственных наказаний – они заменяются естественными последствиями неверных поступков. Слабого еще и беспомощного ребенка должен опекать наставник. Естественное воспитание должно явиться живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становиться стремление ребенка к самосовершенствованию.
В задачи воспитания Жан-Жак Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Он полагал, что материальной предпосылкой мышления служат чувства, которые нуждаются в постоянном совершенствовании с раннего детства. Он отводил особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совершенствования всего организма. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребёнка в среде, близкой природе и ручному труду. Если в интеллектуальном, нравственном воспитании Жан-Жак Руссо предлагал не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспитанника даже известному риску. Руссо ставил перед естественным воспитанием и задачи гражданского формирования человека. Им предложена целая программа соответствующих педагогических мероприятий. Ручной труд провозглашался важнейшим средством воспитания. Писатель был убежден, что свою независимость человек может обеспечить своим собственным трудом. Вот почему труд занимает такое важное место и оказывается целью воспитания в педагогической системе Руссо.
Он разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Она оказалась подлинно революционной для своего времени. Идеи Руссо об уважении к ребенку, воспитании в труде получили дальнейшее развитие в современной педагогике.
В своём трактате Руссо напрямую побуждает читателя делать, или не делать определённых действий:
«Эмиль» не касается политики, однако эта книга незаменима для понимания политической теории Руссо: Эмиль – человек, призванный существовать в правильно устроенном обществе, описанном Руссо в Общественном договоре. Ни прославления индивидуализма, ни возвеличения коллективизма в этом трактате нет. Основная его мысль заключается в том, что личность должна обладать самостоятельностью, устанавливая законы, соответствующие ее устремлениям.
ГЛАВА 3
Филип Честерфилд «Письма к сыну»
О Филипе Честерфилде
Честерфилд Филип Дормер Стенхоп - английский государственный деятель и литератор, родился в Лондоне 22 сентября 1694. В 1726 унаследовал графский титул. Своей репутацией литератора Честерфилд обязан посмертно напечатанным письмам, адресованным его незаконному сыну Филипу Стенхопу (с 1737 по 1768), а затем – крестнику и наследнику Честерфилда, также названному Филипом Стенхопом (с 1761 по 1770).Честерфилд скончался 24 марта 1773 года.
«Письма к сыну» писались с 1739 по 1768 год почти ежедневно и были адресованы его незаконнорожденному сыну Филипу Стенхопу, который родился в 1732 году и воспитывался матерью вдали от отца, с которым он виделся очень редко. Однако отец взял на себя материальные заботы о воспитании сына, сам подыскал ему лучших учителей. Всего до нас дошло свыше 420 писем, начиная от самых ранних, обращенных к восьмилетнему мальчику, и кончая написанными за несколько дней до смерти тридцатишестилетнего дипломата.
«Письма к сыну» не задумывались Честерфилдом как полноценное художественное произведение. Но стали восприниматься таковым вскоре после того, как увидели свет. Вдова сына, Юджиния Стэнхоп, видимо, первой поняла историческую ценность писем. Несмотря на многочисленные трудности, она опубликовала эти письма в 1774 году
Эпистолярный жанр
Жанр этого произведения определяется как эпистолярный. Эпистолярный жанр - литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол). Жанр стал очень популярным в литературе XVIII века, особенно в творчестве писателей-сентименталистов. Популярности жанра способствовал успех романов Сэмюэла Ричардсона («Памела, или Вознагражденная добродетель»), Шарля Луи де Монтескьё («Персидские письма»), Шодерло де Лакло(«Опасные связи») и другие.
Родительские письма к сыну − один из весьма распространенных жанров в мировой педагогической литературе. И в Византии, и в Западной Европе, и в Древней Руси этим жанром часто пользовались для изложения моральных правил, так как видели в нем одно из средств придать этим правилам внушительность и своего рода непререкаемость отцовского наставления. Образцом для многих ранних подобных произведений служили наставления сыну в так называемых «Притчах Соломоновых», «Поучения отца к сыну», «Поучение Владимира Мономаха».
Воспитание джентльмена
Можно сказать, что сам Честерфилд был последователен в осуществлении своей педагогической задачи. Он действительно построил модель воспитания идеального джентльмена. Как и большинство аристократических семей, Честерфилд готовил сына к двум поприщам − парламент и дипломатия. Но он ставил перед ним более важную задачу, которая так или иначе звучит в каждом письме, − воспитание «настоящего джентльмена, светского человека, придворного» Он писал: «Человек должен поставить перед собой цель, но надо также знать, какими средствами она достигается, и уметь эти средства должным образом применять, иначе все усилия окажутся тщетными и несостоятельными. В том и другом случае знания − это начало и источник, но это еще ни коим образом не все. Знания эти должны быть украшены, у них должен быть блеск, или их скорее всего примут не за золото, а за свинец. Я уже столько писал тебе о хорошем воспитании, обходительности, обходительных манерах и т. п.»*.
Честерфилд очень четко определил основные задачи, которые должны решаться в процессе воспитания будущего джентльмена, наставляя сына: «Во-первых, надо исполнять свой долг перед богом и людьми, − без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение; во-вторых, приобрести большие знания, без чего к тебе будут относиться с большим презрением, даже если ты будешь очень порядочным человеком; и, наконец, быть отлично воспитанным, без чего при всей своей порядочности и учености ты будешь человеком не только неприятным, но просто невыносимым».*
Начиная свою переписку, Честерфилд, безусловно, вспоминал собственные отроческие годы и, по-видимому, старался избежать недостатков тогдашней воспитательной системы, испытанных им на себе самом. Но традиция была слишком сильна, и Честерфилд невольно делал те же ошибки. Постепенно письма становятся искреннее, интимнее, касаются более личных вещей, вкусов или поведения; иногда они достигают настоящей лирической вдохновенности и озабоченности, в особенности с тех пор, как привычное обращение писем первых лет "Милый мой мальчик" сменяется другим: "Дорогой друг":
Советы и наставления, которые Честерфилд с этих пор давал юноше, становились все более серьёзными, настойчивыми и пространными; они касались порой как будто мелочей, частностей, не стоивших обсуждения, словно писались отцом только для того, чтобы создать иллюзию действительной и оживлённой беседы с сыном, находившимся за морем, в Германии или Франции. Временами, однако, эта беседа была посвящена несколько вольным и опасным, хотя и столь же непринуждённо изложенным советам, как следует юноше держаться в обществе, и из писем данного рода могло даже создаться впечатление, что отец учил сына вещам, которые противоречат не только педагогическим нормам, но и элементарной этике.
В письмах нет ничего, что противостояло бы просветительскому мировоззрению - идеалам добра, справедливости и добродетели; напротив, они всегда стоят на первом плане и везде получают искреннюю защиту и красноречивое прославление.
Несмотря на огромное количество писем сын Честерфилда оказался невосприимчивым к самым заветным из его наставлений: он вёл свою собственную жизнь, создавая её не по отцовским советам, а по собственным побуждениям и пристрастиям, таясь и ни разу не признавшись в том, что очень далёк от всего, о чем мечтал для него отец. Они вели совершенно раздельное существование; их интересы не совпадали; словно отец писал в пустое пространство, создав себе искусственный воображаемый образ сына, мало похожий на действительного адресата писем.
ГЛАВА 4
Тема воспитания в творчестве Фонвизина
Комедия – это драматический жанр литературы, в центре которого стоит комическое смешное событие. Комедия противостоит трагедии в том плане, что трагедия – это высокий жанр литературы, а комедия, наоборот, приниженный, упрощённый жанр. Комедия, как и трагедия, возникла из древних обрядовых действ, в который участники обряда разыгрывали определенные ситуации, вступая в диалог друг с другом. Жанр комедии нередко использовали Грибоедов («Горе от ума» (1824)), Гоголь («Ревизор» (1836)), Сумароков («Опекун» (1768)) и другие.
Знаменитая пьеса Дениса Ивановича Фонвизина стала вершиной драматургии XVIII века. В "Недоросле" представлены такие актуальные проблемы того времени, как жестокость крепостного права и нравы придворного общества. Но, пожалуй, самыми главными проблемами становятся воспитание и образование будущего поколения. В этом, безусловно, современность звучания произведения. Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения в России говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди восемнадцатого столетия.
Система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в XVIII-XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты и одновременно – высокомерие, чувство превосходства по отношению к окружающим. Эти качества во многом способствовали жизненной несостоятельности людей, фатальной неизбежности несчастливой судьбы.
Фонвизин понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. – Просвещение возвышает одну добродетельную душу».[2] Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. Вопрос о воспитании молодёжи Д. И.Фонвизин ставит широко. Воспитание дворянина для него - это воспитание, в первую очередь, гражданина. Драматург считает, что проблема воспитания имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла.
Выводы
1 . Жан-Жак Руссо обращается к популярному в его время жанру трактата, т.к. считает именно этот жанр необходимой формой для выражения своих взглядов на воспитание. Автор прямо, свободно излагает свои мысли. Манера изложения характеризуется назидательностью и категоричностью.
Честерфилд говорит о воспитании в эпистолярном жанре. Это более интимная, более лиричная форма выражения. Обращаясь к читателю (первоначально к своему сыну), в мягкой форме, он не поучает, а дает советы, повествует о себе, объясняет, как следует поступить в той или иной жизненной ситуации.
2. С точки зрения Руссо, воспитанный человек – это прежде всего человек независимый в своих взглядах, который в первую очередь задумывается о себе, а потом уже о других. Это человек, для которого четко определены цели в жизни, принципы, правила поведения. Несмотря на мнение окружающих, он волен поступать именно так, как считает нужным. Но все же, это человек, уважающий мнение старших, свою семью, почитающий ее традиции. Воспитание должно приносить радость, наказания неприемлемы. В отличие от своих современников, в частности, Честерфилда и Фонвизина, Руссо считает физическое воспитание одним из главных аспектов воспитательной системы, а труд провозглашает важнейшим средством воспитания.
По мнению Честерфилда, воспитанный человек, прежде всего джентльмен: интеллигентный, образованный, умеющий вести себя в обществе. Честерфилд убежден, что, прежде всего в ребенке нужно видеть друга, а не воспитанника.
3. В комедии «Недоросль» основные взгляды на правильное воспитание выражает Стародум. Его устами говорит сам Фонвизин: воспитание дворянина - это воспитание, в первую очередь, гражданина.
Различие между зарубежной литературой и русской заключается еще и в том, что за рубежом авторы могли не скрывать своих эмоций и выражать свои взгляды открыто, не прикрываясь сарказмом и сатирой, как это делает Фонвизин в своей комедии «Недоросль».
Несмотря на существенные различия в освещении темы воспитания за рубежом и в России, следует отметить и некоторые общие черты. А именно:
во все времена и во всех странах было важным воспитать в человеке уважительное отношение к старшим, верность нравственным принципам, а главное - воспитание человека должно было способствовать его развитию, и, как следствие, развитию общества.
Источники информации
Автор Критерии сравнения | Жанр | Способ выражения позиции автора | Суть воспитания |
Ж.-Ж. Руссо | Трактат | Тезисы, образующие воспитательную программу | Гармонично развитая личность |
Ф. Честерфилд | Эпистолярный | Обращение отца к сыну в виде советов, наставлений | Воспитание джентльмена |
Д.И. Фонвизин | Комедия | Речь героя (Стародум) | Воспитание гражданина |
Примечания
[1] Рророророророр
Северное сияние
Рисуем тыкву
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
За еду птицы готовы собирать мусор
Астрономический календарь. Декабрь, 2018